Монастырь новый иерусалим истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

отзыв о поездке в монастырь 2017

Осенью 2017 в рамках экскурсии мне довелось снова побывать в Новоиерусалимском монастыре на Истре, или в как его еще называют «Новый Иерусалим». Длительная реставрация практически завершилась и монастырь предстал перед паломниками и экскурсантами во всем своем великолепии, сверкающий золотом, удивляющий своими изразцами. Нам очень повезло с гидом, который за час успел емко и интересно рассказать о монастыре и показать все самое интересное.

Новый Иерусалим, фото 2017

Некоторое время назад нам уже удалось посетить Новоиерусалимский монастырь – но тогда в монастыре проходили реставрационные работы, иконостасы зияли пустыми иконами, а на территории туда-сюда бегали рабочие.

Поездка в Ново-Иерусалимский монастырь. Часть 1

Музей Деревянного зодчества, Истра. Часть 2

Сегодня территория чистая, вымощенная плиткой, здания побелены, колокольня восстановлена. Но расскажу обо всем по порядку.

До монастыря мы доехали на экскурсионном автобусе из Москвы. По программе первым объектом для осмотра должен был стать скит Никона — но шел противный осенний дождик, поэтому прогуляться пешком к скиту не удалось – дорога была размыта. Но осенняя территория вокруг монастыря была прекрасна!

Осень в Ново-Иерусалимском монастыре

Раскрыв зонтики, спешим внутрь, в сердце монастыря, в Воскресенский собор.

С погодой нам не очень повезло — лил проливной дождик.

Надвратная церковь.

Надвратная церковь Ново-Иерусалимского монастыря

Сквоь тяжелые ворота спещим во внутренний двор, и…

Новоиерусалимский монастырь, 2017

… замираем от восхищения!

Воскресенский храм, Новая Истра

Первым делом идет в предел, где сохранилась настоящая лепнина и образцы, того самого Собора, построенного в 17м веке. Удительно, но это один из немногих храмов, где разрешено фотографировать. Туда-сюда снуют экскурсионные группы.

Новый Иерусалим, 2017

Внутри храма — потрясающая лепнина в стиле барокко.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Новый Иерусалим, фото 2017

Новоиерусалимский монастырь

По длинной лестнице спускаемся в подземную церковь Константина и Елены.

Подземная церковь Константина и Елены

Иконостас подземной церкви Елены и Константина

Подземная церковь

Здесь все расположено как в Иерусалимском храме Гроба Господня — есть свой камень Миропомазания.

Камень миропомазания. Новоиерусалимский монастырь

Далее мы перемещаемся к центральному алтарю.

Иконостас Воскресенского собора

Пожалуй, это один из самых красивых иконостасов, которые мне довелось видеть!

Центральный иконостас Воскресенского собора в Истре

 

А какой потолок..

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Далее мы направляемся к Кувуклии, месту, которое символизируют пещеру, где находилось тело Христа, после распятия.

Новоиерусалимский монастырь. Кувклия

Над кувуклией высится неземной красоты Ротонда, восстановленная по проекту архитектора Растрелли. Голова здесь просто кружится!

Ротонда над Кувуклией

В украшении ротонды безумное количество деталей!

Воскресенский храм. Новый Иерусалим

А вот и сама Кувуклия.

Кувуклия. Воскресенский храм

По небольшой лестнице наверх, поднимаемся на «Голгофу».

Здесь хочется просто помолчать.

Голгофа. Новый Иерусалим

Голгофа. Новоиерусалимский монастырь

Здесь мы опять видим изразцы.

Голгофа. Новый Иерусалим

Новый Иерусалим. Голгофа

У нас появляется немного свободного времени, и мы спешим осмотреть монастырь снаружи.

Новоиерусалимский монастырь. Главный храм, изразцы

Воскресенский собор красив со всех сторон!

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Та самая Ротонда.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, 2017

На территории монастыря есть еще несколько церквей, но ни одного деревца.

Новоиерусалимский монастырь

На территории Ново-Иерусалимского монастыря

Не пропустите на территории смотровую площадку — она расположена на Надвратной церкви, вход свободный.

Вид со смотровой площадки Новоиерусалимского монастыря

 

Древние стены Новоиерусалимского монастыря

Со смотровой площадки

В хорошую погоду очень приятно пройтись вокруг монастыря, полюбоваться старинными стенами, посмотреть музей деревянного зодчества. Но так как был дождь, то наша группа поспешила к автобусу.

Стены Ново-Иерусалимского монастыря, фото 2017

Новоиерусалимский монастырь, Истра. Карта, фото, как добраться – путеводитель по городу на MsMap.ru

Начинаем пешую прогулку по Новому Иерусалиму. Первая остановка будет у памятника А. П. Чехову писатель жил сначала поблизости в городе Истра, а затем несколько недель перед отъездом за границу из которого Антон Павлович уже не вернётся в Новом Иерусалиме около Педагогического училища. Минуя яблоневый сад и несколько необычных городских памятников мы попадаем в место, где можно увидеть панораму монастыря, стоящего на Сионском холме, гору Фавор и Вифанию. Рассказ об уникальных раскопках на Сионском холме, где стоит монастырь и о происхождении названия города, связанного напрямую со Святейшим Патриархом Никоном от первого села Сафатова до современного названия города. Повествование проведет с 900 года до Рождества Христова до 30 годов XX века. Основные сооружения монастыря — ротонда гроба Господня, внутри которой находится Кувуклия — пещера, символизирующая место, где был похоронен Иисус, где он воскрес и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме, Воскресенский собор, где находится Голгофа, камень миропомазания, Судные и Красные врата монастыря, приделы Новоиерусалимского монастыря: в Успенском приделе находятся мощи св. мученицы Татианы и святыня крест — мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка; в Архангельском приделе — список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и захоронение летописца Иоанна Шушерина ученика Патриарха Никона и келья самого святителя Никона.

Одной из достопримечательностей города является также гора Фавор, где было Преображение Господне и откуда можно увидеть то место, где Патриарх Никон остановился и увидел красивейшую местность чтобы затем построить монастырь. С горы открывается один из красивейших видов на монастырь, где видна Кедронская долина, Вифания, Галилея, река Истра (Иордан), Сионский холм, на котором стоит монастырь, с видом на поле, где произошло знаменитое сражение Правительственных войск Петра I и стрельцов в 1698 году. Рассказ о сражении, подземных ходах монастыря, крепостной стене и ее особенностях, о 7 сторожевых башнях монастыря и 2 надвратных, о четырех святых источниках, о ските Патриарха Никона (Богоявленской пустыни), о реке Иордан (Истра) с ее купелью и о чудесных исцелениях, а также о парке Гефсиманский сад, Кедронском потоке и о том, что там можно увидеть — тема для отдельной беседы. Очередная достопримечательность города гора Елеон. На горе Елеон, у поклонного креста, рядом с усадьбой фабрикантов Цуриковых, царь Алексей Михайлович в 1657 году дал название монастырю «Новый Иерусалим».
В монастыре хранится повествование знакомящее нас с жизнеописанием святейшего Патриарха Никона от первых шагов по монашескому пути до Патриаршества и его гробнице в Предтеченском приделе, возле которой происходят чудесные исцеления, а также рассказ об обстоятельствах и о месте обретения Животворящего Креста в Иерусалиме, на котором был распят Иисус, где в последствии в IV веке была построена подземная церковь Константина и Елены, описание необычных обстоятельств строительства подземной церкви Новоиерусалимского монастыря с уникальным медным иконостасом, где находится кладезь «Живоносный источник». Вдоль крепостной стены мы с вами пройдём к скиту, за которым можно будет увидеть реку Истру (Иордан), купель, а затем мимо Силоамского источника через Елизаветинские западные ворота зайдём на монастырскую территорию, где побываем в приделах (церквях) монастыря, а если позволят финансовые и иные возможности, то послушаем одну из экскурсий по монастырю. История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона.
Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст.
ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря. В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

 

Не забудьте взять пустую бутылочку, чтобы набрать водички из святого «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца под названием «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Экскурсии: Новоиерусалимский монастырь и не только

Комментарии к месту

Расположение на карте

Рассказать друзьям

Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский Новый Иерусалим). Истра, Фотография, картинки и низкий бюджет изображения. Рис. ESY-036166027

Купите это изображение по цене от

10 долларов США

Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Лицензия без лицензионных платежей

Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям

С 1 МБ А8 648 х 540 пикселей 22,9 х 19 см 72 $10. 00
М 6 МБ А6 1587 х 1322 пикселей 13,4 х 11,2 см 300 20 долларов США

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ESY-036166027 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до М 6 МБ А6 (1587 х 1322 пикселей — 5,3 «х 4,4» — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

×

Comp Image

Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (оценочный период) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Новый Иерусалим. Истра.: малян — LiveJournal

Новый Иерусалим. Истра.: малян — LiveJournal ?
Бабье лето в конце сентября год назад подарило нам возможность совершить воскресную поездку в Новый Иерусалим, монастырь недалеко от Истры под Москвой. Это был великолепный день, хотя в конце нашего тура мы застряли на парковке. Но последнее здесь типично.
Новый Иерусалим также известен как Воскресенский монастырь. Город Истра до 1930 года также назывался Воскресенск. Видимо, великолепный монастырь является самым большим местным достоянием.

В отличие от других московских монастырей, этот не имел военного назначения. В плане он был довольно точно смоделирован по образцу храма Гроба Господня в (старом) Иерусалиме Никоном, патриархом, чьи реформы изгнали старообрядцев из Православной церкви. Первоначальный замысел монастыря был частью обдуманного намерения Никона сделать Россию третьим Римом и центром мировой христианской веры, что привело к религиозным реформам, последовавшему расколу и образованию группы, известной как «старообрядцы». Царь Алексей (отец Петра Великого) позже использовал этот раскол как предлог для изгнания Патриарха, который становился слишком могущественным.

Патриарх Никон выбрал возвышенное место у реки Истры под Москвой, которое он счел похожим на то, где находится Храм Гроба Господня в Палестине. Для сбора чертежей и планов храма Гроба Господня в Святую Землю был направлен схоласт иеромонах Арсений Суханов. Вместе с чертежами он привез модель из кипариса, подаренную Патриархом Иерусалимским Паисием. Строительство монастыря началось в 1656 году.

За воротами возвышается невероятный Воскресенский собор из группы небольших часовен. Как и его прототип, это действительно несколько церквей под одной крышей, в том числе отдельно стоящая Успенская церковь (Успенский храм) в северной части собора. Сюда приходят паломники, чтобы приложиться к мощам святой мученицы Татьяны, покровительницы монастыря. У необычной подземной церкви Святых Константина и Елены (Константино-Еленинская церковь) над землей выглядывает только колокольня. Патриарх Никон был погребен в соборе под церковью Иоанна Предтечи (Церковь Иоанна Предтечи).

На дальней южной стороне собора есть вход в Часовню Гроба Господня. Главный собор до сих пор полностью не восстановлен, но можно увидеть фрагменты богатого внутреннего убранства. Около трех десятых сакрального пространства интерьера занимают примыкания к окружающим церквям и приделам на самой разной высоте от погреба до купола. Последняя была заменена на шатровую крышу при строительстве здания. Нелюбовь Никона к этой крыше не выдержала.

Новый Иерусалим был апогеем византийского движения в русской культуре XVII века. Поэтому главный храм имеет в основе крестово-купольный поздневизантийский план. Базовый замысел Иерусалимского Воскресения поражает своей двуполярностью. Алтарь, расположенный по традиции в восточной части церкви и представляющий небо, находится в напряжении с Гробом Господним в западной части, представляющим ад.

Внешне эти очаги оси восток-запад увенчаны куполами.

В часовне к югу от этой оси мы находим Голгофу, место Распятия.

Соседняя колокольня внешне отмечает Голгофу. Но он был разрушен немецкой армией при отступлении из Москвы во время Второй мировой войны. Своды собора рухнули и среди других ценностей похоронили его знаменитый иконостас.

Внутри Святая гробница покрыта большой ракой, увенчанной балдахином, символизирующим Распятие и погребение на Голгофе. Ротонда окружает Гроб Господень. И его самая яркая особенность — огромная коническая крыша с 50 ярусами окон, пропускающих свет.

Сложная конструкция как снаружи, так и внутри производит впечатление монументального величия. Эффект усиливается широким использованием блестящих разноцветных керамических изразцов, выполненных мастерами из восточной Белоруссии (Петр Заборский, Степан Полубес и др.).

Большой купол башни собора в Новом Иерусалиме — единственный достоверный след известного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в Москве. Он работал там в XVIII веке, когда многие старые постройки часто сохранялись с надстроенными новыми барочными экстерьерами, а иногда и новыми барочными интерьерами, как в случае с Новоиерусалимским собором.

В 1658 году царь и патриарх поссорились, и возмущенный патриарх оставил патриархат и удалился в Новый Иерусалим, где прожил восемь лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *