Могила фараона: Гробница Тутанхамона — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

как возникла египетская готика • Arzamas

История

Как в европейской культуре возник сюжет о проклятии фараонов и злобных мумиях

Автор Анна Айвазян

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранив­шей­ся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпаль­нице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнар­воном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

1 / 12

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

2 / 12

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

3 / 12

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

4 / 12

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 / 12

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год

© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

6 / 12

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

7 / 12

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

8 / 12

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

9 / 12

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

10 / 12

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год

© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

11 / 12

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

12 / 12

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжов­ник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.

Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. © ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень  Каменная плита, найденная капитаном фран­цузских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии» — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).

Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год © UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).

Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна  © Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии. 

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год © Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820–30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.

Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века © Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе­ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия!». 

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Чем активнее европейцы вмешивались в дела Египта, тем чаще в прессе и литературе возникала тема зловещих египетских мумий и вообще древних сил, от которых нет спасения. В 1869 году был торжественно открыт Суэцкий канал, и, пока французы поднимали бокалы за предприятие своего соотечественника Фердинанда де Лессепса, англичане обеспокоенно обсуждали, что канал открывает самую короткую дорогу в Индию, жемчужину британской короны, и в чужих руках грозит безопасности империи. Страхи викторианцев из парламентских дебатов и острых газетных статей перебирались и на страницы готических рассказов. В одном из сочинений 1869 года под названием «Ночь с фараоном» («A Night with King Pharaoh») злые арабские гиды замуровывают группу английских туристов в гробнице. В этот же год популярность набирает рассказ американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Потерянный в пирамиде», также известный как «Проклятие мумии».

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу», опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год © Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898–1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин» Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей» древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд», рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год © Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота», в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249», вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

у нас есть другие материалы о древнем египте

 

Почему фараонов не называли фараонами?

Откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом

 

Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии

От Древнего Египта до Лувра и торговых центров

 

Маска чехла мумии

Голосование за экспонаты из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Обнаружена гробница неизвестной царицы | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Находка является чрезвычайно важной, цитирует агентство dpa руководителя экспедиции Мирослава Барта, директора Государственного института египтологии Чехии и известного ученого, ведущего раскопки в Египте. Гробница ранее неизвестной ученым царицы была обнаружена в царском некрополе в Абусире еще осенью 2014 года. Египетские власти обнародовали находку чешских археологов 4 января 2015 года.

Руководитель экспедиции Мирослав Барта, в свою очередь, подтвердил, что на стенах гробницы обозначено иероглифами имя «Хентакавесс III». До сих пор историкам было известно о существовании двух египетских цариц с таким именем. В отношении новой, третьей по счету Хентакавесс, ученые предполагают, что она была царицей из пятой династии, женой фараона Неферефра и матерью фараона Менкаухора. На стенах гробницы обнаружены надписи «жена фараона» и «мать фараона». Гробница находится в непосредственной близости от недостроенной пирамиды Неферефра, из чего чешские ученые сделали вывод, то царица могла быть женой фараона, о котором до последнего времени было также практически ничего неизвестно.

Несмотря на то, что в гробнице до археологов уже побывали охотники за древними сокровищами, ученым удалось найти части погребальных даров, в частности, известняковых и медных сосудов. Царский некрополь Абусир находится в 25 километрах от Каира и представляет собой один из важнейших археологических комплексов, имеющих отношение к правлению 5-й династии египетских фараонов. В Абусире сохранились до наших дней 14 пирамид, несколько меньших по размеру пирамид знаменитого некрополя в Гизе, где нашли свой последний покой фараоны предшествующей 4-й династии. Ученые из Государственного института египтологии Чехии ведут раскопки в Абусире на протяжении последних 55 лет.

Читайте также

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Прекрасные телохранительницы

    Одна из самых поразительных находок во время раскопок кургана Каста в Амфиполе — две женские статуи. Кариатиды, облаченные в длинные одежды, «охраняют» гробницу, датированную 325-300 годами до н.э. В ней захоронены, скорее всего, члены семьи Александра Македонского или один из его полководцев (диадохов). Во времена Александра Великого в Амфиполе располагалась штаб-квартира его флота.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Вход в гробницу воспрещен!

    Это — деталь скульптуры. Кариатиды — статуи женщин, которые в античной архитектуре вместо колонн несли на своих плечах своды зданий и храмов. В Амфиполе они выполняют еще одну немаловажную функцию. Они предупреждают: вход в гробницу воспрещен!

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Сфинксы у входа

    Двух сфинксов высотой почти 2 метра археологи обнаружили в августе 2013 года. К ним ведет узкая тропинка, увенчанная 13 ступеньками. Позади них, собственно, и располагается вход в гробницу. Раскопки идут сейчас на глубине около 2,5 метра. Археологи осторожно снимают каменные плиты, запечатывающие захоронение, и тщательно укрепляют раскоп.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Шаг за шагом, черепок за черепком…

    Раскопки в Амфиполе начались в 2012 году под руководством археолога Катерины Перистери. Захоронение в Амфиполе, по ее мнению, может оказаться роскошнее и интереснее даже гробницы отца Александра Македонского — царя Филиппа II.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Мраморный лев

    Археологи предполагают, что этот пятиметровый мраморный лев также имеет отношению к гробнице. Греческие солдаты обнаружили его еще в 1912 году, в русле реки Стримон. Более точно ученые смогут это «принадлежность» льва лишь после основательного изучения гробницы. Но уже сейчас они предполагают, что здесь могут покоиться, например, жена или сын Александра Македонского.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Царственная «передняя»

    Эта мраморная плита была найдена в зале, ведущем собственно в гробницу. Боковые стены переднего помещения склепа отделаны мрамором и украшены архитравами в верхней части. Сохранились также остатки краски. Богатые украшения — еще одно доказательство, указывающее на особое положение человека, который был здесь захоронен.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Зодчий Александрии

    Фрагмент стены с мраморным покрытием был обнаружен в августе. Структура покрытия напоминает технику известного зодчего Дейнократа. Предполагается, что архитектор спроектировал Александрию — город, основанный Александром Великим.

  • Археологическая сенсация: гробница эпохи Александра Македонского

    Выдающися памятник древности

    Курган, под которым находится гробница, составляет в диаметре более 400 метров. Не менее велики и ожидания археологов. И хотя еще неясно, кто же на самом деле здесь похоронен, правительство Греции уже объявило античную гробницу выдающимся памятником древности. Для этого действительно есть все основания.

    Автор: Кейт Мюзер, Инга Ваннер


Гробница Тутанхамона — советы перед посещением, фото и отзывы

Погребальные пирамиды в Египте строились примерно с XXVII по XV век до н.э. Позже, в период Нового царства, фараонов и их родственников хоронили в скалистом ущелье, юго-западней древнего города Уасет.

К началу XX века местность тут была хорошо исследована, считалось, что найти что-либо новое тут уже невозможно. Причем практически все обнаруженные ранее захоронения были основательно разграблены, многие из них – еще во времена фараонов. Но археолог Говард Картер, все же, мечтал найти здесь гробницу почти легендарного фараона Тутанхамона, скончавшегося в 1327 году до н.э. Вместе с лордом Джорджем Карнарворном, известным коллекционером древностей и археологом-любителем, Г. Картер искал то, во что другие уже не верили. Долгое время поиски и раскопки гробницы Тутанхамона были безрезультатными. У лорда Карнарворна, финансировавшего проект, уже заканчивались средства, когда в начале ноября 1922 года, под развалинами древних хижин, рядом с гробницей фараона Рамсеса VI, были обнаружены ведущие вниз ступени – ступени ведущие к грандиозному открытию.

Уже в коридоре и первых двух помещениях было обнаружено множество предметов, оставленных покойному для использования в его загробной жизни. Правда, вскоре стало понятно, что воры здесь все же побывали, однако они вынесли далеко не все – что-то им помешало.

Археологи вели работы тщательно и не спеша, только на разборку передней комнаты ушло 50 дней, лишь затем была вскрыта погребальная камера. А там энтузиастов ожидало настоящее чудо – почти нетронутое место упокоения фараона. Стены были великолепно расписаны, и практически всю комнату занимал огромный золоченый ковчег. В общей сложности четыре ковчега и три саркофага были вложены друг в друга как матрешки. Последний саркофаг был золотым. За погребальной комнатой находилась еще одна, в которой также находилось множество артефактов.

Гробница Тутанхамона значительно меньше, чем ее аналоги в Долине Царей. Дело в том, что юный фараон скончался скоропостижно, а по обычаю на погребение отводилось 70 дней. Поэтому было использовано помещение, изначально предназначенное для кого-то другого, возможно для жены одного из фараонов. Гробницу доделывали в спешке, но, несмотря на это, она вполне соответствовала статусу покойного.

Египетские ученые узнали, как гиксосы убивали фараона Секененру

Фараон Древнего Египта Секененра Таа II был убит ударами сверху после того, как попал в плен к врагам. К таким выводам пришли египетские ученые, исследовавшие мумию правителя при помощи компьютерной томографии. Связав Секененре руки, его ударили по голове и добивали несколькими видами оружия. Всего было нанесено пять ранений.

Новое исследование методом компьютерной томографии (КТ) позволило выявить неизвестные ранее детали насильственной смерти древнеегипетского фараона Секененры Таа II. Результаты работы, выполненной Сахар Салим из Каирского университета и бывшим министром по делам древностей Египта Захи Хавассом, опубликованы в журнале Frontiers in Medicine.

Секененра правил в Верхнем Египте примерно в 1558-1553 годах до нашей эры. Прежде считалось, что фараон либо погиб в бою с гиксосами – азиатскими народами, завоевавшими часть Древнего Египта, или же был убит в результате заговора.

Мумия Секененры была найдена в 1881 году в Дейр-аль-Бахри.

В Каире ее распеленал и в 1886 году провел первое исследование французский египтолог Гастон Масперо. Анализируя характер ран на останках, он предположил, что фараон был тяжело ранен ударом топора (возможно, дубины или булавы) по голове, лишился глаза, упал без сознания и был добит кинжалом или копьем в возрасте около 40 лет.

Масперо назвал Секененру «красивым и энергичным человеком». Следующее исследование было проведено в 1906 году. Австралийский анатом Эллиот Смит установил, что фараон имел рост 1,7 м и обладал здоровыми челюстями. На его голове ученый зафиксировал пять различных ран. Смит придерживался версии, что Секененру убили во сне заговорщики. В 1970-х для работы с мумией использовались рентгеновские лучи.

Известно, что тело Секененры бальзамировали уже после начала разложения останков. Мумификацию провели в спешке и не полностью, поэтому мумия плохо сохранилась. В 2019 году ученые вновь проявили к ней интерес. С помощью КТ была создана полная 3D-реконструкция тела. Полученное изображение ран сравнили с пятью видами оружия (три кинжала, боевой топор, наконечник копья) гиксосов, найденными в их египетской столице Аварисе.

Исследование подтвердило известные с начала XX века данные о возрасте, росте и состоянии зубов фараона. На левой внутренней стороне черепа были отмечены засохшие остатки мозга.

«Обычно при мумификации мозг удаляли, но в данном случае будто бы и не пытались, — отметил профессор прикладной антропологии Тим Томпсон из Университета Тиссайд. – КТ-исследование показало степень травм Секененры: разрез на правой стороне лба, колотая рана выше правого глаза, перелом носа и скулы, порез в области левой щеки, переломы височной кости и перелом правой глазницы. Смерть Секененры была невероятно жестокой. Угол нанесения травм предполагает, что атакующие находились выше: либо на лошади, или же фараон стоял на коленях лицом к ним».

По словам ученого, компьютерная томография позволила определить форму ран и показала, что нападавшие использовали несколько видов оружия. Черепно-мозговые травмы такого рода обычно сопровождаются повреждениями рук, поскольку жертва пытается защитить себя. Однако у Секененры таких увечий не оказалось. Согласно выводам исследования, положение рук фараона свидетельствует, что они были связаны. При этом более ранние исследователи выдвигали версию, что руки Секененры в момент нападения были заняты собственным оружием – поэтому он и не подставил их под удар.

«Мы подтверждаем, что черепно-лицевые травмы были нанесены примерно в момент смерти фараона, поскольку нет доказательств заживления, — отмечается в исследовании. – Столь тяжелая травма могла вызвать смертельное повреждение, кровопотерю и/или внутричерепную травму. Мы утверждаем, что Секененра сражался с гиксосами, его схватили враги и связали руки. Мы предполагаем, что фараон находился в более низком положении, чем его убийцы. Это объясняет рану на лбу, которая могла появиться после первого удара».

По мнению исследователей, несколько ударов кинжалом были нанесены уже по мертвому телу, которое осталось лежать на левом боку и начало разлагаться.

«При обычной казни связанного узника удары наносит только один человек. Возможно, под разными углами, но не разным оружием. Гибель Секененры скорее являлась церемониальной казнью», — констатировала доктор Салим.

По ее словам, исследование при помощи КТ позволило узнать новые важные факты из истории Древнего Египта. Установлено, что Секененра действительно находился на передовой и рисковал жизнью вместе со своими воинами.

«Смерть фараона мотивировала его преемников продолжить борьбу за объединение Египта», — подчеркнула Салим.

Сундук с мертвецом: куда пропало тело великого полководца | Статьи

Гробница Александра Македонского столетиями остается одной из самых вожделенных целей ученых и искателей сокровищ. Ее следы пытались обнаружить в разных уголках мира. Только в Египте почти полторы сотни экспедиций искали последнее пристанище великого завоевателя, но все усилия пока не приносят результата. Поиски продолжаются, и даже сейчас есть минимум три места, которые претендуют на право именоваться могилой македонского царя. Подробности этой почти детективной истории — в материале «Известий».

Смерть в Вавилоне

Великий полководец умер в Вавилоне в июне 323 года до н.э., немного не дожив до 33 лет. До сих пор идут споры, был ли он отравлен или скончался от внезапной болезни, вроде малярии или тропической лихорадки, отягощенной последствиями многочисленных ранений. Так или иначе, пройдя через бесчисленное количество стычек и сражений, он скончался на царском ложе в окружении друзей, родных и приближенных.

Дал ли перед смертью Александр указания относительно места своего захоронения, доподлинно неизвестно, но, скорее всего, он этого не сделал. Правда, в «Истории Александра Великого» Псевдо-Каллисфена есть указание, что великий царь приказал захоронить себя в Египте, но стоит иметь в виду, что источник этот довольно сомнительный. Первоначально он появился в эпоху Птолемеев в Александрии Египетской, откуда попал в Рим и был переведен на латинский язык. Потом его многократно переписывали — самая ранняя из известных ныне версий относится к XI веку и больше напоминает средневековый мистический роман.

Картина немецкого художника Карла Теодора фон Пилоти «Прощание с Александром Македонским»

Фото: commons.wikimedia.org

Скорее всего, приближенные толком не знали, что делать с внезапно почившим царем. Вариантов было несколько, каждый имел свою логику и своих сторонников. Можно было захоронить Александра в Вавилоне, который он хотел сделать столицей своей империи, тем самым основать новый культ, под сенью которого будут править страной потомки великого царя. Наследником трона официально был объявлен еще не родившийся сын царя от бактрийской красавицы Роксаны, регентом при котором должен был стать Пердикка — один из военачальников и друзей Александра. Он-то и предлагал построить для почившего государя мавзолей в древнем Вавилоне.

Против такого варианта выступили ветераны-македонцы. Они так и не прониклись идеей своего вождя о создании многонациональной империи, а поход воспринимали как месть за осквернение персами эллинских святынь. Они победили, захватили огромные богатства и мечтали вернуться с ними домой. Ветераны не собирались отказываться от своих богов и обычаев, поэтому требовали вернуть тело царя туда, где покоились его предки, — в царский могильник неподалеку от древней столицы Македонии города Эги.

Фасад гробницы Филиппа II (отца Александра Македонского) в Вергине, где в древние времена находилась первая столица Македонского царства — Эги

Фото: flickr.com/Panegyrics of Granovetter

Третьим вариантом был Египет, но не очень понятно, кто мог лоббировать этот выбор. В благодарность за освобождение от персов Александр действительно был провозглашен жрецами оазиса Сива сыном Амона, но это сильный аргумент только для тех, кто уверен в могуществе египетских богов. Ратовать за перенос тела царя в долину Нила мог наместник в Египте Птолемей, но вряд ли его голос был достаточно громким на фоне других диадохов — преемников Александра. Тем не менее судьба распорядилась именно так, что первым местом упокоения Александра стала столица Птолемея.

Дорога в Египет

В итоге мнение воинов взяло верх — Пердикка уступил. Приготовления к походу заняли более года. Плутарх пишет, что тело Александра бальзамировали по египетскому обычаю, Диодор Сицилийский — что его по вавилонской традиции уложили в наполненный медом золотой (по другой версии — стеклянный) гроб, который водрузили на великолепный катафалк и под охраной сильного отряда отправили в неблизкий путь в Грецию.

Диодор Сицилийский. «Историческая библиотека», книга XVIII (26-29)

Сначала они приготовили для тела гроб подходящего размера, изготовленный из кованого золота, и пространство вокруг тела заполнили специями, которые должны были сохранить тело ароматным и непортящимся. На этот ящик была помещена крышка из золота, соответствующая ему в точности и прилаженная вокруг его верхнего края. Поверх лежала великолепная пурпурная мантия с золотым шитьем, у которой они поместили оружие умершего, желая показать всё, что было в согласии с его достижениями. Затем они построили крытую повозку, которая должна была вести его. В верхней части повозки был установлен золотой свод, восемь локтей в ширину и двенадцать в длину, покрытый россыпью драгоценных камней. Ниже крыши, по всей длине сооружения, был прямоугольный карниз из золота, на котором были рельефные изображения козлиных голов.

Крышу огромной повозки поддерживали колонны с ионическими капителями, по углам стояли золотые фигуры богини победы Ники с трофеями. Огромное сооружение тащили 64 отборных мула, упряжь каждого была украшена драгоценными камнями и золотыми колокольчиками, возвещавшими о движении процессии. Специальная бригада рабочих и механиков обеспечивала переправы и выравнивала дорогу, чтобы не потревожить покой великого царя.

Мы знаем, что процессия всё же оказалась в Египте. Некоторые авторы пишут, что это произошло по инициативе Птолемея Лагида, перехватившего ее возле Дамаска, и то ли силой, то ли хитростью умыкнувшего тело царя. Другие сообщают, что маршрут так и был спланирован, а Птолемей с войском выехал навстречу из уважения к памяти своего друга и вождя. Ситуация была непростая: между диадохами уже начались конфликты (менее чем через год Пердикка с войском нападет на Египет), велась сложная политическая игра, в которой каждый старался продемонстрировать своим сподвижникам и воинам, что именно он является продолжателем дела Александра, а не наглым узурпатором. Тело вождя, к тому же обожествленного, становилось важным козырем, что Птолемей прекрасно понимал.

Изображение похоронной процессии Александра Македонского, основанное на описании Диодора Сицилийского

Фото: commons.wikimedia.org

Гроб с царем поместили в храме в Мемфисе, пока ему готовили великолепную усыпальницу в новой столице — Александрии. Это было красиво и символично — великий завоеватель упокоился в городе, который он сам основал, а род Птолемеев становился как бы преемником великих традиций. Хитер и умен был Птолемей, сын вождя Лага («Зайца»), прозванный на Родосе Сотером («Спасителем»). Неслучайно он окажется единственным из диадохов, кто умрет в глубокой старости в своей постели, передав трон наследникам. Кстати, появление письменных свидетельств о том, что Александр сам просил похоронить его в Египте, видимо, родилось не без участия Птолемея или его потомков. Вспомним, что именно Александрийская библиотека стала в эллинистическое время центром античного знания и главным хранилищем письменных трудов.

Где точно находился храм, в котором была установлена гробница Александра, достоверно неизвестно. Но в римское время это была одна из главных достопримечательностей Египта, причем на поклон к великому завоевателю приезжали даже императоры. Естественно, это нашло отражение в источниках. Известно, что в 48 году до н.э. могилу Александра посетил сам Юлий Цезарь. Согласно «Жизни двенадцати цезарей» Светония, захвативший Александрию Октавиан Август также выказал уважение великому завоевателю: «в знак преклонения возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами». Дион Кассий даже уверял, будто Октавиан неловким движением отломил у мумии Александра нос, правда, этот автор издавна имеет несколько подмоченную репутацию любителя россказней. Побывал у могилы Александра и Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, собственноручно снявший с тела нагрудник, который потом с гордостью носил по праздникам. Отметились здесь и солдатский император Луций Септимий Север и его сын Септимий Каракалла, посетивший Александрию в 210-х годах и возложивший свою тунику и кольцо на усыпальницу.

Рождение легенды

Но с окончанием эпохи античности гробница была утеряна. Возможно, она исчезла в середине первого тысячелетия во время гонений, которые христиане устраивали на язычников. А может быть, это произошло несколькими столетиями позже, когда северную Африку захватили носители новой религии — ислама. Так или иначе, гробница пропала, причем никаких упоминаний о том, что с ней случилось, до нас не дошло.

Отсутствие информации, естественно, породило множество версий, легенд и подделок. Например, известно как минимум два саркофага Александра — один хранится в Британском музее, другой — в Стамбуле, хотя оба имеют весьма косвенное отношение к македонскому царю или вовсе никакого. Россия тоже внесла свой вклад в создание мифа: в 1850 году в отечественной прессе появилось сообщение, что переводчик русского консульства в Каире, некий грек Скилицис, проник в подвал александрийской мечети Наби-Даниэль. Он спустился в узкий и темный подземный проход и якобы увидел деревянные, съеденные червем двери. За ними скрывался стеклянный гроб, а в нем тело с золотой диадемой на голове. Правда это была или игра разыгравшегося воображения потомка эллинов — осталось неведомым.

Фото: commons.wikimedia.org

Мечеть Наби-Даниэль в Александрии. Рисунок 1918 года

Впрочем, легенда о том, что гробница располагалась именно под построенной в XIII веке мечетью Наби-Даниэль (рядом поставили конную статую Александра), действительно имела хождение во второй половине XIX века — романтически-дилетантской эпохе зарождения интереса к египетским древностям. Даже знаменитый Генрих Шлиман, который имел склонность к громким проектам, в конце жизни загорелся идеей поисков гробницы Александра. Он провел предварительный сбор материала и обратился к египетским властям за разрешением на раскопки под этой мечетью, но, получив отказ, переключился на поиски дворца Клеопатры. Кстати, современные археологи, которые уже достаточно точно представляют себе план античной Александрии, сомневаются, что храм-мавзолей мог быть расположен в этой части города, но проверить эту версию не получается — разрешения на раскопки под мечетью никто так и не получил.

В ХХ веке было предпринято 140 попыток найти гробницу Александра, причем речь идет только об официально разрешенных властями Египта экспедициях. Сколько было нелегальных раскопок, никому не известно. Искали гробницу не только в Африке, но и в Европе, — невесть откуда появилась легенда о том, что император Каракалла, который с огромным пиететом относился к Александру Великому, приказал перенести его останки на родину и перезахоронить их в Македонии.

Оазис силы

Относительно недавно вокруг места захоронения великого полководца снова начались споры, которые очень быстро перешли из разряда научных дискуссий в политическую сферу. Началось с того, что греческая археолог Лилиана Сувалтзи выдвинула гипотезу, что гробница Александра была перевезена из столицы на запад Египта (около границы с Ливией) в оазис Сива. Греческой экспедицией был обнаружен длинный подземный ход и ряд артефактов, в том числе две львиные статуи и глиняные таблички с письменами эпохи Птолемеев. Археолог утверждала в прессе, что она почти наверняка обнаружила захоронение Александра. Египетской стороне такая публичная активность не понравилась, и разрешение на раскопки у Сувалтзи отобрали. Вопрос так и остался открытым, но сам факт «обнаружения» гробницы великого Александра вызывает дополнительный интерес у приезжающих в Египет туристов.

Оазис Сива, по одной из версий, рассматривается как возможное место захоронения Александра Македонского. Проводимые в оазисе археологические экспедиции не раз заявляли о том, что захоронение Александра Македонского обнаружено, но каждый раз эти заявления опровергались экспертами

Фото: Global Look Press/Alexander Farnsworth/picture alliance

В Александрии целенаправленные поиски гробницы затруднены, поскольку над руинами древнего города располагаются современные кварталы. Соответственно, работы ведутся не там, где хотят исследователи, а в тех местах, где это возможно, — идет стройка, прокладывают коммуникации. Впрочем, это не исключает находок, особенно в так называемом царском квартале древнего города. Исследования ведутся и под водой, поскольку значительная часть античного города в результате землетрясений и просадки почвы оказалась поглощена морем.

Греческая гордость

В 2014 году греческие ученые начали исследования на холме Каста возле древнего города Амфиполиса, что в 104 км от современных Салоников. Раскопки принесли феноменальные результаты — была найдена трехкамерная гробница с мозаичными полами, мраморной облицовкой, раскрашенными стенами и великолепными кариатидами. Вход охраняли двухметровые сфинксы. Над погребением был насыпан 33-метровый курган, обнесенный полукилометровой стеной. На вершине стояла огромная пятиметровая скульптура льва. Естественно, сразу пошли разговоры о том, что именно это и есть могила великого воина. Министерство культуры Греции на конкретные вопросы отвечало уклончиво, намекая, что такое возможно, но окончательная ясность наступит после исследования пяти скелетов, обнаруженных в склепе. Пока ничего так и не стало известно.

Мозаика на полу гробницы, найденной на холме Каста возле древнего города Амфиполиса

Фото: theamphipolistomb.com

Подвешенная ситуация легко объяснима: экономика Греции, как и Египта, зависима от туризма, поэтому каждый новый вызывающий интерес объект важен для страны. Путеводители и гиды сразу окрестили гробницу в Амфиполисе «могилой Александра» и водят к святому месту доверчивых туристов. Ученые же сомневаются. Во-первых, изучение находок так и не завершено, а во-вторых, даже если останки великого завоевателя и были перенесены в Грецию, их логично было бы захоронить в царском некрополе в Эгах (современная Вегина), рядом с могилой его отца Филиппа II (она раскопана) и других царей, а не в сотне километров от них. Впрочем, гробница на холме Каста интересна и сама по себе.

Но самой странной и смелой версией, которая гуляет по популярным брошюрам и телепередачам, является гипотеза британского физика Эндрю Чагга. Он утверждает, что Александр Македонский похоронен в Венеции в соборе Святого Марка. Более того, Александр в некотором роде и есть евангелист Марк. Якобы в XVI веке венецианские купцы думали, что вывезли в Италию мощи первого александрийского епископа Марка, убитого язычниками в I веке, а на самом деле забрали останки Александра. Проверить эту гипотезу можно одним способом — вскрыть раку и исследовать то, что там находится. Только вряд ли Ватикан даст на такое согласие.

Американские археологи раскопали могилу неизвестного фараона // Смотрим

Археологи США обнаружили саркофаг неизвестного фараона, предположительно правившего Египтом около 3700 лет тому назад. Судя по письменам внутри гробницы, имя древнего монарха – Сенеб Кай.

Археологи из университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) обнаружили на юге Египта гробницу ранее неизвестного фараона, правившего 3700 лет назад. На королевском саркофаге и стенах погребального помещения, найденных в древнем городе Абидосе, изображены картуши, на которых значится имя фараона — Сенеб Кай (Seneb Kay). Команда исследователей также изучила скелет правителя – его рост составлял примерно 185 сантиметров.

Рядом с телом были обнаружены канопы, традиционно использовавшиеся в Древнем Египте для сохранения внутренних органов усопшего. Однако в гробнице не сохранилось никаких ценностей или значимых предметов культа, что даёт основание предположить, что могила была разграблена ещё в древности. Эту гипотезу подтверждает также то, что кости фараона были разбросаны по гробнице, и скелет пришлось собирать заново, а саркофаг был найден в повреждённом состоянии и без крышки.

Открытие показывает, что по крайней мере какая-то часть Египта могла избежать захвата гиксосами— кочевниками, пришедшими в дельту Нила с территории современной Сирии и захватившими власть в период между XVIII и XV веками до нашей эры.

«Возможно, что власть гиксосов не распространилась на всей территории Египта, – говорит Али Эль-Асфар (Ali El-Asfar), представитель Министерства по делам древностей. – По всей видимости, одной из южных династий удалось сохранить свою независимость. Королевская семья в Абидосе, возможно, основанная Сенеб Каем, была египетского происхождения и не подчинилась правлению гиксосов».

По мнению главы экспедиции Джозефа Вегнера (Josef W. Wegner), скромные размеры гробницы свидетельствуют об экономическом упадке правящей династии в период между Средним и Новым царствами.

Добавим, что та же самая американская команда археологов объявила, что удалось установить имя фараона, чью могилу обнаружили в Абидосе в 2013 году. Фараон Себекхотеп I, предположительно, стал основателем Тринадцатой династии 3800 лет назад. Его личность была установлена после того, как учёные обнаружили фрагменты плиты с его именем.

Также по теме:
Археологи нашли «хозяина» загадочной египетской гробницы
Рядом с Луксором обнаружена гробница древнеегипетского пивовара
Нетронутая гробница царского лекаря обнаружена неподалёку от Каира
Установлено время начала правления фараонов Первой династии
Древнейшее изображение фараона обнаружено в Египте
Тайна гибели фараона Тутанхамона: боевая колесница и сгоревшая мумия

Где находится могила фараона Хеопса?

  • О проекте
  • Контакты
  • Помощь
  • Рекламодателям
  • Рус /  Eng
Поиск найти Расширенный поиск

Разделы

  • Все Кроссворды Советы Обзоры Статьи
  • Викторины Пазлы Рецепты Списки

Искать

  • Везде В названии В описании
  • В содержании По тегам

11303 викторины, 1068 кроссвордов, 906 пазлов и многое другое…

Скачать игры 1991 года | Архив игр для DOS

360 градусов shooter3D игры Создание System3dfx compatible4X strategyACK-3D engineACKNEX engineAction RPGAction-AdventureAGIAlone в DarkAlternate historyAmiga originalArtilleryAsteroids likeAtari originalBaron BaldricBeat «эм upBody BlowsBomberman likeBoulder черточки likeBreakout / Arkanoid likeBuild engineBusiness simulationC & C likeCancelled / incompleteCarmageddonCastlesCatacombCharlie в DuckChessChristmasCity-buildingClyde в AdventuresCommand & ConquerCommander KeenConsole стиль RPGCrusaderCrusherCyberdogsDangerous DaveDescentDestruction DerbyDisneyDIV Игры StudioDOOMDOOM engineDucksDuke NukemDungeons и DragonsDungeons из GrimlorEA SportsEA StrikeEarthworm JimEmpireEnhanced remakeF-15 Страйк EagleFanFIFA SoccerFive Star GeneralFlashbackFlight Sim ToolkitFootball (Футбол) Форд SimulatorGabriel KnightGame-MakerGauntlet likeGPL licensedGreek mythologyHelicopterHeretic / HexenHerosHistoricalHockeyHugoIndiana JonesIsharIsometric shooterJagged AllianceJazz JackrabbitJetFighterJetpackKing-х Qu estKingdom из SyreeKoreanLegend из KyrandiaLemmingsLemmings likeLiberatedLicensedLittle Большой AdventureLords из RealmLost VikingsMagic CarpetManiac MansionMario likeMecha combatMechWarriorMegaRaceMetaltechMicro MachinesMight и MagicModern warfareMonkey IslandMortal KombatMulti-languageMulti продукт demoNASCAR RacingNetHackNHL HockeyOpen sourceOxydPac-Man likeParatrooper likePinballPirates! PromotionalPuzzle Bobble / Bust-A-Move likeQBasicQuake engineQuarantineRallyRampart RampageRaven engineRaymanRe-releasedRealms из ArkaniaRemasteredRenderWare engineRex BladeRise из RobotsRoguelikeRolling ballSampleSango FighterScreamerSCUMMSid MeierSide-скроллинг shooterSimCitySimon SorcererSkunnySkyRoadsSnake / Nibbles likeSokoban (Соко-Ban) likeSopwithSpace Invaders likeSpacecraft simulationStar ControlStar WarsStardustStealth FighterSteel PanthersSuperSpeedSyndicateTactical combatTankTennisTetris / Колонны likeThe барда Tale Строительство SetThe Incredible станокМоторный SettlersThe TerminatorT hemeГонки сверху внизОбщая конверсияТрон какUltima likeНеофициальный ремейк / конверсияКосмический бойВертикальный скролл-шутерWarWarcraftWarcraft likeWindows-portedWing CommanderWolfenstein 3D engineWorld of AdenWorld War IWorld War IIX-COMX-MenXnGine 9000 Yendorian 9000 Tales Обзор

: Могила фараона — Выход: Игра

РЕЙТИНГ: 1 ключ РЕЗУЛЬТАТ: Win ОСТАЛОСЬ: 5:59

«Древние египтяне и шоколадное мороженое всегда были моей самой большой страстью.»- аутентичный текст, начертанный сомнительным Pharaoh Kosmos, , прекрасно резюмирующий логику этой погребальной камеры.

Thames & Kosmos следует шаблонному пути во всех своих названиях квестов. Таким образом, вы заметите, что на протяжении всего диапазона наших обзоров для различных названий Exit: The Game некоторые сегменты могут переноситься, просто потому, что они определяют общую информацию об этой линейке продуктов в целом.Тем не менее, каждый обзор будет по-прежнему включать уникальную информацию, относящуюся к игре.

Вы путешествуете с туристической группой по Египту. Ваш визит в Долину царей станет изюминкой вашего отпуска. Вы находите гробницу Тутанхамона особенно завораживающей. Внутри вы замечаете, что потеряли остальную часть группы. По мере того, как вы бродите по коридорам, ваше восхищение постепенно превращается в панику. Внезапно вы попадаете в загадочную погребальную камеру и слышите устрашающий звук.Каменная дверь закрывается за вами, блокируя ваш побег. Оглядываясь вокруг, вы обнаруживаете покрытую пылью записную книжку и старинный диск. Вся гробница покрыта загадками. Вы сможете сбежать, только если успеете разгадать все загадки вовремя. В противном случае тебя навсегда похоронят под камнем…

Как и все предложения Exit: The Game, история имеет мало общего с тем, что на самом деле происходит на протяжении всей игры, за исключением слегка тематических графических материалов. В «Гробнице фараона» повествование по существу состоит из « Саркофаг открыт! Внутри вы найдете две карты загадок! ”Потому что вы знаете, Египтология .

Последовательно во всех названиях Exit: The Game, ожидайте много действительно сухого чтения, полного повествования, которое, честно говоря, не является ни интересным, ни убедительным. Это просто слова для слов, в то время как часы продолжают отсчитывать время в процессе игры.

Мы остаемся неуверенными, как решение запутанных загадок помогло нашему побегу из Гробницы фараона, но, честно говоря, мы также решили очень немногие из этих загадок без значительного количества подсказок.

Как мы уже упоминали ранее, будучи домашней игрой, мы определяем «Сценический» с точки зрения графического дизайна, а также качества, веса и ощущения печатных материалов внутри коробки.

Мы упоминали, что Thames & Kosmos идет по пути в основном карточных домашних игр. Каждое издание произведено на довольно высоком уровне качества — с довольно толстыми глянцевыми текстурами, которые напоминают колоду игральных карт, а также имеют аналогичные размеры 3,5 ″ x 2,25 ″. Каждое издание Exit: The Game также включает тематический буклет на нескольких страницах, который связан с задачами, указанными на карточках. Колесо декодера Cardostock размером 4,5 дюйма с тремя вращающимися дисками, которые выравниваются для выделения кода ответа, входит в каждую коробку.

Выход: в названиях игр также используется что-то, что они любят называть «странными предметами». По сути, это «все остальное», оставшееся в коробке. В случае с Гробницей фараона странные предметы представляют собой просто красные и зеленые полоски бумаги. (Это египетский минималистский шик во всей красе.)

Соответствующая страница каждой игры в приложении Kosmo Games Helper имеет легкую тематику в соответствии с ее миром историй, с изображением упаковки в качестве обоев для часов и фоновой музыки, чтобы помочь перенести приключение с карт и оживить его для всех игроков.

Прогресс через выход: сценарий игры приведет игроков к игровому приключению, основанному в основном на карточках, чтобы сопоставить трехзначное число с уникальной формой, которое затем необходимо ввести в прилагаемое колесо декодера. Если все правильно, это укажет на следующую карту (-ы), которую нужно взять из колоды. Однако утомительно то, что каждый ответ приведет вас к карточке, которая затем побудит вас проверить свое решение и взять еще одну карточку. Этот ненужный двойной шаг быстро становится утомительным на протяжении всего игрового процесса.

Каждый выход: название игры можно запустить через приложение Kosmos Games Helper, которое можно бесплатно загрузить в магазинах Apple iTunes и Google Play. С его помощью вы сможете управлять временными рамками и слушать тематическую фоновую музыку, которая помогает оживить сюжетный мир каждой игры. В общем, это наименее инклюзивное приложение для домашних игр, с которым мы сталкивались.

Справедливо ожидать, что внутри ящика «Выход: игра» будет ждать большое количество разочарования, но даже поднятие полностью подготовленной крышки «Гробница фараона» раздражало нас в значительной степени.Возможно, это худший квест на сегодняшний день для Thames & Kosmo.

Как мы упоминали во всех названиях Exit: The Game, каждый отдельный шаг приводит египтологов к трехзначному числу — предсказуемый образ, который в «Гробнице фараона» становится еще более утомительным, поскольку требует перевода каждого числа в иероглифы. К финальной загадке эта механика более чем измотала свой прием. ( Честно говоря, ко второму пазлу уже было хорошо .)

Не прошло и десяти минут до начала игры, как мы обнаружили, что совершенно не понимаем, что нам нужно делать.Гробница фараона кажется более разрозненной, чем в обычном названии Exit: The Game. Был даже один момент, когда мы правильно решили головоломку, но у нас по-прежнему не было «местоположения» на колесе, и поэтому мы ничего не могли сделать с этим точным кодом. Гробница фараона кажется настолько разбитой по замыслу, что мы не можем даже спросить, «что плохой дизайнер сочтет умным», чтобы попытаться иногда продолжить.

Но, пожалуй, хуже всего то, что продукты Exit: The Game имеют неприятную привычку прятать подсказки и коды за пределами самой игры , в таких местах, как розничная упаковка, под картонными разделителями внутри коробки, в инструкциях по эксплуатации и да, даже номер SKU на штрих-коде товара.Это не только представляет собой нелогичное и иррациональное ожидание того, что игроки должны подключиться, но и мгновенно убивает тот маленький сказочный мир, который компания Exit: The Game сумела построить до этого момента, ломая четвертую стену, ну, абсолютно без причины. или выгода какая нибудь . Гробница фараона провалилась в эту ловушку игрового потока раз больше, чем любая другая игра Exit: The Game — и, честно говоря, сделала это гораздо более нелогичным, неинтуитивным, вызывающим гнев способами, чем мы когда-либо видели.

Гробница фараона — одно из более чем дюжины домашних квестов, выставленных на продажу под брендом Exit: The Game от Thames & Kosmos. В отличие от других домашних игр, каждая из них упакована индивидуально и, следовательно, имеет относительно более низкую цену. Однако мы предлагаем, чтобы в случае Exit: The Game это, как правило, сводилось к тому, «вы получаете то, за что платите».

Мы играли почти во все Exit: The Game box, выпущенные к этому моменту, и, проще говоря, The Pharaoh’s Tomb может быть худшим из них.Открыв коробку, полностью подготовившись к тому, чтобы следовать общему правилу, согласно которому продукты Thames & Kosmos, как правило, складываются сверху вниз с одним логическим скачком за другим, The Pharaoh’s Tomb заметно выделяется как самый разочаровывающий.

Отличная игра-побег воплощает в жизнь мантру: «Время летит, когда тебе весело». Для нас Exit: The Game часто был совершенно противоположным. Час или чуть больше, играя в одну из этих домашних игр, часто кажется вечностью. Они сухие, часто утомительные и редко, если вообще когда-либо, включают в себя какие-либо из этих умных «ах-ха!» моменты, которых мы жаждем в игре побега.Хуже того, большинство названий Thames & Kosmos пронизаны большим количеством логических прыжков, чем, ну, ну, загадок сами по себе.

Показательный пример: мы только что просмотрели весь обзор игры с египетским вкусом, не придавая особого значения тому, насколько клише является тема. Вот уж насколько плох этот .

* Montu , вице-президент Escape Authority, Dog Business ™ и ведущий корреспондент по домашним играм, поддерживает мнения, содержащиеся в этом обзоре.

Место проведения: Thames & Kosmos

Расположение: Игра дома

Количество игр: 16 (1 в этом поле.)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИГРЕ:

Продолжительность: 60-120 минут

Вместимость: 1-4 человека

Тип группы: Частный / Вы не будете связаны с незнакомцами (но если да, немедленно позвоните в службу 911, чтобы сообщить о вторжении в дом).

Стоимость (на момент публикации): 10,99 $ + доставка (Target.com)

Резюме

Рецензент

Крис

Дата проверки

Рассмотренный объект

Выход: Игра — Могила фараона

Оценка автора

Могила фараона [без спойлеров] — Что играет Эрик?

Базовая цена: 15 долларов.
1 — 4 игрока.
Время воспроизведения: 1-2 часа.
BGG Link

Купить на Amazon (через «Что играет Эрик?»)
Записано воспроизведений: 1, неподвижно.

Полное раскрытие: Обзорная копия книги EXIT: The Pharaoh’s Tomb предоставлена ​​компанией KOSMOS.

И мы вернулись с еще одной записью из феноменальной серии EXIT: Гробница фараона! Таким образом, мы уже проверили на сайте четыре игры EXIT, и я думаю, что еще две из моей текущей партии стоит попробовать либо на этой неделе, либо в следующей паре.Я надеюсь, вы найдете это ценным; по крайней мере, я получаю удовольствие, играя в них и придумывая, как сказать вам, что мне в них нравится, не испортив ничего серьезного. С этой целью мы снова здесь!

Каким-то образом вы, самый невезучий человек, который оказался в ловушке в разных местах, решили отправиться в Египет в том, что можно назвать только «За гранью искушения судьбы» и, скорее, вызовом для всей вселенной «Пожалуйста, порази меня лично». Уважаю, но тоже сомнительно. Конечно же, блуждая по пирамиде со своей туристической группой, вы и ваша команда решаете попробовать отправиться в собственное приключение в том, что можно назвать только осквернением, в самом великодушном.Вы заходите в погребальную камеру, когда прямо по команде за вами захлопывается каменная дверь. Плохие новости; вы в ловушке. Хорошие новости; Вы уже действительно хорошо в том, чтобы освободиться от уловки. Станет ли этот последний вызов еще одной ступенькой, или вы, наконец, застрянете где-то и потеряетесь до конца своих дней?

Содержание

Настройка

Компоненты, как обычно, достанутся из коробки. Положите карточки с ответами, карточки загадок и каждый набор карточек подсказок в свою стопку.Есть дополнительные подсказки, которых нет ни в одной другой, потому что это как переводить символы на этом диске:

Как и в The Secret Lab, на диске снова есть символы, которые нужно будет преобразовать в числа. Но как? Что ж, тебе придется это выяснить. Остальные части (без изображения) пока можно оставить в сумке.

Геймплей

В том, что стало довольно обычным явлением для серии EXIT, вы попадаете в ловушку в каком-то месте, имея только полезную книгу, диск и несколько загадок, которые помогут вам разобраться.Вы, , думаете, что потенциально можете найти новые загадки, если решите старые, и они каким-то образом приведут вас к финишу. Я бы порекомендовал пойти на это; это кажется неплохой идеей.

Если вы когда-нибудь застряли, используйте подсказку для этой головоломки (обозначена ее значком). Они засчитываются в ваш общий результат эндшпиля, но только в том случае, если использованная подсказка сообщает вам что-то, чего вы еще не знали. Я обычно использую их, чтобы проверить свои математические данные, если что-то кажется подозрительным.

Если тебе удастся разгадать все загадки, ты сбежишь! Если нет, то вы навсегда застряли в пирамиде.Это облом.

Различия в количестве игроков

На самом деле мы начали этот с тремя и закончили с двумя (наш третий должен был уйти, но я думаю, что мы только что создали монстра, так как они любят побеги), и я чувствовал, что это было довольно хорошо. Моя основная жалоба заключается в том, что я не осознавал, какую часть игры мы принимаем как должное, поскольку уже сыграли в несколько, поэтому нам нужно было потратить немного времени, чтобы познакомить нашего нового игрока с такими вещами, как «одна карточка ответов может указать вам на другой ответ. Карта».Наверное, помогло бы, если бы я сначала прочитал правила (или дал их им). Увы; это на мне. В любом случае, людям было чем заняться, но я почувствовал, что в три часа это было немного сложно. Два — идеально, три — мы могли бы заставить одного человека проверять работу других. Ваш опыт может отличаться от этого, но, вероятно, это моя рекомендация. Лучше всего два, затем три, затем один, затем четыре. Я не увлекаюсь большинством игр для четверых; Я просто не думаю, что достаточно самостоятельной работы.

Стратегия

Тебе придется разобраться в этом самостоятельно.Мой лучший совет — используйте подсказки, чтобы убедиться, что вы на правильном пути к проблеме, которую пытаетесь решить; не думайте, что вы правы.

Плюсы, плюсы и минусы

Общие плюсы / минусы / недостатки этой игры все еще актуальны. Вот еще несколько примеров для Гробницы фараона.

Плюсы

  • Наверное, одна из моих любимых головоломок во всей игре. Я не собираюсь портить ее вам, кроме как сказать, что загадка дворца сделана особенно хорошо.Я наслаждался этим много. Тем не менее, мне очень понравились почти все другие головоломки. Даже головоломка, которая мне не понравилась, нова и интересна, просто решение, связанное с визуальной презентацией, вызвало у нас некоторые проблемы.
  • Древний Египет — веселая (хорошо проработанная, но веселая) тема. Мне нравится. Это не то, что мне нравится, когда я на седьмом небе от счастья, но это приятно и весело. В нем также есть симпатичная эстетика Индианы Джонса (ваши заметки любезно предоставлены H.Форд), что немного более вневременное, чем все отсылки во все тяжкие в The Secret Lab. Я это оценил.
  • Несмотря на то, что это одна из задач «Уровня 4», головоломки казались намного более плавными и интересными, чем некоторые другие, в которые я играл. Я серьезно; прогресс был приятным, он казался простым, и был короткий момент распараллеливания, когда у нас была пара головоломок, над которыми мы могли работать одновременно. Вероятно, это был один из лучших впечатлений, которые я получил до сих пор от серии EXIT.

Мехс

  • Мне все меньше нравится «переводить все символы на диске в числа». Будучи реальным, это дополнительный уровень когнитивной нагрузки (и вызывает некоторые ошибки, потому что вы, , думаете, что вы его запомнили, но вы немного ошиблись, и это мешает решить несколько головоломок. Аргумент в пользу этого состоит в том, что это больше тематический, и я согласен с этим. На данный момент он прочно занесен в колонку Meh, так как я еще не совсем определился с тем, как я к этому отношусь.Я скажу, что использование чисел для этого действительно вырвало бы меня из этого, так что есть еще и это. Я посмотрю, как я к этому отношусь, когда это произойдет снова.

Минусы

  • Одна из головоломок имеет некоторые проблемы с визуальной доступностью. У меня отличное зрение, и мне почти невозможно увидеть то, что они хотят, чтобы я видел (и это немного важно). В основном это проблема контраста; Я понимаю, что это должно быть незаметно, но, вероятно, слишком сложно для этого.Странно то, что даже если я испорчу то, о чем говорю, загадку… решить сложно. Это что-то вроде Sinister Mansion в том смысле, что вы можете точно знать, как разгадывать головоломку, но на самом деле получение ответа требует много отупляющей работы. Это на удивление не самая лучшая головоломка в отличной коробке для головоломок.

Всего: 9/10

В целом, из четырех, в которые я играл, «Гробница фараона» определенно моя любимая. Тема забавная (и изобилует отсылками к Индиане Джонсу, если вы знаете, где искать), и я думаю, что головоломки сложные, но не разочаровывающие.Это была та, которую я хотел бы взять и начать заново (конечно, с новыми головоломками), чтобы получить удовольствие от попытки попробовать ее еще раз. Конечно, была одна загадка, которая немного расстраивала, потому что контраст в некоторых из важных частей был слишком низким, поэтому это было трудно увидеть, но это был своего рода проблеск в остальном превосходном игровом опыте. Мы почти закончили его за час! Я очень гордился нами. Я думаю, что мы действительно начинаем «получать» игры EXIT, и я определенно с нетерпением жду следующих (ну, двух).Если вы ищете веселую (но сложную) игру EXIT, вам нравятся мягкие отсылки к другой известной игре KOSMOS на тему Египта, или вам просто действительно нравится древний Египет в целом, я бы действительно очень рекомендовал проверить ВЫХОД: Могила фараона! Мы получили удовольствие, играя в нее.


Если вам понравился этот обзор и вы бы хотели поддержать What’s Eric Playing? в будущем, пожалуйста, проверьте мой Patreon. Спасибо за чтение!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

Дети — Остерегайтесь гробницы фараона! — Библиотека Arrowhead System

Kids — Остерегайтесь гробницы фараона! — Библиотечная система Arrowhead — OverDrive

Библиотечная система Arrowhead

Дети

×

Вам могут быть доступны другие названия.Войдите, чтобы увидеть полную коллекцию.

Сэм очень хотел отправиться в классную экскурсию на выставку «Древний Египет» в музее. Но теперь, когда он лежал внутри саркофага с закрытой крышкой, закрывающей весь свет, он запаниковал. Каково было бы провести вечность в гробнице? Что было хуже? Сэм собирался узнать.


  • Детали