Матушка софия шамордино: Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888) – Шамордино

Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888) – Шамордино

Первой настоятельницей нашего монастыря со времени его основания преподобным старцем Оптинским Амвросием была его духовная дочь схимонахиня София. Она происходила из древнего благочестивого дворянского рода. Еще до открытия обители много сил и времени отдавала ее устройству. В день открытия обители 1/14 октября 1884 года была назначена ее настоятельницей. Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, писал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: –  деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. –  Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) –  больных, увечных, неспособных ни к какому труду.

<…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…».

Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это – крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы.

Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер.

Придавая первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию, при постоянно увеличивающемся числе сестер (к 1888 году в обители их было 250), матушка София заботилась, прежде всего, о возведении большого каменного Казанского собора, разбивка фундамента которого была сделана под ее непосредственным руководством и затем изготовлен его проект. При ней был построен кирпичный завод, где специально изготовляли строительный материал для будущего собора. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства и обители завещала все свое состояние. Ее стараниями были также устроены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского; открыта богадельня, построена водокачка и многие хозяйственные постройки, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской.

Также были открыты детские ясли и затем приют, при котором была начальная школа, где сестры занимались с детьми первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию, что было в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Но самое главное, матушка София под водительством старца Амвросия в основание нашей обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в нашей обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!

Полное жизнеописание схимонахини Софии

Жизнеописание первоначальницы — схимонахини Софии – Шамордино

Шамординские листки

Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь.
Прп. Ефрем Сирин

Архив листков

06 февраляСедмица сплошная. Прп. Ксении (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX). Свт. Герасима Великопермского, Устьвымского (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (VII).Другие даты

«…О святости своей свидетельствуют чудесами…» – эти слова преподобного Амвросия, написанные в одном из писем к духовным чадам, в полной мере можно отнести и к его любимой послушнице схимонахине Софии (Болотовой) – первой настоятельнице основанной им Казанской Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. И хотя прошло уже 120 лет как схимонахиня София отошла ко Господу, она не оставила нас, слышит молитвы тех, кто с верой и надеждой просит ее заступничества перед Ним, а ее жизнеописание, как всех святых и праведных людей, назидательно и утешительно для нас.


Глава 1 «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36, 5). «…О святости своей свидетельствуют чудесами…» – эти слова преподобного Амвросия, написанные в одном из писем к духовным чадам, в полной мере можно отнести и к его любимой послушнице схимонахине Софии (Болотовой) – первой настоятельнице основанной им Казанской Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. И хотя прошло уже 120 лет как схимонахиня София отошла ко Господу, она не оставила нас, слышит молитвы тех, кто с верой и надеждой просит ее заступничества перед Ним, а ее жизнеописание, как всех святых и праведных людей, назидательно и утешительно для нас.

Глава 2 Спустя три года, продав имение, она намеревалась переехать к отцу в Екатеринослав, но вскоре полученное известие о его кончине изменило ее решение, и она сняла квартиру в Туле, в одном доме с Бибиковыми. От тульских богомольцев, ездивших в Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и направилась к нему получить духовное наставление и указание дальнейшей своей жизни.  

Глава 3 «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8,34). Со смертью мужа для Софии Михайловны закончилось испытание, которое возложил на нее батюшка Амвросий, и она получила возможность исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. София Михайловна нежно и трогательно любила свою дочь, но это чувство никогда не затемняло ее пламенной любви ко Господу. И она поручила девятилетнюю Надежду ее крестной матери, тем самым исполнив слова, сказанные Иисусом Христом, что «любящий сына или дочь больше Его, недостоин Его». (Матф. 10, 37).

Глава 4 Милостию и Промыслом Божиим, молодая Шамординская обитель росла и укреплялась при заботливой и неутомимой деятельности матушки Софии под руководством преподобного Амвросия. Число сестер постоянно увеличивалось и к 1888 году насчитывало более 250. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе.

Шамордино Россия Собор Казанской Иконы Божией Матери Монастырь Шамордино – Стоковое редакционное фото © zefart #204358016

Шамордино Россия Собор Казанский Иконы Божией Матери Женский Шамордино – Стоковое редакционное фото © zefart #204358016

Изображения

ВидеоРедактированиеМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Редакционное использование Только Чтобы загрузить это изображение3

20

Уже есть учетная запись? Войти

Я согласен с Членским соглашениемПолучать рассылку и специальные предложения

ШАМОРДИНО, РОССИЯ, Собор Казанской иконы Божией Матери в женском монастыре в Шамордино

 — Фото автора zefart

Получите это изображение всего за € 1. 44 с нашим новым гибким планом

Попробуйте сейчас

Похожие лицензионные изображения:

Подробнее

Подробнее

Та же серия:

ШАМОРДИНО, РОССИЯ, Собор Казанской иконы Божией Матери в монастыре в ШамординоФасад России Православная церковь Марии МагдалиныДИВЕЕВО, РОССИЯ — 30 августа 2016 г.: Благовещенский собор Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижегородская область. Потолок интерьера Иерусалимской православной церкви ДИВЕЕВО, РОССИЯ — 30 августа 2016 г.: Неизвестные паломники собираются на Божественную литургию в Свято-Троицком собореМОСКВА, РОССИЯ — около августа 2016 г.: Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Российская ФедерацияДИВЕЕВО, РОССИЯ — около АВГУСТА 2016 г.: Неизвестные паломники на Соборной площади возле Спасо-Преображенского собораВорота церкви Донского монастыря в России были построены в 159 г.1Церковь при Велико-Троицком монастыре в Сергиевом Посаде под Москвой. Золотое кольцо России. Сергиев Посад является центром паломничества христиан МОСКВА, РОССИЯ — около августа 2016 года: Панорамный вид на Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом Посаде, Россия. -Дивеевский монастырьНадвратная церковь Иоанно-Предтеченского скита Свято-Введенской Оптиной пустыни. Россия, Калужская областьВид монастыря в Дивеево, россия

Подробнее

Usage Information

Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «ШАМОРДИНО, РОССИЯ, Собор Казанской иконы Божией Матери в монастыре в Шамордино» в личных и некоммерческих целях согласно Стандартной лицензии. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.

Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 3264×2448. Дата загрузки: 28 июня 2018 г.

    DepositPhotos

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
    • Доступны на
    • .

      • +49-800-000-42-21
      • Контакты
      • Depositphotos Отзывы

      © 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

      Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

      СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ

      Вернуться к списку
      Отправить эту страницу по электронной почте

      Оптина Пустынь

      На берегу быстрой реки Жиздры, в окружении девственного леса, стояла Оптина Пустынь, всего в нескольких верстах от города Козельска Калужской губернии. Он состоял из величественного белого Кремля с 4 церквями, крепостными стенами и башнями. Высокая духовная жизнь Оптина находилась в полной гармонии с его внешней красотой. Побывав в Оптиной, русский писатель Гоголь описал ее как обладающую исключительной духовностью и благотворно влияющую на все ее окрестности.

      Точное время появления Оптинаса неизвестно. Согласно преданию, он был основан в древности кающимся разбойником Оптиным. Город Козельск упоминается в летописях под 1146 годом. В 1238 году после героической обороны город был взят татарами, а все жители перебиты. В начале 15 века Козельск перешел под власть Литвы, затем на полвека переходил из рук в руки, прежде чем прочно закрепиться за Москвой.

      Известно, что в 1625 году игуменом Оптиной был некий Сергий. В 1630 г. скит состоял из деревянной церкви, шести монашеских келий и 12 монахов и управлялся иеромонахом Феодором. Таким образом, Оптина является одним из древнейших монастырей России.

      Рост, упадок и возрождение

      г. Царь Михаил Феодорович и местные бояре пожертвовали земли Оптиной, и она стала процветать, но во время реформ Петра Великого земли ее были отняты, монастырь обеднел и окончательно был упразднен в 1724 г.; однако уже к 1726 г. он был вновь открыт по ходатайству царедворца Андрея Шепелева. После полного разрушения монастырь начал медленно возрождаться.

      Полное возрождение Оптины было совершено только в 1795 году, когда на нее обратил внимание митрополит Московский Платон. Настоятелем пустыни был назначен некий отец Авраамий, и туда были переведены 12 монахов. Отец Авраамий, хотя и болезненного телосложения, очень много сделал для монастыря: привел в порядок его хозяйство, замуровал скит, уладил придворные дела в пользу монастыря, построил колокольню, больничный храм, кельи. для братьев и насадил просторные сады.

      Но расцветом и славой Оптина Пустынь обязана своему следующему настоятелю, архимандриту Моисею. В его время были проведены крупные строительные работы, были посажены обширные фруктовые сады и огороды, в два раза увеличились земельные владения. Поток средств шел от паломников, которых привлекала Оптина пустынь с ее неповторимым духом, напоминающим о древнем подвижничестве. Два брата отца Моисея также были настоятелями монастырей, и все они были великими подвижниками и духовно поддерживали друг друга. Сам отец Моисей еще в ранней юности пришел к пониманию сути и глубины духовной жизни. После этого он посетил в Москве прозорливую старицу Досифею, которая направила его в Саровскую обитель, где он обучался у самого преподобного Серафима. В последующем отец Моисей духовно подвизался среди пустынников рославских лесов подобно древнеегипетским пустынникам, проводя 6 дней в уединении, читая весь дневной круг богослужений и совершая Иисусову молитву, а по воскресеньям присоединяясь к другим старейшины в совместной молитве. Французское нашествие 1812 года прервало отшельническую жизнь отца Моисея, и он перебрался в Белобережскую пустынь, где познакомился с тремя выдающимися подвижниками: отцами Феодором и Клеопой (учениками св. Паисия Величковского) и собратом их по посту, отцом Леонидом, будущим знаменитым Оптинская старица.

      В 1821 году епископ Калужский Филарет уговорил отца Моисея переехать в Оптину и взяться за постройку скита при монастыре. Вместе с отцом Моисеем в Оптину приехали и его младший брат, отец Анатолий, и два других монаха, Иларион и Савватий.

      Так был основан Оптинский скит, в котором процветало Оптинское старчество и который разносил славу Оптиной пустыни не только по своим окрестностям, но и по всей России.

      Старейшинство в целом

      Благодатное старчество есть одно из высших достижений духовной жизни Церкви, это ее сливки, ее венец духовных подвигов, плод уединения и божественного созерцания. Оно органически связано с внутренним монашеским подвижничеством, имеющим целью достижение бесстрастного состояния, и поэтому оно появилось вместе с монашеством на заре христианства. Оно возникло и в России с приходом туда христианства и получило широкое распространение, но со временем угасло и к концу XVII века исчезло и было забыто, так что, когда оно было возрождено в начале XVIII века Паисием Величковским, оно казалось чем-то новым и необычным. По этой причине церковная иерархия часто терялась перед этим явлением, что приводило к частым гонениям, которым подвергались такие старцы, как преподобный Серафим Саровский, некоторые оптинские старцы и другие. Однако, конечно, не все иерархи преследовали старчество; напротив, многие его спонсировали и даже почитали.

      Староство Оптинское

      Но старчество, о котором мы будем говорить, а именно Оптинское старчество, имеет свои своеобразные черты, отличающие его от общего понятия старчества. Хотя на протяжении всей истории христианства старцами считались все опытные монахи, которым не только поручалась духовная забота о молодых послушниках, но и поручалась забота о духовной жизни мирян, Оптинские старцы отличались исключительным глубиной духовной жизни, личной святостью и даром прозорливости, и хотя прежде всего заботились о духовном очищении и спасении всех приходящих к ним, тем не менее постоянно помогали людям и в их житейских делах и бедах, и добродетелью ясновидения смогли помочь людям найти выход из самых безвыходных ситуаций; кроме того, старцы также обладали дарами врачевания и чудотворения.


      Оптинское староство

      Сам строгий постник и подвижник, отец Моисей был полон нежнейшей любви к людям и сострадал их немощам и грехам. Его искусство говорить с каждым человеком на свой лад было несравненно: с образованными людьми он говорил на интеллектуальном уровне, а с простыми людьми он говорил в соответствии с их пониманием вещей и их манерой речи. Он прекрасно понимал потребности каждого человека и испытывал безграничное сострадание к бедным.

      Он также отличался необычайной скромностью. Я хуже всех, часто говорил отец Моисей. Другие, может быть, только думают, что они худшие, но я точно знаю, что я хуже других. Так старец говорил о себе смиренно, но для близких ему людей и знавших его жизнь было очевидно, что он обладает многими духовными дарованиями, в том числе и даром созерцательной молитвы. В 1825 году отец Моисей был назначен игуменом Оптиной пустыни, а его брат, отец Анатолий, стал игуменом скита. Пройдя ту же школу подвижничества в рославских лесах, что и его брат, он тоже отличался крайним смирением и послушанием. Он не принимал никаких решений без благословения своего старшего и брата отца Моисея. Из-за тяжелой физической работы, которую ему лично пришлось выполнять, помогая брату строить скит, уже в 40 лет у него были открытые раны на ногах, которые не заживали до конца жизни и причиняли ему большие страдания. При этом многое ему приходилось делать самому, потому что многие монахи, особенно служившие, были довольно пожилыми. Но под его руководством в скиту царил изумительный порядок и красота, производившие большое впечатление на всех посетителей.

      Однако ни отец Анатолий, ни отец Моисей не брали на себя прямой обязанности духовного руководства монастырской братией. Но, будучи сами великими старцами, они понимали важность старчества и давали великим старцам, которых привлекали в Оптину пустынь, широкий размах деятельности. Таким образом, насаждение и расцвет старчества в Оптиной пустыни произошло благодаря усилиям этих двух старцев. К сожалению, епископ Калужский Николай не понял старчества и принес старцам большое горе и еще больше навредил бы их усилиям, если бы не заступничество митрополита Московского Филарета, глубоко понимавшего и ценившего значение старчества. .

      Со времени Петра Великого среди русской интеллигенции шел процесс разгосударствления: она восхищалась всем, что шло с Запада, и пренебрегала своим родным; нахождение чего-то положительного на родине считалось отклонением от нормы и высмеивалось. Точно так же в область религии проникал дух западного протестантизма, и подлинное древнее православие гасло. Национальные, патриотические, а также религиозные чувства продолжали сохраняться только среди простого народа.

      Война 1812 года несколько возродила дух патриотизма, но даже такие великие писатели, как Пушкин, Лермонтов и другие, должны были расплачиваться за глубокое выражение патриотических чувств. Именно в это время Оптина Пустынь стала неким противовесом всему происходящему вокруг нее; она стала путеводной звездой для многих писателей и философов, не говоря уже о простых людях, искавших смысл жизни в истинном православии. Для них Оптина представляла собой союз высшего духовного подвига непрестанной молитвы, увенчанной обилием благодати, исходящей от стяжания даров Святого Духа, и служения миру во всей его полноте, покрывающей как его духовные, так и земные нужды. Кроме того, до этого времени, в силу религиозного устава Петра Великого и указов 1787 и 1808 годов, издание книг духовного содержания оставалось на усмотрение Святейшего Синода, и такие книги могли быть напечатаны только свой типографский станок. В результате в 179 г. была издана только одна подвижническая книга Добротолюбие.3, и читатели были лишены духовной литературы, в то же время гражданские издания изрыгали множество переводов западных псевдомистических произведений, многие из которых, изданные с разрешения гражданских цензоров, были откровенно враждебны Православию. В этих условиях издание творений святых отцов имело большое историческое значение. Благодаря наличию высокообразованных старцев, большой и многогранной помощи различных писателей, литераторов и философов, а также полному пониманию, поддержке и благословению со стороны митрополита Московского Филарета труды и были переведены с греческого и славянского на русский язык и опубликованы жития выдающихся отцов церкви, как древних, так и современников, таких как Паисий Величковский. Эта публикация началась в середине 19веке, а к концу этого века библиотека, основанная отцом Моисеем, насчитывала 5000 книг.

      Изданные книги были разосланы в академии, семинарии, библиотеки, правящим архиереям и инспекторам, и эта прежде недоступная аскетическая литература стала доступной для монашествующих и всех религиозно настроенных русских людей. Истинное Православие воссияло и укрепилось против западных ложно ориентированных книг. Таким образом, появление этих православных книг было событием, которое нельзя было описать простыми словами.

      Особая заслуга в предприятии этого великого дела, наравне со старцем Макарием, о котором мы будем говорить отдельно, принадлежала выдающемуся русскому философу Ивану Васильевичу Киреевскому и его супруге (первые издания, кроме работы над ними пар, были опубликовано за свой личный счет).

      Старец Амвросий

      Период старчества старца Амвросия отличался от времени, в которое подвизались его предшественники. Во-первых, изначально не было регулярного почтового, телеграфного и железнодорожного сообщения, как во времена отца Амвросия; кроме того, в его время положение Церкви вообще и монастырей в частности резко улучшилось. Во-вторых, в этом монастыре уже утвердилась традиция старчества, и слава об Оптиной пустыни разнеслась по всей России.

      По прибытии в Оптину старец Амвросий нашел там таких столпов монашества, как игумен Моисей и старцы Лев и Макарий. Кроме того, среди братии там было немало выдающихся подвижников.

      Вообще монашество под руководством старцев носило особый отпечаток духовной добродетели. Простота, кротость и смирение были отличительными чертами оптинского монашества. Младшие иноки всячески старались смириться не только перед старшими, но и перед равными себе, боясь оскорбить других даже одним взглядом, а по малейшему поводу тут же просили друг у друга прощения.

      Старец Амвросий родился Александр Михайлович Гренков в селе Большая Липовица Тамбовской губернии 23 ноября 1812 года. Его отец был пономарем, а дед — священником. В семье было 8 детей. В детстве Александр был очень подвижным, веселым и смышленым мальчиком, но за свои шалости и крайнюю озорливость не слишком любили в семье. Он просто не мог вписаться в рамки строгой, патриархальной семьи. Сначала он читал в церкви вместе с отцом. После этого его отправили в религиозную академию, а затем в семинарию. У него были экстраординарные способности. В июле 1836 года он окончил школу с высшими оценками и благодарностью за отличное поведение.

      Сначала работал домашним воспитателем, затем стал преподавателем Липецкой духовной академии. Его любили в обществе за сообразительность и веселый характер. Однако вскоре он серьезно заболел. Надежды на выздоровление почти не было, и поэтому он дал обет уйти в монастырь, если выздоровеет. Он выздоровел, но не мог расстаться с миром еще 4 года. Он начал молиться по ночам, но это заставило его товарищей смеяться над ним. Летом 1839 года, направляясь в Троице-Сергиеву Лавру, он остановился у пустынника отца Илариона. Святой подвижник дал Александру определенное повеление: иди в Оптину, ты там нужен. Александр еще колебался, но, наконец, сознав свою нерешительность и шаткость намерений, вдруг решился бежать в Оптину, без позволения и без прощаний. Впоследствии все его черты живость, острота ума, общительность, жизнерадостность наиболее пригодились ему в общении с людьми и в их обучении.


      Старец Амвросий Оптинский

      С самого начала жизнь старца Амвросия, проведенная под опекой мудрых старцев, текла гладко, без особых препятствий, направляясь ко все большему и большему духовному совершенствованию. Однако отец Макарий, взявший на себя руководство юным монахом, подверг отца Амвросия резким ударам по его самолюбию, воспитав в нем строгого подвижника, воплотившего в себе монашеские добродетели бедности, смирения, терпения и другие. Еще при жизни старца и по его благословению некоторые из братьев уже стали приходить к отцу Амвросию исповедоваться в своих мыслях. Отец Макарий также ближе познакомил его со своими духовными чадами в миру, подготовив таким образом себе достойного преемника, которым впоследствии стал отец Амвросий. После смерти отца Моисея братья избрали отца Исаака своим игуменом, а тот относился к отцу Амвросию как к своему старцу. Таким образом, в Оптиной не было раздора среди ее руководящих лиц. Во время болезни старец Амвросий был тайно пострижен в схиму. У него было два келейника: отец Михаил и отец Иосиф (будущий старец).

      Отец Амвросий встал в 4 часа утра. слушать утренние молитвы, и после этого его день был подобен дню отца Макария. После вечерней молитвы старец просил у всех прощения и отпускал своих келейников, что часто случалось в полночь. Два года спустя он скончался от новой болезни, и его здоровье стало совсем слабым. Он больше не мог ходить в церковь и должен был причащаться в своей келье. В 1868 году он сильно заболел. Такие повороты в худшую сторону происходили неоднократно. Трудно себе представить, как, прикованный к постели и совершенно обессиленный, он мог принимать толпы людей и отвечать на сотни писем. Здесь явно содействовала живительная благодать Божия.

      Люди часто видели необыкновенный свет над головой старейшины. В конце жизни отец Амвросий основал в Шамордине женский монастырь с приютом для бездомных детей. Монастырь быстро рос и вскоре насчитывал до 500 монахинь. После кончины игумении Софьи старец был вынужден взять на себя все заботы монастыря и лично посетить его. В последний раз он поехал туда летом 1890 года, вынужден был провести там зиму из-за болезни, здоровье его ухудшилось, и он не мог вернуться в Оптину. Преставился 10 октября 189 г.1. Траурную процессию сопровождала толпа численностью более тысячи человек. Шел дождь, но свечи не погасли. По пути из Шамордино в Оптину крестный ход останавливался у каждой деревни и служили панихиды. Смерть старцев была всеобщей потерей для России.

      СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦОВ

      Советы прп. Антония

      Если мы воздержимся от наших желаний и идей и попытаемся исполнить Божьи желания и идеи, мы обретем спасение в любом месте и в любой ситуации. Наоборот, если мы упорствуем в своих желаниях и идеях, то никакое место и никакая ситуация нам не помогут. Ева нарушила заповедь Божию, даже живя в раю, а несчастному Иуде даже жизнь у Спасителя не принесла никакой пользы. Как мы читаем в Евангелии, мы требуем терпения и ободрения к благочестивой жизни, где бы мы ни находились.

      Напрасно мы обвиняем тех, кто живет с нами и окружает нас, в том, что они мешают и препятствуют нашему спасению или духовному совершенствованию. Неудовлетворительное состояние нашей души и духа исходит из нас самих, от отсутствия у нас духовной утонченности и нашего ошибочного склада ума, с которым мы решительно отказываемся расстаться. И именно это приводит нас в замешательство, сомнение и недоумение; и все это мучает и тяготит нас и приводит в безрадостное состояние. Хорошо бы нам понять простые слова святых отцов: если мы смирим себя, то всюду найдем успокоение, не давая уму блуждать по другим местам, где мы можем встретиться с худшими вещами.

      Главное средство ко спасению есть перенесение множества скорбей, какое каждому человеку подобает, как сказано в Деяниях Апостольских: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

      Желающие достичь спасения должны помнить и заповедь апостольскую: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Есть много других заповедей, но ни одна из них не имеет такого дополнения, т.е. и так исполняют закон Христов. Эта заповедь имеет большое значение, и мы должны позаботиться о ней прежде всех других.

      Многие желают хорошей духовной жизни в простейшей форме, но лишь немногие и в редких случаях исполняют свое благое желание; именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что нам надлежит многими скорбями войти в Царствие Божие, и, взывая к Богу о помощи, стараются безропотно переносить скорби и болезни и разные невзгоды, всегда помня слова Самого Спасителя: Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди, а одна из заповедей Господа есть: Не суди, да не судим будешь; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

      Наше спасение требует неукоснительного исполнения заповедей Божиих и подчинения воле Божией, где бы ни жил человек. Только так и никак иначе мы можем приобрести внутренний мир, как сказано в псалмах: Великий мир у любящих закон Твой, и ничто не соблазнит их. Но вы продолжаете искать внутренний мир и спокойствие души во внешних обстоятельствах. Вам кажется, что вы живете не в том месте, не с теми людьми общаетесь, что вы поступили не так, как поступили другие. Священное Писание говорит: владычество Его (т.

      Господь готов помочь человеку обрести смирение, как и во всех других благах, но человек должен проявить некоторую заботу и о себе. Святые отцы говорят: Дай кровь и прими дух. Это означает, что вы должны трудиться до крови, образно говоря, и вы получите духовные блага. Но вы ищете и просите о духовных благах, но не решаетесь предложить свою кровь, потому что все, чего вы хотите, это чтобы вас не беспокоили. Но можно ли приобрести смирение в спокойной жизни? Смирение – это когда человек видит себя хуже всех людей. Таким образом, когда люди беспокоят вас, вы видите, что не можете этого вынести, и вы сердитесь на других людей, и тогда вы автоматически считаете себя жалким. Если в то же время ты сожалеешь о своих недостатках и ругаешь себя за них, и искренне раскаиваешься в них перед Богом и своим духовным отцом, то ты уже на пути к смирению.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      [18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

      Карта сайта