Мария Ремыга-Ганькова сняла фильм о «Музыкальной экспедиции»
Режиссер Мария Ремыга-Ганькова презентовала новый фильм «Музыкальная экспедиция — 2019». Премьерный показ состоялся в киноклубе «Политехник». И даже те, кто не был ни на одном концерте фестиваля-путешественника, хлопали и подпевали, погружаясь в чутко переданную атмосферу «Музэкспедиции». Мария подробнее рассказала о создании фильма-дневника.
— Мария, расскажи, как создавался фильм о шестой «Музыкальной экспедиции»?
— Начну с того, что на самом деле было страшно. Два года назад, в 2017-м, мы делали небольшой фильм про «Музыкальную экспедицию». Была некая попытка объяснить, что это вообще такое. И получилось довольно ярко. Вышел такой хороший дневник. Интересно было наблюдать, как люди говорили о прошлогодней «Музыкальной экспедиции», но при этом описывали события двухлетней давности по нашему фильму! То есть им запомнилась та картинка, такое интересное свойство памяти.
В чем страх был — два года назад уже что-то получилось, и ты входишь в одну и ту же воду, по большому счету. Во-первых, важно было не повторяться относительно первого фильма. А во-вторых, когда ты слышишь фразу: «Ждем нового!», тебе вообще плохо. У меня всегда такое ощущение, что я никогда не оправдаю эти ожидания. А тут — 8 съемочных дней, 16 часов музыки! Я понимала, что мне нужно точно передать атмосферу. Здесь важны личное отношение и личная вовлеченность. Это не может быть просто репортаж с места события. Тебе необходимо передать именно те ощущения, которые ты поймал вместе с другими зрителями.
— Как проходил съемочный процесс? Были какие-то сложности с учетом того, что все происходящее вокруг от вас практически не зависит?
— В первый же день у нас была загвоздка. Все привыкли, что «Музыкальная экспедиция» начинается на открытой площадке. В этом году решили начать в Центре классической музыки, так как открытие совпало еще и с юбилеем Артёма Эдуардовича Маркина (дирижер Губернаторского симфонического оркестра, директор ЦКМ — прим.
ред.), ему исполнилось 50. Открывали грандиозно — симфонией Малера. С точки зрения слушателя все прекрасно, а я как режиссер понимаю, что для фильма это не очень хорошо — начинать с помещения, так как все привыкли к опенэйрам. Мне же хотелось сохранить логику повествования.Решилось все в последний день, когда выступал ВИА «Татьяна» и исполнял ретро-музыку. Это классные девушки, которые делают сильные обработки. И в последний день Мириам Сехон поет песню: «Ты не печалься, ты не прощайся. Мы не прощаемся с тобой». И в тот момент я точно поняла, как буду заканчивать фильм. Это не новый прием, но начала я тоже с последнего дня. Там были хорошие слова Бориса Андрианова (художественный руководитель фестиваля, виолончелист — прим. ред.) о том, что за эти десять дней — от симфонии Малера до ВИА «Татьяна» — прозвучало столько музыки, которая наполняла гармонией! И эти его слова укрепили меня в мысли начать с конца, и мы вернемся к этому же финалу, но только с другими композициями.
Относительно процесса — ты не можешь сделать здесь полноценный документальный фильм, поскольку не являешься полноценной частью той команды. Все музыканты, кроме Бориса, который уже тебя знает, воспринимают тебя как некоего журналиста. И только на третий-четвертый день, когда ты уже примелькалась, люди начинают с тобой разговаривать. И поэтому я в первые дни принципиально не брала ни у кого из музыкантов интервью. Я подумала: «Пусть они ко мне присмотрятся, и я к ним присмотрюсь, а потом поговорим». И такой план сработал.
— Ты рассказывала, что каждый день «Музыкальной экспедиции» в твоем фильме обрел свою тему. Как удалось их выявить и передать зрителю?
— На самом деле у каждого дня появились своя атмосфера и своя история. Это уже не просто дневник и пересказ событий. Первый день — вводный Малер, юбилей маэстро и тема того, что «Музыкальная экспедиция» — это не только путешествие по Владимирской области, но и погружение в музыку и внутрь себя.
Во второй день концерт проходил в Кольчугино, на площади перед администрацией у памятника Ленину. Там было жутко жарко, но когда зазвучала электроника, это просто превратилось в какое-то чудо! Поэтому тема второго дня — электроника и знакомство с Артёмом Варгафтиком (музыкальный критик, телеведущий — прим. ред.). Он был ведущим всех концертов и этаким медиумом между музыкантами и публикой. Он объясняет очень многие вещи, и все, что ты слушаешь, становится для тебя гораздо интереснее.
На третий день «Музыкальная экспедиция», спустя шесть лет, вернулась в Александровскую слободу. И там был герой, которому всего лишь три месяца. Он лежал в коляске и тоже слушал музыку. Поэтому здесь переплетены тема младенчества, период трогательного возвращения туда, где зародилась «Музыкальная экспедиция», и вместе с тем тема расширения географии «Музыкальной экспедиции», ее взросления.
Четвертый день получился очень кинематографичный, я сама даже не ожидала. Концерт снова проходил на территории стекольного завода в Красном Эхе — это градообразующее предприятие. Мы поехали по деревне и встретили мальчишек, которые купались в речке. Мы поснимали, как они плещутся, и говорим: «Пацаны, сейчас концерт через 20 минут будет. Приходите». И они берут и приходят на этот концерт! Это был подарок! В Красном Эхе открывается тема — люди, которые впервые в живую слышат классическую музыку. Мне хотелось передать эту атмосферу — жара, стекло плавящееся, жар музыки. Это все слилось! Там была потрясающая композиция Джованни Соллима, которая никого не может оставить равнодушным. Такая горячая, что мне хотелось через нее передать всю атмосферу жара, печей, и получился такой киношный монтаж.
Пятый день прошел в Мещере на День России. Организаторы выбирали площадку, чтобы показать всю красоту этого места. Нам хотелось передать умиротворение, покой Мещеры. Помимо чудесной природы здесь прослеживается тема семьи — музыканты и организаторы фестиваля давно ею стали. Поэтому не случайно в фильме есть момент, где все поздравляют маму Бориса Андрианова с днем рождения.
Шестой день был в селе Павловское, в Усадьбе двух генералов. Это тот момент, когда идет дождь, а люди все равно приходят. В фильме мне хотелось показать преданность слушателей, несмотря на холод.
На следующий день «Музыкальная экспедиция» снова приехала во Владимир, на бывшую фабрику музыкальных инструментов. Организаторам хотелось вернуть в нее музыку. Там было все посвящено Баху. И был очень крутой момент, когда люди дружно начали напевать мелодию под джазовую обработку Баха. Тогда прозвучала очень важная для меня фраза Леонида Винцкевича: «Если счастье было, то оно было вчера». Это был как раз тот редкий момент счастья, тема единения, объединяющего искусства.
Завершалась «Музыкальная экспедиция» 16 июня на Георгиевской во Владимире трогательным ретро-выступлением ВИА «Татьяна». Здесь оставалось только не переборщить с ностальгическими моментами, а придать нотку светлой грусти. Мне хотелось каждому дню придать свое настроение, и, надеюсь, это получилось.
— Маш, я правильно понимаю, что вы работали без предварительного сценария? То есть поехали, начали снимать, и только в процессе стала вырисовываться какая-то структура?
— Поскольку основное в этой истории — сам фестиваль, придуманный Борисом Андриановым, Алисой Бирюковой и Артёмом Маркиным, мы должны были просто быть очень чуткими к тому, что уже создано. Важно, что операторы Олег и Игорь оба музыкальные. У нас не было никаких постановочных кадров. Ребята хорошо слышат и ловят крутые моменты. Они смогли органично их вписать в фильм. В этом отношении парни большие молодцы. Я считаю, что фильм получился достойный.
Фотографии предоставлены Марией Ремыгой-Ганьковой, Елизаветой Маркиной и Анастасией Сусленковой.
Режиссер Мария Ремыга-Ганькова и шеф-повар Дмитрий Орловский нашли замену французскому жирному супу «Багратион»
«Внимание!» — бренд-шеф кулинарной студии Roulet Дмитрий Орловский, с самой обворожительной улыбкой из своего арсенала, доверчиво смотрит в бестрепетный зрачок камеры смартофона и объявляет: «Проект „Кулинарный ответ“ студии Roulet и портала „Ключ-Медиа“ возвращается.
Как давно мы не слышали этих слов, после которых на бомбической кухне студии все начинало крутиться, кипеть, исторгать пар и клубы фантастических ароматов, происходили чудеса, невероятные превращения и магические изменения, совершались маленькие — и побольше — открытия и даже менялись если не судьбы, то вкусы и гастрономические предпочтения.
И вот эксперт «Кулинарного ответа», заслуженный гастротренер самого вкусного проекта «Ключ-Медиа» Дмитрий Орловский готов к ответу после полугодового перерыва, случившегося по всем нам понятным обстоятельствам. А вопрос для него приготовила Мария Ремыга-Ганькова, режиссер проекта «Имя. Символ 33».
И в этом можно усмотреть особый смысл: Мария со своей творческой группой оживляет для современников истории людей, незаслуженно забытых, чей талант, труд, служение Отечеству были не в полной мере оценены или как-то померкли под пылью времен. Несколько дней назад наш портал рассказал о премьере нового фильма проекта «Имя.
Символ 33». 21 сюжет поведал о нашем земляке, гениальном ученом, в одиночку раскрывшем секрет мейсенского фарфора, о друге и соратнике Михаила Ломоносова уроженце Суздаля — Дмитрии Виноградове.Но вопрос, который Мария приготовила для Дмитрия, — совсем из другой эпохи. Ну, разве что долгая работа над историей российского «порцелана» заставили ее иначе взглянуть на фарфоровую посуду.
«Я поняла, что это не какие-то предметы прошлых времен из бабушкиного серванта. Мне стала понятно, насколько они красивы, гармоничны. Обычная чашка может быть произведением искусства», — призналась Мария.
А изящная посуда, как волшебное блюдечко с голубой каемочкой, привела нашу героиню на кухню. И ей вдруг захотелось расширить свои кулинарные компетенции, которые пока что сосредоточены на гречке и разнообразии всего, что с ней сочетается. Тем более, что все члены семьи — любители полезной крупы.
Конечно же, не обошлось и без профессионального интереса. Так мы узнали: каким будет следующий фильм проекта о выдающихся людях Владимирского края, получившего президентский грант. Героем очередного исторического расследования станет Петр Багратион. Легендарный герой наполеоновской кампании с барельефным профилем был невероятно популярен у современников. С нашей губернией его связывают печальные события. Ученик Суворова, бесстрашный генерал, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией умер от тяжелых ран в селе Сима Юрьев-Польского уезда в сентябре 1812 года.
Но есть в истории Петра Ивановича и гастрономическая страница. Хотя в битве под Аустерлицем российская армия потерпела поражение, войска, которыми командовал Багратион, стойко отражали натиск французов, а потом прикрывали отход главных сил. Вот почему отважного военачальника на родине встречали с почестями. А обед в честь героя Лев Толстой описал в романе «Война и мир», сделав главным по его устройству старого графа Илью Андреевича Ростова. Полистайте хрестоматийную книгу: «Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».
Вот Мария и подумала: а не удивить ли коллег по съемочной группе изысками того времени? Нам и сейчас напоминают о них хлеб «Бородинский», торт «Наполеон». А в высокой кухне известен рецепт супа «Багратион». Правда, придумали его не для угощения героя Отечественной войны. Историки кулинарии полагают, что подавали суп на званых обедах обольстительной княгини. Придумал его основатель французской «высокой кухни» Мари Антуан Карем. Позже Огюст Эскофье, получивший от современников титул «король поваров и повар королей», опубликовал рецепт в своей книге «Кулинарный путеводитель». Это скорее соус — мучная подливка с говядиной и курицей со сливками и желтками. В поваренной книге Эскофье он так и назван: суп «Багратион» жирный. Согласитесь, звучит не очень эпически.
Именно поэтому Марии и потребовался совет эксперта «Кулинарного ответа». Ведь блюдо должно быть изысканным, элегантным, запоминающимся — достойным приема в честь мужественного князя. И хорошо бы простым и понятным — как любимая ею гречка. Бренд-шеф Орловский продемонстрировал невозмутимость и мужество, достойные защитников «багратионовских флешей». Вопрос он оценил. Уж если и возвращаться к проекту, так с княжеским блеском, не меньше.
Ну, а просторный плацдарм гипермаркета «Глобус» позволит найти ингредиенты хоть для княжеского обеда, хоть для пастушьего завтрака, удовлетворив самые смелые фантазии кулинаров. На поиски компонентов для утонченного обеда Дмитрий отправился один — из соображений социальной ответственности.
В гипермаркете «Глобус» о здоровье покупателей заботятся особенно тщательно, соблюдаются все необходимые меры гигиены, действует масочный режим. Организована доставка продуктов по заявкам владимирцев. Но так трудно отказать себе в удовольствии пройти среди прилавков с радующим глаз разнообразием товаров.
«Утки осенью в большой цене», — подумал Дмитрий и выбрал нежнейшее филе грудки. Ну, а утка без яблок, апельсинов и пряных трав — это уже не высокая кухня. Несколько минут в гипермаркете — и ответ на вопрос Марии найден. Наблюдая, как бренд-шеф Roulet деловито выкладывает на стол добычу, Мария немного напряглась.
«С уткой я прежде дела не имела. С мясом вообще не часто что-то готовлю. Хотя пельмени люблю с детства. Я выросла в Киргизии, папа прекрасно готовит блюда, которые распространены в Средней Азии: шурпу, лагман, беляши. Все знакомые к нам ходили в гости на манты. Поэтому у нас сразу три пароварки для мантов, и все идут в дело, когда собирается семья. Восточная кухня все-таки насыщенная, калорийная. Поэтому вводим в меню манты, например, с тыквой. В этом году на огороде у нас ее очень много. А пельмени всегда лепили сами. И сейчас вместе с детьми их готовим. Прекрасный повод собраться вместе, обсудить все новости, поговорить», — Мария, похоже, оттягивает момент истины.
Но не тут-то было. «Кулинарный ответ» потому и не обнулился, что его участники всегда вовлечены в процесс поиска верного решения. Однако, эксперт нашего проекта погружает участницу в процесс постепенно. Не имела дела с уткой? Ну что ж, справляйся с апельсином. Скажете, просто? Ну, тогда потренируйтесь на кухне срезать кожицу до самой мякоти, не превратив при этом круглый плод в кубик. А прежде сняв тончайшие стружки цедры.
Из полученного апельсинового шарика режиссеру проекта «Имя. Символ 33» бренд-шеф дал задание вырезать сегментики чистой цитрусовой мякоти. Наверное, так ювелирно Мария монтирует фильмы: «Обычный апельсин, а сколько работы!».
«Лучше тебя сегодня никто апельсин не разделывал», — мимоходом отметил Орловский. Как же давно мы не слышали этих слов!
И вот в руке у участницы «Кулинарного ответа» — конструкция затейливой формы. Мария не сразу поняла, зачем она ее филигранно вырезала. Все просто: кусочки мякоти нужны для фруктового соуса к дичи, а ажурные остатки надо просто сжать в кулаке посильнее и выдавить сок на кусочки филе, добавив цедру.
Пока птица маринуется, Дмитрий дает ученице задание подготовить корнеплоды для мусса. Тыква, морковь, корень сельдерея будут вариться до мягкости. К ним можно добавить пряные травы, но важно не перебить нежный сливочный вкус тыквы и легкую пикантность сельдерея. За эти 20-25 минут можно успеть приготовить фруктовый соус. Апельсиновая мякоть готова, зеленое яблоко Мария режет на похожие по размеру дольки. И отправляет фрукты в кастрюлю с разогретым сливочным маслом. Когда яблоки станут мягкими, в соус добавляем мед, клюкву, соль и черный перец по вкусу.
А что же утка? Ее пора извлечь из апельсиновой ванны, хорошо обсушить кожу. И вот оно — Дмитрий вручает Марии острый нож и показывает, как надо сделать насечки на кожице, — добравшись до жира, но не затронув нежного мяса утенка. Боевое крещение наша героиня прошла, виртуозно выведя узоры на поверхности филе.
«Утку кладем кожей вниз на хорошо нагретую сухую сковороду, так вытопится лишний жир, а кожица подрумянится», — делится секретами эксперт «Кулинарного ответа». 10-15 минут — и золотистые кусочки можно снять с огня, выложить в форму для запекания и отправить в духовку, нагретую до 180 градусов, на 15 минут.
Пришел черед овощного мусса. Можно было бы просто назвать его пюре, пробить толкушкой для картофеля. Но не для обеда в честь героя сражений! И Дмитрий знакомит Марию с главным ресурсом кулинарной студии Roulet — планетарным миксером KITCHEN AID. Это не красивый эпитет, а полное торговое название многофункционального кухонного агрегата. И, согласитесь, просто миксер — это омлет для будничного завтрака, а планетарный — совсем иной полет. С его помощью вареные овощи и веточка тимьяна превращаются в шелковистую массу. Густоту регулировать можно по своему вкусу — количеством сливок. При желании замените их сливочным маслом. Соль и перец — по вкусу.
Мусс готов, по-летнему пестрый фруктовый соус кружит голову сладким дурманом. Осталось дождаться королеву блюда. Вот она — румяная снаружи, нежно-розовая на срезе.
«Утка у нас получилась какой прожарки?» — Мария интересуется всеми нюансами, как серьезный исследователь.
«Самой лучшей», — успокаивает ее бренд-шеф кулинарной студии Roulet.
О том, что подача — половина успеха блюда Мария Ремыга-Ганькова стала думать, знакомясь с тайнами виноградовского фарфора. Иначе почему гениальный ученый посвятил всю жизнь — в буквальном смысле — поиску технологии производства тончайшей невесомой посуды? Ей же довелось стать властительницей светских салонов, предметом вожделения и зависти.
«Работая над сюжетом, узнаешь множество неожиданных и ярких деталей. Например, мода на пудру для лица у мужчин и женщин связана с фарфором. В ее рецепте были похожие компоненты, но главное, дворяне хотели добиться фарфоровой белизны лица», — рассказывает Мария, наблюдая, как изящное движение шефа может превратить тыквенный мусс в перо диковинной птицы, украсившее тарелку.
«Это же очень красиво!» — восхищение Марии искренне. А в том, что это вкусно, она убеждается с первого кусочка птицы.
«Мы так быстро ее приготовили, при этом мясо удивительно мягкое. Чувствуются все ароматы. Фруктовый соус — это что-то божественное. Если не солить, такой можно подать и к кофе», — участница продолжает оценивать кулинарный ответ шефа на ее непростой вопрос.
«Все, что не десерт, но похоже на десерт, — это класс», — выносит свой вердикт Дмитрий.
«Все это реально приготовить. Продукты доступны, нет ничего вычурного. Несколько штрихов, деталей, которыми Дмитрий поделился, понятный доступный рассказ. Очень комфортное общение, нет никакого барьера между тобой и шефом, поэтому можно задать любой вопрос и получить на него ответ», — так отзывается режиссер проекта «Имя. Символ 33» о новом для себя опыте, сожалея, что урок гастрономии закончился. А блюдо с уткой для Багратиона Мария взяла домой: «Мне ж иначе никто не поверит, что я могу приготовить что-то кроме гречки и блинов».