Центр всемирного наследия —
Baptism Site “Bethany Beyond the Jordan” (Al-Maghtas)
Situated on the eastern bank of the River Jordan, nine kilometres north of the Dead Sea, the archaeological site consists of two distinct areas: Tell Al-Kharrar, also known as Jabal Mar-Elias (Elijah’s Hill) and the area of the churches of Saint John the Baptist near the river. Situated in a pristine natural environment the site is believed to be the location where Jesus of Nazareth was baptized by John the Baptist. It features Roman and Byzantine remains including churches and chapels, a monastery, caves that have been used by hermits and pools in which baptisms were celebrated, testifying to the religious character of the place. The site is a Christian place of pilgrimage.
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0
Site du baptême « Béthanie au-delà du Jourdain » (Al-Maghtas)
Situé sur les rives orientales du Jourdain, à neuf kilomètres au nord de la Mer morte, le site archéologique inclut deux zones archéologiques principales, Tell Al-Kharrar, également connue sous le nom de Jabal Mar Elias (la colline d’Élie), et la zone des églises Saint-Jean-Baptiste près du Jourdain.
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0
موقع المعمودية
إن هذا الموقع الأثري، الذي يقع على بُعد تسعة كيلو مترات شمال البحر الميت، يضم منطقتين أثريتين رئيسيتين هما تل الخرار، المعروف باسم «تلة مار إلياس» أو «النبي إليا»، ومنطقة كنائس «يوحنا المعمدان» قُرب نهر الأردن. وهذا المكان الواقع في وسط منطقة قفرة يُعتبر وفقاً للتقاليد المسيحية الموقع الذي تم فيه تعميد يسوع الناصري على يد يوحنا المعمدان. ويتميز المكان بآثار تعود إلى العصور الرومانية والبيزنطية، كالكنائس والمعابد الصغيرة والأديرة، والكهوف التي كانت تُستخدم كملاجئ للنساك، فضلاً عن البرك المائية المخصصة للتعميد، مما يدل على القيمة الدينية لهذا المكان.
كما هذا الموقع يمثل مقصداً للحجاج المسيحيين.
source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0
Вифавара, место крещения Иисуса Христа
Археологический объект, расположенный на восточном берегу реки Иордан в девяти километрах к северу от Мертвого моря, включает две основные археологические зоны: Тель-эль-Харрар, также известный как «холм вознесения пророка Илии», и район, где расположены церкви Иоанна Крестителя близ Иордана. Согласно христианской вере, в Вифаваре Иисус из Назарета принял крещение от Иоанна Предтечи. Вифавара, окруженная дикой природой, хранит следы римской и византийской цивилизаций – церкви, часовни, монастырь, пещеры, служившие убежищами для отшельников, и крестильные купели — свидетельства высокой религиозной ценности объекта. Вифавара является местом паломничества христиан.
source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3. 0
Sitio del bautismo “Betania en la otra orilla del Jordán” (Al-Maghtas)
Situado en la orilla oriental del Jordán, a nueve kilómetros al norte del Mar Muerto, este sitio arqueológico incluye dos zonas principales: el tell Al-Kharrar, también conocido por el nombre de Jabal Mar Elias (colina de Elías) y la zona de las iglesias de San Juan Bautista, cerca del río Jordán. Según la tradición cristiana, en este lugar, situado en medio de una naturaleza salvaje, fue bautizado Jesús de Nazareth por Juan Bautista. Contiene vestigios de origen romano y bizantino, como iglesias, capillas, un monasterio y grutas que sirvieron de refugio a eremitas y pilas bautismales, dan testimonio de la vida religiosa del lugar, que es hoy destino de peregrinación para los cristianos.
source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3. 0
洗礼の地
死海の北方、ヨルダン渓谷東側に位置するベタニアは、イエスが洗礼者聖ヨハネから洗礼を受けたと伝わる地。貯水システム、水場、後に建てられた教会群、礼拝堂、修道院、隠遁生活のための洞窟などが洗礼の物証として残る。この場所には、キリスト教宗派の多くが真正な洗礼地であると強く信仰する伝統が根付いている。ナザレのイエスと関連する最も重要な聖地の一つともみなされ、千年の昔から巡礼地であり続けている。また、この地は複数の宗教における預言者エリヤとの関連もあるといわれている。source: NFUAJ
Dooplocatie “Bethanië over de Jordaan” (Al-Maghtas)
Deze archeologische site ligt op de oostelijke oever van de rivier de Jordaan, negen kilometer ten noorden van de Dode Zee. Het bestaat uit twee deelgebieden: Tell Al-Kharrar, ook wel bekend als Jabal Mar-Elias (de heuvel van Elia) en het gebied met kerken gewijd aan Johannes de Doper, vlakbij de rivier. Deze plek, gelegen in een ongerepte natuurlijke omgeving, wordt beschouwd als de plek waar Jezus van Nazareth gedoopt werd door Johannes de Doper. Er zijn Romeinse en Byzantijnse resten te vinden, waaronder kerken en kapellen, een klooster, grotten waarin kluizenaars hebben geleefd en baden waarin dopen hebben plaatsgevonden.
Source: unesco.nl
Место Крещения Иисуса Христа. Описание места
Общая информация
Фотографии
Все фотографии 29 Добавить фотографиюОписание места
До сих пор преобладало мнение, что место крещения Иисуса Христа расположено в окрестностях селения Каср-эль-Яхуд на западном берегу реки Иордан. Однако новейшие археологические находки показали, что обряд крещения был совершен в другой точке — на восточном берегу реки, где сейчас находится иорданский поселок Вади-эль-Харар.
Описание того места, где был крещен Христос, содержится только в Евангелии от Иоанна. В нем говорится, что Иоанн Креститель проповедовал и крестил недалеко от селения Вифания на верхнем Иордане. Однако было неизвестно, где находилось это место, потому что в Палестине было несколько селений с таким названием.
Полной уверенности в том, где состоялось крещение Христа, не было до самого последнего времени, пока во время раскопок не была обнаружена основа греческой колонны, представляющая мраморную плиту в форме квадрата со стороной в два метра. Во времена раннего христианства она была установлена в том месте реки, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах Иордана.
Находка подтвердила правильность предположений о том, что Вади-эль-Харар — подлинное место крещения Иисуса Христа, поскольку в сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая это место.
Обнаруженная во время раскопок плита, как полагают ученые, является основанием именно той самой колонны. Она была обнаружена на сорок метров восточнее сегодняшнего берега Иордана, что вполне соответствует выводам ученых о том, что в V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море. Мраморная плита была обнаружена во время исследования развалин византийской церкви, от которой вели ступени, спускавшиеся прямо в реку. Недалеко от последней ступени и было обнаружено основание знаменитой колонны.
Дальнейшие исследования показали, что на этом месте были построены три церкви. Первая из них возвышалась на шесть метров над землей на специальных арках с тем, чтобы избежать разрушения во время разливов Иордана. Однако со временем церкви пришли в упадок и место крещения постепенно было забыто.
Новейшие исследования помогли вернуть человечеству одну из святынь христианства.
Оценки гостей
Историческая ценность
Хорошо, 4.33
Загруженность
Хорошо, 4.00
Транспортная доступность
Хорошо, 4.17
Архитектура
Средне, 3.67
Внешнее состояние
Хорошо, 4.33
Посещение
Хорошо, 4.25
Все оценки — 3 Добавить оценкуТуристы
Похожие места
0. 00Добавить в путеводитель
Остатки церкви АпостоловИордания, Мухафаза Мадаба
0.00Добавить в путеводитель
Мемориальный храм в честь пророка МоисеяИордания, Мухафаза Мадаба
0.00Добавить в путеводитель
Гора Святого ИльиИордания, Мухафаза Мадаба
Все похожие места на Место Крещения Иисуса ХристаГде именно Иоанн Креститель крестил Иисуса? — Археология
Где крестился Иисус?
Нет четких археологических доказательств того, что Иисус существовал, не говоря уже о том, где он мог быть крещен, если бы он был. Единственный факт, который мы знаем в этом контексте, это то, что крещение Иисуса Иоанном Крестителем упоминается не менее чем в трех из четырех новозаветных евангелий: от Матфея, от Луки и от Иоанна. Согласно этим рассказам, он был крещен в реке Иордан.
Вопрос в том, где это произошло на реке Иордан. Синоптические евангелия в этом вопросе расплывчаты. Синоптические евангелия на этот счет расплывчаты, к разочарованию христианских паломников на протяжении веков.
Место крещения Аль-Магтас. Предоставлено: Насиб Битар / я, продюсер
Сегодня два места соревнуются за звание «место, где Иоанн крестил Иисуса»: одно — Ярденит, расположенное чуть южнее того места, где Иордан впадает в море. Галилеи. Другой — Аль-Магтас, расположенный в 100 километрах к югу от Ярденита по прямой, участок, который пересекает реку с одной частью на израильской территории и одной частью в Иордании. Аль-Магтас расположен всего в нескольких минутах езды к северу от Мертвого моря. Аль-Магтас также был известен в древние времена как Бетабара («место перехода») или Бетани за Иорданом.
Нет ни малейшего доказательства чьего-либо крещения ни в Ярдените, ни в Аль-Магтасе, не говоря уже о крещении Иисуса. Тем не менее, в то время как у Ярденита нет связанных руин, у Аль-Магтаса, безусловно, есть. На иорданской стороне реки находится церковь конца 5-го или начала 6-го века, а на израильской стороне есть монастырь, получивший название Каср аль-Яхуд («Иудейский форт»).
Иордан в Аль-Магтас, также известный как Бетабара («место пересечения») или Бетани за Иорданом. Фото: High Contrast
На карте Мадабы, составленной мастерами мозаики в 6 веке и являющейся самым ранним из известных представителей географии Святой Земли, изображено место под названием «Вифавара, место крещения святого Иоанна» на реке Иордан. Она показана на западной, израильской стороне реки, это правда, но историки не верят, что карта Мадабы достигла такого разрешения, и думают, что Бетабара относится к окрестностям. Имя Бетани может быть просто частью слова Бетабара.
Но карты и церкви, появившиеся спустя столетия после события, нельзя воспринимать как евангелие, так сказать. Традиции могут быть похожи на игру в китайский шепот или телефон шавур, долгая и извилистая дорога от оригинала.
- В древней церкви Негева обнаружено лицо Иисуса
- Израиль: в родном городе Марии Магдалины найдена вторая синагога Из соображений профессор Шимон Гибсон, известный библеист из Университета Северной Каролины в Шарлотте, выдвинул новый аргумент: вероятно, аль-Махгтас (Бетхабара), конечно, не Ярденит, но, возможно, ни то, ни другое.
Шимон Гибсон (слева) в беседе с Джеймсом Чарльзвортом: статья Гибсона о крещении была опубликована в книге, посвященной Чарлзуорту, специалисту по Иисусу и Иоанну КрестителюПредоставлено: Шимон Гибсон
Миссия Иисуса
Для Ради этой статьи давайте примем историческое существование Иисуса, Иоанна Крестителя, а также крещение Иисуса, будь то полным погружением или иным образом. Мнение профессора Гибсона о возможном месте крещения Иисуса изложено в главе 15 книги Герберна С. Оэгамы, Генри В. Морисады Ритца и Лорен Т. Штукенбрюк «Источники мудрости в беседах с Джеймсом Х. Чарльзвортом». был опубликован в апреле.
Но задаваясь вопросом, где, как и в месте, задаются также вопросом, почему Иисус вообще нуждался в крещении? По определению он был бы безгрешным, поэтому ритуал не мог очистить его от зла и ему не нужно было бы спасение.
Крещение Иисуса Христа, МикеланджелоКредит: Unionskirche Idstein
Гибсон объясняет, что сегодня христиане в основном видят в крещении Иисуса то, что он символически берет на себя грехи всех остальных. «Крещение для покаяния рассматривается как акт смирения и щедрости Иисуса по отношению к своим ближним», — предполагает он.
Но редакторы Нового Завета между 50 и 100 г. н. э., должно быть, задавались почти тем же вопросом — почему безгрешный Иисус позволил крестить себя своему «предшественнику» Иоанну Крестителю? Вероятно, ответ заключался в том, что исторический Иисус все еще не понимал своей «миссии» в тот момент, который, по предположению Гибсона, был около 28 года н. э.
Места крещения Ярденит и Аль-Магтас.
Карта Мадабы, составленная мастерами мозаики в VI веке и являющаяся самым ранним известным представителем географии Святой Земли. Предоставлено: Шимон Гибсон
Сегодняшние паломники могут испытывать трепет, окунаясь в усохший (и несколько загрязненный) поток, который был рекой Иордан в подражание их Спасителю, и чувствовать, что они переживают религиозный опыт. Но 2000 лет назад объяснение было бы другим.
«У тех, кто принадлежал к «группе Иисуса» — поскольку христиане называли себя таковыми только с четвертого века, — было две проблемы, — объясняет Гибсон. Один из них заключался в том, как отличиться от других еврейских групп, которых было много и которые отличались друг от друга, в том числе и ритуально. Второй заключался в том, как подчинить себе историю об «Иоане Крестителе» и превратить его в предтечу Иисуса Мессии.
Обратите внимание, Гибсон подчеркивает, что независимая еврейская группа «баптистов», вероятно, существовала независимо от группы «Иисуса» вплоть до середины второго века. В любом случае остается вопрос: если Иисус крестился, то где?
Там, где река Иордан впадает в Мертвое море. Предоставлено: Эйтан Лешем
Нерелевантные руины
Река Иордан берет начало на севере Израиля и впадает в Галилейское море. Река, вытекающая из озера с другой стороны, тоже называется рекой Иордан, хотя технически это не так. Так или иначе, этот южный отрезок Иордана доходит до Мертвого моря. Там река кончается. Будучи самым низким местом на Земле, Мертвое море не имеет никакого стока.
Согласно Писанию, где-то вдоль этой реки крестился Иисус. Но нет никаких исторических или археологических оснований, подтверждающих дело Ярденита, утверждает Гибсон. И наоборот, Аль-Магтас был традиционным местом крещения Иисуса с древних времен, и предполагается, что это место (также известное как Бетабара или Вифания) упоминается в Евангелии от Иоанна:
Иордан, где крестил Иоанн» (Иоанна 1:28).
Древние руины в Аль-Магтасе. Ничего подобного в Ярдените нет. Кредит: Jelliclegerbils
Тот факт, что сегодня христианские паломники стекаются в Аль-Магтас, не имеет значения; равно как и выбор паломников в поздней античности. Византийские руины Аль-Магтаса примерно шестого века также не имеют большого значения. Вероятно, они были возведены там на основании местных преданий; но когда местные жители указывают туристам на место, где по традиции что-то произошло, такая идентификация не обязательно надежна. И никогда не было. Иногда люди говорят вам то, что, по их мнению, вы хотите услышать. Иногда вам хотят продать «реликвии» или сувениры из прошлого.
Старая карта с изображением Аль-Магтас. Предоставлено: Уильям Фрэнсис Линч.
Возьмите королеву Елену, мать императора Константина, которая посетила Иерусалим в 326 г. способность не только исцелять больных, но и воскрешать хладнокровных мертвецов. Как поясняет «Золотая легенда», примерно составленная между 1259 и 1266 годами: человек по имени Иуда (не тот) нашел три креста на одном месте в Иерусалиме; двое не проявляли никаких магических способностей, но когда Иуда положил труп на третьего, «тело, которое было мертвым, снова ожило». С другой стороны, Евсевий Кесарийский, который был официальным историком Константина, не упоминает о том, что Елена нашла крест, и фактически вообще не упоминает Елену в этом контексте.
Еще есть гора Синай, одна в Саудовской Аравии и одна в Египте. Оба имеют одинаковое качество аттестации, и большинство экспертов считают, что ни один из них не является чем-то иным, кроме верховых животных. Скалистые. Между тем, в последние годы археологи нашли то, что они считают церковью апостолов, предположительно построенной на месте дома Петра и Андрея — примерно через пять столетий после их смерти, и, вероятно, основанной на туманных местных легендах о том, где они жили. жил.
Более важными для Гибсона являются практические соображения, например, куда Иоанн Креститель мог погрузить большие группы людей. В то время как определение Ярденита как этого места является чепухой, чисто современным обозначением для туристов, случай с Аль-Магтасом еще предстоит доказать, но он правдоподобен и убедителен, поскольку является традиционным местом и, следовательно, технически возможен. Кроме того, все паломники по состоянию на 333 год ссылаются на то, что Иисус был крещен недалеко от Мертвого моря, и никто не упоминает о Галилейском море. Это доказательство? Нет, но намекает.
Кстати, зачем Иоанну или кому-либо еще крестить людей, не говоря уже о многих, в относительно недоступной и ненадежной реке Иордан, а не, скажем, в очень доступном и удобном пресноводном Галилейском море, или в хорошем источнике воды в высокогорье? Возможно, чтобы разжечь религиозный экстаз в одиночестве, вдали от обезумевших рыбаков; но более вероятно, потому что аль-Магтас действительно был на карте.
Его другое название, Бетабара, что означает «переходный пункт», — это место, где, как говорят, Иисус Навин Бен Нун перешел в Землю Обетованную с израильтянами, — объясняет Гибсон. Также предполагается, что пророк Илия перешел на Небеса вокруг Бетабары. «Крещение Иоанново было задумано как обряд посвящения», — объясняет профессор, — и куда лучше его совершить, чем в Вифавару, которая специально цитируется в Иоанна 1:28 и 3:26.
Изображение восхождения Илии на Небеса. Также предполагается, что пророк Илия перешел на небеса вокруг Бетабары. Предоставлено: Freedom’s Falcon
Как уже говорилось, византийские архитектурные остатки шестого века в Бетабаре, найденные по обеим сторонам реки, мало что значат. Было бы неплохо найти там руины раннего римского периода, первого века, но их (пока) не было.
Это не должно разрушать дело Бетабары как Зоны. Как указывает Гибсон, временные лагеря, возведенные для совершения крещений, в отличие от постоянных поселений, не пережили бы века.
Существует также вероятность того, что современные минные поля могли помешать бродячим археологам сделать больше открытий. И они, возможно, никогда не будут, постулирует Гибсон, учитывая, что материалы использовались для создания непрочных лагерей и потому что деятельность Иоанна по крещению на Иордане, возможно, длилась не дольше одного года. А затем, в 28 году н. э., его арестовали. Это не тот материал, из которого сделаны археологические мечты.
Иисус был крещен Иоанном в Иордане, по свидетельству Марка: «И только выйдя из воды, увидел он небо расторгаемым и Духа, сходящего на Него, как голубя».
Гибсон считает, что на заре того, что позже станет христианством, вверх и вниз по реке Иордан, от Энона/Салема на севере до аль-Магтаса на юге, существовала вереница мест для крещения. Эти места находились в ведении паствы Иоанна Крестителя в первом веке и, возможно, во втором веке. Они были связаны с группой Иисуса, но также отличались друг от друга. Лучшим кандидатом на место крещения Иисуса, исходя из имеющихся указаний, по мнению Гибсона, является аль-Магтас.
Но он подходит: аль-Магтас был не единственным местом, где Джон проводил свой переходный ритуал. Например, он также отправился в Энон, расположенный к югу от города Скифополис, также известного как Бейт-Шеан.
Так где Иоанн крестил Иисуса? Мы не знаем, где, и, если не случится чуда, скорее всего, никогда не узнаем.
Древняя иорданская карта показывает место крещения Иисуса
Что может сделать Бог в вашей жизни, если в день вам понадобится один библейский стих?
Подпишитесь на новую службу Алетейи и принесите Писание в свое утро:
Нажмите, чтобы доставить слово Божье на ваш почтовый ящик
Только один стих каждый день.Если Умм-Кайс является отправной точкой Иорданской тропы, Место Крещения, безусловно, является одной из ее главных достопримечательностей. Вниз по дороге Мертвого моря, менее чем в часе езды от Аммана, можно попасть в Аль-Магтас, место, которое традиционно (и официально) считается местом крещения Иисуса.
Этот уникальный археологический объект Всемирного наследия, также известный как Bethany-Beyond-The-Jordan 0035 почитается с византийских времен как место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса (на самом деле Аль-Магтас означает погружение и, соответственно, крещение на арабском языке).
Этот уникальный археологический объект Всемирного наследия почитается с византийских времен как место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.Джеффри Бруно | ЖТБ | Aleteia
Свидетельства, подобные свидетельству Феодосия Кинобиарха, подтверждают то, что единодушно утверждают Латинский Патриархат и ЮНЕСКО. Текст Феодосия гласит:
В пяти милях к северу от Мертвого моря в том месте, где крестили Господа, стоит один столб и на столбе укреплен железный крест, там же церковь Иоанна Крестителя, которую император Анастасий построен.
Даже если столб еще не обнаружен, все археологические и архитектурные остатки, найденные в Аль-Магтасе, соответствуют описанию Феодосия.
Но свидетельство Феодосия — не единственная подсказка, которая у нас есть, чтобы определить точное местонахождение места крещения Иисуса . На древней иорданской карте точное место отмечено отличительным христианским символом: рыба .
Карта Мадабы
Проезжая по Королевскому шоссе, в 30 минутах езды к югу от Аммана, можно найти Мадабу, относительно небольшой город, в котором в настоящее время проживает около 60 000 человек. Этот город, который на протяжении всей истории принадлежал моавитянам, набатеям, римлянам, византийцам, рашидунам и омейядам, теперь является домом для самых больших христианских общин во всей Иордании, пропорционально говоря . Католики и греко-православные составляют около 10% от общей численности населения.
Мадаба дважды упоминается в Библии: один раз в Числах 21:30 и один раз в Иисусе Навине 13:9. Город тогда стоял на границе Моавитской империи, но г. во время римского и византийского правления, со 2-го по 7-й век, христианская община города утвердилась г.
Kimberley Coole
Греческая православная церковь Св. Георгия в Мадабе, Иордания, является домом для некоторых из самых красивых икон в регионе. И это также место , где найдена самая интригующая (и показательная) карта Святой Земли : так называемая «Карта Мадабы», замысловатая напольная мозаика, датируемая VI веком, старейшее картографическое изображение Святая земля сохранилась до 9 дня0036 . Он охватывает большую часть региона, от Ливана до дельты Нила, с севера на юг и от Средиземного моря до Восточной пустыни, с запада на восток. В нем представлено более 150 поселков, деревень, городов и достопримечательностей, в том числе некоторые особенно интригующие символы, которые, по мнению большинства археологов, обозначают мест паломничества.
На карте изображены две рыбы лицом друг к другу. Один из них плывет обратно от Мертвого моря, а другой плывет к нему, в реке Иордан . Но рыба не может выжить в Мертвом море — ведь оно называется «Мертвым морем» не по чистой случайности. Как рыба могла «возвращаться» из Мертвого моря и зачем туда ходить другая рыба ?
На карте показаны две рыбы, обращенные друг к другу. Один из них плывет обратно от Мертвого моря, а другой плывет к нему, по реке Иордан.Дисдеро | CC BY-SA 2.5
Историки и археологи интерпретируют эти рыбы как , символизирующие место встречи христиан .
Место, отмеченное на карте, тогда уже было известно как Bethabara или Bethany-Beyond-The-Jordan (как упоминается в Евангелиях). Это место, в котором, согласно преданию, Илия и Елисей перешли Иордан (ср. 4 Цар. 2). Принимая во внимание, что фигура Иоанна Крестителя тесно связана с фигурой Илии (в Евангелии от Матфея Иисус свидетельствует об Иоанне, говоря: «И если вы хотите принять это, он есть Илия, которому должно прийти»), традиция придерживается это та область, в которой Иоанн Креститель начал свою миссию и, следовательно, место, где крестили Иисуса. В Евангелии от Иоанна объясняется, что служение Крестителя происходило «по ту сторону Иордана» — буквально, в Вифании-за-Иорданом. Текст гласит:
«Я крещу водой, — ответил Иоанн, — но среди вас стоит тот, кого вы не знаете. Он тот, кто идет за мной, ремешки сандалий которого я недостоин развязать». Все это произошло в Вифании по ту сторону Иордана, где Иоанн крестил.
Иоанна 1:26-28Интересно, что карта не ориентирована на север, как современные карты. Он обращен на восток к алтарю церкви. Это по очень конкретной причине: положение мест на самой карте идеально совпадает с фактическими направлениями компаса. Вполне естественно думать, что паломники, посещающие эту церковь, будут ориентироваться по этой карте , зная, куда им следует направиться, если они посещают Иерусалим, Иерихон, гору Нево, Гедару, озеро Тивериад, или Бетани-За-Джордан.
Чтобы узнать больше об этих библейских местах в Иордании, а также о различных местах паломничества и маршрутах, предлагаемых этой страной, посетите специальный сайт Holy Jordan .