Мистика в москве: Мистическая Москва

Содержание

Мистические места в Москве

Мистические места в Москве Мои местаКартаНеобычные места и достопримечательностиЗаведенияХрамы и святые источникиИстория МосквыПутешествия по РоссииОтдых за границей

#Аномальное #Москва #Обзоры #Необычные места и достопримечательности

Место упокоения французских солдат, отступавших в 1812 году от Москвы и погибших в битве под Малоярославцем, на карте не помечено. Отыскать бывалого провожатого, побродить по глуши час-другой и найти наконец прогалину сухого леса с могильными валами — еще полбеды…

Наполеоновские курганы

Самое сложное — не струхнуть и не дернуть в чащобу, когда часы начнут скакать с полудня на 6 вечера, трава проминаться под невидимыми ступнями. Здесь шалят все приборы, регистрирующие магнитные и электрические поля.

Москвоская обл. , Переделкино

Басурманские склепы

В моровом 1771 году москвичи расширяли погосты своим не хватало, а тут еще целая немецкая слобода поставляла покойников. Пришлось устроить для иноверцев особое кладбище на высоком берегу реки Синички (теперь ее упрятали в трубу). Далеко от родной земли, среди угрюмых готических надгробий и замшелых портиков лежат немецкие мушкетеры, французские шляпники, польские кнехты. Весенними вечерами, в сумерках, по темному кладбищескому парку несется безутешная мелодия флейты. В дождь невидимый музыкант плачет нотами до самого рассвета под звон железных кандалов с могилы врача Федора Гааза.

Москва, ул. Госпитальный Вал

Дом Берии

После полуночи, если встать на углу Малой Никитской и Вспольного переулка, вжаться в стену и затаить дыхание, можно услышать, как подъезжает невидимый автомобиль, хлопают дверцы и раздаются тяжелые шаги. И будет счастьем, если рядом послышится нетрезвый смех актрисы, а не стон репрессированного. Главный чекист СССР, мастер пыток, поселился здесь в 1938 году и проживал вплоть до смерти Сталина и своей опалы в 1953-м. Из здешних окон Лаврентий Павлович высматривал миловидных дамочек и посылал за ними мрачного помощника Саркисова. Историки насчитали более двухсот изнасилованных наркомом гражданок. Поговаривают, что Берию уложили выстрелом в затылок в его доме во время ареста, а работники посольства Туниса, что перебрались сюда в девяностых, обнаружили в подвале камеру пыток.

Москва, ул. Малая Никитская, 28/1

Огни над Софрино

Они и летают, и кружатся, и режут небо острыми лучами — такие разные предметы под общим названием НЛО. В Софрино летающие тарелки, шары и прочие формы наблюдают с 1980-х. Очевидцев — десятки, были даже видеозаписи, сгинувшие в архивах загадочных структур, охраняющих покой простых граждан. Увидеть НЛО можно вечером, ближе к лету, когда воздух в поселке особо прозрачен.

Московская обл., Софрино

Модная улица

Лет этак сто-двести назад Кузнецкий был наимоднейшей столичной улицей здесь суетились принаряженные модистки, громыхали кареты знати и просаживали наследства младшие сыновья. Для проигравшихся бедолаг улица салонов, магазинов и казино оборачивалась алчной пастью, где прохожие были безжалостными, булыжники — жесткими, а яркие витрины — зловещими. В пору расцвета рулетки и виста здесь слишком часто помышляли о самоубийстве. вскоре ночами по Кузнецкому стал ездить серый экипаж, возница которого предлагал безденежным игрокам проехаться бесплатно. Больше пассажиров тех не видали. В век машин и бензина карету на Кузнецком уже не встретишь, зато пошаливает француженка Жужу, любовница мецената Саввы Морозова. Сгубила ее газетная утка барышню сбила пролетка, когда она бросилась через улицу за газетой с сообщением о смерти любимого. В полночь на Кузнецкий журналистам путь заказан.

Москва, ул. Кузнецкий мост

Без голов виноватые

Говорят, царевна Софья, властолюбивая сестра Петра Первого не поделила с князем Хованским государство. По другим свидетельствам — любовь. Какова бы ни была причина, итог известен в 1682 году князя Ивана Андреевича с сыном заманили в Троицкий монастырь, схватили и казнили в близлежащем селе. И поныне обиженные неласковой царевной князья бродят по автотрассам и пугают припозднившихся водителей. Кого в могилу сведут, кого — если повезет — в близлежащий кювет.

Московская обл., с. Воздвиженское

Чумной переулок

Когда-то Пречистенка именовалась Чертольем так прозвали глубокий овраг и ручей, что протекал на месте обжитой улицы. Овраг — стало быть, Черторой, черт рыл. Здесь и язычники когда-то обитали, приносили жертвы Перуну. В 1656 году царь Алексей Михайлович, который ездил этой дорогой поклоняться иконам в Новодевичий монастырь, велел дурное имя сменить на пречистое. Но святой земля не стала рядом, в переулке, устроили Божедомку — убогий дом, то есть морг, в который свозили преставившихся бедолаг без роду без племени. Тут при Сталине снесли церковь Спаса Нерукотворного вырытые мешки с костями долго еще валялись в Чертольском переулке. Теперь на прахе типовая московская школа. Но сироты и приезжие успокоиться в чертольских могилах не захотели. До сих пор ночами шепчутся в переулке черные тени да являются школьникам темные старушки из здешнего приюта для убогих, что сломали еще двести лет назад.

Москва, Чертольский пер.

Актеркины пруды

Телевизионные земли в столице считаются вредными из-за электромагнитного излучения множества антенн. Но сила здесь таится более древняя и менее доступная пониманию. Старое Останково было местом языческим, бесовским, потому-то здесь и устроили кладбище для самоубийц — отсюда и название. Позже графы Шереметевы построили тут усадьбу и домашний театр. Крепостные актрисы жили невесело они болели чахоткой, их пороли розгами, и в конце концов многие топились в здешних прудах, которые прозвали актеркиными. Теперь на костях утопленниц стоит жилая высотка, а на древнем погосте — малое здание Телецентра. Говорят, не одну сотню лет перед несчастьями и катастрофами появляется старуха с клюкой то смерть графини Шереметевой предскажет, то пожар в башне.

Москва, 1-я Останкинская ул., 5
Добавить в моё избранное

Исправить данные об объекте

Понравилось? Расскажи другим 🙂

Прикрепите несколько фотографии в формате . jpg, общим весом до 10 Мб

Отслеживать комментарии

Все самое интересное

Пушкино: достопримечательности, интересные места

Московская область

Дедовск: достопримечательности, интересные места

городской округ Истра, Московская область

Китайгородская стена

Театральная площадь, 5с1, Москва, 125009

Московские риэлторы продают квартиры с привидениями

Доходный дом Лоськова

Мансуровский переулок, 4с1, Москва, 119034

Легенды московских диггеров

Дом авиаторов или «дом-сороконожка»

Беговая улица, 34, Москва, 125284

Здание изолятора для грудных детей

Успенский переулок, 3А, Москва, 127006

Особняк Рябушинского

Малая Никитская улица, 6/2с5, Москва, 121069

Напрудная башня Новодевичьего монастыря

Новодевичий проезд, 1с32, Москва, 119435

Московские замки

Крымский мост самоубийц

Крымская набережная, Москва

5 легенд об исторических местах Москвы.

Призраки, происшествия, подвалы . Публикуем отрывок из книги о мистике в столице

Обновлено 11 января 2023, 07:37

Под занавес 2022 года в издательстве «Бомбора» вышла книга «Мистическая Москва. Самые загадочные места и легенды столицы, от которых захватывает дух». В ней восприятие города представлено через удивительные тайны и легенды, которые меняют отношение к популярным туристическим локациям — будь то Останкинская башня или усадьба Кусково. С разрешения издательства мы публикуем отрывок из главы о московских улицах, переулках и площадях. Где, согласно столичным легендам, можно услышать голоса призраков или даже увидеть их?

Мрачная Хитровка

Wikipedia

Вид Хитровской площади с каланчи Мясницкой полицейской части. Зима, 1916 год

Во многих городах есть места, которые как будто магнитом притягивают к себе все плохое, злое, негативное. Чем это объяснить? Некоторые говорят, что причина — в каких-­то страшных событиях, происходивших на этом месте в далеком прошлом, таких как жертвоприношения или убийства.

В Москве местом, где на протяжении многих лет лучше было не появляться людям, дорожащим своей жизнью, ста­ла Хитровская площадь.

А начиналось все более или менее прилично. После войны 1812 года, когда Москва выгорела почти полностью, многие районы нужно было застраивать заново. Благоустройством части города в центре занялся генерал­-майор Николай За­харович Хитрово — он решил обустроить здесь площадь с торговыми рядами. Задумано — сделано, и вскоре площадь, которую стали называть Хитровской или Хитровкой, стала очень оживленной.

Shutterstock

В наши дни Хитровка выглядит вполне благородно. Правда, утверждают, что призраки прошлого там встречаются и сейчас

Но во второй половине столетия она превратилась в на­стоящий притон под открытым небом. Площадь обросла ночлежными домами, в которых творились разгул и беззаконие. На самой Хитровке скупали краденое, воровали, занимались разбоем. После отмены крепостного права здесь была открыта биржа труда, ведь бывшие крепостные теперь становились свободными людьми и должны были работать за деньги.

Но город, даже такой крупный, как Москва, не мог переварить столько рабочей силы, и многие из тех, кто приехал на заработки, отчаявшись, пополняли ряды уличных бандитов.

В конце XIX века полицейские говорили, что любого бандита или беглого каторжника можно найти на Хитровке. Правда, не факт, что его получится там поймать…

Такой Хитровка была практически до окончания Гражданской войны. Только в начале 20-­х годов прошлого века ее удалось более или менее привести в порядок и искоренить в этом районе преступность, хотя отдельные очаги тлели еще долго. Впоследствии Хитровку застроили, а несколько лет назад обветшавшие здания снесли и разбили на месте бывшей жуткой площади симпатичный сквер. Но ходят слухи, что по ночам здесь все еще можно увидеть висящие над землей призраки хитрованцев со зверскими физиономиями, одетых в лохмотья. Одна из рекомендаций такова: киньте им мелкую монетку. Призраки увлекутся дележом добычи и не тронут вас!

Подвалы Тайной канцелярии

ТАСС

Первомайская улица (так Мясницкая называлась в 1918–1935 годах). 1929 год

Мясницкая улица начинается у Лубянской площади, и ее длина немногим больше полутора километров. Она появилась в Москве еще в XVI столетии и долго меняла на­звания — в основном ее именовали по названиям близлежащих храмов. Название Мясницкая сложилось, видимо, к концу XVII века, когда здесь расположилось множество мясных лавок. При Петре I улица стала одной из самых престижных, потому что царь часто проезжал по ней, и на Мясницкой появились дома аристократов.

В самом начале Мясницкой улицы, на углу с площадью, когда-­то располагался филиал Тайной канцелярии, находившейся в Петропавловской крепости Петербурга. Это учреждение занималось политическим сыском, в его функции входило сохранение основ государства и пре­следование злоумышленников со всеми вытекающими последствиями в виде пыток и содержания под стражей. Именно здесь содержался под стражей арестованный бунтовщик Емельян Пугачев, здесь же допрашивали и приговорили к пожизненному заключению помещицу­-садистку Салтычиху — Дарью Салтыкову, замучившую в своих владениях почти полторы сотни человек.

Shutterstock

Сотрудники учреждений, расположенных в домах в начале Мясницкой улицы, часто жалуются на гнетущую атмосферу и странные звуки непонятного происхождения

Тайная канцелярия была ликвидирована в начале XIX века, и здания, которые ей принадлежали, не сохранились. На их месте — чуть дальше по Мясницкой улице — была возведена постройка для духовной консистории, которая простояла несколько десятков лет, а потом ее было решено переделать в более современном духе. Легенда гласит, что тогда были обнаружены замурованные подвалы, некогда принадлежавшие Тайной канцелярии, с прикованными к стенам скелетами и множеством рассыпанных по полу костей. А приложив ухо к дорожному покрытию в начале Мясницкой, можно якобы и сейчас расслышать голоса уз­ников.

Тайные уголки Арбата

Wikipedia

Рабочие заменяют пути конки для электрического трамвая. 1908 год

Популярность этой улицы в массовой культуре настолько велика, что многие совершенно искренне считают Арбат главной улицей Москвы, хотя ни главной, ни самой круп­ной московской магистралью она не является. Так что же делает Арбат таким известным и популярным? Множество исторических зданий, интересные городские тайны и легенды. А еще эта улица всегда притягивала творческую публику. Чем это объяснить? Есть версия, что определенные места на картах городов как бы предназначены для людей той или иной профессии и помогают им проявлять свои природные способности. Кто­-то связывает это с геологическими процессами, кто­-то — с астрологией. Суть в том, что там, где всегда находились те же казармы, вряд ли будет процветать детский сад или художественная школа. Можно верить этому, можно нет, но Арбат много лет считается улицей необычной, творческой, богемной. Летом (и не только) здесь выступает множество музыкантов, а художники иногда устраивают небольшие стихийные выставки прямо под открытым небом.

Как появилось название улицы — точно неизвестно. Есть версия, что слово «Арбат» («пригород») пришло из арабского языка благодаря заезжавшим в Москву восточным купцам.

Забавная версия: возможно, первоначально название «Арбат» звучало как «горбат» и отражало особенности рельефа местности.

Хотя и мрачных легенд с Арбатом тоже связано немало! Вот, к примеру, участок, на котором когда­-то стоял дом № 14. Сейчас исследователи не могут прийти к единому мнению, находился он там, где сейчас располагается небольшой скверик и остановка общественного транспорта, либо чуть дальше. Также сложно восстановить биографии всех владельцев дома — там несколько раз встречаются одинаковые фамилии, и из сохранившихся документов не всегда понятно, идет речь о родственниках, однофамильцах или вообще об одном и том же человеке!

Но факт остается фактом — многие жильцы этого дома за­вершили свою жизнь в петле или пустили себе пулю в лоб. Кто-­то не смог пережить смерть сына, кто­-то — измену жены, кто-­то занимался фальшивомонетничеством и решил избежать длительного тюремного срока радикальным способом. В итоге дом № 14 прозвали домом висельников и найти в него новых жильцов было крайне сложно. Но если все же появлялись смельчаки, соблазнившиеся сильно пониженной арендной платой, через несколько дней они начинали жаловаться на странные голоса в подвале, скрипы половиц и шаги на чердаке.

А некоторые даже утверждали, что в комнатах сами собой загораются свечи! В общем, нехороший дом в итоге был снесен, после того как в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбежек.

Shutterstock

В 80-х годах XX века Арбат был реконструирован: автомобильное движение по нему свернули и улица стала пешеходной

Арбат, который упоминается еще в указах Ивана Грозно­го, сильно изменился после войны 1812 года — на смену погибшей в пламени застройке пришли новые здания. Так, дом № 53 после победы над Наполеоном был пере­строен и восстановлен практически с нуля. В этом доме, принадлежавшем семье Хитрово (помните одного из представителей рода, благодаря которому получила на­звание Хитровская площадь?), поселился после свадьбы Александр Сергеевич Пушкин с молодой женой Натальей Николаевной. Правда, прожили они здесь совсем недолго и вскоре отправились за город — в Царское Село. Сейчас в доме № 53 располагается музей­-квартира поэта.

Кулинария — тоже искусство, и в доме № 2 на Арбате в XIX столетии расположился трактир «Прага», который скоро превратился в фешенебельный ресторан. Здесь изо­брели разделение ресторанного зала на отдельные кабинеты, чтобы можно было разместить несколько разных компаний, которые, возможно, не хотят пересекаться друг с другом или хотят обсудить либо отпраздновать что­-то без посторонних глаз. После революции «Прага» превратилась в моссельпромовскую столовую, а после войны ресторан восстановили. Работает он и сейчас.

А еще на Арбате есть замечательный Дом с рыцарями — бывший доходный дом Филатовых. Считается, что фигуры рыцарей на его фасаде стали прототипами булгаковского Фагота.

Странности Большой Ордынки

Игорь Зотин / ТАСС

Улица Большая Ордынка. 1992 год

Это одна из старейших улиц Москвы. Название она получила, возможно, потому, что когда-­то здесь начиналась дорога в Золотую Орду, куда русским князьям приходилось ездить на поклон к ханам. Есть также версия, что здесь останавливались баскаки — ордынские сборщики дани.

Shutterstock

Рассказывают и о том, что на Большой Ордынке много раз видели призрачных котов, но кот, как известно, животное, в принципе склонное к мистике, и подобных призраков в городе полно!

Во многих старых домах на Большой Ордынке, как утверждается, много раз наблюдали явление полтергейста и видели различных призраков. В конце 1990­-х — начале 2000­-х годов в некоторых газетах писали, что в домах на Ордынке, например в доме № 19, где тогда располагалось несколько коммерческих организаций, регулярно видят призраков монахов, которые идут по коридору, как будто спеша на богослужение. Ходили даже слухи, что в дни революции в этом доме располагалось подворье одного из монастырей и монахи были расстреляны представителями новой власти, но никаких подтверждений этому факту не найдено. Впрочем, в девяностые годы подобные слухи рож­дались в изобилии.

Призраки Кузнецкого Моста

Wikipedia

Кузнецкий Мост. 1902 год

Модистка Жужу была любовницей промышленника Саввы Морозова. Однажды, проезжая в экипаже, она услышала крики мальчика-­газетчика: «Последние новости! Савва Морозов покончил жизнь самоубийством в Каннах!» Дама остановила экипаж и выскочила на дорогу, чтобы купить газету, в этот момент ее сбила карета. Жужу скончалась. Вскоре мальчика­-газетчика нашли мертвым, он якобы был задушен дамским чулком. Следственная экспертиза установила, что чулок принадлежал Жужу, тело которой уже давно лежало в морге.

С тех пор высокая стройная фигура модистки появляется вечерами на Кузнецком Мосту — она либо задумчиво стоит на тротуаре, либо медленно переходит улицу. Говорят, при­зрак Жужу не любит журналистов и при встрече старается им навредить.

Shutterstock

Улица Кузнецкий Мост названа так потому, что мост здесь когда-то и в самом деле был. Но до наших дней не сохранился

А еще утверждают, раньше на Кузнецком Мосту встречали серого извозчика, который предлагал загулявшим горожанам довезти их до дома за символические деньги. Тех, кто садился в экипаж, больше никто и никогда не видел…

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Агнесса Невская

Вас может заинтересовать

Россия опасается западных психических атак

Аргумент

Точка зрения эксперта на происходящее.

Лженаука и мистицизм распространены среди московской элиты.

Пешеходы стоят у новогоднего украшения, стилизованного под «Кремлевскую звезду» с буквой «З» — тактическим знаком российских войск на Украине, в Москве.

Пешеходы стоят рядом с новогодним украшением, стилизованным под «Кремлевскую звезду» с буквой «Z», тактической эмблемой российских войск в Украине, в Москве, 2 января. Наталья Колесникова/AFP via Getty Images

Понимание конфликта год спустя.

Подробнее по этой теме

В наши дни есть много причин задуматься о том, что президент России Владимир Путин и его приспешники сошли с ума. Но недавно просочившаяся записка из Кремля показывает, что те, кто отвечает за российское правительство, зашли еще дальше в кроличью нору, чем большинство из нас предполагало.

В наши дни есть много причин задуматься о том, не сошли ли с ума президент России Владимир Путин и его приспешники. Но недавно просочившаяся записка из Кремля показывает, что те, кто отвечает за российское правительство, зашли еще дальше в кроличью нору, чем большинство из нас предполагало.

В служебной записке, опубликованной Insider , российским новостным агентством в изгнании, излагается, как Федеральная служба охраны России (ФСО), которая защищает высокопоставленных чиновников, таких как Путин, будет реагировать на вторжение в Украину или любую другую война — перекинулась на собственную землю страны. Он фокусируется на психологической готовности, гарантируя, что сотрудники ФСО будут иметь «моральную и психологическую поддержку», необходимую для сопротивления тому, что в меморандуме называется потенциальной «массированной идеологической атакой». Но россиян беспокоит не только обычная пропаганда военного времени, такая как подлые радиопередачи или подпольные газеты. Вместо этого Кремль ведет подготовку к тому, что он называет «психологическим заражением персонала» врагом, который будет манипулировать им с помощью гипноза, а также с помощью неизвестных мистических и психических сил. Меморандум предупреждает об использовании иностранным персоналом «пси-генераторов» и «гипнотических способностей».

Вера в мистические силы относительно распространена в России, где примерно 20 процентов людей посещали экстрасенсов и более 60 процентов верят в ту или иную форму магии. Наталья Антонова, писатель из Вашингтона и эксперт по России, которая в течение семи лет писала репортажи из Москвы, сказала: «Эта проблема гипноза и телекинеза, что бы они ни пытались сделать, я думаю, что русские действительно верят в это. Большинство из нас все еще пытаются существовать в реальном мире, а [российское руководство] — нет. Они больше не пытаются».

Такие страхи могут быть навязаны наверху. Давно ходят слухи, что российские лидеры, включая Путина, верят в мистику, астрологию, нумерологию и экстрасенсов, а также убеждены, что их правление над великой Россией предопределено. Еще в 1988  Нью-Йорк Таймс сообщала, что «гороскопы, народная медицина, психическое целительство и всякого рода мистицизм занимают видное место в советском обществе, отчасти вера, отчасти прихоть, но без шуток».

Мистицизм сливается с более традиционными русскими православными представлениями об апокалиптических сценариях и сатанинском влиянии. На сентябрьской церемонии аннексии частей Украины Путин описал, как западное «само подавление свободы приобрело черты религии: откровенный сатанизм». Затем, в октябре, российское правительство изменило свое оправдание войны, заявив, что у него есть моральный долг «осуществить десатанизацию Украины». Хотя язык сатанизма иногда используется исключительно как преувеличенная риторика, иногда он понимается буквально. Консервативные русские православные идеи духовной войны, в которых Запад изображается буквально демоническим, вошли в собственный словарный запас российского государства и смешались с энтузиазмом страны по поводу псевдонауки о психике.

Не беспокойтесь. В служебной записке изложено, как ФСО планирует предотвратить такого рода психическое нападение. Тактика включает психическое укрепление офицеров, рассказывая им истории о храбрости и героизме их коллег. Еще одним средством противодействия психологической инфекции является проведение офицерами экскурсий по Залу славы и истории ФСО и посещение московского собора Казанской иконы Божией Матери — предположительно для того, чтобы отмолить дьявола. Также будет своеобразная система бадди: «Наиболее политически подкованных сотрудников ФСО необходимо пристроить к наименее устойчивым», — говорится в памятке. Или, в качестве меры предосторожности, может быть необходимо поместить психологически уязвимых офицеров, страдающих «психически-неврологической нестабильностью», в больницу в эти загадочно опасные времена. Беспокойство по поводу психологии и морального духа офицеров, критически важных в проигранной войне, смешалось с более эзотерическими заботами, такими как психические атаки.

Советское государство и его правопреемник экспериментировали с контролем над разумом (как это делали Соединенные Штаты во время холодной войны, применяя собственный секретный психический проект ). В рассекреченной в 2019 году российской записке рассказывается, как в 1980-х годах ученые исследовали экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и другие мистические способности. А в 2019 году российский военный журнал объявил , что солдаты страны обладают экстрасенсорными способностями и что они использовали их раньше. Солдаты якобы научились читать мысли у дельфинов-телепатов. Но дело не только в контроле над разумом, переданном Флиппером. Автор статьи, армейский полковник, писал, что солдаты-телепаты также способны глушить сигналы связи и ломать компьютеры своими мыслями.

В паранормальной гонке вооружений времен холодной войны ни одно психическое «оружие» не было бы слишком странным, чтобы его можно было рассматривать — до тех пор, пока все, что пытались ученые, не звучало так, как будто оно связано с оккультизмом.

Журналистка-расследователь Энни Якобсен написала в книге 2017 года: «Советская номенклатура экстрасенсорного восприятия была переписана, чтобы звучать технически, тем самым разорвав все связи с оккультным прошлым экстрасенсорного восприятия». Телепатия? Он был переименован в «дальние передачи биологических систем». Психокинез? Перемещение объектов, просто думая о них, вместо этого называлось «неионизирующим, в частности электромагнитным, излучением человека».

В просочившейся служебной записке ФСО поясняется, что заместитель директора ФСО генерал Александр Комов отвечает за окончательную реализацию секретного плана по отражению психической атаки в случае необходимости. Комов наполовину ученый, наполовину чудак. Он участвовал в конференции, организованной в прошлом году Институтом космических исследований Российской академии наук о возможности шпионажа за Землей из космоса. Он также, по-видимому, возглавляет группу внештатных советников, в которую входят астрологи, черные маги и экстрасенсы.

Согласно просочившейся служебной записке, среди других стратегий, которые, по мнению русских, может использовать противник, можно назвать «психокоррекционные игры», «компьютерные пси-вирусы» и «химическое и биологическое» психологическое воздействие. Психокоррекция, насколько я могу судить, является лженаукой, предназначенной для «корректировки» развития маленьких детей, часто с использованием игрушек, и может включать экспериментальную психологию. Его полезность для чиновников, на которых нацелены иностранные экстрасенсы, сомнительна. В Insider отмечается, что возможность «компьютерных пси-вирусов», какими бы они ни были, вряд ли повлияют на Кремль, поскольку офицерам запрещено пользоваться мобильными телефонами или планшетами при исполнении служебных обязанностей.

