Минанкари украшения – MINANQARI

Секреты ювелиров: грузинская эмаль — минанкари

Мо­жет быть, бри­л­ли­ан­ты где-то и счи­та­ют­ся луч­ши­ми дру­зья­ми де­ву­шек. Но толь­ко не в Гру­зии. Здесь тра­ди­ци­он­но мо­да на ав­тор­скую пе­ре­го­род­ча­тую эмаль – ми­нан­ка­ри. Эти укра­ше­ния и род­нее, и мод­нее, и са­мо­бы­т­нее всех осталь­ных. Их и на свет­ский ра­ут на­деть по­чет­но, и на дру­же­скую ве­че­рин­ку. А в по­да­рок пре­под­не­сти – аб­со­лют­ное по­па­да­ние. При­том, в лю­бом из са­ло­нов-­ма­стер­ских мо­ж­но не толь­ко при­об­ре­сти цвет­ное чу­до, но и по­лу­чить ма­стер-класс от спе­ци­а­ли­стов сво­е­го де­ла.
Юве­ли­р­ная ней­ро­хи­рур­ги­я
Как уда­лось под­смо­т­реть в од­ной из ма­стер­ских, про­цесс со­з­да­ния из­де­лия из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли со­сто­ит из не­сколь­ких эта­пов. В первую оче­редь, ну­ж­но на ме­тал­ли­че­скую пла­сти­ну (о­на мо­жет быть из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а мо­жет быть из мель­хи­о­ра или ме­ди) на­не­сти кон­тур бу­ду­ще­го изоб­ра­же­ния. За­тем на не­го кре­пят­ся тон­чай­шие ме­тал­ли­че­ские пе­ре­го­род­ки. Эти пе­ре­го­род­ки об­ра­зу­ют ячей­ки. Ка­ж­дую та­кую ячей­ку ху­до­ж­ник за­пол­ня­ет эма­лью раз­но­го цве­та, об­жи­га­ет из­де­лие в спе­ци­аль­ной пе­чи, а по­том шли­фу­ет и по­ли­ру­ет.

Но не все так про­сто, как мо­жет по­ка­зать­ся на пе­р­вый взгляд. Про­цесс на­са­д­ки пе­ре­го­род­ки на ме­талл, осо­бен­но ес­ли узор сло­ж­ный, до­воль­но тру­доe­м­кий. И ес­ли на со­з­да­ние од­них укра­ше­ний мо­жет уй­ти не­сколь­ко дней, для дру­гих ну­ж­ны ме­ся­цы. Эту фи­ли­гран­ную ра­бо­ту мо­ж­но срав­нить с ра­бо­той ней­ро­хи­рур­га.
Мастер­ских по про­из­вод­ству из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­го­д­ня в Гру­зии не про­сто мно­го, а очень мно­го. Вы­пуск­ни­ки ху­до­же­ствен­ных ака­де­мий, пе­ре­про­бо­вав се­бя в са­мых раз­ных ипо­ста­сях, ча­сто оста­нав­ли­ва­ют­ся имен­но на пе­ре­го­род­ча­той эма­ли.
Чем ха­ча­пу­ри от­ли­ча­ет­ся от ло­би­а­ни и ста­рые тех­но­ло­гии — от но­вы­х
Паль­му пе­р­вен­ства сре­ди всех осталь­ных юве­ли­р­ных из­де­лий пе­ре­го­род­ча­тая эмаль в Гру­зии за со­бой удер­жи­ва­ет уже лет де­ся­ть. Имен­но в это вре­мя в нас за­го­во­ри­ла бы­лая страсть к эма­ли. В Гру­зии на­ча­ли от­кры­вать­ся ма­стер­ские, воз­ро­ж­дать­ся тех­но­ло­гии.
Исто­рия пе­ре­го­род­ча­той эма­ли в Гру­зии ухо­дит да­ле­ко в ис­то­рию. Как утвер­ж­да­ют спе­ци­а­ли­сты, пе­р­вые из­де­лия из эма­ли, об­на­ру­жен­ные на тер­ри­то­рии Гру­зии, да­ти­ру­ют­ся вто­рым ве­ком на­шей эры. Тра­ди­ци­он­но то­г­да из­де­ли­я­ми из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли за­ни­ма­лись в Гру­зии и Ви­за­н­тии. Поз­же, в XI ве­ке, это юве­ли­р­ное ис­кус­ство до­хо­дит до Ки­ев­ской Ру­си.
В Гру­зии над воз­ро­ж­де­ни­ем ста­рых тех­но­ло­гий по про­из­вод­ству пе­ре­го­род­ча­той эма­ли ра­бо­та­ет на­уч­ный со­труд­ник му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. Шал­вы Ами­ра­на­шви­ли Эр­ми­ле Ма­гра­д­зе. На изу­че­ние тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии он по­тра­тил бо­лее 40 лет сво­ей жиз­ни. На во­прос, ка­кая из тех­но­ло­гий луч­ше, го­во­рит: «Это не пло­хо и не хо­ро­шо, про­сто это со­вер­шен­но дру­гие тех­но­ло­гии. То, чем за­ни­ма­юсь я, и на изу­че­ние че­го по­тра­тил всю жиз­нь, кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии. Да и то, что се­го­д­ня на­зы­ва­ют пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, не со­в­сем пра­виль­но. Это все рав­но, что я вам ска­жу – при­го­то­в­лю ха­ча­пу­ри, но в на­чин­ку по­ло­жу не сыр, а ло­био».
Д­ля из­го­то­в­ле­ния из­де­лий из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли се­год­ня, в ос­но­в­ном, ис­поль­зу­ет­ся се­ре­бро. На­ши пред­ки пред­по­чи­та­ли ра­бо­тать на зо­ло­те, при­том са­мой вы­со­кой про­бы. Де­ло в том, что у се­реб­ра и зо­ло­та — раз­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты плав­ле­ния. У се­реб­ра он го­раз­до вы­ше. Оба ме­тал­ла по-раз­но­му вхо­дят в ре­а­к­цию с эма­лью. То есть, се­реб­ро ме­нее со­в­ме­сти­мо с эма­лью, чем зо­ло­то.
При со­е­ди­не­нии зо­ло­та с эма­лью мень­ше опас­но­сти об­ра­зо­ва­ния тре­щин и раз­ры­ва эма­ли. А вот с се­реб­ром де­ло об­сто­ит ина­че. Ес­ли не под­стра­хо­вать­ся, то из­де­лие мо­жет ис­пор­тить­ся. Во из­бе­жа­ние про­из­вод­ствен­ных про­ко­лов, со­вре­мен­ные ма­сте­ра ис­поль­зу­ют тех­ни­ку так на­зы­ва­е­мой кон­тр-­э­ма­ли. Се­ре­б­ро по­сы­па­ют эма­лью и об­жи­га­ют. Де­ла­ет­ся это для проч­но­сти ос­но­ва­ния. А по­том уже на­но­сят дру­гой слой эма­ли.
«Есть у се­го­д­ня­ш­ней тех­но­ло­гии и дру­гая осо­бен­но­сть, — рас­ска­зы­ва­ет ма­стер. — В ста­ри­ну ма­сте­ра, со­з­да­вая из­де­лия, обя­за­тель­но при­па­и­ва­ли пе­ре­го­род­ки к ос­но­ва­нию. В со­вре­мен­ных ма­стер­ских пе­ре­го­род­ки не спа­и­ва­ют с ос­но­ва­ни­ем, их кре­пят сло­ем той же эма­ли. По­с­ле за­лив­ки в ячей­ки, об­ра­зо­ван­ные пе­ре­го­род­ка­ми, их ста­вят в пе­чь. И рас­плав­лен­ная эмаль удер­жи­ва­ет пе­ре­го­род­ки».
К тем же от­ли­чи­ям, по сло­вам ма­сте­ра, от­но­си­т­ся и тол­щи­на эма­ли. В древ­них из­де­ли­ях она со­став­ля­ла 3 или, как ми­ни­мум, 1 ми­л­ли­метр. Стан­дар­ты се­го­д­ня­ш­ней тол­щи­ны — 0,5 ми­л­ли­мет­ров. Впро­чем, крас­ки (стек­ло­вид­ная мас­са, ко­то­рая при плав­ле­нии твер­де­ет и об­ра­зу­ет эмаль), ко­то­рые за­во­зят­ся из Ев­ро­пы, рас­с­чи­та­ны имен­но тон­кую ос­но­ву. Ев­ро­пей­ская эмаль ра­бо­та­ет в дру­гих цве­тах и сло­ях, у неe дру­гое зву­ча­ние.
«Я ра­бо­таю толь­ко с на­ту­раль­ны­ми ка­м­ня­ми, как и по­ло­же­но по древ­ней тех­но­ло­гии. Ос­но­в­ной ма­те­ри­ал — это квар­цит, гор­ный хру­сталь. На­хо­жу оскол­ки гор­но­го хру­ста­ля и из не­го го­то­в­лю стек­ло. К это­му до­бав­ля­ют­ся раз­ли­ч­ные кра­ся­щие ве­ще­ства, ме­тал­лы, их ок­си­ды, и я по­лу­чаю цве­та, ко­то­рые ис­поль­зую уже го­ды. А ис­поль­зую цве­то­вую па­ли­т­ру 12 ка­м­ней-­са­мо­цве­тов, ко­то­рые на­зы­ва­ют «биб­лей­ски­ми ка­м­ня­ми». И ещe, для сред­не­ве­ко­вой эма­ли ха­ра­к­тер­ны тре­щи­ны, — про­дол­жа­ет учe­ный. — По­с­ле те­п­ло­вой об­ра­бо­т­ки она ча­сто трес­ка­лась, и на по­верх­но­сти по­яв­ля­лись пу­зы­рь­ки. Но в древ­но­сти это не вос­при­ни­ма­лось де­фек­том. Бо­лее то­го, счи­та­лось нор­мой».
Древ­ние тех­но­ло­гии и де­ду­ш­ки­на чо­ха
Древ­ние тех­но­ло­гии ка­ну­ли в ле­та по­с­ле XV ве­ка. Ви­ною то­му па­де­ние Ви­за­н­тии и про­бу­ж­де­ние в че­ло­ве­че­стве пра­г­ма­тиз­ма.
«До VX ве­ка юве­ли­ры не при­да­ва­ли осо­бо­го зна­че­ния фор­ме и об­ра­бо­т­ке ка­м­ня или дра­го­цен­но­го ме­та­ла. Они ста­ра­лись все остав­лять в пе­р­во­з­дан­ном ви­де. На­чи­ная же с XV ве­ка че­ло­век на­чи­на­ет об­ра­бо­т­ку ми­не­ра­лов, при­да­вая им гео­мет­ри­че­ские фор­мы. Раз­ве до­пу­сти­ли хо­тя бы не­з­на­чи­тель­ное от­к­ло­не­ние от иде­аль­ных форм ве­ли­кие ма­сте­ра Фа­бер­же? Ев­ро­пей­ская эмаль ста­но­ви­т­ся очень тон­кой, что­бы до­ве­сти до ми­ни­му­ма де­фек­ты ра­бо­ты. По­это­му ра­бо­ты этой эпо­хи и вы­г­ля­дят так хру­п­ко иде­аль­но», — за­клю­ча­ет ма­стер.
Воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, как го­во­рит Ма­гра­д­зе, про­ис­хо­дит че­рез опре­делeн­ное вре­мя. Это сво­е­об­раз­ное пе­ре­осмыс­ле­ние цен­но­стей. Мы на­де­ва­ем по­б­ря­ку­ш­ки, удо­в­ле­тво­ря­ем своe стре­м­ле­ние к кра­со­те, а по­том про­хо­дит вре­мя, и мы по­ни­ма­ем, что все это ми­шу­ра, а под­лин­ная цен­ность — в дру­гом. Это, как ес­ли вре­мя прой­дeт, и ты вдруг об­на­ру­жишь, что де­ду­ш­ки­на чо­ха — са­мая хо­ро­шая, и са­б­лю его от­ли­ва­ли из дру­гой, бо­лее ка­че­ствен­ной ста­ли…

www.livemaster.ru

Грузинская перегородчатая эмаль: ochendaje — LiveJournal

Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декору
Справа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.

Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.

Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.


Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.

Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.



Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.

Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д’Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).


Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Работа Заза Лодия

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  —  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию —  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.


Ми

ochendaje.livejournal.com

Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa).

Представляю Вам нашу новую рубрику — интервью с мастерами! В нашем магазине представлены работы великолепных грузинских мастеров Минанкари (перегородчатая эмаль), и я подумала, что ценителям этого великолепного искусства будет интересно узнать, как же создаются эти шедевры. Нино великолепный мастер и счастливая мать троих детей.

— Нино, вот уже несколько лет Вы создаете замечательные украшения из Минанкари. Расскажите, как Вы пришли к этому материалу, чем он Вас покорил?

— Я не художница, но всегда чувствовала в себе потребность рисовать))) 13 лет назад моя подруга предложила научить меня работать в технике Минанкари, я влюбилась в это искуство и с тех пор оно стало для меня основным делом жизни.

Всегда интересно узнавать о начале творческого пути настоящих мастеров. Расскажите о первых украшениях, созданных Вами из Минанкари.

— Помню, я так любила свои первые работы, что долгое время не решалась их продать, большенство из “первенцев” до сих пор хранятся у меня дома! ))) Свою работу крест из Минанкари я не снимаю уже 10 лет).

— Расскажите о Вашем творческом пути, кто Вы по образованию, какими видами творчества Вам нравится заниматься?

— До Минанкари я занималась искусством Тека (В Грузии начали заниматься искусством Тека еще в пятом веке до нашей эры. Тека еще называют набаты, кеча. Тека – это самая древняя техника работы с шерстью, и появилась она задолго до того, как человек научился вязать или ткать. Все это, естественно, нельзя даже сравнить с тем, что делают настоящие художники-мастера сегодня. Войлок художественной выделки, выполненный мастером – это настоящее искусство, которое требует кроме знания технологии, полёта фантазии и большого труда.), делала одежду, обувь, аксессуары и сумки из войлока. Сейчас,на время,эту работу пришлось отложить (У мастера 3 детей), но когда дети вырастут, обязательно сново займусь Текой.

Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa)., фото № 1

— Помимо Минанкари Вы используете в своих украшениях натуральные камни. Есть среди них какие-то особенные экземпляры?

— Я очень люблю использовать камни с Минанкари, как натуральные и полудрагоценные, так и драгоценные камни.

— Какое у Вас самое продуктивное время для рукоделия?

— Сейчас удается поработать только по ночам, когда дети спят. У меня очень активный темп жизни, надо и работу делать, и детьмии заниматься, так что каждая минута на счету, в редкие минуты свободы я закрываюсь в своей мастерской и работаю. Для меня Минанкари больше отдых, чем работа))).

Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa)., фото № 2

Какой этап самый сложный для Вас в творческом процессе?

— Больше всего увлекает выведение перегородок, я могу часами сидеть над одной перегородкой, если не так получается, как задумывала, а еще не люблю когда в мастерской много народа, не могу сконцентрироваться и ничего не получается,мне трудно одновременно работать и говорить.

— Сейчас изготовление украшений — это хобби или заработок?

— Минанкари и работа и любимое дело. Есть очень много задумок, и конечно времени всегда не хватает что бы завершить их все. Часто я встречаю рассвет в мастерской,не заметив как пролетело время.

— Чем работа под заказ отличается от работы для «для себя»?

— Когда работа “для себя”, больше свободы для фантазии.

Сколько украшений в Вашей личной шкатулке? — Вы носите украшения только своего производства?

— У меня очень много украшении, как своих , так и купленных,каждое новое приобретение для меня счастье).

Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa)., фото № 3

Расскажите о своей семье, они тоже творческие личности? Как они относятся к Вашей работе? Как Вы любите отдыхать и проводить свободное время?

— У меня любимый муж и трое детей, они смысл моей жизни и дают силу и стимул. Мой муж художник, и он тоже работает в технике Минанкари. он очень талантливый человек. Сейчас вместе работаем и совместно создаем украшения. Чтобы я не делала, он самый главный мой оценщик. Очень люблю отдыхать с семьей, с ними не важно где, везде счастлива).

О чем Вы мечтаете в плане творчества?

— Я работаю в технике Минанкари, но и не забываю о другой своей професии. Я мечтаю, чтобы промышленность Минанкари и Теки вышла за пределы Грузии и больше людей увидело то чудо, которое наш народ пронес сквозь века и переживает сегодня период своеобразного “Ренессанса” под влиянием модных тенденции и новых технологии, которые делают ручную работу над дорогими метлами и эмалью все разнообразнее и интереснее.

Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa)., фото № 4

— И традиционный вопрос: Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься Минанкари и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?

— Я всем советую, заниматься тем делом, которое доставляет вам удовольствие. Не важно чем вы занимаетесь, главное усердие и позитивный настрой. я думаю о своих детях, когда вывожу перегородки, развиваю себя каждый день, ставлю новые цели, творю, все это и есть залог успеха и мастерства.

www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *