Монастырь в котором св: История Чудова монастыря и собора Чуда св. Архистратига Михаила

История Чудова монастыря и собора Чуда св. Архистратига Михаила

Алексеевский Архангело-Михайловский мужской монастырь или Чудов монастырь — один из самых древних московских монастырей и самый известный из церковных памятников, находился на территории Московского Кремля на так называемой Царской (или Ивановской) площади.

В старину этот грандиозный монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

Чудов монастырь был основан 28 ноября 1365 года святителем Алексием, митрополитом Московским, наставником князя Дмитрия Донского.

По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды (так называемый «Ханский двор») в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле, на месте которого Алексий и основал монастырь.

Монастырь был освящен во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех. По преданию, во Фригии отцу немой девицы явился во сне Архистратиг Михаил и указал источник, водой из которого исцелится его дочь. Благодарный отец воздвиг храм в честь этого чуда.

Каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года на территории монастыря — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).

В 1431 году на месте обветшавшего старого храма соорудили новый собор. В 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами — Благовещенским и св. Алексия.

Во время великого строительства в Кремле соборный храм Чудова монастыря был заново перестроен итальянскими мастерами. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся. Во второй половине XVIII века известный архитектор Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками.

Всего в Чудовом монастыре было четыре храма: собор Чуда Михаила Архангела, построенный на месте разобранного древнего храма; Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, которая несколько раз горела и перестраивалась; храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году и четвертая, небольшая, монастырская церковь, посвященная Св. апостолу Андрею Первозванному.

В Алексеевской церкви на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Петр I, в 1818 году — император Александр II.

Чудов монастырь на Кремлёвской площади был кафедральным митрополичьим монастырём, центром духовного просвещения. С XVI века Чудов монастырь стал одним из центров книжной культуры Московского государства: здесь с 1518 года работал над переводами и исправлением богослужебных книг Максим Грек, монахами Чудова монастыря были просветители Епифаний Славинецкий и Карион Истомин.

В 1744-1833 годах здесь находилась Московская духовная консистория. При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В Чудов монастырь отправляли детей знатных бояр учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I. Библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг (таких как Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием) являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

На протяжении многих лет монастырь играл видную роль в русской истории.

В 1382 году он был разорен войсками Тохтамыша.

В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года, в период Смутного времени, в келье Чудова монастыря поляками был уморен голодом патриарх Гермоген.

В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый патриарх Московский Никон.

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. В 1812 году, во время Отечественной войны, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь, в котором находился штаб Наполеона, сильно пострадал. Были осквернены и выброшены из раки мощи свт. Алексия, а в алтаре Собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены в выгребные ямы. В 1814 году монастырь был восстановлен. В обновленном соборном храме появился бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей.

Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон, известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий.

В Чудовом монастыре был погребен его основатель — св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.

В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

В ноябре 1917 года, во время Октябрьской революции, монастырь был обстрелян снарядами.

После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года кремлевский Чудов и Вознесенский монастыри оказались изолированными на территории с жестким режимом охраны правительственных учреждений РСФСР. Инокини и иноки этих обителей, охранявшие святыни древних соборов и церквей Кремля, были выселены. В кафедральном Чудовом монастыре с начала 1919 года разместился кооператив «Коммунист», были устроены также детские ясли и жилые помещения для совслужащих.

Позже из монастыря были изъяты ценности, а сам монастырь передан под кремлевский Лечсанупр, где лечились советские руководители.

В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора, администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку св. Алексия.

Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни.

В октябре 1930 года был взорван и полностью разрушен Чудов монастырь. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932-1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1950-х годов здание было передано Верховному Совету СССР, а в 1958 году часть его была перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.

В 2009 году в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре.

Памятный знак прикреплен к стене 14-го административного корпуса Кремля. Инициаторы установки мемориальной доски — Общественное движение «Россия православная».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

описание, адрес, время и режим работы 2022

Монастырь Ставровуни — знаменитый монастырь Кипра, который основала царица Елена, мать св. Константина.

Расположение

Кипр, район Ларнака

Время работы

В утренние часы с 07:00 до 12:00 (с 07:00 до 11:00 с сентября по март). В послеобеденные часы с 15:00 до 18:00 (с 14:00 до 17:00 с сентября по март).

Монастырь Ставровуни. Фото @shefly

Монастырь Ставровуни — знаменитый монастырь Кипра, который основала царица Елена, мать св. Константина, возвращаясь из Иерусалима, где она обрела Животворящий Крест. Находится в 43 км от Ларнаки на вершине горы Олимп. Олимп – самая высокая гора Греции и одновременно место, где жили древнегреческие боги. Монастырь Ставровуни — наиболее почитаемая святая обитель Кипра. Монастырь является мужским, он принадлежит Китийской митрополии Кипрской православной церкви. Название монастыря переводится с греческого как «Гора креста» или «Крест на горе».

Ставровуни был основан в 327 году императрицей Еленой — матерью римского императора Константина I, который утвердил христианство официальной религией. Императрица вошла в мировую историю как распространительница христианства. Именно она стала инициатором раскопок в Иерусалиме, в ходе которых, по некоторым свидетельствам, были найдены Гроб Господень, Животворящий крест и другие святыни. Но первое упоминание монастыря, фактическое, а не мифическое, датировано 1106 годом. И по сей день монастырь Ставровуни является действующим.

Монастырь Ставровуни. Фото @nadya.davydova

Самая древняя часть монастыря – фундамент. Остальные части здания возведены в XVIII в. В главном монастырском корпусе находится небольшая церковь Св. Елены и Константина. В монастыре Ставровуни есть уникальная библиотека, в которой хранится несколько тысяч книг и рукописей. К библиотеке примыкают два храма: с севера – часовня Св. Николая, с юга – церковь Св. Спиридона Тримифунтского. В главном храме есть узкий длинный коридор, который ведет на веранду в задней части церкви. С нее открывается потрясающий вид на Ларнаку. Частица Животворящего Креста находится внутри кипарисового креста в серебряном окладе, который стоит на невысокой деревянной Голгофе в главном монастырском храме Воздвижения Честного Животворящего Креста, в южной части правого яруса иконостаса.

Монастырь Ставровуни. Фото @das_spoon

Несмотря на то, что основала монастырь женщина, в настоящее время посетить его могут только мужчины, так как монастырь является действующим. Внешний вид должен отличаться от пляжно-прогулочного — к посещению не допускаются мужчины в шортах и майках. В окрестностях монастыря женщины могут посетить только Церковь всех кипрских святых, которая находится на площади перед монастырскими воротами. К интересным для русских путешественников достопримечательностям относится памятный камень, на котором рассказывается о пребывании на Кипре первого русского паломника Даниила. Именно он положил начало духовным связям между Киевской Русью и Кипрской православной церковью. В честь 900-летия этой связи в 2006 году в храме была зажжена памятная лампада.

Монастырь Святой Екатерины | Местоположение, история и факты

Монастырь Святой Екатерины , греческий православный монастырь, расположенный на горе Синай на высоте более 5000 футов (1500 метров) над уровнем моря в узкой долине к северу от горы Муса на Синайском полуострове. Монастырский фонд, который часто неправильно называют Синайской независимой греческой православной церковью, является самой маленькой из автономных церквей, которые вместе составляют Восточную православную церковь. Настоятель монастыря, который также является архиепископом Синайским, Паранским и Раифийским, избирается братией и рукополагается греческим православным патриархом Иерусалима. Одним из первых его настоятелей был св. Иоанн Лествичник. Монастырь сначала находился в ведении иерусалимского патриарха; ее независимость была признана Константинополем в 1575 году. Число монахов ограничено 36; это число включает тех, кто живет в пристройках (

metochia ) в других местах, которые сегодня в основном находятся в Каире и Суэце в Египте. Прихожане Синайской церкви — это арабы-христиане, нанятые монастырем, и рыбаки на побережье Красного моря в аль-Туре (Тор, ранее Райту). Арабы-мусульмане-бедуины, живущие рядом с монастырем, всегда выступали в качестве его охранников и, в свою очередь, поддерживали его.

Основанный в 527 г. византийским императором Юстинианом I, монастырь был построен в 530 г. н.э., когда Юстиниан, после жалоб поселившихся там монахов-отшельников на набеги грабителей, укрепил традиционное место горящего куста, которое наблюдал Моисей. на нижних склонах горы Синай. В 7 веке монастырь служил убежищем для разрозненных христианских общин, которым угрожало распространение ислама. Пощаженные мусульманами, монахи, по традиции, умиротворили захватчиков, воздвигнув в стенах небольшую мечеть, где до сих пор поклоняются местные арабы-бедуины.

Монастырь был центром паломничества в средние века. Собор Святой Екатерины до сих пор сохраняет большую часть своего первоначального вида и имеет непрерывную историю с 6 века. Первоначальные стены из серого гранита (85 на 76 метров) все еще стоят, как и церковь, посвященная Деве Марии, построенная в то же время. В апсиде находится отреставрированная мозаика Преображения, также датируемая ранневизантийским периодом.

Викторина по Британике

Мировые религии и традиции

Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о вере во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.

Величайшими сокровищами монастыря являются его иконы, некоторые из которых были написаны до 8 века, и его рукописи. Они размещены в библиотеке, построенной в 1945 году, в основном на греческом и арабском языках. В 1949–1950 годах большинство рукописей было микрофильмировано Американским фондом изучения человека, действующим от имени Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, и при содействии Александрийского университета.

Коллекция рукописей включает Сирийский кодекс, сирийский текст Евангелий, написанный около 400 г. Почти полный Синайский кодекс, греческий манускрипт Библии, датируемый 4 веком и ранее принадлежавший собору Святой Екатерины, сейчас находится в Британском музее в Лондон. В 1975 рабочих случайно проникли сквозь стену и обнаружили за ней еще около 3000 рукописей, в том числе древние библейские тексты и другие документы, известные, но давно утерянные, а также различные произведения искусства. Среди находок были недостающие части Синайского кодекса, около 50 других неполных кодексов и 10 почти полных кодексов, а также другие греческие тексты, написанные унциальным шрифтом, которые проливают новый свет на историю греческого письма. Еще более многочисленные документы были найдены на различных семитских, афро-азиатских (ранее хамито-семитских) и индоевропейских языках, датируемых VI веком и ранее. В 2002 г. монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Исторический центр (Хора) с монастырем св. Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Считается, что именно здесь святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие и Апокалипсис около 9 г.5 н.э. Монастырь, посвященный «возлюбленному ученику», был основан здесь в 1088 году Осиосом Христодулосом Латриносом и с тех пор является местом паломничества и изучения греческого православия. Его основание было частью политики императора Алексея I Комнина по колонизации островов и созданию базы в Эгейском море. Колонизация Хоры Патмоса происходила постепенно вокруг укрепленного монастырского комплекса, который всегда имел абсолютное господство над островом как главный правитель и регулятор организации общественной жизни островитян.

Монастырь Святого Иоанна Богослова – уникальное творение, объединившее монашеские ценности в укрепленной ограде, которое развивалось в ответ на изменение политических и экономических обстоятельств на протяжении более 900 лет. Он имеет внешний вид многоугольного замка с башнями и зубцами. Здесь также находится замечательная коллекция рукописей, икон, литургических произведений искусства и предметов.

Самыми ранними элементами, относящимися к 11 веку, являются кафоликон (главная церковь) монастыря, часовня Богородицы и трапезная. Северную и западную стороны двора обрамляют белые стены монастырских келий, а южную сторону образует Цафара, двухэтажная аркада из 1698 построен из тесаного камня, а внешний нартекс Католикона образует восточную сторону.

На полпути по дороге, которая круто вьется из Скалы в Хору, находится Пещера Апокалипсиса (Spilaion Apokalypseos), где, согласно преданию, святой Иоанн продиктовал Книгу Откровения и свое Евангелие своему ученику Прохору. Это святое место привлекало множество небольших церквей, часовен и монашеских келий, создавая интересный архитектурный ансамбль.

Старое поселение Хора, связанное с ним, содержит много религиозных и светских зданий. Это один из наиболее хорошо сохранившихся и старейших храмов Эгейского моря. Начиная с 13 века, город был расширен за счет новых кварталов, в 15 веке для беженцев из Константинополя (Аллотейна) и в 17 веке с Крита (Кретика). Как это ни парадоксально, Патмос процветал как торговый центр под османской оккупацией, о чем свидетельствуют прекрасные купеческие дома конца 16-го и 17-го веков в Хоре. В городе есть несколько прекрасных небольших церквей. Датируемые в основном XVII и XVIII веками, они содержат важные настенные росписи, иконы и другую церковную утварь.

Элементы собственности уникальны по нескольким параметрам, как в ансамбле, так и по отдельности. Патмос является единственным примером православного монастыря, с самого начала объединившего поддерживающую общину Хору, построенную вокруг укреплений на вершине холма. Хотя укрепленные монастыри можно найти и в других частях православного мира, монастырь Святого Иоанна Богослова является единственным в Греции примером организованного поселения вокруг укрепленного монастырского комплекса.  

Критерий (iii): Город Хора на острове Патмос является одним из немногих поселений в Греции, которые непрерывно развивались с 12 века.

В мире мало других мест, где религиозные обряды, восходящие к раннехристианским временам, до сих пор практикуются в неизменном виде.

Критерий (iv): Монастырь Святого Иоанна Богослова (Святого Иоанна Богослова) и Пещера Апокалипсиса на острове Патмос вместе со связанным средневековым поселением Хора представляют собой исключительный пример традиционного греческого Центр православного паломничества, представляющий выдающийся архитектурный интерес.  

Критерий (vi): Монастырь Святого Иоанна Богослова и Пещера Апокалипсиса увековечивают место, где Святой Иоанн Богослов (Божественный), «Возлюбленный ученик», написал два самых священных христианских произведения, Его Евангелие и Апокалипсис.

Целостность

Границы объекта соответствуют выдающейся универсальной ценности объекта. Монастырский комплекс Святого Иоанна Богослова, пещера Апокалипсиса и само поселение Хора сохраняют свою основную морфологию до наших дней.

Первоначальные формы сохранены. Поселение, которое постепенно развивалось вокруг монастыря, до сих пор обитаемо и продолжает расширяться, но всегда в определенных границах и под строгим контролем и правилами соответствующих властей. Изменения, происходившие на протяжении веков и под влиянием исторических условий, позволяют посетителю даже сегодня увидеть отдельные этапы. Основные риски для собственности, вероятно, будут связаны с туризмом и чрезмерным развитием порта Скала в более широком окружении собственности; Патмос также находится в зоне землетрясения.

Подлинность

Активная монашеская община Патмоса, помимо защиты художественных и интеллектуальных ценностей монастыря, продолжает спасать старые традиции и ритуалы, такие как византийский ритуал Ниптир, который проводится каждую среду Страстной недели. и возрождает драматическое и символическое событие, знаменующее начало Страстей Христовых. Более того, деятельность Патмиадской школы с 1713 года, одной из самых выдающихся греческих школ, способствует сохранению аутентичности.

Материальная ткань и конструктивные особенности важных элементов и их организационные модели были хорошо сохранены и обеспечивают достоверное и достоверное выражение стилистических и типологических моделей объекта. Аутентичность поселения обеспечивается также сохранением его морфологических особенностей и техники застройки с использованием сходных или даже, насколько это возможно, таких же традиционных приемов и материалов при возведении новых построек.  

Требования к охране и управлению

Имущество охраняется положениями Закона об археологии 3028/2002 «Об охране древностей и культурного наследия в целом» и отдельными министерскими постановлениями, опубликованными в Официальном правительственном вестнике. . Охрана и управление осуществляется Министерством культуры, образования и по делам религий через ответственную региональную службу (Эфорат древностей Додеканеса).

Аутентичный характер поселения в Хоре Патмоса сохранился благодаря защитным законодательным актам (министерские решения, опубликованные в Официальном правительственном вестнике), введенным в действие в этом районе уже с 1948 года, когда остров Патмос был присоединен к греческому государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *