Маршрут лисянского и крузенштерна: «Путешествие кругом света»: топ-5 фактов о трехлетней экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Документы по истории кругосветной экспедиции Крузенштерна представлены в Президентской библиотеке

Президентская библиотека открыла для всеобщего доступа электронные копии документов об истории первой русской кругосветной экспедиции, которая стартовала 210 лет назад — 7 августа 1803 года — на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Федоровича Крузенштерна.

На интернет-портале библиотеки размещен документ начала XIX века — рукописная инструкция главного правления Российско-американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту Крузенштерну. В инструкции, подготовленной в конце мая 1803 года, описан маршрут следования, мест стоянок, а также перечислен ряд поручений, которые Крузенштерну и капитану «Невы» Юрию Федоровичу Лисянскому предстояло выполнить в ходе плавания. Целью экспедиции была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Начальником миссии к японскому двору был назначен камергер и обер-секретарь правительствующего Сената Николай Петрович Резанов; ему же были переданы все вопросы торговли и устройства «российско-американского края», он возглавил Российско-американскую компанию.

Экспедиция пробыла в плавании 3 года и 12 дней. Отношения Крузенштерна и Резанова были крайне напряженными: они общались через записки, руководствовались каждый своей инструкцией. Это вредило делу, в результате после посещения Японии и безуспешных попыток переговоров с японским императором в августе 1806 года экспедиция возвратилась в Кронштадт. Тем не менее, император Александр Первый щедро наградил Крузенштерна и Лисянского и в память об этом важном событии приказал выбить особую медаль для всех, кто принял участие в первом кругосветном путешествии.

В фондах Президентской библиотеки — наряду с инструкцией — представлены раритетные издания, из которых можно подробно узнать о первом русском кругосветном плавании. Среди них — трехтомный труд начала XIX века «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», в котором Крузенштерн представил описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований.

В 1812 году вышло в свет сочинение Лисянского «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле «Нева». К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта. Эти материалы в 2013 году также вошли в электронный фонд Президентской библиотеки.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад

РАЗДЕЛ ЖУРНАЛА

 

 

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое русское кругосветное плавание | Парусники, яхты

1

В 1803 – 1806 годах состоялось первое русское кругосветное плавание, руководителем которого был Иван Крузенштерн. В это путешествие вышло 2 корабля «Нева» и «Надежда», которые были куплены Юрием Лисянским в Англии за 22000 фунтов стерлингов. Капитаном шлюпа «Надежда» был Крузенштерн, капитаном «Невы» Лисянский.

2

У этого кругосветного путешествия было несколько целей. Сначала корабли должны были приплыть на Гавайские острова, обогнув Южную Америку, а с этой точки экспедиции приказано было разделиться. Главной задачей Ивана Крузенштерна было плыть в Японию, ему требовалось доставить туда Рязанова, который в свою очередь должен был заключить торговые соглашения с этим государством. После этого «Надежде» следовало изучить прибрежные зоны Сахалина. В цели Лисянского входила доставка груза в Америку, косвенным образом демонстрируя американцам свою решимость в защите и обороне своих купцов и мореходов. После этого «Нева» и «Надежда» должны были встретится, принять на свои борта груз пушнины и обогнув Африку вернутся на родину. Все эти задачи были исполнены, правда с небольшими погрешностями.

3

Первое русское кругосветное плавание планировалось ещё во времена Екатерины II. Она хотела отправить в это путешествие смелого и образованного офицера Муловского, но из-за его гибели в Гогландском сражении планам императрицы пришел конец. Что в свою очередь надолго затянуло эту без сомнения нужную кампанию.

4

Летом, 7 августа 1803 года экспедиция вышла из Кронштадта. Первая остановка кораблей состоялась в Копенгагене, затем они направились в Фалмут (Англия). Там появилась возможность проконопатить подводную часть обеих кораблей. 5 октября корабли вышли в море и взяли курс на о. Тенерифе, а 14 ноября экспедиция впервые в истории России пересекла экватор. Это событие было отмечено торжественным пушечным залпом. Серьезное испытание для судов предстояло ещё около мыса Горн, где как известно затонуло немало кораблей из-за постоянных штормов. Для экспедиции Крузенштерна поблажек тоже не было: в сильную непогоду корабли потеряли друг друга, а «Надежду» откинуло далеко на запад, что помешало посетить остров Пасхи.

5

27 сентября 1804 года «Надежда» бросила якорь в порту Нагасаки (Япония). Переговоры правительства Японии с Рязановым не увенчались успехами, и не теряя ни минуты Крузенштерн отдал приказ уходить в море. Исследовав Сахалин он направился обратно в Петропавловскую гавань. В ноябре 1805 года «Надежда» отправилась домой. На обратном пути она встретилась с «Невой» Лисянского, но прибыть вместе в Кронштадт им не судилось – огибая мыс Доброй Надежды из-за штормовых условий корабли опять потеряли друг друга. «Нева» вернулась домой 17 августа 1806 года, а «Надежда» 30 числа этого же месяца, завершив, таким образом, первую в истории России кругосветную экспедицию.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Загрузка…

zkzakhar

«По следам» морской державы. Президентская библиотека освещает кругосветную экспедицию Ивана Крузенштерна

7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года было совершено первое русское кругосветное плавание на шлюпах Надежда и Нева под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Материалы об этом путешествии под общим руководством Крузенштерна размещены на портале Президентской библиотеки в специальном разделе основной коллекции Русские кругосветные путешествия в первой половине 19 века . Это уникальные документы об экспедиции, работах ее участников, а также научные труды — как того времени, так и наших дней.

Особый интерес представляет книга капитана в отставке, писателя Владимира Ергера Верь в надежду (2012). Это живой и эмоционально изложенный обзор всех перипетий подготовки к путешествию, сложных организационных вопросов, результатов экспедиции и ее значения для России.

Автор излагает предысторию морского путешествия. Потомок шведского дворянского рода, выпускник Морского кадетского корпуса, капитан-лейтенант Иван Крузенштерн, в 1798 году, находясь в Китайском кантоне, имел возможность подробно изучить работу крупного торгового порта. Были корабли под самыми разными флагами. Не хватало только российского флага.

Крузенштерн задумался: почему Россия не использует собственный флот, а доставляет грузы длинным, дорогим и рискованным наземным путем? Почему за 100 лет существования российского регулярного флота русские моряки не проплыли дальше европейских вод?

Попытки организовать российскую кругосветку, конечно, предпринимались, но безуспешно. Их целями было закрепление приоритета России в обладании новыми землями и защите своих границ.

По замыслу Крузенштерна, еще одной главной задачей кругосветной экспедиции было развитие морской торговли. Крузенштерн понимал, что Мировой океан давно освоен мореплавателями других стран. И цель у него была одна — сделать Россию одной из мировых морских держав.

Крузенштерн составил свой проект кругосветного путешествия на 26 листах, заполненных с обеих сторон, назвав документ «Калька». Предлагалось организовать торговлю в Ост-Индии и Китае по морю через русские корабли с заходом к восточному побережью России для сбора мехов и других товаров. Это можно было сделать во время морского кругосветного плавания. Крузенштерн неоднократно отправлял «Разыск» в различные ведомства высокопоставленным чиновникам, но получал отказы в реализации своего проекта.

Прошли годы, и в 1802 году министром торговли был назначен Николай Румянцев, считавший, что Россия должна искать побед не в войнах, а в области торговли, промышленности и науки. Идеи Крузенштерна соответствовали планам Румянцева. Это и предопределило судьбу самого проекта и его создателя.

В июле 1802 года министр морских сил адмирал Николай Мордвинов согласился с предложением организовать первое русское кругосветное плавание. Через месяц Крузенштерн был официально назначен начальником отряда кораблей, выделенных для экспедиции. Собственно, кораблей еще не было, и для их покупки в Англию был направлен капитан 1-го ранга Юрий Лисянский, который привел в Петербург два малых фрегата, позже названных Надежда и Нева . Не дожидаясь прибытия кораблей, Крузенштерн начал собирать экипажи и готовить их к трудному морскому походу.

В ходе экспедиции, помимо выполнения коммерческой задачи по установлению сообщений между западом и востоком России и с другими странами, впервые в истории предполагалось вывести русские корабли в Мировой океан, совершив поход вокруг Мир. Кроме того, необходимо было решить, какие корабли нужны России для плавания в океане, а также провести большое количество экспериментальных наблюдений, которые должны были стать основой для развития отечественных наук: астрономии, естествознания, гидрографии, биологии. , этнографии и т.д. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна успешно выполнила все эти серьезные и трудные задачи — вывела русский флот в Мировой океан, положила начало созданию русской регулярной торговой флота и систематического научного изучения Мирового океана.

Автор книги Верь в надежду , Владимир Ергер, будучи сам морским офицером, удивляется, «как в начале 19 века эти смелые люди на утлых лодках вообще осмелились выйти в океан, установить амбициозные цели для себя и достижения их» и считает, что подвиг Ивана Крузенштерна «по дерзости его проекта кругосветки и его осуществления в XIX веке можно поставить на один уровень с подвигом первого в мире космонавта Ю. А. Гагарин в 20 веке».

К 250-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна

Мировая история знает немало примеров великих людей, появление которых как бы предопределяет их высокое предназначение в жизни и, как следствие, то великое наследие, которое они оставляют потомкам. Таков, безусловно, штурман и адмирал Иван Федорович Крузенштерн (при рождении он был назван Адамом Иоганном фон Крузенштерном). Сама фамилия Крузенштерн, если представить и разложить ее на составляющие Крузен-Штерн, означает «звезда кругосветного путешествия» или «кругосветное плавание», т.

к. Крузен можно перевести как «путешествие по замкнутому кругу» , а слово Stern переводится как «звезда».

Иван Федорович Крузенштерн родился в 1770 году в Эстонии в местечке Хагуди (Раплаский уезд в Эстонии), в семье ровесников немецких дворян. Иоганн Фридрих Крузенштерн, отец будущего путешественника, был управляющим соседней усадьбы, старался дать своим детям хорошее образование, и, несмотря на скромный, а иногда и скромный образ жизни, в имении всегда было несколько учителей. Такое воспитание, безусловно, сказалось на становлении Ивана Федоровича как личности, поскольку, по отзывам современников, он имел «характер ливонского немца, был честен, требователен к себе и другим, пунктуален и целеустремлен.

Будущему штурману было всего 14 лет, когда он поступил в Морской кадетский корпус, располагавшийся тогда на острове Котлин в Кронштадте. Из-за войны со Швецией он проучился всего три года, вместо 6 лет был произведен в гардемарины и направлен служить на парусник «Мстислав» в звании прапорщика. Именно в годы учебы в кадетском корпусе юный Крузенштерн стал мечтать о плавании в дальние страны, бескрайние моря и океаны. Здесь он подружился с Юрием Федоровичем Лисянским, с которым впоследствии отправился в первую русскую кругосветку на двух кораблях «Нева» и «Надежда». Произошло это только в далеком 1803 году, а до этого Иван Федорович отличился в морских сражениях против шведской эскадры, а после Гогландского сражения получит повышение.

В 1793 году, уже в чине лейтенанта, он отправился служить Британской Короне, служа на различных кораблях в Атлантическом и Индийском океанах, завоевав заслуженные воинские звания. Вернувшись в 1799 г. в Петербург, он получил скромную должность командира небольшого корабля в Ревеле (ныне Таллинн). Накопленный опыт и знания, а также наблюдения побудили его написать императору записки о своем кругосветном путешествии.

Идея проекта нового морского пути между Россией и Азией не давала ему покоя, ведь Иван Федорович прекрасно осознавал преимущества такой перевозки грузов. Помимо экономической выгоды такая экспедиция явилась бы ценным вкладом в океанографические, естественнонаучные, этнографические и лингвистические исследования.

Долгожданная экспедиция состоялась в 1803-1806 годах, открыв тем самым новую эру в развитии русского мореплавания. В первой половине 19 в.Состоялось 39 кругосветных и полукругосветных плаваний, в том числе плавание другого уроженца Эстонии: в 1819 г. Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, отправившегося в экспедицию и открывшего Антарктиду. Именно такие мореплаватели, как Крузенштерн и Беллинсгаузен, внесли большой вклад в мировые географические познания русского мореплавания.

⠀⠀

К 1816 году Иван Федорович приобрел имение Килтси (Ляне-Вирумааский уезд, современная Эстония), которое ранее принадлежало другому не менее известному роду фон Бенкендорф, чей герб красуется на портале.

Здесь Крузенштерн написал одно из важнейших своих произведений о Тихом океане — «Атлас Южного моря», который был лучшим для своего времени и содержал наиболее точные географические, астрономические, этнографические и биологические наблюдения. Атлас долгие годы использовался другими моряками, а его трехтомник «Вокруг света» был переведен и издан во многих европейских странах. С 1827 г. Крузенштерн заведовал Морским кадетским корпусом, где внес много нововведений, среди которых создание высших офицерских классов, на базе которых позднее была образована Морская академия. В 1842 г. он оставил должность адмирала и удалился в свое имение в Эстонии, но продолжал свою научную деятельность. В 1845 году вместе с другими крупными путешественниками он стал одним из основателей Русского географического общества.

⠀⠀

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер в 1846 году и был похоронен в Домском соборе в Таллинне. Имя адмирала навсегда увековечено в названиях островов, проливов, ледоколов и даже кратеров на Луне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *