Великий шёлковый путь: между Азией и Средиземноморьем
Новости вчера в 12:57В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет
Сборник
Григорий Потёмкин
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Неизвестная цивилизация
Шёлковый путь был основан примерно во II веке до нашей эры. В это время посол из Китая совершал визиты в государства Центральной Азии, выполняя функции дипломата.
В тот исторический период маршрут с запада на восток доходил лишь до Китая из-за гор, скрывавших азиатскую цивилизацию от глаз европейцев. Китайцы не специально открыли маршрут к западной цивилизации, они не собирали группу исследователей-путешественников. Всё произошло случайно.
Император Китая послал к западной границе страны посольство, возглавляемое Чжан Цянем. Правитель азиатского государства желал разрядить накалившуюся обстановку: дело в том, что кочевые племена, проживавшие на окраинах, часто враждовали друг с другом, происходили конфликты. Для решения одной такой ситуации и было отправлено посольство.
Придя к западной границе, Чжан Цянь узнал о том, что одно племя вытеснило другое за пределы страны. Послу пришлось с подчинёнными ему людьми отправиться на поиски кочевников, так как за ушедшее племя он нёс ответственность лично перед императором.
Великий шелковый путь на карте. (klike.net)
Посольство пережило плен, жару пустыни, высоты гор и наконец-то нашло беженцев в районе Средней Азии. За время путешествия больше всего послов удивило, что за пределами Китая были другие развитые цивилизации.
Они увидели множество крупных городов, расположенных на территориях государств, которые сейчас входят в состав Средней Азии.Вернувшись к императору, Чжан Цянь пересказал всё, что довелось увидеть за время своей «Одиссеи». Монарха впечатлило услышанное, и он решил отправить в Среднюю Азию ещё несколько посольств для формирования торговых отношений с богатыми земледельцами и мастерами, проживавшими западнее Китая. Вскоре Китай начал получать мощных лошадей, различные товары. В обмен на это Китай поставлял в Среднюю Азию ценный материал — шёлк.
Позже маршрут расширился. Произошло это, когда послы Ханьской империи обнаружили западный путь, по которому ранее ходили войска Александра Македонского.
Шёлк — главный предмет роскоши
Само название маршрута «Великий шёлковый путь» напрямую отсылает к очень ценному для европейских государств древних времён материалу под названием шёлк.
Именно шёлк стал своеобразным клеем между западной и восточной цивилизацией. Шёлк использовался в Китае не только при изготовлении одежды, но и в письменности. Великий шёлковый путь, благодаря которому караваны с различными товарами добирались с европейских территорий в Азию, чтобы продать свои товары и привезти домой шёлк, стал первым в человеческой истории трансконтинентальным маршрутом.
Великий шёлковый путь брал своё начало на территории Рима. Оттуда, пройдя через Средиземное море, путники доходили до Гиерополя — сирийского города. Пройдя Месопотамию, Персию и оказавшись в Средней Азии, караваны должны были перебраться через оазисы и тогда попадали в Китай.
По пути в Азию путники успешно торговались с местными. Для совершения столь далёких поездок часто они использовали верблюдов или мощных ослов, способных перевозить множество вещей и продуктов туда и обратно.
Великий шелковый путь. (livejournal.com)
Помимо обмена ценными товарами, благодаря Великому шёлковому пути между восточными и западными цивилизациями происходил настоящий культурный обмен религиозными и философскими учениями.
Историки до сих пор спорят о том, где обрывался Великий шёлковый путь. Одни говорят о том, что после входа западных цивилизаций в Китай дорога продолжалась на востоке до столицы Небесной империи Чанъань. Другие убеждены, что Великий шёлковый путь шёл в ещё более восточном направлении, добираясь до Кореи и Японии. Но логически вторую концепцию обосновать сложно, так как шёлк европейцы покупали на западной границе Китая. Также говорят, что третья трасса Великого шёлкового пути шла через северную часть Средней Азии, соприкасаясь с территориями современного Казахстана.
Сборник: Григорий Потёмкин
Фаворит Екатерины II руководил присоединением к России Крыма. Он основал на полуострове ряд городов.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
А были ли деревни?
А были ли деревни?
Миф о потёмкинских деревнях гласит: во время путешествия Екатерины II по Крыму в 1787 году князь Григорий Потёмкин хотел представить регион в лучшем виде.
Он воздвиг бутафорские поселения, где собрал специально привезённых крестьян. Миф этот живёт почти 250 лет.- Статьи
- Европа
- XVIII век
Таврический вояж Екатерины II
Таврический вояж Екатерины II
2 января 1787 года после молебна в грандиозное путешествие «в полуденный край» отправилась невиданная по роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Григорий Потёмкин
Григорий Потёмкин
Фаворит Екатерины II, генерал-фельдмаршал. Что ты знаешь о нём?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Разрушитель порядка
Разрушитель порядка
Суворов, служивший под началом Потёмкина, дал ему краткую, но ёмкую характеристику: «Великий человек — велик умом, велик и ростом».
- Статьи
- Европа
- XVIII век
А были ли деревни?
Миф о потёмкинских деревнях гласит: во время путешествия Екатерины II по Крыму в 1787 году князь Григорий Потёмкин хотел представить регион в лучшем виде. Он воздвиг бутафорские поселения, где собрал специально привезённых крестьян. Миф этот живёт почти 250 лет.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Таврический вояж Екатерины II
2 января 1787 года после молебна в грандиозное путешествие «в полуденный край» отправилась невиданная по роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Григорий Потёмкин
Фаворит Екатерины II, генерал-фельдмаршал. Что ты знаешь о нём?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Разрушитель порядка
Суворов, служивший под началом Потёмкина, дал ему краткую, но ёмкую характеристику: «Великий человек — велик умом, велик и ростом».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
История первого советского маньяка
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Статьи
- Азия
- VII-VI вв.
Зороастризм: так говорил Заратустра
- Статьи
- Европа
- XVI век
Екатерина Арагонская: история испанской принцессы
- Статьи
- Азия
- VI век до н.э.
Ворота Иштар
- Статьи
- Европа
- XVII век
Протопоп Аввакум как главный идеолог старообрядчества
- Статьи
- Европа
- XIV-XIX вв.
Договор с дьяволом: сколько стоит продать душу?
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Сватовство майора» Федотова
- Статьи
- Европа
- XIII-XIV вв.
Даниил Александрович — первый московский князь
- Статьи
- Европа
- XX век
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
История первого советского маньяка
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Америка
- XX век
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
- Статьи
- Европа
- XX век
Накануне 22 июня 1941 года
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Статьи
- Африка
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- Статьи
- Азия
- XIX век
Как начищенные сапоги русских моряков из плена спасли
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Фрунзе совершил военный переворот
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 435966
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 239071
- 📚 Статьи
- 👀 96010
- 📚 Статьи
- 👀 75337
- 📚 Статьи
- 👀 57054
- 📚 Статьи
- 👀 56371
- 📚 Статьи
- 👀 53335
- 📚 Статьи
- 👀 36649
- 📚 Статьи
- 👀 31718
- 📚 Статьи
- 👀 488625
- 📚 Статьи
- 👀 459794
- 📚 Статьи
- 👀 435966
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 362335
- 📚 Статьи
- 👀 273316
- 📚 Статьи
- 👀 239071
- 📚 Статьи
- 👀 209770
- 📚 Статьи
- 👀 147261
- 📚 Статьи
- 👀 138637
Великий шелковый путь на территории Казахстана: карта и города
Опубликовано:
Великий шелковый путь с историей в полтора тысячелетия — экономическое и культурное чудо. Он не прекратил войны, но преобразил земли, через которые проходил. Часть пути пролегала через Казахстан.
Почему появился Великий шелковый путь, его историческое значение
Когда и почему появился Великий шелковый путь? Великий шелковый путь, названный так немецким географом Рихтгофеном в 1877 году, возник еще в начале II тыс. до н. э., соединив торговыми путями Восточную Азию и Средиземноморье. Китайцы контролировали тогда путь на запад.
Попав в оазисы Средней Азии с дипломатической миссией, посол Чжан Цянь был покорен арабскими скакунами, а также уровнем развития ремесел и земледелия. Вернувшись в Китай, он поведал обо всем императору. Тот захотел иметь таких лошадей в обмен на шелк, который был только в Китае. И вот первый караван навьюченных верблюдов отправился в Фергану в 121 году до н. э. Обратно из Средней Азии, кроме скакунов, везли сладкие плоды, семена люцерны, вино.
Постепенно ассортимент товаров и с одной, и с другой стороны расширялся. Из Восточного Средиземноморья и Центральной Азии в Китай завозили изделия из шерсти (паласы, ковры, покрывала), военное снаряжение, золото, серебро, полудрагоценные камни, стекло. В цене были верблюды, курдючные овцы, охотничьи собаки, львы, леопарды.
Из Индии везли специи, красители, ткани, самоцветы, слоновую кость. Из Китая на Запад отправляли знаменитый тончайший китайский фарфор, бумагу, бронзовые украшения, чай, рис, лекарства, парфюмерию и прочее. Из Восточной и Северной Европы в Центральную Азию переправляли меха, кожу, пушных зверей, скот и невольников. Обратно — рис, шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани.
Карта Великого шелкового пути: FlickrКакое значение имел Великий шелковый путь? Изначально предназначенный для торговли и развития дипломатических отношений, Великий шелковый путь стал толчком к развитию разных сфер жизни человека:
- технической и научной: проходил обмен технологиями по изготовлению бумаги и шелка, собирали новые факты и знания;
- социально–экономической: по пути следования торговцев развивались города, кочевые тюркские племена стали оседлыми, осваивали ремесла;
- международной: торговцы часто выполняли дипломатические миссии, решали вопросы путем взаимовыгодного сотрудничества, обмена ценными товарами, товарной платой за услугу;
- духовной и культурной: путешественники, мудрецы, музыканты, танцоры несли свою культуру на другие земли; разные стили и формы вобрала в себя архитектура, предметы быта, одежды.
Взлет экономики и культуры, развитие стран и переход от древности к Средневековью во многом были обусловлены функционированием этой крупнейшей трассы, отмечает Екатерина Докашева в книге «Великий шелковый путь. Полная история».
Главным товаром Великого шелкового пути был шелк. Наравне с золотом, он превратился в международную валюту. Кроме шелка и других товаров, древние торговые пути распространяли религии, духовные ценности, культуру, развивали города, технологии и науку.
Великий шелковый путь и земли Казахстана
Торговые пути сложились так удачно, что Великий шелковый путь действовал 1,5 тыс. лет. На его пути развивались и росли города. Шелковый путь имел несколько маршрутов, пишет доктор экономических наук Юрий Макогон. Они изменялись, появлялись ответвления, но ученые выделили две главные дороги — северную и южную.
Начинался путь в древней столице Китая Чанъань и следовал до городского округа Дуньхуан, где дорога разветвлялась. Северная следовала в Турфан, пересекала Памир, проходила через Среднюю Азию (узбекский город Фергану, казахские степи) и выходила к Ирану, Сирии и Индии.
Южная дорога из Дуньхуана шла мимо озера Лобнор, по южному краю пустыни Такла-Макан, через китайский оазис и уезд Яркенд, Памир (в южной части), выходила к Бактрии (современная территория Таджикистана, Узбекистана и Афганистана), далее к Парфии (территория на юго-востоке от Каспийского моря, где жили иранские племена), Индии и на Ближний Восток до Средиземного моря. В целом, как пишет доктор социологических наук Юрий Латов, протяженность пути составляла более 7 тыс. км.
Какие регионы Казахстана охватил Великий шелковый путь? Северный путь пролегал к долине реки Или, южный выходил к южному берегу Иссык-Куля. С VI–VII веков популярным становится путь из Китая через Семиречье и Южный Казахстан, Чуйскую долину. Он существовал до XIV века.
Маршрут Великого шелкового пути по Казахстану: UNESCOОсновная трасса пути пересекала юг Казахстана и проходила через такие крупные города, как Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз, Джамукат. Они появились благодаря торговцам сначала как караван-сараи, а потом разрослись в полноценные поселения:
- Тараз — один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI веке. Его называли городом купцов. В наше время Тараз называют историческим центром РК. На его территории сохранились караван-сараи, ремесленные мастерские, торговые лавки и два мавзолея — Аулие-ата Карахан (XI век), Ша-Мансур (XIII век).
- Джамукат — некогда большой город с соборной мечетью и рынком, сейчас от него остались развалины возле села Сарыкемер Байзакского района. Сейчас это место называют городище Костобе.
- Испиджаб (Сайрам) — отправная точка Великого шелкового пути в Казахстане и база развития ислама. В IX веке это было военное укрепление. Его дважды стирали с лица земли. Городище средневекового Испиджаба сохранилось в центре одноименного селения под Шымкентом.
- Отрар — в Средние века столица большого отрарского оазиса в долине рек Сырдарьи и Арыси и крупный торговый центр. В городе был свой монетный двор, восточные бани и большая библиотека. В этом городе жил известный мыслитель Аль-Фараби.
- Туркестан (Яссы) — древнейший город Казахстана и всей Центральной Азии. В XVI–XVIII веках столица Казахского ханства. Здесь находится мавзолей суфия и поэта Ходжи Ахмеда Яссави — мусульманская святыня.
Актуальность темы и постоянно возрастающий интерес к Шелковому пути обусловлен возможностью его возрождения и использования вновь для развития общества, подчеркивается в статье «Феномен Шелкового пути».
Значительная часть Великого шелкового пути проходила через казахстански степи и долины. Это сыграло положительную роль в развитии региона. На пути следования торговцев возникали новые поселения и разрастались старые.
Великий шелковый путь функционировал до XIV века и утратил свою значимость из-за междоусобиц и развития морских торговых путей. Его вклад в развитие Средней Азии и других регионов сложно переоценить. Шелковый путь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Оригинал статьи: https://www. nur.kz/family/school/1696747-velikiy-shelkovyy-put-na-territorii-k/
Как был создан древний шелковый путь?
Название «Шелковый путь» вызывает в памяти образы верблюжьих караванов, перевозящих драгоценный груз, шелк и специи, путешествия по опасным и экзотическим землям, пустынным оазисам и богатым городам. Это мир могущественных империй и свирепых кочевых племен, которые боролись за контроль над этой знаменитой дорогой. Хотя отчасти это верно, поскольку Шелковый путь действительно был одним из самых важных торговых путей в истории, связывающим «великие цивилизации» Евразии на протяжении более двух тысяч лет, реальность гораздо сложнее.
Начнем с того, что магический термин «Шелковый путь» — современное изобретение. Это конструкция XIX века, придуманная немецким географом и историком Фердинандом фон Рихтгофеном в то время, когда Европа была очарована экзотическим Востоком. «Шелковый путь» был фактически несколькими «Шелковыми путями». Не одна дорога, а множество — сложная сеть сухопутных и морских путей, облегчавших обмен товарами, культурами и идеями. Таким образом, Шелковый путь был средством глобализации, сыграв жизненно важную роль в формировании и изменении древнего мира и оставив неизгладимый след в связанных им обществах — от Персии и Индии до Китая и Рима.
Плодородные равнины Месопотамии, пересекаемые великими реками Тигр и Евфрат, послужили основой для первых городов и первых организованных государств. В последующие тысячелетия на территории между Средиземным морем и Персидским заливом образовались десятки царств и империй, величайшей из которых была Персидская или Ахеменидская империя. После своего основания в шестом веке до нашей эры Персидская империя быстро расширялась, завоевывая своих соседей, захватывая Малую Азию и Египет и даже достигая Гималаев на востоке. Частью его огромного успеха была готовность ахеменидских царей перенять идеи и обычаи покоренных ими народов, быстро включив их в свое царство.
Таким образом, неудивительно, что персы создали предшественника Шелкового пути. Известная как Царская дорога, персидская сеть дорог связывала побережье Средиземного моря с Вавилоном, Сузами и Персеполем, позволяя путешественникам преодолевать более 2500 километров в неделю. Помимо повышения эффективности управления огромной империей, Королевская дорога облегчала торговлю, принося огромные доходы, что, в свою очередь, позволяло ахеменидским монархам финансировать военные экспедиции, участвовать в крупных строительных проектах и наслаждаться роскошной жизнью в одном из многочисленных дворцов.
Связь Европы и Азии: эллинистический мир
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Королевская дорога сыграла важную роль в превращении Персидской империи в маяк стабильности и мультикультурализма в древнем мире. Но даже могучая персидская армия не смогла победить угрозу на своей северной границе — свирепых верховых кочевников степного мира. Один из самых известных ахеменидских царей, Кир Великий, был убит во время своего похода против кочевников-скифов. На Западе персы также противостояли проблематичным грекам, которые давали отпор королевской армии и в конце концов разрушили некогда могущественную империю.
По иронии судьбы, Царская дорога сыграла важную роль в завоеваниях Александра Македонского, способствуя быстрому продвижению македонско-греческой армии на восток. Эффективная коммуникационная сеть также ускорила появление эллинистических царств во главе с преемниками Александра — диадохами . Царская дорога теперь связала древнюю персидскую столицу с греческими городами Средиземноморья и новыми городами, основанными Александром и его преемниками.
Через несколько десятилетий после смерти Александра обширная территория, простиравшаяся от Египта и Южной Италии до долины Инда, была объединена одним языком, одной культурой и одной чеканкой. В то время как греческая культура сохраняла господство, эллинистические правители продолжали продвигать мультикультурную политику своих ахеменидских предшественников. В результате получилось уникальное сочетание идей и традиций — эллинистический мир. За это время между Европой и Азией установились прочные связи, которые оставят неизгладимый след в мировой истории — создание Шелкового пути.
Яркость культурного обмена через Шелковый путь была поразительной, что привело к инновациям, заимствованиям и ассимиляции. Статуи греческих богов, таких как Аполлон, и миниатюрные статуи из слоновой кости, изображающие Александра, найденные в современной Индии и Таджикистане, показывают степень влияния Запада. В свою очередь, статуи Гандарского Будды, найденные в современном Афганистане, на территории, занятой самым восточным эллинистическим царством Бактрией, свидетельствуют о притоке восточных идей в эллинистический мир. Что еще более важно, эти статуи являются первыми визуальными изображениями Будды — прямой реакцией буддистов на вызов, брошенный изображениями Аполлона.
Точно так же Шелковый путь способствовал передаче знаний между континентами. Греки были известны в Индии своими научными способностями, такими как астрономия и математика. Греческий язык изучали в долине Инда, и возможно, что «Махабхарата » — санскритский эпос — находился под влиянием «Илиады» и «Одиссеи». С другой стороны, « Энеида » Вергилия — римский шедевр — возможно, находился под влиянием индийских текстов. На протяжении веков путешественники, паломники и торговцы путешествовали по южной ветке Шелкового пути, принося с собой новые идеи, образы и концепции. В эллинистический период, и особенно с первого века нашей эры, Европа и Азия были связаны прибыльным морским торговым путем, связывающим Египет с Индией, который глубоко изменил вовлеченные общества.
Шелковые знамена: «первый контакт» Китая с Римом
В то время как Индия сыграла свою роль в этом обмене, другая древняя держава превратила Шелковый путь в один из самых известных торговых путей в мире. В отличие от персидских и эллинистических правителей, которым не удалось нейтрализовать степных кочевников, ханьские императоры Китая сумели расширить свои границы дальше на запад, достигнув территории современного Синьцзяна. Секрет их успеха заключался в их мощной кавалерии, которая использовала ценных «небесных» лошадей, выведенных в Ферганской области (современный Узбекистан). Около 110 г. до н.э. имперская армия нанесла поражение кочевым племенам хунну и обеспечила доступ к жизненно важному коридору Ганьсу. Это открыло путь к Памирским горам, а за ними и трансконтинентальному маршруту, ведущему на Запад, — Шелковому пути.
Спустя полвека после китайского триумфа, на другом конце света, другая быстрорастущая держава столкнулась с этими знаменитыми лошадьми. Столкновение между Римом и Парфией при Каррах в 53 г. до н. э. закончилось катастрофой для римлян, приведшей к позорной смерти Марка Лициния Красса. Легионы не ответили на смертоносные стрелы, пущенные в них парфянскими всадниками. Это унизительное бедствие также было первым случаем, когда римляне столкнулись с товаром, давшим имя Шелковому пути. Когда парфянская конница наступала, они « разворачивали блестящие цветные знамена из странной, похожей на газ ткани, которая колыхалась на ветру » (Флорус, Эпитом ) — китайский шелк. В последующие десятилетия римляне сходили с ума по sericum до такой степени, что Сенат безуспешно пытался запретить шелк. Тем не менее, Парфянская империя оставалась твердым препятствием для установления прямого контакта с Китаем, заставляя Рим искать другой путь, расширяя Шелковый путь через море.
Через несколько десятилетий после катастрофы при Каррах Рим аннексировал последние эллинистические королевства, получив контроль над богатыми регионами Египта и Восточного Средиземноморья. Рим стал Империей , сверхдержавой древнего мира. Неудивительно, что долгий период стабильности и процветания — Pax Romana — наполнил имперскую казну, стимулируя спрос на предметы роскоши, в том числе на шелк. Чтобы обойти парфянских посредников, император Август поощрял создание прибыльного морского торгового пути в Индию, которая в последующие века стала ведущим экспортером предметов роскоши, в том числе китайского шелка. Торговля в Индийском океане оставалась основным путем сообщения между Римом, Индией и Китаем до потери римского Египта в середине седьмого века нашей эры.
За исключением кратковременной экспансии при императоре Траяне, Шелковый путь и, следовательно, прямой контакт с Китаем ( Серес , «страна шелка» для римлян) оставались вне досягаемости Империи. Тем не менее, торговля землей продолжалась на протяжении всего существования Римской империи. Караваны с товарами покидали великие ханьские (а позже и танские) столицы Чанъань (современный Сиань) и Лоян и направлялись к самой западной окраине Империи, к знаменитым Нефритовым воротам. За этим последовало долгое путешествие от одного оазиса к другому, с караванами, которые шли через коварную пустыню Такла-Макан или, если идти южным путем, через перевалы Тянь-Шаня или Памира. Помимо труднопроходимой местности, торговцам приходилось преодолевать экстремальные температуры, от жарких пустынь до минусовых температур в горах. Двугорбый верблюд, приспособленный к таким суровым условиям, сделал транспортировку товаров по суше на Шелковом пути жизнеспособной.
Ситуация улучшилась, когда караваны вошли на территорию Парфян (а позже и Сасанидов). Здесь Шелковый путь использовал участки старой Королевской дороги, связывающей древние города Экбатана и Мерв, расположенные к востоку от гор Загрос, с западными столицами Селевкии и Ктесифона, расположенными на реке Тигр. Персия была больше, чем просто посредником. Он также торговал с Китаем, обменивая изделия из золота и серебра на пряности, шелк и нефрит (последний так и не попал в Рим!). Из Персии, часто во главе с местными купцами, караваны шли на запад. Следующей остановкой была Пальмира, богатое римское государство-клиент и один из основных центров на Шелковом пути до его завоевания императором Аврелианом в конце третьего века нашей эры. Здесь останавливалось большинство караванов. Некоторые, однако, вступали на имперскую территорию и достигали конечного пункта назначения — Антиохии — римской столицы на восточном побережье Средиземного моря.
Однако это были не китайцы, а выходцы из Центральной Азии, прежде всего согдийцы, которые занимались торговлей экзотическими товарами между империями. Кроме того, непреодолимой преградой для Рима оставались Парфянская и Сасанидская империи, не сумевшие наладить прямой контакт с Китаем. Две державы несколько раз обменивались послами, но они лишь смутно знали друг о друге из-за огромных расстояний и враждебного государства прямо посреди Шелкового пути.
Шелковый путь был эффективным каналом для перемещения товаров, идей и культуры через бескрайние просторы Евразии. Тем не менее, он также предлагал доступ к более опасным «путешественникам». Древние пандемии, опустошившие древний мир, включая печально известную Юстинианову чуму, быстро распространялись по сети Шелкового пути. Шелковый путь также действовал как эффективный канал для быстрого перемещения больших армий. Веками безуспешно римские императоры пытались устранить персидское препятствие и открыть путь на восток. Печально известно, что император Юлиан погиб в одной из таких попыток.
Примерно в то же время, когда Юстинианова чума поразила Империю, римляне совершили массовый переворот, переправив контрабандой яйца тутового шелкопряда в Константинополь, установив шелковую монополию в Европе. Затем, в середине седьмого века, Римской империи наконец удалось победить Персию, только чтобы уступить свои драгоценные восточные территории, включая Месопотамию и Египет, новому сопернику, армиям ислама. Персии больше не было, но римляне, вынужденные бороться за свое выживание, не могли ни сместить могущественный халифат, ни получить доступ к Шелковому пути. Китай тоже пережил кризис, хотя династия Тан в конце концов восстановила контроль. Древний мир уходил, уступая место Средневековью. При Халифате исламский мир объединит огромную территорию, простирающуюся от берегов Атлантики до границ Китая и далее до Тихого океана. Наступал новый Золотой век, в котором Шелковый путь играл центральную роль.
Шелковый путь и арабские морские пути (11-й и 12-й века)
Шелковый путь и арабские морские путиИсточник: по материалам Мартина Яна Манссона.
Шелковый путь был самым прочным торговым маршрутом в истории человечества , который использовался около 1500 лет. Его название происходит от ценного китайского текстиля, который шел из Азии на Ближний Восток и в Европу, хотя на этом пути продавались и многие другие товары. Шелковый путь состоял из череды троп, по которым шли караваны через Среднюю Азию, протяженностью около 6400 км. Путешествиям благоприятствовало наличие степей, хотя приходилось обходить несколько засушливых зон, таких как пустыни Гоби и Такла-Макан. Экономия на масштабе, суровые условия и соображения безопасности требовали организации торговли караванами, медленно переходящими из одного этапа (города и/или оазиса) в другой.
Хотя предполагается, что значительная торговля велась около 1000 лет назад, Шелковый путь открылся около 139 г. до н.э., когда Китай был объединен под властью династии Хань. Он начался в Чангане (Сиань) и закончился в Антиохии или Константинополе (Стамбул), минуя торговые города, такие как Самарканд и Кашгар. Очень редко караваны путешествовали на все расстояние, так как торговая система функционировала как цепочка. Купцы со своими караванами переправляли товары из одного торгового центра в другой. Помимо шелка, основными предметами торговли были золото, нефрит, чай и специи. Поскольку транспортные возможности были ограничены, на большие расстояния и часто небезопасно, предметы роскоши были единственными товарами, которыми можно было торговать. Шелковый путь также служил вектором распространения идей и религий (сначала буддизма, а затем ислама), позволяя взаимодействовать цивилизациям Европы, Ближнего Востока и Азии.
Первое использование морского пути, соединяющего Средиземноморский бассейн и Индию, имело место в римскую эпоху. Между 1-м и 6-м веками корабли плыли между Красным морем и Индией, чему способствовали летние муссонные ветры. Товары перегружались в городе Беренике вдоль Красного моря и перевозились на верблюдах вглубь страны к Нилу. С этого момента речные суда доставляли товары в Александрию, откуда можно было вести торговлю с Римской империей. Эти торговые пути также сыграли важную роль в распространении болезней и первых пандемий. Например, считается, что Юстинианская чума 541 года (форма бубонной чумы) распространилась в Средиземноморье из Восточной Азии через торговые пути.
С 9-го века появились морские пути, контролируемые арабскими торговцами, которые постепенно подорвали важность Шелкового пути. Поскольку корабли были гораздо менее ограничены вместимостью, чем караваны, можно было торговать большим количеством товаров. Главный морской путь начинался в Гуанчжоу, проходил через Юго-Восточную Азию, Индийский океан, Красное море и достиг Александрии. Значительный приток шел к «островам специй» (острова Малуку) в современной Индонезии. Они были названы так потому, что такие специи, как мускатный орех, мускат и гвоздика, изначально можно было найти только там.
Шелковый путь достиг своего пика во времена Монгольской империи (13 век), когда Китай и Средняя Азия находились под контролем монгольских ханов, которые были сторонниками торговли, даже если они были безжалостными завоевателями. В то же время возобновились отношения между Европой и Китаем, особенно после путешествий Марко Поло (1271-1292). Распространению ислама также способствовала торговля, поскольку многие правила этики и торговли заложены в религии.
В средние века венецианцы и генуэзцы контролировали большую часть средиземноморской торговли, связанной с основными торговыми центрами Константинополя, Антиохии и Александрии.