Мавзолей Галлы Плацидии — La Tua Italia
В то время как снаружи это кирпичное здание аскетично и неприметно, внутри него – настоящий взрыв цвета и света.
Такой контраст минималистичной архитектуры и роскоши золоченых мозаик призван продемонстрировать саму суть христианина: простого с виду, но с богатым внутренним миром. Сегодня мы узнаем некоторые любопытные факты об истории, мистике и символике Мавзолея Галлы Плацидии.
© Ravenna Turismo.com
В тихой провинциальной Равенне, которая в свое время побывала поочередно столицей Западной Римской империи, Королевства остготов, Равеннского экзархата и Лангобардского королевства, сохранилось немало византийских построек. Восемь из них внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а та, о которой пойдет речь, до сих пор умеет приворожить каждого путешественника мгновенно и навечно.
Как появился столь своеобразный памятник? Он предназначался для захоронения Галлы Плацидии, дочери римского императора Феодосия Великого. Девушка обладала независимым характером и была ревностной христианкой, чрезвычайно связанной с мистической стороной религии. Ее жизнь пришлась на самый закат империи, поэтому вышла довольно бурной, полной неожиданных поворотов, как в авантюрном романе.
© Shutterstock.com
Во время печально знаменитого разграбления Рима, юная Галла попала в хищные руки короля вестготов Алариха I, а после его смерти на знатной заложнице женился новый король Атаульф. Оставшись вдовой спустя всего год после свадьбы и едва успев вернуться в родной Рим, королева была вновь насильно выдана замуж за полководца Констанция. Во втором браке родились дочь Гонория и сын Валентиниан. После кончины второго мужа, пока наследник был малолетним, Галле довелось стать регентшей и управлять Западной Римской империей. Скончалась она в 450 году, в канун нашествия полчищ гуннов под предводительством Аттилы.
Задолго до своего ухода, любившая искусство и молитвы императрица повелела построить гробницу, чтобы разместить как свои останки, так и тела ее мужа и брата. Идея заключалась в том, чтобы создать священное место, похожее на предместье рая. Однако и тут что-то пошло не так. Несмотря на то, что внутри мавзолея хранятся три саркофага, по мнению ученых, Галла Плацидия умерла не в Равенне, а в Риме, где и была захоронена. Остается загадкой, чье тело тогда можно было увидеть на протяжении всех Средних веков в усыпальнице, предназначенной для правительницы?
© Wikimedia Commons
Дело в том, что, по сохранившимся сведениям, через специальное окошко-глазок в саркофаге можно было хорошо разглядеть забальзамированную женщину, восседавшую на кипарисовом троне. Но в 16 веке местные дети, как раз во время подглядывания, случайно уронили в отверстие свечу — и тело сгорело, не оставив шансов узнать, кому оно принадлежало.
Как бы то ни было, в мавзолее Галлы Плацидии и сегодня ощущается чье-то незримое присутствие. Достаточно просто присмотреться к тому, как сюда входят посетители: сначала робко переступая порог со склоненной головой и только потом, как будто получив добро от высших сил, поднимая взгляд вверх, к сияющему потолку. И тогда они наконец видят рай.
Золотые звезды на глубоком синем фоне покрывают стены и своды. Гирлянды цветов и фруктов украшают арки. Радужное облако мозаики маскирует структурные соединения, сглаживает края, деформирует контуры. Кусочки смальты с различными углами наклона отражают свет солнца, которое просачивается сквозь длинные узкие окна, и разбивают его на мириады тонких цветных лучей. Причем все мозаики, от Христа и апостолов до стада овец и мучеников, были сделаны отнюдь не в случайном порядке. Согласно ученым, они представляют собой этапы древней заупокойной литургии: от очищения от грехов до принятия души в рай.
Художники, создавшие эти мозаики, хотели отразить идею иного, высшего мира, где царит дух. Может быть, поэтому после посещения мавзолея хочется молчать, размышлять и вдохновляться. Недаром утверждают, что именно здесь швейцарский психоаналитик Карл Юнг почувствовал подстегнувшую его к новым исследованиям связь с императрицей через толщу веков. А композитора Коула Портера Галла Плацидия сподвигла на написание песни «Ночь и день», знакомой нам в интерпретации Эллы Фицджеральд.
Действительно ли в нем похоронена знаменитая римская императрица?
Эта непримечательная с виду постройка из кирпича привлекает туристов со всего мира. Ведь внутри неё много загадок. Одни восхищаются красотой древних мозаичных картин, другие пытаются разгадать тайны древней истории, третьи – черпают в ее стенах вдохновение. Но все сходятся в одном: место это – уникальное, и после посещения мавзолея (а это ничто иное как древняя усыпальница) хочется обязательно вернуться сюда снова…
Восхитительно-таинственная мозаика
Мавзолей Галлы Плацидии находится радом с великолепной базиликой VI века Сан-Витале в Равенне. Его строительство датируется примерно V веком (последние годы Римской империи).
Мавзолей снаружи. /Фото:vaghis.it
Здание мавзолея спроектировано в форме креста (если смотреть на него сверху) и внешне напоминает крепость с бойницами: толстые кирпичные стены, узкие окна. Оживляют аскетичный вид мавзолея только арки с трех сторон и изображение виноградных гроздей с пантерами – с четвертой (главный фасад). Зато внутри мавзолея можно просто открыть рот от восхищения.
Мавзолей внутри. /Фото:orthodoxographia.com
Характерный мотив захватывающих мозаик мавзолея, описанных специалистами ЮНЕСКО как «один из лучших сохранившихся примеров этого вида искусства в Европе» – звездное небо, которое драпирует части потолка. В другом месте – виноградные лозы, олицетворяющие Евхаристию. В центре крестообразных бочкообразных сводов мавзолея покоится неглубокий купол с крестом, усыпанный звездами. В каждом углу – по фигуре, символизирующей одного из четырех апостолов-евангелистов (Ангел, Лев, Орел и Телец).
Четыре символа. /Фото:atlasobscura.com
Фрагмент. /Фото: wikimedia.org
Помимо входа, в дальнем конце свода находятся саркофаги, стены над которыми украшены загадочной мозаикой. Наиболее примечательные из них можно увидеть слева от входа (изображение Христа как доброго пастыря) и напротив входа (изображение неизвестного Святого – возможно, Лаврентия или Винсента).
Изображение внутри мавзолея. /Фото:videomax.ru
Христос в роли доброго пастыря. /Фото:cinziatittarelli.it
Загадки биографии
Галла Плацидия была дочерью римского императора Феодосия Великого. Благородное происхождение не уберегло ее от превратностей судьбы: Галла была в Риме в тот период, когда он подвергся печально известному разграблению. Король готов Аларих не только разорил город, но и похитил принцессу. Галла вернулась в Равенну в 417 году, уже императрицей, когда вышла замуж за императора Констанция III. Вскоре супруг умер, оставив ее в качестве регента их маленького сына Валентиниана до 437 года.
Внутри мавзолея. /Фото:twimg.com
Галла Плацидия умерла в 450 году в Риме и, согласно древним источникам, была похоронена именно там, в фамильной усыпальнице. По крайней мере, исследователям неизвестны какие-либо упоминания о том, что императрица была погребена в другом месте. Именно поэтому современные ученые сомневаются в том, что мавзолей в Равенне может хранить ее останки. Несмотря на эти неудобные факты, местные жители верят, что именно ее тело в течение многих лет в Средние века хранилось в мавзолее. Усопшая императрица (если только это было ее тело, а не кого-то другого) «восседала» на стуле-троне, изготовленном из кипариса. К сожалению, тело было по неосторожности сожжено посетителями в XVI веке — местные дети из озорства просунули в щель саркофага горящие свечи. От тела, якобы принадлежавшего Галле, оствались лишь череп и несколько костей.
Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. Худ. В. С. Смирнов, 1880-е
Вероятно, в Средние века мавзолей использовали как капеллу-молельню, посвящённую великомученику Лаврентию, который был особо почитаем в роду Галлы (отсюда и предположение, что именно он изображен напротив входа).
Не все изображения расшифрованы. /Фото:amazonaws.com
Это место приносит вдохновение
Кстати, знаменитый психоаналитик Карл Юнг признавался, что после посещения мавзолея Галлы почувствовал личную и, возможно, сверхъестественную связь с этой загадочной императрицей. «С самого первого визита я был просто поражен фигурой Галлы Плацидии… ее гробница казалась мне последним наследием, через которое я мог бы постичь ее личность. Я почувствовал ее живое присутствие и вплотную соприкоснулся с ее судьбой»,– писал он.
Говорят, именно здесь была написана знаменитая песня «Ночь и День». /Фото:atlasobscura.com
Фрагмент мозаики.
А композитор Коул Портер, говорят, именно в мавзолее Галлы вдохновился на написание своей знаменитой песни «Ночь и день», блестяще исполенной впоследствии разными выдающимися певцами, в том числе Эллой Фицджеральд.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Мавзолей Галлы Плацидии – Равенна – Италия
номер 8 в городе
РАВЕННАИталия
Местное название: Мавзолей Галлы Плацидии
Часовня-гробница V века, построенная для Галлии Плацидии, дочери императора Феодосия I. Наряду с семью другими средневековыми памятниками Равенны она включена в список ЮНЕСКО. Это небольшой греческий крест с куполом над пересечением нефов. Его величайшее сокровище — чудесные мозаики, покрывающие весь интерьер. Есть изображения Христа Доброго Пастыря, Святого Лаврентия, евангелистов, а также звездный свод и многочисленные растительные и зооморфные мотивы.
Меньше
Внутренние достопримечательности
Объекты
Может быть закрыт из-за COVID-19
Мавзолей Галлы Плацидии map
СМОТРИТЕ НА КАРТЕ
далееСм. расстояние и примерное время прибытия
Via San Vitale 1748121 Равенна , Италия
Сайт
Теги:
- model.Tag"}»>
Мавзолей Равенна
- Мавзолей Италия model.Tag","url":"\/en\/tag\/mausoleum","structure_updated_at":"2019-12-04T13:59:27+00:00","id":383,"created_at":"2018-10-25T08:14:59+00:00","updated_at":"2019-12-13T13:22:35+00:00"}»> Мавзолей в мире
Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии, Равенна (425-50)
Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии, Равенна (425-50)Мозаики мавзолея Галлы Плацидии, Равенна (425-50)
Мавзолей представляет собой небольшое крестообразное сооружение с высоким центральным проемом, увенчанным висячим куполом и дающим доступ к четырем низким бочкообразным сводам, покрытым фигурной мозаикой. Его простой внешний вид с глухими аркадами и пилястрами контрастирует с преобладающим синим, зеленым и золотым интерьером, в котором находится одна из наиболее хорошо сохранившихся раннехристианских настенных мозаик.