Первоначальное вторжение в Украину было подкреплено жесткой силой: армией численностью почти 200 000 человек в сопровождении серьезной артиллерии, танков и авиации. Российские эксперты хвастались легкой победой. Это рухнуло перед лицом украинского сопротивления, и паническая массовая мобилизация мало что изменила в ходе неудачи. Это может способствовать созданию атмосферы фантастики. «Со всеми этими заблуждениями, которые гноились годами, — сказала Антонова, — когда они сталкиваются с холодной, суровой реальностью, что им не победить в Украине, они начинают морально ломаться».

Лорен Вулф — отмеченная наградами журналистка, которая также преподает в Институте журналистики имени Артура Л. Картера при Нью-Йоркском университете. Твиттер: @wolfe321

Метки: Россия, Война

Еще из Foreign Policy

Жители, эвакуированные из Шебекино и других приграничных с Украиной городов России, во временном убежище в Белгороде, Россия, 2 июня.

Русские разваливаются на глазах

Волна новых унижений заставляет Кремль бороться за контроль над нарративом.

Председатель КНР Си Цзиньпин (справа) и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва обмениваются рукопожатием в Пекине.

Валюта БРИКС может поколебать доминирование доллара

Момент дедолларизации, возможно, наконец настал.

Кери Рассел в роли Кейт Уайлер в сериале «Дипломат»

«Дипломат» от Netflix — правда или фарс?

Бывший посол США, эксперт по Ирану, эксперт по Ливии и бывший советник Консервативной партии Великобритании взвешивают свои мнения.

На иллюстрации показаны лица председателя Китая Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина, прерываемые волнистыми линиями фрагментированной карты Европы и Азии.

Битва за Евразию

Китай, Россия и их авторитарные друзья ведут очередное эпическое столкновение за самый большой в мире массив суши.

Trending

[PDF] Московские пифагорейцы Илоны Светликовой eBook

1

Истоки московской «школы»: Н. В. Бугаев

Abstract: 9008 9 Материалы, сохранившиеся в архиве Н.В. Бугаева, позволяют исследовать истоки идеология Московской философско-математической школы и, в частности, антисемитские элементы этой идеологии. Бугаева Основы эволюционной монадологии (1893), а также Белого Symbolism (1910), рассматриваются в рамках европейского «арийского ренессанса».

Светликова Илона. Московские пифагорейцы: математика, мистика и антисемитизм в русском символизме. Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2013. DOI : 10.1057/9781137338280.

Библиотека Бугаева

«Пифагор le pensait déjà: les mathématiques sont á la base de tout». Эта фраза, которую я недавно встретил в русском учебнике по французскому языку, звучит настолько банально, что ее можно было бы оставить без замечаний. Это затрудняет нам подбор такой формулы, появляющейся в другом историческом контексте, где она фактически представляла собой предмет интенсивного размышления. В этом резкое отличие: для нас такая фраза почти лишена смысла, будучи частью общего дискурса, тогда как во время своего исторического возрождения она приобрела новое значение, теперь ускользающее от нас. За кажущимся совпадением формы (московские математики подписались бы под фразой из школьного учебника целиком) маскируется глубокое расхождение: в одном случае трюизм, а в другом предмет глубокого размышления. В случае с бугаевскими учениками возрождение фразы отчасти было обусловлено политическим элементом пифагорейской традиции как исторически (пифагорейская школа активно участвовала в политической жизни), так и логически: если речь идет о математике как фундаменте всех человеческих знаний , что подразумевает и политику.

Бумаги из архива Бугаева указывают на истоки возобновившегося интереса к идее всеобщего значения математики. 1

1

Одним из наиболее ценных документов, сохранившихся в архиве Бугаева, является каталог его библиотеки. 2 Он был составлен в начале 1880-х годов, когда собрание насчитывало 1600 томов, а у Бугаева оставалось еще 20 лет для пополнения собрания. Однако есть все основания полагать, что структура библиотеки осталась неизменной. Каталог состоит из 28 разделов, начиная от математики и других наук и заканчивая социологией и психологией.

Последний раздел каталога — художественная литература. Это не только самый последний, но и самый маленький раздел, состоящий всего из семи книг — странный набор, причем Данте и Гёте сопоставляют авторов, неизвестных даже большинству историков литературы. 3 Это, кажется, указывает на отсутствие у Бугаева сколько-нибудь ярко выраженного интереса к литературе, а также имеет значение для Белого, выросшего в этой библиотеке. Он проявлял ту же страсть, что и его отец, к широкому спектру знаний, судя по спискам прочитанных им книг, среди которых художественные и поэтические произведения сравнительно редки. 4 Таким образом, библиотечный каталог его отца показывает, почему комментарии к произведениям Белого вовлекают нас в интеллектуальную историю, выходящую далеко за рамки литературы.

Рисунок 1. 1 Страница каталога библиотеки Н. В. Бугаева (ОРК и Р НБ МГУ)

2

Несмотря на кажущуюся несоответствие некоторых разделов, в каталоге, взятом в целом, нет ничего произвольного. Бугаев, кажется, систематически собирал свою библиотеку. Это не библиотека математика, сосредоточенного исключительно на своей области, и не библиотека дилетанта, наугад перескакивающего с одного интереса на другой.

Среди бумаг Бугаева есть тетрадь с его заметками из второго издания классического труда Монтукла Histoire des mathématiques (1799–1802). 5 Важно, что Бугаев включает в свои заметки то, что многие математики опустили бы как чуждое математике как таковой. В частности, его привлекает то, что Монтукла пишет в начале своей истории об огромном уважении, которым математика пользовалась у древних. Имеются записи (правда, не очень точные), свидетельствующие об интересе Бугаева к следующему отрывку:

Этот отрывок сокращен в заметках Бугаева, наряду со ссылкой Монтуклы на математику как основу образования и философии древних, и Гиппократом, наставляющим своего сына о пользе математики для медицины. Бугаев также скопировал список более поздних философов, которые также были математиками, приведенный Монтуклой. 7 Очевидно, это записи исследователя, интересующегося не только математикой, но и ее взаимосвязями с другими дисциплинами (универсальность Лейбница очаровала Бугаева лет 9).0141 8 ), и кого привлекает идея о первостепенном значении математики среди всех дисциплин.

Учитывая это, библиотека Бугаева была точным выражением его интеллектуальных предпочтений. Вряд ли, собирая книги, он стремился только к общей эрудиции, не руководствуясь своими математическими размышлениями. Скорее казалось бы, что разнообразие предметов, которые можно было найти в каталоге его библиотеки, отражало его мысли о математике: размышления об универсальном значении математики предполагали интерес к другим дисциплинам. С точки зрения «универсального математика» все другие дисциплины были связаны с его собственной областью, а это означало, что все они должны были стать математическими:

Среди учителей Бугаева я нашел только одно проявление сопоставимой веры в силу математики. В своей речи О влиянии математических наук на развитие умственных способностей [ О влиянии математических наук на развитие умственных способностей ], произнесенной в 1841 г., Николай Дмитриевич Брашман (1796–1866) сослался на некоторые из приведенных выше примеров. важности математики, приведенные Монтуклой и скопированные Бугаевым. 11 Возможно, в московском математическом кружке происходили дискуссии, которые повлияли на интерес Бугаева к математике как фундаментальной дисциплине общечеловеческого значения. Однако, кроме короткой речи Брашмана, мало свидетельств их природы. 12

3

Во второй половине девятнадцатого века идея потенциальной универсальности математического знания не вызывала большого общего или профессионального интереса. Если для сравнения открыть статью Géometre Даламбера в Encyclopédie , опубликованной за год до вышеупомянутой книги Монтукла, мы найдем аналогичный ход мыслей, восторженно отзывающийся об универсальной значимости математики. Сформировавшаяся в XVII веке тенденция наделять математику значениями, выходящими за рамки самой математики, видеть в ней основу образования и средство морального и социального совершенствования, то есть придавать математике идеологическую роль, была еще жива в восемнадцатого века. Согласно Даламберу, изучение геометрии предшествует распространению просвещения: «C’est peut être le seul moyen de faire secoüer peu-à-peu à Certaines contrées de l’Europe, le joug de l’oppression et de l «глубокое невежество sous laquelle elles gémissent». 13 Таким образом, математика приобретает идеологический характер, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *