Мексиканцы это индейцы: МЕКСИКАНЦЫ • Большая российская энциклопедия

Загадочная и притягательная Мексика — новости Kapital.kz

Мексика – жгучая смесь испанской, индейской и карибской культур. Отдых на лучших пляжах Канкуна и Ривьера-Майя, древние памятники загадочных цивилизаций и дайвинг на острове Косумель, текила, отличная кухня и зажигательные дискотеки, а также еще много незабываемых ощущенй и впечатлений

Мексика находится на юге Северной Америки, ее площадь составляет около двух тысяч квадратных метров с населением примерно 110 млн человек. Мексика – страна двух океанов. С запада её берега омывают Тихий океан и принадлежащий ему Калифорнийский залив, с востока – Атлантический океан с Карибским морем и Мексиканским заливом. Крупнейший полуостров страны – Юкатaн. Легенда гласит: когда Колумб причалил к его берегам, он спросил у индейцев: «Где я?», на что те ответили: «Юкатан», то есть «Мы тебя не понимаем…»

Мексиканские Штаты расположены в Северной и Латинской Америке. Латинская Америка – это большой регион, куда входят все государства, расположенные южнее США.

В сельской местности сохранилось около 50 родных для мексиканцев языков, но национальный один – испанский, на нем здесь говорит больше людей, чем в самой Испании!

Мексика богата нефтью. Больше всего ее добывают на берегах Мексиканского залива. Есть в этой стране месторождения газа, железных руд и меди. Еще мексиканские аборигены знали, что их земли богаты золотом и серебром, и добывали их. Испанские завоеватели сделали из Мексики главного поставщика серебра в Европу. Его добывают и сейчас. Из серебра делают украшения, которые продаются по всей стране.

Коренное население Мексики – индейцы. Так аборигенов назвал Колумб, который думал, что приплыл в Индию. На мексиканской земле уживался не один десяток индейских племен, но самые «популярные» – майя и ацтеки.

Майя жили на полуострове Юкатан и на юге Мексики. Это было ещё до нашей эры. Они хорошо разбирались в арифметике и первыми употребили цифру ноль.

Её рисовали в виде пустой раковины улитки. Для счёта босые майя использовали не только пальцы рук, но и ног.

Чичен-Ица— главный город майя. Его называют городом пирамид. Одна из главных пирамид Чичен-Ицы — Храм Кукулькана. Когда в дни равноденствия на нее светит солнце, от стен падают тени в виде треугольников. При этом они расположены так, что составляют тело змеи длиной 37 метров, «ползущей» с движением Солнца к собственной голове.

На Юкатане почти нет рек. Но есть другие источники пресной воды — сеноты, озера-колодцы. Майя не пили из них, этого нельзя было делать, ведь сенот — это дверь в подземелье. А оно священно — там живут божества. Чтобы они не разозлились, в сеноты сбрасывали драгоценности и даже людей. Сегодня некоторые из этих озер-колодцев используют для дайвинга.

После IХ века одна из самых развитых цивилизаций в истории планеты исчезла.

Империя ацтеков простиралась от Тихого океана до Атлантического. Ацтеки «моложе» майя. На землях Мексики они появились в ХIV веке. Аборигены не очень обрадовались гостям, поэтому решили отдали им остров на озере Тескоко, где жили змеи. Но ацтеки были счастливы, потому что змеи стали их пищей. Чужаки обнесли все вокруг дамбами и соорудили город Теночтитлан. Но в середине ХVI века появились европейцы-колонизаторы, которые покончили с империей ацтеков и уничтожили их город. На его месте построили Мехико — нынешнюю столицу Мексики.

Рядом с Мехико находится заброшенный город Теотиуакан. Он самый старый в Западном полушарии. Его связывают с цивилизацией ацтеков, но на самом деле он был построен до их прихода. В Теотиуакане расположена пирамида Солнца — третья по величине в мире после египетской пирамиды Хеопса и мексиканской Чолул.

Полностью майя и ацтеки не исчезли. Их потомки выращивают кукурузу под таким же знойным, что и тысячу лет назад, тропическим солнцем, и отдыхают в тени грандиозных развалин своего прошлого…

Мехико

Самая опасная, экстремальная, нищая, страшная — чего только не слышала о себе столица Мексики — город Мехико. Но те, кто видел его вживую, скажут, что он весьма своеобразный.

Для нас слова «Мексика» и «Мехико» пишутся по-разному, но если их написать по-испански, получится одинаково — Mеxico. Мексиканцы же называют свою столицу просто — Дэ Эф. Город растет постоянно и «забирает» близлежащие деревни и городки. Из-за того, что он состоит из множества кусочков, его называют не просто столицей, а федеральным округом, или Дистрито Федераль, то есть Дэ Эф.

Мехико — один из самых больших городов в мире (второй после Токио по численности населения), в нем живет более 20 млн человек, то есть каждый пятый житель Мексики.

Город настолько огромный, что его подробная карта занимает полчемодана. При этом центральная площадь Сокало (одна из самых больших в мире) на ней — размером со спичечный коробок. Рядом с ней – знаки с самолетами, потому что прямо в центре гигантского Мехико находится аэропорт. Когда самолет заходит на посадку, он кружит над городом целый час.

Мехико построили на месте осушенного озера Тескоко, и он оказался на дне большой озерной чаши. В сезон, когда нет дождей, город заносит пылью, а воду качают насосами и подают по трубам издалека. Зато когда начинаются дожди, Мехико заливает. Тогда с помощью этих же насосов город спасается от лишней воды.

Мехико стал одним из важнейших испанских городов в Америке к 1530 году и имел известную архитектуру к ХVIII веку. В 1821 году Мексика получила свободу от Испании, и новая республика объявила Мехико национальным центром в 1824-м.

Достопримечательность Мехико — замок Чапультепек, который входит в десятку самых красивых замков мира. Сначала он был резиденцией королевской семьи, потом — обсерваторией и военной академией. Сейчас в нем исторический музей.

В Мехико находится одна из самых длинных улиц в мире – Уорлд Лонджест-Авеню.

Мехико находится на высоте 2240 метров над уровнем моря. Он расположен в долине, окруженной кольцом гор и вулканов. Поэтому столица Мексики — город температурных контрастов. Просыпаясь утром, можно дрожать от холода, а к обеду можно смело гулять в футболке.

Жители Мехико — набожные католики. В городе много католических храмов. Самый известный — базилика Марии Гваделупской, построенная в честь покровительницы народа Мексики. А еще в городе стоит кафедральный собор — самый большой в Латинской Америке.

Если посмотреть на город сверху, то дома в нем покажутся разноцветными ящиками: розовыми, голубыми, зелеными. Углубления на фасадах домов занимают фигурки святых, а красота прячется во внутренних двориках. Они усажены различными тропическими растениями. В центре Мехико есть целый проспект небоскрёбов – Пасео-де-ла-Реформа, просторный, с деловыми центрами. Здесь же находится небоскрёб Торре – самый высокий в Латинской Америке. Небоскреб Каламкуль – на территории колоритного современного района Санта Фе находится здание, которое местные жители называют «стиральной машиной». Внешне небоскреб Каламкуль действительно напоминает современную стиральную машину, а свое название он получил в честь древнего города Майя.

По идее архитектора Августина Эрнандеса Наварро, спроектировавшего необычное здание, оно должно было на самом деле ассоциироваться со стиральной машиной и придать оживленному району Санта Фе больше свежести.

стены высотного здания выкрашены в белый цвет, на каждой из четырех стен установлены панорамные окна, которые формируют круглую стеклянную панель. До 1997 года место, в котором сегодня располагается здание, представляло собой не что иное, как огромную свалку. В кратчайшие сроки архитектору удалось превратить непривлекательный район в благоустроенную территорию, главным украшением которой служит необычный памятник архитектуры.

Мехико лидирует среди городов мира по количеству музеев, здесь их 110. По этому поводу мексиканцы часто шутят, что вряд ли кто-то из них перечислит хотя бы 10.

Пляжи

Мексиканские пляжи прекрасны: мягкий песок всевозможных оттенков, фотогеничные пальмы, ласковые воды Карибского моря и Тихого океана. Один из самых популярных курортов – Канкун, его побережье разделено на длинную и короткую части. Первая славится чистейшим морем и прекрасными условиями для серфинга, вторая идеальна для семейного отдыха: близлежащий Исла-Мухерес надежно защищает от волн (кстати, на самом «острове женщин» можно купаться лишь на многолюдном Плайя-Норте).

Жемчужный пляж знаменит первозданной чистотой, Плайя-Линда – широкой палитрой спортивных развлечений.

Лучший пляж на полуострове Юкатан – Тулум с восхитительными пейзажами и богатым подводным миром, доступным невооруженному взгляду.

В Акапулько у берегов Тихого океана примечательны пляжи Калета, Калетилья и Пи-де-ла-Куэста. Лос-Кабос – рай для влюбленных: до Плайя-дель-Амор можно добраться только на лодке, а там – наслаждаться видами скал и пещер, разнообразием прибрежной фауны и приятным обществом друг друга. Известнейшие пляжи Пуэрто-Вальярты – Лос-Муэртос с необыкновенными закатами, Ла-Мансанилья и Дестиладерас с развитой инфраструктурой и Кончас-Чинас с первозданной природой.

Интересные факты

Именно из Мексики в Европу попал перец чили, кукуруза и шоколад. Также на весь мир известна текила – местный алкогольный напиток, изготовляемый из особого кактуса.

В южной Мексике живет ягуар – самая крупная в Северной Америке дикая кошка. Кроме ягуара здесь проживает около полусотни видов колибри, несколько разновидностей пеликанов и еще сотни других животных, которые не обитают больше нигде в мире. Фауна и флора Мексики действительно уникальны.

В Мексике растет самое старое дерево в мире.

Мексика располагается в «огненном кольце» – зоне очень сильных землетрясений. Также здесь находится немало вулканов, в том числе и самый маленький в мире, высота которого составляет всего лишь 13 метров.

Мексика является интернациональной страной, здесь живет около полусотни народностей. Примерно 60% населения Мексики – метисы, потомки индейцев и европейцев. 30% населения составляют индейцы, 9% — европеоиды, а 1% — остальные расы.

До 1836 года Техас был частью Мексики. Только во время войны с США он отделился и перестал быть мексиканской провинцией.

Тяжелые грузы здесь принято носить на голове, делают это в основном женщины. Особенно часто так поступают с тазами.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Историческая справка: Мексика, Мехико — все новости Формулы 1 2022

Вопрос происхождения мексиканской культуры и мексиканцев весьма неоднозначен. Те, кого мы привыкли называть мексиканцами, могут представлять разные этносы и отличаться даже внешне. Обычно называют три основные ветви мексиканского народа – европейцы, индейцы и представители негроидной расы. Фактически большая часть населения Мексики (до 90%) – метисы, то есть представляют собой смесь европейских и американских народов.

Генетические исследования показывают, что современные мексиканцы-мужчины на 60% имеют европейское происхождение, и на 30% – индейское. А вот с женщинами ситуация иная – «женская» X-хромосома мексиканок на 90% унаследована именно от индейских племён. В таком соотношении нет ничего удивительного – ведь на кораблях испанцев, оккупировавших эти земли в начале XVI века, женщин не было.

Оккупацию пришлось пережить нескольким индейским народам, самые известные – майя, жившие на юге современной Мексики, и ацтеки, проживавшие большей частью на севере. Однако цивилизация майя к тому моменту переживала период упадка. Задолго до открытия Америки, в районе 900 года, они пережили катастрофу, причины которой нам неизвестны, но из-за неё население покинуло большую часть городов. К тому же, хотя в культурном и научном смысле они значительно опережали остальных индейцев, в военном отношении уступали пришедшим с севера на эти земли в начале второго тысячелетия ацтекам.

Ацтеки создали на территории современной Мексики одну из самых могущественных империй доколумбовой Америки, но они не знали огнестрельного оружия и не имели лошадей, так что ничего не смогли противопоставить испанским завоевателям во главе с Эрнаном Кортесом. Именно поэтому, несмотря на генетическую связь с индейцами, или «коренными американцами», как их принято сейчас называть в Северной Америке, культура современных мексиканцев близка к испанской, и говорят они на испанском языке.

Тем не менее, следы ацтекской цивилизации сохраняются в Мексике по сей день. Более того, само слово Мексика (как и, разумеется, Мехико) происходит от самоназвания ацтеков – «мешика», относительно точного значения которого есть несколько разных версий. Нашло своё отражение ацтекское прошлое и на национальном гербе страны, который размещён и на её флаге.

По ацтекской легенде, верховный бог Уицилопочтли (у нас его часто называют Вицлипуцли) приказал ацтекам поселиться в месте, где они встретят орла, сидящего на высоком кактусе и держащего в клюве змею (говорят, в оригинальной легенде змея не упоминалась, она появилась в рассказе уже после испанской колонизации). После долгих поисков ацтекам удалось найти такое место – на берегу озера Тескоко, ныне не существующего. Здесь в районе 1325 года они основали город Теночтитлан – позже превратившийся в столицу ацтекской империи. В 1520-м он был разрушен испанцами, а спустя год на этом же месте был заложен Мехико.

Уничтожив империю ацтеков, завоеватели создали свою – на 300 лет на этих землях воцарилась Новая Испания. Её территория далеко выходила за пределы современной Мексики и захватывала как юго-запад современных США, так и всю Центральную Америку (Центральной Америкой, как бы странно это ни звучало, называют южную часть Северной Америки, вплотную прилегающую к северной части Южной Америки; сегодня здесь расположены семь государств).

Хотя в течение всего правления испанцев на этих территориях местное население притеснялось, так как было лишено большей части гражданских прав и не могло занимать государственные посты, всё же оно оказалось в гораздо лучшем положении, чем на территории США. В Мексике индейцы не загонялись в резервации, их не заменяли колонисты – народы жили бок о бок, благодаря чему проходила постепенная ассимиляция и превращение населения в единый народ.

Всё это привело к тому, что у мексиканцев появилось собственное правосознание, начали расти сепаратистские настроения, и в 1810 году, вдохновлённые примером Соединённых Штатов, мексиканцы начали борьбу за независимость от Испании. Возглавил её священник-испанец Мигель Идальго-и-Костилья, но основной движущей силой стали индейцы и метисы.

Война с переменным успехом продолжалась 10 лет и завершилась победой мексиканцев – испанская корона признала независимость Мексики. Была провозглашена конституционная монархия, а в мае 1822 года первым императором стал полковник Агустин Итурбиде. Его власть, однако, не продлилась и года – в марте 1823-го он был свергнут и выслан из страны, а когда годом позже попытался вернуться – казнён. Мексика превратилась в республику, а в 1824 году была принята первая конституция страны, при создании которой за основу приняли конституцию США.

Но в отличие от США, в Мексике получение независимости и принятие конституции не привели к обретению политической стабильности. Либералы и консерваторы вели постоянную борьбу за власть, и всего за 33 года, с 1824 по 1857-й, президент тут сменился более 40 раз. Другой проблемой стала стремительная американизация принадлежащего Мексике Техаса – привлечённые низкими ценами на землю, в 1820-х годах американцы активно селились и вскоре стали доминирующей нацией.

Первую попытку отделиться техасцы предприняли уже в 1826 году (т.н. Фредонский мятеж). Она была подавлена, и пытаясь пресечь развитие ситуации, в 1830 году парламент Мексики запретил миграцию переселенцев из США. Это спровоцировало недовольство среди техасцев и спустя несколько лет привело к Техасской революции 1835 года, вылившуюся в войну Техаса за независимость.

Подавлять мятеж отправился лично президент Мексики, полковник Антонио Лопес де Санта-Анна. После серии локальных успехов у местечка Сан-Хасинто произошло решающее сражение двух армий, причём силами техасцев руководил будущий президент Техаса Сэм Хьюстон – в честь кого был назван город. Несмотря на почти двукратный численный перевес мексиканцев (примерно 1500 человек против 800), они потерпели сокрушительное поражение, а Санта-Анна попал в плен. Оставшаяся часть мексиканской армии вернулась назад – Техас получил независимость, хотя формально Мексика не признавала этого ещё 10 лет.

Хаос в политике, усугубившийся финансовым кризисом, продолжался. В 1838 году Мексика даже успела повоевать с Францией. Причём войсками вновь руководил Санта-Анна – и несмотря на очередное поражение, это позволило ему восстановить свой авторитет и впоследствии снова стать президентом (в общей сложности он становился президентом Мексики 11 раз).

В 1845 году Техас вошёл в состав США, что спровоцировало очередной конфликт между соседними странами. В 1846 году началась американо-мексиканская война (сложно сказать, кто именно её начал, так как обе стороны, по сути, сделали всё, чтобы военное решение вопроса стало неизбежным), которая завершилась в 1848 году полной победой Соединённых Штатов.

Под угрозой захвата всей Мексики мексиканский конгресс вынужден был согласиться на условия американцев – в соответствии с договором Гвадалупе-Идальго, страна потеряла почти половину своих территорий, включая Верхнюю Калифорнию (ныне штат Калифорния в США) и Новую Мексику (сегодня штат Нью-Мексико). Взамен страна получила лишь денежную компенсацию в размере $15 млн.

Поражение в войне и столь значительные территориальные потери, а также некоторые последующие события – в первую очередь, продажа ещё части земель страны в 11-й раз вернувшимся на пост президента Санта-Анной – встряхнула страну. В Мексике произошла буржуазная революция, которая привела к гражданской войне между консерваторами и либералами. Либералы, под предводительством Бенито Хуареса, одержали убедительную победу.

В ответ консерваторы в 1861 году поддержали интервенцию в Мексику трёх европейских держав – Великобритании, Франции и Испании – у каждой из них были свои интересы в регионе. Но уже через несколько месяцев английские и испанские войска были отозваны, а французские потерпели несколько поражений. Тем не менее, Наполеон III продолжил интервенцию, выслав в Мексику 30-тысячный корпус, и к 1865 году французы заняли практически всю территорию страны. Была провозглашена империя, а на престол взошёл брат австрийского императора Франца-Иосифа из династии Габсбургов, Максимилиан I.

Его правление оказалось недолгим. Уже через два года из-за грозившей Франции борьбы с Пруссией, а также риска спровоцировать войну с США (американцы после окончания Гражданской войны открыто поддержали своих бывших противников) войска из Мексики были отозваны. Бенито Хуарес вернулся к власти, а Максимилиан I осуждён и расстрелян.

Хуарес правил страной до своей смерти в 1872 году, а в 1876-м власть захватил один из его противников и герой антифранцузского сопротивления генерал Порфирио Диас, установив собственную диктатуру. Он правил Мексикой более 30 лет, что привело к определённым успехам в экономике, хотя жизнь большей части населения не изменилась, если не ухудшилась. Как следствие, социальная напряжённость росла, и в 1910 году началась гражданская война, известная как Мексиканская революция. Она завершилась только в 1917-м принятием новой конституции, действующей по сей день.

XX век принёс Мексике рост благосостояния и постепенный переход из группы отсталых стран в число государств с сильной и стабильной экономикой. В тридцатых годах были национализированы многие компании, в том числе нефтяные и транспортные. В сороковых, после того, как Мексика поддержала антигитлеровскую коалицию, при непосредственной помощи США произошла индустриализация и модернизация экономики.

Уже к концу пятидесятых годов Мексика вышла на первое место в Латинской Америке по промышленному производству. К началу восьмидесятых страна стала одним из мировых лидеров по добыче нефти. Однако падение цен на энергоносители привело к серьёзному кризису и началу неолиберальных реформ.

Сегодня Мексика – достаточно развитая индустриально-аграрная страна, где ведущую роль играет нефтяная промышленность. Здесь по-прежнему велико экономическое расслоение общества – здесь соседствует исключительная бедность и исключительное богатство. В частности, один из самых богатых людей на планете, Карлос Слим – мексиканец. Благодаря ему и его компании Telmex в 2011 году, после 30-летнего перерыва, в Формуле 1 появился мексиканский пилот, Серхио Перес. Именно благодаря ему в 2015 году в календарь чемпионата вернулся и Гран При Мексики.

Мексиканцы — кто такие?

Мексиканский народ появился не так давно, однако за свою историю прошёл немало войн, восстаний и кровопролитных сражений. Современные мексиканцы не слишком похожи на своих предков, хотя немало традиций прошлого дошли до наших дней – пусть и в несколько изменённом виде.

В мексиканцах сочетаются черты европейских завоевателей и древних индейских племён, славившихся необыкновенной культурой и кровожадными обычаями. Сегодня мексиканская нация является третьей по численности среди народов западного полушария. Какой же путь прошли мексиканцы к настоящему времени? Когда появились первые люди Мексики? С кем и за что боролись жители мексиканских земель?

Далёкая древность народов Мексики

Первые человеческие поселения на территории современной Мексики появились за много тысячелетий до наступления нашей эры. Что интересно, историки не могут точно сказать, что это был за народ. И всё-таки находится немало древних предметов того времени, что позволяют утверждать, что цивилизация эта находилась на достаточно высоком уровне развития.

Были ли эти люди предками мексиканцев? На мой взгляд, их правильнее назвать очень далёкими прародителями индейских народов, которые в какой-то мере повлияли и на формирование мексиканской нации.

Мексиканская маска Санта-Муэрте

С появлением в Мексике майя, ацтеков, сапотеков, тольтеков начинается практически беспрерывная череда войн. Индейские племена сражались друг с другом, стремясь установить власть на большей части земель. Но и тогда индейцев нельзя было назвать будущими мексиканцами. Формироваться тот народ, что знаком нам сегодня, начал лишь в XIII-XVI веках.

Историки предполагают, что испанцы могли оказаться на мексиканском побережье случайно, в результате катастрофы. Когда в 1511 году корабль их потерпел крушение, многие моряки погибли, однако паре человек удалось спастись. Одним из них был Херонимо де Агилар. Он не только сумел выжить на новых, незнакомых землях, но и весьма успешно ужился с майя, что в то время властвовали на этих территориях.

Впоследствии именно де Агилар помог своему соотечественнику Кортесу общаться с местными племенами. В ходе знакомства с индейцами испанцы выяснили, что земли этого региона полны сокровищами и природными богатствами. Стоит ли говорить, что после этого редкие спокойные годы для майя исчезли навсегда?

«Завоевание Мексики» Изображает падение Теночтитлана в 1521 году во время испанского завоевания империи ацтеков.
Местонахождение: коллекция Джей И. Кислак, Библиотека Конгресса, США

Сложное объединение разных культур

Когда начинается наступление ацтеков на мексиканские земли, испанцы оказываются союзниками местных индейцев. Победы над ацтеками оказалась очень лёгкой, ведь к тому времени древняя цивилизация уже приходила к своему упадку.

По отношению к местному населению Мексики испанцы были лояльнее, нежели к жителям других своих колоний. По мнению исследователей, причина этого крылась в личностях тех, кто нёс главные преобразования, а именно христианских священнослужителей.

На новых землях миссионеры старались максимально приобщить местных жителей к испанской культуре и иной вере. К примеру, архиепископ Хуан де Сумаррага построил типографию, где печатались книги для индейцев, а также оказывал содействие в создании университета, где могло бы обучаться коренное население Мексики.

Но если духовенство способствовало объединению различных индейских племён с европейцами, то переселенцы, прибывшие из Испании, напротив, часто относились к местным жителям с презрением и враждой.

Тем не менее, постепенное смешение дало свои результаты. Мексиканцы стали вершиной национального слияния разных народов и культур. Неудивительно, что и сегодня у этого народа легко заметить качества характера, взятые у испанцев, а обычаи, свойственные индейцам.

Портрет отца Сумарраги

Жестокое развлечение

Если говорить о культуре Мексики, невозможно пройти мимо зрелищных, но жестоких обычаев. Мексиканцы обожают корриду, «подаренную» им испанцами, но они решили создать и свой вариант сражений с участием животных. Это – петушиные бои. Нередко на улицах Мексики можно увидеть толпу людей, окруживших двух пернатых бойцов. Птиц для такого «развлечения» растят специально, откармливают и тренируют.

Такие бои – зрелище не для впечатлительных людей, ведь в финале нередко наступает смерть поверженного петуха. Мне кажется, пристрастие к таким «играм» у мексиканцев осталось ещё с древних времён, когда кровопролития были неизменной частью жизни их предков.

Петушиные бои в Мексике / © Jo Simon / flickr. com

Легенды индейцев и Библия

До наших дней сохранились старинные индейские легенды, что рассказывают о появлении нашего мира и верховном божестве-творце. Поразительно, но в этих историях немало общего с библейскими сюжетами. Так, в преданиях рассказывается о Тлок Науаке, что могущественной силой бога сотворил из ила двух людей – сначала мужчину, затем женщину.

Индейцы верили, что некогда землю населяли огромные люди, настоящие великаны. В легендах рассказывается о дарах бога и о наводнении, затопившем всю сушу и уничтожившем человечество.

Конечно, можно предположить, что такие истории – вариации смешения сюжетов Библии и древнего фольклора. Но меня поразило то, что подобные сказания распространены даже в отдалённых уголках Мексики, где индейцев никогда не тревожили европейцы, что и могли рассказать эти сюжеты.

Мексиканцы на Центральном рыноке в Тепозтлане, Мексика / happysleepy.com

Мексиканцы нашего времени, к счастью, сильно отличаются от воинственных кровожадных предков, совершавших жуткие обряды или жестоко порабощавших народы завоёванных земель. Сегодня жители Мексики стремятся к гармонии и миру на своей родине, хранят память о прошлых временах и культуре, подаренной великими нациями прошлых веков.

Мексиканское генетическое исследование выявило огромное разнообразие предков

  • Исследования

Команда UCSF-Stanford раскрывает причину различий в состоянии здоровья среди латиноамериканцев

По Кристен Боле

Иллюстрация Рубена А. Рамоса Мендосы; фотографии Карлы Сандовал и Андреса Морено; Хромосомная живопись Кристофера Жиньу и Луизы Ленте.

В ходе самого всестороннего генетического исследования населения Мексики на сегодняшний день исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Стэнфордского университета вместе с Национальным институтом геномной медицины Мексики (INMEGEN) выявили огромное генетическое разнообразие, отражающее тысячи лет разделения между людьми. местного населения и пролить свет на ряд сбивающих с толку аспектов здоровья латиноамериканцев.

Исследование, задокументировавшее почти 1 миллион генетических вариантов среди более чем 1000 человек, выявило генетические различия столь же обширные, как различия между некоторыми европейцами и азиатами, что указывает на популяции, которые были изолированы от сотен до тысяч лет.

Эти различия объясняют большое разнообразие факторов здоровья среди латиноамериканцев мексиканского происхождения, включая различные показатели заболеваемости раком молочной железы и астмой, а также терапевтический ответ. Результаты исследования, в котором UCSF и Стэнфорд поделились как первыми, так и старшими авторами, опубликованы в онлайн-выпуске журнала Science от 13 июня.

«На протяжении тысячелетий в Мексике существовало огромное языковое и культурное разнообразие, с большими империями, такими как ацтеки и майя, а также с небольшими изолированными популяциями», — сказал Кристофер Жиньу, доктор философии, который был первым автором исследования. с Андресом Морено-Эстрада, доктором медицины, доктором философии, сначала в качестве аспиранта Калифорнийского университета в Сан-Франциско, а теперь в качестве научного сотрудника в Стэнфорде. «Мы не только смогли измерить это разнообразие по всей стране, но и выявили огромное генетическое разнообразие с реальными последствиями для болезней в зависимости от того, откуда именно ваши предки в Мексике».

На протяжении десятилетий врачи ставили ряд диагнозов на основе заявленного или предполагаемого этнического происхождения пациентов, включая базовые измерения емкости легких, которые используются для оценки того, повреждены ли легкие пациента болезнью или факторами окружающей среды. В этом контексте такие категории, как латиноамериканцы или афроамериканцы, обе из которых отражают людей с различными комбинациями генетического происхождения, могут вводить в опасное заблуждение и приводить как к ошибочным диагнозам, так и к неправильному лечению.

Esteban Burchard, MD, MPH

Несмотря на то, что после проекта «Геном человека» было проведено множество исследований болезней и генов, они в основном были сосредоточены на европейском и европейско-американском населении, говорят исследователи. В результате очень мало известно о генетической основе различий в состоянии здоровья среди различных групп населения.

«Мы знаем, что при заболеваниях легких, таких как астма или эмфизема, имеет значение, какое происхождение у вас есть в определенных участках ваших генов», — сказал Эстебан Гонсалес Бурхард, доктор медицины, магистр здравоохранения, профессор биоинженерии и терапевтических наук и медицины, в школы фармации и медицины UCSF. Берчард является соавтором статьи вместе с Карлосом Бустаманте, доктором философии, профессором генетики в Стэнфорде. «В этом исследовании мы поняли, что для классификации болезней также важно, что введите вашего индейского происхождения. С точки зрения генетики, это разница между районом и точным адресом».

Три различных генетических кластера в Мексике

Исследователи сосредоточили внимание на Мексике как на одном из крупнейших источников доколумбового разнообразия, с долгой историей сложных цивилизаций, которые внесли различный вклад в современное население. Работая совместно в учреждениях, команда привлекла 40 экспертов, от двуязычных антропологов до статистических генетиков, вычислительных биологов и клиницистов, а также исследователей из нескольких учреждений в Мексике и других в Англии, Франции, Пуэрто-Рико и Испании.

Исследование охватило большинство географических регионов Мексики и представило 511 человек из 20 коренных и 11 метисов (этнически смешанных) населения. Их информацию сравнивали с генетическими данными и данными измерений легких из двух предыдущих исследований, в том числе около 250 мексиканских и мексикано-американских детей в исследовании «Генетика астмы у латиноамериканцев» (GALA), крупнейшем генетическом исследовании латиноамериканских детей в Соединенных Штатах. которую ведет Бурхард.

Среди результатов было открытие трех различных генетических кластеров в разных районах Мексики, а также явных остатков древних империй, которые пересекают, казалось бы, отдаленные географические зоны. В частности, народ сери, проживающий на северном материковом побережье Калифорнийского залива, и народ майя, известный как лакандон, проживающий недалеко от границы с Гватемалой, генетически отличаются друг от друга так же, как европейцы от китайцев.

«Мы были удивлены тем фактом, что этот состав также отражался у людей смешанного происхождения из космополитических регионов», — сказал соавтор Морено-Эстрада, научный сотрудник Стэнфордского университета в области наук о жизни. «Скрытый среди европейского и африканского происхождения блоков, генетическая карта коренных народов напоминает географическую карту Мексики».

Значение для диагностики заболеваний легких

Исследование также выявило существенную разницу в объеме легких между метисами западного коренного мексиканского происхождения и метисами восточного происхождения до такой степени, что при исследовании легких двух одинаково здоровых людей одного возраста , кто-то с запада может показаться на десять лет моложе своего юкатанского коллеги. Берчард сказал, что это клинически значимо и может иметь важное значение в диагностике заболеваний легких.

Примечательно, что исследование показало, что это генетическое происхождение напрямую связано с функцией легких у современных американцев мексиканского происхождения. В результате исследование закладывает основу как для дальнейших исследований, так и для разработки точной диагностики и, возможно, даже терапии на основе этих генетических вариаций. Это также создает потенциально важную возможность для политики общественного здравоохранения, особенно в Мексике, при выделении ресурсов как на исследования, так и на уход.

«Это может повлиять на общественное здравоохранение и государственную политику, — сказал Берчард. «Если вы тестируете группу детей, которые подвержены риску астмы или других заболеваний, вы хотите сделать это в районе, где частота гена болезни самая высокая. Теперь у нас есть карта Мексики, которая поможет исследователям принимать эти клинические решения и решения в области общественного здравоохранения».

Теперь у нас есть карта Мексики, которая поможет исследователям принимать клинические решения и решения в области общественного здравоохранения.

Берчард, пульмонолог, чья работа сосредоточена на влиянии генетического происхождения на риск развития астмы у детей и реакцию на лекарства от астмы, с 2003 года хотел изучить мексиканское население как в качестве медицинского контекста для американцев мексиканского происхождения, так и в качестве возможности понять генетику коренных американцев. Для этого он обратился к Бустаманте, руководителю Стэнфордского центра вычислительной, эволюционной и геномики человека.

«Нас особенно мотивировал тот факт, что подавляющее большинство генетических исследований было сосредоточено на популяциях европейского происхождения, — сказал Бустаманте. «Мы думаем, что есть много возможностей для понимания биологии, а также понимания различий в исходах заболеваний в разных частях мира путем изучения генетики сложных заболеваний в разных популяциях».

За последние несколько лет исследователи начали понимать, что генетическая изменчивость имеет очень своеобразную структуру, сказал Бустаманте. Некоторые распространенные генетические варианты достигают заметной частоты (например, 30-50 процентов) во многих популяциях мира. Большинство из них, по-видимому, существовало в человеческом генофонде во времена великих человеческих диаспор, включая миграцию из Африки. Однако Бустаманте сказал, что с тех пор возник «огромный шквал» других мутаций, поскольку человеческое население выросло из-за появления и принятия сельского хозяйства. Они встречаются гораздо реже, примерно у 1–2 процентов населения, и считаются более поздними и связанными со здоровьем и болезнями. Эти редкие варианты составляют основную часть генетических изменений, которые мы наблюдаем в человеческих популяциях.

Уже известно, что многие из этих генетических различий оказывают прямое влияние на наш риск развития определенных заболеваний, таких как ген BRCA при раке молочной железы или наша способность усваивать лекарства. Но прежде чем мы сможем разработать более точные методы лечения или назначать их нужным пациентам, нам нужно гораздо больше знать, что представляют собой эти варианты в разных группах населения и как они влияют на здоровье.

«Это ведет мяч по полю к точной медицине», — сказал Бурчард. «Мы не можем просто собрать всех вместе и назвать их американцами европейского происхождения или американцами мексиканского происхождения. Было много сопротивления изучению расово смешанных популяций, потому что они считались слишком сложными. Мы считаем, что это дает реальное научное преимущество».

На веб-сайте Burchard Lab можно найти репрезентативную диаграмму разнообразного генома, отражающую различное наследие генов одного человека.

Исследование было поддержано федеральным правительством Мексики, Мексиканским фондом здравоохранения, Фондом Гонсало Рио Арронте, Премией Джорджа Розенкранца за исследования в области здравоохранения в развивающихся странах, Исследовательской стипендией канцлера UCSF, Стэнфордским отделением генетики, Национальными институтами здравоохранения (гранты GM007175). , 5R01GM0

, 2R01HG003229, ES015794, GM007546, GM061390, HL004464, HL078885, HL088133, RR000083, P60MD006902 и ZIA ES49019), Национальный научный фонд, Премия Амоса за развитие медицинского факультета Фонда Роберта Вуда Джонсона, Фонд Сандлера, Американский фонд астмы и Национальный институт наук о здоровье окружающей среды .

UCSF — ведущий университет страны, ориентированный исключительно на здоровье. Сейчас, отмечая 150-летие своего основания в качестве медицинского колледжа, UCSF занимается преобразованием здравоохранения во всем мире с помощью передовых биомедицинских исследований, высшего образования в области наук о жизни и медицинских профессий, а также передового опыта в уходе за пациентами. Он включает в себя ведущие аспирантуры стоматологии, медицины, сестринского дела и фармацевтики; аспирантура со всемирно известными программами в области биологических наук, выдающееся биомедицинское исследовательское предприятие и две больницы высшего уровня, Медицинский центр UCSF и Детская больница UCSF Benioff в Сан-Франциско.

Являются ли мексиканцы коренными народами?

Танцор в одежде ацтеков танцует в Лос-Анджелесе, Калифорния, 19 июля 2009 года. (Фото: Хорхе Гонсалес)

Эта статья была профинансирована не корпоративной рекламой, а такими читателями, как вы. Можете ли вы помочь поддержать нашу работу пожертвованием, не облагаемым налогом?

Поскольку многие штаты и муниципалитеты США начали отказываться от колониальной традиции «Дня Колумба» в пользу принятия праздника понедельника как «Дня коренных народов», можно задаться вопросом, какое место занимают люди мексиканского происхождения.

Для некоторых это спорный вопрос из-за сотен лет метисов или смеси, а также из-за сотен лет колониализма и колониального мышления. Для других это вовсе не вызывает споров, потому что с небольшим количеством европейских женщин, привезенных на этот континент, смесь не была равноправной и согласованной, и, таким образом, большинство мексиканцев по существу остаются коренными народами или декоренными народами в результате колонизации.

Все ответы сложны, потому что категория метисов/метисов на самом деле является ненаучным термином, порожденным расово-кастовой системой эксплуатации, разработанной в первую очередь не как расовый дескриптор, а для того, чтобы лишить людей их полных человеческих прав. Если бы это было просто расовое обозначение, по всей вероятности, большинство мексиканцев считались бы метисами или коренными народами; в Канаде metis или лицо «смешанной крови» считается представителем коренных народов. В Мексике очень мало мексиканцев считаются «белыми».

Чтобы прочитать больше статей Роберто Родригеса и других авторов в Public Intellectual Project, нажмите здесь.

Один из основных ответов также дает нам ключ к пониманию того, почему мексиканцев всегда эксплуатировали в Соединенных Штатах.

Мексиканско-американская идентичность на протяжении всей истории

В США мексиканцы олицетворяют память; напоминание о краже земли и несправедливой войне. Однако то, что обычно выражается упущением, заключается в том, что они являются полной противоположностью идеализированным светловолосым и голубоглазым американцам. Мексиканцы рассматриваются как полные аутсайдеры, как враждебные «другие». Это связано с незавершенным делом Manifest Destiny: чернокожие должны были быть порабощены, а коренные народы должны были быть искоренены с этих «земель обетованных» в Северной Америке.

Белые американцы считают мексиканцев низшим народом и удобными козлами отпущения. Это мышление стояло за периодическими, массовыми и бесчеловечными кампаниями депортации на протяжении всей истории США, от кампаний линчевания 1840–1920-х годов до нынешней иммиграционной политики администрации Трампа.

В разгар движения чикано активисты демонстрировали радикальную гордость: они были метисами/метисами (смешанными народами) и частью бронзового континента, не признающего никаких «капризных границ». Таково происхождение «Коричневый — это красиво» и «Коричневая сила», и такие идеи были заложены в El Plan Espiritual de Aztlán, одном из основополагающих документов этого движения.

Многие участники движения также провозгласили коренное население. Это противоречило тому, как идентифицировали себя предыдущие поколения американцев мексиканского происхождения, настаивая на своей белой идентичности, в частности, для ведения юридических битв за десегрегацию. Однако, как продемонстрировала ученый из Техасского университета Марта Менчака в «Индианизме чикано», американцы мексиканского происхождения никогда не рассматривались обществом и его институтами как белые, особенно в зале суда.

Спустя почти 50 лет после пика движения в настоящее время ставится вопрос, являются ли мексиканцы/чикано/чикана коренными народами, особенно с учетом того, что население резко возросло и больше не ограничивается юго-западом США. К ним также присоединились многие миллионы людей из Мексики и Центральной Америки, которые часто имеют общие мезоамериканские корни и которые все чаще происходят из живущих коренных народов пуэбло.

Смена идентичности

Сообщества народов сапотеков, миштеков, пурепеча, отоми, науа и майя, среди прочих, идентифицируются как коренные, как и некоторые мексиканские народы, которые смешались с коренными американцами на всей территории Соединенных Штатов.

Таким образом, вопрос об аборигенах в основном касается деиндегенизированных мексиканцев и выходцев из Центральной Америки: являются ли они коренными? Этот вопрос следует ограничить де-коренными народами, но даже яки (которые обычно живут на юго-западе США, а также в северной Мексике), например, рассматриваются некоторыми как мексиканцы, а не коренные жители. Вдобавок к этой сложности некоторые считают жителей О’одхам, живущих в Соноре, также мексиканцами, а не о’одхэмами.

Во времена движения чикано мексиканцы/чикано/чикана обычно говорили о своем происхождении от коренных народов — прежде всего ацтеков и майя. Они так и не определили, когда сами перестали быть коренными. В этом ключ — коренное население — это не только прошлое, но и настоящее.

Учитывая, что мы говорим примерно о 30-40 миллионах человек, возможен ли сдвиг в сторону идентификации с коренными народами среди населения, которое само исторически антикоренное? Кто решает? Есть ли у белой Америки, включая правительство США, право голоса в этом вопросе? Правительство может определить гражданство США, но, возможно, не имеет права определять историческую идентичность, которая предшествует образованию Соединенных Штатов и, по сути, включает в себя весь континент, а не только США.

Об этом необходимо поговорить, особенно в обществе, которое одержимо возведением массивной стены — непревзойденного символа превосходства белых — для защиты от «Коричневых орд».

Люди, которые будут иметь право голоса в этом вопросе, будут американскими коренными народами — коренными народами этого континента — особенно в Соединенных Штатах. На этот вопрос может быть нелегко ответить. Из-за колониализма и крайнего расизма многие мексиканцы на протяжении веков были обучены или воспитаны так, чтобы отвергать свою собственную родословную, и многие делали это и продолжают делать это. Учитывая эту реальность, многие коренные народы никогда не «примут их обратно». У других есть и есть, и многие делают это с распростертыми объятиями, удивляясь, почему им потребовалось так много времени, чтобы «вернуться».

Я подозреваю, что если когда-нибудь наступит время полного принятия, то это произойдет в результате продолжительного диалога. И тем не менее, именно этим обездоленным сообществам в конечном итоге придется принимать решение не только о своей идентичности, но и о своем будущем.

Как бы мексиканцы в конечном счете ни решили идентифицировать себя, несомненно то, что, если не произойдет что-то радикальное, велика вероятность того, что общество не примет их как полноценных людей в обозримом будущем. Таким образом, признают ли мексиканцы, что их будущее тесно связано с признанными коренными народами этого континента, или они выберут другой курс?

правда

Откуда взялись мексиканцы?

Вы слышали старую поговорку: вы не можете добраться туда, куда идете, если не знаете, где вы были.

Это справедливо как для народов и стран, так и для отдельных людей: нам всем нужны нарративы, чтобы придать смысл нашей жизни; мы все обращаемся к архетипам и символам, чтобы объяснить, кто мы есть. Этнические и национальные «мифы происхождения» могут быть чистой басней (два божества, Изанаи и Идзанами, породившие острова Японии; близнецы, рожденные богами и вскормленные волком, основавшие Рим) или нечто более близкое к материальной реальности. Но факт или вымысел едва ли имеют значение: важно то, какие истории мы выбираем и как мы их понимаем.

Здесь, в Соединенных Штатах, Авраам Линкольн помог поднять первый День Благодарения до статуса современного мифа национального происхождения, когда в 1863 году он выделил федеральный праздник Дня Благодарения. В разгар ужасной гражданской войны он пытался поощрять американцам рассчитывать на их благословения. Но праздник приобрел более широкое значение. Это, как выразился один историк Джеймс Оливер Робертсон, «ритуальное подтверждение того, что, по мнению американцев, было опытом пилигримов, особенно американским опытом противостояния, обустройства, приспособления и цивилизования Нового Света».

Конечно, повествование о Дне Благодарения «мы собираемся вместе» затушевывает другие истории. Ясно, что у англо-поселенцев не всегда были теплые отношения с индейцами; ради истории надо дополнить мифы о происхождении более трезвыми фактами. Тем не менее, как однажды сказал Джозеф Кэмпбелл, «мифы — это публичные мечты»; это не просто идеализированные версии прошлого, а современные призывы к действию и проводники в будущее.

Но не все истории происхождения конструктивны или вдохновляют. Мексиканцы, в частности, мифологизировали рассказ о насильственном и трагическом завоевании, чтобы объяснить свое рождение как народа: историю испанца Эрнана Кортеса и его местной переводчицы и любовницы Доньи Марины, также известной как Ла Малинче.

Марина была призом победителя Кортеса, и в 1522 году она родила Мартина Кортеса, одного из многих метисов детей, рожденных любовницами и любовницами завоевателей. Четыре с половиной века спустя, в 1950 году, великий мексиканский поэт Октавио Пас написал знаменитую фразу, что «странное постоянство Кортеса и Ла Малинче в воображении и чувствах мексиканцев показывает, что они представляют собой нечто большее, чем исторические фигуры: они символы тайной тайны». конфликт, который нам еще предстоит решить».

Несмотря на экстрасенсорную силу истории Кортес-Малинче, а может быть, и благодаря ей, в Мехико не так много памятников им. После обретения Мексикой независимости от Испании в начале 19 века мексиканские националисты, стремившиеся дистанцироваться от своего европейского наследия, демонизировали завоевателей в целом и Донью Марину в частности.

Например, на внушительном двухэтажном каменном доме на улице Игера, 57 в районе Койоакан города Мехико нет таблички, указывающей на то, что Марина когда-то жила в этом доме. Хотя на протяжении веков ее описывали как красивую, благородную женщину, внушавшую уважение, 19изображения го века начали осуждать ее за ее роль в испанском завоевании. Из этих изображений возникла специфически мексиканская концепция malinchismo , что означает предательство своих.

Паз утверждал, что зацикленность мексиканцев на обоих прародителях и окончательное отвержение их в истории их происхождения оставили их в состоянии «сиротства, смутного осознания того, что мы были оторваны от Всего». История Мексики, писал он, «это история человека, ищущего свое происхождение, свое происхождение».

Это отчуждение глубоко резонирует во всей культуре. С одной стороны, Мексика с гордостью признает свое индийское происхождение; с другой стороны, он явно ценит белизну как символ статуса. Он бесконечно ставит под сомнение свою идентичность: современная она или древняя, испанская или индийская? А история Кортеса/Малинче вместо того, чтобы конструктивно определить происхождение Мексики, просто продлевает и усугубляет двойственное отношение страны к своей истории как покоренной нации.

Мексиканский Местный — расовый и культурный синтез — возможно, начался с насильственного завоевания, но на этом не закончился. Межрасовая любовь и влечение также сыграли свою роль. В конце концов, расовое смешение стало безудержным, и оно в сочетании с жесткой колониальной кастовой системой создало общество, в котором раса была податливой категорией. Мексиканцы развили, по словам американской поэтессы мексиканского происхождения Глории Ансалдуа, «терпимость к противоречиям, терпимость к двусмысленности», особенно в сфере расы и культуры.

Когда мексиканцы пришли на север, в Соединенные Штаты, эта долгая история метиса также повлияла на другую культурную силу, англо-американскую. с одной стороны, и удивительно новое с другой. В его формирование вошли индийские, испанские, мексиканские и англоязычные элементы, и они продолжают влиять на него. В каждом случае введение новых элементов начиналось как столкновение двух народов, которое в конечном итоге приводило к появлению более новой и богатой культуры».

Итак, помня об этой истории культурных столкновений и сближений, я предлагаю мексиканцам, и особенно мексиканским американцам, выбрать другую символическую историю для объяснения своей идентичности. Это не новая история, но мало кто о ней знает. Это прямо из «Завоевания Новой Испании», свидетельства очевидца 16-го века Берналя Диаса дель Кастильо.

Эта история начинается с прибытия Эрнана Кортеса на остров Косумель в 1519 году. Там дружная группа майя сообщила Кортесу, что несколько лет назад двое христиан были взяты в плен на соседней земле Юкатан. Вождь Косумеля отклонил просьбу испанского капитана послать поисковую группу для поиска захваченных европейцев. Он боялся, что их убьют, если он это сделает. Не испугавшись, Кортес отправил своих гонцов, чтобы договориться об освобождении пленников. Разведчики взяли безделушки для выкупа и письмо Кортеса, которое один человек спрятал в волосах.

Посланники нашли двух мужчин — Херонимо де Агилар и Гонсало Герреро, единственных выживших после кораблекрушения 1511 года — живущих в совершенно разных условиях. Агилар был рабом, отчаянно пытавшимся сохранить испанские обычаи. В обмен на бусы похитители освободили его. Затем он присоединился к поискам своего товарища по кораблю.

Они нашли Герреро в 15 милях отсюда, уже не в плену. Он женился на дочери аристократа майя и настолько полностью ассимилировался в жизни майя, что чувствовал, что его больше не примут его испанские соотечественники. Его лицо было татуировано, а уши проколоты. «Что бы сказали испанцы, если бы увидели меня таким?» — спросил он у своих потенциальных освободителей.

Жена Герреро, майя, сердито прервала разговор мужа с Агиларом. Она спросила, почему этот «раб» «пришел сюда, чтобы отозвать моего мужа?» Прежде чем Агилар ушел, Герреро объяснил ему основную причину, по которой он не мог уйти. — Брат Агилар, — сказал он. «Я женат, у меня трое детей, и здесь на меня смотрят как на [лидера], а во время войны — как на капитана». Затем он указал на своих детей и сказал: «Теперь посмотри на моих троих детей, какие они красивые».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *