Секреты ювелиров: грузинская эмаль — минанкари
Может быть, бриллианты где-то и считаются лучшими друзьями девушек. Но только не в Грузии. Здесь традиционно мода на авторскую перегородчатую эмаль – минанкари. Эти украшения и роднее, и моднее, и самобытнее всех остальных. Их и на светский раут надеть почетно, и на дружескую вечеринку. А в подарок преподнести – абсолютное попадание. Притом, в любом из салонов-мастерских можно не только приобрести цветное чудо, но и получить мастер-класс от специалистов своего дела.
Ювелирная нейрохирургия
Как удалось подсмотреть в одной из мастерских, процесс создания изделия из перегородчатой эмали состоит из нескольких этапов. В первую очередь, нужно на металлическую пластину (она может быть из драгоценных металлов, а может быть из мельхиора или меди) нанести контур будущего изображения. Затем на него крепятся тончайшие металлические перегородки. Эти перегородки образуют ячейки. Каждую такую ячейку художник заполняет эмалью разного цвета, обжигает изделие в специальной печи, а потом шлифует и полирует.
Мастерских по производству изделий из перегородчатой эмали сегодня в Грузии не просто много, а очень много. Выпускники художественных академий, перепробовав себя в самых разных ипостасях, часто останавливаются именно на перегородчатой эмали.
Чем хачапури отличается от лобиани и старые технологии — от новых
Пальму первенства среди всех остальных ювелирных изделий перегородчатая эмаль в Грузии за собой удерживает уже лет десять. Именно в это время в нас заговорила былая страсть к эмали. В Грузии начали открываться мастерские, возрождаться технологии.
История перегородчатой эмали в Грузии уходит далеко в историю. Как утверждают специалисты, первые изделия из эмали, обнаруженные на территории Грузии, датируются вторым веком нашей эры. Традиционно тогда изделиями из перегородчатой эмали занимались в Грузии и Византии. Позже, в XI веке, это ювелирное искусство доходит до Киевской Руси.
В Грузии над возрождением старых технологий по производству перегородчатой эмали работает научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили Эрмиле Маградзе. На изучение традиционной технологии он потратил более 40 лет своей жизни. На вопрос, какая из технологий лучше, говорит: «Это не плохо и не хорошо, просто это совершенно другие технологии. То, чем занимаюсь я, и на изучение чего потратил всю жизнь, кардинально отличается от современной технологии. Да и то, что сегодня называют перегородчатой эмалью, не совсем правильно. Это все равно, что я вам скажу – приготовлю хачапури, но в начинку положу не сыр, а лобио».
При соединении золота с эмалью меньше опасности образования трещин и разрыва эмали. А вот с серебром дело обстоит иначе. Если не подстраховаться, то изделие может испортиться. Во избежание производственных проколов, современные мастера используют технику так называемой контр-эмали. Серебро посыпают эмалью и обжигают. Делается это для прочности основания. А потом уже наносят другой слой эмали.
«Есть у сегодняшней технологии и другая особенность, — рассказывает мастер. — В старину мастера, создавая изделия, обязательно припаивали перегородки к основанию. В современных мастерских перегородки не спаивают с основанием, их крепят слоем той же эмали. После заливки в ячейки, образованные перегородками, их ставят в печь. И расплавленная эмаль удерживает перегородки».
К тем же отличиям, по словам мастера, относится и толщина эмали. В древних изделиях она составляла 3 или, как минимум, 1 миллиметр. Стандарты сегодняшней толщины — 0,5 миллиметров. Впрочем, краски (стекловидная масса, которая при плавлении твердеет и образует эмаль), которые завозятся из Европы, рассчитаны именно тонкую основу. Европейская эмаль работает в других цветах и слоях, у неe другое звучание.
Древние технологии и дедушкина чоха
Древние технологии канули в лета после XV века. Виною тому падение Византии и пробуждение в человечестве прагматизма.
«До VX века ювелиры не придавали особого значения форме и обработке камня или драгоценного метала. Они старались все оставлять в первозданном виде. Начиная же с XV века человек начинает обработку минералов, придавая им геометрические формы. Разве допустили хотя бы незначительное отклонение от идеальных форм великие мастера Фаберже? Европейская эмаль становится очень тонкой, чтобы довести до минимума дефекты работы. Поэтому работы этой эпохи и выглядят так хрупко идеально», — заключает мастер.
Возвращение к традиционным технологиям, как говорит Маградзе, происходит через определeнное время. Это своеобразное переосмысление ценностей. Мы надеваем побрякушки, удовлетворяем своe стремление к красоте, а потом проходит время, и мы понимаем, что все это мишура, а подлинная ценность — в другом. Это, как если время пройдeт, и ты вдруг обнаружишь, что дедушкина чоха — самая хорошая, и саблю его отливали из другой, более качественной стали…
www.livemaster.ru
Грузинская перегородчатая эмаль: ochendaje — LiveJournal
Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.
На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.
Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.
Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декору
Справа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.
Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.
Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.
Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.
Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.
Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.
Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.
Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.
Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.
Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.
Хахульский триптих из Гелати
В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств, некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии, Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в Государственном музее искусств в Тбилиси.
Безусловно, это совершенно не то количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в Метрополитен-музее, частных коллекциях.
Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д’Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка (Венеция).
Хахульский триптих в деталях
Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.
Хахульский триптих сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.
Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).
Работа Заза Лодия
Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.
Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.
Работы Нино Буркадзе
Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.
Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.
Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.
Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.
Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней, старинные вещи — Субботний Блошиный Рынок – Рынок на Сухом Мосту и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию — уникальные, очень самобытные ювелирные изделия высочайшего качества, которые продают по низкой цене.
Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.
Ми
ochendaje.livejournal.com
Интервью с мастером Минанкари (грузинская перегородчатая эмаль) Нино Кутхашвили (Kutxa).
Представляю Вам нашу новую рубрику — интервью с мастерами! В нашем магазине представлены работы великолепных грузинских мастеров Минанкари (перегородчатая эмаль), и я подумала, что ценителям этого великолепного искусства будет интересно узнать, как же создаются эти шедевры. Нино великолепный мастер и счастливая мать троих детей.
— Нино, вот уже несколько лет Вы создаете замечательные украшения из Минанкари. Расскажите, как Вы пришли к этому материалу, чем он Вас покорил?
— Я не художница, но всегда чувствовала в себе потребность рисовать))) 13 лет назад моя подруга предложила научить меня работать в технике Минанкари, я влюбилась в это искуство и с тех пор оно стало для меня основным делом жизни.
— Всегда интересно узнавать о начале творческого пути настоящих мастеров. Расскажите о первых украшениях, созданных Вами из Минанкари.
— Помню, я так любила свои первые работы, что долгое время не решалась их продать, большенство из “первенцев” до сих пор хранятся у меня дома! ))) Свою работу крест из Минанкари я не снимаю уже 10 лет).
— Расскажите о Вашем творческом пути, кто Вы по образованию, какими видами творчества Вам нравится заниматься?
— До Минанкари я занималась искусством Тека (В Грузии начали заниматься искусством Тека еще в пятом веке до нашей эры. Тека еще называют набаты, кеча. Тека – это самая древняя техника работы с шерстью, и появилась она задолго до того, как человек научился вязать или ткать. Все это, естественно, нельзя даже сравнить с тем, что делают настоящие художники-мастера сегодня. Войлок художественной выделки, выполненный мастером – это настоящее искусство, которое требует кроме знания технологии, полёта фантазии и большого труда.), делала одежду, обувь, аксессуары и сумки из войлока. Сейчас,на время,эту работу пришлось отложить (У мастера 3 детей), но когда дети вырастут, обязательно сново займусь Текой.
— Помимо Минанкари Вы используете в своих украшениях натуральные камни. Есть среди них какие-то особенные экземпляры?
— Я очень люблю использовать камни с Минанкари, как натуральные и полудрагоценные, так и драгоценные камни.
— Какое у Вас самое продуктивное время для рукоделия?
— Сейчас удается поработать только по ночам, когда дети спят. У меня очень активный темп жизни, надо и работу делать, и детьмии заниматься, так что каждая минута на счету, в редкие минуты свободы я закрываюсь в своей мастерской и работаю. Для меня Минанкари больше отдых, чем работа))).
— Какой этап самый сложный для Вас в творческом процессе?
— Больше всего увлекает выведение перегородок, я могу часами сидеть над одной перегородкой, если не так получается, как задумывала, а еще не люблю когда в мастерской много народа, не могу сконцентрироваться и ничего не получается,мне трудно одновременно работать и говорить.
— Сейчас изготовление украшений — это хобби или заработок?
— Минанкари и работа и любимое дело. Есть очень много задумок, и конечно времени всегда не хватает что бы завершить их все. Часто я встречаю рассвет в мастерской,не заметив как пролетело время.
— Чем работа под заказ отличается от работы для «для себя»?
— Когда работа “для себя”, больше свободы для фантазии.
— Сколько украшений в Вашей личной шкатулке? — Вы носите украшения только своего производства?
— У меня очень много украшении, как своих , так и купленных,каждое новое приобретение для меня счастье).
— Расскажите о своей семье, они тоже творческие личности? Как они относятся к Вашей работе? Как Вы любите отдыхать и проводить свободное время?
— У меня любимый муж и трое детей, они смысл моей жизни и дают силу и стимул. Мой муж художник, и он тоже работает в технике Минанкари. он очень талантливый человек. Сейчас вместе работаем и совместно создаем украшения. Чтобы я не делала, он самый главный мой оценщик. Очень люблю отдыхать с семьей, с ними не важно где, везде счастлива).
— О чем Вы мечтаете в плане творчества?
— Я работаю в технике Минанкари, но и не забываю о другой своей професии. Я мечтаю, чтобы промышленность Минанкари и Теки вышла за пределы Грузии и больше людей увидело то чудо, которое наш народ пронес сквозь века и переживает сегодня период своеобразного “Ренессанса” под влиянием модных тенденции и новых технологии, которые делают ручную работу над дорогими метлами и эмалью все разнообразнее и интереснее.
— И традиционный вопрос: Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься Минанкари и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Я всем советую, заниматься тем делом, которое доставляет вам удовольствие. Не важно чем вы занимаетесь, главное усердие и позитивный настрой. я думаю о своих детях, когда вывожу перегородки, развиваю себя каждый день, ставлю новые цели, творю, все это и есть залог успеха и мастерства.
www.livemaster.ru