Мир мира: Интернет магазин детских товаров и игрушек в Москве, игрушки и товары для детей в интернет магазине Детский Мир

Содержание

как сейчас выглядят «Мисс Мира» разных лет

Мы уже писали о том, как сложились судьбы победительниц конкурса «Мисс Вселенная» и оценивали их внешний вид. Теперь же пришло время посмотреть на тех, кто завоевывал титул «Мисс Мира».

Grazia

Теги:

Красота

Кино

Сериалы

Книги

Путешествия

Ежегодный конкурс «Мисс Мира» проводится с 1951 года, но мы отобрали 9 победительниц, которые, на наш субъективный взгляд, достойны вашего внимания.

Пенелопа Келен, ЮАС. «Мисс Мира-1958»

Выиграла конкурс в 18 лет

Эта милая 18-летняя девушка покорила жюри своей непосредственностью, красотой, грацией, и стала первой победительницей конкурса «Мисс Мира» из Африки.

Она — одна из немногих, кто вернулся на родину (в Южную Африку) и живет там по сей день. Несмотря на свой возраст, она самостоятельно ведет бизнес — у нее есть салон красоты. А еще она увлекается фотографией. Судя по снимкам, Пенелопа не прибегала и не прибегает к услугам пластических хирургов, что достойно уважения. Да и ее улыбка осталась такой же очаровательной.

Энн Сидни, Великобритания. «Мисс Мира-1964»

Выиграла конкурс в 20 лет

После победы в конкурсе Энн стали приглашать сниматься в сериалах и кино. Надо признать, у девушки действительно очень кинематографическая внешность. Из самых известных ее работ — эпизоды в сериале «Мстители», «Птицы в кустах» и «Спасибо за покупку», а также в фильме про Джеймса Бонда «Живешь только дважды». Она и сейчас тщательно следит за фигурой и является частым гостем различных светских мероприятий.

Вильнелия Мерсед, Пуэрто-Рико.

«Мисс Мира-1975»

Выиграла конкурс в 18 лет

За год, что она носила титул «Мисс Мира-1975» Вильнелия много путешествовала. Больше прочих стран ей понравилась Англия, где она и встретила своего мужа Брюса Форсайта (самого высокооплачиваемого британского телеведущего). В 2011 году он получил рыцарское звание, следовательно, теперь и она имеет право использовать в обращении титул «Леди Форсайт». К сожалению, в августе 2017 года Брюс умер. Так что, теперь Вильнелия — завидная невеста, в которой не узнать истинную пуэрториканку.

Синди Брейкспир, Ямайка. «Мисс Мира-1976»

Выиграла конкурс в 22 года

Синди всегда интересовали две вещи: модельный бизнес и музыка. После победы в конкурсе «Мисс Мира» она все-таки решила оставить карьеру модели и всерьез занялась пением. Интересный факт из ее биографии: у Синди есть сын от Боба Марли, с которым у Брейкспир был роман.

Известно, что Боб посвятил бывшей жене песню Turn Your Lights Down Low. Позднее Синди вышла замуж за сенатора и адвоката  Тома Тавареса, от которого родила двоих детей, правда, в итоге пара развелась. Сейчас Брейкспир замужем за музыкантом Рупертом Бента II и до сих пор продолжает работать моделью и певицей.

Улла Вайгершторфер, Австрия. «Мисс Мира-1987»

Выиграла конкурс в 20 лет

Как и многие победительницы этого конкурса, Улла стала вести различные программы на телевидении и радио, а также написала книгу о красоте «В царстве запахов — эфирные масла и их действие», которую, кстати, можно купить и сейчас. Помимо этого, Вайгершторфер активно занимается благотворительностью и предпринимательством. А еще она имеет пост в парламенте Австрии, поэтому одевается и красится скромно, так как в политике не принято особо выделяться.

Джина Толлесон, США. «Мисс Мира-1990»

Выиграла конкурс в 20 лет

Как это часто бывает, после победы в престижном конкурсе Джина познакомилась с нужными людьми, в частности с Аланом Тиком, вместе с которым организовала конкурс «Мисс Америка» в Эль-Пасо (штат Техас). Пара поженилась, но в конце 90-х развелась. Сейчас Джина уже не занимается конкурсами, но продолжает вести светскую жизнь. Она занимает пост исполнительного редактора одного из журналов в Санта-Барбаре, поэтому по долгу службы бывает на светских раутах и вечеринках.

Айшвария Рай, Индия. «Мисс Мира-1994»

Выиграла конкурс в 21 год

Айшвария, наверное, самая известная из всех победительниц конкурса «Мисс Мира». А все потому, что она — популярная индийская фотомодель и актриса, а также посланница красоты L’Oréal Paris. Кроме того, что Рай красавица, она еще и умница, которая свободно говорит на пяти языках: хинди, маратхи, тамиль, тулу и английском. Она замужем за болливудским актером Абхишек Баччан, у них растет 5-летняя дочь. Но семья и ребенок никак не мешают Айшварии продолжать сниматься в кино и рекламных роликах, а также блистать на красных дорожках международных кинофестивалей.

Линор Абаргиль, Израиль.

«Мисс Мира-1998»

Выиграла конкурс в 18 лет

Историю Линор нельзя назвать безоблачной: незадолго до «Мисс Мира» девушку изнасиловали. Виновника нашли, осудили, заключили в тюрьме, но это и не так уж важно… Надо отдать должное Абаргиль, она сумела подняться над ситуацией, отправилась на конкурс, где с достоинством выдержала все испытания, и в конце концов выиграла его. Сейчас Линор, помимо модельной деятельности, занимается социальной и общественной работой по защите прав женщин. Ее часто приглашают в различные теле-шоу, где затрагиваются эти темы. Кстати, в 2013 году был снят документальный фильм о судьбе Линор под названием Brave Miss World («Храбрая Мисс Мира»).

Розанна Дэвисон, Ирландия. «Мисс Мира-2003»

Выиграла конкурс в 19 лет

Во-первых, эта длинноногая красотка — дочь музыканта Криса де Бурга, который посвятил дочери песню For Rosanna. Во-вторых, Розанна не только модель, но и актриса, певица, а также автор кулинарной книги-бестселлера Eat yourself beautiful. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Материал «Красота спасет мир: как сейчас выглядят «Мисс Вселенные» разных лет» можно посмотреть тут.

Фото: Getty images Russia, East News, Rex features/Fotodom

Читать онлайн «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Мария Осорина – ЛитРес

Посвящается моим родителям

Владимиру Ивановичу Осорину и

Ольге Николаевне Гречиной



Введение

Этот мальчишка, который задорно смотрит на вас с фотографии, олицетворяет для меня детский мир, о котором пойдет речь в этой книге. Веселый, озорной и немного застенчивый, он не боится смотреть в глаза взрослому, если надеется на ответную симпатию и уважение. Он способен творчески «вписаться» в ситуацию, найти себе занятие даже там, где нет ничего привлекательного. Вот – уцепился за обрывок каната, раскачивается и доволен своей выдумкой.

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивительно слепы по отношению к жизни и культуре «племени детей». Эта книга поможет читателю посмотреть на детей новым взглядом и познакомиться с детскими традициями «обживания» большого мира. Она посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Сразу после рождения младенец получает собственное место в виде колыбели или кроватки, куда его кладут взрослые. Но деятельное освоение мира, в который пришел ребенок, требует от него многолетней и колоссальной по объему самостоятельной работы.

Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Исходя из всего сказанного сформулированы задачи этой книги. Во-первых, мне хотелось описать феноменологию детского территориального поведения: как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают и т. д. Мне кажется важным ввести этот материал в научный обиход, привлечь к нему внимание психологов, этнологов, педагогов. Думаю, что он также будет интересен родителям и всем, кто практически работает с детьми.

Во-вторых, в традиционных формах жизни мира детей и его субкультуры, которые разворачиваются в реальном физическом пространстве, мне было важно уловить психологические закономерности и найти им объяснение, т.  е. ответить на вопрос, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем ходят дети в «страшные» места? Что происходит, когда они сидят в своем «штабе»? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских «секретов» и тайников? Почему дети так любят кататься с ледяных гор? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других? Я попыталась найти ответы на эти вопросы, исходя из логики психического развития ребенка и его становления как личности.

Эмпирический материал, на основе которого делаются эти выводы, собирался в течение длительного периода, растянувшегося почти на 20 лет. Основными методами сбора информации были: включенное наблюдение за поведением детей в естественной обстановке, длительные глубинные интервью с детьми и взрослыми, вспоминавшими о своем детстве, письменные развернутые ответы информантов на поставленные мною вопросы (всего в этой работе приняло участие более ста человек). Естественно, этому предшествовал тщательный психологический анализ и моих собственных детских воспоминаний, который обычно необходим в подобном исследовании.

Поскольку эта книга посвящена необычной теме, раскрытой в непривычном ракурсе – секретный детский мир, увиденный изнутри, – мне кажется важным обозначить ее место в научно-психологической традиции.

Историческим предтечей такого рода исследований я считаю Стенли Холла, знаменитого основателя педологии, и в частности его небольшую, но во многих отношениях замечательную статью, написанную в начале нашего века, «История одной кучи песку», где прослежена многолетняя игра компании мальчиков, создавших в этой куче целый мир[1].

В методическом плане наиболее значимы для меня были исследовательские принципы двух замечательных детских психологов – Жана Пиаже и Эрика Эриксона. Оба – каждый по-своему – поразили меня когда-то глубиной и тонкостью своей наблюдательности. Благодаря им я поняла, что внимательное наблюдение за живыми событиями должно предшествовать всем другим видам исследовательской активности психолога и служить для них фундаментом.

Предлагаемая читателю книга не может претендовать на полноту описания и объяснения всех аспектов грандиозной темы, обозначенной в ее названии, – секретный мир детей гораздо шире того, что удалось изложить в этой работе. Поэтому каждая из глав относительно автономна и представляет собой нечто вроде развернутого комментария к одной из страниц книги детского бытия.

В заключение я хочу выразить свою благодарность всем, кто помогал и поддерживал меня во время написания этой работы, а также сотрудникам издательства «Питер» – неизменно доброжелательным, внимательным и терпеливым.


Глава 1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей

Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров. Некоторые из этих миров отчетливо видимы, другие – как, например, мир психической жизни, – будучи незримыми, воплощаются в материале других миров, становясь таким образом зримыми, чувственно воспринимаемыми.

Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире, человеку, входящему в жизнь, необходимо осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути.

Это невозможно в отсутствие важнейших пространственных и смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте своего нахождения в ней. Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.

Фольклористы, этнографы, культурологи могут многое рассказать о моделях мира древних египтян и ацтеков, австралийских аборигенов и народов Сибири, – вопрос же о том, как и кем формируется и что представляет собой модель мира современных детей, покрыт мраком неизвестности в гораздо большей степени, чем модель мира алеутских эскимосов.

Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка.

Первый – это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.

Второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

Третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг.

Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована – в виде рассказа, рисунка, поступка и т. п. Анализируя их, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности выяснить некоторые особенности его картины мира.

Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т. д.), который максимально легко и полно может быть усвоен воспитуемым.

В этой главе мы рассмотрим, как начинается формирование модели мира у маленьких детей от рождения до трех лет и от трех лет до пяти. Современные родители часто совсем не представляют себе огромности объема той внутренней работы, которую проделывает в этот период ребенок, чтобы упорядочить свои представления о мире. Поэтому на двух показательных примерах мы познакомимся с двумя сторонами этого процесса. Сначала посмотрим, как может быть осуществлена помощь со стороны взрослых и как может быть передано мировоззренческое содержание в тексте, обращенном к маленькому ребенку. В этом плане поучителен опыт народной культуры, в которой построение базовой системы координат начиналось сразу после появления младенца на свет. На примере анализа текстов русского материнского фольклора мы познакомимся с традиционными способами помощи ребенку в психологическом структурировании пространства окружающего мира и осознании своего места в нем. А затем рассмотрим, как начинается самостоятельное создание модели мира на примере детских рисунков, когда ребенок сам овладевает культурным инструментом – в данном случае изобразительным языком, через который он выражает свое понимание мироустройства.

 

Инициаторами мироустроительной работы ребенка являются взрослые: именно они вводят его в мир материальной культуры и родного языка, которыми в разнообразных формах представлены важнейшие пространственно-смысловые координаты, помогающие ребенку организовать и осознать его непосредственный (в первую очередь телесный) личный опыт.

В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых. Это системы запретов и поощрений, не только выражающихся через язык, но и существующих как данность и опредмеченных в самой организации специфически детского пространства (детской кроватки, детской комнаты, детской площадки) как участка, выгороженного и отграниченного от запретных пространственных измерений. Не менее мощным средством формирования пространственного сознания и источником базовых элементов этнокультурной концепции мироустройства является родной язык.

Лингвистическое упорядочение непосредственного пространственного опыта ребенка начинается уже на самых ранних этапах освоения им словаря и грамматики родного языка. Кроме того, воспитатели используют специальные «моделирующие» тексты, в которых ребенку в образной и доступной форме дается смысловая схема пространства мира. В этом плане особый интерес для психолога представляет традиция народной педагогики.

Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т. п. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т.  е. задать некую систему основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.

Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы слепым пятном. Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.

Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком.

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала…» – так приговаривает мать или няня, перебирая пальчики ребенка, сидящего у нее на коленях. С психологической точки зрения важность этих игр неоценима. Таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ собственного тела.

Образ своего телесного «Я» – это база для развития личности малыша (равно как и для жизни личности взрослого). Ведь наличие тела – это критерий истинности утверждения «я существую». Одновременно тело – это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и, как мы увидим позже, главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.

В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья, подмышки, головка и т. д. становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает собственным именем и характером и исполняет определенную игровую роль[2].

Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия – имена, которые многократно повторяются на разные лады. Называние придает частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных ощущений, постепенно складывающаяся в целостный образ. А по мере того, как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, неизменность их местонахождения и взаиморасположения, – у него начинает складываться схема тела. Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле – нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение такой «карты» собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней.

Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Не случайно в народной культуре этот процесс направлялся и контролировался традицией. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, обращенные к детям. В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по форме способы обучения ребенка пониманию собственного тела. Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были общеизвестны. А потому даже самая глупая и нерадивая воспитательница, которая их использовала, волей-неволей развивала ребенка в соответствии с заложенной в эти тексты культурной программой освоения пространства телесного «Я».

Если мы обратимся к другим жанрам материнского фольклора, например к колыбельным песням, то и там обнаружим присутствие культурных программ, целью которых является символическое представление основных пространственных координат мира, куда вошел ребенок после появления на свет.

Упорядочивание, структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель – первое собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное пространство.

 
Висит колыбель
На высоком на крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые[3]
 

И золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона. Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами – праздничной едой:

 
Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки [4].
 

В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия.

Действительно, для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, – самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной. Главной личностной задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни» – интуитивной уверенности человека в том, что жить хорошо и жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят[5]. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни. На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна.

В материнском фольклоре колыбельных песен исходной точкой отсчета в мировой системе координат становится ребенок, лежащий в своей колыбели, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг ребенка через противопоставление теплого дома-защиты, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира – темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.

Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она обозначается понятием «край»:

 
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток[6].
 

Внешняя граница дома уже принадлежит к наружному опасному миру. Беспечная домашняя курица, которая по неразумию устроилась спать на завалинке – т. е. снаружи дома, – может потерять всю свою красу из-за разбойного нападения совы – птицы лесной[7]:

 
Черна курица ряба
На завалинке спала,
Прилетела сова,
Серьги вывернула,
Перья выщипала[8].
 

Вообще, фольклорное понятие края как границы перехода из своего пространства в пространство внешнего мира – опасного, страшного – символически оформляет также и повседневный опыт маленького ребенка.

 

Тему края как важнейшую телесно-пространственную проблему малыш начинает проживать очень рано. Так как младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница перепада высот, переход которой грозит падением. Эта реальная опасность прежде всего познается в течение двух первых лет жизни. Телесные переживания такого рода становятся для ребенка живым психологическим наполнителем фольклорной идеи края как опасной грани двух разных миров. С точки зрения народной традиции подходить к ней, а тем более преждевременно переходить ее, пока ребенок мал и не готов к этому, – никак нельзя.

Надо сказать, что понятие «край» является необыкновенно психологически емким. Среди ключевых слов, необходимых для формирования личности ребенка, ему надо отдать одно из первых по значимости мест.

Одна из сфер жизни ребенка, где значимо понятие «край», – это его телесно-двигательное поведение, о котором мы уже упоминали. Тут опознание края как границы конкретного пространства – своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного – проживается ребенком через опыт собственного тела.

Кроме того, понятие «край» (в научной терминологии – «граница», «контур») является центральным для понимания того, как формируется у маленьких детей восприятие окружающего мира и самих себя.

Восприятие – это базовый познавательный процесс, который строится на основе совместной работы отдельных органов чувств. Результатами такой совместной деятельности зрения, осязания, слуха и т. д. являются образы восприятия – своего рода картинки реальности. В общей психологии хорошо известно, что для построения образа воспринимаемого объекта особую информационную ценность имеет его контур[9].

Как только познающий ребенок-наблюдатель становится способен выделять контуры, т.  е. края отдельных вещей, из общего фона окружающего мира, его восприятие делается предметным. Он видит мир уже не как хаос невнятных движущихся и статичных пятен (что свойственно совсем крошечным детям), а как вместилище отдельных предметов, каждый из которых имеет свои очертания, границу, отделяющую его от фона всего остального.

Такая способность к вычленению края предмета, помогающая воспринять его как отдельную целостность, постепенно формируется у ребенка на основе его опыта манипулирования предметами. Как утверждал физиолог И. М. Сеченов, движущаяся рука всегда поначалу учит глаз: познавательные действия рук ребенка, которые хватают, ощупывают края предмета, обучают глаза такой же стратегии поведения. Глаза вскоре научатся исследовать контур видимого объекта при помощи похожих на ручные «ощупывающих» движений, но уже на расстоянии. Каждый предмет, приобретающий таким образом свое место, свою форму и края, отличен для ребенка от других. Так появляется у предмета свое лицо, а несколько позже свое имя – название, помогающее ребенку опознавать его.

Итак, выделение края как границы объекта определяет успешность формирования предметного восприятия. На этом строится способность ребенка ориентироваться в пространстве внешнего мира.

Обобщая описанное выше содержание психического опыта маленьких детей, связанного с темой края, можно сказать, что «край», видимо, является одной из самых ранних и прочувствованных ребенком характеристик пространства, которая положена в основание его миропонимания.

Тем более поразительно, с какой психологической чуткостью тема края в материнском фольклоре введена в адресованные ребенку тексты и символически осмыслена народной традицией. Здесь «край» играет роль ключевого элемента в пространственно-символических «картах мира», которыми традиционная культура взрослых снабжает маленьких детей загодя.

В колыбельных песнях слово «край» становится понятием, обозначающим границу мира своего – домашнего, защищенного и чужеродного – внешнего, опасного.

Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, уже имевшие самостоятельный опыт познания реальных краев, кромок, границ всевозможных предметов, опыт собственных падений и переступаний через край, познавшие неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо. Все это живое многообразие индивидуального опыта насыщало для ребенка понятие «край» личностным смыслом.

С другой стороны, приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания, что проявляется и в продуктах собственного творчества маленьких детей.

Оставим пока колыбельные и забежим немного вперед, когда ребенок подрастает настолько, чтобы слушать и понимать сказки. Мы сразу обнаружим, что в народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома.

Колобка, румяного и «готового», «родители» сами положили на окошко – границу дома и наружного мира – студиться. Он лежал-лежал, ему скучно стало. И тогда он – хоп! – с окошка на завалинку, с завалинки во двор, со двора за ворота – и покатился по дороге. Итак, он покинул родной дом уже готовым и по собственной воле выкатился на дорогу жизни, где с ним и случились драматические происшествия, связанные с тем, как Колобок поступал при встречах с другими персонажами этой сказки.

Иное дело – младший сын из сказки «Кот в сапогах». Он совсем молод, хотя и получил наследство от умерших родителей и должен выходить из дома на собственную дорогу жизни, так как два старших брата унаследовали дом и мельницу. Но как сказал бы современный психолог, младший сын сталкивается с типичными юношескими проблемами. Он завидует старшим братьям и тяжело переживает, что придется выходить в мир с неизвестно чем – котом в мешке. Ему кажется, что родители его обделили. Основные события сказки связаны с тем, как постепенно сын открывает для себя ценность родительского наследства – ведь они оставили ему волшебного помощника, который добывает своему хозяину и богатство, и жену, и власть.

А вот бедный Мальчик-с-Пальчик и его братья совсем не готовы выходить в мир, они для этого еще совсем малы. Отец уводит их из родного дома, потому что их нечем кормить. Поэтому для этих маленьких детей внешний мир и предстает в виде чащи темного леса, где они попадают в дом к людоеду.

Итак, мы видим, что на новом возрастном этапе жизни ребенка-слушателя тема края развивается дальше в сказочных фольклорных текстах, где раскрываются связанные с ней новые психологические задачи. Это уже не край как магическая грань, к которой нельзя даже приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни.

Кстати, если мы вернемся назад, в мир колыбельных песен, то заметим, что только младенцу за пределами родного дома грозят опасности, так как он мал, «не готов». Взрослые же люди, равно как и некоторые животные и мифологические персонажи, могут свободно перемещаться и действовать во внешнем мире. Оттуда они приносят ребенку подарки, еду, здоровье, сон, а также сапожки, в которых он потом самостоятельно выйдет на дорогу жизни.

Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими, со старшими и со святыми покровителями. То есть закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы и ее конечность.

Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

Поговорим теперь о психологических особенностях живого восприятия фольклорных текстов ребенком. Кроме их содержания многое предопределяет сама ситуация, в которой они исполняются.

Колыбельную песню мать, бабушка или няня поет вечером, чтобы ребенок поскорей заснул. С психологической точки зрения он находится в это время в особом душевном состоянии предсонья: тельце постепенно расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте еще отсутствуют и не мешают внимательно сосредоточиться на голосе взрослого. Такому сосредоточению помогает еще и то обстоятельство, что поющий голос является главным на фоне окружающей тишины и темноты. Можно сказать, что состояние ребенка подобно тому, что бывает у людей при гипнотическом внушении. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу.

Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – это самый древний, универсальный и самый успешный способ психологического присоединения к партнеру. Таким образом происходит объединение двух людей в целостную энергоинформационную систему, ведомую общим ритмом. Обучается ребенок такой настройке еще в утробе матери, где ритмические процессы в его организме синхронизируются с ритмами ее жизнедеятельности[10], а использует эту способность всю дальнейшую жизнь. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают внутрь одушевленного тельца ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку не обязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая и потом, когда он повзрослеет, никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся древние, целостные, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передающихся в народной традиции. Пространственно-символические схемы, организующие эти смыслы в фольклорном тексте, отражают народную модель мироустройства. В дальнейшем они станут основой формирования символического мышления самого ребенка, без которого не может быть понимания мира и себя, осознания смысла своего существования.

Вечерняя убаюкивающая песня когда-то сопровождала ребенка на протяжении нескольких первых лет его жизни. Она присутствует в быте многих семей и сейчас. Когда ребенок становится старше, к ней присоединяются рассказывание сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Причем то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов. Поэтому воспитатели далеко не случайно знакомили ребенка с текстами, имеющими мировоззренческое значение, раскрывающими принципы жизнеустройства, именно перед сном. Ведь они должны были войти глубоко в душу и сохраниться там на всю жизнь. Тогда понятно, почему, отвечая на вопрос о главном человеке, который определил строй их души, многие русские писатели называли свою няню и ее вечерние сказки.

Якутия болеет за Наталью Строеву на финале конкурса «Мисс Мира»

Команда судей назовет в субботу имя победительницы международного конкурса «Мисс мира — 2018», который проходит в городе Санья (островная провинция Хайнань, юг КНР).  Прямая трансляция финала начнется в 20:00 (по якутскому времени) на официальном YouTube-канале Miss World.

В этом году представлять Россию на конкурсе будет 19-летняя якутка Наталья Строева. Девушка уже стала 2-й вице-мисс России и мисс Республика Саха (Якутия).

Оценить шансы на победу она не решилась. «Это сложно, — сказала Строева. — Любой результат меня искренне порадует, потому что участие в подобных конкурсах — это уже невероятный опыт».

Говоря о планах на будущее, девушка призналась, что продолжать карьеру модели не собирается. «Дальше просто некуда, — улыбнулась она. — „Мисс Якутия“, „Мисс Россия“, „Мисс мира“, конкурсы красоты — это прекрасный опыт, но он не дается просто так».

Строева отметила, что по возвращении на родину планирует сосредоточиться на учебе. Она окончила школу с золотой медалью, а в 2017 году поступила в Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. «Я бы хотела стать косметологом-дерматологом, а в дальнейшем, возможно, пластическим хирургом», — сказала она.

Участницы конкурса

В «Мисс мира — 2018» принимают участие девушки в возрасте от 18 до 26 лет из 118 стран и регионов мира. Среди них есть врачи, учителя, журналисты, преподаватели.

Конкурсантки прибыли в город 9 ноября и в течение месяца участвовали в промежуточных состязаниях, в том числе в конкурсе национальных костюмов, презентации благотворительных проектов.

Практически каждая приехала на остров с членами семьи — братья, сестры, родители и молодые люди красавиц активно поддерживают конкурсанток. По словам участниц, они соперничают не друг с другом, а сами с собой.

Красота с целью

Помимо демонстрации своей красоты конкурсантки должны были выполнить немало других задач в процессе подготовки к финалу. Одна из них — презентация своего благотворительного проекта. Эта социальная составляющая появилась в 1972 году, когда супруга основателя состязания Джулия Морли создала в рамках конкурса программу «Красота с целью» (Beauty with a purpose), направленную на реализацию проектов помощи детям и нуждающимся по всему миру.

Как сообщили ТАСС организаторы, по решению жюри пять лучших проектов, представленных участницами, будут реализованы при поддержке исполнительного директора конкурса Джулии Морли и действующей мисс мира.

Работа россиянки вошла в топ-25. В своем ролике Строева затронула проблему поддержки сирот в России. Лучшим был признан проект участницы из Непала Шринкхалы Кхативады, которая рассказала о проблеме медицинского обслуживания в отдаленных районах. По словам россиянки, она будет заниматься благотворительностью и после возвращения в Россию.

«Я начала проект в своей республике, планирую продвигать его в других городах и регионах РФ. Хочется, чтобы он развивался и спонсировался, чтобы была поддержка со стороны правительства», — сказала россиянка. «Сложно доказать, что ты самая красивая, лучше доказать, что у тебя есть цель изменить мир к лучшему, помочь тем, кто нуждается в этом. Важно не просто стоять в стороне, а стараться решать какие-то проблемы», — подчеркнула она.

Другие участницы также считают, что «Мисс мира» — это больше, чем просто конкурс красоты. «Это не о красоте, — сказала представительница Черногории, 18-летняя Наталья Глушчевич. — Личность — вот, что действительно важно на конкурсе. Личность, характер, то, какой ты человек, и что ты готов сделать для этого мира».

Международное значение

Как сказала в беседе с корреспондентом ТАСС российская конкурсантка, участницы конкурса — «вне политики». По ее словам, сотрудничество между девушками в процессе подготовки и во время самого соревнования — это «отличная возможность для укрепления взаимодействия между представителями разных стран и культур».

Мнение Строевой разделила ее соперница из Сербии, 24-летняя Ивана Тришич, по словам которой «Мисс мира» — это не просто конкурс, а способ изменить мир к лучшему». «Если у тебя в руках титул мисс мира, ты действительно можешь изменить мир, повлиять на мнение людей и заставить их прислушаться», — считает она.

Как заявила в беседе с корреспондентом ТАСС президент конкурса «Мисс Сербия» Весна де Винча, «красота спасет мир». «Она [красота] помогает преодолевать трудности, справляться с невзгодами, — сказала Винча. — С виду это [организация и проведение конкурсов красоты] очень легкое дело, но по правде, очень сложное и ответственное». 

История конкурса и победительницы

Международный конкурс красоты «Мисс мира» проводится ежегодно с 1951 года и наряду с «Мисс Вселенная», «Мисс Интернэшнл» и «Мисс Земля» считается одним из наиболее престижных соревнований подобного рода. Проведение состязания инициировал британец Эрик Морли при поддержке супруги Джулии. До Китая конкурс прошел в более чем 20 странах. По словам организаторов, главная задача соревнования — «поддержание мира на всей планете, создание образа выдающейся женщины и оказание поддержки детям, страдающим от голода и различных заболеваний».

Российские девушки побеждали в этом состязании. В 1992 году Юлия Курочкина из Московской области стала победительницей 42-го конкурса «Мисс мира». Победу в финале глобального состязания одержала в 2008 году Ксения Сухинова из Нижневартовска. Почетный титул 1-й вице-мисс мира в 2015 году достался Софии Никитчук из Снежинска.

Китаянки одерживали победу в конкурсе дважды — в 2007 и 2012 году.

Конкурс «Мисс мира — 2018» проводится при содействии китайского объединения «Новый шелковый путь», подписавшего в 2017 году с британской стороной соглашение о долгосрочном сотрудничестве.

Мир во всем мире за один час


18 сентября 2020

Y ты можешь сказать, что я мечтатель
Но я не один такой
Я надеюсь, что когда-нибудь ты присоединишься к нам
И мир будет как один

                    — Джон Леннон

Это просто песня или принятие желаемого за действительное? Это просто слова или пророчество? Способно ли человечество достичь прочного, вечного мира?

Я говорю ДА, и время СЕЙЧАС.

Нельзя сказать, что не хватало деклараций и резолюций о мире:
1948: Всеобщая декларация прав человека
1978: Декларация о подготовке обществ к жизни в мире
1984: Декларация о праве народов на мир
1999: Декларация и Программа действий по культуре мира
2011: Брюссель Декларация «Клятва мира»
2016 г. : Приложение к Декларации о праве на мир
2018 г.: Глобальная резолюция о создании инфраструктуры для поддержки культуры мира (не резолюция Организации Объединенных Наций)

В 1984 году, когда я прибыл в Нью-Йорк, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций резолюцией 39/11 приняла Декларацию права народов на мир, в которой государства-члены Организации Объединенных Наций торжественно провозгласили, что народы нашей планеты имели священное право на мир.

Позвольте мне повторить: у всех нас есть священное право на мир

Слишком много лидеров, за которыми некому следовать
Слишком много туч, мало дождя
Слишком много слов и обещаний, слишком трудно проглотить
Слишком много невинных погибло напрасно

                              — «Я пойду за тобой» Ненада Баха

Предыдущие усилия по достижению глобального мира были полны добрых намерений, но они привели к слишком большому количеству деклараций и недостаточному действию. Это исторический момент, и если мы не воспользуемся им, возможно, мы не заслуживаем того, чтобы выжить. Как и в случае запуска ракеты для встречи с Международной космической станцией на орбите, существует очень небольшое окно возможностей для установления мира во всем мире. Защита существования всех видов, поддержание жизни на Земле, исследование космического пространства, борьба с болезнями и смертностью, решение проблемы загрязнения, сосуществование с окружающей средой, избрание большего числа женщин на руководящие должности и создание реальной свободы, включающей подлинную частную собственность: мир во всем мире необходимое условие для достижения всех этих целей.

Эта пандемия должна открыть нам глаза на то, что Первая мировая война закончилась пандемией испанского гриппа. Так почему бы не использовать тот же метод, чтобы положить конец всем текущим войнам — прямо сейчас. В этом проекте я не полагаюсь исключительно на интеллектуалов, художников, политиков или борцов за мир.

Мы все в нем — от водителей грузовиков до медсестер, от президентов компаний до президентов стран. Приветствуется тот, кто понимает план и шаги, которые необходимо предпринять. Я просто хочу донести эту идею до тех, у кого это находит отклик, будь то Папа Римский, Пол Маккартни, Боно, продавец хот-догов на углу Первой авеню и Хьюстон-стрит, Нобелевский институт или любой важный работник во время COVID-19пандемия. Мы все в нем. Проще сказать, чем сделать? Выслушайте меня. Чтобы добиться глобальной экономической стабильности и устойчивого роста, мы должны предпринять следующие шаги и ожидать положительных результатов:

1. Военные бюджеты должны оставаться такими, какие они есть, в размере около 2 триллионов долларов во всем мире или, может быть, даже увеличиться, но…
2. Пятьдесят процентов производства новых вооружений должны быть перемонтированы/преобразованы для создания инфраструктуры и поддержки исследований и разработок.
3. Если страны G20 сделают это, нынешняя глобальная структура власти и баланс останутся прежними, поскольку на эти страны приходится две трети населения мира и 80 процентов мирового валового внутреннего продукта.
4. Равновесие равно спокойствию.
5. Мать-Земля получит реальную инфраструктуру: туннели между континентами и т.д.
6. Вирусы будут контролироваться или даже лучше, они будут использоваться как средство для чего-то хорошего. Представьте себе вирус, распространяющий знания, иммунитет, долгую жизнь.
7. Мы как вид сможем раскрыть свой истинный человеческий потенциал, уважая всех живых существ.

Факты:
1. Твиттер обходит весь мир за секунду. Количество смартфонов и цифровых камер в мире сейчас составляет около 4 миллиардов. Насилие больше невозможно скрыть. Технологии на нашей стороне.
2. По оценкам, в двадцатом веке до 200 миллионов человек были убиты войной, угнетением и другими злодеяниями. За первые 20 лет этого века в результате конфликтов погибло чуть более 1 миллиона человек. Если бы эта тенденция сохранялась в течение следующих 80 лет, это привело бы к снижению таких смертей примерно в 40 раз.
3. Западное полушарие является зоной, свободной от войн, с момента окончания внутреннего конфликта в Колумбии в 2016 году.
4. По оценкам, имеется 110 миллионов активных наземных мин и такое же количество находится на складе.
5. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, расчетное количество ядерных боезарядов в пятерке стран с наибольшим количеством ядерного оружия в 2020 году на основе имеющейся информации выглядит следующим образом:
Россия, 6375
США, 5800
Китай , 320 
Франция, 290
Великобритания, 215

Приблизительные оценки стоимости создания и обслуживания этого ужасного оружия исчисляются триллионами долларов. Сокращение этих расходов наполовину сняло бы много беспокойства и высвободило бы деньги. И снова структура власти и баланс останутся прежними.

Мемориал Джона Леннона в Центральном парке, Нью-Йорк, 1 сентября 2018 г. Фото: Ogutier с сайта Pixabay

ближе к миру во всем мире в 2021 году. Это уже не просто слова, и планета более чем готова!

На самом деле я очень впечатлен человечеством; мировые лидеры приостановили повседневную жизнь на Земле, чтобы спасти наших братьев и сестер от COVID-19. Вы можете быть циничны, но почти никто не мог предсказать такой исход, который доказывает, что прошлое не равно будущему. Однажды все войны прекратятся навсегда. Зная это, мы должны эмоционально извлечь выгоду и дать волю безграничному человеческому творчеству. Несколько дней назад я нашел уже существующие компании по добыче астероидов. Если это происходит сейчас, представьте, к чему может привести свободный поток творчества в ближайшем будущем.

Пандемии случались и раньше, но никогда мы не были так связаны, как сегодня. Хорошо, плохо, но не безразлично, наша структура социальных сетей должна использоваться не только для того, чтобы делиться тем, что вы ели на завтрак сегодня утром, но и как мощное средство для достижения мира во всем мире. Да, это могло произойти за один час; если мы посадим лидеров стран G20 в одну комнату или на Zoom и не будем давать им печенье, то это может занять всего 45 минут. И да, я пытаюсь пошутить, но на самом деле, при должной подготовке, думаю, это произойдет довольно быстро. В нынешнем состоянии войны мы могли бы попытаться разгадать тайны жизни в течение следующей тысячи лет, или мы могли бы провозгласить мир и двигаться вперед на всех фронтах в следующие сто лет. Вам интересно, как? Просто спросите Илона Маска; он представит план через две недели.

«Вы можете сказать, что я мечтатель/Но я не один такой/Я надеюсь, что когда-нибудь…» на самом деле, пусть этот день будет 21 сентября 2021 года, в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке: подписание декларация мира во всем мире. И если бы вы позволили мне помечтать еще хоть минуту, за два дня до этого в Нью-Йорке мог бы состояться турнир по пинг-понгу между всеми президентами, премьер-министрами и другими мировыми лидерами в конференц-центре Javits Convention Center на Манхэттене. Пинг-понг уже давно считается проверенным методом дипломатии. А после церемонии подписания Оркестр World Peace in One Hour со всеми инструментами мира исполнит «Everything Is Forever» и «Stand by Me», а завершится «Imagine» Джона Леннона.

При нашей нынешней продолжительности жизни мы не можем путешествовать за пределы нашей Солнечной системы, не говоря уже об исследовании Млечного Пути. Так что, закружитесь, человечество, креативному классу предстоит еще многое сделать. Первая остановка: луна; далее: Марс; а затем звезды, чтобы узнать, что мы все из себя и когда, как и почему все это началось. Нельзя терять время, и все же «время — это все, что у нас есть» и «любовь — это все, что нам нужно».

Для получения дополнительной информации о мире во всем мире за один час посетите https://worldpeaceinonehour.com/history.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть полную аудиозапись этой статьи.

UNChronicle не является официальной записью. Для нас большая честь принимать у себя высокопоставленных должностных лиц Организации Объединенных Наций, а также видных деятелей, не входящих в систему Организации Объединенных Наций, взгляды которых не обязательно совпадают с точкой зрения Организации Объединенных Наций. Точно так же указанные границы и названия, а также обозначения, используемые на картах или в статьях, не обязательно подразумевают одобрение или принятие Организацией Объединенных Наций.

Чему мы можем научиться у самого миролюбивого в мире…

Пролистать наверх

Чему мы можем научиться у самых миролюбивых обществ в мире?

Многопрофильная группа исследователей выясняет, что делает одни общества более миролюбивыми, чем другие.

По Питер Т. Коулман, Дуглас П. Фрай | 7 июня 2021 г.

Учитывая изнурительные войны и ядовитые политические разногласия, которые доминируют в новостях, может быть неожиданностью услышать, что сегодня по всему миру также процветает множество устойчивых мирных обществ. Это сообщества, которые сумели понять, как жить вместе в мире — внутренне в своих границах, внешне с соседями или и то, и другое — в течение 50, 100, даже нескольких сотен лет. Этот простой факт прямо опровергает широко распространенное и часто самоосуществляющееся убеждение, что люди врожденно территориальны и запрограммированы на войну.

Что нужно, чтобы жить спокойно? Проект «Поддержание мира» выясняет.

Международное сообщество боролось с подобным синдромом дефицита внимания к миру. Фактически, Организация Объединенных Наций десятилетиями пыталась перейти от кризисного управления к своему основному мандату «поддерживать международный мир во всех его измерениях». Тем не менее, по его собственному мнению, «ключевая задача Устава по поддержанию мира остается критически недооцененной, недооцененной и недостаточно обеспеченной ресурсами во всем мире и в рамках Организации Объединенных Наций».

Наука может сыграть решающую роль в определении тех аспектов общественной жизни, которые способствуют поддержанию мира. К сожалению, наше понимание более миролюбивых обществ ограничено тем фактом, что они редко изучаются. Люди в основном изучают то, чего мы боимся, — рак, депрессию, насилие и войну, — поэтому мы в основном изучали мир в контексте или после войны. Когда изучаются мирные места, исследователи (как и ООН) обычно сосредотачиваются в первую очередь на негативном мире или обстоятельствах, которые сдерживают насилие, игнорируя позитивный мир или вещи, которые способствуют и поддерживают более справедливый, гармоничный, просоциальный мир. связи. В результате мы знаем гораздо больше о том, как выйти из войны, чем о том, как построить процветающие мирные сообщества.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

В ответ на этот пробел в нашем понимании того, как поддерживать мир, в 2014 году начала собираться эклектичная группа ученых. Мы психологи, антропологи, философы, астрофизики, экологи, политологи, специалисты по данным и специалисты по коммуникациям, которые заинтересованы в получении более полного и точного понимания прочного мира. Мы также разделяем понимание преимуществ использования методов науки о сложности для лучшей визуализации и моделирования сложной динамики таких обществ, а также в качестве платформы для общения друг с другом в таких разных дисциплинах для выработки общего понимания стабильных, мирных обществ и систем мира.

Системы мира — это кластеры соседних обществ, которые не воюют друг с другом, и антропологические и исторические примеры таких невоюющих социальных систем существуют во времени и по всему миру. Например, ни одна из пяти скандинавских наций не встречалась на поле боя более 200 лет. Другие примеры мирных систем включают 10 соседних племен бразильского бассейна реки Верхний Шингу, швейцарские кантоны, которые объединились в Швейцарию в 1848 году, Конфедерацию ирокезов и ЕС.

Само существование мирных систем бросает вызов предположению о том, что общества повсюду склонны вести войну со своими соседями, и то, что мы почерпнули из изучения этих обществ, обнадеживает.

В поисках семян мира

Наше путешествие было окольным, но плодотворным. Все началось с изучения опубликованных научных данных о миролюбии, что помогло нам выявить наиболее влиятельных ученых в этой области. Затем мы опросили эту группу, чтобы определить их мнение о наиболее важных компонентах достижения прочного мира (откликнулись 74 эксперта из 35 дисциплин), а затем пригласили респондентов на однодневный семинар, чтобы осмыслить результаты. Затем наша основная группа работала с этой информацией, чтобы разработать базовую концептуальную модель поддержания мира.

Фокус нашей модели прост. Он рассматривает центральную динамику, ответственную за появление устойчивых мирных отношений в сообществах, как тысячи или миллионы ежедневных взаимных взаимодействий, которые происходят между членами различных групп в этих сообществах, и степень, в которой более позитивные взаимодействия перевешивают более негативные. Вот и все. Чем больше положительной взаимности и чем меньше отрицательной взаимности между членами разных групп, тем устойчивее мир.

Другими словами, мир — это не только отсутствие насилия и войны, но и просоциальное общение людей и групп друг с другом: сотрудничество, обмен и доброта, которые мы наблюдаем в повседневном обществе. Поддержание мира происходит через позитивную взаимность: Я проявляю к вам доброту, а вы делаете мне одолжение в ответ, умноженное на весь социальный мир в миллион раз.

Затем мы начали собирать воедино всю соответствующую науку о положительной или отрицательной межгрупповой взаимности. Например, исследования Маврикия, самой миролюбивой нации в Африке, обнаружили интенциональность в том, как представители разных этнических групп разговаривают друг с другом на публике. Маврикийцы всех мастей, как правило, уважительны и осторожны в своих повседневных контактах с другими людьми. Это даже выражается в различиях в том, как журналисты и редакторы сообщают новости, и в том, как учителя, политики и священнослужители выполняют свои роли в обществе. Эти данные свидетельствуют о том, что граждане этой очень разнообразной нации не считают свое миролюбие чем-то само собой разумеющимся — они признают, что его необходимо культивировать и защищать.

Затем мы распределили эти переменные по трем уровням (индивидуальный, групповой и общественный) и по их доминирующему эффекту (содействие миролюбию или предотвращение насилия). Вот элементы, которые, как мы обнаружили, способствуют миру и ненасилию в людях (микроуровень):

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА ПО МИРУ (ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕНАСИЛИЯ (ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ)
    Мотивы
  • Одобрение самотрансцендентных ценностей
  • Endorsement of openness
  • Endorsement of cooperative orientation
  • Endorsement of peace beliefs
    Cognitions
  • Strength of moral reasoning and a broad moral scope
  • Degree to which intergroup beliefs are malleable
  • Degree of neural plasticity
  • Свободное владение языком для миролюбия
  • Сила глобальной идентичности
    Аффективность
  • Уровни эмпатии и сострадания
  • Уровень надежды и позитивности
  • Уровень общего доверия
    Поведение
  • Степень готовности к компромиссению
  • . авторитаризма
  • Низкое одобрение этноцентризма
  • Степень удовлетворения базовых потребностей
    Познания
  • Уровень сложности социальной идентичности
  • Уровень навыков конструктивного разрешения конфликтов
  • Уровень интегративной сложности
    Аффект
  • Низкий уровень страха, гнева и резервуаров негатива
  • Низкий уровень воспринимаемой угрозы
  • 6
    Поведение
  • Активное позитивное взаимодействие с членами чужих групп
  • Степень понимания перспективы
  • Уровень терпимости чужих групп
  • Степень саморегуляции
  • Уровень способности прощать


Вот факторы, способствующие миру и ненасилию на уровне семьи и сообщества (или «мезо»):

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА (ЭЛЕМЕНТЫ СООБЩЕСТВА) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНАСИЛИЯ (ЭЛЕМЕНТЫ СООБЩЕСТВА)
  • Степень, в которой нормы воспитания подчеркивают теплоту, заботу и заботу
  • Степень физической синхронизации между группами
  • Высокое соотношение положительного к отрицательному в воспитании детей
  • Высокий уровень образования и грамотности
  • Степень совместных задач, целей и структур вознаграждения
  • Степень, до которой значимые группы идентичности высшего уровня объединяются через различия
  • Уровень сильной общей идентичности мирного сообщества
  • Степень миролюбивого языка в средствах массовой информации и повседневной беседе
  • Степень раннего доступа к толерантности и мультикультурализму в образовании
  • Степень мирных церемоний и символов
  • Сила общего мирного видения и понимания
  • Степень демонстрации лидерами мирных ценностей
  • Степень общих эгалитарных ценностей и норм
  • Степень открытого и всеобъемлющего коллективного запоминания
  • Сила табу против насилия
  • Соблюдение гендерного равенства
  • Уровни эффективных механизмов процессуального и распределительного правосудия
  • Степень доступа к сквозным структурам
  • Уровень доступа к механизмам конструктивного разрешения конфликтов
  • Степень соблюдения прав человека
  • Степень эффективного лечения прошлых травм
  • Уровни справедливости структур возможностей
  • Степень экономической равенство между группами

И, наконец, на макроуровне общества и на международном уровне мы обнаружили эти качества, которые способствуют позитивным межгрупповым взаимодействиям — и те, которые предотвращают или смягчают негативные отношения:

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА (МАКРОЭЛЕМЕНТЫ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНАСИЛИЯ (МАКРОЭЛЕМЕНТЫ)
    Эффективность и устойчивость гражданского общества
  • Степень свободного потока информации
  • Степень, в которой транскультурная элита моделирует конструктивные, ненасильственные действия
  • Уровень гендерного паритета в руководстве
  • Прочность норм, касающихся приобретения территорий и деколонизации
  • Степень склонности структур управления к интеграции, эгалитаризму и демократии
  • Степень экономической взаимозависимости
  • Уровни культурного и гражданского обмена

  • Степень надлежащего управления, подчеркивающая единство, честность и справедливость
  • 6
  • 6 Степень прозрачности учреждений
  • Уровни координации между органами местного самоуправления, гражданским обществом и международными организациями
  • Наличие и эффективность системы социальной защиты
  • Наличие и эффективность систем раннего предупреждения
  • Степень участия меньшинств
  • Приверженность справедливой, здоровой и функционирующей экономике политика и практика устойчивого развития
  • Эффективность региональных организаций, поддерживающих мир
  • Эффективность и функции глобальных организаций и институтов

Затем мы начали отображать влияние каждой из этих переменных на положительные и отрицательные групповые взаимодействия, а также на другие переменные в системе. Это называется диаграммой причинно-следственной связи и включает в себя синтез результатов сотен исследований десятков переменных, чтобы понять одну простую динамику: как они увеличивают шансы того, что члены своих групп относятся к членам чужих групп положительно и инклюзивно, а не отрицательно. и исключительно. Эта визуализация дает нам связный взгляд с высоты птичьего полета на большую систему динамики мира.

В этот момент наш штатный астрофизик Ларри Либович в один длинный уик-энд сошел с ума и решил математизировать эту модель (думаю, с помощью большого количества газированных напитков с кофеином), разработав алгоритм, который зафиксировал ее основную динамику. Это позволило нам создать компьютерную симуляцию, которая предлагает нам (и вам) поиграть с различными переменными в модели, чтобы увидеть, как их увеличение или уменьшение может изменить закономерности в этой сложной системе.

Благодаря этой работе мы обнаружили, что поддержание мира можно понимать как высокое соотношение положительной взаимности между группами к отрицательной взаимности между группами, которое остается стабильным во времени. На самом деле, это именно тот тип межличностной динамики, который, как обнаружили исследователи, приводит к более процветающим и стабильным бракам и семьям. Эта простая микродинамика миролюбия позволила нам начать связывать точки между множеством переменных, изученных в тысячах исследований в десятках дисциплин, имеющих отношение к поддержанию мира. Этот более базовый и всесторонний подход к размышлениям о мире дает ученым, политикам и общественности ощущение его сложности и простоты, а также (с помощью математической модели) понимание того, как конкретная политика и программы могут привести к намеченным, непреднамеренные и даже весьма пагубные последствия.

Параллельно с построением математической модели Дуг Фрай и Женевьев Суйяк вернулись к фолиантам этнографических исследований, которые они собирали на протяжении десятилетий, о мирных обществах и мирных системах, а их ученики кодировали переменные, которые они нашли в ходе предыдущих исследований. занимать видное место в этих обществах. Это позволило им провести сравнительное исследование между 16 мирными системами (такими как скандинавские страны с 1815 года и оранг-асли в Малайзии) и 30 немирными системами.

В это время другая подгруппа команды начала разрабатывать новые способы измерения тенденций, имеющих отношение к поддержанию мира. На сегодняшний день наиболее многообещающим из этих набегов была работа с учеными по данным над разработкой двух типов словесных лексиконов: одного для мирной речи и одного для конфликтной речи. Это было сделано с помощью машинного обучения и методов обработки естественного языка для проверки миллионов газетных статей, опубликованных в очень мирных и очень конфликтных обществах. Цель этой инициативы — заполнить существующий в настоящее время пробел в показателях, которые позволяют нам лучше отслеживать и, следовательно, способствовать установлению позитивного мира.

Наконец, мы напрямую взаимодействуем с мирными сообществами и теми, кто борется за мир. Это повлекло за собой создание местных партнерств и проведение диалогов между нашими учеными и заинтересованными сторонами в обществе.

Эта работа началась в баскском регионе Испании, где общество недавно вышло из гражданской войны и жаждет мира, но в настоящее время включает работу с различными группами заинтересованных сторон, проживающих на Маврикии и в Коста-Рике. Это научило нас критической важности местного понимания некоторых ключевых переменных.

Например, религиозные различия могут быть источником серьезных разногласий во многих сообществах. Однако на Маврикии, очень религиозной стране с большим населением индуистов, христиан и мусульман, религиозность сдерживается терпимостью и табу на прозелитизм, а также общей верой в ценность духовности, независимо от конфессии. Такая контекстуализация переменных подчеркивает ограниченность нынешней склонности использовать нисходящие универсальные индексы для отслеживания и ранжирования национального миролюбия, а также необходимость в методах, более информированных на местном уровне.

Что общего у мирных обществ

Даже беглый взгляд на нашу причинно-следственную диаграмму науки о поддержании мира дает вам представление об очень сложной природе системы движущих сил. Мы обнаружили, что существует много разных путей к умиротворению, благодаря как нашему научному обзору, так и нашим беседам с членами сообщества, живущими в мире. Фактически, большинство обществ, которые в настоящее время считаются весьма миролюбивыми, — скандинавские страны, Новая Зеландия и Австралия, Коста-Рика, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Чешская Республика, Канада и Катар — пришли к миру посредством совершенно разных процессов и процессов. поддерживать его с помощью различных средств.

Однако, когда наша команда систематически сравнила выборку систем мира со случайно выбранной группой сравнения, мы обнаружили, что системы мира, как правило, имеют определенные общие черты: африканцы, латиноамериканцы или христиане), которые подчеркивают общие черты между различными этническими группами.

  • Большая позитивная взаимосвязанность и независимость в сфере экономики, экологии и безопасности. Другими словами, у них есть общественные места, институты и мероприятия, которые объединяют членов разных групп и помогают им осознать, что их судьбы тесно связаны.
  • Более строгие миролюбивые нормы, ценности, ритуалы и символы , такие как поминовение успешных миротворцев и памятники, посвященные предотвращению войны. На самом деле, используя метод машинного обучения под названием «Случайный лес», мы обнаружили, что единственным наиболее важным фактором мира являются невоюющие нормы, за которыми следуют невоюющие ритуалы, невоюющие ценности, взаимозависимость безопасности, вышестоящие институты, и экономическая взаимозависимость. Это говорит о том, что разработка норм, поддерживающих позитивные взаимные социальные отношения, может быть важнее для мира, чем предполагалось ранее.
  • Язык мира в прессе . Мы разрабатываем методику, которая поможет нам измерить и отследить силу речи о мире — миролюбивого языка для создания и поддержания более мирных сообществ. Наши предварительные результаты обнадеживают, предполагая, что отличительные качества слов «конфликт» и «мир» в наших лексиконах связаны с относительной «плотностью/упорядоченностью» по сравнению с «расплывчатостью/креативностью» этих терминов. Другими словами, журналистика в мирных местах, по-видимому, использует язык более свободного, открытого и игривого характера, в то время как репортажи из немирных обществ отражают более жесткий, более закрытый или бюрократический язык.
  • Более высокая степень мирного лидерства от политиков, корпораций, духовенства и общественных активистов, которые помогают сформировать видение и установить курс на мир. Мирное лидерство имело место, например, когда ирокезский пророк мира объединил пять враждующих племен и заменил оружие войны диалогом и поиском консенсуса. Другие бастионы миролюбия, такие как Коста-Рика и ЕС. продемонстрировали подобное дальновидное лидерство в интересах мира.
  • В конце концов, мы обнаружили, что, когда эти различные переменные мира согласовываются и усиливают друг друга, часто создаются благотворные циклы, которые становятся более устойчивыми к изменяющимся условиям. Мы полагаем, что это и есть суть устойчивости.

    Нам еще многое предстоит узнать. Недавно мы запустили короткое видео и общедоступный веб-сайт, на котором представлен обзор проекта и команды, включая карту современных обществ, поддерживающих мир, интерактивную версию диаграммы причинно-следственной связи, которая позволяет пользователям исследовать доказательства, лежащие в ее основе, и интерактивная версия математической модели, которая побуждает пользователей вставлять значения и играть с моделью.

    В конце концов, очень важно помнить, что сегодня мир существует во всех уголках земного шара, и чем больше мы изучаем и учимся у таких обществ, тем выше наши шансы построить глобальную систему мира для всех. Мир возможен — и чем больше мы понимаем, тем более вероятным он становится.

    Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

    Отправка оценки

    Получите науку о значимой жизни на свой почтовый ящик.

    Отправить

    Об авторах
    Вам также может быть интересно
    Комментарии

    10 шагов к миру во всем мире

    18 сентября 2018 г.

    Война и мир

    Давление на наш мир серьезно, и ожидается, что оно будет расти. Человечество должно отказаться от военных привычек и заняться конфликтами в корне, пишет Хейзел Хили .

    Центральный парк Манхэттена — Представьте мозаику. Фото YourSpace (CC 2.0)

    1 Начните с вырубки исключения

    Факты показывают, что конфликты происходят там, где люди не могут доверять полиции или получить доступ к правосудию, а их перспективы на достойную жизнь крадут коррумпированные элиты. Правительства во всем мире должны положить конец пренебрежению, жестокому обращению и стигматизации собственного народа. Средствам массовой информации и другим, которые продвигают мышление «они и мы», необходимо противодействовать распространению ненависти.

    2 Обеспечить истинное равенство между женщинами и мужчинами

    Согласно исследованию Валери Хадсон, чем больше гендерный разрыв в стране, тем больше вероятность того, что она будет вовлечена в насильственный конфликт. 0008 Секс и мир во всем мире (2012). Гендерное неравенство превосходит ВВП, уровень демократии или этнорелигиозную идентичность как сильнейший подталкивающий фактор как для внешних, так и для внутренних конфликтов с большей вероятностью, и первыми прибегают к силе в таких конфликтах. Напротив, когда женщины участвуют в мирных процессах, мир с большей вероятностью продлится долго.

    3 Делитесь богатством справедливо

    Объявление

    Согласно опросу Всемирного банка, 40 процентов тех, кто присоединяется к повстанческим группам, делают это из-за отсутствия экономических возможностей. Относительная бедность не менее важна, поскольку более равные общества отличаются высоким уровнем доверия и низким уровнем насилия. Экономическая справедливость, когда речь идет о государственных ресурсах, налогообложении и уклонении от уплаты налогов, также имеет ключевое значение. Систематическая передача богатства от богатых к бедным, а не наоборот, повышает безопасность для всех.

    4 Борьба с изменением климата

    Доказано, что экологический стресс от глобального потепления усугубляет конфликты из-за таких ресурсов, как земля и вода, особенно в Восточной Африке. При всех своих недостатках соглашение ООН по климату является свидетельством того, что мир может преодолевать и смягчать кризисы путем сотрудничества, а не войны. По словам Дэна Смита из ведущего аналитического центра по контролю над вооружениями SIPRI, действующее соглашение по климату «является величайшим мирным соглашением, которое может быть в мире».

    5 Продажа рычагов управления

    Поощрение продажи оружия и большие расходы на агрессивные военные средства усиливают глобальную напряженность. Распространение оружия ведет к конфликтам и повышает вероятность насилия. Стороны, подписавшие договор об оружии, должны держать свое слово, поскольку мы собираем доказательства нарушений и привлекаем к ответственности продавцов. Мы также можем заручиться поддержкой новой новаторской конвенции, которая запрещает ядерное оружие и делает незаконным владение им или его использование.

    6 Меньше показывайте высокомерие, больше меняйте политику

    Реклама

    Взгляд на послужной список борьбы с терроризмом, «войны с наркотиками», усилий по стабилизации и государственному строительству, а также колониальных войн «показывает в основном очень отрезвляющие неудачи», — говорит Ларри Эттри из Saferworld. Смирение и готовность искупить прошлую агрессию на международной арене необходимы, как и прекращение корыстной и контрпродуктивной политики на Ближнем Востоке.

    7 Защита политического пространства

    Если правительства ожидают, что молодые, маргинализированные люди примут открытое общество, а не будут следовать более жестоким и мстительным путям, они должны разрешить публичное инакомыслие. Во всем мире — и в политическом спектре — это пространство необходимо защищать от репрессивных инструментов, таких как административное регулирование ad hoc , злоупотребление антитеррористическими мерами, произвольные аресты и тюремное заключение, даже пытки и убийства.

    8 Закрепить межпоколенческие отношения

    Многие конфликты можно понимать как бунт молодежи против сложившейся коррумпированной системы, управляемой, как правило, мужчинами старшего возраста. В странах со строгой возрастной иерархией молодые люди не могут выразить свое разочарование, что создает опасную динамику, объясняет исследователь и миротворец Читра Нагараджан. Это усугубляется классическим обвинением жертвы, когда к молодым людям относятся как к бомбе замедленного действия.

    9 Создание интегрированного движения за мир

    На смену активным и постоянным движениям за мир пришли кратковременные антивоенные движения. Нам нужно продвигать ненасильственные альтернативы и успехи; борец за мир Филлис Беннис считает, что мир должен быть вплетен в другие социальные движения, приводя в пример Кампанию бедных в США в марте прошлого года, которая подвергла критике военную экономику и связала ее с бедностью дома.

    10 Посмотреть внутри

    Мир начинается с тебя.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *