Разряд, еще разряд Что будет, если в ваш самолет ударит молния: Мнения: Путешествия: Lenta.ru
Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.
В начале июня молния повредила три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке совершил лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния повредила законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд застал в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.
Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.
«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», — объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.
По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.
«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», — рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.
Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, — уточняет пилот. — После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».
По словам пилотов, молнии попадают в самолеты очень часто
Фото: Gary Hershorn / Reuters
Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея. Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.
Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.
«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер — пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», — заверяет Хадда.
Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.
Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.
Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров
Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.
Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.
По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.
«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, — вспоминает Патрик Смит, — Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: «Что это было?» — «Не знаю». — «Молния?» — «Может быть»».
Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.
Над Сибирью в самолет ударила молния
https://ria.ru/20230531/samolet-1875239565.html
Над Сибирью в самолет ударила молния
Над Сибирью в самолет ударила молния — РИА Новости, 31.05.2023
Над Сибирью в самолет ударила молния
Самолет, летевший из Красноярска в Новосибирск, благополучно совершил посадку после удара молнии, сообщило в Telegram-канале Восточное межрегиональное… РИА Новости, 31.05.2023
2023-05-31T10:03
2023-05-31T10:03
2023-05-31T12:25
происшествия
новосибирск
красноярск
следственный комитет россии (ск рф)
туризм
новости — туризм
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/02/1573805377_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_4759c8ae45347b12a0c35e47ba58f291.jpg
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Самолет, летевший из Красноярска в Новосибирск, благополучно совершил посадку после удара молнии, сообщило в Telegram-канале Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК. По информации Telegram-канала Aviaincident, накануне в аэропорту Толмачево при послеполетном осмотре самолета на створке реверса двигателя обнаружили следы попадания молнии. В СК уточнили, что речь шла о рейсе Красноярск — Новосибирск. "В Новосибирской области, по сообщению СМИ об авиационном инциденте, произошедшем с воздушным судном Airbus A320, организовано проведение доследственной проверки <…> Посадка самолета произведена благополучно, экипаж и пассажиры не пострадали", — заявили в ведомстве.Следователи устанавливают все обстоятельства произошедшего.
https://ria.ru/20230529/samolet-1874741907.html
новосибирск
красноярск
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/02/1573805377_97:0:2828:2048_1920x0_80_0_0_8728b1c09a6befa71ce8b31a27921b5e.jpg1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
происшествия, новосибирск, красноярск, следственный комитет россии (ск рф), туризм, новости — туризм
Происшествия, Новосибирск, Красноярск, Следственный комитет России (СК РФ), Туризм, Новости — Туризм
The P-38: When Lightning Strikes
Пилот нового американского истребителя P-38 Lightning сошел с неба над Исландией 14 августа 1942 года. Верный своему названию, P-38 был сродни силе природы: быстрый, непредвиденный и невероятно мощный.
Целью самолета был немецкий патрульный бомбардировщик Focke-Wulf Fw-200 Condor. Экипаж никогда раньше не сталкивался с чем-то подобным.
Благодаря своему отличительному дизайну P-38 был гладким, но его двойное хвостовое оперение придавало Lightning совершенно новый вид. Пилот, прокачка 409выстрелов в минуту из установленных в носу пулеметов, «Кондор» был уничтожен за считанные секунды, что ознаменовало собой первое успешное столкновение американцев с немецким самолетом во время Второй мировой войны.
В течение шести месяцев, пока P-38 демонстрировал свою универсальность в Северной Африке, одинокий истеричный немецкий пилот сдался солдатам в лагере союзников под Тунисом, указывая на небо и повторяя одну фразу — «der Gableschwanz Teufl» — снова и снова.
Как только фраза была переведена, официальные лица США поняли суть безумия пилота. Р-38 получил новое прозвище: «вилкохвостый дьявол».
The Ultimate Weapon
Впервые задуманный в 1937 году главным инженером Lockheed Холлом Л. Хиббардом и его тогдашним помощником Кларенсом «Келли» Джонсоном, двухбалочный P-38 был самым инновационным самолетом своего времени, сочетая скорость с неслыханными достижениями: два двигателя с наддувом и мощная смесь из четырех двигателей мощностью 50 кал. пулеметы и 20-мм пушка.
После своего официального появления в 1940 году P-38 был способен подниматься на высоту 3300 футов за одну минуту и развивать скорость до 400 миль в час, что на 100 миль в час быстрее, чем у любого другого истребителя в мире. Он также представлял собой устрашающую дальнобойную угрозу, способную нести большую полезную нагрузку, чем ранние B-17, и иметь дальность полета 1150 миль.
О его универсальности и прочности ходили легенды. Он может потопить корабль. Обстрелял врагов на земле. Подбитые танки. Уничтожил укрепленные доты и сбил множество истребителей и бомбардировщиков на всех театрах военных действий.
Когда для первого полета союзников в Берлин и обратно потребовался испытанный в боях дальний самолет, был выбран модифицированный P-38. А в 1943 году, когда дешифровщики узнали о важном инспекционном полете в Тихом океане японского адмирала Исороку Ямамото, архитектора атаки на американские объекты на Гавайях, шестнадцать пилотов P-38 были отправлены на пятиэтапный полет протяженностью почти 1000 миль.
Это стало поворотным моментом в войне. После перехвата адмирала и его эскорта из истребителей Зеро боевой дух японского флота был сломлен, а боевой дух союзников резко возрос. Перехват помог подготовить почву для победы союзников на Тихом океане.
Легенда своего времени
Как истребитель Второй мировой войны, Lightning не имеет себе равных. Всего за время войны было изготовлено более 10 000 самолетов P-38, включая 18 различных моделей, которые совершили более 130 000 боевых вылетов на театрах военных действий по всему миру. Летчики Р-38 сбили больше японских самолетов, чем любой другой истребитель, и как самолет-разведчик получили 90 процентов аэрофотосъемки над Европой.
Пожалуй, полковник Бен Келси, летчик-испытатель P-38, лучше всех охарактеризовал наследие боевой птицы. «(Этот) удобный старый кудахтан, — сказал он, — будет летать как ад, драться наверху, как оса, и приземляться, как бабочка».
Источники и дополнительная литература
- Бойн, Уолтер. За горизонтами: История Lockheed. Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1999.
- Пейс, Стив. Локхид Р-38 Лайтнинг. Миннеаполис, Миннесота: Motorbooks International Publishers and Wholesalers, 19.96.
- Станэуэй, Джон. P-38 Lightning Aces из ETO / MTO. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1998. .
- Грей, Уильям П. Журнал Life «P-38», 16 августа 1943 г.
F-35 Лайтнинг II | Локхид Мартин
F-35 укрепляет национальную безопасность, укрепляет глобальное партнерство и способствует экономическому росту. Будучи самым смертоносным, живучим и подключенным истребителем в мире, F-35 дает пилотам решающее преимущество перед любым противником, позволяя им выполнить свою миссию и вернуться домой целыми и невредимыми.
СМОТРЕТЬ: Непревзойденные возможности F-35
F-35 предоставляет непревзойденное преимущество нашим пилотам, нации и глобальным партнерам как самый передовой узел в сетевой концепции безопасности 21-го века. F-35 представляет собой стратегию национальной обороны в действии и остается краеугольным камнем истребительного флота США и союзных флотов по всему миру.
Укрепление глобальной безопасности, укрепление партнерских отношений и обеспечение экономического роста.
Мы предоставляем трансформационные возможности для безопасности 21st Century.
Обеспечивает непревзойденное преимущество для наших пилотов, страны и глобальных партнеров
Объединяет союзников и укрепляет глобальную безопасность
Обеспечивает поддержку 5-го поколения для обеспечения готовности к выполнению миссии
Укрепляет сообщества по всему миру
Включение совместных операций со всеми доменами
F-35 — самый совершенный узел в сетецентрической архитектуре 21st Century Security. В ожесточенной битве против равных противников доминирование будет определяться возможностью безопасного подключения высокотехнологичных платформ для обмена информацией во всех областях — в воздухе, на земле, на море, в космосе и в киберпространстве.
Развитие для угроз завтрашнего дня
F-35 — это больше, чем истребитель, это мощный умножитель боевой мощи с передовыми датчиками и средствами связи, работающими вблизи поля боя и с возвышенности, что значительно расширяет возможности объединенных в сеть воздушных, морских, космических, надводных и наземных платформ.
Предоставление клиентам по всему миру возможности опережать ожидания в далеком будущем.
F-35 EOTS
Электрооптическая система наведения (EOTS) для F-35 Lightning II — это доступная по цене, высокопроизводительная, легкая, многофункциональная система, обеспечивающая точное наведение на объекты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Узнать больше
Обучение F-35
Системы обучения пилотов и технического обслуживания F-35 Lightning II предназначены для объединения различных средств обучения для создания комплексного учебного решения и обеспечения превосходного выполнения каждой миссии
Узнать больше
Интеграция JASSM/LRASM
9 0002 Интеграция JASSM, LRASM и новых технологий в комплекс F-35 продолжает расширять возможности выполнения многоцелевых задач, помогая сделать F-35 самым смертоносным, малозаметным и живучим самолетом в мире.Распределенное объединение в группы
В условиях постоянно усложняющейся глобальной среды угроз мы изучаем способы взаимодействия пилотируемого летательного аппарата с группой автономных систем, чтобы обеспечить большую гибкость миссии при низких затратах.
Узнать больше
Цифровая трансформация
Цифровая трансформация, ориентированная на миссию, позволяет нам внедрять прорывные инновации в наши процессы, технологии и инструменты, чтобы ускорить доставку, быстро реагировать и анализировать данные.
Узнать больше
Безопасность 21st Century
F-35 играет неотъемлемую роль в безопасности 21st Century, используя свои передовые датчики и возможности подключения для сбора, анализа и беспрепятственного обмена важной информацией между платформами и службами.
Узнать больше
[F-35] предназначен для индикации и предупреждения, командования и управления, а также разведки, наблюдения и рекогносцировки.