Водные ресурсы Марокко — общая характеристика и список объектов
Крупнейшие реки страны – Себу, Мулуя, Бу-Регрег и Ум-Эр-Рбию.
Средний и Высокий Атлас богаты пресноводными озерами. Таких озер нет в других районах этого горного массива. Крупнейшее озеро Марокко – Бине-эль-Уйдане.
Реки
Себу (река)
Себу — крупнейшая река в Марокко, протекает по северной части страны. В древности у финикийцев называлась Себус. Берёт начало у Джебель-Бени-Азрар, на
Реки
Бу-Регрег
Бу-Регрег (Вади-Сала). Справочные данные Длина 240 км Расход воды 23 м³/с Исток слияние рек: Уэд-Афсай и Уэд-Геннур Координаты 33°26′47″ с.
Реки
Мулуя
Мулуя, Уэд-Мулуйя — река на востоке Марокко, вытекает несколькими истоками из Высокого Атласа, течёт по большой пустынной впадине и впадает в Средиземное
Водопады
Узуд
Узуд — водопад в Марокко, расположен в горах Высокого Атласа в 130 км к северо-востоку от Марракеша, в области Тадла-Азилаль. Высота водопада 110 м, вода
Озера
Сиди-Али
Сиди-Али — агельмам, горное озеро в Среднем Атласе Марокко, административно относится к провинции Хенифра области Мекнес-Тафилалет. Справочные данные Абсолютная
Озера
Азиза (озеро)
Азиза или Азегза — агельмам, озеро в горах Среднего Атласа в Марокко. Справочные данные Площадь 0,62 км² Наибольшая глубина 26
РекиСагия-эль-Хамра
Сагия-эль-Хамра — вади в Западной Сахаре. Большую часть года представляет собой сухое русло — уэд, наполняемый водой лишь в результате дождей.
Реки
Тенсифт
Тенсифт — река в Марокко. Длина — 270 км. Площадь водосборного бассейна — 19 850 км² Справочные данные Длина 270 км Бассейн 19 850 км² Исток
Реки
Умм-эр-Рбия
Умм-эр-Рбия — река в Марокко. Длина — 556 км. Справочные данные Длина 556 км Бассейн 35 000 км² Исток Координаты 33°03′23″
Реки
Драа (река)
Драа, Дра или Уэд-Дра — река на северо-западе Африки, самая длинная река Марокко — 1150 км, площадь бассейна 15100 км². На участке русла служит государственной
Природные ресурсы Марокко используются не полностью
Марокко, хотя и не содержит нефть в своих недрах, богата крупными залежами полезных ископаемых таких, как олово, золото и алмазы.
Между тем, как пишет марокканская газета Les Echos Quotidien, эта страна на севере Африки использует свои природные богатства не в полной мере.
Главным природным достоянием Марокко являются фосфаты, на долю королевства приходится три четверти мировых запасов этого химического элемента, необходимого для производства удобрений.
Тем не менее власти Марокко сейчас задумываются над тем, чтобы поставить на конвейер добычу олова, золота и алмазов.
Что касается золота, то одним из регионов Марокко, который обладает великолепным потенциалом для его добычи, является пустыня Сахара.
Разведка золота, проведенная здесь канадской горнодобывающей компанией Metalex, выявила наличие больших его залежей, а также месторождения алмазов и реальный потенциал для добычи урана.
Самое же крупное месторождение марокканского олова находится в местечке Ашеммаш (Achemmach) в районе Мекнес (Meknès).
Австралийская компания Kasbah Resources уже заключила контракт на ведение здесь разведки и добычи этого серебристо-белого металла, в соответствии с которым она будет производить от четырех до шести тысяч тонн концентрата олова, начиная с 2013 года.
В Марроко с оловом связывают большие надежды, поскольку оно широко используется в производстве электронных компонентов для автомобилей.
На сегодняшний день крупнейшим производителем олова является Китай, однако по мере истощения его природных запасов, эта страна может стать потенциальным покупателем металла в Марокко.
По примеру Metalex и Kasbah Resources богатство недр как магнит притягивает к Марокко крупные транснациональные компании.
Тем не менее горнодобывающий сектор страны в интересах защиты отечественных фирм продолжает оставаться одним из самых закрытых для иностранной конкуренции.
По информации Les Echos Quotidien, разведывательная, концессионная и эксплуатационная деятельность зарубежных компаний в Марокко подлежат одобрению со стороны государства, в частности, Национального управления по углеводородам и горнорудной промышленности.
При этом продолжительность разрешения на добычу не может превышать четырех лет с правом трехкратного продления.
В 2010 году правительством Марокко иностранным фирмам были выданы 650 лицензий и с ними заключены 77 концессионных договоров. По мнению издания, данное количество не несет угрозы марокканским компаниям.
Тем не менее палеонтолог Абдерразак Эль-Албани (Abderrazak El Albani) из Университета Пуатье во Франции, со своей стороны, высказывает опасения по поводу того, что богатства марокканских недр излишне щедро передаются в эксплуатацию иностранным компаниям, которые в конечном итоге работают не во имя Марокко.
Ученый выражает сожаление в связи с тем, что местные власти в недостаточной мере прибегают к услугам таких же, как он, марокканских специалистов, работающих за рубежом, дабы обеспечить эксплуатацию природных ресурсов страны самими марокканцами.
«Я думаю, что Марокко что-то упускает. Хотя страна открыта для внешнего мира, она не в достаточной мере обращается к потенциалу марокканцев за рубежом. Есть марокканцы, которые исключительно хорошо обучены и компетентны в этой области и которые работают в Канаде, Соединенных Штатах, Германии или Франции. Я знаю некоторых, готовых помочь стране, но им нужно дать человеческие и финансовые ресурсы для проведения таких исследований», — заключил Эль-Альбани.
Алекс Шишло, шеф-редактор Европейского бюро Rough&Polished в Брюсселе
Марокко — Вода
Обзор
С 2015 года в Марокко наблюдается ежегодный дефицит осадков, что приводит к слабому стоку, сокращению подачи воды на дамбы и уменьшению пополнения грунтовых вод. В регионах, где спрос зависит исключительно от местных систем снабжения, последовательные засушливые годы вызвали хронический дефицит. По данным Института мировых ресурсов (WRI), Марокко занимает 22-е место среди стран, наиболее подверженных риску нехватки воды.
Департамент водных ресурсов при Министерстве оборудования, транспорта, логистики и водных ресурсов определяет государственные приоритеты и инвестирует в крупные инфраструктурные проекты в этом секторе, такие как плотины, трубопроводы и системы каналов. ONEE (Национальное управление электричества и воды) — это национальная компания по водоснабжению и электроснабжению, а также компания, которая инвестирует в крупные стратегические и структурные проекты в области питьевой воды и сточных вод. Государственная компания ONEE также обычно проводит открытые тендеры в этом секторе. В дополнение к роли ONEE в водном секторе, частные компании в Рабате, Касабланке и Танжере несут ответственность за доставку и распределение питьевой воды.
Чтобы восстановить и восстановить доступность воды по всей стране, Марокко в 2020 году реализовал «Национальный план водных ресурсов» (PNE), в котором изложен амбициозный план действий по инвестированию почти 40 миллиардов долларов в водный сектор.
Ведущие подотрасли
- Проектирование и строительство плотин
- Опреснительные установки
- Очистка и повторное использование сточных вод
- Водоснабжение и распределение
- Водная безопасность
- Проспект подземных вод
- Питьевая вода в сельской местности
- Сети перекачки воды
- Программное обеспечение для управления
- Зеленая инфраструктура
- Обучение
Возможности
В январе 2020 г. было одобрено финансирование Национального плана водных ресурсов и его части Национальной приоритетной программы питьевого водоснабжения и ирригации (НПП). НПП на период 2020-2027 гг. попытки уменьшить воздействие на климат и гарантировать водную безопасность посредством:
- Строительство 20 плотин общей мощностью 5,38 млрд куб. К настоящему времени запущено пять крупных плотин общей стоимостью 658 миллионов долларов.
- Поиск новых подземных вод для улучшения снабжения питьевой водой (Министерство водных ресурсов обязалось выделить 80 миллионов долларов, а ONEEE внесет 56 миллионов долларов).
- Строительство трех новых опреснительных станций общей производственной мощностью 243 300 м3/сутки. Воздействие на окружающую среду и технические исследования продолжаются для новой опреснительной установки в Касабланке, которая должна быть введена в эксплуатацию к 2027 году9.0014
- Проект гидро-сельскохозяйственного развития для защиты равнины Саис посредством строительства канала и сети переброски воды от плотины Мдез.
- Обеспечение снабжения питьевой водой сельских районов за счет полного оснащения 160 пунктов снабжения питьевой водой и модернизации еще 659 пунктов снабжения примерно 1,2 миллиона жителей.
- Реализация плана повторного использования сточных вод для орошения зеленых насаждений, который включает очистку и повторное использование сточных вод в 128 городах и городских центрах, а также подключение к сетям сточных вод более 1200 сельских районов.
Второй этап инвестиций является продолжением «Приоритетной водной программы» и будет сосредоточен на управлении, очистке и хранении воды. Этот план направлен на улучшение водоснабжения за счет:
- Строительство плотин: строительство 50 крупных плотин с целью увеличения емкости водохранилищ до 32 миллиардов кубометров к 2050 году.
- Соединение гидравлических бассейнов: Проекты по переброске воды между бассейнами являются ключом к обеспечению гибкого и комплексного управления водными ресурсами между районами с богатыми водными ресурсами (в северной части Марокко) и менее богатыми районами (внутри страны и на юге Марокко).
- Опреснение морской воды.
- Интеграция всех сельских населенных пунктов в структурированную систему питьевого водоснабжения.
- Предоставление водных ресурсов, необходимых для развития устойчивого сельского хозяйства; и
- Сохранение экосистем и борьба с загрязнением.
Ресурсы
- Национальное управление водоснабжения и электроснабжения (O. N.E.E): www.one.org.ma
- Департамент водных ресурсов: http://www.equipement.gov.ma/.
Водная безопасность в Марокко
С 27 по 31 августа 2017 года в Стокгольме, столице Швеции, пройдет Всемирная неделя воды — ежегодная конференция по воде и управлению водными ресурсами, организованная Всемирным банком. Специальная сессия во вторник, 29 августа, будет посвящена управлению водными ресурсами в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), где нехватка воды становится все более острой. Эта сессия также будет посвящена презентации нового доклада Всемирного банка под названием «За пределами дефицита: водная безопасность на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Госсекретарь Марокко по водным ресурсам г-жа Шарафат Афилал, которая примет участие в этой сессии, поделится с нами своими размышлениями о проблемах управления водными ресурсами, стоящих перед ее страной.
Из-за своего географического положения в Марокко наблюдаются значительные климатические различия на его территории и переменное количество осадков в зависимости от региона и времени года. В целях поддержки своего развития и рационализации управления водными ресурсами Марокко на протяжении десятилетий стремилось управлять своими водными ресурсами путем строительства крупной водной инфраструктуры (плотин, эффективных систем орошения и т. потребности потребления.
Этому неоспоримому успеху способствовали следующие достижения:
Политика контроля и мобилизации водных ресурсов путем строительства крупных плотин, которые играют роль регулирования стока путем накопления дождевой воды для использования в засушливые периоды и для целей орошения.
- Политика долгосрочного планирования, начатая в начале 1980-х годов, которая позволяет лицам, принимающим решения, предвидеть нехватку воды, предоставляя государственным органам картину наличия водных ресурсов в течение 20–30 лет.
- Крупные шаги на нормативном и институциональном уровне для повышения эффективности управления водными ресурсами на всей территории. Это относится к принятию важнейших законодательных актов, таких как Закон 10-9. 5 для комплексного, партисипативного и децентрализованного управления водными ресурсами путем создания бассейновых агентств и внедрения механизмов охраны водных ресурсов.
- Развитие навыков технических и научных исследований в соответствующих учреждениях как на центральном, так и на местном уровне.
В результате этой политики и инвестиций в настоящее время в Марокко имеется 140 крупных плотин мощностью более 17,6 млрд м 90 101 3 90 102 и несколько тысяч скважин и колодцев для захвата подземных вод. Это помогло обеспечить снабжение питьевой водой марокканских общин и разработать крупномасштабную современную ирригационную систему (охватывающую около 1,5 миллиона гектаров) с целью удовлетворения амбиций роста все более конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора. Эти политики также включают интегрированные системы управления рисками посредством лучшей защиты сообществ и собственности от наводнений, а также использование воды для производства гидроэлектроэнергии.
Водный сектор, тем не менее, продолжает решать серьезные проблемы, связанные с истощением водных ресурсов, усилением экстремальных климатических явлений (наводнения и засухи), вызванными изменением климата, и нехваткой ресурсов для удовлетворения растущих потребностей в сочетании с чрезмерной эксплуатацией ресурсов подземных вод.
Для решения этих проблем и обеспечения водной безопасности страны в 2015 году был завершен Национальный план водных ресурсов (НПВ), эталонная стратегия водной политики Марокко, который основан на трех областях:
1. Управление спросом на воду и эффективность водопользования :
Что касается снабжения питьевой водой, в дополнение к целям обеспечения всеобщего доступа к безопасной питьевой воде, Правительство работало над улучшением производительности сетей питьевого водоснабжения, приняв программу сохранения питьевой воды, которая по существу влечет за собой восстановление сетей водоснабжения. , улучшенные измерения, техническое обслуживание и ремонт сетей, разделение на сектора и реструктуризация, исследования и устранение утечек.
В области сельского хозяйства План «Зеленое Марокко» обеспечил соответствующую институциональную основу и стимул, необходимый для мобилизации финансовых и технических ресурсов для модернизации ирригационной системы в сельскохозяйственном секторе. В соответствии с PNE выполнение программы локализованного преобразования орошения, предусмотренной в Плане «Зеленое Марокко 2020», будет продолжаться до 2030 года с целью достижения 70 процентов общей орошаемой площади. В общей сложности 450 000 га, в среднем 50 000 га в год, уже переведены на местное орошение.
Для повышения эффективности водопользования Правительство активизировало программу развития гидро-сельского хозяйства ниже по течению от уже построенных или строящихся плотин. Эта программа будет способствовать более эффективному использованию регулируемых объемов, еще не используемых для орошения, в основном за счет плотины Аль-Вахда.
2. Развитие водоснабжения за счет накопления поверхностных вод в плотинах, опреснения морской воды, повторного использования очищенных сточных вод и возможности переброски воды из бассейнов, имеющих избыток, на северо-западе в бассейны, имеющие дефицит , в центрально-западном районе.
3. Сохранение водных ресурсов и окружающей среды и адаптация к изменению климата посредством сохранения качества водных ресурсов, устойчивого управления подземными водами, развития водоразделов и защиты уязвимых территорий (болотных угодий и оазисов).
PNE также включает компонент защиты от наводнений и борьбы с засухой, направленный на решение проблемы адаптации к изменению климата и более эффективного управления экстремальными природными явлениями.
Что касается нормативных актов по реализации ПНЭ, то совокупность законодательных и нормативных актов продолжает укрепляться, в частности, с принятием в августе 2016 года нового Закона о воде (№ 36-15), который преследует цели Закона 10. -95 и устанавливает правила интегрированного, децентрализованного и совместного управления водными ресурсами с целью гарантировать право граждан на доступ к воде. Таким образом, этот новый закон ввел реформы, направленные в первую очередь на консолидацию и усиление децентрализованного, интегрированного и партисипативного управления и планирования водных ресурсов, укрепление консультационных и координационных органов и организаций путем создания совета водного бассейна, создание правовых основ для диверсификации источников водоснабжения посредством использование нетрадиционных водных ресурсов, в том числе опресненной морской воды, внедрение информационных систем по водным ресурсам, укрепление институциональной базы и механизмов охраны и сохранения водных ресурсов, усиление финансовых инструментов развития водного хозяйства по принципу: пользователь платит/ загрязнитель платит.