Моисей в египте: Моисей и Исход: миф и реальная история в Библии | Легенды, Наука, Прошлое

Опера Россини «Моисей в Египте» (Mosè in Egitto)

Опера в четырех актах. Либретто А. Л. Тоттолы, Л. Балокки и Э. де Жуй.

Действующие лица:

  • Фараон (бас)
  • Зинаида, его жена (сопрано)
  • Аменофис,их сын (тенор)
  • Моисей, пророк евреев (бас)
  • Елеазар, его брат (тенор)
  • Мария, его сестра (сопрано)
  • Анаида, ее дочь (сопрано)
  • Озирис, жрец Изиды (бас)
  • Офид, египетский военачальник (тенор)
  • Евреи, египетские воины, жрецы

Действие происходит в Египте в конце XVI — начале XV веков до н.э.

История создания

В январе 1818 года Россини получил очередной заказ от знаменитого неаполитанского импресарио Доменико Барбайи. На этот раз его сотрудником выступил первый неаполитанский либреттист Леоне Андреа Тоттола (2-я половина XVIII века — 1831). Он работал со многими композиторами, в том числе — с молодым Беллини, с Доницетти, а для Россини написал в общей сложности 7 либретто. Тоттола вдохновился трагедией малоизвестного итальянского драматурга XVIII века Франческо Рингьери, поставленной в Падуе в 1760 году под названием «Озирис» (по имени юного сына египетского фараона, влюбленного в пленную еврейку). В основе — библейский сюжет о великом освободителе и законодателе еврейского народа пророке Моисее, авторе библейского Пятикнижия и Законов Моисеевых. Тема борьбы за свободу народа волновала Россини, как и многих его соотечественников: Италия была раздроблена и находилась под властью чужеземцев, на протяжении многих десятилетий XIX века ее сотрясали восстания, поэтому подобные сюжеты воспринимались публикой как остро современные. Не случайно цензура в разных странах относилась к ним с подозрением и требовала изменений. В России, например, название оперы «Моисей» заменялось на «Зора» (вождь древних бактриан) или «Петр Пустынник» (средневековый монах, один из вдохновителей крестовых походов).

Премьера «Моисея» состоялась 5 марта 1818 года в самом большом оперном театре Неаполя — Сан-Карло и сопровождалась триумфом. Захватила уже интродукция I акта, о которой французский писатель Стендаль, бывший на премьере, писал: «Спектакль начинается тем, что носит название казни тьмы, казни, которую уж слишком легко привести в исполнение на сцене и которая в силу этого кажется смешной… Когда поднялся занавес, я стал смеяться: несчастные египтяне, разбившись на огромной сцене на отдельные кучки и удрученные тьмой, возносят молитвы. Но едва только я услышал несколько тактов этой великолепной интродукции, как уже не видел перед собой ничего, кроме огромного народа, погруженного в скорбь». Еще больший восторг вызвала заключительная молитва Моисея с хором, которую Россини дописал через год — в этом варианте «Моисей» впервые прозвучал в том же театре 7 марта 1819 года. Бальзак писал: «Мне кажется, что я присутствую при освобождении Италии», — подумал один миланец. «Эта музыка заставляет поднять опущенные головы и придает надежду впавшим в отчаяние», — воскликнул римлянин… Вам кажется, что голос народа, избегнувшего неволи, несется к небесам и сливается с пением ангелов. .. Произведение, начинающееся подобной интродукцией и кончающееся такой прекрасной молитвой, будет жить вечно!»

Десять лет спустя, поселившись в Париже, Россини создал новую редакцию «Моисея» на французском языке для театра Grand Opera, которую посвятил виконту Состену де Ла Рошфуко, управляющему изящными искусствами при французском короле Карле X. Ла Рошфуко, сам занимавшийся литературой, высоко ценил Россини и заключил с ним контракт, обеспечивший очень высокий гонорар, а также предоставил в его распоряжение лучших французских певцов. На основе итальянского либретто Тоттолы новый текст создали постоянный либреттист Итальянского театра в Париже и композитор Луиджи Балокки (1766—1832) и известный французский журналист и либреттист Этьен де Жуй (1764—1846). Опера стала четырехактной: был написан новый I акт, так что сцена тьмы египетской теперь открывала II-й. Изменились имена действующих лиц: Аарон, брат Моисея, стал Елеазаром, а имя Озириса, которое носил сын фараона, получил теперь жрец Изиды и т. п. Россини исключил длинные арии либо сделал их технически более скромными. В соответствии с традициями Grand Opera в сцене в храме Изиды была введена балетная сюита. Премьера состоялась 26 марта 1827 года в парижской Grand Opera и прошла с триумфальным успехом. Именно эта французская редакция «Моисея» (правда, без танцев) чаще исполняется в наше время.

Сюжет

Лагерь евреев за стенами Мемфиса. Перед шатром Моисеевым — алтарь. Евреи молят Бога о возвращении на землю отцов. Моисей вселяет в них надежду: его брат отправился к фараону просить, чтобы тот даровал изгнанникам свободу. Елеазар возвращается с добрыми вестями — теперь у евреев есть защитница, жена фараона Зинаида. Вместе с Елеазаром в лагерь евреев вернулась сестра Моисея Мария с дочерью Анаидой. Девушка печальна. Наследник фараона полюбил ее, и она испытывает к нему ответное чувство, но душа ее посвящена Господу. Моисей указывает на сверкающую в небесах радугу — божественный знак надежды. Глас небесный зовет его, Моисей получает скрижали Завета, все падают на колени. Полные надежды, евреи расходятся, готовясь нынче же покинуть берега Нила. Появившийся Аменофис зовет за собой Анаиду, получив отказ, прибегает к угрозам: свобода евреев в его власти. Он отправляется к отцу и по возвращении объявляет новое решение фараона — евреи останутся в Египте. Аменофис приказывает страже схватить Моисея. Появляются фараон и Зинаида со свитой. Моисей бросает ему в лицо грозные слова о нарушении закона, Аменофис требует смерти дерзкого, Анаида пытается его успокоить, Зинаида умоляет фараона одуматься. Моисей потрясает жезлом, и землю окутывает тьма. Все в ужасе от гнева Господня.

Дворец фараона в Мемфисе. Тьма египетская. Устрашенный и раскаивающийся фараон приказывает привести Моисея. Фараон клянется, что позволит евреям уйти, если тот снимет Божье проклятие, Моисей обращается с молитвой к Богу, потрясает жезлом, и тьма сменяется солнечным сиянием. Радость охватывает всех, только Аменофис в отчаянии: он теряет Анаиду. Фараон повелевает сыну сочетаться браком с дочерью царя Ассирии. Аменофис поверяет матери свою тайну, но Зинаида призывает сына выполнить долг наследника престола. Пылающий местью Аменофис вместе с царицей и свитой направляется в храм Изиды.

Храм Изиды в Мемфисе. Фараон со свитой и Озирис с жрецами возносят молитвы. Приношение даров сменяется священными танцами. Появившийся Моисей требует от фараона выполнения клятвы, ноОзирис объявляет, что евреи смогут покинуть Египет лишь после того, как воздадут благодарность его богам. Разгневанный Моисей грозит Господней карой. Вбежавший с воинами Офид рассказывает, что воды Нила окрасились кровью, земля разверзлась и наслала тучи саранчи, ветер пустыни несет ядовитое дыхание. Фараон растерян, Озирис и Аменофис требуют мести, Моисей, взывая к Богу Израиля, взмахом жезла гасит алтари египетских богов. Фараон приказывает заковать евреев в цепи и изгнать в пустыню. Аменофис уводит Анаиду. Моисей призывает евреев не страшиться смерти и следовать за ним.

Пустыня на берегу Красного моря. Сюда Аменофис привел Анаиду. Он умоляет ее разделить с ним любовь и трон. Тогда он освободит евреев, хотя нарушит этим законы фараона и жрецов. Девушка чувствует, что ее воля слабеет. Появляется Моисей, за ним евреи в оковах, которым он обещает, что сегодня же уведет их в землю обетованную. Мария оплакивает потерянную дочь, но Анаида падает к ее ногам и называет Аменофиса своим освободителем, а он просит благословения на брак. Моисей ставит девушку перед выбором — Бог или любовь. Она выбирает Бога, долг и землю отцов. Охваченный гневом Аменофис называет ее решение смертным приговором для евреев: он будет преследовать их, в цепях они найдут смерть в волнах Красного мора. Аменофис удаляется, а евреи погружаются в молитву. Слышен шум приближающегося войска. Моисей входит в воду, волны расступаются, евреи следуют за ним. Разражается буря. Появившийся фараон убежден, что евреи погибли, но Аменофис видит, что волны не причиняют беглецам вреда. Вместе с воинами он бросается в пучину, волны смыкаются над ними. Вышедшие из Египта евреи славят Господа, истребившего врагов.

Музыка

«Моисей» ознаменовал рождение в итальянском театре нового жанра — героико-патриотической оперы, которая сменила оперу-seria. Место запутанной любовной интриги занимает патриотическая идея борьбы за свободу родины, народа. Главным действующим лицом становится не молодой герой-любовник, а умудренный годами политик. Его партия поручена не женскому голосу, как в операх-seria начала века, не тенору, а басу, который нередко выступает корифеем хора. Виртуозные арии отходят на второй план, уступая место массовым сценам, прежде всего хоровым. Их мелодический и гармонический склад отличается простотой и броскостью, напоминая народную песню. Возрастает и роль больших ансамблей, также опере-seria не свойственных. Такие сцены были настолько необычны, что первый вариант «Моисея», имевший авторское обозначение «трагическое священнодействие», воспринимался нередко как оратория и именно так и ставился. Столь же необычна для того времени и роль оркестра. По существу, финал оперы — симфоническая картина бури.

Небольшая увертюра, построенная на темах последующей интродукции, вводит в общее героическое настроение. Завершением интродукции служит великолепный квартет с хором а капелла. Легкостью, свежестью веет от хора танцевального склада «Нежной зарею». Интродукция II акта — одно из высших достижений Россини. Изложение красивейшей скорбной мелодии поручено скрипкам, затем ее варьируют хор и ансамбль египтян «О несчастье, о кто, кто нас освободит от этой темноты». Резкий контраст образует воззвание Моисея «О ты, милосердный Господь наш» и квинтет, словно залитый солнечным светом. В III акте наибольший интерес представляет драматический финал. На проникновенной мелодии Анаиды «Дрожу и вздыхаю» в сопровождении арф строится октет с хором. В IV акте оригинальна ария Анаиды «Подо мной разверзлась пропасть». Взволнованная жалоба одинокой души перерастает в квинтет с хором, полный решимости и энергии. Молитва «С небесного престола» принадлежит к величайшим находкам Россини: удивительной красоты пластичную и скорбную мелодию в сопровождении арф запевает Моисей, а затем варьируют солисты и хор.

Резко контрастна красочная оркестровая картина бури и приближения конницы, сменяющаяся торжественным и просветленным звучанием. Эта симфоническая картина служит финалом оперы (заключительный квинтет обычно не исполняется).

А. Кенигсберг

Дискография: CD — Philips. Дирижер Шимоне, Моисей (Р. Раймонди), Эльчия (Д. Андерсон), Фараон (Нимсгерн), Амальтея (Гал), Аменофи (С. Браун), Осирид (Паласио), Аарон (Физикелла).

Публикации

Пезаро всегда остаётся Пезаро! 13.12.2011 в 12:06

«Моисей в Египте» на Rоssini Оpеrа Festival (operanews.ru) 11.09.2011 в 09:03

В игру вступает Альберто Дзедда 27.03.2011 в 17:09

Художественные искания Россини в области «серьезной оперы» 22.01.2004 в 22:36

Ссылки по теме

Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка, заповеди 2022

Биография

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк Моисей

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.

Нахождение Моисея

Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.

Пастух Моисей

Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.

Моисей перед пылающим кустом

На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.

Десять казней египетских: Наказание кровью

Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.

Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный град

И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.

Десять казней египетских: Казнь первенцев

За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.

Моисей раздвигает море

После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.

Моисей с заповедями

Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».

Православная икона Моисея

В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.

Моисей, разбивающий скрижали Завета

К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.

Смерть Моисея

Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Анализ персонажей

В Ирландии есть все, включая эти 12 невероятных архитектурных подвигов

«Королевский всадник», самая известная пьеса Нигерии, теперь является фильмом Netflix: что делает ее классикой

Египетская история Моисея | ANU

Это альтернативное повествование библейской истории Исхода, основанное на исторических и археологических находках, а также на египетской антиеврейской литературе о происхождении еврейского народа и характере Моисея. Эта альтернативная история основана на увлекательной книге профессора Исраэля Кноля «Как родилась Библия».

Первым автором, предложившим нам взглянуть на историю египетского Исхода, был египетско-греческий историк Манефон, живший в Александрии в птолемеевский период в 3 веке до н.э.

Манефон сообщает, что в 17 веке до нашей эры иноземные захватчики, которых называли пастухами — гиксосами по-египетски, пришли в Египет и завладели троном. Они сжигали египетские города, уничтожали идолов и разрушали храмы, совершая «ужасные преступления на почве ненависти против всех туземцев страны». Затем через некоторое время гиксосы были изгнаны из Египта одним фараоном. На этом этапе текста Манефон раскрывает их настоящую личность: «Они покинули землю Египетскую со своими семьями и имуществом и пошли через пустыню в Сирию, однако, опасаясь ассирийских правителей, они основали себе город в земле тогдашней. называется Иудеей».

Фрагмент кладбища Бени Хасан. Кочевники-семиты на пути в Египет, один по имени Ависа или Ависар, которого называли гиксосами, «правителем чужой земли» на древнеегипетском языке.

Текст Манефона, определяющий, что пастухи были предками евреев, продолжается и передает еще одну историю. Спустя столетия после изгнания гиксосов из Египта египетский правитель фараон Аменхотеп пожелал обратиться за советом к богам. Его консультанты сказали ему, что единственный способ приблизиться к богам — это очистить Египет от прокаженных, живущих на границе. Аменхотеп собрал всех прокаженных под своей территорией и сосредоточил их в заброшенном городе Аварисе, бывшем столице гиксосов. Прокаженные восстали и восстали против него во главе с прокаженным жрецом по имени Осарсеф, основавшим для них новую, враждебную им религию, главными принципами которой были отрицание политеизма и вера в единого бога. По мнению некоторых исследователей, Осарсеф черпал свои монотеистические идеи от фараона Эхнатона, правившего Египтом в предыдущие века.

Манефон сообщает, что Осарсеф отправил гонцов за границу, чтобы создать военную помощь, прося также помощи потомков гиксосов, иудейских пастухов, которые массово пришли поддержать его и прокаженных.

Вместе они сформировали сильную новую силу, которая захватила Египет. Затем царем стал новый правитель Осарсеф, предводитель прокаженных, который собирал налоги и проповедовал против египетских богов. Так кем же был Осарсеф? Согласно Манефону, после присоединения к гиксосам Осарсеф сменил имя на Моисей. Хотя он действительно называет Моисея фанатичным ненавистником и изоляционистом, Манефон также говорит об уникальной мудрости, мужестве и том, что египтяне называли божественным присутствием Моисея, описание, которое соответствует библейскому описанию Моисея в Исходе, 11, 3: « муж Моисей был весьма велик в земле Египетской в ​​глазах рабов фараоновых и в глазах народа».

Фрагмент из папируса Харриса – Британский музей, WikiMedia

Давайте теперь обсудим Большой папирус Харриса – самый длинный из известных папирусов из Египта (длиной 40 метров), обнаруженный в могиле недалеко от штата Хабу напротив Луксора, на западный берег Нила. В папирусе Харриса говорится о времени, когда Египет был пустынной страной, в которой не было твердого руководства, пока к власти не пришел человек по имени Ирсу. Буквальное значение его имени — самозванец, человек не из династии, претендующий на роль короля. Ирсу также был Харру, то есть происходил из Ханаана или из-за реки Иордан, территории, называемой Харру Египетской. Эти два титула подразумевают, что Ирсу недостоин трона. Читая дальше, мы узнаем, что Ирсу собирал налоги, использовал их для подавления египетской религии и не позволял прихожанам приносить свои жертвы в свои храмы. Затем произошел поворотный момент: когда боги восстановили свою милость к Египту, они посадили на трон своего сына – Сетнахта, фараона-основателя 20-й династии. Сетнахте сразился с чужеземцем, избавился от него и занял трон.

Еще одна интересная находка, подтверждающая Папирус Харриса, — надгробная плита, обнаруженная в Элефантине, датируемая вторым годом правления Сетнахта. В нем рассказывается о Сетнахте, реабилитировавшем Египет после эпохи иноземного правителя, нарушившего религиозные устои фараонов.

Исход детей Израиля, картина Дэвида Робертса, 1828

Согласно теории проф. наш Моисей. Он поддерживает свое предположение тем фактом, что царицей, правившей до Сетнахте, была Тусрет, жена второго Сетхи, умершего в 119 г.6 г. до н.э. В документах говорилось, что ее правление длилось всего два или три года, после чего произошло таинственное загадочное событие. В Египте вспыхнула внутренняя борьба, положившая конец 19-й династии и приведшая к власти новую, основанную Сетнахте. Это приводит Кноля к выводу, что борьба на самом деле была захватом Моисея и прокаженных, к которым присоединились пастухи в районе Дельты.

Профессор Кноль датирует Исход вторым годом царствования фараона Сетнахте, около 1186 г. до н.э. Он объясняет, что родители Моисея принадлежали к потомкам Иакова, пришедшего в Египет во время голода. Моисей вырос при дворе под защитой царицы Тусрет, у которой не было собственных детей и, возможно, дочери библейского фараона, удочерившей и воспитавшей Моисея. После ее смерти Моисей увидел себя достойным царской власти и использовал поддержку своего народа, детей Иакова, порабощенных в Египте, для своих завоевательных походов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *