Мир без денег: Мир без денег и уникальные вещи. Японский миллиардер рассказал, о чем думал в космосе

Мир без денег и уникальные вещи. Японский миллиардер рассказал, о чем думал в космосе

Юсаку Маэдзава и его помощник Ёдзо Хирано стали первыми космическими туристами из Японии

Японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его помощник Ёдзо Хирано стали первыми космическими туристами из Японии. Свой полет на Международную космическую станцию (МКС) они совершили вместе с космонавтом Роскосмоса Александром Мисуркиным, который был первым специальным корреспондентом ТАСС на орбите. Космический пилотируемый корабль «Союз МС-20» стартовал 8 декабря и вернулся на Землю через 12 дней.

О мечте попасть в космос, мире без денег и секрете, как стать успешным, в интервью ТАСС на борту МКС рассказал Юсаку Маэдзава.

— Вы принимаете участие в интервью для ТАСС. Это [Юсаку] Маэдзава-сан, если вы не знаете.

— Приятно познакомиться с вами!

— Я Александр Мисуркин, космонавт Роскосмоса, а Маэдзава-сан — бизнесмен, я бы сказал, японец, но было бы правильно сказать, с планеты Земля.

— Да, да!

— Особенно потому что мы сейчас на борту МКС и говорим об этой станции. Когда эта мечта [о полете в космос] пришла вам в голову?

— Около семи лет назад.

— Семь лет назад вы решили полететь на МКС?

— На МКС, да. Вы знаете американскую компанию Space Adventures?

— Да.

— Они пригласили меня приехать сюда. Даже не пригласили, а сделали мне предложение полететь на МКС. Они поддерживают идею полететь туда [в космос], и они могут поговорить с Роскосмосом и «Энергией» (ракетно-космической корпорацией «Энергия» — прим. ТАСС), с каждой российской компанией у них есть контакт. Они сказали мне это.

— Это ваша мечта — отправиться в космос или это случилось только потому, что компания SpaceAdventures пригласила вас принять участие в этом путешествии?

— Мне нравились кадры из космоса; в детстве, например, когда мне было семь или восемь лет, я смотрел на комету Галлея в Японии, и я мечтал о том, что однажды полечу в космос. Это была мечта подростка.

— Итак, это была ваша подростковая мечта и каким-то образом она осуществилась. Что, как вы думаете, случилось с вами на протяжении этого долгого пути, была ли это просто удача?

— На полпроцента это могла быть удача.

— На полпроцента?

— Да, на 50%.

— Чтобы полететь в космос, вам нужно делать много вещей, не так ли? И однажды вы были на задании, вы меня поправили и сказали, что «не 90%, а 99,99% в твоей жизни зависит от тебя».

— Я так думаю.

— С этой точки зрения, что вы должны сделать или что вы не должны делать, если вы хотите полететь в космос?

— Не сдавайтесь. И продолжайте стараться. И продолжайте мечтать. Я хочу делать уникальные вещи каждый раз. Я не хочу делать вещи, которые уже делали другие люди. Я люблю делать уникальные вещи. Итак, это в первый раз, когда японцы, особенно из гражданских людей, приехали сюда. Как гражданский японский человек. Я и Ёдзо — первые гражданские японцы, которые приехали сюда. Для меня это уникально.

— Ну, разумеется, для всех.

— Я всегда работаю над чем-то уникальным для молодежи.

— Вот мы и подошли к моему следующему вопросу. Вы начали заниматься бизнесом, когда вам было 18 лет? Могли бы вы более детально рассказать, как это удалось и что привело вас к этому?

— В Японии старшеклассники учатся от 16 до 18 лет, и, будучи старшеклассником, я ушел из школы, когда мне было 16 лет. В то время я примкнул к музыкальной группе в качестве ударника. Я очень увлекался музыкой в то время и не только как ударник, но и как коллекционер, который собирал музыку со всего мира. Я заказывал очень много вещей со всего мира, и некоторые из них оказались суперраритетными. Не все японцы в то время могли найти эту музыку в Японии, и каждый из моих друзей и участников группы просил меня приобрести ее. И это был мой первый бизнес, который вырос из хобби.

— Таким образом, ваше хобби превратилось в бизнес?

— Да.

— Это было очень важным, не так ли?

— Для меня — очень. Потому что люди очень хорошо делают то, чего они хотят. То, что им нравится. То, что они любят делать. Так что хобби должно перерастать в бизнес, как я думаю.

— Согласен. И с этой точки зрения, это залог успеха. А вы — очень успешный бизнесмен.

— Нет, ну не настолько уж успешный.

— Это правда. И следуя вашей идее, это и будет ваш совет людям, которые тоже хотят достичь успеха в чем-то, что им нравится делать?

— Да, я так думаю.

— Это действительно то, что вы хотите сделать?

— Пожалуйста, не делайте то, что вы не любите делать.

— Да, согласен с вами.

— Спасибо, да.

© Александр Мисуркин/ТАСС, МКС

— Итак, мы говорили о вашем бизнесе и как стать успешным. Но давайте вернемся к этому месту, к низкой околоземной орбите, к борту МКС. Вам нравится здесь?

— Я в невесомости. И мы можем смотреть на Землю отсюда. Мы можем видеть Землю целиком отсюда. Из «Купола» (модуль МКС — прим. ТАСС). Это хорошо, но, к сожалению, здесь много облаков, но все равно красиво.

— Ваши ожидания по поводу этого полета оправдались или вы представляли это как-нибудь иначе?

— Намного выше, чем я мог представить.

— И вам нравится?

— Да, конечно.

— Может быть, есть что-то, что вам нравится больше или, может быть, что-то, что вам не нравится здесь, на станции?

— Все лучше, чем я мог себе раньше представить. Я мог вообразить, но это только воображение, это нереально. Когда я прибыл сюда, во время моего первого разговора с семьей я сказал: «Это станция, настоящая станция!» Я не мог поверить в это.

— Вам нравится невесомость?

— День за днем я приспосабливаюсь, но это все еще странно для меня. Очень странно.

— Это не слишком долгое путешествие, как думаете, вы будете скучать по станции после этого?

— Я не хочу представлять себе это. Я хочу остаться здесь надолго. На большее количество дней.

— Если вернемся к вашему прошлому (сейчас вы участник космического полета, гражданский астронавт), вы стали гражданским астронавтом благодаря бизнесу, и, конечно, у вас есть опыт, как заработать много денег. Я думаю, это глубокий вопрос как минимум для меня — по-вашему, деньги помогают людям стать счастливыми?

— Нет.

— Нет?

— Я так не думаю.

— Почему?

— Деньги — это просто деньги.

Деньги нужны, чтобы что-то купить и попробовать что-то, но деньги не делают нас счастливыми

— Может быть, вы можете объяснить почему? Возможно, это сложно понять людям, у которых недостаточно денег.

— Для очень немногих людей, богатых людей, это кажется хорошо, но остальные 99,9% людей страдают из-за денег, и они всегда нуждаются. К сожалению, они живут ради денег. Но я думаю, что люди не должны жить ради денег.

— Первая часть вопроса — представьте, любой человек представит: «О, у меня много денег!» Возможно, они думают, что если у них есть деньги, то у них не будет проблем, которые у них сейчас есть, и они ожидают, что они будут счастливы, а вы говорите: «Нет, вы не будете счастливы, имея деньги». Им тяжело понять почему.

— Очень сложно понять, но я могу сказать… Я думаю, у капитализма много проблем. Деньги делают деньги. Это как игра в деньги. Но это относится к очень немногим людям, которые богаты. У остальных людей нет столько денег, и их деньги тают день за днем, потому что они не могут инвестировать во что-то новое, и у 99% людей количество денег уменьшается, только у 1% увеличивается — разница между ними растет.Это капиталистическая система. Это нежизнеспособно. Я думаю, капитализм должен быть изменен на что-то новое, и очень скоро, я думаю.

— Я скажу, что я с вами согласен, но я бы хотел представить себя на месте того человека, который, возможно, смотрит на нас — и как он или она это поймет. Сейчас вы говорите на большой экран, что деньги не делают мир счастливым, но с точки зрения 1% людей. Вот что они думают: «Хорошо, у меня кредит в банке, я должен выплатить его завтра, я хочу купить, скажем, дом для моих родителей, для моей семьи». И они все еще думают о деньгах, а вы говорите, что деньги не делают людей счастливыми. Как они могут вас понять?

— Я хочу поговорить на эту конкретную тему для этих людей. Однажды деньги внезапно исчезнут из этого мира. Конечно, на моем счету в банке будет ноль. На счетах у всех в банке будет ноль. И все в магазинах будет бесплатным. Поэтому каждый может взять все бесплатно из магазинов. Если вам нравятся машины, вы можете кататься на Ferrari бесплатно.

— А что случится, если, например, один миллион людей скажет: «Я хочу Ferrari сегодня»?

— Да, может быть, все скажут, выстроится много очередей напротив магазинов Ferrari, но люди заметят это. Конечно, я хочу водить Ferrari однажды, но я не хочу себе такую машину. Я хочу поделиться Ferrari с другими людьми, которые любят машины. Вот что произойдет, я думаю.

— Итак, есть ли какая-то связь между этой идеей о мире без денег и вашей нашивкой на «форме» — «мир во всем мире»? Вы можете нам объяснить это, это как-то относится к вашим идеям о будущем мире?

— Я думаю, и вы думаете, возможно, что мир должен стать лучше и деньги — враг людей и что деньги скоро исчезнут тоже. И если деньги исчезнут, возможно, все виды войны тоже исчезнут, так же, как и все преступления из-за денег. И деньги пропадут из этого мира, все преступления исчезнут, я думаю.

— Интересная идея.

— Деньги не делают нас счастливыми. Деньги делают нас несчастными. Деньги помогают нам бороться с людьми, друг с другом.

— Итак, ваша идея в том, что мир без денег будет намного лучше?

— Намного лучше.

Читайте также

Экспресс до МКС. Как Россия перешла на короткие схемы полётов

— Чем нужно заменить деньги, если люди сейчас работают ради денег? Ради чего они будут работать завтра в этом мире?

— Я представляю мир без денег, люди будут работать для людей. Почти все люди работают за деньги, к сожалению, но в мире, свободном от денег, люди будут работать для людей.

— Эта система уже присутствует в ваших компаниях?

— Еще нет. Но я надеюсь сделать это. Но деньги должны исчезнуть во всем мире в одно и то же время. 

— Если бы это был другой человек, если бы вы были в другом месте, я бы определенно сказал — это невозможно.

— Все это говорят, да! Да, мы можем просто представить.

— Да, конечно. И если бы вы сказали, когда были подростком: «Я хочу полететь в космос, я хочу построить несколько компаний и стать очень известным в мире», возможно, от других людей этого не ожидали бы, но сейчас вы здесь, вы успешный человек, вы достигли этой высоты, этой космической скорости, и, возможно, ваша идея воплотилась в жизнь.

— Я надеюсь.

— И мир станет другим миром без денег, и, насколько я понимаю, вы имеете в виду, что это будет мир для людей, где люди будут более счастливыми.

— Да.

— Вы очень опытный, я бы сказал, но все еще молодой человек.

— Я немолодой.

— Может быть, это разные вещи в разных культурах. В России мы говорим: «Вы еще молоды». Это означает, что впереди еще много всего, много времени для чего-то. Мне интересно, каким будет ваш следующий шаг после этого места?

— Я хочу снять фильм о мире без денег. Я не могу хорошо объяснить, люди не могут понять, что я представляю, может быть, мне нужно снять кино, чтобы было понимание об этих вещах.

— И когда ожидать этот фильм?

— В 2023 году я полечу на Луну, в космос опять, и, может быть, потом, в 2025 или в 2026 году.

— Через два года вы собираетесь полететь на Луну?

— Да.

— И после этого снять фильм об этих идеях о мире без денег? Мы подождем.

— Конечно, деньги исчезнут из нашего мира. Мы можем себе представить.

— Мы подождем вашего полета на Луну и этот фильм тоже, чтобы лучше понять вашу идею.

— Спасибо большое!

— И возможно, мой последний вопрос: с самого начала вашей деятельности в бизнесе вы были основателем вашей компании, с этого времени каждый раз вы становились главой компании, вы были боссом без других боссов, и сейчас вы летите на эту станцию…

— Вы босс! В первый раз! В первый раз я работаю на кого-то! Мой босс.

— Что вы чувствуете при этом?

— Странно, но очень комфортно. Потому что вы — суперкомандир.

— Большое спасибо!

БеседовалАлександр Мисуркин 

Мир без денег — Dengi.fr

Идея мира без денег не нова в современном обществе и порождает множество споров и мнений. С точки зрения многих, деньги — это источник всех бед современного мира. По мнению других, это ключ к определенной форме счастья. Согласно предположению последней группы, пожалуй, самой многочисленной, деньги — это необходимое средство, изобретенное человечеством в качестве реакции на потребность обмена и характерное для всех развитых обществ, цивилизаций, систем.

Независимо от разных мнений, деньги есть везде. Но другой вопрос в вере, что они действительно необходимы. В самом деле? И все же было время, когда деньги не существовали. Бартера было достаточно. Но почему же с течением времени появились монеты? Не потому ли, что с помощью денег стало возможно строить империи? 

Мировой клей или грубая ошибка 

«Нет денег, нет банкнот, нет системы, основанной на экономике — это сложно представить.    Так как деньги в современном мире повсюду, и некоторые считают их «клеем» мира, другие — худшей ошибкой»,  – таково мнение одного из ведущих финансистов во Франции.

Идея, что деньги создают порядок в мире, популярна. Однако, когда деньги исчезнут, время не остановится. Почему это должно принести в мир больше беспорядка, чем существует сейчас? Таким образом, вопрос существования денег в современном обществе и мире — это лишь психологический момент, нежели конкретная необходимость. Деньги — это своеобразный код, которому люди придают большое значение.

Развитие общества основано на эволюции его экономических структур.  Для Карла Маркса (1818 – 1883), немецкого философа, историка и экономиста, культ денег является результатом появления буржуазии, главный принцип которой – «практическая потребность» и «эгоизм».  По его словам, «бог практической нужды и личной выгоды — это деньги».

Структура современных общественных отношений ориентирована на работу, профессиональную деятельность, которая предполагает такой важный этап как оплата.

В этом плане становится актуальным следующее утверждение:

«В течение всей жизни большинство из нас не перестает работать, но нам непременно нужно прекратить работать, чтобы жить. Выживание человека в настоящее время зависит от наличия у него денег. Если мы заберем деньги, мы дадим человеку время и его жизнь». 

Морковка из зарплаты 

Многие критики и финансисты сегодня говорят о равенстве возможностей: желание владеть и учиться зависит от каждого. Нынешний лимит средств часто обрекает самых бедных оставаться таковыми.

У них даже нет средств делать то, что они хотят с их жизнями. Многие сегодня требуют восстановить порядок вещей, позволив каждому выражать свои таланты.

Но без денег мир имеет тенденцию оказаться в застойном состоянии, поскольку «никто не хотел бы ходить на работу. Людей очень сложно заставить заниматься деятельностью, «одна только морковка зарплаты мотивирует рабочих». 

Природная зависимость 

Удаление денег из жизни не решает проблемы природы человека: необходимость руководить, амбиции и т. д. Все эти потребности общества больше не будут зависеть от денег, если их больше не будет существовать в природе. Без денег человеческие амбиции будут выражаться по-другому. В обществе всегда будут лидеры — амбициозные и уверенные в себе. Целью таких личностей будет продвижение и авторитет, а не деньги.

Большинство исследователей мира денег и теоретиков предполагают, что исчезновение денег станет поводом для роста еще большей социальной ненависти. Единственное, что может сдерживать мир без денег от неизбежного краха — это сильные социальные нормы и институты. У нас нет четкой модели такого способа выживания. Все наши современные цивилизации основаны на деньгах и их обращении. Другой модели мы не знаем. Мир всегда работал по денежным законам. Сегодня речь идет о понимании существующих альтернатив и последствий.

Но пока мир без денег — это всё еще утопия.

Как бы выглядел мир без денег?

Опубликовано

Анитра Нельсон обсуждает свою новую книгу, предполагающую постденежную версию будущего.

Анитра Нельсон обсуждает свою новую книгу, предполагающую постденежную версию будущего и переход к экономике заботы.

Каким будет будущее после денег? Общество страдает от глобального неравенства и климатического кризиса, который угрожает самому нашему будущему. Деньги фатально замешаны в обоих. Однако деньги и капитал — это и курица, и яйцо. Деньги — это не просто инструмент, скорее, деньги, как мы их знаем, относятся к кодексам поведения, которые структурируют социальные отношения, имеющие решающее значение для функционирования и воспроизводства капитализма. По этой причине деньги являются серьезным препятствием для представления мира за пределами капитализма.

В убедительном мысленном эксперименте « По ту сторону денег: посткапиталистическая стратегия » автор Анитра Нельсон углубляет наше понимание денег как основного камня преткновения на пути к достижению социально-политической, экономической и климатической справедливости на земле. Основанный на исторических дебатах и ​​опирающийся на спектр политической и экономической мысли, Нельсон охватывает ряд тем, включая освобождение женщин, технологии, долги и активизм в защиту прав коренных народов. Результатом является острое, радикальное представление постденежного будущего.

Гек поговорил с Нельсоном о роли, которую деньги играют в сегодняшнем капиталистическом мире, и о путях к немонетарной экономике, основанной на реальных ценностях.

Как вы думаете, почему людям так сложно представить мир без денег?

С самого раннего детства деньги знакомы нам так же, как язык. Этому учат ваши родители в тех же терминах, что и ходьбе и разговору. И поэтому я думаю, что людям очень трудно не видеть в этом что-то естественное.

Я думаю, что многие люди с подозрением относятся к деньгам в своей повседневной жизни. Они знают, каково это — пойти что-то купить и подумать: «Почему это так дешево?» или «Почему это так дорого?» Людям очень понятны все странности экономики. Некоторые из самых умных людей говорят, что не понимают экономики. Однако вместо того, чтобы думать, что здесь что-то не так, они думают: «Я не вижу, какая здесь закономерность». Вот почему я называю себя «антиэкономистом».

В книге вы обсуждаете, как вместо мира, построенного на «меновой стоимости» — денежной стоимости и ценах, — мы можем создать мир, основанный на «реальных ценностях». Можете ли вы объяснить свое различие между меновой стоимостью и реальной стоимостью?

В денежном выражении я говорю о ценах. В основном все виды денежных отношений, которые мы имеем с людьми; доходы, все виды расходов. Тогда как реальные ценности в основном делятся на социальные и экологические ценности. Другими словами, виды ценностей, которые у нас есть, если у нас есть экономика заботы или солидарности. Что касается экологических ценностей, мы рассматриваем признание того, что мы полагаемся на землю, чтобы жить, и что земля также имеет ограничения.

Глава в вашей книге называется «Изменение системы, а не изменение климата». Как наши отношения с деньгами отвлекают нас от природы?

Вся идея давать деньги, чтобы получить их, связана с частной собственностью. Это сильно отличается от экономики, в которой коренные жители, например, делятся товарами, потому что здесь просто нет понятия частной собственности.

Основной интерес людей заключается в следующем: каков запас? Каков спрос? Это внутриличностный фокус, который люди устанавливают, и это автоматически означает, что они не думают о земле — первом месте, откуда возникают товары или услуги. Они также не считают себя частью природы. Это устанавливает сильное чувство приоритета людей перед чем-либо еще.

В своей книге вы пишете, что экология и феминизм являются центральными столпами, которые помогут выйти за рамки денег. Как вы думаете, почему это так?

На данный момент я вижу основные проблемы в углублении неравенства между людьми и неустойчивости окружающей среды, из которых рост выбросов углерода на самом деле является лишь верхушкой айсберга. Как и в некапиталистических обществах, нам необходимо более широкое признание важности экологии в нашей жизни, чтобы мы фактически выращивали экологию, а не экономику.

Что касается феминизма, то с 1960-х годов женское движение уделяло большое внимание неденежной оценке домашнего труда. Это дает мне прекрасный материал для рассуждений, чтобы продемонстрировать, чего не могут сделать деньги, и поднимает целый ряд интересных вопросов с точки зрения неоплачиваемого труда.

В книге вы обсуждаете переход от натурального хозяйства к экономике ухода. Можете ли вы объяснить, что вы подразумеваете под экономией на уходе?

Экономика ухода, используемая с глубоко феминистской или экофеминистской точки зрения, представляет собой целостный взгляд на нашу экономику. Я должен отделить это от общепринятого использования слова «экономика ухода», обычно относящегося к сектору ухода.

Мы ищем не только заботу о людях. Что делает перспектива экономики заботы, так это пытается предусмотреть все производство для нашего общества, все экономические меры, как если бы они были заботой.

Как будто земледелие — это забота о земле. Как будто, когда я обучаю или обучаю кого-то, я забочусь об этом человеке, как я это делаю. По сути, это создание системы заботы обо всем, что мы делаем.

Как люди, живущие в капиталистическом обществе, могут начать применять «настоящие ценности» в своей жизни сейчас?

Каждый на самом деле так или иначе применяет настоящие ценности в своей повседневной жизни. Подумайте об отношениях, которые у нас складываются с самыми близкими нам людьми, и о том, как они выпрыгивают из денежных рамок. Когда у нас есть дети, мы склонны давать им свободно. Самые личные отношения многих людей на самом деле не связаны с деньгами. Кроме того, подумайте о вещах, которые вам действительно нравятся в жизни и которые не связаны с получением или раздачей денег.

Но если бы люди просто меняли методы своей практики, чтобы преобразовать общество, я бы написал совсем другую книгу. Мой аргумент заключается в том, что мы действительно должны изменить то, как работает наше общество.

Это само по себе должно быть движением, которое включает разработку способов производства и обмена. Вместо того, чтобы иметь частную собственность, мы должны рассматривать землю как общее достояние, что дает нам свободу совместного управления.

Интервью было отредактировано для большей длины и ясности.

По ту сторону денег: посткапиталистическая стратегия уже доступна на Pluto Books.

Подпишитесь на Eve Upton-Clark в Twitter.

Понравилась эта статья? Нравится Huck на Facebook или следите за нами на Twitter .

Подробнее

Загляните внутрь новой выставки и книги, посвященной полувековым инновациям в портняжном деле, которые стерли различие между улицей и сценой.

Подробнее

Тысячи лондонцев каждый день увидят, как движение BikeStormz изменило жизнь молодых гонщиков в столице.

Подробнее

Между 1998 и 2010 Саймон Уитли проехал по старой линии Silverlink через северные внутренние пригороды Лондона, запечатлев их культурное разнообразие и резкое неравенство вблизи.

Подробнее

Тысячи учителей принимают участие в забастовках в Англии, Шотландии и Уэльсе, и новички в профессии борются за те же инвестиции в образование, которые им обещали, когда они учились в школе.

Подробнее

Клубы Премьер-лиги потратили рекордные 815 миллионов фунтов стерлингов в январское трансферное окно, но общественные клубы сталкиваются с финансовыми трудностями, которые угрожают прекрасной игре с нуля.

Подробнее

После года полномасштабной войны молодые украинцы борются изо всех сил, чтобы сохранить свою нацию, свою культуру и свои ценности.

Можем ли мы развиваться дальше денег?

«Мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их».

Эта часто цитируемая, но редко используемая цитата из Альберта Эйнштейна многое говорит нам о том, почему некоторые из самых неразрешимых проблем общества остаются нерешенными.

Например, развитие традиционно осуществлялось за счет крупных займов на крупномасштабные инфраструктурные проекты, пока один бангладешский экономист не осмелился мыслить по-другому и не одолжил небольшие суммы напрямую неприкасаемым из кредитного сектора: бедным женщинам. Grameen Bank лауреата Нобелевской премии Мохаммада Юнуса с тех пор предоставил ссуды на миллиарды долларов и показал, что микрофинансирование может быть эффективным и прямым способом помочь людям выбраться из бедности. Эта модель тиражируется во всем мире, и частные лица также предоставляют деньги на кредиты.

Решения, основанные на линейном мышлении, обладают особой привлекательностью, потому что мы знаем, откуда они берутся. Очень часто мы не можем допустить, чтобы система, в которой мы живем, была ошибочной; мы указываем на все преимущества и пытаемся настроить систему, чтобы исключить менее желательные элементы, только для того, чтобы возникла другая проблема в другом месте. Конечным результатом является вечная игра «убей крота», в которой мы вынуждены внедрять инновации быстрее, чем скорость, с которой появляются «непредвиденные» проблемы.

На первый взгляд, это хорошая система; инновации полезны для экономики, и нас, людей, привлекает идея прогресса и плавных переходов. Но если посмотреть с другой стороны, то можно утверждать, что наша история на самом деле определяется внезапными разрывами в социальных, политических, экономических и военных обличьях, такими как Великая депрессия и мировые войны I и II. Опять же, частичный крах нынешней экономической системы заставляет нас гоняться за своим хвостом, в то же время веря, что мы решаем существующие проблемы.

Общеизвестно, что всякая неустойчивая деятельность по определению заканчивается. Но прежде чем мы задумаемся о конце нашей нынешней системы или любом резком разрыве, давайте на мгновение задумаемся о том, какой была бы жизнь, если бы мы создали общество с нуля.

Венера на орбите

Десятилетиями эрудит-футурист Жак Фреско занимался именно этим — посмотрите это интервью Ларри Кинга, данное ему еще в 1974 году. имея огромное развращающее влияние, Фреско приступил к разработке проекта общества, свободного от денег. Естественно, разговоры об обществе без денег не имеют смысла в обществе, основанном на деньгах, поэтому нужно приостановить очевидную критику и задаться вопросом, звучит ли эта система лучше, чем наша сейчас, и если да, то как мы этого достигнем?

Утверждая, что мы свободны ровно настолько, насколько свободна наша покупательная способность, знаковая инициатива Fresco, проект Венера, отстаивает совершенно другую социальную систему, которая делает акцент на реальных человеческих потребностях и их удовлетворении, а не на удовлетворении экономических потребностей, которые мы в настоящее время устанавливаем в качестве предварительного условия для удовлетворения потребностей общества. Центральным элементом видения проекта «Венера» является идея о том, что ресурсы нельзя продавать, а вместо этого рассматривать как общее наследие всех людей. Благодаря широкому использованию возобновляемых источников энергии, передовых технологий во всех областях и централизованных компьютерных систем управления распределение ресурсов будет основываться на оптимальном производстве для удовлетворения потребностей человека.

В отличие от дискредитированного промышленного/аграрного социализма Сталина и Мао, в идеальном мире Фреско машины должны были освободить людей от тяжелой работы, которая мешала рабочим получать удовольствие от жизни и образования. Он утверждает, что такая система, свободная от политического вмешательства, обязательно устранит войны, голод, нищету и даже преступность и в процессе создаст более образованных людей, чьи таланты могут быть полностью сосредоточены на человеческом и природном благополучии. Видение, поддерживаемое проектом Венера, может показаться диковинным, утопическим и, возможно, даже пугающим. Опираясь на его 9За 4 года опыта Фреско сам остро осознает, что утопия недостижима. Скорее, он считает, что (1) это лучшая система, чем мы имеем в настоящее время; и (2) неустанный темп инноваций делает такое видение возможным, если мы его выберем.

Несомненно, это одно из самых радикальных выражений устойчивого развития, выходящее за рамки нынешних дискуссий о мудрости непрерывного экономического роста и о том, может ли нынешняя экономическая модель когда-либо обеспечить устойчивое развитие. В еще более широком системном контексте ее можно рассматривать как следующую эволюцию человеческой цивилизации за пределами капитализма, хотя капитализм в какой-то степени способствует этому.

Классическая критика о том, что никто не стал бы работать в мире без денег, все чаще подвергается сомнению в связи с новыми исследованиями того, что на самом деле мотивирует нас. Кажется, что денежные стимулы хороши только для простых задач, требующих механических (а не когнитивных) навыков, и интересны тем, что именно их можно легко автоматизировать. Творческая деятельность обычно преследуется вне каких-либо мотивов получения прибыли, о чем свидетельствует постоянно растущий глобальный банк данных цифровых медиа, который создается и распространяется бесплатно и напрямую загружается из Интернета. В настоящее время люди посвящают свою трудовую жизнь набору действий, определяемых рынком и часто стимулируемых порочными стимулами. С этой точки зрения в будущем люди будут посвящать свое время деятельности, более тесно связанной с их увлечениями, свободной от навязанных извне целей.

Совместное использование означает заботу

В краткосрочной перспективе развитие так называемого совместного потребления имеет элементы, соответствующие проекту Венера в плане коллективного объединения ресурсов. Идея состоит в том, что если мы сможем эффективно делиться тем, что у нас есть, путем обмена или обмена, общее потребление материалов снизится. Учитывая, что мы используем только некоторые из принадлежащих нам вещей в течение небольшого промежутка времени, может показаться, что в нашей коллекции имущества есть много вещей, которыми мог бы пользоваться кто-то другой, пока мы этого не делаем.

Конечно, новое модное слово или фраза не скрывает того факта, что вряд ли это новая концепция. Делиться, одалживать, брать взаймы и обменивать — вот основные человеческие взаимодействия, в которых мы участвовали на протяжении тысячелетий.

Что отличается от этой переупакованной концепции, так это то, что Интернет сократил затраты на поиск того, что доступно, и позволил массово выполнять одноранговые транзакции в гораздо более широком масштабе, чем когда-либо прежде. Точно так же, как E-bay стал пионером в продаже/аукционе ненужных вещей других людей, swap.com стремится соединить все дублированные медиа в домах людей: 450 редко используемых медиа на сумму около 7500 долларов США, согласно их веб-сайту. Другие сайты распространяют эту концепцию на каршеринг и райдшеринг. Тем временем совместные усилия разработчиков программного обеспечения позволили создать ряд бесплатных программ с открытым исходным кодом, базовая модель которых также может использоваться во многих областях исследований, включая климатологию.

Конечно, не все можно поменять местами (как бы нам этого ни хотелось)! Ключевым концептуальным препятствием является то, как мы воспринимаем нашу привязанность к личной собственности и привязаны ли мы больше к физическому предмету (например, к машине, книге или DVD), а не к услуге, которую он предоставляет, т. е. к информации или мобильности. Это не значит, что мы перестаем радоваться жизни, просто у нас нет соответствующих механизмов.

Итак, онлайн-обмен заменит онлайн-покупки? CNN, кажется, так думает, и даже Wall Street Journal признает, что бартер не является отклонением от экономического спада. Swap.com сообщает, что на сегодняшний день избыточное потребление на сумму 11,5 миллионов долларов было предотвращено более 1,8 миллиона свопов, что позволило сократить выбросы углерода на 10,4 миллиона фунтов (4717 тонн).

Но даже если вы признаете, что настоящее богатство заключается в доступе к услугам, а не в самих товарах, как вы можете доверять совершенно незнакомому человеку свою машину, дрель или надеяться, что он пришлет вам свою книгу, когда вы пришлете свою? Ближайший сосед, который медленно оказывается со всеми вашими вещами в своем гараже, стал легендой пригорода, но, по крайней мере, мы можем его или ее выследить.

Что интригует в совместном потреблении, так это то, что кредитный рейтинг, от которого в настоящее время зависит так много нашего доступа к товарам и услугам, будет заменен новым рейтингом — нашим личным рейтингом надежности. Другими словами, наш доступ к товарам становится отчасти функцией нашего социального капитала, а не нашего финансового. Это невероятно мощная концепция, помогающая нам понять личное богатство в более широком смысле и то, что мы могли бы использовать вместо денег. Социальный капитал накапливается со временем: чем больше вы правильно делитесь, тем выше поднимается ваш рейтинг, что, в свою очередь, способствует хорошему социальному поведению. Теоретически все это хорошо, при условии, что при этом не нарушаются личные свободы и идентичность.

Это не переход, который произойдет в одночасье, и действительно, учитывая заинтересованность, он, скорее всего, потребует роста человеческого сознания в сторону чутких цивилизаций. По сути, он утверждает, что мы в основе своей чуткие существа в эволюционном процессе, который начался с кровных уз, затем племен, религий и в настоящее время наций, но может распространиться на людей как единое целое, затем на существ, растения и, наконец, на нашу планету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *