Как Тур Хейердал ходил через океан на папирусных лодках
Пятьдесят лет назад, 17 мая 1970 года, из гавани в Марокко вышла папирусная лодка Тура Хейердала «Ра-2». Это была вторая попытка известного норвежского путешественника, почётного члена РГО, пересечь Атлантику на судне, изготовленном по древнеегипетским образцам. Предыдущее плавание закончилось неудачей, но лишь раззадорило команду. Со второй попытки Хейердал достиг цели, но и она была не лишена трудностей. Все подробности легендарного путешествия в нашем материале.
Томимый любопытством
Трудно поверить, но Тур Хейердал, прославившийся морскими путешествиями, в детстве очень боялся воды. Страх он поборол только в 22 года, когда случайно свалился в реку и нашёл в себе силы выбраться на сушу.
После славного путешествия на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан и экспедиции на остров Пасхи он задался вопросом, могли ли древние египтяне ходить не только по Нилу, но и в открытом море? Тогда он построил лодку «Ра» по образцу кораблей с древних фресок.
«Зачем? Что я хотел доказать? Да ничего, ровным счётом ничего. Я хотел только выяснить – выяснить, можно ли на такой лодке выходить в море. <…> …может быть, древнейшие египтяне были опытными судостроителями и мореплавателями, прежде чем осели на месте и стали ваятелями, фараонами, мумиями. Я хотел выяснить, способна ли папирусная лодка пройти по морю 400 километров – путь от Египта до Ливана. Выяснить, не может ли лодка из папируса пройти ещё дальше, от одного материка до другого. Выяснить, не может ли она дойти до Америки… Зачем? Да затем, что никто не знает, кто же первым достиг Америки. В учебниках написано, что это был Колумб. Но Колумб не открыл Америку. Он был повторным открывателем».
Тур Хейердал, «Ра»
В 1969 году интернациональная команда из семи человек вышла в Атлантический океан из порта Сафи, держа курс на Антильские острова.
Но конструкция лодки оказалась неприспособленной для плавания в открытом море. Тонкие вёсла-веретёна «Ра» не выдержали встречи с серьёзной океанской волной, оставив лодку без управления, так что большую часть пути она попросту дрейфовала. Кроме того, судёнышко, связанное жителями африканских дебрей, сильно деформировалось в ходе плавания. Через два месяца в океане лодка начала терять папирус из связок правого борта. Ахтерштевень – приподнятая вверх задняя часть корабля – обвис, бамбуковая каюта под ударами волн ходила ходуном, попутно перетирая верёвки, скрепляющие папирус.До назначенной цели «Ра» не дошла, но всё же продержалась на воде восемь недель и преодолела 5000 км. По расчётам Хейердала, когда команда была вынуждена прервать путешествие, до Барбадоса им оставалось плыть около недели. Через год он предпринял вторую попытку выяснить, существовало ли морское сообщение между континентами в античные времена.
Тур Хейердал с «Оскаром», 1955 г. Фото: wikipedia.org/National Archives of Norway/Bjørn Fjørtoft
Тур Хейердал (1914 – 2002) – норвежский археолог, путешественник и писатель. Увлекался вопросами взаимодействия античных народов и процессами заимствования и распространения культуры. Известен экспедициями на судах, построенных по древним технологиям. В 1947 г. вместе с пятью спутниками совершил плавание по Тихому океану на плоту «Кон-Тики», построенному из бальсового дерева. В 1955-1956 гг. организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В 1969 и 1970 годах совершил плавание через Атлантику на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2». В 1977 г. на тростниковой лодке «Тигрис» с экипажем в 11 человек прошёл из Ирака через Персидский залив в Пакистан и дальше – к Красному морю.
Почётный член РГО, а также географических обществ Норвегии, Перу, Бразилии. Командор норвежского королевского Ордена Святого Олафа и Командор со Звездой. Лауреат многочисленных наград, среди которых премия «Оскар» за документальный фильм «Кон-Тики», золотая медаль Королевского географического общества (Лондон), Международная экологическая премия Пехлеви, ООН и др.
Ещё про Тура Хейердала
Работа над ошибками
Чтобы избежать проблем, которые помешали «Ра» достичь цели, конструкцию лодки требовалось усовершенствовать. На этот раз вёсла вырезали из толстых брёвен, а папирусный корпус сделали гораздо прочнее. Изменился и сам принцип строительства.
«И я решил испытать других лодочных мастеров, которые по сей день вяжут крепкие лодки на древний лад, с загнутым вверх ахтерштевнем такой же высоты, как нос. <…> Таковы камышовые лодки индейцев аймара и кечуа в Боливии и Перу. Кстати, они ещё в одном напоминают суда древней Ниневии и Египта. Верёвки сплошным кольцом охватывают палубу и днище, в профиль лодка кажется состоящей из одной сплошной связки, тогда как чадские лодки, не имеющие высокого ахтерштевня, набраны из многих связок, соединённых между собой петлями из коротких концов».
Тур Хейердал, «Ра»
Для строительства «Ра-2» Хейердал пригласил в Марокко четверых индейцев племени аймара, проживающих в районе озера Титикака. В этом регионе до сих пор сохранились традиции создания тростниковых плавсредств. Помогали им марокканцы, проживающие в устье реки Лукус: у них тоже были мастера, умеющие делать лодки из тростника.
«Два старика тут же изготовили каждый по модели – шафат с обрезанной прямо кормой (на таких лодках переправляли груз через реку) и мадиа, нос и хвост крючком, как в Древнем Египте. Мадиа и с морским прибоем справлялись, размер – какой тебе угодно, и камыш, из которого делали лодки, – кхаб – месяцами сохранял плавучесть. Старики связали небольшую лодку с загнутым вверх носом и обрезанным хвостом, и пять человек вышли на ней в залив, чтобы я мог убедиться в её поразительной грузоподъемности».
Тур Хейердал, «Ра»
В готовом виде «Ра-2» была 12 м в длину, 5 м в ширину и 2 м в высоту. На палубе стояла каюта – тростниковая хижина – 4 м в длину и 2,8 м в ширину. Лодка была на 3 м короче предыдущей, круглее в разрезе и тоньше.
Команда судна тоже претерпела небольшие изменения. Плотник с озера Чад Абдулла Джибрин уступил своё место марокканцу Мадани Аиту Уханни. Хейердал по этому поводу тактично писал, что Абдуллу закрутили сложности семейной жизни, однако по свидетельству более откровенного Юрия Сенкевича его пришлось заменить по другой причине.
«Участие в экспедиции, а главное, возможности, открывшиеся для Абдуллы после того, как он стал известным, подействовали на него радикальным образом. Он решил поселиться в Каире, купить там дом. <…> Абдулла стал ходить к послу и просить у него денег на покупку дома (как оказалось, не одного), ссылаясь на то, что договорился об этом с Хейердалом, который потом вернёт послу долг Абдуллы. <…> На самом деле Тур даже не подозревал об этом. Всё выяснилось гораздо позже, и ему пришлось отдавать не свои долги».
Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»
Хейердал не сказал другим членам экипажа о «подвигах» Абдуллы, но те и сами обратили внимание на странное поведение бывшего соратника: он приезжал на строительную площадку позже всех, помогать в строительстве «Ра-2» не считал нужным и быстро возвращался в свой отель « развлекаться с висевшими на нём гроздьями весёлыми девицами». Плюс ко всему он пристрастился к выпивке. В конечном итоге, Абдулла перессорился со всей командой «Ра-2», и вместо него в море вышел бербер Мадани, работавший администратором в марокканском отеле, где жили участники экспедиции.
Кроме него, в путешествие отправился ещё один новичок – японец Кей Охара, чьей задачей было снимать повседневную жизнь на папирусной лодке на фото- и видеоплёнку. Остальные шесть членов экипажа были теми же, что и год назад: сам Тур Хейердал и его соратники с первой версии «Ра» – Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Юрий Сенкевич (СССР).
«Ра-2» идёт к цели
В день, когда «Ра-2» получила имя, она доказала свою прочность – ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.
В начале плавания «Ра-2» заставила экипаж поволноваться – папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.
«Шлёпнулся в воду мешок с картофелем: картошка долго варится. За ним последовали два кувшина с рисом. Мука. Кукуруза. Два мешка неведомо с чем. Корзина из дранок. Лучше голодать, чем тонуть. Отправилась за борт большая часть припасённого для кур зерна. А также большой деревянный брус и доски – материал для ремонта. Ещё кувшины. На лице Мадани было написано отчаяние. Кей глядел на парус, оскалив зубы. Море приняло бухту каната. Точильный камень. Молот. Железное копье Жоржа, чтобы сшивать лодку. Поплыли книги и журналы. Обложки от книг. Каждый грамм важен».
Тур Хейердал, «Ра»
Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту «Ра-2» стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго – его команда окрестила «Юби».
«Ра» превратилась в плавучий зверинец. Под водой нас сопровождала немая верная свита юрких рыб, на палубе и на снастях сидели яркие щебечущие птицы, пили воду из чашек и клевали зерно, предназначавшееся для кур. Но по мере того, как мы начали удаляться от Канарских островов, отдохнувшие гости один за другим расставались с нами. <…> Зато голубю корм Cиндбада так пришёлся по вкусу, что он располнел, стал совсем ручным и явно настроился идти с нами до Америки».
Тур Хейердал, «Ра»
Толстые вёсла из отборной мачтовой сосны выдержали несколько штормов, удерживая лодку перпендикулярно волне, что позволяло ей уверенно идти вперёд по бурному океану: высокий ахтерштевень надёжно защищал судно, не давая воде его захлёстывать. Но однажды в бурю казавшееся несокрушимым левое весло переломилось пополам, лодка развернулась боком, её начали заливать волны. С большим трудом команда освободила намертво закреплённое правое весло, чтобы вернуть возможность управлять «Ра-2».
Чтобы увеличить скорость движения судна, Хейердал решил наклонить вперёд мачту, благо, конструкция лодки позволяла такие ремонтные работы. Но высокий нос стал упираться в парус – пришлось спилить изрядный кусок. «Ра-2» потеряла свой элегантный вид, но пошла заметно шустрее.
Пресной воды не хватало – во время непогоды разбилось много амфор с её запасами. Экипаж ввёл режим строгой экономии, скрупулёзно рассчитав оставшееся количество. Участники экспедиции относились ко всем сложностям как к задачам, требующим решения – и решали их. Через 57 дней после выхода из Марокко потрёпанная, но уверенно держащаяся на плаву лодка дошла до Барбадоса, преодолев 6100 км и доказав научному миру, что древние народы Средиземноморья вполне могли добираться до Южной и Центральной Америки.
Значение экспедиции
Путешествие оказалось важным не только с точки зрения экспериментальной археологии. На борту была обстановка, позволившая провести ряд психологических опытов и в целом проверить работу небольшой команды в условиях, в чём-то аналогичных полётам в космос.
«Есть у «Ра» с космолётом общее: там и здесь – безбрежное пространство, и крошечный островок посреди него, и люди, которым надлежит на островке длительное время плечом к плечу жить и работать.
Выражение «плечом к плечу» в этих обстоятельствах имеет заведомо буквальный смысл. И звучит оно порой не так мажорно, как казалось бы со стороны.
Представим себе лучший, какой только можно выдумать, вариант: в межпланетное путешествие отправляется экипаж, состоящий сплошь из великолепных, идеальных парней. Есть ли гарантия, что им не станет в полёте трудно друг с другом?»
Юрий Сенкевич, «На «Ра» через Атлантику»
На втором «Ра» ситуация осложнялась тем, что для большей части экипажа ушла прелесть новизны, как писал Сенкевич, «то ли усталость, то ли вообще стали мы, чёрт возьми, старее и равнодушнее, и на смену прошлогоднему энтузиазму пришла привычка; в самом деле, мы уже ощущали себя не первопроходцами, а чуть-чуть рейсовиками, не поэтами, а ремесленниками океана. ..» Выливалось это порой в споры из-за зубной щётки, последовательности вахт и помощи при мытьё посуды. Но ни одного конфликта не возникло из-за разницы религий, идеологии, политики – того, что могло перерасти в серьёзное противостояние и обиды. Мелкие ссоры позволяли «выпустить пар» при необходимости и заканчивались общим смехом и тёплыми разговорами обо всём на свете. В конечном итоге эксперимент Хейердала, собравшего на крохотном тростниковом судёнышке восемь людей разной национальности, возраста, культур, оказался успешным.
«Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всём выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне».
Тур Хейердал, «Ра»
Кроме того, команда лодки отслеживала наличие в океане нефтепродуктов. Ещё во время первого плавания члены экспедиции обнаружили в воде сгустки нефти и сообщили об этом в Организацию Объединённых Наций. Генеральный секретарь ООН поручил экипажу каждый день вести наблюдения за уровнем загрязнения Атлантики и собирать образцы. 43 дня из 57 на пути «Ра-2» встречались сгустки нефти. Выяснилось, что положений Международной конвенции 1954 года о предотвращении загрязнения моря нефтью (OILPOL) недостаточно, чтобы защитить океан.
«Порой было противно утром чистить зубы – столько грязи плавало у кормы. Ну ладно, пустые бутылки, доски, пластиковые мешки – их как после воскресенья на дачной полянке. Но битум! Но мазут!!! Куски тёмно-бурого цвета, величиной с кулак, а то и крупнее! Некоторые обросли ракушками и усеяны моллюсками, другие совершенно свеженькие. И это в центре Атлантики, а она довольно большая!»
Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»
В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды человека, в ходе которой была принята Декларация об окружающей человека среде, помимо прочего включавшая в себя запрет на слив нефтяных отходов в море. Материалы, предоставленные экипажем «Ра-2», сыграли заметную роль в принятии этого решения. Документ носил рекомендательный характер, но в 1973 году по его следам под эгидой Международной морской организации (ИМО) была принята Новая конвенция МАРПОЛ, в которой требования к соблюдению экологических норм стали гораздо жёстче.
Экспедиция, организованная Туром Хейердалом, позволила под новым углом посмотреть на культуру далёкого прошлого и помогла принять меры, чтобы сберечь океан для будущего. Но самое главное, она показала, что человечеству вполне по силам справиться с противоречиями в настоящем – было бы желание.
«Экспедиция «Ра» показала наглядно, не на теоретических выкладках, а на практике: самые грозные препятствия преодолимы, если люди солидарны в главном, если вопреки всему, что их разделяет, они верны общей разумной цели. Ради одного этого уже стоило выходить в океан кораблику «Ра»!»
Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь»
Ольга Ладыгина
Фильм Кон-Тики (Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, Швеция, 2012) смотреть онлайн – Афиша-Кино
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Второй рейс Кон-Тики для составления карты Большого тихоокеанского мусорного пятна
Судьба альбатроса Ляйсан может быть связана с путешествием Кон-Тики II и группы ютуберов на Гавайях, которые объединяются, чтобы транслировать последствия Великого Тихоокеанское мусорное пятно.
Вдохновленный экспедицией Тора Хейердала 1947 года, современный Кон-Тики II состоит из двойных плотов из бальсового дерева. Его отправят в ноябре из Перу на остров Пасхи и обратно, что организаторы путешествия называют «сочетанием истории, науки и государственного образования (подобного которому еще никогда не было)».
Плоты Кон Тики II имеют длину около 55 футов и ширину 22 фута, оборудованы солнечными панелями для питания средств связи, сонара и холодильника для образцов.
Почти семь десятилетий назад доктор Хейердал и пятеро его коллег преодолели 8000 километров через Тихий океан за 101 день на плоту из бальсового дерева под названием Кон-Тики , чтобы доказать, что жители Южной Америки в доколумбовые времена могли пересечь море и заселили полинезийские острова. Сегодня разыскиваются доказательства того, что пластиковый мусор наносит ущерб мировому океану и дикой природе.
Гавайские острова являются частью мусорного вихря Большого тихоокеанского мусорного пятна, простирающегося от западного побережья Северной Америки до Японии. Участок разбит на Западное мусорное пятно, расположенное недалеко от Японии, и Восточное мусорное пятно, расположенное между американскими штатами Гавайи и Калифорния. Южнотихоокеанский регион этого вихря до сих пор оставался практически неисследованным.
Демократический саммит Байдена 2.0: война на Украине подстёгивает глобальный формат
«Очистка Тихого океана невозможна без дополнительных данных о том, сколько микропластика и какой тип микропластика там плавает», — говорит Торгейр Северуд Хиграфф, руководитель экспедиции «Кон-Тики II», которая стартует 1 ноября, в интервью. «Мы прилагаем большие усилия, чтобы сделать эти цифры доступными для общественности, чтобы можно было принять правильные меры».
В среду, в рамках подготовки к ноябрьскому запуску новой экспедиции, группа ютуберов проведет сбор загрязнений #RoadToKontiki на уединенном гавайском побережье в Саут-Пойнт и транслирует результаты по пластиковому мусору, который, по словам ученых, стать бичом некоторых тихоокеанских морских обитателей.
И Kon-Tiki II, и проект на Гавайях спонсируются норвежским производителем веб-браузера Opera Software, чей главный технический директор Хокон Виум Ли будет находиться на борту Kon-Tiki II. Он также возглавит YouTube-блогеров Чарльза Триппи, Джексона Тини, Мэтта Алфорда, Стиви Боэби, Джастина Стюарта, Элли Хиллз и Дэнни Дункана с помощью глобальной активистки и борца за выживание Элисон Тил, которая снялась в сериале Discovery Channel «Голые и напуганные». »
«Страсть к приключениям свойственна всем членам экипажа, — говорит г-н Ли в интервью. «Перуанское течение никогда прежде не наносилось на карту пластикового и молекулярного загрязнения. Плоты из бальсового дерева — идеальная платформа для информирования людей об этой гигантской экологической проблеме».
Г-н Ли добавляет: «Во время поездки мы будем брать пробы, измерять уровень концентрации пластика вокруг тихоокеанского мусорного пятна с помощью сонара, а также собирать данные, что поможет определить, как это в настоящее время влияет на океан».
Экспедиция будет проходить в связи с Конференцией Организации Объединенных Наций по изменению климата в Париже, и Ли говорит: «Мы будем постоянно загружать данные участникам парижской конференции и в университеты Норвегии, где они могут просматривать данные, пока мы собираем и делаем выводы». пока мы еще на борту»
«Пропускная способность на борту плота будет очень ограниченной, поскольку данные являются таким дефицитным ресурсом во время путешествия, что экономия использования будет ключом к поддержанию связи», — объясняет Ли. «Именно тогда в игру вступает технология сжатия Opera; с технологией сжатия мы сможем обмениваться и получать больше данных в пределах нашего ограниченного диапазона».
По словам профессора океанографии Университета Олд-Доминион Ларри П. Аткинсона, который является частью глобальной группы ученых, принимающих участие в изменении климата и уровне моря Инициатива подъема. Он представляет угрозу для морских черепах и рыб, а также для морских птиц.
«Действительно очень мало данных о мусорном пятне в южной части Тихого океана, потому что вы не можете увидеть его со спутника», — говорит профессор Аткинсон в интервью. «На самом деле вам нужно выйти туда и перетащить сети Нейстон, чтобы собрать образцы микропластика, плавающие прямо под поверхностью».
Несмотря на то, что в книге Сэмюэля Тейлора Кольриджа «Иней древнего мореплавателя» моряки предупреждали, чтобы они не причиняли вреда альбатросам, это путешествие может иметь большое значение для спасения птиц, которые, по словам исследователей, серьезно пострадали от пластикового загрязнения вдоль птичьего транстихоокеанского побережья. кормовые коридоры.
Аткинсон добавляет: «При вскрытии альбатросов и черепах вы видите количество пластика в их кишечнике. Kon-Tiki II может просто заставить людей увидеть, что там, в океанах. Это было бы более ценно, чем сбор данных».
Ежедневно получайте истории, которые
вдохновляют и вдохновляют .
Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Уже являетесь подписчиком? Войдите, чтобы скрыть рекламу.
«Я имею в виду, альбатросы потрясающие. Есть случаи, когда они летели из Новой Зеландии в Чили — это 6000 миль», — говорит Аткинсон. «Эта птица полетит в Японию — за тысячу миль или больше — чтобы найти еду для своего детеныша, а мы кормим его пластиком. Они просто заполняются пластиком, который плавает прямо под поверхностью. Мы должны держать этот материал подальше от океана».
[Примечание редактора: В более ранней версии было неверно указано название места сбора загрязняющих веществ на Гавайях. ]
Кон–Тики | Encyclopedia.com
Тура Хейердала
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Документальный рассказ о путешествии 1947 года от побережья Перу к островам Полинезии; опубликовано в 1950 году.
ОБЗОР
Шесть скандинавов пересекают Тихий океан на плоту из пробкового дерева, чтобы подтвердить теорию о том, что полинезийские острова в южной части Тихого океана изначально были заселены выходцами из Южной Америки.
Исторические события во время повествования
Повествование в фокусе
Дополнительная информация
Норвежский антрополог и исследователь Тур Хейердал наиболее известен своим смелым путешествием через Тихий океан на плоту из пробкового дерева. . В детстве Хейердал мечтал бежать из небольшого степенного норвежского городка Ларвик, где он родился, в поисках приключений в далеких экзотических странах. В 1937 году, после трех лет обучения в университете в Осло, Хейердал вместе со своей молодой женой Лив уехал из Норвегии на Фату-Хива, один из островов Полинезии. Вернувшись через год в Норвегию, Хейердал решил изучить неразгаданную тайну происхождения полинезийцев. Однако его учеба была прервана нацистским вторжением в Норвегию, и в течение пяти лет Хейердал сражался в подпольном сопротивлении, пока не закончилась война и он не возобновил свою работу. Чтобы подтвердить свою теорию о том, что полинезийские острова были заселены перуанцами до инков, Хейердал вместе с шестью другими бесстрашными исследователями отплыл от побережья Южной Америки в Полинезию на небольшом плоту из бальзы. Кон-Тики описывает свои морские приключения и прибытие в Полинезию.
Народ «виракоча»
Когда испанские исследователи во главе с Франсиско Писарро прибыли на территорию современного Перу в 1527 году, они заметили, что, хотя большинство инков, племени коренных жителей Южной Америки, были темнокожими, у некоторых была более светлая кожа. и даже рыжие волосы. Инки объяснили, что люди со светлой кожей произошли от белых людей, которые в основном были убиты вождем инков. Во время битвы на озере Титикака почти все эти светлокожие люди погибли, но их предводитель Кон-Тики сбежал на плоту в море.
Когда испанцы поднялись к озеру Титикака, высоко в Андах, они обнаружили огромные пирамиды и большие статуи людей. Инки объяснили, что эти сооружения были возведены расой белых людей задолго до того, как инки пришли к власти. Европейские исследователи не находили подобных сооружений до тех пор, пока не высаживались на острова в южной части Тихого океана.
Острова в южной части Тихого океана
Пересекая континенты Северной и Южной Америки, европейские исследователи отправились через Тихий океан в сторону Азии. На полпути через самый большой в мире океан они обнаружили цепочку островов, простирающихся от берегов Австралии и Азии на тысячи миль на восток до Тихого океана. К удивлению исследователей, даже самые отдаленные от Азии острова были заселены. Исследования языков, мифов и физических характеристик островитян выявили три отдельные этнические группы, живущие в разных географических районах. Острова Меланезии (что означает «темные острова») к северо-востоку от Австралии были заселены темнокожими людьми, которые, как теперь полагают, мигрировали из Индонезии или Африки, возможно, через сухопутные мосты, которые теперь лежат ниже уровня поверхности Тихого океана. К северу от Меланезии, дальше в Тихий океан, лежат острова Микронезии (что означает «небольшие острова»). Чуть более светлокожие жители этих небольших островов обнаруживают некоторое родство с индонезийцами, и предполагается, что они мигрировали из Азии. Полинезия («множество островов»), треугольник островов, протянувшийся от Новой Зеландии на юго-западе до острова Пасхи на юго-востоке и Гавайев на севере, была населена темнокожими людьми, но также и светлокожими людьми, которые очень походили на к удивлению исследователей, самих европейцев.
Теории о происхождении полинезийцев
Озадаченные большим разнообразием черт лица и цвета у полинезийцев, исследователи предложили различные теории о происхождении светлокожих жителей. Некоторые предполагали, что они произошли от монголов, в то время как другие предполагали, что их предками были индонезийцы. Несколько смелых теоретиков предположили, что европейцы мигрировали на юг к Персидскому заливу, а затем пересекли Индийский океан в Тихий океан и продолжили свой путь на восток, смешавшись с населением Меланезии и Микронезии, прежде чем поселиться на островах Полинезии. Этот ряд теорий показывает, насколько проблематичным и загадочным был вопрос о Полинезии.
Теория Тура Хейердала
Живя на полинезийском острове Фату-Хива, Тур Хейердал слышал рассказы из полинезийских преданий. Заинтригованный легендами о белокожем рыжебородом праотце по имени Кон-Тики, Хейердал стал размышлять над вопросом о происхождении полинезийцев. Заметив, что прибой на восточной стороне острова был бурным и бурным, он понял, что преобладающие ветры дуют с востока. Сильные океанские течения бросали волны на скалы на восточной стороне острова. Это, наряду с тем фактом, что местные легенды утверждали, что первые поселенцы острова пришли с востока, убедило Хейердала в том, что предки полинезийцев прибыли не из Азии или Африки, а с побережья Южной Америки.
Исследования перуанской мифологии подтвердили его теорию. Он обнаружил, что одно имя бога солнца инков, Виракоча, на самом деле было взято из названия расы белых людей, бежавших за море. (Инки называли их Виракоча, , что означает «морская пена», потому что почти все они исчезли за океаном.) Кроме того, первоначальное имя бога солнца было Кон-Тики, имя легендарного белокожего предок полинезийцев. Согласно легенде инков, на таинственных белых бородатых мужчин напал вождь по имени Кари, родом из долины Кокимбо в Перу. Его люди вырезали белых в битве на острове в озере Титикака, но Кон-Тики и некоторым его ближайшим соратникам удалось бежать на побережье Тихого океана, а затем они исчезли за океаном на западе.
Физиологические данные подтверждают теорию Хейердала. Различия между полинезийцами и микронезийцами или меланезийцами, казалось, ставят под сомнение теорию о том, что полинезийцы прибыли с запада. Группа крови, например, не предполагает родства между полинезийцами и их западными соседями. В то время как подавляющее большинство микронезийцев и меланезийцев имеют группу крови В, разновидность, наиболее часто встречающуюся в Азии, у полинезийцев группа крови А, разновидность, доминирующая среди жителей Западной Европы. Черты лица, такие как орлиный нос и густая борода, еще больше отличали полинезийцев от микронезийцев или меланезийцев.
Разнообразие сельскохозяйственных культур, обнаруженное на полинезийских островах, похоже, также подтверждает теорию Хейердала о перуанской миграции. Сладкий картофель, например, один из основных продуктов питания полинезийцев, восходит к Америке, где его впервые начали выращивать. Вопрос о том, как сладкий картофель распространился по островному миру Океании, вызывает много споров. В поддержку своей теории Хейердал заметил, что слово «сладкий картофель» в Эквадоре было кумар , а — .0052 кумара в Полинезии.
Археологические подсказки также указывают на связь между Полинезией и Перу. Перуанские археологи отметили, что огромные статуи, обнаруженные на самых восточных островах Полинезии, технически подобны тем, что были оставлены виракочами на высокогорьях Анд в Перу. Некоторые археологи даже предположили, что поразительное сходство между пирамидами, мегалитическими сооружениями и каменными статуями Полинезии и южноамериканских Анд предполагает, что полинезийцы должны были отправиться на восток, в Перу. Однако эти эксперты не решались предположить, что перуанцы приплыли в Полинезию. Эта идея была отвергнута одним и, по-видимому, непреодолимым возражением.
Возражение против теории Хейердала
Хейердал не был первым, кто предположил, что перуанцы путешествовали в Полинезию. Другие ученые, такие как доктор Роланд Диксон и доктор Кеннет Эмори, ранее пришли к выводу, основанному на сельскохозяйственных уликах, что полинезийцы пришли из Южной Америки. Но в статье, опубликованной доктором Сэмюэлем К. Лотропом в 1932 году под названием « Навигация аборигенов у западного побережья Южной Америки », эта идея была отвергнута. В статье дано подробное описание бальсовых плотов, использовавшихся перуанцами, с предупреждением о том, что пористые бревна из бальзы так быстро впитывают воду, что их приходится доставать из воды и оставлять сушиться на суше. Точно так же широко читаемый Введение в полинезийскую антропологию (1945) утверждал, что у перуанцев не было ни технических навыков, ни средств навигации по океану. Это возражение отбило у Диксона и Эмори охоту продолжать свои идеи.
Когда Хейердал смело обратился к известному археологу доктору Герберту Спиндену, президенту Клуба исследователей и директору Бруклинского музея, он столкнулся с таким же возражением. Спинден высмеял предложение Хейердала. Настаивая на том, что у перуанцев до инков были лишь хлипкие плоты из бальзы, которые никогда не выдержали бы долгого плавания по морю, он отказался слушать доводы Хейердала. Решив опровергнуть это возражение, Хейердал решил построить бальсовый плот, подобный плоту перуанцев, и переправить его из Южной Америки в Полинезию.
Сюжет
Лежа однажды вечером с женой на берегу Фату-Хива, одного из островов Полинезии, Тур Хейердал понимает, что каменные статуи Тики, бога солнца и легендарного основателя полинезийских племен, напоминают найденные статуи В Южной Америке. В поисках доказательств, подтверждающих его догадку о том, что первоначальные поселенцы полинезийских островов — рыжеволосые, белокожие люди — прибыли с побережья Южной Америки, Хейердал обнаруживает важное доказательство. Легенды инков о рыжеволосом белокожем вожде Кон-Тики убеждают его в том, что полинезийцы произошли от доинкских перуанцев.
Теория Хейердала не вызывает ничего, кроме презрения. Ученые настаивают на том, что у жителей Южной Америки были только хлипкие плоты, которые никогда не выдержали бы путешествия в четыре тысячи миль от Перу до Полинезии. Понимая, что пока он не ответит на это единственное возражение, его идея никогда не получит признания, Хейердал решает построить плот и отправиться в путешествие самостоятельно. Его плот должен быть основан на имеющихся чертежах тех, что использовались в Перу.
Хейердал находит к себе пятерых товарищей. Герман Ватцингер — инженер, стремящийся измерить ветры, течения и волны в открытом Тихом океане. Он рекомендует Эрика Хессельберга, опытного моряка. Кнут Хаугланд и Торстейн Рааби, норвежцы, с которыми Хейердал познакомился во время Второй мировой войны, присоединяются к экспедиции вместе с Бенгтом Даниэльссоном, исследователем народов Амазонки.
Чтобы получить бальсовые бревна, которые Кон-Тики и его люди использовали для постройки своих плотов, искатели приключений отправляются высоко в Анды Эквадора, срубают плавучие деревья, а затем плывут с ними вниз по течению к Тихому океану. Как только плот построен, всего сорок пять футов в длину, искатели приключений загружают его припасами, включая воду, плиту и радио. 28 апреля, игнорируя предупреждения о том, что пористые бревна из бальзы будут впитывать воду и тонуть, а движение бревен будет изнашивать веревки, скрепляющие плот, команда отправляется у побережья Перу в Полинезию.
Кувыркаясь на волнах у берега, лодка, названная Кон-Тики, плавно плывет по открытому Тихому океану. Захваченный сильными западными течениями и ветрами, Кон-Тики скользит вперед без небольшой помощи экипажа.
Вскоре Хейердал понимает, что большая часть подготовки была бессмысленной. Еда в изобилии. Каждое утро летающие рыбы засоряют палубу. Экипаж утоляет жажду, высасывая воду из сырой рыбы. Они заманивают акул возле лодки летучей рыбой, и, как только обескураженные акулы начинают нырять обратно в глубину, хватают их за хвосты и вытаскивают из волн на борт лодки, где они беспомощно шлепаются, пока не погибнут. Ужин из стейка из акулы всегда можно было украсить планктоном, выдавленным из любого ведра морской воды.
Путешественников каждый день встречают странные виды. Дельфины скользят по воде вокруг корабля, иногда за ними следуют огромные морские черепахи. Китовая акула, самая крупная из известных рыб, прячется под Кон-Тики, , угрожая поднять плот на своей спине. Под толстыми ракушками, которые растут на дне плота, кишат десятки рыб. Ночью светящиеся глаза огромных фосфоресцирующих кальмаров вырисовываются на волнах только для того, чтобы утонуть и пройти под лодкой. Днем в непроглядных глубинах Тихого океана извиваются любопытные фигуры.
Члены экипажа развлекаются плаванием и прогулками на маленькой резиновой лодке. Они строят корзину для дайвинга, которая позволяет им задерживаться под водой, не опасаясь акул. В водолазной корзине они могут изучить «плавучий аквариум» (Хейердал, Кон-Тики, с. 87) ракушек и рыб под плотом.
30 июля, после почти ста дней путешествия, путешественники обнаруживают Пука-Пука, самый дальний к западу от островов Туатмоту в Полинезии. Их уносит течение слишком далеко к северу от острова, чтобы даже попытаться приземлиться. Через три дня они замечают еще один остров, но на этот раз окруженный коварными коралловыми рифами. Туземцы с острова отправляются на каноэ, чтобы помочь буксировать громоздкую девятку. 0052 Кон-Тики через узкие проходы в рифах, но против бушующих волн это невозможно. Туземцы покидают лодку, и экипаж Кон-Тики должен продолжать движение на запад мимо острова.
Однажды утром члены экипажа просыпаются и обнаруживают, что слишком близко подплыли к рифам, окружающим остров. Убежденные, что им больше не избежать катастрофы, они охраняют свой груз и ждут неизбежного. Бурные волны, выбрасываемые рифом, приводят в движение Kon-Tiki 9.0053 в сторону земли. Экипаж покидает плот, застрявший на зубчатом рифе, и плывет к острову.
Они приземлились на необитаемом острове диаметром менее 600 футов. Это один из множества небольших островов, окружающих спокойную лагуну. Примерно через десять дней экипаж Кон-Тики видит паруса на горизонте лагуны. Жители одного из близлежащих островов заметили дым от костров экипажа и прибыли на место происшествия.
К счастью, один из полинезийцев говорит по-французски. Экипаж объясняет ему цель своей экспедиции, и он радостно улыбается. Присоединившись к дружелюбным аборигенам, экипаж 9-го0052 Кон-Тики плывет через лагуну к острову своих спасителей, где живут 127 человек. Они тоже рады узнать, что эти шесть исследователей решили доказать, что легенды о Кон-Тики правдивы. «Мы были, — понял Хейердал, — первыми белыми, которые признали, что отцы [туземцев] говорили правду» ( Кон-Тики, , с. 153).
Проведя несколько дней среди аборигенов, экипаж Кон-Тики окликает радистов на Таити, крупнейшем из полинезийских островов. Экипаж уходит, чтобы встретить ликующие толпы в гавани Таити, представленные главой семнадцати вождей Таити. «Вы пришли с хорошими новостями, — говорит он Хейердалу, — ваш [плот] воистину принес на Таити голубое небо, ибо теперь мы знаем, откуда пришли наши отцы» (9).0052 Кон-Тики, стр. 162).
Хейердал бросает вызов экспертам
p>Хотя немногие ученые, осведомленные об инициативе Хейердала, считали ее не более чем глупым рекламным ходом, сам Хейердал был полон решимости полностью поддержать свою теорию. Привезя с собой сладкий картофель и кокосы, распространенные растения как в Перу, так и в Полинезии, Хейердал доказал не только тот факт, что плоты из бальзы действительно пригодны для плавания. Ни картофель, ни кокосы не выжили, когда их оставили плавать в соленой океанской воде. Таким образом, они не могли просто плыть из Южной Америки в Полинезию, а должны были быть перенесены путешественниками.
Чтобы доказать, что перуанцы до инков пересекли Тихий океан, Хейердал проигнорировал предупреждения коллег-антропологов, а также опытных моряков. Он не слил, как многие рекомендовали, сок из бальсовых бревен, чтобы сделать их более плавучими, и не связал бревна вместе стальными тросами. Точно воссоздав тип плота, которым пользовались перуанцы, он связал свежеспиленные бревна из бальзы веревками, сплетенными из бечевки. Другие моряки предупреждали, что движение бревен изнашивает веревки задолго до того, как морская вода насытит пористую древесину. «Плот [не продержится] две недели, пока не будет протерта каждая веревка», — издевались они («Кон-Тики», стр. 43).
«Я не мог сам противостоять предупреждениям одно за другим», — понял Хейердал. «Но у меня в запасе был один-единственный козырь, на котором основывалось все плавание. В глубине души я всегда знал, что доисторическая цивилизация распространилась из Перу и дальше на острова в то время, когда плоты, подобные нашим, были единственными судами на этом побережье. И я сделал общий вывод, что если бы пробковое дерево поплыло и держали найтовы для Кон-Тики…, то и для нас сделали бы то же самое» ( Кон-Тики, 9).0053 стр. 43).
На самом деле, если бы Хейердал последовал совету других моряков, он и его команда, скорее всего, погибли бы. Сок пробкового дерева не позволял морской воде проникать в бревна и поддерживал их плавучесть. Кроме того, когда волны поднимали лодку, веревки, которыми были связаны бревна, впивались в мягкую древесину, образуя канавки, которые защищали веревки. Стальные тросы или проволока прорезали бы бревна, и экипажу пришлось бы цепляться за небольшие пни, чтобы выжить.
Источники
Еще в детстве Хейердал мечтал об экзотических островах южной части Тихого океана. Когда один из его друзей посетовал на то, что не осталось чужих земель, которые можно было бы открыть, Хейердал ответил: «Мы можем делать открытия не только в географии… В мире еще много больших проблем, в том числе тайна острова Пасхи. (Якоби, стр. 38). Хейердал впервые отправился в Полинезию с намерением открыть для себя простые радости жизни в диких тропиках. Заразившись несколькими болезнями, он вернулся в Норвегию.
В Норвегии Хейердал размышлял над рассказами, услышанными им в Полинезии. «Неразгаданные тайны Южных морей очаровали меня, — признался он. «Должно быть их рациональное решение, и я поставил своей целью идентификацию легендарного героя Тики» (Джейкоби, стр. 96). После этого он собрал достаточно свидетельств, чтобы убедить себя в том, что перуанцы до инков переплыли Тихий океан в Полинезию.
Путешествие на «Кон-Тики» могло бы никогда не состояться, если бы доктор Спинден с презрением не отверг идею Хейердала. «Это правда, что Южная Америка была родиной самых любопытных цивилизаций древности, — признал президент Клуба исследователей, — и мы не знаем ни кем они были, ни куда исчезли, когда инки пришли к власти. Но одно мы знаем наверняка, что ни один из народов Южной Америки не перебрался на острова в Тихом океане. Ты знаешь почему? У них не было лодок! (Спинден в книге «Якоби», стр. 219.).
— У них были плоты, — возразил Хейердал.
«Ну, вы можете попробовать отправиться из Перу на острова Тихого океана на плоту из пробкового дерева», — ответил Спинден. Несколько месяцев спустя Хейердал написал своему другу в Норвегию: «Если я не смогу добиться слушания каким-либо другим способом, мой план состоит в том, чтобы построить точную копию бревенчатых плотов… Я намерен воссоздать путешествие из Южной Америки к островам Южного моря на примитивном… плоту» (Хейердал в «Якоби», стр. 218).
Приемная
Кон-Тики получил признание как рассказ о приключениях в открытом море. «Это будет редкий читатель, — утверждал один критик, — кто сможет отложить книгу, как только он прочитает дальше первой страницы… оказавшись на борту этого плота, даже для нескольких безопасных абзацев, читатель больше не сможет понять». лучше, чем Хейердал и его товарищи» (Sawyer in Stine, стр. 190). Другой критик предсказал, что современные читатели получат от рассказа Хейердала новую оценку интеллекта и энергии неолитических народов. Президент Гарри С. Трумэн писал Хейердалу: «Безусловно, замечательно, что в мире есть люди, которые все еще могут преодолевать трудности и заниматься исследовательской работой так же, как это делали вы, молодые люди» (Truman in Jacoby, p. 267).
Прием в научном сообществе
Несмотря на популярность Хейердала как исследователя, многие критики высмеивали его, а один описал экспедицию Кон-Тики как не что иное, как «шесть бойскаутов… шлют привет папе и маме». (Джейкоби, стр. 262). Сэр Питер Бак, автор книги «Введение в полинезийскую антропологию», , который в 1945 году написал, что «у южноамериканских индейцев не было ни кораблей, ни навигационных возможностей для пересечения океанского пространства между их берегами и ближайшими полинезийскими островами», принижал Хейердал и его команда (Бак у Якоби, стр. 214–215). «Хорошее приключение, — сказал он, — но вы не ожидаете, что кто-нибудь назовет это научной экспедицией» (Бак в книге «Якоби», стр. 288). Различные заголовки в скандинавской прессе, такие как «Обман Кон-Тики» или «Является ли теория Кон-Тики рекламным ходом?» склонял общественность насмехаться над Хейердалом.
Хейердал бросил вызов своим противникам. Вооружившись фолиантом фотографий, сделанных как в Перу, так и в Полинезии, Хейердал посетил французского этнолога Альфреда Метро, который назвал Хейердала плохим ученым. Он призвал Метро, эксперта по полинезийским статуям, отличить изображения статуй из Полинезии от изображений статуй из Южной Америки. После того, как Метро разложил картины на две стопки, Хейердал заявил, что «вы поместили в каждую стопку статуи из обеих областей. Когда даже вы — как эксперт — не можете определить разницу, вы должны признать, что сходство есть» (Хейердал в «Якоби», стр. 302). Эксперты смутились. В споре с Хейердалом они допустили несколько очевидных ошибок.
Многие ученые, впечатленные исследованиями Хейердала и его упорством, приняли его идеи и пересмотрели свои теории. Доктор У. К. Беннетт, американский археолог, первоначально выступавший против Хейердала, признал, что «количество и качество материала, собранного г-ном Хейердалом, слишком велики, чтобы ими можно было пренебречь. Отныне необходимо будет учитывать вклад Америки в полинезийские культуры» (Bennett in Jacoby, стр. 293).
Независимо от того, доказал ли Хейердал свою теорию, он внес новую возможность в дискуссию о полинезийском происхождении. Хейердал определенно продемонстрировал, что перуанцы до инков были способны совершать океанские путешествия. «Один урок, который необходимо усвоить современному человеку, — указал он, — это быть непредубежденным в своих суждениях о людях прошлого. Их способности нельзя недооценивать» (Хейердал, Остров Пасхи, с. 7). Чтобы еще больше поддержать свою идею, Хейердал продолжал документировать свои утверждения в последующих книгах, в том числе Искусство острова Пасхи и Американские индейцы в южной части Тихого океана.