Мелетово фрески: Фрески ХV века в Мелётово отреставрируют к концу года

Псковская земля. Церковь Успения Богородицы в Мелётово (март 2022)

Сегодня начну серию публикаций, посвященных поездке по маршруту Мелётово-Карамышево в Псковском районе, которая состоялась еще в марте этого года. Тогда мы познакомились с историей и архитектурой церкви Успения Богородицы (XV в.) и Троицкой церкви (ХХ в.). Затем мы переехали в Карамышево, где посетили церковь Иоанна Кронштадского (ХХ в.) и местный Культурно-исторический центр с выставкой, посвященной фрескам мелётовской церкви Успения Богородицы.

И начну я, конечно, с рассказа об Успенском храме. Правда, побывать внутри и познакомиться с его фресковой росписью нам не удалось, т.к. церковь закрыта на реставрацию. Но тем не менее, мы обошли ее вокруг и обратили внимание на ряд особенностей в архитектуре этого храма, которые мы не увидим в архитектуре других псковских церквей.

Погост Мелётово расположен в 45 км к востоку от Пскова. Впервые селение упоминается в Новгородской летописи под 1342 годом. Во времена Псковской вечевой республики Мелетово было центром Мелетовской засады — крупной территориально-податной единицы. Здесь проходила дорога на Порхов, Новгород и Москву. Мелетово было последним крупным населенным пунктом перед границей с Новгородской землей. Здесь часто останавливались купцы, гонцы, послы, войска и т. д.

У происхождения названия Мелётово есть как минимум две версии. Не исключено, что название это происходит от протекающей неподалеку речки Мелётовки. Но Мельников С.Е. в своей книге «О чем говорят географические названия» пишет, что название Мелётово происходит «от имени Мелёт — одного из вариантов имени Мелетий». Но что это за Мелёт и какое отношение он имеет к данному населенному пункту не объясняется.

В 1461 году в Мелётово начинается строительство церкви Успения Богородицы. Об этом событии нам сообщает один из псковских летописцев: «Того же лета заложена бысть церковь камяна Оуспение святые богородица на Мелетове». Церковь была возведена в 1461 — 1462 годах. То есть в этом году Успенскому храму в Мелётово исполняется 560 лет. Заказчиками строительства были псковские посадники: Иаков Иванович Кротов, Иоанн Захарьин сын Пучков и Зиновий Михайлович. Строители церкви не известны, но все исследователи полагают, что возводили Успенскую церковь псковские мастера (и что через несколько лет эта же артель поставит в Пскове храм Козьмы и Дамиана с Примостья). В 1465 году по заказу все тех же псковских посадников Успенская церковь была расписана. По счастью, уникальные фрески Мелётова XV века, не без утрат, но все-таки дошли до наших дней. О них у нас будет отдельный разговор.

Первоначально церковь имела четверик, и притвор. Позднее, в ХVI в. к Успенской церкви был пристроен теплый южный придел, освященный во имя Николая Чудотворца. Первое подробное описание храма относится к ХVIII веку. По «офицерским росписям» 1763 — 1764 гг. церковь имела каменный придел Николая Чудотворца и колокольню. Храм, придел и колокольня были покрыты тесом, а глава церкви и придела обиты деревянной чешуей. В 1790 г. в церкви был устроен иконостас, а древняя роспись, по-видимому, в это время забелена. В 1778 г. древний притвор церкви был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. Видимо, в это же время были растесаны некоторые оконные проемы четверика и древней части притвора. К концу XIX в. церковь уже имела четырехскатное покрытие. Фрески Мелетова были обнаружены под многочисленными слоями побелки и поздними записями в 1870-е гг. Н.К. Богушевским. Расчищать их начали в 1920-е годы.

К началу ХХ века Успенская церковь стала маловата для всех желающих присутствовать на службах и в 1913 г. буквально в двадцати метрах к югу от церкви была построена новая каменная церковь, которую освятили во имя Святой Троицы (о ней речь пойдет в следующей публикации). Приход был переведен в новую церковь, а храм Успения заброшен. В советское время Успенский храм использовался в качестве склада и хлебопекарни. Памятник храмового зодчества древнего Пскова был уже в аварийном состоянии, когда за него всерьез взялись специалисты.

В кон. 1950-х — нач. 1960-х годов годах Успенский храм был отреставрирован по проекту псковских архитекторов-реставраторов М.И Семенова и Н.С. Рахманиной. Были убраны позднейшие пристройки, расчищены и укреплены фрески. Церковь была восстановлена на XV век  со сводами на подпружных арках, с тридцатидвухскатной кровлей.

В настоящее время церковь Успения в Мелётово — это один из объектов Псковского музея-заповедника. С другой стороны — это памятник архитектуры федерального значения. То есть никакие работы на нем нельзя проводить без согласования с Министерством культуры, который, в свою очередь,  не выделял денег ни на поддержание здания Успенской церкви в Мелётово в хорошем техническом состоянии, ни на планомерную реставрацию уникальной фресковой живописи. И вот бюрократические проволочки и отсутствие финансирования привели к тому, что осенью 2016 года состояние Успенского храма в Мелётово было признано остро-аварийным и делались неутешительные прогнозы о том, что если не предпринять экстренных мер по его спасению, то через несколько лет храм с уникальными фресками просто рухнет.

Эта новость вызвала очень большой общественный резонанс и в сети были опубликованы две петиции с требованием спасти храм Успения в Мелетово. С целью привлечения внимания к этой проблеме в Пскове состоялась выставка копий фресок Мелётовской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Петиции ли помогли, или кто-то очень грамотно составил документ в Министерство культуры с обоснованием крайней необходимости в кратчайшие сроки начать на Успенском храме восстановительные работы, но главное результат — деньги всё-таки были выделены. И вот, уже несколько лет Успенский храм находится на реставрации. Так что будем ходить пока вокруг забора. Но рассмотреть архитектуру памятника нам это не очень помешает.

Итак, Успенская церковь в Мелетово — это одноглавый, крестовокупольный, трехапсидный храм. Его четверик имеет традиционную для псковских храмов кубическую форму. Стены храма по фасадам делятся плоскими лопатками на три части. У храма есть притвор и придел с южной стороны, который появился у храма в XVI в.


Вид на западный фасад церкви Успения в Мелётово


Плакат с информацией о подрядчике и проводимых работах

Начнем обходить храм по часовой стрелке…


Вид на храм с северо-восточной стороны.

Здесь мы можем по-лучше разглядеть некоторые из ярких особенностей Успенского храма в Мелётово. Например, над окнами светового барабана и фасада есть циркульные бровки, которые своей формой больше напоминают новгородские. Это интересный момент, но учитывая, что буквально через несколько лет на храме Козьмы и Дамиана с Примостья в Пскове зодчие сделают уже привычные для нас угловые бровки над окнами, то не исключено, что форма бровок на мелётовской церкви — это дань новгородской традиции. Еще одна особенность — это зубчатые выступы в арочках и над оконными бровками. Такой декор мы не встретим ни у какой другой древней псковской церкви.

Но самое удивительное в архитектуре этого храма — это его перекрытие. Вот как об этом пишет известный псковский искусствовед Т. В.Шулакова в своей книге «Храмы Пскова. Проблемы сохранения великой традиции древнего зодчества»: «…Множество скатов перекрывают верхние части стен и постамент барабана, образованный повышенными подпружными арками. В лёгком ломаном ритме скаты обегают храмоздание, придавая ему особое изящество в сочетании с общей простотой форм. Пирамидальный, но не акцентированный, а спокойный силуэт здания создаётся и формой главы, и хитроумной игрой скатов, и отражением в апсидах общего силуэта здания…».

Здесь ведь и апсиды тоже особенные в некотором роде. Их традиционно для Пскова три, как водится, центральная выше боковых, но вот по форме последние очень интересные. Они прямоугольные. Такие апсиды в Пскове нам известны только у вышеупомянутой уже церкви   Козьмы и Дамиана с Примостья, а так же у двух храмов Довмонтова города. Апсиды украшены «бегунцом» и «поребриком».

На фотографии слева видна Троицкая церковь, построенная в ХХ веке.


Вид на церкви Успенскую и Троицкую в Мелётово с северо-восточной стороны


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с восточной стороны

Барабан, несущий главу, традиционно украшен ступенчатыми арочками и любимым мотивом псковичей «поребрик-бегунец-поребрик»


Вид на главу и барабан Успенской церкви с восточной стороны


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с восточной стороны


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с юго-восточной стороны

Южный придел освящен во имя Святого Николая Чудотворца


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с юго-восточной стороны


Вид на главу и барабан Успенской церкви с юго-восточной стороны


Многоскатная кровля храма Успения в Мелётово


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с юго-западной стороны


Южный фасад церкви Успения в Мелётово


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с юго-западной стороны. Рядом виден угол Троицкой церкви


Вид на Успенскую церковь в Мелётово с юго-западной стороны

Вот так мы обошли храм полным кругом. На этом часть рассказа об архитектуре Успенского храма завершаю. О его фресках мы поговорим подробнее немного позднее, когда посетим Культурно-исторический центр в Карамышево. А в следующей публикации я расскажу о Троицкой церкви, построенной рядом с Успенской в 1913 году.

В завершении перечислю источники информации и публикации, на основе которых я подготовила данную публикацию:
Книга Е.Н.Морозкиной «Церковное зодчество древнего Пскова», 2007
Книга Т.В.Шулаковой «Храмы Пскова. Проблемы сохранения великой традиции древнего зодчества», 2019
Материалы энциклопедического справочника «Памятники истории и культуры псковской области»
Книга Мельникова С.Е. «О чем говорят географические названия», Лениздат, 1984

Ну и традиционное:

Все ссылки на мои предыдущие путешествия по Псковской земле можно увидеть здесь.
А ссылки на мои рассказы об интересных местах Псковского района расположены здесь.

Исихастские мотивы в иконографической программе росписи церкви Успения Богоматери в с. Мелётово

Исихастские мотивы в иконографической программе росписи церкви Успения Богоматери в с. Мелётово

А.А. Фрезе
(СПбГУ)


Исихастские мотивы в иконографической программе росписи церкви Успения Богоматери в с. Мелётово


Без описания фрескового ансамбля церкви Успения Богоматери в с. Мелетово (1465 г.) не обходится даже краткая история древнерусского искусства. Тем не менее, памятнику, обладающему исключительно сложной иконографической программой, множеством стилевых особенностей и нетрадиционным подходом мастеров к технике живописи, до сих пор не посвящено отдельной монографии. Но существует целая серия статей-очерков о монументальной живописи Успенской церкви, самые информативные из которых принадлежат перу реставраторов, в разное время занимавшихся раскрытием, копированием и закреплением мелетовских фресок. С каждым новым этапом работы над фресками исследователям открывались композиции и детали, дающие возможность по-новому оценить состав росписи и ее художественный уровень. Но до сих пор атрибуция сюжетов для многих композиций вызывает сомнения у разных авторов как по причине сложности и уникальности их иконографии, так и из-за их фрагментарной сохранности. Несмотря на это, между исследователями нет разногласий в определении основных тем иконографической программы росписи Успенской церкви. Ими были выделены литургическая, антиеретическая и военная темы, а также идеи изначального единства восточной и западной церквей и прославление Богоматери-Церкви.
Исследователями неоднократно подчеркивалась стилистическая близость мелетовской росписи фрескам новгородских церквей Феодора Стратилата на Ручью и, особенно, Спаса Преображения на Ильине улице, например: преобладание коричневых тонов в колорите, создание формы с помощью светлых и темных охр, но главное — исключительная роль света — движков и пробелов — для воплощения образа.
Общеизвестно, что на стилистику и состав росписи Феодоровского и Преображенского храмов серьезное влияние оказали исихастские идеи. Тем не менее, следует согласиться с О. С. Поповой в том, что псковское искусство не находилось под прямым влиянием творчества Феофана Грека, т. к. еще со времен росписи собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря имело свою собственную традицию духовной ориентации на крайние проявления аскетического пути. Анализируя стиль псковской живописи XIV–XV вв., О. С. Попова отмечает, что «…весь мелетовский ансамбль, типы образов, черты стиля и особенно приемы письма хотят выглядеть так же, как было привычно в Пскове в XIV веке», считая, что в основе росписи «некий феномен псковской религиозной жизни, содержание которого совершенно соответствует византийскому исихазму XIV века»1.
Детальный иконографический анализ мелетовского ансамбля, в целом, и сохранившихся композиций и их фрагментов, в частности, позволяет сказать, что концепции аскезы, нетварного света, боговидения и обожения нашли свое отражение не только в стилистике фресок церкви Успения Богоматери в Мелетово, но и составили одну из ключевых тем ее иконографической программы, дополнив их вышеприведенный состав.
Главные акценты были расставлены авторами мелетовской росписи уже в купольных композициях. В скуфье представлен образ Христа-Пантократора, чья фигура заключена в медальон, составленный из двух полос треугольно-ромбовидного орнамента: внутренняя полоса, видимо, была окрашена в тон красно-коричневого хитона Христа, вторая полоса значительно светлее, но также написана охрой; их обрамляет третья, неорнаментированная линия. В каждой из первых двух полос ромбы, вложенные между треугольниками, отличаются от них по цветовому решению: в первой полосе треугольники чуть темнее, чем ромбы, во второй — наоборот. Возможно, таким образом мастера росписи имитировали лучи света, исходящие от полуфигуры Христа. Так, в изначально присущей образу Пантократора теме теофании мог акцентироваться мотив Его явления как «Солнца правды». В качестве аналогов данной иконографии можно привести образы Христа-Пантократора в скуфьях куполов церкви Архангела Михаила в Лесново (1347 г.) и церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (третьей четверти XIV в. ).
«Солнце правды» — эпитет Христа, часто используемый Св. Григорием Паламой, также Он именуется и в Ветхом Завете: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» (Мал. 4:2). Т. Ю. Царевская отмечает, что «Образ Христа — Солнца правды в XIV в. был хорошо известен в русской среде»2, в пергаменном Служебнике XIV в., предположительно принадлежавшем Св. Сергию Радонежскому, находится молитва «Восияй в сердцах наших мысленное солнце правды Твоея»3. Его не должны были забыть и в XV столетии. Лучи, исходящие от «Солнца правды» — божественные энергии, преображающие человека, его дух, ум и тело. Это нетварная благодать, даруемая людям, божественный свет, делающий Бога видимым для избранных, которые приобщаются к жизни во Христе.
Мотив преображающего света продолжен и в образах двух серафимов в первом регистре барабана, их лики окружены пламенеющим венком, очень похожим на солнечную корону. Вот что пишет о серафимах Псевдо-Дионисий Ареопагит: «“Горячителями” именуются они, престолами и “излитием премудрости” — именами, выявляющими их богообразные свойства. Так, вечное движение около божественного и непрестанность, жар, быстроту и кипучесть этого постоянного, неослабного и вечного движения; способность уподоблять себе, возвышая и поощряя, низших, как бы приводя их в состояние кипения и воспламеняя до подобного жара; очищать их подобно молнии и всепожигающему огню; особый, обладающий неприкрытостью и неугасимостью всегда одинаково световидный и просвещающий образ, способный изгнать и истребить всякое темное порождение мрака…» 4.
Серафимы фланкируют одну из самых неординарных композиций в росписи церкви. Она расположена в восточной части первого регистра барабана, что уже само по себе делает ее роль в интерпретации иконографической программы исключительно важной. Венчает композицию, находясь прямо в ее центре, изображение Богоматери — Неопалимой Купины с Христом-Эммануилом на ее груди. Богоматерь представлена с воздетыми в молении руками. От полуфигуры Эммануила сохранились лишь очертания, но, скорее всего, у Христа были также воздеты обе руки, в жесте благословения. Справа и слева от медальона находятся две фигуры, вероятнее всего, обе представляют собой пророка Моисея. Действие происходит на фоне горы. Сербская исследовательница С. Габелич считает, что здесь представлены два чуда, совершенные Моисеем: превращение жезла в змею и превращение воды в кровь 5.
Размещение образа Богоматери — Неопалимой Купины в ключевой части росписи купола не позволяет ограничиться его интерпретацией только как ветхозаветного прообраза Богородицы. Скорее всего, для составителей ансамбля было важно подчеркнуть именно факт принятия Богоматерью Логоса в свое лоно. В этом образе тема взаимодействия божественного света и человека достигает своей кульминации. Так, в Слове на Введение Богородицы во храм, представлявшем своеобразную «духовную биографию» Богородицы, Св. Григорий Палама пишет, что в храме Богоматерь предавалась «святой исихии», но ее созерцание увенчалось «не простым видением Божественного, а телесным и теснейшим соединением с Ним в Воплощении»6. Кроме того, следующие отрывки из Слова на Успение Богоматери Св. Григория Паламы как нельзя лучше показывают отношение исихастской традиции к Богородице: «Она одна, став между Богом и всем родом человеческим, сделала Бога сыном человеческим и преобразила людей в сынов Божиих»; «Эта Матерь-Дева одна является как бы границей тварной и нетварной природ, и те, кто знает Бога, узнают в Ней вместилище Невместимого»; именно от Нее «святые получают всю свою святость»; «никто не может прийти к Богу иначе, как через Нее… поскольку единственно Ее посредничеством Он пришел к нам, на земли явися и с человеки общался»; находясь в центре истории спасения, Дева есть «причина предшествовавших Ей событий, предводительница событий последующих и подательница вечных благ; Она есть мать пророков, глава апостолов, утверждение мучеников, основание учителей… Она есть вершина и свершение всего святого»; «все Богодухновенное Писание было написано ради Девы, родившей Бога»7.
Из приведенных цитат видно, насколько важен образ Богородицы для исихазма, как тесно переплетены мариологический и христологический аспекты в учении об обожении.
Эту роль Богородицы подчеркивают и два образа пророков, расположенных во втором регистре барабана по сторонам от его восточного окна, сразу под композицией с Неопалимой Купиной. Этими персонажами являются Аарон и Даниил. Они единственные из восьми фигур пророков, представленных в барабане, изображены со своими атрибутами. Иконография первосвященника Аарона традиционна, он изображен в своем характерном одеянии, в его правой руке процветший жезл. Для пророка Даниила, наоборот, был избран неординарный извод: в поле своего плаща он держит головы трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила — его товарищей по вавилонскому плену. Именно они были брошены Навуходоносором в «пещь огненную». Как отроки вышли невредимыми из печи, так и Богоматерь не была опалена божественным огнем. Таким образом, составители программы мелетовской росписи еще раз напоминали о Воплощении Бога в лоне Богоматери через соединение божественной и человеческой природ.
В том же простенке, где представлена фигура Аарона, идентифицируется с большой степенью достоверности и образ Моисея. Но тогда получается, что только в двух первых регистрах росписи Моисей был изображен трижды. Четвертое сохранившееся до нашего времени изображение Моисея находится в составе композиции «Моисей и Аарон в Скинии Завета», которая расположена в наосе, рядом с южным порталом. Все это не может не подчеркивать важность этого персонажа для идейного замысла росписи.
Жизнь Моисея — один из ярких примеров «умного делания», созерцания и общения с Богом. Именно так его образ рассматривал Св. Григорий Палама. В своих сочинениях Св. Отец обращался к этому персонажу во много раз чаще, чем ко всем остальным действующим лицам ветхозаветной истории. Вот одно из наиболее характерных высказываний о нем из «Триад в защиту священно-безмолвствующих», цитата из творений Симеона Метафраста: «Блаженный Моисей в осиявшей его лицо духовной славе, на которую никто из людей не мог взирать, показал прообраз того как при воскресении праведников прославятся тела святых; эту славу уже ныне верные души святых удостаиваются иметь по внутреннему человеку» 8.
Кроме изображений Моисея, в церкви Успения сохранились еще две сцены с участием Илии: «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Заклание трехсот волхвов»; и два сюжета, посвященных Иоанну Предтече: «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Обретение главы Иоанна Предтечи». Эти композиции представлены в наосе. Первые две — на восточном склоне свода помещения под юго-западной палаткой, последние две — на западном простенке северного рукава креста. Моисей, Илия и Иоанн Креститель являются не только предтечами и прообразами Христа, все они провели свою жизнь, совершали подвиги и общались с Богом в пустыне. Всех троих персонажей можно охарактеризовать как аскетов-исихастов, которые достигли через свою непрестанную молитву возможности приятия божественного света. Илия был вознесен на огненной колеснице на небо еще при жизни (4 Цар. 2:11), Иоанн Предтеча крестил Христа и был удостоен видения снисхождения Святого Духа (Лк. 3:21–22). Очень значимо для исихастской традиции и то, что именно Илия и Моисей присутствовали при Преображении Господнем на горе Фавор. Составители мелетовской росписи не забыли и об еще одной пустыннице — Св. Марии Египетской, расположив композицию «Причащение Св. Марии Египетской старцем Зосимой» на северной стене наоса перед проходом в жертвенник.
О. Иоанн Мейендорф отмечает, что согласно Св. Григорию Паламе, «святые являются как бы материей, которая сжигается огнем благодати: они нужны Богу, чтобы Он мог являть Себя, как материя нужна огню, чтобы он мог быть ясно видимым»9. Поэтому так важны образы великих ветхозаветных и новозаветных аскетов, которые своей жизнью и подвигами подтверждают реальность человеческого обожения «в веке сем».
Тему отшельничества развивает и программа росписи диаконника мелетовской церкви. В самом пространстве диаконника были размещены два изображения столпников. Причем одно из них располагается на восточной панели, заменяющей собой конху. Четыре монашеских образа находятся в арке прохода из диаконника в южный рукав креста. К сожалению, сохранность росписи диаконника очень плохая: половина фресок утрачена, а идентификация оставшихся сильно затруднена. Единственными, кто определил личности четырех персонажей, стали А. К. Крылов и О. Ю. Крылова. По их мнению, на южной стороне арки были изображены преподобный Евфимий Великий и его спостник Феоктист, а на северной — преподобный Иоанн Лествичник и старец пустынник Иоанн Савваит. И хотя такая идентификация оставляет много вопросов, исследователи, к сожалению, никак не аргументируют свой выбор. В качестве альтернативы такому выбору можно предложить, соответственно, следующих аскетов: преподобных Савву Освещенного, Киндея, Антония Великого, Павла Фивейского. Но опять же, следует отметить, что пока оба варианта — не более чем предположения.
Даже несмотря на плохую сохранность фресок диаконника, можно выделить основную тему его иконографической программы. Из десяти фресок, сохранившихся настолько, чтобы было возможно определить чин святого, шесть относятся к изображению преподобных. Единственный памятник, с которым можно сравнить программу росписи мелетовского диаконника, — Троицкий придел церкви Спаса Преображения на Ильине улице — ярчайший пример росписи, сконцентрированной на исихастской идее. Можно даже позволить себе сопоставление мелетовского храма и придела Св. Троицы: программа алтарной части Успенской церкви кажется развернутым рассказом об идее, высказанной в небольшой Троицкой каморе. Еще более сжато, но от этого не менее емко, связь между Св. Троицей и монашеским чином показана в последней миниатюре Теологических сочинений Иоанна VI Кантакузина (Национальная библиотека в Париже, gr. 1242, 1375 г.), при котором в Византии победил паламизм. На ней Кантакузин изображен дважды, как император Иоанн и как монах Иоасаф. В левой руке у монаха свиток с надписью «Велик Бог Христианский!», правой же он указывает на изображение Св. Троицы, помещенной вверху. Здесь следует заметить, что в конхе алтарной апсиды составители мелетовской росписи разместили именно композицию «Ветхозаветная Троица», увенчав ее образом Богоматери-Знамение.
Таким образом, можно констатировать влияние исихастских идей и на программу росписи диаконника. Здесь также будут уместны слова Симеона Нового Богослова об отшельниках, которые Г. И. Вздорнов сопоставил с образами Феофана Грека: «Узрев после суровых испытаний божественный свет, мысленно соединяясь с ним и пребывая в таком состоянии, аскет горит как огнь и просвещается Духом святым и еще отселе, из настоящей жизни, провидит таинство обожения своего. Став весь огнем по душе, он и телу передает от осиявшего его сердце светоблистания»10.
Но, пожалуй, самым ярким примером влияния идей исихастской традиции на иконографическую программу церкви Успения Богоматери в с. Мелетово является уникальная композиция «Христос несет Благоразумного разбойника в рай». Аналоги этой фреске неизвестны. Она расположена на западной стене южного рукава креста и включает в себя всего две фигуры: идущего Христа и Благоразумного разбойника, бездыханное тело которого Господь несет на руках.
Евангелие от Луки единственное повествует о Благоразумном разбойнике, распятом вместе с Христом (Лк. 23:32–43). Разбойник покаялся, сказав, что наказание его справедливо, и просил Христа помянуть его в Царствии Небесном. Иисус же ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Следует заметить, что во фресковых ансамблях традиционно Благоразумного разбойника изображали в раю с крестом, стоящим рядом с Авраамом, Исааком и Иаковом. Таким образом, его образ входил в состав композиций «Страшного суда». Так, например, это было и в соборе Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Благоразумный разбойник — чрезвычайно емкий евангельский персонаж. Он — первый человек, попавший в рай после смерти, также его можно считать первым мучеником, причем принявшим ту же крестную смерть, что и сам Христос. Он искупил свои злодеяния, совершив на кресте подвиг любви, заступившись за Христа, и подвиг веры, признав его Богом. Кажется, что это очень важно для объяснения появления такой уникальной композиции. Так же важно, как художник представил эту сцену — Христос несет в рай именно тело разбойника, а не его душу, вернее, тело, неразделенное с душой. Т. е. так как Христос сказал, что Благоразумный разбойник войдет в рай в тот же день, то последнему не нужно дожидаться Страшного суда, чтобы воскресло его тело, а поэтому и не надо разделять его с душой. Таким образом, эта сцена могла показывать «Воскресение во плоти» через Христа.
Рядом с сюжетом «Христос и Благоразумный разбойник» расположена композиция «Уверение Фомы», а в пандан им, на восточном простенке южного рукава креста в медальоне представлен образ неясыти, оживляющей своей кровью мертвого птенца. На южной стене, в том же регистре, скорее всего, находилась композиция «Вознесение». Связь всех этих сюжетов как нельзя лучше иллюстрируют следующие слова Св. Григория Паламы: «Если Господне Преображение на Фаворе — предвосхищение будущего зримого Божия явления в славе, причем апостолы удостоились воспринимать его телесным очами, то почему чистые сердцем не могут уже теперь воспринимать глазами души это предвосхищение, этот залог Его умного Богоявления?
И если Сын Божий не только соединил с нашей природой — о безмерность человеколюбия! — Свою Божественную сущность и, приняв одушевленное тело и разумную душу, “явился на земле и обращался среди людей” (Вар. 3, 38), но — о изобилие чуда! — смешивая Себя через причастие Своего святого тела с каждым из верующих, Он соединяется и с самим человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества — потому что в теле Христове “телесно живет вся полнота Божества” (Кол. 2,9), — то неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе?» 11
Таким образом, уникальные и редчайшие композиции, входящие в состав иконографической программы росписи церкви Успения Богоматери в с. Мелетово — «Христос — Солнце правды», «Богоматерь Неопалимая Купина с чудесами, творимыми Моисеем», «Христос и Благоразумный разбойник», «Неясыть и ее птенец», — отражают главные исихастско-паламитские концепции: проявление нетварной благодати — божественных энергий в святых, их участие в божественной жизни, особую роль Богородицы в воплощении Логоса и спасении человечества. Присутствие большого количества ветхозаветных и новозаветных подвижников, в том числе тех персонажей, к которым чаще всех обращаются в своих сочинениях исихасты, демонстрирует особое внимание к теме обожения человека.


Anna A. Freze
(St.Petersburg State University, Russia)


Hesychast Concept in the Iconographic Programme of the Frescoes in the Church of Assumption in Melyotovo.


One of the main themes of the frescoes’ iconographic program in the church of the Assumption of the Virgin in Melyotovo (1465) is the reflection of the hesychastic tradition ideas, such as Divine energies, the uncreated Light and their influence on a saint. The following frescoes highlight these conceptions: Virgin of the Burning Bush with two figures of Moses performing miracles with his staff; Jesus Christ bringing judicious robber to Heaven; six figures of monks in the diaconicon.

Примечания


1 Попова О. С. Особенности искусства Пскова // Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006. С. 750.
2 Царевская Т. Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью. М., 2007. C. 331.
3 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке // Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи. СПб., 2000. С. 92.
4 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. СПб., 2008. C. 68–69.
5 Габелић С. Из живописа цркве у Мелетову код Пскова Арханђео — тумач снова // Зограф. Бр. 28. Београд, 2000–2001. С. 123.
6 Цит. по: Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 209.
7 Там же. С. 317.
8 Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. СПб., 2007. С. 308.
9 Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы… С. 241.
10 Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976. С. 248.
11 Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих… С. 109–110.

Фрески: Древнее искусство России

Замысловатые, красивые и да, божественные, древнерусские фрески — росписи, украшающие церковные интерьеры, — предлагают уникальный взгляд на мировоззрение многовековой давности.

Если вы когда-нибудь были в православном храме, то знаете, что среди его обычных атрибутов — иконы и распятия. Однако в древности (скажем, XI-XII вв. ) эти предметы, возможно, действительно были менее распространены, чем росписи, которые в некоторых церквях покрывали целые стены.

Эти росписи или фрески изображали святых, ангелов и Святую Троицу или иллюстрировали христианские притчи. Естественно, это было гораздо больше, чем просто декоративный элемент архитектуры – такие росписи позволяли церковному зданию «читаться» как книга, позволяя посетителям узнавать о различных библейских сюжетах и ​​визуализировать их. Ведь книги, особенно иллюстрированные, были дорогой редкостью, которую мог себе позволить не каждый, а посетить церковь мог каждый.

Фрески наносились на влажную поверхность, а это означало, что работу нужно было выполнить быстро и уверенно. Русские художники древности использовали естественные землистые и минеральные пигменты для получения мягких желтых, коричневых и красных цветов. Обычно к созданию росписей для церквей привлекались многочисленные специалисты; довольно часто приглашали мастеров из Греции.

Многие древние чудеса, в том числе церкви, были разрушены в 13 веке, во время монгольского нашествия, а также в новейшее время во время Второй мировой войны. Однако некоторые сохранились до наших дней и, что удивительно, все еще могут дать нам представление о мировоззрении, существовавшем около тысячи лет назад.

Псков и Великий Новгород, два древних города, расположенные на северо-западе России, — единственные места на территории бывшей Киевской Руси, которые не были разграблены монголами в 13 веке. Поэтому они являются одними из лучших мест для посещения, если вы хотите увидеть эти уникальные — как с точки зрения искусства, так и с точки зрения религии — объекты.

В Пскове в первую очередь стоит увидеть Мирожский монастырь (включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Часть его ансамбля – Спасо-Преображенский собор – была расписана сверху донизу великолепными фресками в XII веке неизвестными греческими мастерами. Другие древние фрески можно найти в Снетогорском монастыре (14 в.) и Успенской церкви

(15 в.; на реставрации) в Мелетово Псковской области.

Уникальная коллекция фресок Пскова XIV века хранится в собрании Эрмитажа, но, к сожалению, недоступна для публики. Дело в том, что эти фрески были найдены при раскопках в центре Пскова: ими были расписаны стены многих церквей, расположенных прямо под стенами Псковского кремля. В 1701 году Петр I приказал засыпать их землей для использования в качестве зубчатых стен во время Северной войны со Швецией. Разрушение церквей, как ни странно, помогло сохранить их фрески.

Судьба новгородских фресок также сложилась крайне непросто: город подвергся сильным бомбардировкам во время Второй мировой войны, и большинство его древних церквей и монастырей были разрушены. Работы по их восстановлению продолжаются и по сей день. Например, стены Георгиевского собора (находящегося в Юрьевском монастыре) сейчас покрыты фресками конца XIX века, но всего пару лет назад археологи нашли фрагменты оригинальных росписей храма XII века.

под полом и сейчас изучаю их, пытаясь собрать обратно.

Более подробно о процессе реставрации можно узнать в Реставрационной мастерской Грекови и в Реставрационном центре монументальной живописи, где проводятся экскурсии.

Что касается фресок, которые уже экспонируются, то их можно найти во многих храмах Новгорода, таких как Спасо-Преображенская церковь (росписи Феофана Грека, одного из виднейших иконописцев того времени, в 1378 г.), Знаменский собор (росписи 18 в.), церковь Симеона Богоприимца (первоначально расписана в 15 в., неоднократно обновлялась на протяжении столетий).

Надеемся, что этот краткий экскурс в историю русской фрески вдохновит вас посетить одну из этих церквей и увидеть их красоту своими глазами!

Наверх

Россия. Псковская область. Мелетово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. 360 Панорама

{{thumb_title}}

0 Нравится

Россия. Псковская область. Мелетово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Создано

#idвидео

Посмотреть профиль фотографа

Церковь построена в 1461-1465 гг. Надпись на западном портале гласит, что заказчиком церкви был посадник Френкель Кротов. В 1465 году храм по повелению псковских посадников Френкеля Кротова и С Пучкова расписан фресками. Часовня в честь святителя Николая построена в конце XYI века. Церковь и часовня построены из плит, притвор — кирпичный. В 1798 паперть на средства помещика села Выголово Ляшева, прихожан и колокольня церкви была пристроена из кирпича. На колокольне было пять колоколов. С 1912 г. началось изучение церковных росписей. В 1958-1968 годах в церкви проведены реставрационные работы: укреплены стены и перекрытия, восстановлена ​​32-скатная крыша. Колокольня с притворами XYIII-XIX веков разобрана. Церковь не является действительным объектом музейного экспонирования.

В настоящее время — деревня Мелётово Псковской области.

#idВидео. Аэросъемка. Псков. http://www.idvideo.ru

Copyright: #Id Video
Тип: Spherical
Разрешение: 9738×4868
Снято: 20.01.2017
Загружено: 20.01.2017
Просмотров:

Теги: антенна; гопро; идвидео; город; туризм; путешествовать; Старый город; парк; культура; деревня; виртуальный тур; природа; Национальный парк; Россия


  • Выбор редакции
  • Рядом
  • Еще от автора

Подробнее о России

Мир : Европа : Россия

На случай, если вы по ошибке услышали, что в России сплошь лед и снег, загляните на выставку Big Bikini Exposition. Это прямо на Москве-реке в Москве! Москва была столицей России почти всю ее историю. Исключением является период Российской империи, который длился с 1721 года до русской революции 1917 года. Столицей этих двух столетий был Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *