Маршрут плавания крузенштерна и лисянского 1803 1806: «Путешествие кругом света»: топ-5 фактов о трехлетней экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Страница 6 — 7. Имена русских путешественников на карте мира

Опубликовано автором mmetalnik

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 5 класс «Дрофа»

Комментарий: Перед выполнением работы, обязательно изучите Правила оформления контурных карт. В них вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. 

При этом, если вы внимательно рассмотрите наши ГДЗ, то увидите, что на наших картах объекты подписаны самыми разными цветами. Это сделано специально, ведь наша главная цель — помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая карта.

Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять что и где находится.

Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницу 8 и физические карты на страницах 20, 21, 22, 23, а также физические карты в других атласах и в Интернете.

1. Используя учебник, атлас и дополнительные источники информации, определите географические объекты, носящие имена русских путешественников и обозначенные цифрами на карте: моря Лаптевых и Берингово; острова Врангеля, Лисянского, Шмидта; хребет Черского; берег Маклая; город Хабаровск; мысы Челюскина и Дежнёва; проливы Берингов и Шелихова.

  1. Берингово море
  2. Мыс Дежнёва
  3. Пролив Шелихова
  4. Остров Лисянского
  5. Баренцево море
  6. Остров Шмидта
  7. Пролив Вильницкого
  8. Мыс Челюскина
  9. Море Лаптевых
  10. Остров Врангеля
  11. Пролив Берингов
  12. Хребет Черского
  13. Город Хабаровск
  14. Берег Маклая

2. Покажите маршрут плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—1806 гг.). Подпишите географический объект, названный в честь одного из участников плавания.

  • Маршрут плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—1806 гг.) обозначен зелёными стрелками.
  • Географический объект, названный в честь одного из участников плавания — это остров Лисянского в Тихом океане.

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 5 класс «Дрофа»

Ответы

2019, 5 класс, ГДЗ, география, готовые домашние задания, Дрофа, Касимов, контурки, контурные карты, Курбский, решения

Ципоруха М. И. Первая российская кругосветная

14 ноября 1803 г. отдаленный район Тропической Атлантики огласил артиллерийский салют. Свершилось знаменательное событие в истории Российского флота: впервые два корабля под андреевским флагом пересекли земной экватор.

Залпы орудий сопровождало трехкратное раскатистое «ура” поднявшихся по вантам моряков. Событие ознаменовали праздником в честь Нептуна и торжественным обедом. А кораблям еще предстоял тяжелейший переход через три океана…

Трехмачтовые шлюпы «Надежда» и «Нева». С картины П. Лесникова.


Это первое кругосветное плавание отечественных судов возглавлял опытный офицер капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846), его помощником был капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Ратуя за развитие российской внешней торговли, укрепление позиций страны на севере Тихого океана, за проведение морских научных исследований, И. Ф. Крузенштерн несколько лет добивался разрешения на экспедицию. Ему помог выдающийся государственный деятель того времени граф Н. П. Румянцев, министр коммерции и директор водяных коммуникаций.

Маршрут плавания трехмачтовых шлюпов «Надежда» и «Нева», разработанный до мельчайших подробностей, должен был сначала пролегать через Балтийское и Северное моря, затем предполагалось пересечь Атлантику и, обогнув Южную Америку, подойти к Гавайским островам. Оттуда «Неве» следовало направиться к острову Кадьяк у побережья Северной Америки, где находилось Главное управление Российско-Американской компании, взять груз — пушнину — и доставить его в южнокитайский порт Кантон (ныне Гуанчжоу). В это время «Надежде» предписывался визит в Японию с русским посольству, возглавляемым камергером* Н. П. Резановым, одним из директоров-учредителей Российско-Американской компании, после идти на Камчатку, взять пушнину и тоже завезти в Кантон. А затем обоим кораблям предстоял обратный путь — через Тихий, Индийский и Атлантический океаны – в Россию.

Кроме торговых и политических, перед экспедицией стояли и чисто научные задачи. Для их решения в ее состав включили астронома И. К. Горнера и двух естествоиспытателей — В. Г. Тилезиуса фон Тиленау и Г. И. Лангсдорфа. Им поручалось провести подробные описания земель по пути следования, в первую очередь российских владений в Америке, собрать коллекции образцов геологических пород, флоры и фауны. Важное значение придавалось и этнографическим исследованиям.

Экипажи шлюпов укомплектовали матросами российского военного флота, и особенно тщательно Крузенштерн и Лисянский подбирали офицеров. Не случайно в их числе оказались руководители будущих кругосветных плаваний, командиры экспедиционных кораблей, авторы выдающихся научных трудов. А тогда это были еще молодые лейтенант Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), кадет О. Е. Коцебу (1788-1846) и др.

26 июля 1803 г. «Надежда» (под командованием Крузенштерна) и «Нева» (капитан — Лисянский) покинули Кронштадт и уже 24 сентября вышли в Атлантику. С первых дней плавания командиры обоих судов организовали регулярные метеорологические и гидрологические наблюдения. 1 октября, воспользовавшись безветрием, Крузенштерн приказал спустить шлюпку, с которой Горнер и Лангсдорф взяли пробу воды с глубины 174 м. Так было положено начало наблюдениям российских ученых за температурой морской воды на различных горизонтах.

В районе островов Зеленого Мыса (у западного побережья Африки) натуралисты занялись выяснением причины свечения морской воды.

Они установили, как писал позднее Крузенштерн, что «…вода светится не от движения и трения частиц оной, но что действительною виною того суть органические существа». Это был новый для того времени вывод. В плавании через Атлантический океан обнаружили сильное течение, увлекавшее корабли на восток с заметной скоростью — до 0,85 узла (около 1,5 км/ч). Им оказалось тогда еще неизвестное Межпассатное противотечение.

Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн.

Гравюра Ф. С. и Л. С. Бычковых по рисунку худ. Н. А. Шишловского.


После стоянки и ремонта в гавани на острове Св. Екатерины у берегов Бразилии корабли в середине февраля 1804 г. достигли широты мыса Горн — южной оконечности Америки. Теперь им предстояло первым из россиян обогнуть с юга Американский континент, преодолеть один из самых опасных районов плавания и выйти в Тихий океан. И мыс Горн, действительно, оправдал свою недобрую славу.

Шквал налетал за шквалом. С трудом пробиваясь сквозь сплошную завесу снега и града, корабли получили повреждения и едва не лишились шлюпок… Наконец, к утру 20 февраля суровый мыс Горн остался позади.

После трехнедельного плавания по Тихому океану из-за дождливой и пасмурной погоды корабли разошлись и встретились вновь лишь у Маркизских островов. (До этого «Нева» прошла вблизи острова Пасхи с его загадочными исполинскими каменными статуями — памятниками древних цивилизаций**). У Гавайского архипелага корабли расстались вновь, и на этот раз надолго. «Нева», как и предполагалось по плану, направилась к острову Кадьяк, в Русскую Америку, а «Надежда» — в Петропавловскую гавань на Камчатке. Выгрузив доставленные для Российско-Американской компании товары, моряки отремонтировали судно, изрядно потрепанное штормами, погрузили на него солидный запас продовольствия, и 26 августа 1804 г. «Надежда» вышла из Авачинской губы Петропавловского форта к берегам Японии.

Там корабль попал в сильнейшую бурю. Она неуклонно несла его на прибрежные скалы. Лишь перемена ветра в самые последние мгновения отвела беду…

На пути в Японию Крузенштерн продолжил научные исследования. Он прокладывал курсы корабля с таким расчетом, чтобы проверить имеющиеся карты этого района, составленные иностранными моряками. И командир «Надежды» убедился, что многие указанные на них острова просто не существуют. Он уточнил данные французских карт о положении одного из проливов у южных берегов острова Кюсю и определил точные координаты ряда островов и мысов японского побережья.

27 сентября 1804 г. «Надежда» бросила якорь в Нагасаки. Здесь состоялись длительные переговоры посольства Резанова с японским правительством, закончившиеся, к сожалению, неудачей: японцы отказались налаживать торговые отношения с Россией. Однако Крузенштерн даром время не терял. За полгода пребывания в гавани от провел наблюдения приливов и отливов, изучил местные метеорологические условия, определил по астрономическим данным точное расположение гавани Нагасаки. Благодаря ему впервые появилось полное описание внешнего, среднего и внутреннего рейдов гавани, включая замеры глубин, Позднее собранные Крузенштерном сведения стали достоянием моряков разных стран, способствовали безопасности плавания кораблей, посещавших Нагасаки.

Затем «Надежда» взяла курс на Камчатку. Она прошла мимо входа в Сангарский пролив, разделяющий острова Хоккайдо и Хонсю; оказалось, его ширина составляет здесь всего 9 миль (вместо 110 миль, указанных на некоторых европейских картах того времени). Корабль проследовал вдоль западного берега Хоккайдо до пролива Лаперуза и приблизился к Сахалину. Были уточнены положения островов у его побережья. Российские моряки посетили на Сахалине селения коренных жителей — айнов, о жизни и обычаях которых Крузенштерн оставил интересные записки.

Вскоре путь «Надежде», продвигавшейся по Охотскому морю к северу, преградили льды. Обойти их не удалось, и Крузенштерн приказал повернуть на восток — к Курилам. Там экспедиция открыла четыре малых, едва выступавших из воды каменных острова. Характерное для этого места сильное течение, а также штормовая погода и туманы создавали огромную опасность для плавания. И Крузенштерн назвал эти острова Каменными ловушками.

Через месяц после прибытия на Камчатку «Надежда» вновь направилась к Сахалину (к тому времени посольство Резанова покинуло шлюп) и, пройдя неизвестным тогда проливом на севере Курильской гряды — теперь он называется проливом Крузенштерна, — корабль оказался в Охотском море. Подошли к сахалинскому мысу Терпения и точно определили его положение, после чего направились в южную часть Сахалинского залива, а затем в пролив между Сахалином и материком. Крузенштерн считал: он находится неподалеку от устья Амура и попытался подойти к берегу, но помешала слишком малая глубина. Спустили шлюпку, чтобы промерить глубины: оказалось, что они колеблются от 4 до 3,5 саженей (7,3 — 6,4 м), постепенно уменьшаясь к материку. Из-за сильного встречного течения продвинуться к югу не удалось, и 3 августа 1805 г. «Надежда» легла на обратный курс — к Камчатке.

Поскольку Крузенштерн не смог пройти из Охотского моря в Японское нынешним Татарским проливом (именно там и делали промеры глубин со шлюпки) на основании своих наблюдений он заключил: «не оставляет теперь ни малейшего сомнения, что Сахалин есть полуостров…». (Кстати, такой же вывод сделал и французский мореплаватель Ж. Ф. Лаперуз, предпринявший еще в XVIII в. неудачную попытку пройти через этот пролив с юга на север.) Эту ошибку, к чести Российского флота, исправил в 1849 г. исследователь Дальнего Востока Г. И. Невельской (1813-1876), доказав, что Сахалин — остров. В конце сентября «Надежда» возвратилась в Авачинскую губу, а затем направилась в Кантон для встречи с «Невой».

А на долю последней выпали и опасные приключения, и важные открытия. Разойдясь с «Надеждой» у Гавайских островов, «Нева» 1 июля 1804 г. прибыла на Кадьяк, где ее уже давно ожидали. Правитель русских поселений в Америке А. А. Баранов сообщил Лисянскому, что еще два года назад местное индейское племя разгромило русскую укрепленную факторию — крепость Архангельскую — и разграбило склады Российско-Американской компании. «Нева» отправилась к крепости, и объединившись с командой Баранова, который прибыл туда на судне «Ермак», россияне отвоевали ее. Здесь заложили другую крепость — Ново-Архангельскую, усилив ее оборону шестью пушками. Впоследствии она стала главным центром русских поселений в Америке.

За время плавания в местных водах Лисянский, пользуясь любой возможностью, делал описи побережий. Во время зимовки судна на Кадьяке он со штурманом Д. И. Калининым описал всю группу прилегающих к нему островов, составил подробный план Чиниатского залива с гаванями Павловской и Трех Святителей, детально описал Ситхинский залив. Неподалеку были открыты еще два острова, названные в честь русских адмиралов — Круза и Чичагова.

В августе 1805 г., взяв пушнину в Ново-Архангельске, «Нева» отправилась в Кантон. В один из дней плавания судно село на коралловую мель. Чтобы сняться с нее, пришлось сбросить за борт часть балласта. А утром следующего дня впереди по курсу моряки увидели неизвестный доселе коралловый остров. С большим трудом удалось подойти к нему и высадиться на берег. По желанию экипажа судна остров (он входит в Гавайский архипелаг) назвали именем Лисянского.

Через несколько месяцев корабли экспедиции наконец встретились в Кантоне. Крузенштерн и Лисянский выполнили поручение Российско-Американской компании —  выгодно продали меха и закупили китайские товары. А в феврале 1806 г. шлюпы отправились в обратный путь — снова через три океана. В середине апреля у мыса Доброй Надежды (Южная Африка) корабли в тумане потеряли друг друга из виду. «Надежда» подошла к острову Святой Елены в Атлантике, где была назначена их встреча, но «Невы» там не оказалось: Лисянский решил проплыть в европейские воды без захода в промежуточные порты. Впервые в истории судоходства он совершил безостановочный рейс из Южного Китая в британский Портсмут. После короткой стоянки «Нева» взяла курс к родным берегам и 22 июля 1806 г. вошла на Кронштадтский рейд. Через две недели туда прибыла и «Надежда». Так закончилась первая российская кругосветная экспедиция.

Все ее участники удостоились наград и пожизненных пенсий, а матросов освободили от дальнейшей службы, длившейся в ту пору четверть века. В честь этого события по велению императора Александра I на столичном монетном дворе отчеканили оригинальные памятные медали.

        

Памятные медали, отчеканенные в честь кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.


Российская академия наук отдала должное результатам экспедиции. В обращении к Крузенштерну сказано: «Ожидания Академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколько и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии». Крузенштерн был избран почетным членом Академии.

В 1809-1812 гг. вышли из печати три тома его книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева», а в 1813 г. – «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Позднее книгу опубликовали почти на всех европейских языках, а сам Крузенштерн стал членом академий и научных обществ Англии, Франции, Данин, Германии.

Неоценимы результаты научных исследований, проведенных в кругосветном плавании двух российских шлюпов. Ведь в течение трех лет на огромных океанских акваториях систематически. фиксировали метеорологические и гидрологические параметры: температуру, давление и влажность воздуха, силу и направление ветра, состояние облаков, характер осадков. Измеряли глубины океана, состояние поверхности и динамику океанских вод (последнее позволило Крузенштерну сделать ряд важных выводов о границах и силе экваториальных течений). Международное признание получили и этнографические исследования: описание жизни и обычаев жителей Маркизских островов, Сахалина и других уголков Земли считаются классическими и до сих пор не потеряли своего значения.

Первая российская кругосветная экспедиция стала важным этапом на пути познания нашей планеты.

* Камергер — с XVIII в. придворное звание старшего ранга в Российской империи и некоторых других монархических государствах (прим. ред.).

** См.: Е. В. Викторова, С. В. Сергеев. Ключ к тайнам острова Пасхи. — Наука в СССР, 1991, № 6 (прим. ред.).


Президентская библиотека — из первоисточников информации о кругосветном путешествии Крузенштерна

7 августа 2017 года исполняется 214 лет со дня первой российской кругосветки. Президентская библиотека размещает на своем сайте электронные копии документов по истории экспедиции, стартовавшей из Кронштадта на двух парусных шлюпках «Надежда» и «Нева» под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. В его знаменитых кругосветных путешествиях 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Часть 1 1809 г.Издание Крузенштерна 1812 года подробно определяет ход событий и анализирует ход и результаты экспедиции.

Выпускник Морского кадетского корпуса 1788 г., которому уже довелось поучаствовать в нескольких сражениях на Балтике, И. Ф. Крузенштерн давно вынашивал план первой русской кругосветки путешествие. Его не устраивало то, что Россия даже не пытается конкурировать с иностранным торговым флотом в морях и океанах, упуская при этом огромную прибыль. Будучи настоящим патриотом России, Иван Федорович считал долгом для последующих поколений продолжить начатое Петром I развитие флота и мореплавания. «В бессмертную память Петра Великого его мудрые дела и острый широкий ум преобразили Россию… начало», — говорится в альбоме «Вокруг света с Крузенштерном», электронная копия которого доступна на сайте Президентской библиотеки. «Его преемники более или менее помогали ему… Такое преобразование его народа, которое начал Петр Великий, похоже, дано нынешнему правительству». А Крузенштерн уживается с письмом к одному из столпов тогдашней власти — предлагает обширное, завершенное им в 179 г.9 проект кругосветного путешествия на рассмотрение председателя Торгово-коллегии генерала П. А. Соймонова:

«Не имея чести быть представленным Вашему превосходительству, я, может быть, пренебрегаю этикетом, но полагаю, что я может опустить эти тривиальные правила от человека вне предрассудков», — цитируется из обращения Ивана Федоровича в упомянутом выше альбоме иллюстраций с подборкой цитат и комментариев А. Крузенштерна и О. Федоровой Вокруг света с Крузенштерном. В сущности описываемой проблемы Крузенштерн убеждал сановника: «Обожая торговлю, этот огромный источник богатства и блага народов, обильно изливающий образование и человеколюбие, нельзя было не сравнить состояние торговли в моей родной стране с торговлей других народов и не желать, чтобы Россия добилась таких необычайных успехов, напрягая свои силы для перемены и превосходства в этом деле».

7 августа 1803 года в 10 часов утра «Надежда» и «Нева», загруженные всем необходимым для жителей поселений в Русской Америке, бросили якорь и взяли курс на Копенгаген — первую остановку на своем более чем трехлетнем путешествие.

«Командование экспедицией возложено на флота капитан-лейтенанта Крузенштерна», — писал капитан «Невы» Ю. Ф. Лисянский в своем «Путешествии вокруг света» 1812 г. «Моя давняя связь с этим превосходно одаренным человеком, наше прежнее путешествие в Америку и Ост-Индию и особенно желание быть полезным родной стране в столь важном деле было причиной того, что я, невзирая на мое старшинство, с великой охотой захотел совершить это дальнее путешествие под его началом…

Англия, Канарские острова, Бразилия будут следующими на этом пути. У мыса Горн экспедиция разделится из-за шторма, чтобы затем встретиться на Маркизских островах, а оттуда, достигнув Гавайев, снова разойтись. На этот раз надолго — «Надежда» отправится на Камчатку, «Нева» — к берегам Русской Америки.

На борту «Надежды» находились 84 человека: офицеры, экипаж и пассажиры, среди которых были ученые различных областей знаний. «В суровых условиях постоянного противостояния волнам и бурям нужно было не только выживать, но и работать», — говорится в упомянутом выше альбоме «Вокруг света с Крузенштерном». — Офицеры дежурили в любую погоду, делали тригонометрическое обследование. Лейтенанты писали путевые журналы, учились сами и учили молодежь — Беллинсгаузена, братьев Коцебу… Натуралисты делали чучела рыб, птиц, сушеных морских животных, составляли гербарии, описывали научные наблюдения. Крузенштерн руководил всем кораблем и экипажем, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями, вел большую научную работу».

Изданный в рамках проекта «Путь предков» альбом представляет собой уникальное произведение, состоящее из более чем 700 рисунков и гравюр, созданных участниками кругосветки 1803-1806 гг. В него также вошло множество неопубликованных рисунков, хранящихся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тарту (Эстония). Составленные в хронологическом порядке иллюстрации отражают маршрут экспедиции.

Успешное его завершение и научные результаты кругосветного путешествия получили высокую оценку в России и за рубежом.

С интересными материалами по истории первой русской кругосветки можно ознакомиться на сайте Президентской библиотеки: это книги Инструкция Главного правления Российско-Американской компании руководителю первой российской кругосветной экспедиции капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн от 1803 г.; собрание сочинений о русских кругосветных путешествиях. От Крузенштерна до Седова 2014 года; очерк об адмирале И. Ф. Крузенштерне, первом русском кругосветном мореплавателе 1873 г., и многие другие, вошедшие в фонд Президентской библиотеки, который в настоящее время насчитывает более 550 тысяч единиц хранения.

Барк Крузенштерн-Впечатляющее прибытие Гонконг

Sail-World Cruising/ИТАР-ТАСС, 17 апреля 2006 г.

Крузенштерн С.В.

Гонконг, 16 апреля. /ИТАР-ТАСС/. «Крузенштерн», прекрасный старинный русский четырехмачтовый барк, совершающий кругосветное плавание, в воскресенье утром прибыл в Гонконг. Барк представлял собой впечатляющее зрелище, когда он входил в оживленную современную гавань Гонконга, останавливая движение и затмевая паромы и контейнеровозы.

Экипаж корабля, построенного в Германии 80 лет назад, состоит из курсантов рыбохозяйственных и военно-морских училищ и членов клубов юных моряков из ряда городов России. Плавание приурочено к 60-летию Победы и 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна.


Моряки Крузенштерна © SW

Предыдущую остановку теплоход сделал во Владивостоке. Он вышел из морского порта 6 апреля в сопровождении двух малых противолодочных кораблей Тихоокеанского флота. Корабли сопроводили «Крузенштерн» до кромки территориальных вод России.

«9 апреля экипаж «Крузенштерна» почтил память моряков, погибших в Цусимском сражении», — сообщил ИТАР-ТАСС член оргкомитета рейса Владимир Кирюхин. «Погода была довольно хорошей, но ранним утром 10 апреля барка прошла через бурное море».

Кирюхин рассказал, что члены экипажа почувствовали себя настоящими моряками и наслаждались своим первым штормовым морем. 11 апреля «Крузенштерн» прошел сквозь густой туман в районе промысла кальмаров. Видимость сократилась с десяти до двух миль, поблизости было много рыболовных судов. «Они посылали сигналы в пути в течение нескольких часов. Позже в тот же день экипаж научили взбираться на мачты и управлять парусами», — рассказал Кирюхин.

Sail-World Cruising находит интересным тот факт, что цитируется не капитан, а «член оргкомитета». Старые привычки в России, кажется, не умирают!

ИСТОРИЯ:

Затянувшаяся загробная жизнь глубоководного парусника каким-то образом запечатлена в истории «Крузенштерна». Она начала свою жизнь как Padua, когда ее спустили на воду в 1926 году, чтобы присоединиться к Flying P Line в качестве перевозчика нитратов, работающего вокруг мыса Горн в Южную Америку. С окончанием торговли нитратами она перешла на торговлю зерном и совершила несколько поездок в Порт-Линкольн в Австралии. Как и все большие стальные барки Flying P Line, она была построена так, чтобы ее можно было эксплуатировать в тяжелых условиях — действительно, шкиперам этих великолепных судов было приказано выискивать штормы, чтобы совершать самые быстрые переходы! С этой целью «Падуя» однажды прошла 351 морскую милю с полудня до полудня и вышла в Порт-Линкольн из Гамбурга за 67 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *