Моаи. Статуи острова Пасхи | ГК КАМ
В одном из самых уединённых уголков мира, на далёком острове Пасхи стоят около 1000 каменных статуй из спрессованного вулканического пепла, называемых моаи. Скульптуры весом более 20 тонн и высотой более 6 метров высечены из целых камней. Об этом говорят найденные на острове незаконченные статуи, для изготовления одной из которых использовалась глыба высотой около 20 м и весом 270 тонн. Сейчас глазницы огромных каменных идолов пусты, однако, по мнению учёных, раньше они были заполнены кораллами.
Откуда же взялись на острове столь крупные и мощные скульптуры? На этот счёт существует множество различных легенд. Одна из них пошла от первооткрывателей острова Пасхи – голландцев во главе с Якобом Роггевеном. В канун пасхи 1722 года мореплаватели высадились на берег, где их встретили не аборигены, а каменные статуи, поражающие своими размерами и грозным видом. Сами местные жители утверждают, что моаи были всегда, а их предки рассказывали, что статуи сами пришли на побережье из глубины острова. Возможно, когда-то скульптуры и напугали прибывших мореплавателей своими мрачными «взглядами», однако сейчас доподлинно известно, что моаи «смотрят» вовсе не на море: их взоры обращены к центру острова.
Исследования известного норвежского ученого Тура Хейердала показали, что остров Пасхи мог использоваться в качестве перевалочной базы для выходцев из Южной Америки, переправлявшихся к Полинезийскому архипелагу. Здесь можно было отдохнуть, пополнить запасы воды и продовольствия, а скульптуры могли использоваться как знак, что остров обитаем. Доказательство идентичности культуры острова Пасхи с культурой древнего государства инков давало ответ на вопрос, кто и когда сделал каменные изваяния.
Изготовлением моаи занимались только лучшие мастера, способные обрабатывать натуральный камень с помощью нехитрых орудий труда и готовые тратить годы на свою работу.
Однако о том, как скульптуры транспортировались с места их создания, каменоломни Рано Рараку, остается только догадываться.Существуют различные теории, по которым статуи перемещались с помощью верёвок и брёвен, противовесов, систем, где использовалась сила прибоя и отлива. Есть даже предположение, что моаи передвигались самостоятельно под влиянием сильных ветров, сантиметр за сантиметром, в течение многих лет. Может, предки коренного населения острова были в чём-то правы, говоря, что статуи «пришли сами».
В середине XIX века все моаи, находящиеся за пределами Рано Рараку, а также мноиге стоящие на территории каменоломни были опрокинуты. Сейчас около 50 скульптур восстановлено на площадках для церемоний, а на головах моаи установлены каменные цилиндры красного цвета — пукау. Жители острова утверждают, что статуи таят в себе огромную силу предков клана Хоту Мату’а, покинувшего свой дом в поисках нового и нашедшего его на острове Пасхи.
Статуи острова Пасхи, Ханга-Роа: подробная информация с фото | Туристический Гид
Описание Аху Тонгарики
15 статуй Аху Тонгарики расположены на южном побережье острова, вблизи неактивных вулканов Рано Рараку и Поика. Эти идолы считаются самыми тяжелыми на острове. Существуют данные, что их средний вес составляет около 40 т, а самый тяжелый весит больше 80 т. Высота моаи на Аху Тонгарики — 5,6 — 8,7 м.
История Аху Тонгарики связана с одноименной столицей древней восточной конфедерации острова Хоту Ити. Эта платформа была культовым центром городка.
В 1960 году Аху Тонгарики была разрушена сильным цунами. В результате открылся узкий коридор в центре платформы, в котором лежали человеческие останки. Открытие стало подтверждением версии, что некоторые аху использовались в погребальных церемониях. Хотя, чаще всего, останки умерших здесь кремировали.
Как создавались статуи моаи на острове Пасхи
После открытия острова, в первой половине XVIII века, европейцы долго не могли понять, кто же установил идолов. Более того, как в то время могли изготовить и перемещать такие огромные статуи.
Большую популярность приобрела версия, согласно которой, статуи Рапа-Нуи возвели полинезийцы в XI веке. Каменные идолы могли символизировать кланы или умерших родственников.
Моаи на пляже Анакена © OSORIOartist / Shutterstock
В середине XX века на остров Пасхи прибыла норвежская экспедиция, целью которой было получить как можно больше ответов на вопросы о моаи. Исследователям это удалось. Они установили, что создателями удивительных фигур были представители вымирающего племени «длинноухих». Именно у них была традиция удлинять мочки ушей, используя тяжелые украшения. «Длинноухие» берегли свой секрет изготовления моаи от «короткоухих» — основного племени на острове Пасхи. И хотя, уже в течение многих веков, моаи не воздвигались, каждое поколение «длинноухих» передавало следующему подробные инструкции их изготовления. Способ передачи информации был единственный — из уст в уста. За усвоением инструкций следили очень тщательно: каждого ученика заставляли повторять процесс до полного запоминания.
«Длинноухие» не просто рассказали исследователям, как делают идолов, но и показали на практике. Они изготовили 12-метровый моаи, переместили его волоком на место установки и подняли при помощи специального приспособления из камней и бревен.
Однако оставалось загадкой, почему в легендах рассказывается о перемещении идолов в вертикальном положении. В результате, в 1980-х годах, на Рапа-Нуи провели еще один эксперимент. 17 рабочих тянули с помощью веревок вертикально стоящую статую. Оказалось, что таким способом можно достаточно быстро переместить моаи весом около 12 т.
Интересные факты о статуях Рапа-Нуи
Остров Пасхи © Skreidzeleu / Shutterstock
- Одна из легенд, касающихся появлении каменных идолов, рассказывает о вожде клана Хоту Матуа. Он покинул свои земли и поселился на острове. Его потомки постепенно заселили всю территорию острова. Моаи содержат волшебную силу предков клана, которую называют «мана». Большая концентрация маны на острове способствует регулярным дождям, хорошим урожаям и благополучию.
- У туземцев существует миф, что каменные статуи бродят по ночам, охраняя сон местных жителей.
- У подножия вулкана Рано Рараку находится 300 древних статуй. Множество фигур разных размеров создает впечатление фантастической каменной армии.
- Моаи с острова Пасхи сейчас можно увидеть во многих музеях мира. Но забрать статую из острова всегда было непросто. Островитяне знали каждого идола по имени, и не хотели их отдавать чужеземцам. Так, во второй половине XIX века, чтобы вывезти моаи, французам пришлось сдерживать толпу туземцев ружейными выстрелами.
Статуи острова Пасхи на карте
Отели возле Статуи острова Пасхи
Популярные достопримечательности Чили
Ла-Монеда в СантьягоЧилийский музей доколумбова искусстваВулкан МайпоНациональный стадион в СантьягоОружейная площадьФуникулёры ВальпараисоМорские музеи ВальпараисоМузей фресок под открытым небомКурорт Винья-дель-Мар и Ботанический сад в ВальпараисоВокзал МапочоPalacio de Bellas ArtesКрасный домХолм Сан-КристобальMetropolitan Cathedral (Catedral Metropolitana)Дворец КоусиньоВинодельня Конча и ТороСалар-де-АтакамаГейзеры Эль-ТатиоВалье де ла ЛунаТермальные источники ПуритамаПукара-де-КиторТулорНациональный парк Ла КампанаЛа Часкона
Популярные города Чили
СантьягоКастроВальпараисоПунта-АренасАрикаПуэрто-МонтИкикеСан-Педро-де-АтакамаПуэрто-НаталесЛа-СеренаПуэрто-ВарасХанга-РоаАнкудПуэрто-Чакабуко
Последние публикации
Все
Новости
11. 10.2022
Священные статуи острова Пасхи пострадали от вулкана
Новости
Новости
29.10.2021
Жители острова Пасхи проголосовали против возвращения туристов
Смотреть все
MOAI — Wiktionary
См. Также: MOAI , MOái , Mo’ai , и Mò’āi
Содержание
- 115
- 1.1 Этимология
- 1.2 Произношение
- 1.3 Существительное
- 1.3.1 Переводы
- 1.3.2 См. также
- 1.4 Дополнительная литература
- 1.5 Анаграммы
- 2 Северные саамы
- 2.1 Этимология
- 2.2 Произношение
- 2.3 Местоимение
- 2.3.1 Перегиб
- 2.3.2 См. также
- 2.3.3 Дополнительная литература
- 3 Португальский
- 3.1 Существительное
- 4 Испанский
- 4.1 Существительное
- 5 Западно-фризский
- 5. 1 Этимология
- 5.2 Произношение
- 5.3 Прилагательное
- 5.3.1 Перегиб
- 5.3.2 Дополнительная литература
Английский[править]
Три моаи .
Этимология
Произношение
Аудио | (файл) |
Аудио | (файл) |
Существительное
- Одна из больших каменных статуй на острове Пасхи (Рапа-Нуи).
- 2012 , Джон Лорет, Джон Т. Танакреди, Остров Пасхи , Springer Science & Business Media (→ISBN), стр. 26:
- Шли годы, Моаис и Ахус становились все больше и больше, многие из них с верхними коронами из красного шлака весом до десяти тонн.
- 2012 , Джон Лорет, Джон Т. Танакреди, Остров Пасхи , Springer Science & Business Media (→ISBN), стр. 26:
Переводы[править]
См. также[править]
- 🗿
- аху («каменная платформа моаи»)
Дополнительная литература[править]
- моаи в Википедии. amio
Северные саамы
Этимология
произношение
- мы (два)
Перегиб
См. также[править]
Личные местоимения | |||
---|---|---|---|
единственное число | двойной | во множественном числе | |
1-е лицо | мун | моаи | миль |
2-е лицо | дон | доай | дии |
3-е лицо | сын | соаи | сии |
Дополнительная литература[править]
- Копонен, Эйно; Руппель, Клаас; Аапала, Кирсти, редакторы (2002–2008) Álgu database: Etymological database of the Saami languages [1] , Helsinki: Research Institute for the Languages of Finland
Portuguese[edit]
Noun[edit]
moai m ( множественное число моаи )
- моаи (тип каменной статуи на острове Пасхи)
Испанский
Существительное0004
моэ )- моаи
Западно-фризский[править]
Этимология[править]
Заимствовано из голландского mooi («симпатичный, хороший»).
Произношение[править]
- МФА (ключ) : /moːj/
Прилагательное[править]
моаи
- красивый, хорошенький, приятный
Перегиб[править]
Перегиб моаи | ||||
---|---|---|---|---|
без изменений | моаи | |||
изогнутый | моаи | |||
сравнительный | Моайе | |||
положительный | сравнительный | превосходная степень | ||
предикатив/наречие | моаи | Моайе | это моаист это моаист | |
бессрочно | с. петь. | моаи | мойер | моаист |
н. петь. | моаи | Моайе | моаист | |
во множественном числе | моаи | мойер | моаист | |
определенный | моаи | мойер | моаист | |
разделительный | моаэ | моайе | — |
Дальнейшее чтение
Аху и Моаи | Фонд острова Пасхи
Фото Кэролайн Пупуле
аху (святыни) Рапа-Нуи различаются по размеру и форме. На острове их не менее 360. «Изображение аху » — это изображения со статуями ( моаи ). Ahu имеют одинаковые характеристики: приподнятая платформа из подогнанных камней и щебня, пандус, часто вымощенный булыжником, называемый поро и ровный двор впереди. Image ahu имел от одной до 15 статуй, стоящих на каждой платформе. Статуи были размещены так, чтобы смотреть на церемониальную территорию и деревню, спиной к морю.
Появление каменных статуй на острове Пасхи не является ни таинственным, ни неожиданным. Монолитные каменные статуи встречаются на Маркизских, Южных островах и Таити. И хотя каждая островная группа демонстрирует некоторые различия в форме и стиле, они явно связаны между собой и проистекают из общих систем верований и религиозных практик.
4 Фото выше Пола Хорли
Точное количество моаи на Рапа-Нуи неизвестно, потому что многие из них погребены в кучах щебня или под землей в карьере статуй; оценки варьируются от 800 до 1000. Моаи встречаются почти во всех местах вокруг острова, хотя большее их количество находится вблизи основного карьера Рано Рараку, расположенного на южном побережье. Практически все статуи были вырезаны из этого вулканического конуса.
Кратер, где они были вылеплены, представляет собой необычное место, заполненное незавершенными статуями всех стадий резьбы. Огромные впадины в скалах отмечают места, откуда были сняты статуи. Более 230 других были перемещены в различные места по всему острову и установлены на платформах. Некоторые лежат сломанными и брошенными, где они упали во время транспортировки.
Статуи имеют значительный диапазон размеров, от 6 футов [2 метра] до более 30 футов [9 метров] в высоту. Один гигантский моаи , все еще прикрепленный к скальной породе в карьере, имеет длину более 65 футов [20 метров] и оценочный вес 270 тонн. Возможно, она так и осталась незаконченной, когда резчики поняли, что сдвинуть ее было бы невозможно.
Прогулка по этому замечательному карьеру, усеянному статуями всех стадий изготовления, подарит незабываемые впечатления. Некоторые моаи лежат на спине; другие почти вертикальны. Поскольку резчики работали, сначала вырезались передняя и боковые стороны. Когда почти все было готово, только киль прикрепил заднюю часть статуи к скале. Постепенно его выклевали, фигура сдвинулась вниз по склону и встала в яме, вырытой в склоне холма. Потом была доделана спина и наконец моаи
Фото Джули Фрэнсис
Фото Кэролайн Пупул
Фото предоставлено Чарли Лав
Фото Джули Фрэнсис
После завершения статуи были готовы к транспортировке в аху , для которого они были вырезаны. Ученые продолжают спорить о том, как было достигнуто это крупное усилие. Легенды острова утверждают, что они шли от карьера до своего аху . Некоторые исследователи полагают, что 90 538 моаи были уложены на деревянные сани и передвигались с помощью бревенчатых роликов. Другие думают, что их переместили, когда они стояли на санях. Один метод предлагает раскачивать статуи на деревянных сошках / опорах. Вероятно, средства передвижения время от времени менялись в зависимости от размера и формы статуи. Помимо «ходячей» теории, все предполагают, что в этом участвовало дерево и много веревки.
Археологические исследования дорог, по которым перемещали статуи, поставили под сомнение предыдущие теории перемещения моаи . Чарльз Лав, археолог из Вайоминга, обнаружил, что древнее дорожное полотно не было плоским и выровненным, а имело V-образный профиль.
Как только статуя достигла своего аху , она была поднята с помощью деревянных шестов и камней, подложенных под нее. Постепенно статуя стала вертикальной по мере того, как росла груда мелких камней. После того, как статуи были поставлены вертикально на свои ahu , следующим шагом было вырезание глазниц, в которые помещались коралловые и каменные глаза. Это «активировало» силу (ману) статуи. Один из этих глаз выставлен в музее острова.
У многих стоящих статуй на головах были большие «пучки» ( пукао ) .