Святого Феодора Стратилата пещерный монастырь «Ай-Тодор» у с. Малое Садовое (Челтер-Коба)
Бахчисарайский район
с. Мало-Садовое
ул.Санаторная. 69
Наместник – иеромонах Даниил (Лавров)
Над селом под названием Малое Садовое, расположенном в долине реки Бельбек, возвышается три довольно скалистых мыса. На мысе Куле-Бурун, что в переводе означает Башенный мыс находится Сюйреньская крепость.
От этой крепости до наших дней сохранилась башня и часть одной из оборонительных стен. Эту крепость возвели еще в восьмом веке. В те годы она была расписана при помощи фресок, но до наших дней сохранились лишь их фрагменты.
Несколько правее от укрепления, в обрыве мыса под названием Ай-Тодор еще в Средние века появился небольшой монастырь. Его соседство с крепостью можно считать неслучайным, ведь невдалеке проходила одна из северных границ княжества Феодоро. Именно эту границу и призвана была защищать Сюйреньская крепость. В случае опасности за ее стенами легко могли укрыться жители из многочисленных окрестных деревень и, конечно же, монахи.
Для того, чтоб посетить монастырские пещеры необходимо, после прохождения села Малое Садовое, по грунтовой дороге отправляться вверх по существующему ущелью. Ущелье, которое разделило мыс Ай-Тодор и Башенный мыс, все заросло можжевельником, кустами кизила, терна, а также деревьями. Позже с основной дороги нужно свернуть направо и подняться прямо до подножия скалы. В ее отвесных боках и видны пещеры.
Этот монастырь основали иконопочитатели еще в восьмом-девятом веках. Он существовал до далекого 1475 года. В том году армия из Турции вторглась на Крымский полуостров и захватила княжество под названием Феодоро. В те годы монастырь был известен под именем святого Феодора. Это имя сохранилось в названии этой скалы. На данный момент в ней насчитывается порядка двадцати двух пещер различных размеров и различного назначения.
Здесь есть и кельи монахов, часть из которых является очень маленькими и имеет чрезвычайно низкие потолки, и складские пещеры, и большой трапезный зал, и покои эконома и, самое главное, собственный пещерный храм. Последний разместился в одном из больших естественных гротов, площадь которого боле ста пятидесяти квадратных метров. Этот грот отличается наличием скругленной формы. Он сужается к западу и востоку. Для алтаря тут было вырублено специальное углубление прямоугольной формы. В стенах этого углубления разместили несколько ниш. Апсида отделяется от остальной части этого пещерного храма благодаря наличию невысокой алтарной преграды. В северо-восточной части храма находится купель.
Вдоль южной и северной стен храма тянутся скамьи, а в стенах здесь вырублены усыпальницы. Отметим, что в полу находится четыре могилы. Одна из этих могил очень маленькая, может быть она детская. Еще несколько могил находится в той части храма, что на западе. Такое обилие могил наводит на мысли, что в этом монастыре хоронили как монахов, так и павших защитников крепости. Количество монахов, которые жили в монастыре было не слишком большим, лишь четырнадцать-шестнадцать человек. именно поэтому в большом храме Челтер-Коба свои молитвы произносили не только монахи и воины из Сюйреньской крепости, но и жители из окрестных деревень.
Традиционно монастыри, имеющие трапезные, среди которых и Челтер-Коба, считаются более почитаемыми. В таких храмах хранятся мощи святых и прочие реликвии. К тому же, подобные монастыри посещает огромное количество паломников. Отметим, что точно не знает никто, в честь какого из тройки святых Феодоров монастырь был назван – Тирона, Стратилата или же Студита. Вероятнее всего, это был святой Феодор Студит.
Св. Феодор Студит был рожден в Константинополе в далеком 758 году. Этот святой был известен благодаря тому. Что он восстановил и после обустроил Студийский монастырь. При этом количество монахов, проживающих в нем, увеличилось до тысячи человек. преподобным Феодором был составлен строгий устав монастыря, который был принят также и в Киево-Печерской Лавре. Данный устав получил название Студийский. В период правления такого императора, как Лев Пятый Армянин был начат новый виток гонения почитателей икон.
Святому Феодору Студиту пришлось вместе с братией совершить крестный ход вместе с иконами вокруг своего монастыря. Этим он проявил мужество в защиту собственной веры. Этот ход привел к тому. Что святого отправили в ссылку. Там его подвергли истязаниям, которые преподобный Феодор переносил с молитвой и кротостью. Через время императора Льва Пятого Армянина убили восставшие воины. Новый же император освободил почитателей икон из заточения. Феодор Студит умер в далеком 826 году.
Раньше все пещеры этого монастыря соединялись между собой при помощи деревянных лестниц и переходов. Именно эта особенность и дала ему название. В переводе с татарского «челтер» значит «решетка», а «коба» означает «пещера». Может быть, эта обитель еще возродиться…
подробнее…
Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского / Монастырский вестник
Первое известное нам документальное упоминание о монастыре относится к 1511 году (тарханная грамота Феодоровскому монастырю князя Василия III), однако из царской грамоты 1552 года открывается, что монастырь уже существовал и был достаточно развит во времена деда царя Иоанна Грозного, Ивана III Великого.
О настоятелях времен основания монастыря сведений не сохранилось. Первый известный настоятель – игумен Геронтий, 1511.
В 1551 – 1552 гг. царь Иоанн IV Грозный жалует Феодоровскому монастырю несколько сел, а в 1557 году, благодарный Богу за рождение сына Феодора, повелевает возвести в обители каменный собор в честь Вмч. Феодора Стратилата на месте бывшего ранее деревянного, построить кельи, обнести монастырь оградой. В 1667 году, после эпидемии моровой язвы, Феодоровский монастырь был преобразован из мужского в женский. В начале XVIII века обитель пользуется особым попечением молодого Императора Петра I, его матери Натальи Кирилловны и сестры Натальи Алексеевны. На средства двух последних были построены каменная Введенская церковь и Казанская церковь при больничных кельях. В 1722 году Император Петр I прислал в Феодоровский монастырь мастериц-прях и станки для обучения послушниц прядению. С этого времени обитель становится известна своими художественно-ремесленными мастерскими.
В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться, и особенного расцвета достигает при игумениях Максимилле и Евгении. К 1916 году в монастыре и в трех его пустынях проживали до 500 монахинь и послушниц, имелись 4 церковно-приходские школы, приют для девочек-сирот. С 1910 по 1916 годы прихожанином монастыря был В.Ф.Войно-Ясенецкий, будущий Святитель и исповедник Лука Крымский. Будучи главврачом переславской земской больницы, он в течение нескольких лет безвозмездно лечил сестер монастыря. С 1901 по 1923 год штатным священником служил здесь прот. Николай Дунаев, впоследствии прославленный как священномученик в сонме Новомучеников и исповедников земли Русской
В обители подвизались: Наталья Ивановна Взимкова, «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе), Анна (Агафия) Фёдоровна Ягужинская (Хитрово), жена генерал-прокурора при дворе Императора Петра I — П. И.Ягужинского,, Мария Николаевна Тончи, дочь знаменитого художника Николая Ивановича (Сальваторе) Тончи.
В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале 1930-х годов была разобрана монастырская колокольня, бывшая в то время самым высоким строением в г.Переславле-Залесском. В течение последующих 75-ти лет здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза, Институт программных систем РАН. Во время Великой Отечественной войны в Феодоровском монастыре был сборный пункт народного ополчения.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Сначала он был приписным к Никольскому женскому монастырю г.Переславля, обязанности первой настоятельницы исполняла игумения Никольского монастыря Евстолия (Афонина). 19 апреля того же года, в день Святой Пасхи, состоялась первая Божественная Литургия во Введенском храме. В 2001 году монастырь становится самостоятельным, обязанности настоятельницы исполняет старшая монахиня Феодоровского монастыря Михаила (Лободаева). В 2004 году широко празднуется 700-летие Феодоровского женского монастыря. В 2005 году на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Свято-Введенского Толгского монастыря Елисея (Суслова). 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворному образу Андрониковской иконы Божией Матери, через которую многие получили помощь и исцеление.
В 2006 году, 1 мая, монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года – игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. За эти годы обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе свв. мчч. Адриана и Натальи (Введенский храм). Главная святыня монастыря – Собор Великомученика Феодора Стратилата — был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (Прп.
Начиная с 2010 года восстановлению и благоустройству монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вмч. Феодор Стратилат является небесным покровителем Службы. Стараниями судебных приставов, возглавляемых до недавнего времени Артуром Олеговичем Парфенчиковым, а теперь Дмитрием Васильевичем Аристовым, отреставрирован собор вмч. Феодора Стратилата, придел свв. мчч. Адриана и Натальи во Введенском храме, заложен фруктовый сад, высажены саженцы кедров. Каждое лето приставы из разных регионов России собираются в монастыре для празднования дня памяти вмч. Феодора Стратилата, а также помогают сестрам в их ежедневных трудах по благоустройству монастыря.
В Феодоровском женском монастыре ежегодно 21 февраля и 21 июня совершаются празднования, посвященные памяти вмч. Феодора Стратилата, на которые съезжается со всей России большое число прихожан и паломников, особенно из числа судебных приставов. После Божественной Литургии, которую, как правило, возглавляет правящий Архиерей, бывает большой Крестный ход и праздничная трапеза. Каждое воскресенье на вечернем богослужении читается акафист вмч. Феодору Стратилату.
С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское Епархиальное управление.
О правилах монастыря.
Подъем – 05.30.
Полуночница с чтением трех канонов – 06.00 – 07.50.
Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее Андрониковской – 07.50 – 08.15.
Часы, Божественная Литургия – 08.15 – 10.15.
Первая трапеза – 10.30 – 11.00.
Послушания – 12.00 – 15.00.
Вторая трапеза – 15.30 – 16.00.
Вечернее богослужение – 17.00 – 20. 15.
Вечернее правило — 20.15 – 21.00.
С поступающими в монастырь проводится собеседование, также им дается испытательный срок.
Собор Вмч. Феодора Стратилата – пятикупольная церковь середины XVI в. Трехкупольная Введенская церковь (1710 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1714 г.), Старые кельи (XVII – XVIII вв.), Новые кельи (середина XIX в.), построенные в псевдорусском стиле, Настоятельский корпус (XVIII — XIX вв.), Часовня-колодец (XVIII — XIX вв.), Святые ворота (XVIII в.), Кузница (XIX в.), Новый трапезный корпус (2-я пол. XIX в.), монастырские стены и башни.
В обители находятся частицы мощей Свт. Николая Мирликийского, Вмч. Феодора Стратилата, Прп. Серафима Саровского, Свт. Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих. Андрониковская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона вмч. Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга, иконы с частицами мощей святых угодников Божиих. Также в монастыре хранится Служебник и напрестольное Евангелие Сщмч. Николая Переславского (Дунаева).
Симферопольская и Крымская епархия
История и современность
Симферопольская и Крымская (бывшая Таврическая) епархия была основана в 1859 году. прошение об учреждении в Таврии новой епархии Русской Православной Церкви, призванной объединить приходы, находившиеся в Крыму и на вновь заселенных землях после присоединения Крыма к России, 16/29 ноября 1859 г.Император Александр II поставил на этих документах свою царскую резолюцию: «Да будет так постановлено».
Для русских земель Крым стал колыбелью Православия — здесь проповедовали Евангелие такие святые, как апостол Андрей Первозванный, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь в 988 году равноапостольные Великий князь Владимир принял святое крещение. С начала IV в., после создания в Крыму самостоятельных кафедр, ведущие православные клирики пребывают на полуострове почти без перерывов.
Православие в Крыму прошло в своем развитии ряд сложных этапов и начало активно развиваться только после образования самостоятельной Таврической епархии. Менее чем за десять лет на полуострове было основано более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открыты мужские и женские семинарии. В 1873 году была открыта Таврическая духовная семинария, которая за 47 лет своего существования подготовила сотни священников.
Среди крымских архипастырей были выдающиеся личности, истинные подвижники благочестия:
Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961) — выдающийся архиерей и врач, постоянный член Священного Синода, профессор хирургии, автор монографии «Очерки о зараженных Хирургия», лауреат Сталинской премии.
С мая 1946 года и до своей кончины святитель Лука служил на Крымской кафедре. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 19 г.95 г. канонизирован архиепископ Симферопольский и Крымский Лукас.
Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов, 1818–1882) в течение 14 лет заведовал Таврической кафедрой, значительно укрепил позиции православия в Крыму, много сделал для укрепления рабочих приходов и установление новых. Высокопреосвященнейший Гурий много сделал для епархии: изыскал средства на строительство Духовной семинарии, Консистории, Духовного училища для мужчин, просил Синод о выделении средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастыря, основал в Симферополе Таврический Архиерейский Дом. При нем была открыта Таврическая духовная семинария, стали издавать журнал «Вестник Таврической епархии». Блаженная кончина святителя произошла 17 марта 1882 года. Его Честное Тело было погребено в склепе Александро-Невского собора. Перед самым его разрушением в 1929 Мощи архиепископа Гурия и мощи других четырех священников удалось перевезти на городское кладбище в храм Всех Святых. Очевидцы этого события рассказывали, что спустя 47 лет после погребения тело святителя было нетленным, сохранились даже ризы. Прихожане в поминальных записках писали: «нетленно уснувшего архиепископа Гурия». Во время второго низложения мощей святителя в середине XX в. обнаружилась их нетленность, и случилось чудо: во время переноски гроба у Его Высокопреосвященства случайно поранилась рука и пошла кровь.
Исправлено множество случаев исцеления по молитвам Святителю.
18 мая 2008 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации архиепископа Гурия (Карпова) в лике местночтимых святых с определением дня памяти 17/30 марта, а 23 августа 2008 г. торжественный апофеоз святителя Гурия в Общине святых.
Архиепископ Димитрий (в миру князь Давид Ильич Абашидзе, в схиме Антоний, 1867–1942) — с 1912 года епископ Таврический и Симферопольский. С началом Первой мировой войны служил священником Черноморской эскадры. В 1915 году вернулся на архиерейскую кафедру. Был членом Поместного Совета в 1917–1918 гг. Принимал участие в работе Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. Последние годы жизни он провел в Киево-Печерской Лавре. Похоронен у входа в Ближние пещеры. В настоящее время готовится его канонизация.
Территория Симферопольско-Крымской епархии омывается с запада и юга Черным морем, с востока — Азовским морем.
На 1 января 2008 года Епархия объединила 532 прихода, 9 зарегистрированных монастырей и 7 на стадии регистрации; 70 храмов; 462 молитвенных дома на территории Автономной Республики Крым.
В настоящее время в Республике Крым три епархии:
Симферопольско-Крымская
Джанкойская и Раздольненская
Керченско-Феодосийская епархия
Город Симферополь . Центральными соборами являются Петропавловский собор и Александро-Невский собор.
В состав Симферопольско-Крымской епархии входят 9 благочиний:
1-й Симферопольский; 2-й Симферопольский; Бахчисарай; Севастополь; Алушта; Кировск-Белогорск; Саки; Ялта; Евпатория.
Монастыри:
Монастырь во имя святого великомученика Георгия в г. Севастополь
Монастырь в честь Успения Богородицы в г. Бахчисарай
Монастырь во имя святого апостола Климента в г. пос. Инкерман
Монастырь во имя свв. Бессребреники Косма и Дамиан в г. Алуште
Женский монастырь во имя Святой Параскевы в селе Учебное (Верхняя Тополёвка)
Женский монастырь во имя Святой Троицы в г. Симферополе
Спасо-Преображенский мужской монастырь ( Терновка)
Свято-Паисиевский Величковский ставропигиальный мужской монастырь
Скиты и подворья:
Свято-Лазарево-Муромский монастырь
Свято-Апостольный и Евангелистский Луки мужской монастырь
Благовещенский монастырь
Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов
Анастасийский скит
Скит преподобного Саввы Освященного
Пещерный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы
Пещерный монастырь св. Феодора Стратилата «Ай-Тодор»
Учебные заведения:
- Духовная семинария Таврическая
В декабре 2006 года Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал № 52 от 22 ноября 2006 года) Симферопольское духовное училище было реорганизовано в Духовную семинарию Таврическую с четырехлетним очным обучением и проживанием учащихся . Преподавательский состав – священники Симферопольской и Крымской епархии, преподаватели высших учебных заведений г. Симферополя. Обучение бесплатное. Богослужебная практика проходит в Семинарском соборе Трех Святителей в г. Симферополе.
Таврическая Духовная семинария оснащена семинарской библиотекой (около 5000 томов литературы, в том числе 150 уникальных дореволюционных книг, ранее принадлежавших Таврической Духовной семинарии, возвращенных Таврическим национальным университетом, в библиотеке им. которыми они были с 1918 по 2006 год), произведен капитальный ремонт здания (оборудован актовый зал, жилые помещения, учебные компьютерные залы, душевые, кухня, трапезная, складские помещения и др.).
В епархии имеются следующие отделы:
- Миссионерский
- религиозного образования
- Социальная служба
- о взаимодействии с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
- Издательство
- Паломничество
- Православной Культуры
- Юридический
- Пресс-служба
Управление Симферопольско-Крымской епархией возложено на Высокопреосвященнейшего Митрополита Лазаря (Швеца).
Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»
Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»
В советское время в России князь Александр Невский был больше часто говорили как о полководце и дипломате, отодвигая свою духовную жизнь на второй план. И мало кто в ту эпоху знал, что, когда Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды почувствовал, что вот-вот должен уйти из этой жизни, он принял великую схиму в монастыре волжского города Городца. Но если бы он не преставился так скоро, то стал бы схимонахом Алексием, а не великим князем Александром Невским. Как святой vita свидетельствует, что когда на похоронах митрополит Кирилл подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную молитву, рука князя протянулась, как живая, чтобы схватить ее. После того как митрополит сообщил народу о том, чему он был свидетелем, многие стали призывать князя Александра в своих молитвах, и в 1547 году он был прославлен в лике святых. В 1724 году, в царствование Петра I, относившегося к нему с большим благоговением, мощи святителя были перенесены из Владимира в Петербург, для чего была построена Александро-Невская лавра.
В этом году 2021 год – 800-летие со дня рождения святого – объявлен Годом Александра Невского в России, в честь святого, которого Святейший Патриарх Кирилл назвал «примером соединения силы и святости в индивидуальный.»
Согласно [русскоязычному] Каталогу православного зодчества, в мире насчитывается 1324 храма благоверного князя Александра Невского; за пределами России их можно встретить в Сербии, Словакии, Ухане в Китае, Белоруссии, Грузии и Болгарии, что свидетельствует о том, что святой Александр Невский по праву почитался как «Имя России». В США есть три церкви, посвященные святому Александру. Все три находятся в восточной части страны: в Русской Зарубежной Церкви – Свято-Александро-Невский собор в Хоуэлле, штат Нью-Джерси, и Свято-Александро-Невский храм-памятник в Ричмонде, штат Мэн; в Православной Церкви в Америке – Свято-Александро-Невский епархиальный собор в Питтсбурге, Пенсильвания.
В воскресенье, 12 сентября, когда Православная Церковь празднует Перенесение мощей св. Александра Невского, в Хауэлловском соборе прошли торжества в честь святого, собрав духовенство и верующих из нескольких государств. Одним из гостей мероприятия был епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
Святой Александр Невский был частью жизни епископа Феоктиста с самого момента его прихода в Церковь. Путь к Богу начал сторожем и иподиаконом в Александро-Невской церкви в Ижевске (Удмуртия), где также был рукоположен во диакона; среди прочего, он также служил в Александро-Невской церкви во время службы в армии и был возведен в архимандриты в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Наконец, он был назначен правящим архиереем Переславль-Залесской епархии.
Кроме того, как вспоминал Его Преосвященство здесь, в Америке, в центре Нью-Йорка, его дед по отцовской линии, Николай Миронович, родился в Александро-Невском районе Рязанской области.
– Все мои предки по отцовской линии были выходцами из села Бурминка Александро-Невского района Рязанской области. В том селе еще много людей с такой фамилией, возможно, родственники. Но мои предки не были священнослужителями; фамилия связана с землевладением. Они были монастырскими крепостными и, как следствие, принадлежали настоятелю, игумен монастыря.
– Ваше Преосвященство, на протяжении веков русский народ обращался к иконе святого князя, находя в нем опору и надежду. Как вы ощущаете в своем сердце присутствие св. Александра Невского?
– Мне трудно забыть его, как и представить свою жизнь в Церкви без Святого благоверного князя Александра Невского. Он присутствует в моей жизни, как воздух. Переславль – центр нашей епархии. Именно здесь в 1221 году родился Александр Ярославич, здесь же он был крещен в Спасо-Преображенском соборе, который стоит и по сей день.
Почему он взял меня под свою опеку я не знаю, но само собой разумеется, что я постоянно чувствую его поддержку. Для меня сейчас важно его знание, как плыть против течения, как избежать мейнстрима, не спускать глаз с цели и понимать свои приоритеты и, несмотря ни на что, двигаться к этим целям. Это важно, потому что в настоящее время мы подвергаемся мощному давлению со всех сторон. И молю благоверного князя, чтобы мне не быть одному, чтобы ничего не бояться. Сомнения бывают, но святой князь Александр Невский вселяет в меня надежду и защищает меня.
– Три года назад Вы были назначены правящим архиереем Переславско-Залесским…
– До этого я служил викарным архиереем в Волгоградской епархии. Волгоград также связан с жизнью святого Александра Невского. Недалеко от него располагалась ставка хана, туда и ездил благоверный князь. Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл освятил здесь собор в честь святого Александра Невского. Правда, я был там недолго, но принимал участие в жизни епархии и хотел бы надеяться, что способствовал, хотя бы в какой-то незначительной части, созданию нового собора. Как минимум, я принял участие в освящении его колоколов.
– Вы отправились из Волгограда на родину Александра Невского. Какой самый важный памятник в епархии сегодня относится к святому?
– Конечно, это будет единственный в своем роде белокаменный Спасо-Преображенский собор, построенный в XII веке. Это один из древнейших сохранившихся до наших дней храмов в России, являющийся памятником архитектуры государственного значения. При реставрации собора было обнаружено несколько фрагментов древнерусского дотатарского граффити. Мы обслуживаемся там несколько раз в год.
Собор производит сильное впечатление своими размерами, строгостью и величественностью. Это видение красоты, которое мы, к сожалению, утратили. Вроде бы сегодня мы все строим правильно, но этим сооружениям не хватает той простоты и величия, которыми они когда-то обладали.
Архитектура остальных старинных сооружений епархии относится к временам правления царя Ивана Грозного. Насколько я знаю, наш Свято-Никотиевский монастырь является старейшим в Российской Федерации. В этом году ему исполнилось 1011 лет.
Когда живешь и служишь в Переславле, привыкаешь к старине. Этот собор построил царь Иван Васильевич, его реставрировали, а я его переосвятил. Его построил царь, и я благословляю его, это наше рабочее партнерство. Я шучу, конечно. Важно то, что, живя в атмосфере старины, ты не привыкаешь к ней и не воспринимаешь все вокруг как должное, потому что все это чудо. И это чудо, что у нас есть возможность молиться в этих храмах. Это чудо, что я, мальчик из Удмуртии, старейшему зданию которой всего 200 лет, теперь имею возможность служить в церковных святынях, которые сложно представить там, откуда я родом.
– В вашей епархии также есть Александро-Невский собор. Какие торжества проходили там ?
– Наш Александро-Невский храм епархиальный, входит в состав комплекса Владимирского собора иконы Божией Матери, построен в 1740 году. В 1929 году храм был закрыт, а в 1998 году вновь начал функционировать. Все празднования юбилейного года мы согласовали с областной администрацией, и 11-12 июня прошли торжества в нашем регионе. Это были праздничные богослужения, выставки, народные гуляния, и все это с участием правительства Ярославской области. В результате я мог свободно ездить сюда на торжества в Александро-Невский собор в Нью-Джерси.
– Какие впечатления от застолья в американской церкви?
— Самые лучшие и яркие. Отрадно видеть так много православных людей. Я знаю, что многие храмы в Нью-Джерси и Пенсильвании отменили свои службы, чтобы духовенство и прихожане могли прийти в собор. Чувствовалось также, что это большой, действующий приход с большим количеством духовенства и прихожан; да и сам приход по американским меркам довольно старый – в этом году ему исполнилось 85 лет со дня основания. Неформальное общение с архиереями и духовенством также было теплым и радостным.
Почему я подчеркиваю количество людей? Потому что в России наши соотечественники вообще не понимают, сколько православных, в том числе православных русской традиции, в Америке. Многие думают, что это всего лишь горстка людей, но на самом деле православных здесь очень много. Я даже думаю – исходя только из собственных наблюдений, допустим, – что количество людей (не в процентах) в Америке, регулярно принимающих участие в Таинствах, исповедующихся и причащающихся, сравнимо с количеством в России.
Я был на приеме в Пенсильвании, и местный американский журналист спросил меня, какие перспективы я вижу для Православия в Америке. Я ответил ему и, возможно, сбив его с толку, сказал, что по нашим расчетам через 50 лет вся Америка будет православной. Я пошутил, конечно, потому что я не занимаюсь миссионерской деятельностью в Америке и не мог знать ничего подобного, но на мой дилетантский взгляд перспективы православного миссионерства в Америке кажутся очень многообещающими. Здесь есть хорошая база – люди, выросшие протестантами и знающие Священное Писание, хорошо реагируют на знакомство с исторической христианской традицией. Никаких негативных предубеждений против Православия у них нет. Меня вдохновляет и радует то, что есть континент, где, несмотря на внутренние проблемы, есть очень многообещающие перспективы для миссионерской работы. Количество американцев, не имеющих никакого отношения к России, но посещающих православные храмы, и количество американцев, которых я видел [в церкви] в Нью-Джерси, подтверждают мой оптимистичный взгляд на православие в США
Мне очень нравятся приходы, которые я посещаю в США о. Мы с Серафимом Ганем дружим, и мне нравится Свято-Серафимовский приход в Си-Клиффе, где я несколько раз служил, когда еще был священником. Мне тоже нравится о. Свято-Богоявленская церковь Виктора Болдевскула в Бостоне. Это живые и действующие христианские приходы, а также образовательные центры.
Еще мне нравятся приходы Православной Церкви в Америке; мой друг служит в одном из них, в Орландо. Мне нравятся просветительские издательские проекты Свято-Владимирской семинарии. Каждый раз, когда я приезжаю в США, я стараюсь остановиться там, чтобы купить книги.
– Ваше Преосвященство, познакомьте нас с вашей епархией. Какая там жизнь?
– У нас много святынь и реликвий, много древних памятников, много святых. В то же время наша епархия является одной из деревень и относительно небогата в финансовом отношении. У нас около 170 священников обслуживают стотысячное население, но это действительно священники-аскеты, которые большей частью «служат Иисусу, а не чреву своему» (ср. Римлянам 16:18). Это мужчины, которые меня вдохновляют, на которых я равняюсь. Они делают замечательную работу и многому учат меня в плане веры и нравственности. И самая главная характеристика нашей епархии – это замечательные, замечательные священники. Может быть, кому-то они покажутся совсем простыми, может быть, некоторые из них необразованны, но это люди без задней мысли, очень искренние, в которых нет лукавства.
Наши монастыри сильно отличаются друг от друга. В наших монастырях трудятся в основном вдовы; молодых монахинь не так много. Наши мужские монастыри менее многолюдны. Впрочем, это меня даже радует, потому что для того, чтобы попасть в монастырь, нужно принять особую форму. Пусть молодые люди живут, чувствуют себя; ведь наряду с монашеской жизнью начинаются серьезные искушения, реальность и силу которых тот, кто не является монахом, не может ни понять, ни даже поверить. К этому нужно быть готовым, потому что, если хоть немного уступишь в своих молитвах, можно в нравственном смысле быть полностью разорванным.
Наш монастырь является паломническим и туристическим центром, и у монахов и монахинь есть возможность и желание трудиться на этом поприще.
Наши монастыри также являются центрами социальной работы, и все значимое, что происходит в епархии, происходит в монастырях. Для меня очень важна работа Свято-Феодоро-Стратилатского женского монастыря: они работают над созданием Центра Святителя Луки Крымского. Девять лет святитель провел в Переславле-Залесском, где был главврачом местной больницы.
Когда меня назначили в Переславль, эти здания были заброшены. Мы их забрали и сейчас готовимся к ремонту. Планируем открыть центр паллиативной помощи на 10-15 коек на базе филиала Московской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева.
В Свято-Троицком районе. Данилов монастырь, благодаря настоятелю, оказывается материальная помощь большому количеству людей. Мы стараемся делать упор на социальную и гуманитарную помощь, так как это сельская местность, так как люди у нас небогатые, а некоторые даже на грани бедности. У нас нет изобилия, но у нас есть чем поделиться, и мы стараемся не пренебрегать нуждающимися.
– За время службы в епархии Вы совершили 32 диаконские и иерейские хиротонии. Какие качества вы ищете, когда посвящаете кого-то?
— Самое главное, чтобы мужчина был добрым. Я не посвящаю подлых людей. Сейчас в мире столько негатива, столько зла и агрессии, и когда человек приходит в Церковь, его должны встречать добрые люди. Может быть, не идеальный, но добрый. Я думаю, что наш мир очень нуждается в доброте. Строгости много, а доброты, человеческого тепла и понимания часто не хватает. Я стараюсь, чтобы наши священники были такими людьми, от которых не хочется убегать, но к которым хочется подойти и поговорить.
– Ваше Преосвященство, каким вы видите будущее своей епархии?
– Я хотел бы, чтобы священнослужители и я лично продолжали с хорошим настроением их образование и обучение, написание академических работ; чтобы у нас не было нищих священников, особенно многодетных; чтобы у нас была налаженная система реставрации и реконструкции церквей и памятников архитектуры. Для нас это предметы первой необходимости.
– Да поможет вам Бог, Ваше Преосвященство, вашему духовенству и верующим на родине святого Александра Невского!
Интервью Татьяны Веселкиной
Фото автора и личный архив епископа Феоктиста
Нью-Йорк: В Неделю Всех святых Российских архиепископ Гавриил совершил литургию в Синодальном соборе
00001Нью-Йорк: В Неделю Всех Святых митрополит Николай совершил литургию в Синодальном соборе
00002Ипсвич, Массачусетс: Митрополит Николай возглавил престольный праздник Св.