Мода в средневековье: Как нелепая средневековая мода отправляла мужчина на тот свет

Как нелепая средневековая мода отправляла мужчина на тот свет


Во все времена существовало понятие жертва моды. Средневековье не было исключением. Не только дамы страдали от нелепых модных прихотей, но и мужчины. Эксперты изучили останки почти двухсот мужчин периода 14-15 веков и пришли к весьма неутешительным выводам. Были обнаружены негативные изменения, причиной которых стала странная остроконечная обувь тех времён. Она была невероятно дорогой, неудобной, но чрезвычайно статусной. Почему эта обувь была именно такой и как отправляла владельцев на тот свет, далее в обзоре.

Популярная обувь — причина болезни

Специалисты доказали, что подобная обувь становилась причиной развития бурсита у владельца. В период с 11 по 13 век от этой хвори страдало примерно 6% населения, а на пике увлечения остроносой обувью уже почти 30%!

Популярная мода.

Из этого эксперты сделали вывод, что причина кроется в остроконечных модных туфлях того периода – пуленах. В переводе это означало «Нос Корабля». Популярность они начали обретать с середины 14 века.

Кроме самой болезни, что уже очень неприятно, были и другие негативные последствия. Из-за этого заболевания происходила деформация большого пальца стопы. Начали развиваться болезненные наросты. В результате люди чаще падали и получали переломы. Кроме этого при попытке удалить наросты случались другие неприятные вещи, вплоть до смерти. Пулены — туфли-убийцы.

Туфли-убийцы.

Мужчины чаще носили средневековые заострённые туфли и в результате страдали

Большую часть тех, кто страдал от развития бурсита и роста костной мозоли, составляли мужчины среднего возраста. Это случалось в результате длительного ношения неудобной остроносой обуви. Болезнь развивалась десятилетиями и заставляла страдать.

В рамках этого исследования специалисты изучили более 400 останков, найденных в больнице Святого Иоанна. Это были люди, представлявшие городскую бедноту, самые нищие слои населения, которые закончили свою жизнь в благотворительном учреждении. У этих людей подобные деформации стопы не были выявлены. Почему-то болезнь поражала исключительно богатых. Вывод прост: пулены были чрезвычайно дорогой обувью, обычные простые люди, бедняки, их позволить себе не могли.

Жертвами моды чаще становились богатые, ибо чем длиннее и неудобнее носок, тем статуснее.

Религиозные лидеры тоже не устояли перед модой

Как распределяются данные о носителях остроконечной обуви? Свои выводы эксперты опубликовали в Международном журнале палеопатологии. Наибольший процент бурситов был выявлен в мужском монастыре (43%), в больнице (23%), на деревенском приходском кладбище (10%) и на сельском приходском кладбище (3%). То есть, другими словами, чем ближе к окраинам, тем меньше деформаций стопы.

Чем ближе к окраинам, тем меньше жертв моды.

Самое интересное, что поклонниками пулен стали священнослужители. Странна такая популярность этой обуви. Эти абсурдно длинные носки — это максимум неудобства! То есть вопрос комфорта владельцев не очень волновал. Кроме этого такая обувь была очень дорогой. Позволить её себе мог далеко не каждый. Пулены были символом статуса и признаком богатства. Речь об удобстве передвижения, судя по всему, роли никакой не играла.

Остроносые туфли — дополнение к исторической моде

Сапожники создавали остриё, набивая носок таким материалом, как шерсть или мох. Иногда использовался китовый ус. Изначально эта обувь появилась в Польше. Другим названием пулен было «кракове», предположительно в честь столицы страны.

Другим названием пулен было кракове.

Неудобную обувь в моду ввели рыцари. С помощью пулен они хотели подчеркнуть свою полную непричастность к обычному труду. Длина носов была строго регламентирована для каждого сословия. Принцы могли носить пулены с носками в 2,5 ступни, аристократы в 2 ступни, рыцари в 1,5 ступни, богатые горожане в 1 ступню, а простолюдины — в половину ступни. Именно эта странная мода подарила миру выражение «жить на широкую ногу».

Вот откуда пришло выражение «жить на широкую ногу».

Официально церковь осуждала моду на пулены. В них усматривался вызов благопристойности и настоящий разврат. Кроме того, в пуленах было чрезвычайно неудобно вставать на колени во время молитвы, что естественно, не могло найти одобрения среди духовенства. Пулены заклеймили грозным названием «Коготь Сатаны», обувь была проклята самим Ватиканом. Чёрную чуму, которая охватила Европу тех времён, объявили наказанием за пристрастие к пуленам.

Средневековая мода.

Гибель пулен

Для того, чтобы исправить деформацию стопы, люди часто ложились под нож. В те времена это часто становилось причиной инвалидности или даже смерти. Видя тяжёлые последствия нелепой моды, в конце 14 века Эдуардом IV был издан специальный королевский указ, запрещающий носить пулены с носками длиннее пяти сантиметров. Это положило конец экстравагантной моде, калечившей людей.

Современным модницам нужно учесть ошибки прошлого.

Сейчас в 21 веке модницы тоже часто сознательно причиняют вред своему здоровью в погоне за модой. Так что людям есть чему поучиться у средневековых жертв моды. Выглядеть современно не должно значить — приносить себе вред.

Подробнее о Средневековье, прочтите в другой нашей статье 6 причин, по которым Средневековье не было таким уж тёмным временем, как принято считать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас,

жми:

Нравится

Средневековье, тёмные века, Европа, церковь, наука, болезни, мода, пулены, история, общество

Новое Средневековье или 8 тенденций современного костюма, рожденных в эпоху инквизиции

Феодалы, вассалы, реформация, крестовые походы… Кажется, всё это давно в прошлом. На примере последней Недели высокой моды в Париже THE WALL совместно с историком моды Юлией Малыгиной разобрался, как «тёмные века» откликаются в наше время.

1. Головные уборы

Глядя на портреты XV века, мы часто обращаем внимание на разного рода тюрбаны, капюшоны и фески. Удивительно, но со времен Средневековья не было придумано ни одного нового головного убора. Сегодня модная индустрия вновь проявляет особый интерес к этому элементу одежды. Так, на последнем кутюрном показе Диор каждый образ сопровождался блестящей шапочкой, плотно прилегающей к голове. А с фесками и широкополыми шляпами экспериментировали Оливье Рустен (креативный директор Balmain) и Джамбаттиста Валли.

2. Рукав- буф

Этот прихотливый элемент костюма, уже не первый год покоряющий сердца модниц по всему миру, также родом из Средневековья. Примечательно, что первоначально деталь была частью мужской верхней одежды. Сверкающие широкие рукава встречаются у Alexandre Vauthier и Schiaparelli, в то время, как Рональд ван дер Кемп сочетает этот тренд с кожей.

3. Плащи и мантии

В некоторых кутюрных коллекциях представлены плащи-мантии, в том числе с капюшоном, характерные как для мужского, так и для женского костюма протороманского периода. Покрой плаща в «темные времена» мог быть прямоугольным, полукруглым или трапециевидным. На теле эта верхняя одежда закреплялась с помощью застежек или пуговиц, а края украшали вышивкой из бисера, драгоценными камнями, мехом. В минувшем январе мировое fashion сообщество могло наблюдать различные вариации этого тренда: например, перья, как у Valentino, или плиссировка «by» Iris Van Herpen.

4. Шлейф

Неделю высокой моды, как и средневековую даму, трудно представить без шлейфа. В XIV веке духовенство называло этот элемент одежды «дьявольским нарядом», а их любительниц – нарушительницами общественной морали и великими грешницами. Страшно представить, что сказали бы священники того времени, глядя на шлейфы Elie Saab и Giambattista Valli.

5. Прямой и трапециевидный крой

Платья прямого и трапециевидного кроя, которые долгое время были основой женского средневекового костюма, также часто встречаются на Неделях высокой моды. Стоит отметить, что в этом году их не так много, как раньше.

6. Ми-парти

В нескольких коллекциях флагманов индустрии можно выделить по одному образу, созданному по средневековому принципу ми-парти. Ми-парти (от -фр. mi-parti, «разделённый пополам»).  – костюм, разделенный контрастными цветами на две части. Подданные применяли этот принцип как знак служения феодалу, облачаясь в цвета его герба.

7. Доспехи

На последней Неделе высокой моды в Париже встречаются и костюмы, напоминающие доспехи. Так сегодня откликаются тема рыцарства и коннотирующие с ней нравственная сила и бесстрашие. Сходство с воинами-феодалами достигается в основном за счёт жакета с баской жесткой формы.

К этому пункту можно отнести и фигуру юной главнокомандующей Жанны д’Арк, во многом повлиявшей на судьбу Франции. Образ Орлеанской Девы на протяжении нескольких веков является ключевым в мировой культуре и модной индустрии.

8. Византия

Эта средневековая цивилизация оставила свой след и в истории костюма. Зародившийся в V веке, Византийский стиль видоизменялся в течение полутора тысячелетий. Одежда жителей богатого приморского государства была декорирована золотом, жемчугами и драгоценными камнями. Характерна для Константинополя и полная непроницаемость наряда: многослойные туники, плотно прилегающие к шее, плащи и юбки-рубахи. В Париже византийская отделка встретилась у Ralph & Russo, а утрированно длинный рукав был представлен Vauthier.

Вместо заключения

Становится очевидным, что за тривиальной фразой о цикличности моды стоит как и истина о традиционных шаблонах, так и множество оригинальных, порой вовсе не уловимых тенденций. Впереди Недели моды в Милане и Париже. Мотивы какой эпохи отразятся в грядущих коллекциях? Узнаем в конце февраля…

Автор: Татьяна Алубаева

Мода в Средние века

Мода в Средние века

Большинство людей в Средние века носили шерстяную одежду с нижним бельем из льна. Более яркие цвета, лучшие материалы и удлиненный жакет обычно свидетельствовали о большем богатстве. Одежда аристократии и богатого купца, как правило, была сложной и менялась в соответствии с требованиями моды. К концу Средневековья мужчины из богатых классов носили чулки и куртку, часто со складками или юбкой, или тунику с накидкой. Женщины носили струящиеся платья и сложные головные уборы, начиная от головных уборов с сердечками или бабочками и заканчивая высокими шапками и итальянскими тюрбанами.

Крестьянские платья

Средневековая одежда и мода, включая крестьянские платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил. Одежда и мода в средние века находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Средневековые законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.

Средневековая одежда

Средневековая одежда и мода, включая средневековую одежду, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил.

Одежда и мода Средневековья находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.

Средневековая мода

Средневековая мода в Средние века находилась под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали обычных людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду, что повлияло на средневековую моду. Согласно законам о роскоши, принятым королем Эдуардом III, только королевским особам разрешалось носить одежду из золота и пурпурного шелка. Дорогие вуали были запрещены для женщин из низшего сословия. Только женам или дочерям дворян разрешалось носить бархат, атлас соболя или горностая. Средневековая мода менялась с каждым королем и королевой. На моду повлияли и различные события, происходившие во времена Средневековья.

Крестьянские платья

Средневековая одежда и мода, включая крестьянские платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил. Одежда и мода в средние века находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Средневековые законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.

Средневековые платья

Средневековая одежда и мода, включая средневековые платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил.

Одежда и мода Средневековья находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.

Средневековая мода

Средневековая мода в Средние века находилась под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали обычных людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду, что повлияло на средневековую моду. Согласно законам о роскоши, принятым королем Эдуардом III, только королевским особам разрешалось носить одежду из золота и пурпурного шелка. Дорогие вуали были запрещены для женщин из низшего сословия. Только женам или дочерям дворян разрешалось носить бархат, атлас соболя или горностая. Средневековая мода менялась с каждым королем и королевой. На моду повлияли и различные события, происходившие во времена Средневековья.

Одежда Средневековья

Средневековье (ок. 500–1500 гг.) было, как следует из названия, великим переходным периодом. Римская империя (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.), которая обеспечивала структуру цивилизации по всей Европе в течение почти пятисот лет, рухнула в 476 г., и группы кочевых народов, которых римляне называли варварами — готы, гунны, вандалы, франки, и другие — взяли под свой контроль большую часть Западной Европы. Римские торговые сети, гражданская администрация и образование исчезли, уступив место более грубым социальным структурам варваров. Эти новые европейцы сохранили католическую церковь и латинский язык, но почти все остальные области культуры изменились. Нигде эти культурные изменения не были так очевидны, как в области одежды. Тонкие льняные и шелковые тоги и драпированные одежды римлян исчезли и были заменены грубыми шерстяными леггинсами и меховыми туниками или рубашками. Однако в течение следующей тысячи лет зарождающиеся королевства Европы начали развивать свои собственные более изысканные традиции костюма. Традиции одежды в Европе сначала развивались медленно, с небольшими изменениями в основном костюме примерно до одиннадцатого века. После одиннадцатого века торговля, путешествия и богатство увеличились, а одежда стала более сложной. К концу Средневековья в Европе развивались собственные самобытные и изысканные традиции костюма.

Простая шерстяная одежда раннего Средневековья

Различные племена кочевников, победивших Римскую империю и заселивших Европу, разработали свою одежду в условиях климата, сильно отличающегося от климата Древнего Рима. Прохладная погода и традиции овцеводства заставили их полагаться на шерсть в качестве основной ткани, и большая часть их одежды была сделана из шерсти. Туника из длинного прямоугольника шерсти с отверстием в центре для головы. и грубые швы по бокам были основной одеждой как мужчин, так и женщин в средние века. Люди обычно носили тонкую нижнюю тунику и более тяжелую верхнюю тунику. Они различались по длине: женские туники спускались до земли на протяжении всего периода, а мужские туники постепенно поднимались, так что к концу периода они были очень похожи на современную рубашку. Оба пола носили пояс вокруг своих туник. Мужчины обычно носили покрытия для ног, от простых брюк в начале периода до комбинации чулок и бриджей или коротких штанов в более поздний период. Представители обоих полов также носили тунику из меха в холодную погоду. Мех широко использовался людьми всех классов, причем более богатые люди могли позволить себе более мягкие меха, такие как горностай, ласка и норка.

Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются историки при изучении одежды раннего Средневековья, заключается в том, что ее очень мало сохранилось. В отличие от древних египтян, которые сохраняли тела умерших и оставляли многие предметы одежды в своих защищенных гробницах, ранние европейцы просто хоронили умерших в земле, где их погребальные одежды быстро гнили и распадались. Ранние европейцы также не ценили картины, которые реалистично отображали повседневную жизнь. Большая часть их искусства — в первую очередь картины, гобелены и скульптуры в церквях — была посвящена религиозным сюжетам. К счастью, на них были изображены религиозные деятели в одежде Средневековья, так что у нас есть некоторые сведения о том, что носили люди. Записи за этот период улучшились примерно с одиннадцатого века.

Средневековая мода и восхождение портного

Поворотный момент в средневековой моде наступил в одиннадцатом веке. Новые монархии во Франции, Англии и Испании создали дворы с реальным богатством, чтобы тратить их на модную одежду. Эти монархии отправляли рыцарей и солдат в религиозные крестовые походы на Ближний Восток, начиная с 1090 г. , а возвращавшиеся крестоносцы привозили с собой идеи и одежду из развитых обществ Византийской империи (476–1453 гг. н. э.) и других стран современной Турции. Эти влияния произвели революцию в моде. Состоятельные люди могли позволить своим слугам изменить свою одежду, и они помогли изобрести несколько новых модных вещей, в том числе чулки для мужских ног, houppelandes (длинный, сшитый на заказ внешний халат) и другие декоративные накидки.

Одним из настоящих нововведений средневековой моды стало то, что мужская и женская одежда стали развиваться в совершенно разных направлениях. Женщины продолжали носить длинные мантии, но теперь мантии шили из отдельных кусков ткани, с плотно облегающим верхом или лифом, сочетающимся с струящейся пышной юбкой. Мужские туники, которые когда-то доходили до щиколотки, стали намного короче, пока к четырнадцатому и пятнадцатому векам не заканчивались на талии. Мужчины также носили обтягивающие чулки, которые подчеркивали форму их ног.

Одной из главных причин этой революции в мире моды стало появление профессионального портного.

В прошлом люди шили себе одежду сами или, если они были богаты, их шили слуги. одежда для них. Для большинства это означало, что одежда была довольно простой. Однако в развивающихся королевствах Европы квалифицированные ремесленники начали объединяться в гильдии или организации людей со схожими профессиями. Одним из таких ремесел был пошив, изготовление, ремонт и переделка одежды. Эти портные развили свои навыки и вскоре сделали работу по пошиву одежды для мужчин, а не для женщин. К 1300 году в Париже, Франция, работало семьсот портных. Портные по всей Европе разработали новые методы кроя и шитья, которые позволяли более точно подгонять одежду по более сложному покрою. Влияние профессионального пошива можно увидеть в одежде позднего Средневековья, но оно стало особенно заметным в эпоху Возрождения пятнадцатого века и позже.

Средневековье было, пожалуй, последним периодом в истории Европы, когда одежда была прежде всего простой необходимостью, а не экстравагантной, постоянно меняющейся модой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *