Пророк Муса (Моисей) в исламе
- Этапы жизни Моисея
- Рождение
- Воспитание во дворце Фараона
- Гибель кебитянина от рук Моисея
- Муса помогает девушкам
- Работа пастухом и женитьба
- Пророческая миссия
- Прибытие в Египет и чудеса Моисея
- Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
- Ниспослание Торы
- Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
Пророк Моисей, в арабской интерпретации Муса (Musa) упоминается сто тридцать шесть раз в Священной Книге Коран. И особое внимание обращается в Коране на историю его жизни. Моисей — третий пророк Всевышнего Аллаха, которому была ниспослана Божественная книга евреев Тора (Таурат) и Заповеди Бога. Муса приходился потомком пророкам Ибрахиму и Якубу: он родился спустя пять веков после пророка Ибрахима. Моисей прожил сто двадцать лет.
Этапы жизни Моисея
Коранический сюжет об истории жизни Мусы является одним из самых длинных, ему уделено большое внимание. Во многом история Моисея дополнена и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
История жизни пророка Мусы подразделяется на пять этапов:
- время, когда Муса родился, оказался во дворце египетского Фараона, где проходило его детство;
- время, когда он переселился из Египта в Мадиану, где он прожил при пророке Шуайба больше десяти лет;
- время, когда на него была возложена Богом пророческая миссия, он возвратился в Египет и начал борьбу с египетским Фараоном и его сторонниками;
- время, когда произошел исход Моисея и его племени из Египта, а преследовавший их египетский Фараон со своей армией погибли под волнами Красного моря;
- время, когда пророк Моисей получил знамение на горе Синай, поиски земли обетованной и началось противостояние Моисея и сынов Израиля, народа, который пошел за ним и следовал за ним по пустыне.
Рождение
История рождения Моисея связана с историей Фараона по имени Рамсес, которому стало известно о том, что скоро придет пророк из сынов Израиля, который лишит его могущества и власти. Поскольку Рамсес был человеком очень властолюбивым и гордым, при котором общество в Египте делилось на себитян и кебитян, то есть униженных евреев, сынов Израиля, и египетских аристократов, ситуация в обществе на тот момент все накалялась, однако приближенные Фараона кебитяне, не желали, чтобы их привилегированное положение хоть как-то менялось.
Когда Рамсесу приснился сон о том, что Египет настигло огненное пламя со стороны Шама (Сирия), правитель усмотрел в этом знак того, что именно из среды израильтян, евреев придет погибель ему и его власти, которая разрушит выстроенную им систему правления. Его опасения подтвердили предсказатели и колдуны, пояснив, что среди сынов Израиля родится вскоре еврейский ребенок, который и станет тем человеком, который разрушит престол Фараона и его прежний мир.
Испугавшись предзнаменования, Фараон издал приказы о том, чтобы в ночь, которую колдуны и предсказатели определили как ночь зачатия будущего пророка, еврейских женщин отделили от их мужей, чтобы между ними не произошло близости: мужчин евреев для этого отправили за город, а женщин строго контролировали в их домах, чтобы они к своим мужьям не приближались. Жена Имрана (это имя отца Моисея), который охранял дворец Фараона, в ту ночь отправилась его навестить, и между ними произошла близость, и они зачали ребенка, а муж сказал Юкабад, своей жене, что может случиться так, что Бог определил с помощью такого случая, чтобы именно у них родился этот ребенок, поэтому беременность свою ей следует скрыть, чтобы не подвергать себя опасности.
В 28-ой суре Корана приводится рассказ о том, как фараон приказал погубить всех евреев мальчиков младенцев, родившихся у женщин народа Израиля, для чего за израильскими женщинами была установлена слежка и постоянные осмотры акушерок, и за тот страшный период двенадцать тысяч или по другой версии девяносто тысяч мальчиков евреев было убито.
Мать Мусы Юкабад очень волновалась о своей судьбе и судьбе своего ребенка, проводила время в размышлениях о том, как спасти своего ребенка, когда он родится. Ей удавалось скрыть свою беременность от посторонних глаз, а также ей очень помогла ее подруга, которая была повивальной бабкой и не выдала свою беременную подругу властям и помогла ей в родах.
Когда родился Моисей, от него исходил такой необыкновенный свет, что повивальная бабка призналась, что поначалу он хотела сообщить властям о рождении мальчика в народе сынов Израиля и получить награду за это, но при взгляде на него у нее зародилась такая к нему любовь, что она берется защищать этого ребенка. Но шпионы Фараона заметили, что из дома Юкабад вышла повивальная бабка, и решили войти в дом и проверить, нет ли там новорожденного ребенка: матери удалось с помощью сестры Мусы утаить ребенка в печи, когда вошли солдаты, и Господь Бог сделал так, что огонь в печи не причинил ребенку никакого вреда. Мать Моисея молилась Богу о том, чтобы Всевышний указал ей способ уберечь своего сына от смерти: она доверила сына Всевышнему Аллаху: положила ребенка в корзину, обмазанную смолой, и опустила на волны реки Нил.
В Священной Книге Коран сказано, что Господь Бог внушил матери пророка Мусы посредством Откровения: «…Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников» (сура Аль-Касас, 7 аят).
Когда матери Моисея открылась подсказка от Бога бросить своего новорожденного сына в реку, она заказала плотнику сундучок, который поинтересовался, для чего он ей нужен. Женщина не привыкла врать, и ответила чистую правду, что она является представительницей народа Израиля и у нее родился сын, которого она собирается в этом сундуке спрятать. Плотник был кебитянином и тут же отправился к палачам фараона, чтобы рассказать о женщине и ее сыне, но, когда он открыл рот, чтобы начать рассказ, в его сердце поселился такой страх, что он не смог и слова сказать. Попытавшись объясниться с палачами на языке жестов, плотник был принят ими за клоуна, его избили и прогнали. Так он трижды предпринимал попытки рассказать о женщине палачам, но у него ничего не вышло, и ему пришлось сделать сундук. Мать Мусы положила сына в сундук и пустила по реке, и ее сердце разрывалось при виде того, как волны уносят ее сына все дальше, но Господь Бог ниспослал ей утешение, и сундук вскоре прибило к берегу.
Воспитание во дворце Фараона
Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.
Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.
Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.
Гибель кебитянина от рук Моисея
Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.
Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.
Муса помогает девушкам
У Моисея не было никаких припасов, и он отправился в дорогу, уповая только на Всевышнего и моля его о том, чтобы Господь спас его от нечестивых людей. Восемь дней добирался Муса до земли Мадиана из Египта – он шел пешком весь этот путь, питался растениями, которые попадались на пути, и кореньями, которые добывал в земле. Приблизившись к Мадиану, он встретил нескольких людей возле колодца, которые поили овец водой. Среди этих людей были две девушки, которые стояли в стороне и не поили овец, ждали, когда уйдут мужчины. Когда пастухи завершали поить свой скот, они закрывали колодец большим камнем, чтобы убрать который понадобилась бы сила десяти мужчин. Моисей поднял этот камень и отодвинул его в сторону, после чего девушки смогли напоить своих овец, а сам Муса обратился ко Всевышнему с мольбой: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (Аль-Касас (Рассказ), 24-й аят).
После того, как девушки вернулись к отцу своему и рассказали о том, какую помощь им оказал чужестранец, их отец, а это был пророк Шуайб, сказал одной из них, которую звали Сафура, чтобы она пошла и пригласила к ним в дом этого человека, чтобы Шуайб мог отблагодарить его. Следуя за девушкой, Муса был смущен тем, как ветер поднимал полы ее платья, и предложил идти впереди нее, поскольку потомки Йакуба, к которым он себя причислял, нескромных взглядов на женщин не бросали.
Работа пастухом и женитьба
Пророк Шуайб встретил с уважением и гостеприимством Моисея и сказал ему, чтобы тот не горевал на чужбине, а уповал на Бога, и все обязательно наладится. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ рассказывается, что, когда Муса вошел, Шуайб сидел за столом и ел, но когда он предложил Мусе присоединится к нему, тот отказался, поскольку боялся, что такими способом Шуайб хочет расплатиться с ним за помощь, оказанную его дочерям, а он сделал этого не за плату, а из добрых побуждений. Но Шуайб сказал ему, что оказывать уважение и гостеприимство гостю – это их обычай, и только тогда Моисей сел и поел вместе с ним.
Пророк Шуайб стал для Мусы мудрым учителем, а Муса стал для Шуайба хорошим учеником. Когда дочь пророка Шуайба рассказала ему о том, как они шли с Моисеем вместе домой, Шуайб сделал вывод, что Моисей – благочестивый, хороший и верный человек, и предложил ему жениться на одной из своих дочерей, при условии, что Муса выполнит одно условие: ему необходимо будет наняться к пророку Шуайбу на работу пастухом и отслужить у него восемь лет. Моисей принял предложение Шуайба и женился на его дочери Сафуре, после чего занялся скотоводством, работая у Шуайба. Когда же срок договора истек, Муса решил вернутся в Египет.
Прожив десять лет в доме пророка Шуайба, Моисей сказал ему, что ему нужно вернуться домой, чтобы навестить своих родных, свою мать, и спросил, заработал ли он что-то, служа у Шуайба. Тогда Шуайб ответил ему, чтобы он взял себе каждую овечку, у которой в стаде черно-белый окрас. А поскольку в этом году черно-белыми были все овцы, то Мусе стало принадлежать целое стадо. Когда же Муса со своей семьей собрался в путь, он попросил Шуайба дать ему один из посохов, и тот предложил пойти в дом и выбрать себе посох самому. Об этом посохе упоминается в священной Книге Коран: «Господь Бог Мусе сказал: «А что это у тебя в правой руке, о Муса?» Муса ответил: «Это — мой посох; я опираюсь на него при ходьбе и сбиваю им листья с деревьев для моих овец. Годится он и для других моих нужд». Аллах повелел: «Брось его, о Муса!» Он бросил, и посох превратился в огромную змею, которая поползла. Аллах повелел: «Бери ее и не опасайся: Мы обратим ее в прежнее состояние» (сура Та Ха, 17-21-й аяты).
Пророческая миссия
Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺ в ночь исра валь миградж.
Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.
Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.
Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.
Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.
Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.
Прибытие в Египет и чудеса Моисея
Пророк Муса, прибыв в Египет, попытался призвать Фараона уверовать во Всевышнего Аллаха, демонстрируя ему самые разные чудеса, одним из которых было чудо, когда посох превратился в змею, а рука пророка Моисея становилась белой, после того как он вынимал ее из своей одежды. Фараон приказал созвать всех лучших колдунов Египта, надменно заявив, что чудеса пророка Мусы — это не что иное, как колдовство.
Колдуны, собравшись у фараона, попросили его о награде для себя, после того, как они одержат вверх в состязании с Мусой и получили подтверждение от фараона, более того он пообещал сделать их своими приближенными людьми. Но колдовство, которое попытались совершить египетские колдуны было развеяно, а посох, брошенный пророком Мусой и превратившийся в змею, поглотил всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо сами колдуны осознали истину и немедленно приняли религию пророка Моисея, пав ниц, раскаявшись в своем колдовстве: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна (Аарона) и Мусы (Моисея)!» (сура Та Ха, 70 аят).
В Аллаха в результате пророческой миссии Мусы уверовали многие, даже жена Фараона, но сам Фараон не уверовал и начал преследовать Мусу и его единоверцев. Бог, в качестве кары, наслал разные бедствия на Египет, и тогда Фараон испугался и пообещал, что отпустит Моисея, а также его народ, разрешит покинуть Египет, но слова своего правитель не сдержал.
Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.
Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).
Ниспослание Торы
Когда пророк Моисей и его народ достиг горы Синай, Господь Бог ниспослал Моисею на горе Синай Тору или Таурат – это иудейское божье священное Писание, которое также называется «Пятикнижие Моисея», потому что состоит из пяти книг. Когда Моисей получил на горе Синай скрижали, на которых были начертаны заповеди, Моисей позвал свой народ отправиться за ним дальше, пообещав их привести в Землю обетованную.
В Священной Книге Коран упоминается о том, как среди народа Пророка Мусы, во время перехода по пустыне происходили случаи, когда люди отходили от веры и даже устраивали мятеж, как поклонялись золотому тельцу и выступали с требованиями предъявить им доказательства того, что пророческая миссия Моисея истинна. По причине ослушания израильтян, совершения ими пагубных грехов иудейскому народу в качестве наказания пришлось ходить по пустыне сорок лет в поисках Святой земли.
Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
История жизни пророка Мусы больше всего напоминает жизнь пророка Мухаммада ﷺ, который тоже являлся лидером своей общины и все свои усилия прикладывал для того, чтобы обратить арабских язычников в Мекке в единобожие.
Священная Книга Коран, повествуя об истории жизни Мусы, проводит параллели с истории пророческой миссии Мухаммада ﷺ: Мусу не хотел слушать Фараон, а Мухаммада ﷺ не желали слушать мекканцы. Как и Пророк Мухаммад ﷺ, Пророк Муса привнес в мир великий Божий закон, который был ниспослан ему на горе Синай.
Для мусульман Муса является почитаемым и великим Пророком, истинным носителем пророческой миссии. Из истории Пророка Мусы и его народа мусульмане берут много полезных примеров и наставлений, которые приводятся, как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка, заповеди 2023
Биография
Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.
Пророк МоисейПророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.
В иудаизме
Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.
Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.
Моисей, опускаемый матерью на воды НилаМать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.
За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.
Нахождение МоисеяЕму было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.
Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.
Пастух МоисейКаждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.
На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.
Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.
Десять казней египетских: Наказание кровьюВторой казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.
И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.
И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.
Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.
Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный градИ тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.
Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.
А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.
Десять казней египетских: Казнь первенцевЗа одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.
Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.
По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.
Моисей раздвигает мореПосле трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.
В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.
Моисей с заповедямиДесять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.
В христианстве
История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».
Православная икона МоисеяВ христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.
Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.
В исламе
В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.
Реальные факты
Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.
Моисей, разбивающий скрижали ЗаветаК сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.
За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.
Смерть
Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.
Смерть МоисеяМесто его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.
До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.
Память
- 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
- 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
- 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
- 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
- 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
- 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
- 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
- 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
- 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
- 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
- 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
- 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
- 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
- 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
- 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт
Моисей | История, резюме, значение и факты
Моисей и десять заповедей
Смотреть все СМИ
- Расцвет:
- около 1400 г. до н.э. — около 1201 г. до н.э. древний Египет Египет
- Известные члены семьи:
- брат Аарон
- Предметы изучения:
- иудаизм Десять заповедей завет
- Роль в:
- Исход
Просмотреть весь связанный контент →
Моисей , иврит Моше , (расцвет 14–13 вв. до н.э.), еврейский пророк, учитель и лидер, который в 13 веке до н.э. свой народ из египетского рабства. На церемонии Завета на горе Синай, где были провозглашены Десять Заповедей, он основал религиозную общину, известную как Израиль. Как толкователь этих положений Завета, он был организатором религиозных и гражданских традиций общины. В иудейской традиции он почитается как величайший пророк и учитель, а в западном христианском мире иудаизм иногда вольно называли Моисеем или Моисеевой верой. Его влияние продолжает ощущаться в религиозной жизни, моральных проблемах и социальной этике западной цивилизации, и в этом заключается его бессмертное значение.
Историческая проблема
Исторические воззрения Моисея
Немногие исторические личности породили такие несопоставимые интерпретации, как Моисей. Ранние еврейские и христианские традиции считали его автором Торы («Закона» или «Учения»), также называемой Пятикнижием («Пять книг»), включающей первые пять книг Библии, и некоторые консервативные группы до сих пор верят в Мозаичное авторство.
Этой теории противостоит немецкий ученый Мартин Нот, который, допуская, что Моисей мог иметь какое-то отношение к подготовке к завоеванию Ханаана, очень скептически относился к той роли, которую ему приписывала традиция. Признавая историческую основу традиций Исхода и Синая, Нот полагал, что две разные группы пережили эти события и передавали истории независимо друг от друга. Он утверждал, что библейская история, прослеживающая путь евреев из Египта в Ханаан, возникла в результате того, что редактор сплел отдельные темы и традиции вокруг главного героя Моисея, на самом деле малоизвестного человека из Моава.
В этой статье, написанной под руководством библейского археолога и историка В.Ф. Олбрайт представляет точку зрения, которая находится где-то между этими двумя крайностями. Хотя сущность библейской истории (рассказанной между Исходом 1:8 и Второзаконием 34:12) принимается, признается, что за столетия устной и письменной передачи рассказ пополнился слоями. Реконструкция документальных источников Пятикнижия литературоведами считается достоверной, но источники рассматриваются как различные версии одного ряда событий (9).0047 см. библейская литература: Тора [Закон, Пятикнижие или Пятикнижие Моисея]). Другие критические методы (изучение библейского текста с точки зрения литературной формы, устной традиции, стиля, редакции и археологии) не менее действенны. Таким образом, наиболее точный ответ на критическую проблему, скорее всего, будет получен путем сближения различных линий доказательств. Несмотря на помощь критической учености, источники настолько отрывочны, что человека Моисея можно изобразить только в общих чертах.
Дата Моисея
Согласно библейскому повествованию, родители Моисея были из колена Левия, одной из групп в Египте, называемых евреями. Первоначально термин иврит не имел ничего общего с расой или этническим происхождением. Оно происходит от Habiru, варианта написания Ḫapiru (Apiru), обозначения класса людей, которые зарабатывали на жизнь, нанимая себя для различных услуг. Библейские евреи жили в Египте на протяжении нескольких поколений, но, видимо, они стали угрозой, поэтому один из фараонов поработил их. К сожалению, личное имя царя не приводится, и ученые расходятся во мнениях относительно его личности и, следовательно, относительно даты событий повествования о Моисее. Одна теория буквально воспринимает утверждение в 3 Царств 6:1 о том, что Исход из Египта произошел за 480 лет до того, как Соломон начал строить Храм в Иерусалиме. Это произошло на четвертом году его царствования, около 9 г.60 г. до н.э.; следовательно, Исход датируется около 1440 г. до н.э.
Этот вывод, однако, расходится с большинством библейских и археологических свидетельств. Города-хранилища Пифом и Рамсес, построенные евреями для фараона, располагались в северо-восточной части египетской дельты, недалеко от Гошена, района, в котором жили евреи. Из всей истории неявно следует, что дворец и столица фараона находились в этом районе, но Тутмос III (фараон в 1440 г.) имел свою столицу в Фивах, далеко на юге, и никогда не вел крупных строительных работ в районе дельты. Более того, Эдом и Моав, мелкие царства в Трансиордании, вынуждавшие Моисея кружить к востоку от них, еще не были заселены и организованы. Наконец, как показали раскопки, разрушение городов, которые, по утверждениям евреев, были захвачены, произошло около 1250 г., а не 1400 г.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Поскольку предание насчитывало около 12 поколений от Моисея до Соломона, ссылка на 480 лет, скорее всего, является комментарием редактора, допускающим 40 лет для каждого поколения. Поскольку фактическое поколение было ближе к 25 годам, наиболее вероятная дата Исхода — около 1290 г. до н.э. Если это правда, то деспотичным фараоном, упомянутым в Исходе (1:2–2:23), был Сети I (годы правления 1318–1304 гг.), а фараоном во время Исхода был Рамзес II (9).0047 с. 1304– г. 1237). Короче говоря, Моисей, вероятно, родился в конце 14 века до н.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор за неделю
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.