Мартирос сарьян википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Мартирос Сарьян – биография и картины художника в жанре Реализм, Символизм – Art Challenge

Мартирос Сарьян (1880 — 1972) — один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. «Цвет — это истинное чудо! — восклицал художник. — В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».
Для армянского изобразительного искусства самой крупной фигурой такого рода был Мартирос Сарьян, и эволюция его творчества представляется поэтому наиболее поучительной.
Ключом к живописному методу Сарьяна всегда был принцип обобщения, понятого в самых разных смыслах: от темы и настроения до пятна и штриха.
Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми достижениями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в России, в армянском городе Новая Нахичевань, близ реки Дон (ныне входит в Ростов-на-Дону). Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении. Родители будущего художника занимались земледелием. В семье было восемь детей, жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Детское восприятие мира навсегда определило роль природного солнечного света и естественного несмешанного цвета в визуальном восприятии художника.

В 1895 году Мартирос Сарьян окончил общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. После окончания школы Сарьян поступил на работу в почтовую контору.

Здесь в свободное время он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски с интересных типажей, встречающихся среди посетителей конторы. Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержав увлечение Мартироса, познакомил его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оценив природное дарование юноши, Арцатбанян подготовил Мартироса к вступительным экзаменам.

В 1897 году, в 17 лет, Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища.

Занятия в открытых при училище мастерских известного русского импрессиониста К.Коровина и замечательного живописца В.Серова развивали профессиональные навыки молодого художника.
В начальный период портреты и пейзажи Сарьяна ещё не обнаруживают индивидуального почерка художника, однако уже эти работы свидетельствуют о мастерстве начинающего художника.

Поездки на Кавказ в 1901-1903 гг. стали для Сарьяна истинным откровением.

Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства», — рассказывал художник.

Под воздействием южного солнца и создаваемых им оптических цветовых эффектов меняется палитра и образная система первых творчески самостоятельных работ Сарьяна. «Самый трудный период моей жизни — это время первоначальных исканий, — вспоминает художник. — …Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении.»

В 1904-1907 гг. Сарьян создаёт акварельный цикл «Сказки и сны». Изображая простые по форме фигуры людей и животных на фоне многообразной, пока условной по характеру природы, Сарьян добивается необычной пластики и мелодичности.

Некоторые листы этого цикла были экспонированы в 1907 году в Москве, на выставке «Голубая роза», где впервые были представлены работы русских художников-символистов.

С 1908 года в произведениях Сарьяна акварель полностью заменяется темперой. Такие работы, как «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс», обнаруживают развитие красочной палитры художника. Чистые, звучные краски ложатся на картон отдельными длинными мазками, создавая искрящиеся переливы цветовой гаммы, насыщенной солнечным светом. Среди них выделяется созданная в 1905 году картина «Чары солнца». Простой, незамысловатый сюжет строится здесь путём гармоничного сочетания обобщённых, силуэтных форм, выписанных яркими красками. Звучное колористическое решение этой композиции предшествует знакомству Сарьяна с работами Матисса, основоположника французского фовизма. Первые выставки работ французских художников конца ХIХ — начала ХХ вв. из коллекции С.Щукина и И. Морозова были открыты в Москве лишь в 1906 году. Свои первые впечатления о новых принципах живописи европейских мастеров Сарьян выразил в одном из своих писем 1908 года: «Поразителен Гоген своей новой религией, открывшей сокровенный духовный мир дикарей европейцу.

Бесподобен Сезанн, твёрд, убедителен в своей плотной и сверкающей живописи. Очень интересен Ван Гог, искатель беспокойный и больной». («Мартирос Сарьян. Письма», с.72). Вместе с тем Сарьян признавался, что знакомство с французами ещё более окрылило его и убедило в верности избранного пути и своих взглядов на живопись.

Многие художники России испытали в тот период влияние новой французской живописи. Однако работы Сарьяна отличались особыми средствами выразительности. В основе стилистических принципов армянского художника лежит соотношение больших плоскостей несмешанных чистых цветов, создающих обобщённую характеристику визуально воспринимаемых форм и пластики их движения. Сарьяну была близка стилистика средневековой армянской миниатюры, которую отличает взаимодействие контрастных цветов и простых ритмических линий, создающих символические формы, присущие непосредственности народного мышления. Подобная особенность художественного языка была творчески развита в произведениях Сарьяна и во многом определила своеобразие его стилистических приёмов.

В 1909 г. на смену фантастическим грёзам постепенно приходят более реальные, непосредственные наблюдения природы и окружающего мира. Намечается развитое в последующий период изменение технических приёмов, сюжетных мотивов и общей системы художественных образов. В картинах «Автопортрет», «Бегущая собака», «Гиены» кристаллизуется яркая, звучная палитра, цветовые гармонии покоряют лаконизмом и точностью образной характеристики. В этот период Сарьян активно участвует в выставках, организованных журналом «Золотое руно».

Поездки на Восток 1910 -1913
Интерес к восточной культуре стал определяющим на пути развития европейского и русского искусства XX века. Но в творчестве Сарьяна, художника армянского происхождения, обращение к Востоку стало и важным этапом самопознания. Желание познать мир Востока и себя, как часть этого мира, руководило художником в период путешествий в Египет (1911 г.) и страны Среднего Востока – Турцию (Константинополь,1910 г.), Персию (1913 г.).

«У меня была цель – понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, — писал художник.

— Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира,…выявить его новое художественное осмысление».

«Я прожил в Константинополе почти два месяца и за это время хорошо поработал,- вспоминает Сарьян. — Самый большой интерес для меня представляла улица, ритм её жизни, яркая толпа и собаки…, жившие здесь целыми семейными стаями». («Из моей жизни», с.102). В этот период Сарьян пишет исключительно темперой на белом плотном картоне, обобщая в каждой картине свои самые яркие впечатления. «…Когда что-нибудь не удавалось, я вновь ездил в ту же местность для углубления своих впечатлений, получения нового импульса и для самопроверки…Передо мной стояла проблема – возможно ясней и лаконичней передать на картоне палящий зной солнечного света и связанную с этим контрастность цвета». Стараясь воссоздать реально разворачивающуюся жизнь Востока, Сарьян увеличивает масштаб своих композиций, которые строит на одной плоскости. Объём и глубина здесь достигаются благодаря контрастным синим теням, которые сопровождают плавно плывущие по жёлто-оранжевым улицам фигуры женщин в парандже или стайки собак, приобретающих невероятные цветовые оттенки в свете раскалённого солнца.

По возвращении из Константинополя Сарьян представил свои новые работы на выставке «Московского товарищества художников». Картины «Глицинии», «Фруктовая лавочка», позднее «Улица. Полдень» были приобретены Третьяковской галереей. Это был первый случай, когда галерея приобретала работы молодого художника-новатора. Картины Сарьяна, выставленные в Риме осенью 1911 года, вызвали живой интерес в художественных кругах.

Поездка в Египет обогатила творчество Сарьяна новыми работами, ставшими ярким выражением его самобытного стиля. В Египте художника более всего поразила нерасторжимая связь древней культуры с современностью. «При выходе из Булакского музея можно было увидеть тут же на улице людей, которые словно и были теми натурщиками, с которых высекались выставленные в музее скульптуры. У них тот же тип лица, жесты, манера ходить с приподнятыми плечами…Будто шли они прямо из глубины тысячелетий… и пришли эти люди прямо в сегодня вместе с изумительными памятниками, воздвигнутыми их предками, на заре человеческой цивилизации».

Идея вечности и бессмертия духа, воплощённая в египетском искусстве, была созвучна мировоззрению Сарьяна, глубоко верившего в то, что человек не умирает, ибо он — сама природа. Маски, привезённые художником из Египта, стали в его творчестве символом вечного бытия духа.

В 1912 году Сарьян вновь отправляется в Армению, на сей раз в северо-западные её районы (Ардануч, Ардвин, Ардаган). Здесь, в отличие от жёлтого моря египетской пустыни, где контрасты зелёного и синего были особенно резкими, глаз художника уловил более мягкие, приглушённые соотношения характерных для данной местности красок.

В 1913 году Сарьян побывал в Персии. Вобрав в себя впечатления о быте и культуре этой страны, художник создал несколько композиционных картин на персидские темы уже в своей московской мастерской.

Новый этап творчества (1914 -1920)
Сарьян отличался огромной взыскательностью к самому себе и удивительным чутьём истинного в искусстве. «Мне не нравился мой успех, я боялся стать модным художником , — признавался он. – Я чувствовал настоятельную необходимость обновить моё искусство, не допускать появления в нём штампов и трафаретов».

Художник намеревался продолжить свои путешествия на Восток, мечтал побывать в Китае, Японии, Индии. Но Первая мировая война полностью расстроила его творческие планы художника.

Весной 1914 года Сарьян уезжает в Тифлис (Грузия), участвует здесь в работе Армянского этнографического общества, едет в Гохтан (Южная Армения, ныне входит в Азербайджан).Свои новые работы, пейзажи и натюрморты, Сарьян выставляет в Москве, на очередной выставке журнала «Мир искусства», затем участвует в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция). Одна из картин Сарьяна, «Дерево» (1910), осталась в собрании художественного музея Мальмё.

Однако дальнейшее развитие творчества художника было прервано трагическими событиями в Армении. «Но вот в 1915 году я узнал о бедах, вновь павших на долю Армении. Бросил всё и уехал на родину. В Эчмиадзине и вокруг него я встретил толпы людей, бежавших от геноцида из Турецкой Армении… На моих глазах умирали люди, а я почти ничем не мог им помочь… Я тяжело заболел, меня увезли в Тифлис с явными признаками глубокого душевного расстройства», — вспоминал Сарьян.

Художник долго не мог работать. Но первое, что он создал после пережитого, была картина, изображающая огромный букет красных цветов. Путь спасения был найден: «Искусство должно призывать человека к жизни, к борьбе, вневременными, общечеловеческими мотивами внушать ему веру и надежду, а не подавлять его описанием трагичных сюжетов».

В конце 1915 года Сарьян вновь участвует в очередной выставке «Мира искусства».

В 1916 году вместе с собравшимися в Тифлисе армянскими живописцами Е.Татевосяном, В.Суренянцем, П.Терлемезяном Сарьян основывает «Товарищество армянских художников», создаёт его эмблему. «Едва оставшийся в живых народ стремился сплочением прогрессивных духовных сил залечить свои тяжёлые раны», — писал Сарьян.

Начался новый этап жизни и творчества Сарьяна: «В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил всё своё дальнейшее творчество».

17 апреля 1916 года состоялось венчание Мартироса Сарьяна с Лусик Агаян в сельской церкви (Цхнеты). В Москве вышла в свет оформленная Сарьяном антология «Поэзия Армении» под редакцией В.Брюсова. В конце 1917 года художник в последний раз участвует в очередной выставке «Мира искусства».

В 1917 году Сарьян переезжает с женой в Нахичевань, в дом матери, но часто бывает в Тифлисе, где его застаёт Октябрьская революция.

В семье Сарьянов рождается сын, Саркис, впоследствии литературовед, специалист по итальянской и армянской литературе.

В 1918 -1919 годах Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове. На выставке «Лотос», где участвовали армянские и русские художники, Сарьян выставляет 45 работ. Помимо ранних, здесь были представлены и последние картины, развивающие в новом качестве восточную тематику: «Портрет Н.Комурджян» (1917), «Старый Тифлис» (1917), «Красная лошадь» (1919). Художник оформляет «Красную книгу» Гр.Чалхушяна о трагедии армянского геноцида, создаёт эскиз для обложки книги стихов М.Шагинян «Ориенталия».

В 1920 году рождается второй сын Сарьяна, Газарос (Лазарь), впоследствии известный композитор.

В 1921 году, по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А.Мясникяна Сарьян переезжает с семьёй в Ереван на постоянное жительство. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимает участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.

В 1922 году по эскизам Сарьяна были созданы герб и флаг Советской Армении. Собирательный образ возрождённой родины художник запечатлевает в эскизе для занавеса Первого драматического театра в Ереване.

Совершая поездки в разные районы Армении, художник создаёт картины на пленэре, созерцая и как бы выхватывая у природы быстро меняющиеся под воздействием солнца соотношения красок. Желание передать реальную, вещно-предметную сторону природы и жизни народа приводит к быстрой, этюдной манере письма маслом. Словно кадр за кадром встают перед нами обожжённая солнцем долина («Армения, этюд»), низкие глинобитные домики с плоскими крышами («Ереван, этюд»), летний зной («Арагац летом») и приятная прохлада тенистых садов («Дворик в Ереване»). Минуя импрессионистическую манеру письма, преображающую предмет в цветосветовую субстанцию, Сарьян стремился своеобразным живописующим рисунком, в котором сконцентрированы характерный цвет и линия формы, создать полнокровный образ в его материальной и объёмной целостности. Однако это не пассивное воспроизведение виденного, а умение силой активного воображения в одном остановленном кадре передать внутреннюю сущность реальной, развивающейся во времени и пространстве жизни.

В работах 1924 года вновь преобладает характерное для Сарьяна обобщение образа, воссоздающего картину мира, не ограниченного пределами данной страны, а активизирующего наше эмоциональное и интеллектуальное восприятие жизни в целом («Ереван», «Полдневная тишь», «Пёстрый пейзаж» и др. ). Свои новые работы Сарьян экспонирует на XIV Международной выставке (Биеналле ди Венеция).

Живший в ту пору в Италии армянский поэт Аветик Исаакян, впоследствии близкий друг Сарьяна, опубликовал в газете «Айреник» (Париж, 5 августа 1924 г.) статью, в которой оценил творчество художника как явление огромной исторической важности для развития армянской культуры. «Он подводит научную основу под нашу живопись,- писал поэт,- или точнее, пробуждает и развивает старое, так как элеметны этого нового искусства живут в глубине веков нашей матери-родины».

Итальянская пресса также высоко оценила искусство армянского мастера. «Картины Сарьяна являются ярким выражением такого сильного и самобытного темперамента, что не могут не произвести сильнейшего впечатления на зрителя. И краски его, и рисунок заслуживают большого внимания с точки зрения исканий современного искусства», — писал итальянский критик Дж.Спровиери.

В 1925 году впервые за советские годы картины Сарьяна экспонировались в Москве, на выставке «Четыре искусства». Работы армянского мастера были высоко оценены столичной прессой. Летом этого же года картины, оставшиеся после выставки 1914 года в Мальмё (Швеция), были переправлены И. Грабарём на выставку русского искусства в музей Лос-Анджелеса. В конце года Мартиросу Сарьяну было присвоено звание Народного художника Армении.

В Париже (1926 -1928)

После успеха на выставке в Москве Сарьяну была предоставлена возможность поехать за границу. «Я хотел непременно побывать в столице художников – Париже», — признавался Сарьян.

В Париже Сарьян дважды экспонировал свои работы на выставках русского и армянского искусства, но главной была его персональная выставка, открывшаяся в январе 1928 года в салоне Ш.-О. Жирара. Текст к каталогу выставки был написан известным критиком Луи Вокселем. Экспонировалось около сорока картин, созданных художником в Париже. В произведениях парижского периода преобладает армянская тематика, получившая качественно новую разработку. Лишь в нескольких этюдах Сарьян обращается к набережным Сены, Марны, даёт вид из своей мастерской. Эти этюды отличаются соотношением мягких переходов не слишком сильных, но чистых тонов. В этот период художник также оформляет пьесу «Зулейка» К.Гоцци для театра Н.Балиева «Летучая Мышь».

Искусство Сарьяна пользовалось в Париже редким для иностранца успехом, «экзамен», как выражался сам художник, был выдержан. Однако сегодня трудно судить об этом важном периоде творческой эволюции художника. На обратном пути в Армению картины Сарьяна сгорели на корабле. «Французский пароход «Фиржи», который вёз мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар – загорелись опилки – и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста», — с болью вспоминал художник. Уцелели только те картины, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вёз с собой.

Среди них «Гегамские горы» (1927), «К роднику» (1926), «На Марне» (1927), «Из окна мастерской» (1927), Национальная галерея Армении), «Газели» (1926).

Снова в Армении (1929 -1945)

Судьба уготовила художнику тяжёлое испытание. Но, как это и было свойственно творцу удивительно жизнеутверждающего искусства, мобилизовав свою волю, Сарьян постепенно возвращается к работе. Как писал А.Эфрос, «…мало было привезти с собой запас сил и обострённое мастерство. Надо было ещё найти в них соответствие тому, что делалось вокруг…Сарьяну предстояло нагонять свою страну, но нагонять не приспособленцем…, а тем же подлинным и строгим к себе художником, каким он был всегда» («О Сарьяне», с.128).

А вокруг шло строительство нового Еревана, ранее представлявшего собой беспорядочно громоздящиеся низкие глинобитные строения. «Но, когда со всех сторон застучали молотки, когда мысль заработала и мускулистые руки приступили к работе, всё изменилось. Ереван стал постепенно светлеть и оживать». («Из моей жизни», с.125). В этот период излюбленным жанром Сарьяна становится городской пейзаж. Лаконизм сюжетной основы, предельно упрощённое, силуэтное решение человеческих фигур в их характерном движении — таков сарьяновский стиль этих лет. Одна за другой появляются картины: «Ереванский дворик весной», «Старый Ереван» (1928, Третьяковская галерея), «Старое и самое новое» (1929, Русский музей), «Берега Зангу в Ереване», «Уголок старого Еревана», «Строительство моста» и другие.

В 1928 -1929 годах Сарьян участвует на различных выставках в Ереване и Москве.

С 1930 года яркие, отражающие передовые поиски современной живописи, полотна мастера постоянно экспонировались на выставках советского искусства в Европе (Стокгольм, Вена, Берлин, Венеция, Цюрих и др).

В 1930 году в оперном театре Одессы состоялась премьера оформленной Сарьяном оперы А. Спендиарова «Алмаст», а в 1932 году в московском театре им. Станиславского – постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Сарьян оформил второй акт). 1932 год был знаменателен и другим событием в жизни Сарьяна: в Ереване закончилось строительство его дома с мастерской. Решение создать для художника специальные условия для жизни и работы было принято правительством Армении ещё в 1924 году, после успеха Сарьяна на венецианской выставке.

В 1934 году Сарьян едет в Туркмению, создаёт серию картин, в которых ощущается давняя любовь художника к Востоку. Под редакцией известного армянского поэта Е. Чаренца выходит иллюстрированная Сарьяном поэма персидского поэта Фирдоуси «Рустам и Зохраб».

Однако именно в начале 1930-х стала последовательно проводиться сталинская политика идеологического давления на деятелей культуры. Постановления 1932 года ограничивали свободу творчества, политика «железного занавеса» ограждала Сарьяна от общения с западной культурой, вырывая его творчество из контекста мировой современной художественной жизни.

На требования создать прославляющий портрет вождя страны Сталина Сарьян отвечал, что привык писать с натуры.

В 1937 году были сожжены созданные Сарьяном 12 портретов передовых армянских государственных деятелей и представителей интеллигенции, подвергшихся репрессии как «враги народа». Но один из этих портретов, спрятанный работниками музея, уцелел. Это портрет поэта Егише Чаренца (1923).

В 1939 году художник создал ещё одно большое панно для армянского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. Обязательный портрет вождя страны не фигурировал в огромном пейзаже Армении. Пришлось установить на фоне сарьяновского панно скульптуру Сталина, исполненную Г.Кепиновым.

В эти годы Сарьян писал очень мало картин. Среди его работ преобладали эскизы к театральным декорациям, иллюстрации к книгам.

В годы Второй мировой войны (1941-1945) художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры. А выражением гражданской позиции художника явился тот факт, что его младший сын ушёл на фронт. Ведь решалась и судьба Армении. Переживания тех лет нашли выражение в картине «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также в знаменитом автопортрете «Три возраста». Эти работы явились новаторскими в жанре портрета. Посредством характерного для восточной живописи сопоставления разновременных событий художник раскрывает внутреннюю жизнь и психологическое состояние своих моделей. Так, мандарин в руке жены в зеркале отражается письмом, которое ждали от сына. А вековую историю родной земли, которую надо было уберечь от врага, художник сопоставляет с тремя ипостасями своей жизни, читающимися как внук, отец, дед.

В связи с Победой и возвращением сына Сарьян создал самое большое своё полотно в жанре натюрморта — «Армянам — бойцам Великой Отечественной войны.

Цветы» (1945, Национальная галерея Армении).

В 1941 году Мастер был удостоен Государственной премии за оформление оперы А.Спендиарова «Алмаст», новая постановка которой состоялась в дни Декады армянского искусства в Москве (1939).

В 1947 году была создана Академия художеств СССР, и Сарьян был избран действительным её членом. Но вместе с тем Сарьяну было предъявлено самое тяжёлое в те годы для художника обвинение в формализме (1948).

Сарьян тяжело переживал необоснованные нападки критики. В порыве боли и разочарования он разрезал один из своих лучших холстов 1910-х годов – «Большой восточный натюрморт». К счастью, молодые художники, которыми всегда был окружён Мастер, вырвали из рук Сарьяна куски холста, обратную сторону которых художник намеревался использовать для новых работ. Картина была восстановлена, но рубцы на ней заметны и по сей день.

В 1951 году Сарьян едет в санаторий «Узкое» в Подмосковье — лечить сердце. Здесь он постепенно приходит в себя, присущие художнику жизнестойкость и вера в силу искусства возвращают его к работе. В эти годы в творчестве Сарьяна продолжает развиваться наметившийся ещё в 1933-1935 годах, но постоянно прерываемый, интерес к портретному жанру. В 1950-х Сарьян писал портреты своих современников, не столь великих, но мыслящих и переживающих весь драматизм своего времени. Сарьян никогда не заставлял портретируемого позировать в искусственной, быстро утомляющей позе. Он беседовал с ним о самых волнующих его вопросах, о наболевшем, и тот непроизвольно принимал характерную для себя позу и выражение лица. Это-то и схватывал художник, быстро, в два сеанса, заканчивая портрет.

С приходом к власти Н.С.Хрущёва ситуация в сфере искусства во многом изменилась. Свободнее вздохнул и Сарьян. Новое развитие в его творчестве получает жанр пейзажа. Художник снова ездит по Армении, создаёт серию пейзажей в Двине (1952), на Севане (1953), в Лори (1952), в Бюракане (1957-1958). В его картинах вновь предстают обласканный кистью мастера Арарат, характерные горные хребты Армении в сиянии солнечных красок. Работы этого периода были объединены в цикл «Моя Родина», за который в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

В 1965 году широко отмечался 85-летний юбилей художника, состоялись его персональные выставки в Москве и Ереване. Мастер был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На киностудии «Арменфильм» был создан фильм «Мартирос Сарьян» (реж. — Л.Вагаршян, автор текста — И.Эренбург).

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» (на арм. яз., позднее была издана на четырёх языках).

В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 — 04 — 72, то есть за месяц до его смерти…

http://worldartdalia.blogspot.am/2012/05/1880-1972.html

Сарьян, Мартирос | это… Что такое Сарьян, Мартирос?

Толкование

Сарьян, Мартирос

Художник Мартирос Сарьян (второй снизу слева) рядом с хачкаром в армянском монастыре Санаин в 1902 году.

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880—1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.[1]

Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1960), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965), Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работы
  • 3 Сочинения
  • 4 Библиография
  • 5 В кино
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Природа создаёт человека,
чтобы взглянув на себя его глазами,
насладиться изумительной своей красотой.

Мартирос Сарьян[2]

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880(18800228) года в патриархальной армянской семье в местечке Нахичеван-на-Дону («Новый Нахичеван», ныне в пределах Ростова-на-Дону). В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

С 1910 по 1913 совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А.  Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартуано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване.

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. В Ереване ему сооружён памятник.

Работы

Герб Армянской ССР, основанный на эскизе Сарьяна

Картина Сарьяна «Старый Ереван» (1928) на юбилейной советской марке 1980 года.

Мартирос Сарьян на армянской купюре в 20 тысяч драмов образца 1998—2007 годов. На оборотной стороне фрагмент его знаменитого пейзажа «Армения» (1923).

Памятник Сарьяну в Ереване.

  • «Улица. Полдень»
  • «Константинопольские собаки»
  • «Натюрморт. Виноград»
  • «Армянка»
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903—1908
    • «Сказка», 1904
    • «Король с дочерью», 1904
    • «У подножия Арарата», 1904
    • «У родника», 1904
    • «Чары Солнца», 1905
    • «В ущелье Ахуряна», 1905
    • «Комета», 1907
    • «Вечер в горах», 1907
    • «В тени», 1908
    • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна», 1915
  • «Гора Шамирам», 1922
  • «Ереван», 1923
  • «Горы Армении», 1923
  • «Армения», 1923
  • «Пёстрый пейзаж», 1924
  • «Газели», 1926
  • «К роднику», 1926
  • «Портрет архитектора А. Таманяна», 1933
  • Иллюстрации к сборникам «Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937
  • «Горный пейзаж», 1942
  • «Автопортрет с палитрой», 1942
  • «Апрельский пейзаж», 1944
  • «Бжни. Крепость», 1946
  • «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», 1952
  • «Земля», 1969

и др.

Сочинения

  • Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

Библиография

  • Волошин М. Сарьян, «Аполлон», 1913.
  • Михайлов А. И. Мартирос Сергеевич Сарьян. — М.: 1958.
  • Дрампян Р. Сарьян. — М.: 1964.

В кино

  • Цвет армянской земли (1969) — запрещённая дебютная лента режиссёра Михаила Вартанова.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  2. Цитируется по книге:
    Армянские народные сказки: Сборник. — Ер.: Советакан грох, 1983, 320 с, 84 ил.

Внешние ссылки

  • saryan.info — Информационный сайт о Мартиросе Сарьяне
  • Мартирос Сарьян в фильме Михаила Вартанова Цвет армянской земли (1969)

Wikimedia Foundation. 2010.

Поможем написать курсовую

  • Сарья
  • Сарьян М.

Полезное


Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия. По разным оценкам, общая численность армян в мире составляет от 7 до 8 миллионов человек.

[1]

Королевство Урарту[изменить | изменить источник]

Армяне — наследники урартов. [30] Редгейт говорит, что урарты — «наиболее легко идентифицируемые» предки армян. [31] Филип Д. Кертин определил Королевство Урарту как Армянское царство. [32]

Царство Урарту в наибольшей степени при царе Сардури II.

Территория древнего царства Урарту простиралась за современные границы Турции, Ирана, Ирака и Республики Армения. Его центром было Армянское нагорье между озерами Ван, Урмия и Севан. [33] В седьмом веке урарты сотрудничали со скифами и киммерийцами в борьбе за власть, но к 59 г.0, ослабленный в постоянном соперничестве между ассирийцами, вавилонянами, скифами и мидянами, Урарту был поглощен мидянами. [34]

Фрагмент бронзового шлема эпохи урартского царя Аргишти I. Изображено «древо жизни», популярное в античных обществах.

Королевство Армения (древность)[изменить | изменить источник]

Королевством Армения правила династия Оронтидов (также известная как Ервандуни или Еврандиды) с 321 г. до н.э. по 200 г. до н.э. Оронтиды (Эурандиды) были армянами [35] [36] династия вероятно иранского [37] происхождения. Около 200 г. до н.э. в результате переворота, совершенного армянским дворянским родом Арташесов, династия Оронтидов (Ервандуни) была свергнута, [38] гг., таким образом, к власти пришла династия Арташесидов. Династия Арташесидов была идентифицирована как ветвь династии Оронтидов (Эурандидов). [37]

Царство Армении в наибольшей степени при Тигране Великом

При Тигране Великом, члене этой династии, во время его правления Царство Армения простиралось от Каспийского моря до Средиземного моря и Царство Армения во время ее правления называлась «Армянской империей». [39]

Примерно через полвека после падения династии Арташесидов Армения находилась под властью Аршакуни, армянской ветви парфянских Аршакидов. [40] Затем, в 314 году, при царе Тиридате (Трдате) Великом и через апостольство св. Григория Просветителя, Армения почти одновременно с Римской империей официально приняла христианство, что стало поворотным моментом в ее истории. [41] Важным событием периода Аршакуни было изобретение на пороге пятого века св. Месропа армянского алфавита. Благодаря этому армянский язык стал языком образованных людей; оно было введено в литургию; родилась национальная литература (под эллинистическим и сирийским влиянием). Таким образом, идентичность и индивидуальность Армении были сохранены, и поглощение ее византийской или иранской цивилизацией было исключено. [42]

Королевство Армения при династии Аршакуни, 150 г. н.э.

Королевство Армения (средневековье)[изменить | изменить источник]

Престиж Ашота I рос по мере того, как за ним ухаживали как византийские, так и арабские лидеры. Аббасидский халифат признал Ашота «принцем князей» в 862 году, а затем и королем. Несколько видных армян того времени, в том числе Григор-Дереник Васпуракан, настаивали на коронации Ашота. [43] Ашот был коронован королем Армении с согласия халифа аль-Мутамида в 885 г. для предотвращения вторжения на территорию Армении Василия I, византийского императора армянского происхождения. [44] Создание царства Багратуни позже привело к основанию ряда других армянских княжеств и царств: Тарон, Васпуракан, Карс, Хачен и Сюник. [45] Во время правления Ашота III (952/53–77) Ани стал столицей царства и превратился в процветающий экономический и культурный центр. [46] В первой половине 11 века наблюдался упадок и, в конечном итоге, крах королевства. Византийский император Василий II ( г. 976–1025 гг.) одержал ряд побед и присоединил части юго-западной Армении. Король Ованес-Смбат чувствовал себя вынужденным уступить свои земли и в 1022 году пообещал «завещать» свое королевство византийцам после своей смерти. Однако после смерти Ованеса-Смбата в 1041 году его преемник Гагик II отказался передать Ани и продолжал сопротивление до 1045 года, когда его царство, измученное внутренними и внешними угрозами, было окончательно взято византийскими войсками. [47] Можно предположить, что население Армении в то время (IX-XI вв.) составляло 5–6 млн человек. [48]

Королевство Армения, при династии Багратуни, ок. 1000 г. н.э.

Армянское царство Киликии[изменить | изменить источник]

Королевство берет свое начало в княжестве, основанном в 1080 году династией Рубенидов, предполагаемым ответвлением более крупной династии Багратуни, которая в разное время занимала трон Армении. Их столица первоначально находилась в Тарсе, а позже стала Сис.

В 1198 году, с коронацией Льва I, царя Армении из династии Рубенидов, Киликийская Армения стала царством. [49] [50]

В 1226 году корона перешла к сопернику Хетумидов через второго мужа дочери Льва Изабеллы, Хетума I. Когда монголы завоевали обширные регионы Центральной Азии и Ближнего Востока, Хетум и его преемник Хетумид правители стремились создать армяно-монгольский союз против общих мусульманских врагов, в первую очередь мамлюков. [50] В тринадцатом и четырнадцатом веках государства крестоносцев и Монгольское Ильханство распались, оставив Армянское царство без региональных союзников. После безжалостных нападений мамлюков на Египет в четырнадцатом веке Киликийская Армения династии Лузиньянов, погрязшая во внутреннем религиозном конфликте, окончательно пала в 1375 году. к киликийскому армянскому обществу. Дворянство переняло многие аспекты западноевропейской жизни, включая рыцарство, моду в одежде и использование французских титулов, имен и языка. Более того, организация киликийского общества отошла от традиционной системы к западному феодализму. [52] Европейские крестоносцы сами заимствовали ноу-хау, такие как элементы армянского замкостроения и церковной архитектуры. Киликийская Армения процветала экономически, а порт Аяс служил центром торговли Восток-Запад. [52]

Подробная карта Армянского Киликийского царства.

Современный период[изменить | изменить источник]

С 17 века Западная Армения попала под власть Османской империи, а Восточная Армения попала под власть Ирана (Сефевидов, Афшаридов, Зандов и Каджаров). Иран в русско-персидской войне (1826-1828 гг.) потерял Западную Армению в пользу русских.

Около 600 000–1 500 000 миллионов армян были убиты во время геноцида армян в 1915–1918 годах.

Османская империя

Накануне Первой мировой войны в 1914 году в Анатолии проживало около двух миллионов армян при общей численности населения в 15–17,5 миллионов человек. [53] По подсчетам Армянской Патриархии за 1913–1914 гг., в Османской империи насчитывалось 2925 армянских городов и сел, из которых 2084 находились в Армянском нагорье в вилайетах Битлис, Диярбекир, Эрзерум, Харпут и Ван . [54] Армяне составляли меньшинство в большинстве мест, где они жили, наряду с турецкими и курдскими мусульманами и греческими православными соседями. [53] [54] По данным Патриархата, 215 131 армянин проживал в городах, особенно в Константинополе, Смирне и Восточной Фракии. [54] Хотя большинство османских армян были крестьянами-земледельцами, они были чрезмерно представлены в торговле. Будучи меньшинствами-посредниками, несмотря на богатство некоторых армян, их общая политическая власть была низкой, что делало их особенно уязвимыми. [55] Этническая чистка армян в последние годы существования Османской империи широко считается геноцидом. Османская империя уничтожила примерно 600 000–1 500 000 армян. Первая волна преследований пришлась на 1894-1896 годы, вторая достигла высшей точки в событиях геноцида армян в 1915 и 1916 годах.

Первая Республика, Горная Армения, Советская Армения, сегодня

Первая Республика Армения была создана в 1918 году, но распалась в 1920. В 1921 году была создана Республика Горная Армения, которая в том же году распалась. Впоследствии Армения перешла под советскую власть и стала одной из советских республик. В 1991 году, как и другие советские республики, Армения обрела независимость.

История[изменить | изменить источник]

  • Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и попов к купцам и комиссарам . Издательство Колумбийского университета. п. 36. ISBN 978-0231139267 . Около 200 г. до н.э. в результате переворота армянского знатного рода Арташесов (Артаксия) династия Ервандуни была свергнута.
  • Ланг, Дэвид М. (2000). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатер, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. п. 535. ISBN 0-521-20092-X . Здесь отпрыск армянского дома Оронтидов, царь Антиох I […] армянской династии Оронтидов.
  • Уилкен, Роберт Луи (2012). Первая тысяча лет: всеобщая история христианства . Издательство Йельского университета. п. 229. ISBN 978-0-300-11884-1 . При Тигране Великом (95–55 до н. э.) Армянская империя простиралась от Каспийского до Средиземного моря.
  • Верслуйс, Мигель Джон (2017). Визуальный стиль и конструирование идентичности в эллинистическом мире: Немруд-Даг и Коммагена при Антиохе I . Издательство Кембриджского университета. п. 48. ISBN 978-1-107-14197-1 . 90–141 Большинство ученых предполагают, что Птолемей был первым коммагенским царем и происходил из армянских оронтидов.
  • Паносян Размик (2006а). Армяне: от царей и попов к купцам и комиссарам . Издательство Колумбийского университета. п. 38. ISBN 978-0231139267 . Примерно через полвека после падения династии Арташесянов Арменией правили Аршакуни, армянская ветвь парфянских Аршакидов.
  • Фрай, Ричард Н. (1984). История Древнего Ирана . Мюнхен: CH Бек. п. 73. ISBN 978-3406093975 . Однако настоящими наследниками урартов были не скифы и не мидяне, а армяне.
  • Редгейт, А. Э. (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 5. ISBN 978-0631220374 . Однако наиболее легко идентифицируемыми предками более позднего армянского народа являются урарты.
  • Кертин, Филип Д. (1984). Межкультурная торговля в мировой истории . Издательство Кембриджского университета. п. 185. ISBN 978-0-521-26931-5 . Как минимум трижды в истории армяне достигали необычайной территориальной власти. Первый был в девятом-шестом веках до нашей эры, когда армянское царство Урарту было важным перевалочным пунктом для торговли между Азией и Средиземноморьем.
  • Бурнутян, Джордж; Атамян, Ани (1997). Ованнисян., Ричард Г. (ред.). «Киликийская Армения» в книге «Армянский народ с древнейших времен до наших дней», том I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Эд. Ричард Г. Ованнисян . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина. стр. 283–290. ISBN 1-4039-6421-1 .
  • Кляйсс, Вольфрам (2008). «УРАРТУ В ИРАНЕ». Иранская энциклопедия . Территория древнего царства Урарту простиралась за современные границы Турции, Ирана, Ирака и Республики Армения. Его центром было Армянское нагорье между озерами Ван, Урмия и Севан.
  • Казарян, Джейкоб Г. (2000). Армянское царство в Киликии во время крестовых походов: интеграция киликийских армян с латинянами (1080–1393) . Рутледж. стр. 54–55. ISBN 0-7007-1418-9 .
  • Кафадарян Каро (1984). «Անի [Ани]». Советско-армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 1. Ереван: Армянская академия наук. стр. 407–412.
  • Груссе, Рене (2008) [1947]. Histoire de l’Arménie des origines à 1071 [История происхождения Армении до 1071 года] . Париж. п. 394. ISBN 978-2-228-88912-4 .
  • Гарсоян, Нина (2007) [1982]. Indépendance retrouvée : royaume du Nord et royaume du Sud (IXe-XIe siècle) — Le royaume du Nord» [Обретение независимости: Северное королевство и Южное королевство (9-11 века) — Северное королевство]. Histoire du peuple arménien [История армянского народа] . Тулуза, стр. 244. ISBN  978-2-7089-6874-5 .
  • Бурнутян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа: с древнейших времен до наших дней . Коста-Меса, Калифорния: Mazda. п. 87. ISBN 978-1-56859-141-4 .
  • Туманофф, К. (1986). «Аршакиды VII. Династия Аршакидов в Армении». Иранская энциклопедия, Vol. II, фас. 5 . стр. 543–546. Важным событием в период Аршакидов было изобретение на пороге V века армянского алфавита святым Маштоком (Месропом). Благодаря этому армянский язык стал языком образованных людей; оно было введено в литургию; родилась национальная литература (под эллинистическим и сирийским влиянием). Таким образом, идентичность и индивидуальность Армении были сохранены, и поглощение ее византийской или иранской цивилизацией было исключено.
  • Нерсесян, Сирарпи Дер (1962). «Царство Киликийской Армении». В Сеттон, Кеннет М .; Вольф, Роберт Ли; Опасность, Гарри В. (ред.). История крестовых походов . Том. II. Мэдисон, Милуоки и Лондон: University of Wisconsin Press. стр. 645–653. ISBN 0-299-04844-6 . {{цитировать книгу}} : CS1 maint: несколько имен: список редакторов (ссылка)
  • Туманофф, К. (1986a). «Аршакиды VII. Династия Аршакидов в Армении». Encyclopaedia Iranica, Vol. II, фас. 5 . стр. 543–546. Затем, в 314 г., при царе Тиридате (Трдате) Великом и через апостольство св. Григория Просветителя, Армения почти одновременно с Римской империей официально приняла христианство, что стало поворотным моментом в ее истории.
  • Сани, Рональд Григор (2015). Они могут жить в пустыне, но больше нигде: История Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
  • Курдоглян, Мигран (1996). Պատմութիւն Հայոց [ История Армении ] (на армянском языке). Том. II. Афины: Հրատարակութիւն ազգային ուսումնակաան խորհուրդի [Издательство Совета национального образования]. стр. 43–44.
  • Кеворкян, Раймонд (2011). Геноцид армян: Полная история . И.Б. Таврида. ISBN 978-0-85771-930-0 .
  • Гарсоян, Н. (2005). «ТИГРАН II». Иранская энциклопедия . Тигран (Тигран) II был наиболее выдающимся представителем так называемой династии Арташесидов/Артаксиадов […], которая в настоящее время идентифицирована как ветвь более ранней династии Эруандидов иранского происхождения, засвидетельствованная как правившая в Армении, по крайней мере, с V век до н. э. (…)
  • Блоксхэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927356-0 .
  • Погосян Серон (1975). «Սոցիալ-տնտեսական հարաբերությունները և քաղաքական կարգերը IX—XI вв. В Мелик-Бахшян, Степан (ред.). Հայ ժողովրդի պատմություն․ Սկզբից մինչև XVIII դարի վերջը [История армянского народа: от начала до конца 18 века] (на арм. яз.). Ереван: Издательство Ереванского университета. стр. 427–428. հայա IX — xi դարերում […] կարելի է ենթադրել ենթադրել որ այդ ժամանակ ուներ ուներ 5—6 միլիոն բնակչություն։։։։։։
  • Джейкобсон, Эстер (1995). Искусство скифов: взаимопроникновение культур на краю эллинского мира . БРИЛЛ. п. 33. ISBN 90-04-09856-9 . 90–141 В седьмом веке урарты сотрудничали со скифами и киммерийцами¹² в их борьбе за власть, но к 590 году, будучи ослабленным в постоянном соперничестве между ассирийцами, вавилонянами, скифами и мидянами, Урарту был поглощен мидянами.

Население[изменить | изменить источник]

  • Фон Фосс, Хуберта, изд. (2007). Портреты надежды: армяне в современном мире (1-е английское издание). Нью-Йорк: Книги Бергана. п. ХХV. ISBN 978-1-84545-257-5 . (…) в мире около 8 миллионов армян (…)
  • Филандер, С. Джордж, изд. (2008). Энциклопедия глобального потепления и изменения климата . Лос-Анджелес: SAGE. п. 77. ISBN 9781412958783 . Приблизительно 60 процентов от общего числа 8 миллионов армян во всем мире живут за пределами страны (…)
  • Херб, Гунтрам Х.; Каплан, Дэвид Х. (2008). Нации и национализм: глобальный исторический обзор . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1705. ISBN 978-1-85109-908-5 . Армяне, насчитывающие около 8 миллионов человек , из которых около 3 миллионов проживают в новом независимом постсоветском государстве, постоянно борются за то, чтобы не потерять свою самобытную культуру, самобытность и новообразованную государственность.
  • Фридман, Джери (2008 г.). Геноцид армян . Нью-Йорк: Издательская группа Розен. п. 52. ISBN 978-1-4042-1825-3 . В отличие от его населения в 3,2 миллиона, примерно 8 миллионов армян проживают в других странах мира, включая крупные общины в США и России.
  • Стоукс, Джейми, изд. (2008). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Нью-Йорк: факты в файле. п. 66. ISBN 978-1-4381-2676-0 . По оценкам, мировое армянское население составляет 7 миллионов (…)
  • Дюфуа, Стефан (2008 г.). Диаспоры . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 53. ISBN 978-0-520-25359-9 . Текущие статистические данные предполагают, что население составляет 7 миллионов армян во всем мире, 3 миллиона из которых в Армении.
  1. ↑ Стоукс 2008, с. 66; Дюфуа 2008, с. 53; Сондерс и Струков 2010, с. 50; Филандер 2008, с. 77; Фридман 2008, с. 52; Херб и Каплан 2008, с. 1705 г.; Фон Восс 2007, с. ХХV.
  2. ↑ Стоукс 2008, с. 66; Дюфуа 2008, с. 53; Сондерс и Струков 2010, с. 50; Филандер 2008, с. 77; Фридман 2008, с. 52; Херб и Каплан 2008, с. 1705 г.; Фон Восс 2007, с. ХХV.
  3. «Результаты переписи населения 2011 г.» (PDF) . Национальная статистическая служба Республики Армения. п. 144.
  4. ↑ Перепись населения Арцаха, 2015.
  5. ↑ «Интервью телеканалу Россия». Президент России. 7 октября 2020 г., «Достаточно сказать, что, насколько нам известно, в России проживает около 2 миллионов азербайджанцев и более 2 миллионов армян ».
  6. ↑ «Послание президента Байдена премьер-министру Николу Пашиняну по случаю 30-летия независимости Армении». Посольство США в Армении. 21 сентября 2021 г., «Наши два народа связаны историей, семьей и дружбой, в том числе 1,5 миллиона американцев армянского происхождения , чей вклад обогащает и укрепляет наши двусторонние связи».
  7. ↑ «Соединенные Штаты Америки». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «В 2003 году число армян в США оценивалось в 1,2 миллиона, в настоящее время их число составляет 1,6 миллиона , в основном сосредоточенных в городах Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Детройт, Бостон, Чикаго, Филадельфия, Фресно, Сан-Франциско и Провиденс».
  8. ↑ «Франция». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «В течение двадцатого века еще десятки тысяч армян решили переехать в Францию ​​ из Ливана, Сирии, Турции, Ирана и Армении. В настоящее время здесь проживает примерно 650 000 армян ».
  9. ↑ Перепись населения Грузии, 2014 г.
  10. ↑ «Грузия». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. » Более 200 000 армян в настоящее время проживает в Грузии г. (400.000, по неофициальным данным) сосредоточены в основном в Тбилиси, Джавахке, Квемо Картли, Батуми, Телави, Сурами, Гори, Болнис-Хачен и других местах».
  11. ↑ «Иран». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «В настоящее время в Иране проживает около 60-80000 армян . Иранско-армянская община является крупнейшим из национальных меньшинств Ирана».
  12. ↑ «Ливан». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «До середины 1970-х годов ливанско-армянская община насчитывала около 250-300 тысяч членов. Согласно различным источникам, около 100-120.000 армян сегодня проживают в Ливане из-за затяжной гражданской войны в Ливане (1975-1990) и вызванной ею потребности и продолжительного экономического кризиса. В результате сирийской войны большинство армян покинуло свою вторую родину, Сирию. Около 15 000 из них поселились в Ливане».
  13. ↑ «Сирия». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «В результате сирийской войны Сирию покинуло более 60 000 армян. Сегодня их около 30.000 армян в Сирии , и большинство из них живут в Алеппо. С начала сирийской войны Армения приняла около 25 тысяч сирийских армян».
  14. ↑ Всеукраинская перепись 2001 г.
  15. ↑ Перепись населения Канады, 2016 г.
  16. ↑ «Канада». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «Сегодня в Канаде проживает около

    армян

    . В основном они проживают в Монреале, Торонто, Ванкувере, Квебеке, Сент-Катаринс, Оттаве и других городах».
  17. ↑ Лоуэн, Марк (2015). «Армянская трагедия все еще свежа в Турции 100 лет спустя» . Новости BBC. «Из довоенного армянского двухмиллионного населения сегодня в Турции осталось только 50000 ».
  18. ↑ Даниелян, Диана (2011). ««Азг»: Возможно ли пробуждение исламизированных армян в Турции?». Хайерн Айсор. «Дагч говорит, что, по разным подсчетам, в Турции 3-5 миллионов исламизированных армян и что важнейшая миссия фонда — пробудить их».
  19. ↑ Ханларян, Карен (2005). «Армянские этнорелигиозные элементы в Западной Армении». Фонд Нораванк. «Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в географическом ареале нашего исследования количество «анатолийских» «официальных» армян незначительно, менее 5.000, число «исламизированных» армян превышает число одного миллиона и достигает 1.300.000 и «Крипто» армян больше чем 700.000 ».
  20. ↑ «Германия». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «По разным данным, армян поселились в Германии в 14 и 15 веках, но общины начали формироваться в конце 19 века. Число армян увеличилось после Геноцида армян, Второй мировой войны и распада Советского Союза. В результате население армян выросло до нынешних размеров около 50000-60000 ».
  21. ↑ «Армянская община Нидерландов». Посольство Республики Армения в Нидерландах. Министерство иностранных дел Республики Армения. «В настоящее время (2020) около 40 000 Армяне проживают в Нидерландах».
  22. ↑ «Нидерланды». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. « Армянская община в Нидерландах сформировалась в 16-17 веках. Нынешнее население около 40000 состоит из тех, кто приехал в Нидерланды с 1950-х годов и армян, переселившихся из Армении после распада Советский Союз.»
  23. ↑ «О сообществе». Посольство Республики Армения в Испании. Министерство иностранных дел Республики Армения. «Число армян поселившихся в Испании это около 40 тысяч ».
  24. ↑ «Испания». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «Сегодня армянская община в Испании является третьей по величине в Западной Европе с расчетным населением 40000-50000 человек. Большинство армян в Испании прибыли из Армении в 1990-х и 2000-х годах и в основном поселились регионы Мадрида, Барселоны и Валенсии».
  25. ↑ «Верховный комиссар Армении по делам диаспоры встретился с министром иностранных дел Уругвая» . Арменпресс. 15 августа 2019 г., «Министр иностранных дел Уругвая Родольфо Нин Новоа подчеркнул роль армян в своей стране и отметил, что, по их оценкам, в настоящее время в Уругвае проживает 20000 армян ».
  26. ↑ Перепись населения Австралии, 2011 г.
  27. ↑ «Австралия». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «По данным источников, в настоящее время в Австралии проживает до 60000 армян ».
  28. ↑ «Бразилия». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «Бразильско-армянская община выросла в 1950-х и конце 1960-х годов, когда группы армян перебрались из Ливана, Сирии, Турции, Египта и Франции в Бразилию. Они поселились в городах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри и Форталеза. Отчеты данных оценивают количество армян в Бразилии в 50000 ».
  29. ↑ «Аргентина». Верховный комиссар по делам диаспоры Армении. «Сегодня число армян в Аргентине составляет около 120000 , большая часть которых сосредоточена в Буэнос-Айресе, а 7000 – в Кордове. В Росарио и Мар-дель-Плата, а также в штаты Мисьонес, Мендоса, Неукен и Риу-Негро».
  30. ↑ Фрай 1984, с. 73.
  31. ↑ Redgate 2000, с. 5.
  32. ↑ Куртин 1984, с. 185.
  33. ↑ Кляйсс 2008.
  34. ↑ Якобсон 1995, с. 33.
  35. ↑ Ланг 2000, с. 535.
  36. ↑ Верслуйс 2017, с. 48.
  37. 37,0 37,1 Гарсоян 2005.
  38. ↑ Паносян 2006, с. 36.
  39. ↑ Уилкен 2012, с. 229.
  40. ↑ Паносян 2006а, с. 38.
  41. ↑ Туманофф 1986a, стр. 543–546.
  42. ↑ Туманов 1986, стр. 543–546.
  43. ↑ Груссе 2008, с. 394.
  44. ↑ Гарсоян 2007, с. 244.
  45. ↑ Тер-Гевондян; Арам, Н. (1976). «Բագրատունիների Թագավորություն» (Царство Багратуни). Советская армянская энциклопедия. (на армянском). Том. 2. Ереван: Армянская ССР: Армянская академия наук. п. 202.
  46. ↑ Кафадарян, 1984, стр. 407–412.
  47. ↑ Бурнотиан 2006, с. 87.
  48. ↑ Погосян 1975, с. 427–428.
  49. ↑ Курдоглян 1996, стр. 43–44.
  50. 50,0 50,1 Нерсесян 1962, стр. 645–653.
  51. ↑ Газарян 2000, стр. 54–55.
  52. 52,0 52,1 Бурнутян и Атамян, 1997, стр. 283–290.
  53. 53,0 53,1 Suny 2015, p. XVIII.
  54. 54.0 54.1 54.2 Кеворкян 2011, с. 279.
  55. ↑ Блоксхэм 2005, с. 8–9.
  1. ↑ Президент России Владимир Путин заявил, что в России проживает более 2 000 000 армян. [5]
  2. ↑ Президент США Джо Байден заявил, что в США проживает 1 500 000 армян армянского происхождения. [6]
  3. ↑ Министр иностранных дел Уругвая Родольфо Нин Новоа отметил, что, по их оценкам, в настоящее время в Уругвае проживает 20 тысяч армян. [25]
  4. ↑ Также называется Гетанизм или Армянское Неоязычество .

1880 — Վիքիպեդիա՝ ազատ հանրագիտարան

Վիքիպեդիայից՝ ազատ հանրագիտարանից

Տարիներ
1876 · 1877 · 1878 · 1879 — 1880 — 1881 · 1882 · 1883 · 1884
Տասնամյակներ
1850‑ականներ · 1860‑ականներ — 1870‑ականներ — 1880‑ականն֥ր · 1890‑եր
Դարեր
18-րդ դար — 19-րդ դար — 20-րդ դար

1880 թվական , նահանջ տարի գրիգորյան գրիգորյան գրիգորյան կ հինգշաբթի։։։։։։։ Սա մեր թվարկության 1880 թվականն է, XIX դարի 80-րդ տարին։

1880 թվականն
այլ օրացույցներով
Գրիգորյան օրացույց 1880
MDCCCLXXX
Հուլյան օրացույց 1879—1880 (հունվարի 13 -ից)
Հուլյան օրացույց
բյուզանդական շրջան
7388—7389
(սեպտեմբերի 13-ից)
Հռոմի հիմնադրումից սկսած 2632—2633 (մայիսի 3-ից)
Հայկյան տոմար 4372—4373 (օգոստոսի 11-ից)
ՏՅՀԲ—ՏՅՀԳ
Հրեական օրացույց
5640—5641

ה’תר»ם — ה’תרמ»א

Իսլամական օրացույց 1297—1298
Չինական օրացույց 4576—4577
己卯 — 庚辰
դեղին ճագար — սպիտակ վիշապ
Եթովպական օրացույց 1872—1873 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта