Монастырь в шамордино: Заказать требы – Шамордино — официальный сайт

Шамординский монастырь — Песни странствующего подмастерья — ЖЖ

Гораздо больше Оптиной пустыни понравился мне Шамординский монастырь в 15 километрах в сторону Москвы от Козельска.
В этих местах ощущаешь уже смену климата, и домики вдоль дороги уже с южным акцентом и обилие тыкв, намекающее на более мягкий и теплый воздух. И невозможно не остановиться, чтобы тыквы не поснимать.

Обитель основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.Официальное название — Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя Пустынь. Горняя -так-как расположена на приокских холмах, на высоком месте.
Виды с горы от дороги очень хороши. Рядом протекает река с поэтичным названием Серена.


В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Булат Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М. Н.Толстой перевезен в Козельск.
С 1991 года монастырь возобновил свою работу. Фотографировать на территории нельзя, потому все снималось из-под полы.
Первой настоятельницей монастыря стала Софья Болотова родом из древнего дворянского рода, со стороны отца семья была связана с наукой, а глубоко верующая мать повлияла на жизненный выбор детей : из шестерых четверо стали монахами. Софья дважды осталась вдовой, ее семейная жизнь так и задалась, после чего она решилась стать настоятельницей нового монастыря при содействии старца Амвросия Оптинского. Обитель за время ее жизни выросла до 250 человек. В 1987 году она была причислена к  местночтимым святым Тульской епархии, как София Шамординская.
К 1918 году в монастыре было уже 800 насельниц.
В 1923 году монастырь был закрыт и снова открыт в 1990 году.

Относительно молодой монастырь не может похвастаться богатой историей, как многие русские монастыри, державшие оборону от врагов и имеющие в своих стенах святыни и древние памятники архитектуры. Однако с архитектурной точки зрения монастырь как раз очень интересен, потому что он представляет собой редкий случай единого ансамбля в одном стиле и из одного материала — кирпича.
Кирпичный стиль, популярный на рубеже веков, про который я как-то писала здесь : http://vita-colorata.livejournal.com/1007652.html и здесь :http://vita-colorata.livejournal.com/1008347.html
В монастыре он представлен обильно и разнообразно.
24 октября 1902 года епископом Калужским был освящён начатый строительством в 1889 году Казанский собор монастыря, сооружённый на средства Сергея Васильевича Перлова. Автор проекта собора — архитектор С.В. Шервуд (сын В.И. Шервуда, автора здания Государственного Исторического музея). Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Р.И. Клейна.

Территория монастыря огорожена не только оградой, но и плотным рядом деревьев, так, что издали видны только главы Казанского собора. территория очень ухожена и, что приятно, без ужасных лебедей из шин и гипсовых ангелов.

Казанский пятнадцатиглавый собор поражает своей мощью, внутри огромное пространство. он остался не расписанным.

Обилие деталей в русском стиле, не дробит объем собора.

Вход в трапезную продуманно сделан через галерею.

Чаеторговец Перлов, на чьи средства был построен собор, имел на территории собственный дом по проекту Клейна.

Домик Перлова похож на сказочный теремок


Даже технические сооружения, как водонапорная башня выглядят как средневековые башни и вписаны в общий ансамбль.

Вдали от собора стоят жилые корпуса , больница, раньше был еще приют для девочек.
Это корпус богадельни и церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».Её строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Тот факт, что все архитекторы выдержали единый стиль , сделало монастырь приметным архитектурным ансамблем своего времени.


Шамордино. Монастырь.

В Шамордино один из самых красивых монастырей Калужской области. В отличие от Оптиной пустыни, он мене известен, зато тут пахнет стариной, природы больше, архитектура краше, а добираться также — автобусом до Козельска — не доезжая несколько километров до него, выйти на повороте к Шамордино и пройти пешком километр.

На полпути к монастырю — полевая кухня.

Шамординский монастырь. Официально Казанская Амвросиевская женская пустынь

Стоит остановится и сделать фото. Место интересное — монастырь стоит на обрыве у реки Серены, которая делает петлю в обширной пойме

Экскурсия. Обычно за день показывают Оптину пустынь, Козельск и Шамордино. 

Стены монастыря радуют бесплатной парковкой.

0Стенд на территории пугает запретом на фотосъемку в частности… Но на сайте монастыря все не так печально и вполне в рамках закона — там написано таки что можно.

Да и с юбками к женщинам никто не пристает. Атмосфера более дружелюбная, чем в Оптиной пустыни.

Главный храм очень красив, замораживает своим обнаженным кирпичным телом без привычных слоев штукатурки.

Такой кирпич не делают давно…

Мостик

Шамординский монастырь

За рощей видны жилые корпуса… До революции при монастыре также была и больница.

Разумеется, коммунисты монастырь разогнали. Википедия пишет, что «в 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана». Такая обобщенная цитата с сайта монастыря, если туда пройти, на сайт, то увидим другое: «Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.» То ест истина где-то посередине —  массовых расстрелов не было, но и от коммунистов пострадали изрядно, как и все в то время.

Водонапорная башня. Через полчаса мы открыли тайну и нашли место, откуда там она появлялась.

Столовка

На закате все вдвойне краше

Шамординский монастырь

Православный кот

Кот давно понял бренность мирского и никуда не убегал. Вот так религия порабощает всякую волю.

Только в женском монастыре кота могут назвать Кисой. Чтоб не палиться — мужик все таки. Возможно что и кастрированный. Но скорее нет — его просто изгоняют в добрые руки, чтоб не соблазнял сестер весенними песнями. А есть кого!

Русь

Сказка

Ангел

Океюшки…

Закат.

Смотровая площадка и лестница к источникам

Источник чистой силы

И нечистой

Ухрябы

Река Серена

Серена — одна из самых красивых рек Калужской области.

Ледопад из воды еще одного источника

Наноцерковь очень понравилась всем. Напомнило Николо-Ленивец

Ой, кажется это заброшенная ракетная шахта. Их тут полно по козельским лесам.

Все таки водокачка. Или командный пункт под видом водокачки.

Золотой петушок

Монахини в основном пожилые, но и молодые тоже есть. Супруга в столовой побеседовала с 22-летней девушкой, решившей принести себя в жертву богу. 

Монахини

Схема Шамординского монастыря

Шамордино, Козельский район, Калужская область.

Смотрите также: Куда пойти молиться. Храмы и монастыри Калужской области.

 

 

http://www.38i.ru

Памяти схиархимандрита Макария (1932-2001)

26 мая в одной из московских больниц после продолжительной болезни отбыл в Господь.

Фр. Макарий происходил из известной религиозной семьи. Две его прабабушки были монашескими подвижниками. Одна из них, Софья, была духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского и была первой игуменией Калужского Шамординского монастыря, основанного преподобным Амвросием. Другая, инокиня Паула, работала с известным архимандритом Антонином Капустиным, директором Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Мать Паула, одна из первых насельниц, а затем игумения Горненского монастыря, погребена на кладбище нашего Вознесенского монастыря на Елеонской горе.

Схиархимандрит Макарий прожил жизнь духовника, претерпев множество трудностей. Он был одним из монахов, выступивших в 1960-е годы против закрытия Почаевской Лавры, за что был подвергнут пыткам со стороны безбожников. Целый день и ночь его держали по шею в ледяной воде, ломали кости и даже готовились расстрелять. Пуля срикошетила, попав в руку палача и деформировав палец. о. Макарий любил вспоминать: «Первая боль была сильнейшей. Своей милостью Господь утешил меня. И ведь что за минуты страданий, когда взамен Господь может подарить мне вечность!» Однако обиды и испытания, которые ему пришлось пережить, навсегда сказались на его здоровье.

Фр. Макарий знал многих борцов за благочестие: преподобных Кукшу, Лаврентия и схимонахиню Макарию, схимонахиню Серафиму (Мичуринскую), схиархимандрита Прохора (Киево-Печерской Лавры), старцев Серафима (Тяпочкина) и Тавриона ( Баторский) и многие другие. Вся его жизнь была связана со старцами Глинской пустыни, где он нес послушание.

Фр. Макарий участвовал в восстановлении Оптиной пустыни и обретении святых мощей ее старцев. В его семье сохранились многие личные вещи старца Амвроссия и других подвижников Оптиной, вещи, которые он передал нововозрожденному монастырю. В селе Нижние Прыски близ Оптиной о. Макарий основал женский монастырь, который во всех отношениях был образцом монашеской жизни. Там около тридцати монахинь круглосуточно читают Псалтирь и ежедневно поминают около 30 000 человек. Несколько монахинь отбывали длительные сроки заключения в сталинских лагерях. Монахини выращивают овощи на территории монастыря.

При поддержке друзей и поклонников, о. Макарий поддерживал не только свою общину в Нижнем Прыске, но и сотни пожилых монахинь, разбросанных по всей России.

Наш приход имел честь оказать гостеприимство о. Макарий в трех разных случаях. Несколько лет назад мы предоставили ему возможность присоединиться к группе наших паломников на Святой Земле, а в 1994 году он присоединился к группе верующих из Вашингтона на прославлении святителя Иоанна Шанхайского в Сан-Франциско.

Схиархимандрит Макарий похоронен рядом со своей матерью схигуменьей Марией на сельском кладбище в Нижнем Прыске. 1 июля, после Божественной литургии, мы будем служить Панихиду на 40-й день по о. Упокоение Макария. После обеда мы покажем видео о нем в приходском зале. Матушка Мария Потапова примет участие в панихиде по 40-му дню, отслуженной в о. Макария и передаст монахиням его монастыря 5000 долларов, пожертвованных прихожанами нашего прихода и его почитателями в Сан-Франциско, Атланте и Нью-Йорке. Мы выражаем благодарность всем, кто внес свой вклад.

Да упокоит Господь душу верного раба Своего схиархимандрита Макария в месте упокоения праведников.

Избрание старца — схи-игуменья София Шамординская — Архив Православной Америки

    Схимонахиня Софья родилась в аристократической семье Болотых 16 июля 1845 года. В раннем детстве она проявляла как подвижный и деятельный ум, унаследованный от ученой матери, так и живой, великодушный характер отца. Когда финансовые затруднения вынудили Болотых продать свой московский дом, мать Софьи забрала всех детей и переехала в усадьбу брата в Тульской губернии, где дети воспитывались и воспитывались частным образом в имении.

     Одаренная от рождения большими природными способностями, Софья Михайловна легко училась и, казалось, не было ничего, в чем она не могла бы преуспеть. Однако, так как все давалось ей так легко, она не могла долго концентрироваться на одном предмете, а постоянно переключалась с одного интереса на другой, как бы ища какую-то деятельность, достаточно большую, чтобы распоряжаться всей ее энергией и потенциалом. Ее непостоянство и частые перемены сердца огорчали и беспокоили ее мать и тетю, ибо Софья как будто воплощала в себе самые несовместимые противоположности: материнское благочестие, серьезность и задумчивость смешивались с приветливостью и живостью отца. Впечатлительная и очень чувствительная, то неистово веселая, то задумчивая, пылкая и порывистая, добросердечная и решительная, она производила сильное впечатление на всех, кто ее знал, и многие были очарованы ею с первого взгляда. Она бросила ее. во множестве планов и интересов: она решит стать блестящей светской дамой, или гувернанткой и воспитателем, или деревенской домохозяйкой, или певицей, и, пока ей не придет в голову следующая фантазия, она будет броситься в ее предприятие с большой силой.

     Иногда эта бесцельная жизнь утомляла ее. Возобладало стремление ее души к чему-то более глубокому, к чему-то достаточно великому, чтобы посвятить себя, и она вдруг становилась тихой и задумчивой, проводя дни в постах и ​​молитвах, как будто она решила отречься от мира. Так получилось, что она уехала тайком на один год в город Богоявленский и весь Великий пост провела в духовной борьбе и молитве, живя около церкви с двумя старыми монахинями. Ее семья ничего не знала обо всем этом и была очень расстроена ее внезапным исчезновением. Их поиски ни к чему не привели, и была почти Пасха, когда они нашли ее и уговорили вернуться домой. Вернувшись домой, она какое-то время продолжала уединенную жизнь, прежде чем снова погрузилась в мирские занятия.

    Брак ее в 30 лет с А. Н. Янковым продлился недолго, так как здоровье его вскоре пошатнулось, и он умер через четырнадцать месяцев после их брака. Их дочь Надежда родилась через три дня после похорон.

    Живя в деревне, Софья Михайловна ухаживала за имением и заботливо ухаживала за дочерью, но одного этого было недостаточно, чтобы занять ее сердце, и она обратилась к благотворительности как к средству служения ближним. В этом, как и во всем, Софья не знала полумеры, и ее труды милосердия превратились в настоящий христианский подвиг. Живя у большой дороги, по которой много ездили, особенно в праздничные дни, Софья Михайловна часто находила пьяных мужиков, лежащих на дороге во всякую погоду, потерявших сознание на большой дороге. Вместе со своей служанкой Акулиной она собирала и приютила крестьян, пока они не протрезвели. Кроме Заботы о больных, Софья собирала вокруг себя безнадзорных детей заключенных и обедневших семей, приютив и заботясь о них со всей материнской любовью, часто имея на попечении сразу по двадцать сирот.

     После почти трехлетнего вдовства Софья Михайловна продала имение и снова переехала в дом дяди в Туле. Окружающие по-прежнему часто находили ее странной и непонятной; мало кто понимал ее сложную и богато одаренную душу. Тем не менее приближался тот день, когда через богоносного старца Оптиной пустыни о. Амвросия дремлющая сила и красота ее духа будут пробуждены и направлены на строительство одного из величайших монастырей Святой Руси.

    Но прежде ей оставался еще один шаг в подготовке к посвящению всей своей воли и сил Богу. Софья много слышала о старце Амвросии и решила зайти к нему в гости, но по пути в Оптину остановилась в Тихоновом монастыре. Чувствуя большое влечение к Тихонову, она пожелала поселиться там и решила испросить на это благословение у старца Амвросия. Можно только представить ее удивление, когда она услышала, что старец наотрез отказался благословить этот переезд, а вместо этого сказал ей, что она должна выйти замуж за совершенно незнакомого человека, на которого он ей укажет.

    Душа Софьи Михайловны претерпела глубокую перемену при прикосновении благодати Божией, зримо просиявшей в старце Амвросии. Впервые в жизни она покорила свою порывистую, упрямую натуру всецело воле Божией. Это испытание ее веры, которое было бы непосильно для более слабой натуры, было вместо этого средством пробуждения глубокой способности к смирению и послушанию, дремлющей в ее сердце.

    Один из о. Самым преданным духовным сыном Амвросия был Н. И. Астафьев, вдовствующий помещик, живший под Оптиной. Он давно хотел вступить в монашество, но его удержал о. Амвросия, который всегда отвечал, что к нему из Тулы приедет невеста. По послушанию Николай Иванов всегда наводил в оптинском пансионе приезжих из Тулы, и вскоре они с Софьей обвенчались, по послушанию старца.

    Софья Михайловна оставалась твердой в своих планах, несмотря на недоверие ее семьи; брак продлился всего чуть более двух лет до смерти Астафьева, и все это время она бессознательно готовилась к предстоящей ей работе.

      Она провела много часов с о. Амвросия, который очень любил ее. Еще до смерти Астафьева старец очень пользовался помощью Софьи Михайловны в практических делах организации женской общины, которую он хотел основать близ Шамордино. Хотя ее муж беспокоился о том, что это сказалось на ее хрупком здоровье, он знал, что Софья Михайловна сама поступит в этот монастырь, и поэтому попросил похоронить его на Шамординской земле.

      После смерти второго мужа Софья Михайловна приступила к работе, к которой была уготована Богом, и смирение и горячность ее души созрели вполне. 4 сентября 1884 г. она была пострижена старцем Амвросием тайно, в его келлии в Оптиной, назначена им игуменией нового монастыря, посвященного Казанской иконе Божией Матери, и отправилась на попечение своих сестер, поручение, которое она выполняла с любовью и страхом Божьим до самой смерти. Зная, что у Софьи Михайловны еще есть определенные обязанности и обязанности в миру, старец Амвросий предпочел постричь ее тайно, чтобы она могла как можно скорее приступить к своей работе, и сказал ей, что она может обнародовать ее после того, как освободится от мирской обязательства.

      Ее любовь и послушание Старцу были безграничны, и она бросилась в организацию и укрепление монастыря со всей силой, которой обладала ее природа. Простота и строгость ее собственной жизни, соединенные с любовным усердием ее заботы о сестрах, давали ей возможность подавать пример и увещевать с благодатью, ибо даже те, кого она порицала, знали глубину ее сострадания, ее проницательности. и ее материнская любовь. Она постоянно перемещалась среди своих сестер, никогда не отделяясь и не возвышаясь над ними, но борясь с ними и жертвуя собой за них, и сестры ее слушались ее с любовью и искренностью. Она без остатка тратила на них себя, и они, как и все, кто ее знал, были пленены ею. Кто-то, кто хорошо ее знал и знал ее отношение к сестрам и их отношение к ней, однажды сказал о ней старцу Амвросию: «Батюшка, такой матушки еще не было». «Никогда не было и не будет», — ответил Старейшина.

     Ее здоровье, подорванное неустанными трудами, начало ухудшаться вскоре после ее назначения настоятельницей. В 1885 году, во время пребывания старца в Шамордино, у матушки Софьи случился нервный приступ, первый из череды все более тяжелых телесных недугов, которыми ее душа еще больше очищалась и утончалась вплоть до ее смерти в 1888 году.

     Хотя она была пострижена в схиму в 1886 году архимандритом Исааком Оптинским, она все же усердно и деятельно трудилась для основания своей паствы и, восстановив часть своих сил после второго кризиса в 1887 году, бросила ее вкладывала силы в планировку и строительство прекрасного собора в Шамордино, работая тем усерднее, как будто чувствовала свою скоро приближающуюся смерть. Последние ее путешествия в Оптину и Киев были связаны на самом деле с устройством этого собора, и по возвращении из Киева в ноябре она тяжело заболела.

     Испытывая глубокое желание провести свои последние дни рядом с любимым старцем, Она решила отправиться в Оптину, а с сестрами простилась в Шаморайно. о. Амвросий совершил елеосвящение и причастил ее, и снова 30 декабря, после чего ее состояние оставалось стабильным в течение короткого времени, а затем резко ухудшилось. Старец постоянно поддерживал ее в последнем испытании, каждый день посылая к ней своего келейника. Она причащалась Святых Тайн ежедневно до своей смерти 21 января 1888 г., после последних кратких мук.

      Тело отвезли обратно в Шамордино для похорон. Всякий раз, приезжая в монастырь, о. Амвросий всегда посещал ее могилу, благословляя ее и говоря со слезами: «О, какая она была Мать!»

    Одной из ее близких подруг он сказал, что матушка Софья его «правая рука», и добавил, заливаясь слезами: «Мне жаль сестер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *