Мартирос сарьян википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Мартирос Сарьян – биография и картины художника в жанре Реализм, Символизм – Art Challenge

Мартирос Сарьян (1880 — 1972) — один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. «Цвет — это истинное чудо! — восклицал художник. — В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».
Для армянского изобразительного искусства самой крупной фигурой такого рода был Мартирос Сарьян, и эволюция его творчества представляется поэтому наиболее поучительной.
Ключом к живописному методу Сарьяна всегда был принцип обобщения, понятого в самых разных смыслах: от темы и настроения до пятна и штриха.
Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми достижениями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в России, в армянском городе Новая Нахичевань, близ реки Дон (ныне входит в Ростов-на-Дону). Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении. Родители будущего художника занимались земледелием. В семье было восемь детей, жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Детское восприятие мира навсегда определило роль природного солнечного света и естественного несмешанного цвета в визуальном восприятии художника.

В 1895 году Мартирос Сарьян окончил общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. После окончания школы Сарьян поступил на работу в почтовую контору.

Здесь в свободное время он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски с интересных типажей, встречающихся среди посетителей конторы. Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержав увлечение Мартироса, познакомил его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оценив природное дарование юноши, Арцатбанян подготовил Мартироса к вступительным экзаменам.

В 1897 году, в 17 лет, Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища.

Занятия в открытых при училище мастерских известного русского импрессиониста К.Коровина и замечательного живописца В.Серова развивали профессиональные навыки молодого художника.
В начальный период портреты и пейзажи Сарьяна ещё не обнаруживают индивидуального почерка художника, однако уже эти работы свидетельствуют о мастерстве начинающего художника.
Поездки на Кавказ в 1901-1903 гг. стали для Сарьяна истинным откровением.

Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства», — рассказывал художник.

Под воздействием южного солнца и создаваемых им оптических цветовых эффектов меняется палитра и образная система первых творчески самостоятельных работ Сарьяна. «Самый трудный период моей жизни — это время первоначальных исканий, — вспоминает художник. — …Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении.»

В 1904-1907 гг. Сарьян создаёт акварельный цикл «Сказки и сны». Изображая простые по форме фигуры людей и животных на фоне многообразной, пока условной по характеру природы, Сарьян добивается необычной пластики и мелодичности.

Некоторые листы этого цикла были экспонированы в 1907 году в Москве, на выставке «Голубая роза», где впервые были представлены работы русских художников-символистов.

С 1908 года в произведениях Сарьяна акварель полностью заменяется темперой. Такие работы, как «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс», обнаруживают развитие красочной палитры художника. Чистые, звучные краски ложатся на картон отдельными длинными мазками, создавая искрящиеся переливы цветовой гаммы, насыщенной солнечным светом. Среди них выделяется созданная в 1905 году картина «Чары солнца». Простой, незамысловатый сюжет строится здесь путём гармоничного сочетания обобщённых, силуэтных форм, выписанных яркими красками. Звучное колористическое решение этой композиции предшествует знакомству Сарьяна с работами Матисса, основоположника французского фовизма. Первые выставки работ французских художников конца ХIХ — начала ХХ вв. из коллекции С.Щукина и И. Морозова были открыты в Москве лишь в 1906 году. Свои первые впечатления о новых принципах живописи европейских мастеров Сарьян выразил в одном из своих писем 1908 года: «Поразителен Гоген своей новой религией, открывшей сокровенный духовный мир дикарей европейцу.

Бесподобен Сезанн, твёрд, убедителен в своей плотной и сверкающей живописи. Очень интересен Ван Гог, искатель беспокойный и больной». («Мартирос Сарьян. Письма», с.72). Вместе с тем Сарьян признавался, что знакомство с французами ещё более окрылило его и убедило в верности избранного пути и своих взглядов на живопись.

Многие художники России испытали в тот период влияние новой французской живописи. Однако работы Сарьяна отличались особыми средствами выразительности. В основе стилистических принципов армянского художника лежит соотношение больших плоскостей несмешанных чистых цветов, создающих обобщённую характеристику визуально воспринимаемых форм и пластики их движения. Сарьяну была близка стилистика средневековой армянской миниатюры, которую отличает взаимодействие контрастных цветов и простых ритмических линий, создающих символические формы, присущие непосредственности народного мышления. Подобная особенность художественного языка была творчески развита в произведениях Сарьяна и во многом определила своеобразие его стилистических приёмов.

В 1909 г. на смену фантастическим грёзам постепенно приходят более реальные, непосредственные наблюдения природы и окружающего мира. Намечается развитое в последующий период изменение технических приёмов, сюжетных мотивов и общей системы художественных образов. В картинах «Автопортрет», «Бегущая собака», «Гиены» кристаллизуется яркая, звучная палитра, цветовые гармонии покоряют лаконизмом и точностью образной характеристики. В этот период Сарьян активно участвует в выставках, организованных журналом «Золотое руно».

Поездки на Восток 1910 -1913
Интерес к восточной культуре стал определяющим на пути развития европейского и русского искусства XX века. Но в творчестве Сарьяна, художника армянского происхождения, обращение к Востоку стало и важным этапом самопознания. Желание познать мир Востока и себя, как часть этого мира, руководило художником в период путешествий в Египет (1911 г.) и страны Среднего Востока – Турцию (Константинополь,1910 г.), Персию (1913 г.).

«У меня была цель – понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, — писал художник. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира,…выявить его новое художественное осмысление».

«Я прожил в Константинополе почти два месяца и за это время хорошо поработал,- вспоминает Сарьян. — Самый большой интерес для меня представляла улица, ритм её жизни, яркая толпа и собаки…, жившие здесь целыми семейными стаями». («Из моей жизни», с.102). В этот период Сарьян пишет исключительно темперой на белом плотном картоне, обобщая в каждой картине свои самые яркие впечатления. «…Когда что-нибудь не удавалось, я вновь ездил в ту же местность для углубления своих впечатлений, получения нового импульса и для самопроверки…Передо мной стояла проблема – возможно ясней и лаконичней передать на картоне палящий зной солнечного света и связанную с этим контрастность цвета». Стараясь воссоздать реально разворачивающуюся жизнь Востока, Сарьян увеличивает масштаб своих композиций, которые строит на одной плоскости. Объём и глубина здесь достигаются благодаря контрастным синим теням, которые сопровождают плавно плывущие по жёлто-оранжевым улицам фигуры женщин в парандже или стайки собак, приобретающих невероятные цветовые оттенки в свете раскалённого солнца.

По возвращении из Константинополя Сарьян представил свои новые работы на выставке «Московского товарищества художников». Картины «Глицинии», «Фруктовая лавочка», позднее «Улица. Полдень» были приобретены Третьяковской галереей. Это был первый случай, когда галерея приобретала работы молодого художника-новатора. Картины Сарьяна, выставленные в Риме осенью 1911 года, вызвали живой интерес в художественных кругах.

Поездка в Египет обогатила творчество Сарьяна новыми работами, ставшими ярким выражением его самобытного стиля. В Египте художника более всего поразила нерасторжимая связь древней культуры с современностью. «При выходе из Булакского музея можно было увидеть тут же на улице людей, которые словно и были теми натурщиками, с которых высекались выставленные в музее скульптуры. У них тот же тип лица, жесты, манера ходить с приподнятыми плечами…Будто шли они прямо из глубины тысячелетий… и пришли эти люди прямо в сегодня вместе с изумительными памятниками, воздвигнутыми их предками, на заре человеческой цивилизации».

Идея вечности и бессмертия духа, воплощённая в египетском искусстве, была созвучна мировоззрению Сарьяна, глубоко верившего в то, что человек не умирает, ибо он — сама природа. Маски, привезённые художником из Египта, стали в его творчестве символом вечного бытия духа.

В 1912 году Сарьян вновь отправляется в Армению, на сей раз в северо-западные её районы (Ардануч, Ардвин, Ардаган). Здесь, в отличие от жёлтого моря египетской пустыни, где контрасты зелёного и синего были особенно резкими, глаз художника уловил более мягкие, приглушённые соотношения характерных для данной местности красок.

В 1913 году Сарьян побывал в Персии. Вобрав в себя впечатления о быте и культуре этой страны, художник создал несколько композиционных картин на персидские темы уже в своей московской мастерской.

Новый этап творчества (1914 -1920)
Сарьян отличался огромной взыскательностью к самому себе и удивительным чутьём истинного в искусстве. «Мне не нравился мой успех, я боялся стать модным художником , — признавался он. – Я чувствовал настоятельную необходимость обновить моё искусство, не допускать появления в нём штампов и трафаретов».

Художник намеревался продолжить свои путешествия на Восток, мечтал побывать в Китае, Японии, Индии. Но Первая мировая война полностью расстроила его творческие планы художника.

Весной 1914 года Сарьян уезжает в Тифлис (Грузия), участвует здесь в работе Армянского этнографического общества, едет в Гохтан (Южная Армения, ныне входит в Азербайджан).Свои новые работы, пейзажи и натюрморты, Сарьян выставляет в Москве, на очередной выставке журнала «Мир искусства», затем участвует в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция). Одна из картин Сарьяна, «Дерево» (1910), осталась в собрании художественного музея Мальмё.

Однако дальнейшее развитие творчества художника было прервано трагическими событиями в Армении. «Но вот в 1915 году я узнал о бедах, вновь павших на долю Армении. Бросил всё и уехал на родину. В Эчмиадзине и вокруг него я встретил толпы людей, бежавших от геноцида из Турецкой Армении… На моих глазах умирали люди, а я почти ничем не мог им помочь… Я тяжело заболел, меня увезли в Тифлис с явными признаками глубокого душевного расстройства», — вспоминал Сарьян.

Художник долго не мог работать. Но первое, что он создал после пережитого, была картина, изображающая огромный букет красных цветов. Путь спасения был найден: «Искусство должно призывать человека к жизни, к борьбе, вневременными, общечеловеческими мотивами внушать ему веру и надежду, а не подавлять его описанием трагичных сюжетов».

В конце 1915 года Сарьян вновь участвует в очередной выставке «Мира искусства».

В 1916 году вместе с собравшимися в Тифлисе армянскими живописцами Е.Татевосяном, В.Суренянцем, П.Терлемезяном Сарьян основывает «Товарищество армянских художников», создаёт его эмблему. «Едва оставшийся в живых народ стремился сплочением прогрессивных духовных сил залечить свои тяжёлые раны», — писал Сарьян.

Начался новый этап жизни и творчества Сарьяна: «В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил всё своё дальнейшее творчество».

17 апреля 1916 года состоялось венчание Мартироса Сарьяна с Лусик Агаян в сельской церкви (Цхнеты). В Москве вышла в свет оформленная Сарьяном антология «Поэзия Армении» под редакцией В.Брюсова. В конце 1917 года художник в последний раз участвует в очередной выставке «Мира искусства».

В 1917 году Сарьян переезжает с женой в Нахичевань, в дом матери, но часто бывает в Тифлисе, где его застаёт Октябрьская революция.

В семье Сарьянов рождается сын, Саркис, впоследствии литературовед, специалист по итальянской и армянской литературе.

В 1918 -1919 годах Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове. На выставке «Лотос», где участвовали армянские и русские художники, Сарьян выставляет 45 работ. Помимо ранних, здесь были представлены и последние картины, развивающие в новом качестве восточную тематику: «Портрет Н.Комурджян» (1917), «Старый Тифлис» (1917), «Красная лошадь» (1919). Художник оформляет «Красную книгу» Гр.Чалхушяна о трагедии армянского геноцида, создаёт эскиз для обложки книги стихов М.Шагинян «Ориенталия».

В 1920 году рождается второй сын Сарьяна, Газарос (Лазарь), впоследствии известный композитор.

В 1921 году, по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А.Мясникяна Сарьян переезжает с семьёй в Ереван на постоянное жительство. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимает участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.

В 1922 году по эскизам Сарьяна были созданы герб и флаг Советской Армении. Собирательный образ возрождённой родины художник запечатлевает в эскизе для занавеса Первого драматического театра в Ереване.

Совершая поездки в разные районы Армении, художник создаёт картины на пленэре, созерцая и как бы выхватывая у природы быстро меняющиеся под воздействием солнца соотношения красок. Желание передать реальную, вещно-предметную сторону природы и жизни народа приводит к быстрой, этюдной манере письма маслом. Словно кадр за кадром встают перед нами обожжённая солнцем долина («Армения, этюд»), низкие глинобитные домики с плоскими крышами («Ереван, этюд»), летний зной («Арагац летом») и приятная прохлада тенистых садов («Дворик в Ереване»). Минуя импрессионистическую манеру письма, преображающую предмет в цветосветовую субстанцию, Сарьян стремился своеобразным живописующим рисунком, в котором сконцентрированы характерный цвет и линия формы, создать полнокровный образ в его материальной и объёмной целостности. Однако это не пассивное воспроизведение виденного, а умение силой активного воображения в одном остановленном кадре передать внутреннюю сущность реальной, развивающейся во времени и пространстве жизни.

В работах 1924 года вновь преобладает характерное для Сарьяна обобщение образа, воссоздающего картину мира, не ограниченного пределами данной страны, а активизирующего наше эмоциональное и интеллектуальное восприятие жизни в целом («Ереван», «Полдневная тишь», «Пёстрый пейзаж» и др. ). Свои новые работы Сарьян экспонирует на XIV Международной выставке (Биеналле ди Венеция).

Живший в ту пору в Италии армянский поэт Аветик Исаакян, впоследствии близкий друг Сарьяна, опубликовал в газете «Айреник» (Париж, 5 августа 1924 г.) статью, в которой оценил творчество художника как явление огромной исторической важности для развития армянской культуры. «Он подводит научную основу под нашу живопись,- писал поэт,- или точнее, пробуждает и развивает старое, так как элеметны этого нового искусства живут в глубине веков нашей матери-родины».

Итальянская пресса также высоко оценила искусство армянского мастера. «Картины Сарьяна являются ярким выражением такого сильного и самобытного темперамента, что не могут не произвести сильнейшего впечатления на зрителя. И краски его, и рисунок заслуживают большого внимания с точки зрения исканий современного искусства», — писал итальянский критик Дж.Спровиери.

В 1925 году впервые за советские годы картины Сарьяна экспонировались в Москве, на выставке «Четыре искусства». Работы армянского мастера были высоко оценены столичной прессой. Летом этого же года картины, оставшиеся после выставки 1914 года в Мальмё (Швеция), были переправлены И. Грабарём на выставку русского искусства в музей Лос-Анджелеса. В конце года Мартиросу Сарьяну было присвоено звание Народного художника Армении.

В Париже (1926 -1928)

После успеха на выставке в Москве Сарьяну была предоставлена возможность поехать за границу. «Я хотел непременно побывать в столице художников – Париже», — признавался Сарьян.

В Париже Сарьян дважды экспонировал свои работы на выставках русского и армянского искусства, но главной была его персональная выставка, открывшаяся в январе 1928 года в салоне Ш.-О. Жирара. Текст к каталогу выставки был написан известным критиком Луи Вокселем. Экспонировалось около сорока картин, созданных художником в Париже. В произведениях парижского периода преобладает армянская тематика, получившая качественно новую разработку. Лишь в нескольких этюдах Сарьян обращается к набережным Сены, Марны, даёт вид из своей мастерской. Эти этюды отличаются соотношением мягких переходов не слишком сильных, но чистых тонов. В этот период художник также оформляет пьесу «Зулейка» К.Гоцци для театра Н.Балиева «Летучая Мышь».

Искусство Сарьяна пользовалось в Париже редким для иностранца успехом, «экзамен», как выражался сам художник, был выдержан. Однако сегодня трудно судить об этом важном периоде творческой эволюции художника. На обратном пути в Армению картины Сарьяна сгорели на корабле. «Французский пароход «Фиржи», который вёз мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар – загорелись опилки – и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста», — с болью вспоминал художник. Уцелели только те картины, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вёз с собой.

Среди них «Гегамские горы» (1927), «К роднику» (1926), «На Марне» (1927), «Из окна мастерской» (1927), Национальная галерея Армении), «Газели» (1926).

Снова в Армении (1929 -1945)

Судьба уготовила художнику тяжёлое испытание. Но, как это и было свойственно творцу удивительно жизнеутверждающего искусства, мобилизовав свою волю, Сарьян постепенно возвращается к работе. Как писал А.Эфрос, «…мало было привезти с собой запас сил и обострённое мастерство. Надо было ещё найти в них соответствие тому, что делалось вокруг…Сарьяну предстояло нагонять свою страну, но нагонять не приспособленцем…, а тем же подлинным и строгим к себе художником, каким он был всегда» («О Сарьяне», с.128).

А вокруг шло строительство нового Еревана, ранее представлявшего собой беспорядочно громоздящиеся низкие глинобитные строения. «Но, когда со всех сторон застучали молотки, когда мысль заработала и мускулистые руки приступили к работе, всё изменилось. Ереван стал постепенно светлеть и оживать». («Из моей жизни», с.125). В этот период излюбленным жанром Сарьяна становится городской пейзаж. Лаконизм сюжетной основы, предельно упрощённое, силуэтное решение человеческих фигур в их характерном движении — таков сарьяновский стиль этих лет. Одна за другой появляются картины: «Ереванский дворик весной», «Старый Ереван» (1928, Третьяковская галерея), «Старое и самое новое» (1929, Русский музей), «Берега Зангу в Ереване», «Уголок старого Еревана», «Строительство моста» и другие.

В 1928 -1929 годах Сарьян участвует на различных выставках в Ереване и Москве.

С 1930 года яркие, отражающие передовые поиски современной живописи, полотна мастера постоянно экспонировались на выставках советского искусства в Европе (Стокгольм, Вена, Берлин, Венеция, Цюрих и др).

В 1930 году в оперном театре Одессы состоялась премьера оформленной Сарьяном оперы А. Спендиарова «Алмаст», а в 1932 году в московском театре им. Станиславского – постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Сарьян оформил второй акт). 1932 год был знаменателен и другим событием в жизни Сарьяна: в Ереване закончилось строительство его дома с мастерской. Решение создать для художника специальные условия для жизни и работы было принято правительством Армении ещё в 1924 году, после успеха Сарьяна на венецианской выставке.

В 1934 году Сарьян едет в Туркмению, создаёт серию картин, в которых ощущается давняя любовь художника к Востоку. Под редакцией известного армянского поэта Е. Чаренца выходит иллюстрированная Сарьяном поэма персидского поэта Фирдоуси «Рустам и Зохраб».

Однако именно в начале 1930-х стала последовательно проводиться сталинская политика идеологического давления на деятелей культуры. Постановления 1932 года ограничивали свободу творчества, политика «железного занавеса» ограждала Сарьяна от общения с западной культурой, вырывая его творчество из контекста мировой современной художественной жизни.

На требования создать прославляющий портрет вождя страны Сталина Сарьян отвечал, что привык писать с натуры.

В 1937 году были сожжены созданные Сарьяном 12 портретов передовых армянских государственных деятелей и представителей интеллигенции, подвергшихся репрессии как «враги народа». Но один из этих портретов, спрятанный работниками музея, уцелел. Это портрет поэта Егише Чаренца (1923).

В 1939 году художник создал ещё одно большое панно для армянского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. Обязательный портрет вождя страны не фигурировал в огромном пейзаже Армении. Пришлось установить на фоне сарьяновского панно скульптуру Сталина, исполненную Г.Кепиновым.

В эти годы Сарьян писал очень мало картин. Среди его работ преобладали эскизы к театральным декорациям, иллюстрации к книгам.

В годы Второй мировой войны (1941-1945) художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры. А выражением гражданской позиции художника явился тот факт, что его младший сын ушёл на фронт. Ведь решалась и судьба Армении. Переживания тех лет нашли выражение в картине «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также в знаменитом автопортрете «Три возраста». Эти работы явились новаторскими в жанре портрета. Посредством характерного для восточной живописи сопоставления разновременных событий художник раскрывает внутреннюю жизнь и психологическое состояние своих моделей. Так, мандарин в руке жены в зеркале отражается письмом, которое ждали от сына. А вековую историю родной земли, которую надо было уберечь от врага, художник сопоставляет с тремя ипостасями своей жизни, читающимися как внук, отец, дед.

В связи с Победой и возвращением сына Сарьян создал самое большое своё полотно в жанре натюрморта — «Армянам — бойцам Великой Отечественной войны.

Цветы» (1945, Национальная галерея Армении).

В 1941 году Мастер был удостоен Государственной премии за оформление оперы А.Спендиарова «Алмаст», новая постановка которой состоялась в дни Декады армянского искусства в Москве (1939).

В 1947 году была создана Академия художеств СССР, и Сарьян был избран действительным её членом. Но вместе с тем Сарьяну было предъявлено самое тяжёлое в те годы для художника обвинение в формализме (1948).

Сарьян тяжело переживал необоснованные нападки критики. В порыве боли и разочарования он разрезал один из своих лучших холстов 1910-х годов – «Большой восточный натюрморт». К счастью, молодые художники, которыми всегда был окружён Мастер, вырвали из рук Сарьяна куски холста, обратную сторону которых художник намеревался использовать для новых работ. Картина была восстановлена, но рубцы на ней заметны и по сей день.

В 1951 году Сарьян едет в санаторий «Узкое» в Подмосковье — лечить сердце. Здесь он постепенно приходит в себя, присущие художнику жизнестойкость и вера в силу искусства возвращают его к работе. В эти годы в творчестве Сарьяна продолжает развиваться наметившийся ещё в 1933-1935 годах, но постоянно прерываемый, интерес к портретному жанру. В 1950-х Сарьян писал портреты своих современников, не столь великих, но мыслящих и переживающих весь драматизм своего времени. Сарьян никогда не заставлял портретируемого позировать в искусственной, быстро утомляющей позе. Он беседовал с ним о самых волнующих его вопросах, о наболевшем, и тот непроизвольно принимал характерную для себя позу и выражение лица. Это-то и схватывал художник, быстро, в два сеанса, заканчивая портрет.

С приходом к власти Н.С.Хрущёва ситуация в сфере искусства во многом изменилась. Свободнее вздохнул и Сарьян. Новое развитие в его творчестве получает жанр пейзажа. Художник снова ездит по Армении, создаёт серию пейзажей в Двине (1952), на Севане (1953), в Лори (1952), в Бюракане (1957-1958). В его картинах вновь предстают обласканный кистью мастера Арарат, характерные горные хребты Армении в сиянии солнечных красок. Работы этого периода были объединены в цикл «Моя Родина», за который в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

В 1965 году широко отмечался 85-летний юбилей художника, состоялись его персональные выставки в Москве и Ереване. Мастер был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На киностудии «Арменфильм» был создан фильм «Мартирос Сарьян» (реж. — Л.Вагаршян, автор текста — И.Эренбург).

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» (на арм. яз., позднее была издана на четырёх языках).

В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 — 04 — 72, то есть за месяц до его смерти…

http://worldartdalia.blogspot.am/2012/05/1880-1972.html

Сарьян, Мартирос Сергеевич | это… Что такое Сарьян, Мартирос Сергеевич?

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սարյան; 28 (16) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону, Российская империя — 5 мая 1972, Ереван, Армянская ССР, СССР) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.[1]

Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1960). Действительный член АН Армянской ССР (1956). Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951). Лауреат Ленинской премии (1965) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работы находятся в собраниях
  • 3 Награды и премии
  • 4 Память
  • 5 Работы
  • 6 Сочинения
  • 7 Библиография
  • 8 В кино
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Биография

Природа создаёт человека,
чтобы взглянув на себя его глазами,
насладиться изумительной своей красотой.

Мартирос Сарьян[2]

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в местечке Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

Художник Мартирос Сарьян (второй снизу слева) рядом с хачкаром в армянском монастыре Санаин в 1902 году

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

Блок почтовых марок Армении с портретами деятелей искусства: Комитас, Хачатурян, Сарьян, Тертерян, Спендиарян, Горки, Аветисян, Орбели, Симонян

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартуано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Депутат ВС СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Работы находятся в собраниях

  • Таганрогский художественный музей, Таганрог[3].
  • Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Алмаст» А. А. Спендиарова
  • народный художник СССР (1960)
  • Ленинская премия (1961) — за цикл картин «Моя Родина»: «Армения» (1923), «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна» (1952), «Сбор хлопка в Араратской долине» (1949), «Лалвар» (1952), «Арартская долина из Двина», «Арарат из Двина» (1952), «Бюракан»
  • Герой Социалистического Труда (1965)
  • три ордена Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почёта»
  • медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Память

  • В Ереване Сарьяну сооружён памятник.Также одна из центральных улиц города носит имя Мартироса Сарьяна.
  • В 2000 и 2005 годах были выпущены почтовые марки Армении, посвященная Сарьяну.
  • В Ростове-на-Дону, в Нахичевани есть улица Сарьяна. Также, на этой улице сооружён памятник.
  • В селе Чалтырь (Мясниковский район) построена детская школа искусств им. М. С. Сарьяна.
  • Сарьяну посвящено стихотворение С. Шервинского «В мастерской Сарьяна» (1985).

Работы

«У колодца, жаркий день», 1908

«Зной. Бегущая собака», 1909

«Море. Сфинкс», 1908

«Идущая женщина», 1911

Рисунок с изображением Вардана Мамиконяна

  • «Улица. Полдень»
  • «Константинопольские собаки»
  • «Натюрморт. Виноград»
  • «Армянка»
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903—1908
    • «Сказка», 1904
    • «Король с дочерью», 1904
    • «У подножия Арарата», 1904
    • «У родника», 1904
    • «Чары Солнца», 1905
    • «В ущелье Ахуряна», 1905
    • «Комета», 1907
    • «Вечер в горах», 1907
    • «В тени», 1908
    • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Фруктовая лавочка», 1910
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна», 1915
  • «Гора Шамирам», 1922
  • «Ереван», 1923
  • «Горы Армении», 1923
  • «Армения», 1923
  • «Пёстрый пейзаж», 1924
  • «Газели», 1926
  • «К роднику», 1926
  • «Портрет архитектора А. Таманяна», 1933
  • Иллюстрации к сборникам «Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937
  • «Горный пейзаж», 1942
  • «Автопортрет с палитрой», 1942
  • «Апрельский пейзаж», 1944
  • «Бжни. Крепость», 1946
  • «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», 1952
  • «Груши», 1957
  • «Земля», 1969
  • «Портрет Р. Н. Симонова»
  • «Портрет А. С. Исаакяна»
  • «Цветы и фрукты»
  • «Долина Арарата»

и др.

Сочинения

  • Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

Библиография

  • Волошин М. Сарьян, «Аполлон», 1913.
  • Михайлов А. И. Мартирос Сергеевич Сарьян. — М.: 1958.
  • Дрампян Р. Сарьян. — М.: 1964.
  • Тельман Зурабян «Краски разных времен», «Сама Армения» −1970 г. Из-во «Советская Россия». http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=39211
  • Каменский А. А. и др. Мартирос Сарьян. Альбом. — Ленинград: Аврора, 1987. — 340 с.
  • Давтян Лариса. Константинополь Сарьяна. — Иные берега № 3(19), 2010.
  • Дмитрий Голубков Доброе солнце. — М.: Детская литература, 1970. — 134 с.

В кино

  • Цвет армянской земли (1969) — запрещённая дебютная лента режиссёра Михаила Вартанова.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  2. Цитируется по книге:
    Армянские народные сказки: Сборник. — Ер.: Советакан грох, 1983, 320 с, 84 ил.
  3. Таганрогский художественный музей. — Таганрог: Омега-Принт, 2009. — 336 с. — ISBN 978-5-91575-021-9.

Ссылки

  • Информационный сайт о Мартиросе Сарьяне
  • Мартирос Сарьян в фильме Михаила Вартанова Цвет армянской земли (1969)

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880 — 1971) — Биография, Интересные факты, Известные произведения художник-портретист, книжный иллюстратор, театральный художник. Основоположник современной армянской живописи.

Хозяин долгий век отмерил; За 92 года перед его глазами прошло множество захватывающих исторических событий – войны, революции, рождение новой страны, первый полет человека в космос. Он создал герб Советской Армении, организовал Археологический музей, Музей изобразительных искусств, Историко-этнографический музей, Комитет по охране памятников старины.

Особенности творчества художника Мартироса Сарьяна: Выросший в степях Приазовья, он получил образование в Москве и впервые приехал на родину предков только в 20-летнем возрасте. С тех пор Армения, ее природа, ее люди стали главной темой творчества художника. Гармония ярких красок, богатая палитра, лаконичность, восточные мотивы – это визитная карточка Мартироса Сарьяна.

С 1903 по 1907 год, в начале своего творческого пути, Сарьян много работал акварелью; результатом его символистских поисков является цикл «Сказки и сны». Волшебные пейзажи с размытым, абстрактным фоном, населенные прозрачными, полутелесными персонажами, удивительно нежны и пластичны: «Любовь» (1906), «Поэт (На склонах Арагаца)» (1906), «Озеро фей» (1906). Работы из этой серии в 1904 году экспонировались на выставке «Алая роза» в Саратове, а через три года — в Москве, на знаменитой выставке «Голубая роза».

С 1908 года Сарьян меняет технику живописи: на смену акварели приходит темпера, романтизм уступает место реализму, вместо тревожных и нежных мерцающих красок в его работах появляются яркие, чистые краски. Жаркое, знойное солнце — почти в каждом пейзаже. Обобщенные силуэтные формы приобретают массу и насыщенность, штрихи становятся длиннее. Художник много экспериментирует с передачей света через глубину и объем тени.

Примерно в это же время он познакомился с творчеством французских фовистов и импрессионистов, оценив их достоинства в новых принципах техники живописи. Сарьян много путешествует по странам Востока, пишет картины «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс». Художник активно выставляется, в частности, в рамках экспозиций, организованных журналом «Золотое руно».

За свою жизнь Сарьян создал около четырех тысяч работ: пейзажи, портреты, натюрморты были его любимыми жанрами. Художник много работал с формой, не любил деталей, оставляя зрителю возможность дополнить картину своим видением, собственным жизненным опытом.0003

Наиболее известные картины Мартироса Сарьяна: «Восточная сказка» (1903), «Озеро фей» (1905), «Любовь. Сказка» (1906), «Автопортрет» (1909), «Глициния». (1910), «Фруктовая лавка» (1910), «На дворе. Полдень. Константинополь (1910), «Египетские маски» (1911), «Бегущая женщина» (1911), «Финиковая пальма» (1911), «Портрет И. С. Щукина» (1911), «Красный конь» (1919), «Армения» (1923), «Портрет поэта Езеше Черенца» (1923), «Газели» (1926), «Автопортрет. Три возраста (1942), «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян» (1941), «Армянам – бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы (1945).

Детство художника
Мартирос Саркисович (Сергеевич) Сарьян родился в 1880 году в семье крестьянина. Он был седьмым ребенком из девяти. Детство художника прошло в донских степях, на берегу реки Самбек.

Когда Мартиросу было семь лет, его вместе с братом Серобом отправили в Новую Нахичевань, к сестре его матери. Отец Сарьяна умер в 1891 году от холеры; с тех пор забота о семье легла на плечи старшего брата Ованеса.

Окончив в 1891 году городскую школу, Ованнес устроил так, чтобы его младший брат был отправлен на почту посыльным. Здесь, среди посылок, писем и газет, начал рисовать от скуки юный Мартирос; его привлекали колоритные типы — посетители офиса. Посоветовавшись, семья решила отправить юношу учиться в Москву.

Годы учебы в Москве
Осенью 1897 года Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкуренция была великой; приняли всего 17 человек. В школе Сарьян дружил с Владимиром Половинкиным, Кузьмой Петровым-Водкиным, Николаем Сапуновым, Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным… С 19 лет00, начал выставлять свои работы на зимних внеклассных выставках студенческих работ. К тому времени в структуре школы произошли реформы; были открыты мастерские, куда приглашались лучшие московские художники. Портретной мастерской заведовали Валентин Серов и Константин Коровин, а пейзажу в училище преподавали Исаак Левитан и Виктор Васнецов.

Путешествие по Востоку
Мартирос Сарьян много путешествует в рамках художественного и внутреннего поиска. В 1910 году он посетил Константинополь, годом позже — Египет, а в 1913 — Персия. Осенью 1911 года на выставке в Риме произведения египетского цикла имели большой успех у публики и критиков; среди них картины «Египетские маски», «Бегущая женщина», «Ночной пейзаж. Египет». Сарьян до сих пор работает на картонной темпере; растет его мастерство передачи глубины картины тенями и контрастами. Картина «Константинопольские псы», написанная после путешествия в Турцию, участвовала в 1912 году во второй выставке постимпрессионистов в лондонской галерее Графтон.

Слава художника растет: после выставки Московского товарищества художников его картины «Глициния» и «Фруктовая лавка» были приобретены для Третьяковской галереи. Позже для коллекции была куплена еще одна коллекция — «На дворе. Полдень. Константинополь.

Родина художника, Армения — всегда в его сердце; он пишет ее горы и долины, и всегда стремится туда в поисках новых впечатлений и В 1912 году свет увидели новые произведения мастера: «Гора Абул и проплывающие верблюды», «Продавец зелени», «Утро. Зеленые горы. Творчество Мартироса Сарьяна становится заметным в широких творческих кругах, его яркие работы всегда в прицел

Первая мировая война расстроила планы Сарьяна; вместо путешествий художник погружается в художественную светскую жизнь. В Тифлисе он участвует в работе Армянского этнографического общества, затем уезжает в Южную Армению. Свои новые пейзажи и натюрморты он представляет на выставке журнала «Мир искусства», а затем в шведском Мальмё, на Балтийской выставке.

Встреча с будущей женой
В 1915 году Сарьян прибывает в Эчмиадзин, где участвует в организации помощи несчастным соплеменникам, бежавшим из Турции от репрессий. Через некоторое время, глубоко тронутый трагической судьбой народа, Сарьян заболел: друзья увезли художника с явными признаками душевного расстройства из Эчмиадзина в Тифлис. Здесь, в Тифлисе, в благотворительном кафе «Чашка чая», где собиралась творческая интеллигенция, Сарьян познакомился со своей будущей женой Лусик, дочерью известного армянского педагога и детского писателя Газароса Агаяна. Мартирос и Лусик обвенчались в небольшой деревенской церкви под Тифлисом 17 и 19 апреля.16.

Ассоциация художников Армении
В Москве Сарьян участвует в выставке журнала «Мир искусства». В 1916 году, объединив «передовые духовные силы», Мартирос Сарьян вместе с другими армянскими живописцами — Татевосяном, Суренянцем и Терлемезяном — становится основателем «Товарищества армянских художников»; он также создает эмблему общества, призванного залечить тяжкие раны армянского народа, вдохнуть новую жизнь в его культуру и искусство.

1917 революция
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе, где он часто бывал после переезда из Лусика в Новую Нахичевань, в дом своей матери. Здесь в семье Сарьяновых родился сын Саркис, впоследствии ставший специалистом по литературе Армении и Италии. Несмотря на неспокойное время, Сарьян принимает участие в очередной выставке «Мир искусства».

Жизнь в Ереване
Мартирос Сарьян стоял у истоков почти всех наиболее значимых культурных учреждений формирующейся новой Армении после Октябрьской революции. Художник становится создателем Армянского краеведческого музея, а позже — организатором и первым директором Армянского областного художественного музея, открывшегося в Ростове. Он оказывал посильную помощь и поддержку поэтессе Мариетте Шагнинян, которая неимоверными усилиями смогла открыть в Ростове художественную школу, а также организовать здесь Ассоциацию профессиональных художников.

По приглашению Председателя Совета Народных Комиссаров Армении Александра Мясникяна в 1921 году Мартирос Сарьян с женой, двумя сыновьями и старшим братом Ованнесом переехал в Ереван. Ему поручено организовать ряд учреждений культуры: Музей археологии, Музей изобразительных искусств, Музей истории и этнографии, Комитет по охране памятников старины.

Участие в Венецианской биеннале
В 1924 году Мартирос Сарьян принимает участие в Венецианской международной выставке. Критики хвалили творчество Сарьяна, сравнивали его с Матиссом, отмечая оригинальный темперамент и восточный ориентализм. Успех был настолько громким, что руководство Советской Армении решило в награду построить для Сарьяна дом и студию. Строительство нового дома началось только в 1931. Сарьян построил мастерскую по его указанию, с верхним светом — все, что он хотел.

После успеха в Италии Сарьян выставляет свои работы в Москве — впервые после революции. Его картины, представленные на выставке «Четыре искусства», были восторженно приняты критиками. Вскоре после этого Игорь Грабарь отправляет работу Сарьяна в Лос-Анджелес, на выставку русского искусства — и снова успех. Художнику было присвоено звание Народного артиста Армении.

Три года в Париже
В 1926 году сбылась давняя мечта Сарьяна — он наконец едет в Париж. Итогом трехлетней работы Сарьяна во французской столице стала выставка, открывшаяся 20 января 1928 года в салоне Жирара; было представлено около 40 работ. Предисловие к каталогу написал известный критик Луи Воксель. Он сказал известную фразу, которую любят цитировать, рассказывая о художнике: «Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уж потом ее создал Бог». Увы! Почти все картины парижской выставки погибли при пожаре на борту парохода, на котором Сарьян отправил свой багаж домой.

Театральные постановки
Оправившись от утраты, Мартирос Сарьян продолжил активную творческую деятельность: много работал, писал строящиеся достопримечательности армянской столицы, выставлялся в Ереване и Москве. В 1930 г. в Одесском оперном театре состоялась премьера оперы «Алмаст» А. Спендиарова в оформлении Сарьяна; за нее художник был удостоен Сталинской премии III степени. Спустя два года московские зрители смогли оценить его творчество: в театре им. Станиславского был поставлен «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, для которого Сарьян оформил второй акт. Увидели свет книги Фирдоуси «Рустам» и «Сухраб», иллюстрированные художником.

Обвинение в формализме
В 1937 году были сожжены портреты армянских государственных и творческих деятелей, написанные Саряном: из 12 картин, находившихся в «черном списке» картин, только одну спас портрет поэта Егише Чаренц (1923). Сам художник избежал репрессий только благодаря работе над большим панно для выставки советского искусства в Париже, над которым он работал в то время в мастерских Третьяковской галереи. Сарьян смог справиться с этой страшной для любого живописца новостью и закончил работу над панно, которое получило Гран-при и было высоко оценено европейскими критиками.

В годы ВОВ
Известная картина «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также знаменитый автопортрет «Три возраста» были созданы художницей в годы Великой Отечественной войны. Младший сын Сарьяна, Лазарь, ушел на фронт и прошел всю войну. В 1943 году Сарьян приехал в Киеве к сыну; здесь он создал серию графических работ на военную тему. Победа Сарьяна отметила необычайно веселым большим натюрмортом «Армяне — бойцы Великой Отечественной войны. Цветы.

Послевоенный период
В 1946 году Мартирос Сарьян был избран депутатом Верховного Совета СССР; через год при создании Академии художеств СССР Сарьян был избран ее действительным членом. Художник возглавлял Сектор теории и истории искусств Академии наук Армении. Однако творчество Сарьяна подверглось остракизму. На своих страницах журнал «Искусство» сравнил творчество Сарьяна с «арменизированным вариантом французского буржуазного формализма», который нельзя считать национальным.

Хрущевская «оттепель»
Следующим этапом творчества Сарьяна стала большая галерея портретов выдающихся деятелей армянской и российской культуры и науки: в частности, им написаны портреты Анны Ахматовой и Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и Виктора Амбарцумяна. Хрущевская «оттепель» изменила атмосферу в искусстве; Сарьян вернулся к пейзажному жанру, ездил в любимую Армению, много работал. За цикл «Моя Родина» в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

Итоги жизни
В ноябре 1967 года, еще при жизни художника, в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Мастер работал до конца своей большой жизни. 80 лет активного творчества — мало кому досталось. Завершая свой творческий и жизненный путь, Сарьян вернулся к созвучиям и пластике своих первых произведений цикла «Сказки и сны», оставив потомкам свою безусловную и трогательную любовь к Армении, ее природе и людям.

Дом-музей М.Саряна

YSTEM «http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd»>

Дом-музей М.Саряна
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ ПЛАНИРУЙТЕ ВАШЕ ПОСЕЩЕНИЕ

 

С ноября 2022 года Дом-музей М. Сарьяна объявляет сборные экскурсии на английском языке для посетителей от 16 лет один раз в день: в 13:00.
Продолжительность экскурсий – полтора часа. Стоимость: 5000 драм.
Количество участников ограничено.
Пожалуйста, бронируйте заранее. Тел.: 010 58 05 68
Выходной день — четверг.

 

ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ

Третьяковская галерея: Выставка произведений Мартироса Сарьяна

Выставка Мартироса Сарьяна (1880-1972) организована в рамках Дней культуры Армении в России.
/ АРМЕДИЯ/
Подробнее…

Фрагмент из документального фильма «Мартирос Сарьян». Фильм снят киностудией «Арменфильм» в 1965 году. Режиссер – Лаэрт Вагаршян, автор сценария – Илья Эренбург, композитор – Лазарь Сарьян.

ДОМ-МУЗЕЙ МАРТИРОСА САРИАНА
В 3D ФОРМАТЕ
 
                         
                   

Новая версия
сайт посвящен блаженному
памяти Аракси Сарьян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта