Где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса
Где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса
Вопрос о том, где крестили князя Владимира, сегодня остается дискуссионным. Есть как минимум три версии этого. Сторонники первого называют Киев местом крещения, второго — город Васильев, расположенный недалеко от первого, третьего — Херсонес. Кроме того, нет единого мнения о том, в каком году произошло это событие. Сегодня предлагаем учесть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий о том, где крестился князь Владимир.
Содержание
- 1 Почему не в Киеве?
- 2 Почему не в другом месте?
- 3 Как Владимир принимал решение?
- 4 Почему Херсонес, а не другое место в Византии?
- 5 Как выглядела купель?
- 6 Как появилась беседка?
- 7 Где происходило венчание?
- 8 Строил ли храм князь Владимир?
Почему не в Киеве?
С 1972 по 1984 год проходила Херсонесская экспедиция Академии наук СССР. Его возглавил археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Он был автором научного открытия, связанного с обнаружением источника, в котором крестился князь Владимир. Что касается мнения о том, что это великое событие произошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый утверждает следующее.
То, что произошло в Киеве в 988 году, в августе, уже было следствием принятия Владимиром христианской веры, которое произошло незадолго до этого и в других местах. По словам Беляева, князь Владимир крестился в городе Херсонесе, и больше нигде этого не могло произойти. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть о прошлых годах». Поговорим о крещении в Корсуне — так называли Херсонес у славян.
Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город был главным христианским центром всей Восточной Европы.
Почему не в другом месте?
По словам Беляева, этого не могло произойти в другом месте по следующим причинам. Князь планировал жениться на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две законных жены и около 300 наложниц. Сделать византийскую принцессу своей женой было делом очень почетным. Судите сами. В этом отказал сам германский император Отто. И князю Владимиру это удалось! А княжну привезли из Константинополя во Владимир в Херсонес.
Византия на несколько веков привлекала варварские племена в лоно христианской церкви. Кроме того, он стремился сохранить мир на своих границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли позволить женщине столь высокого ранга просто так покинуть империю. То есть без венчания законным христианским браком по всем церковным канонам. Из этого следует, что вопрос о том, где принять крещение князю Владимиру и где венчаться, мог быть решен только однозначно — только на территории Византии, частью которой был Херсонес.
Как Владимир принимал решение?
На момент женитьбы на княжне Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, в 986 году он поднял вопрос, какую веру выбрать. Он принял послов из Волжской Булгарии, которые предложили принять ислам, хазарских евреев, которые пригласили миссионеров из Ватикана в иудаизм. Но все они были отвергнуты. После них пришел византийец, который говорил о христианской вере.
Чтобы узнать, как проходят церемонии и какие законы существуют у каждой религии, князь отправил послов поклоняться немцам, грекам и мусульманам. В конце концов он выбрал христианство.
Почему Херсонес, а не другое место в Византии?
Еще в IV веке Херсонес был важнейшим оплотом Византийской империи во всей Восточной Европе. Он был одновременно центром политической и коммерческой власти и величайшим центром церковной жизни.
Только здесь был епископ, распространивший свою власть на племена, жившие в соседних землях. А в те времена Таинство Крещения мог совершать только сам епископ.
Как выглядела купель?
Разбираясь в вопросе, где крестился князь Владимир, будет интересно узнать, как это произошло. Предполагается, что изначально купель, в которой совершалось причастие, была именно такой, какой художник Васнецов изобразил на картине во Владимирском соборе в Киеве.
В Херсонесе он был высечен в скале, на данный момент его глубина составляет 74 сантиметра. Когда он открылся в 1880-х годах, было обнаружено, что вся впадина была облицована мрамором. Крест внизу тоже был покрыт мрамором. К сожалению, со временем все это великолепие было унесено, и сегодня есть голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Даже крест не сохранился.
В то время крестильный зал воспринимался как обычный храм. В 1890-х годах выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал гипотезу о том, что высеченная в скале мраморная купель была именно местом крещения князя Владимира. В советские годы экспедиция Беляева полностью обследовала памятник. И с исторической точки зрения, и с археологической, и с канонической, и с литургической.
Сейчас в найденном источнике считается доказанным, что именно на месте бывшего (крестильного) храма, в найденном источнике, было совершено крещение Владимира в Херсонесе. После того, как С.А. Беляев совершил поездку по Европе с докладом на эту тему, научная общественность приняла это свидетельство.
Как появилась беседка?
Раньше через крестильный, который не был огорожен, проходила тропа к пляжу и сюда приходили люди. Как известно, за годы перестройки отношение властей к церкви изменилось, началось возрождение храмов и церквей. Тогдашний благочинный местного округа отец Георгий Поляков придумал установить здесь беседку, чтобы хоть как-то увековечить место крещения князя Владимира. Когда он был изготовлен и должен был быть установлен, никакой поддержки со стороны руководства музея не нашлось. Это был конец 90-х годов прошлого века.
Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он согласился, доставили беседку к источнику на вертолете. Его опускали максимально точно, а затем максимально надежно закрепляли на скале. Затем было отмечено место крещения князя Владимира.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир пошел по тропе к церкви апостола Петра. Следует отметить, что его ходы сохранились до наших дней. Там он принял участие в литургии и женился на Анне Порфирогенитус. Хотя Крестильный зал является отдельным зданием, он по-прежнему является частью целого храма апостола Петра. Он был раскопан в 1853 году и был построен при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня возле этого места в Херсонесе построен Владимирский собор. Автор его проекта — академик архитектуры Дэвид Гримм. Стиль этого здания — неовизантийский. Строительство велось на пожертвования 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор является вторым по величине на Крымском полуострове, его высота составляет 26 метров.
Строил ли храм князь Владимир?
По словам С.А. Беляева, он раскопал церковь, расположенную недалеко от церкви апостола Петра. Это возле участка оборонительной стены, на том месте, где стоял Владимир с посадом. Этот объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу после его крещения и перед отъездом из Корсуна.
Реставрация была проведена великим князем в память о великом таинстве. Таким образом, он впервые в России ввел обычай отмечать таким образом знаменательные события в истории государства и жизни человека. В заключение стоит отметить, что 988 год — год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но помимо этого, как выяснилось, есть еще ряд других версий. Впрочем, это тема для совсем другой статьи…
Поделиться:
- Предыдущая записьБогдан Кобулов: фото, национальность, биография
- Следующая записьКнязь Сергей Волконский (декабрист): краткая биография
×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector
Владимир Святой крестился в Херсонесе – это наиболее вероятная версия » FederalCity.ru
К очередной годовщине Крещения Руси эксперт FederalCity, историк Константин Мензелинцев рассуждает о событиях 1034-летней давности.
— Сегодня во всем православном мире большой праздник – День Крещения Руси. Насколько мне известно, точная дата этого знаменательного события не определена. Ответьте мне, как историк, почему праздничной датой стало именно 28 июля?— Прежде всего потому, что в православии это День святого равноапостольного князя Владимира Святославича. А вот точно сказать, когда именно великий князь Киевский и Новгородский принял таинство Крещения, вам не скажет ни один историк. Более того, даже по году, когда произошло это событие, есть разночтения.
Единственные источники, из которых мы можем сейчас черпать знания о Руси второй половины X века, являются немногие дошедшие до нас летописи и хроники. Основным для нас является «Повесть временных лет», в которой довольно подробно рассказано, как князь Владимир сначала проводил «испытание вер», выбирая между исламом, иудаизмом, католицизмом и византийским православием. После некоторых раздумий правитель Руси выбрал православие. Затем летописец сообщает, что в 6496 лето от сотворения мира (то есть в 988 году) Владимир крестился. Произошло это в Корсуни (Херсонес, ныне Севастополь), в церкви святого Василия. Эту дату – 988 год – подтверждает «Ватиканская хроника» и византийский «Аноним Бандури».
В тоже время, некоторые арабские и греческие источники пишут о том, что князь Руси был уже крещен в 987 и даже 986 годах. Они основываются на том факте, что в 987 году был заключен военный союз между Константинополем и Киевом, считая, что византийские базилевсы не могли заключить союзный договор с язычником. Странное допущение, ведь в течение веков кесари Византии заключали союзы с булгарами, печенегами, хазарами, которые были очень далеки от христианства.
Осада Корсуни войском Владимира Святославича. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века.
— Если с годом в «Повести временных лет» все ясно, то как быть с местом Крещения. Ведь ряд историков не разделяют версию о том, что это произошло в Корсуни, как написал русский летописец?— Это давний спор. Есть мнение, что крещение Владимира произошло в Василёве под Киевом в 987 году, либо тогда же в самом Киеве. Это кажется сомнительным, так как доподлинно известно, что византийские кесари-соправители Василий II и Константин VIII не хотели отдавать в жены Владимиру Святославичу свою сестру Анну как раз по причине того, что будущий зять был язычником. Эти разногласия датируются 988 годом, что подтверждается во многих византийских, болгарских и греческих хрониках. Таким образом, становится ясно, что в 988 году Владимир еще не был христианином, что делает гипотезы о Киеве и его окрестностях как месте крещения князя весьма шаткими.
А вот последующие события, связанные с мятежом в Византии в 988 году и походом Владимира Святославича на Корсунь, дают более весомые доказательства места крещения.
Годом ранее братья-базилевсы заключают союз с русским князем, чтобы он помог подавить мятеж Варда Фоки. Владимир поставил условие – их сестра Анна должна стать его женой. Напомним, что в тот момент владыка Руси уже принял решение о принятии христианства, поэтому брак с византийской царевной придал бы его решению вес. Но кесари-соправители не хотели выдавать сестру за язычника. В ответ Владимир взял в осаду и захватил крупнейший торговый город Тавриды Корсунь, угрожая направить свой флот к стенам Константинополя. Ослабленные гражданской войной, базилевсы идут на условия Владимира, и направляют в Корсунь посольство с сестрой, дарами и священниками. Князь Киевский крестится сам – в церкви святого Василия посреди Корсуни у торга и принимает христианское имя Василий. Вместе с князем крестилась часть его дружины.
Как видите, Владимир Святой крестился в Херсонесе – это наиболее вероятная и правдоподобная версия.
Что касается даты Крещения, то давайте немного порассуждаем. Во-первых, русские ладьи не слишком устойчивы к сильным штормам, которыми опасно Черное море с января по май. Во-вторых, тогдашние полководцы предпочитали ходить в походы летом, когда есть чем накормить войско и в небогатых на дрова регионах можно жечь костры на кустарнике и кизяке. И в-третьих, согласно летописи, Корсунь взяли после того, как был перекрыт водовод, и осажденные изнемогли от жажды.
Так, что вероятнее всего событие, предопределившее великую историю России на тысячелетия, произошло в Корсуни летом 988 года. Не исключено, что и 28 июля.
Крещение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен
Популярно
В чем нравственная сила святого князя Владимира? / Православие.Com
Крещение равноапостольного великого князя Владимира
Он одним из первых из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианской форме правления на Руси. С его времени русское самодержавие становится православным, и христианство проникает во все сферы общественной и гражданской жизни.
Действовал ли он исключительно как правитель, были ли его действия направлены только на гражданские цели? Нет, он показал себя истинным христианином и проповедовал Христа не только словом, но личным примером.
Воспитанный язычником, князь Владимир хотя и слышал о христианстве в детстве от своей бабушки, блаженной великой княгини Ольги, но все же был ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался умилостивить богов, принося им жертвы за успехи, ибо был убежден, что служит истине.
Когда киевская толпа убила варяга святого Феодора и его сына Иоанна, на которых выпал жребий принести себя в жертву идолу Перуну в благодарность за успехи в битвах, Владимир понял, что ошибался. Он чувствовал пропасть между нравственным законом и требованиями язычества, и его проницательная душа чувствовала несправедливость. Поиски истины привели его к Православию, и, преодолев внутренние и внешние препятствия, он принял святое крещение.
Став христианином, он стал служить Христу еще усерднее, чем служил языческим богам. Он принес в жертву Истине все свое существо и все, чем располагал, ибо христианское учение раскрывает Божественную истину и выражает высший нравственный закон.
Владимир преобразился после крещения. Он сохранил свои лучшие качества, отвергнув при этом свои греховные склонности и привычки. Из жестокого человека, не щадящего даже родного брата, убитого в междоусобной войне за власть, он сделался настолько мягкосердечным, что даже не желал казнить преступников, применяя это наказание лишь в редких случаях, когда оно предотвратил бы зло.
Из своенравного сына он стал целомудренным, бросил своих прежних жен и жил в честном христианском браке с королевой Анной. Из хищного завоевателя он стал миролюбивым правителем. Из коррумпированного сборщика налогов он стал равнодушен к сокровищам мира сего, всегда готовым отдать их в обмен на нематериальные ценности. Для своих вооруженных сил он стал не столько грозным вождем, жестоко карающим за малейшие проступки, сколько мудрым правителем, понимающим души своих подданных и ценящим своих собратьев.
Для своего народа он стал любящим отцом, заботящимся о своих многочисленных детях, какими он видел своих подданных сейчас, стремящихся удовлетворить их потребности.
Особое внимание он уделял беспомощным — сиротам, вдовам, калекам. Он вспоминал о них во время своих пиров и посылал им повозки с едой и другими необходимыми припасами.
Его пиры были не шумными делами, а радостным, братским общением. Во всех сторонах жизни показал себя христианином, ныне князь Владимир Красивое Солнышко, и в личной и семейной жизни, и в обществе, и как глава государства. Познав истину, он служил ей всем сердцем, распространяя свет везде, где только мог. Он был олицетворением учения Христа, служившим примером для подражания. Вот почему православие так быстро и так глубоко проникло в русскую жизнь. Принц привлек всеобщее внимание своими подвиги . Он был победителем самого себя, через это он правил другими, проповедуя Христа своими действиями во всех сферах жизни. Он служил истинному Богу как человек, как глава своего дома, как полководец, как судья, как правитель и монарх. После этого он всегда был слугой Истины, стремясь к тому, чтобы она царила повсюду.
Он глубоко понял, что «все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что прекрасно, что достославно; если есть какая добродетель и есть ли похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8). Это должно быть основой жизни каждого человека и всего народа. По этой причине он не отделял одно от другого, и все, что он проявлял в своей личной жизни, он проявлял в своих гражданских делах.
Новый дух цельности и единства во всех сторонах жизни и проявление истины во всем проявлял в себе святой Владимир и передал ее русскому народу. Он их Просветитель и Креститель, монарх и апостол, полководец и учитель, объединитель и хранитель. Его лучшие преемники последовали за ним, и не случайно именно в день его памяти победу в Невской битве одержал великий князь Александр, в котором мы видим духовный образ его апостольского предка.
Служение Богу, начатое святым Владимиром на земле, продолжается и ныне у Престола Вседержителя, пред которым он продолжает молиться за Русскую землю, которую осветил и освятил, и сияет небесным светом, направляя русский народ действительно.
Равноапостольный Великий Князь Владимир, во Святом Крещении Василий, Просветитель Земли Русской
Святой Великий Князь Владимир, Равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святителя Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги.
Хотя Владимир предавался дикой, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.
Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.
Был заключен договор, по которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь.
Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».
Глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира трудно переоценить во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.
«Тогда начал отходить от нас мрак идолов и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа9.0003