Православные монастыри на северо-западе России
На северо-западе России, относительно недалеко от Санкт-Петербурга, в Ленинградской области, Карелии, Псковской и Новгородской областях имеется много монастырей, которые часто посещают паломники. Какие из них я посоветовал бы посетить верующим людям? Все, любой из них, выбирайте, куда вы сможете добраться и отправляйтесь в поездку, если вы можете себе это позволить.
Валаамский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь мужской монастырь расположен на островах Валаамского архипелага, в северной части Ладожского озера на территории Республике Карелия. Точное время основания монастыря не известно, предположительно это 10 — 11 век.
Посетить монастырь стремятся многие христиане, совершающие паломнические поездки по монастырям северо-запада. Около 100 тысяч человек посещают этот монастырь в летние месяцы (паломники и туристы). (Есть предложение ограничить количество туристов, чтобы сохранить природу островов. )
Как добраться.
Во время летней навигации теплоходы и «метеоры» отправляются на Валаам из Приозерска (Ленинградская область). Добраться в Приозерск из Петербурга можно на электричке или на автобусе.
Во время летней навигации теплоходы и «метеоры» на Валаама отправляются в от причала в городе Сортавала (Карелия). Добраться до города Сортавала можно с Финляндского вокзала (Петербург) на скоростном поезде «Ласточка».
Посещение острова и монастыря включено в программу некоторых речных круизов, которые отправляются от Речного вокзала в Петербурге. Вы можете поискать предложения здесь.
На острове имеются гостиницы для паломников. Бронировать проживание нужно через паломническую службу монастыря.
Официальный сайт Валаамского монастыря — valaam.ru.
Посмотрите также: Моя поездка в круиз на Валаам.
Вид на центральную усадьбу монастыря от причала.
Вас может это заинтересовать — экскурсии к святым местам из Петербурга.
Александро-Свирский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь мужской монастырь находится в Ленинградской области, между городами Лодейное Поле и Олонец (Карелия). Монастырь был основан святым Александром Свирским в конце XV века.
Адрес: деревня Старая Слобода, Ленинградская область, Лодейнопольский район, Ленинградская область.
Стоит приехать в этот монастырь даже только для того, чтобы послушать, как моёт монастырский хор.
На фотографии: Александро-Свирский монастырь. (Ленинградская область.)
Добраться до деревни Старая Слобода и до монастыря можно на автобусе из города Лодейное поле или из Санкт-Петербурга.
Рядом с монастырём есть гостиница «Старая Слобода». База отдыха Свирская Слобода предоставляет для проживания коттеджи на берегу озера. Паломники могут также обращаться в Паломнический центр монастыря.
Официальный сайт Александро-Свирского монастыря — svirskoe.org.
В дни больших праздников (Рождество, Пасха, Троица) в ближайшей гостинице мест может не быть. Если вы путешествуете на автомобиле, то вы можете остановиться в Лодейном Поле или в Олонце.
Староладожский Никольский монастырь
Староладожский мужской Никольский монастырь находится в посёлке Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. Монастырь был основан Александром Невским и посвящён святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских.
В монастыре паломники могут поклониться почитаемым православными христианами святыням. Самые известные: ковчег с частицей мощей святого Николая Чудотворца, частицы мощей святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого апостола Варфоломея, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого Феодосия Черниговского, святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская». Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца был доставлен из итальянского города Бари в 2002 году.
Официальный сайт монастыря в Старой Ладоге — nikmonas.ru.
Староладожский Успенский монастырь
Староладожский Успенский монастырь это женский православный монастырь, один из старейших на северо-западе России. Монастырь был основан в середине XII века. Находится на берегу реки Волхов, в селе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области.
Добраться в Старую Ладогу удобнее всего на автомобиле (или такси), но можно также и на общественном транспорте. Расстояние от Санкт-Петербурга примерно 120 километров (по автодороге на Петрозаводск и Мурманск).
На общественном транспорте из Санкт-Петербурга.
На электричке с Ладожского или Московского вокзалов до станции Волховстрой, затем автобусом № 23 до Старой Ладоги.
Автобусом от автовокзала автобусами на Тихвин или Лодейное поле до остановки «Юшково», затем автобус № 23 до Старой Ладоги.
Где остановиться. Гостиница «Старая Ладога» находится в посёлке недалеко от монастырей. Неподалёку есть и другие места для проживания, в том числе можно арендовать отдельный коттедж.
- Вы наверняка найдёте место для проживания здесь.
- Билет на автобус также можно купить онлайн.
Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь это один из самых известных мужских монастырей на северо-западе России. Монастырь был основан в 1473 году, и с тех пор никогда не прекращал свою деятельность. (Все монастыри на территории СССР после Октябрьской революции были закрыты, но Псково-Печерский находился на территории Эстонии, и поэтому не был тогда закрыт.)
Монастырь находится в Псковской области, на расстоянии примерно 50 километров от центра города Псков.
Автобусы в город Пeчоры (там находится монастырь) отправляются от автобусного вокзала Пскова и проходят через центр города (Октябрьский проспект, Рижский проспект), там вы и можете сесть на автобус.
Официальный сайт Псково-Печерского монастыря — pskovo-pechersky-monastery.ru.
Рядом с монастырём имеется много мест, где могут остановиться паломники и туристы. Паломники могут обратиться за помощью в Паломнический центр монастыря. Туристы могут забронировать гостиницу, апартаменты или даже арендовать отдельный дом. (Это можно сделать здесь.)
Монастырь в Тихвине
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, находится в городе Тихвин Ленинградской области. Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
Официальный сайт монастыря в Тихвине.
Также в Тихвине находится Тихвинский Введенский женский монастырь. Введенский девичий монастырь был основан одновременно с Успенским мужским монастырем по велению царя Иоанна Грозного в 1560 году. Возрождение Тихвинского Введенского монастыря началось в 2005 году. Восстановительные работы ведутся до сих пор (2020).
На фотографии: вид на Тихвинский мужской монастырь. Фото сделано на Рождество 2021.
Расстояние до Тихвина из Санкт-Петербурга 220 километров.
Добраться в Тихвин можно на собственном автомобиле, на автобусе (автобусный вокзал на Обводном канале) или по железной дороге (с Ладожского вокзала).
Гостиницы «Тихвин» и «Свирь» находятся на расстоянии немного больше одного километра от мужского монастыря. Вы можете арендовать апартаменты, если не хотите останавливаться в гостинице.
Найти и забронировать место для проживания.
Я останавливался в отеле «Тихвин» во время поездки в Тихвин в январе 2021 года. Нормальное место, чтобы переночевать, во время поездки в монастырь. Не жалею, что выбрал этот отель. До монастыря прогуливались пешком. Вот ссылка для бронирования.
Здесь немного видео, снятого в Тихвинском мужском монастыре во время поездки в Тихвин на Рождество в январе 2021 года.
Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь находится на самом севере России, в Белом море на Соловецких островах (посёлок Соловецкий Приморского района Архангельской области). Первое монашеское поселение возникло в 1429 году. С 1920 по 1990 годы монастырь был закрыт.
Расстояние от монастыря до города Кемь (на берегу Белого моря в Карелии) примерно 50 километров. Расстояние до Санкт-Петербурга (по прямой) примерно 620 километров.
Соловецкий монастырь и Соловецкие острова это очень красивые места, посетить которые хотели бы многие паломники (и туристы), но добраться сюда непросто.
Как сообщается на официальном сайте монастыря: Паломническое путешествие на Соловки лучше всего совершать с 1 июня по 30 сентября, когда открыта навигация. Добраться можно катером, который отправляется от причала в посёлке Рабочеостровск (рядом с городом Кемь).
На Соловецкие острова можно также добраться на самолёте из аэропорта Васьково (рядом с Архангельском).
Посещение Соловецких островов и монастыря включено в программу некоторых речных круизов. Попробуйте найти предложения здесь.
Для проживания на острове имеется гостиница «Соловецкая слобода» и частные квартиры. Вы можете найти место для проживания через интернет или обратиться в паломническую службу монастыря.
Монастырь имеет также Соловецкое подворье в городе Кемь.
(Республика Карелия, Кемь, посёлок Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8.)
Официальный сайт Соловецкого монастыря — solovki-monastyr.ru
Введено-Оятский монастырь
Введено-Оятский женский монастырь находится в Ленинградской области на расстоянии 5 километров от Мурманского шоссе, на расстоянии примерно 200 километров от Петербурга. Поворот на монастырь находится в деревне Доможирово (не доезжая до Лодейного поля.)
Где может отдохнуть от суеты, привести в порядок мысли, успокоить душу верующий человек? Например в монастыре, и для этого не нужно становиться монахом. Можно просто пожить рядом с монастырём некоторое время, посетить храмы и помолиться, а можно стать трудником и поработать во Славу Божию в монастыре. Обращайтесь в паломническую службу конкретного монастыря, чтобы узнать, как это правильно сделать.
Посмотрите также:
Дивеевский монастырь.
Троице-Георгиевский монастырь в Адлере.
Рассказы о путешествиях.
Not Found (#404)
Not Found (#404)Ууупс…что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Египет
Турция
ОАЭ
Откуда Дата туда Дата обратно ОткудаСтраны АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл.
Города
Яхтинг Экспедиции Туры на собачьих упряжках Туры на снегоходах Туры на квадроциклах Пешие туры СплавыВозможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее время!
Иконы Соловецкого монастыря
Кольцова Татьяна
Артикул:
МУЗЕИ РОССИИВыпуск журнала:
№3 2006 (12)Коллекция икон Соловецкого монастыря – одна из крупнейших на Русском Севере. Сегодня иконописное наследие монастыря рассредоточено между несколькими музейными собраниями страны, в том числе Московским Историческим музеем, Третьяковской галереей, Историко-культурным комплексом «Московский Кремль», Русским музеем Санкт-Петербурга, музеем-заповедником «Коломенское», Музей истории религии, Областной музей Архангельской области, Соловецкий музей-заповедник и Архангельский музей изобразительных искусств. Литература по теме соловецкого иконописного наследия действительно обширна, включая каталоги, монографии и статьи[1]. Однако иконы из музеев Архангельской области практически никогда не исследовались и выставлялись очень редко. Таким образом, общественность мало знает о них.
С момента основания монастыря иконы поступали в дар. Среди них были произведения известных московских иконописцев Назария Истомина и Карпа Золотарева, а Соловецкая ризница была одной из богатейших в России. Крупные и наиболее важные иконостасы и монументальные росписи в церквях и соборах Соловецкого монастыря создавались профессиональными бригадами приезжих иконописцев. Иконостас Преображенского (Преображенского) собора расписан в 16 в. художниками из Великого Новгорода; иконы для Благовещенской церкви выполнены в конце того же века Федором Трофимовым из Каргополя. Роспись Преображенского собора выполнена холмогорскими иконописцами в конце 17 в. и петербургским художником С. С. Снетковым (в 1863). Иконостас Троицкого собора был написан в XIX в.ХХ века художниками Троице-Сергиевой Лавры.
Судя по письменным источникам, только в XVII веке на Соловецких островах работало 45 иконописцев. Среди них были монахи, служители монастыря, батраки и иконописцы, приехавшие из Вологды, Костромы и Холмогор. В описи монастыря 1710 г. упоминаются семь работавших там иконописцев, в том числе Григорий Ярославец, Савва Никифоров, Иван Наумов, Потап Стефанов, Козьма Игнатьев, Иван Яковлев.
На протяжении нескольких столетий в монастыре работали иконописцы разных художественных школ. Они прибыли на Соловецкие острова из крупных художественных центров, таких как Новгород, Москва, Вологда и других городов. Вместе с ними работали местные мастера из Сумского Посада, деревень Нюхча и Сорока. Соловецкому монастырю принадлежала большая часть побережья Белого моря, а его земли простирались от Архангельска до Кольского полуострова. Монастырь оказал серьезное влияние на живописную культуру Поморья, а иконописцы из поморийских деревень получали заказы от Соловецкого монастыря. Монастырь снабжал их красками и моделями икон, а иконопись приносила дополнительный заработок крестьянам, живущим за счет земледелия и моря.
Тщательный анализ икон из поморийских церквей позволяет сделать вывод, что иконы для разных церквей писали одни и те же мастера. Единство стиля наблюдается, например, в праздничных иконах, происходящих из Успенского собора Кемского Посада, Никольской церкви из села Малошуйки, Петропавловской (Петропавловской) церкви из села Вирма. Поморские художники, создавшие эти работы, работали в конце 17-начале 18 веков.
В каждом северном монастыре были свои «раздаточные иконы» с изображением святых и чудотворцев, мощи которых хранились в монастырях. Такие иконы дарились и использовались для благословения подвижников. «иконы чудотворцев» с изображением соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия, Германа и Елеазара как от иконописцев поморских вотчин, так и от мастеров крупных художественных центров, и такие работы закупались лотами. Этот фактор не мог не сказаться на характере таких работ: многие из них написаны довольно сухо. В конце XVII века Соловецкий монастырь начал печатать дешевые чеканные иконы с изображениями тех же прославленных святых.
В XVII в. расписные иконы, небольшие переносные диптихи и кресты, созданные на Соловецких островах и в монастырских вотчинах, обычно имели изображение Нерукотворного Спаса Едесского. или Троица наверху или в нимбе. Главным праздником Соловецкого монастыря является Преображение Господа нашего Иисуса Христа, а в XVII-XIX веках композиция «Преображение» украшала многие иконы и гравированные «раздаточные» образы. Эти иконы использовались для благословения и дарились важным людям. После бомбардировки монастыря британским флотом в 1854 г. к «Преображению» присоединился в нимбе образ Богородицы Знамения, чудом спасшей монастырь от вражеского нападения9.0003
Соловецкие иконы всегда были очень разнообразны по стилю, и хотя в монастыре работало много северных мастеров, местные стили иконописи не преобладали. Богатое иконописное наследие Соловецкого монастыря представляет собой совокупность произведений «северной грамоты», а именно новгородской, московской и ростовско-суздальской школ.
В 1922-1923 годах после закрытия монастыря значительная часть коллекция поступила в Северный краеведческий музей (ныне Архангельский краеведческий музей). На многих иконах сохранились бумажные наклейки тех времен с маркировкой на обратной стороне. Большинство произведений привезено с Соловецких островов в XIX в.20-е остаются в краеведческом музее.
Почти все иконы, вывезенные с Соловецких островов, имеют очень информативные, эффектно «говорящие» оборотные стороны. На оборотах или окладах большинства икон прописаны сатурнино-красной или черной краской цифры, соответствующие номерам Главной описи Соловецкого Монастырь конца 19-начала 20 века. Цифры сопровождаются буквами «Г» (соответствует разделу «глава» в описи), «Д» или «ДОП». (означает «дополнительный (от рус. «дополнительные») опись), «Р» (опись ризницы (от рус. «ризница»), «РА» (ризница острова Анзер), «анз.» (остров Анзер). ) и т. д. Эти многочисленные бумажные наклейки раскрывают подлинную биографию икон.Наклейки, оставленные комиссией Главного комитета по музеям и охране памятников, проводившей опись ризницы в 1922 и наклейки, помещенные Комиссией Наркомпроса в 1923 г., следует считать наиболее ранними. Один из примеров гласит: «Главный комитет музеев и охраны памятников. Ризница Соловецкого монастыря. № 85/1386-110». Если за ними следуют номера Северного краеведческого музея, значит, икона попала в Архангельск с Соловецких островов в 1923. Если же на обороте написано: «Музей Соловецкого общества краеведов. Историко-археологический отдел», значит, именно эта икона хранилась на Соловецких островах, в музее Соловецкого общества краеведов в 19 г.23-1939 г., а затем попал в один из музеев Москвы (то ли Исторический музей, то ли Коломенское, то ли Церковно-археологический музей).
В музеях Архангельска собрана очень значительная коллекция соловецких икон, хотя далеко не все иконы выставлены или доступны для изучения. Обнаружить эту коллекцию было достаточно сложно из-за сумбурности и неинформативности музейной документации 1920–1930-х годов.
Представленная на выставке группа соловецких икон охватывает период с XVI до начала XX века. Большинство из них так называемые «пядничные» (по величине с пядь) происходящие из ризницы Соловецкого монастыря, Троицкого собора и Филипповской церкви. от иконостаса.
Одна из них, «Преображение», берет свое начало из Свватиевского скита на Большом Соловецком острове. Характер доски, иконографический образ и общая схема рисунка позволяют датировать роспись на иконе XVI в. В. Другая большая икона «Плоды страданий Христовых»[2] 1689 года происходит из иконостаса Георгиевской часовни села Кирилово Каргопольского района Архангельской области. В правом нижнем углу иконы, однако, надпись: «НАПИСАНА В СВЯТОЙ ЛАВРЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИРСИИ (ФИРСЕ) В 719 ГОДУ. 8 НОЯБРЯ МЕСЯЦА». Так, в надписи четко указано, что икона была написана в Соловецком монастыре в 1689 году. В том же году на Соловецких островах был создан уникальный серебряный оклад Евангелия с чеканной композицией «Плоды страданий Христовых». редкая тема, раскрывающая искупительную жертву Христа, появилась в русской иконописи только в XVII веке, когда иконописцы познакомились с западноевропейской религиозной живописью.Подобная иконография использована в гравюре «Распятие с чудесами», выполненной художником Василием Андреевым в 1680-е годы; тема довольно часто встречается и в русских росписях XVII-XVIII вв.
Большой интерес представляет переносная шкатулка XVII в. из Преображенского собора. Судя по старинным фотографиям, он входил в состав главного иконостаса и крепился над нижним рядом у Царских врат. Ящик-триптих с килевидным верхом украшен серебряными позолоченными пластинами, накладными нимбами и шейными украшениями, украшенными гравировкой, жемчугом или стеклом. Реверс обтянут коричневой кожей и оклеен коваными пластинами. В центре вставлена икона «Страстная неделя с молящимися Зосимой и Савватием Соловецкими», вверху – композиция «Нерукотворный лик», на складах – следующие религиозные праздники: «Рождество св. Иоанна Богослова». Предтечи», «Воздвижение Креста Господня», «Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Успение» и «Введение во храм иконы Божией Матери Владимирской в Москве». Большая часть этих сюжетов соответствует праздникам в честь святых Соловецкого монастыря.
Использование различных материалов при изготовлении складней и занятость целой группы мастеров, включавшей иконописца, серебряника, кузнеца, плотника и кожевника, говорит нам о том, что памятник был изготовлен в крупной универсальной мастерской. Соловецкий монастырь был бы первым кандидатом на такую атрибуцию, хотя другой крупный художественный центр севера, Холмогоры, также может быть ответственным за распространение сходных по форме и материалу триптихов в районе Поморья.
«Пядничные» иконы, посвященные преподобным, прославившимся на Русском Севере, составляют наиболее полную группу: «Зосима и Савватий Соловецкие», «Антоний Сийский», «Корнилий Комельский», «Дмитрий Прилуцкий», «Дмитрий и Игнатий Вологодские». », «Кирилл Белозерский», «Иоанн и Прокопий Устюжские». В конце XVII века все больше и больше проявляли интерес к деятельности энтузиастов северной веры, особенно после учреждения в 1682 году Великоустыжской, Холмогорской и Важской епархий. Конец XVII века был довольно тяжелым временем для Русская Православная Церковь на Севере. Официальная Церковь боролась с инакомыслием, а возрождение и распространение культа местных святых было направлено на придание новой силы официальному православию. Культ северных святых поддерживали настоятели Соловецкого монастыря и особенно архиепископ Холмогорский и Вяжский Афанасий. Иконография северных святых бережно хранилась в Сийском экземпляре, на который северные художники ссылались за образцы икон.
Поразительно обилие «пядничных» икон XVII века с изображением Пресвятой Троицы в ризнице и Троицком соборе, и многие из них сохранили свои драгоценные оклады. Большинство имеют один и тот же иконографический образец, очень похожий на чудо- рабочая икона «Троица», написанная, по преданию, самим Антонием Сийским для главного собора основанного им монастыря. Эта образцовая икона является частью Сыйского экземпляра[3] с традиционным сюжетом, изображенным на фоне архитектурного и горного ландшафта и раскидистого дуба Мамре. Авраам и Сарра изображены в полный рост с приношениями, с обилием сосудов и столового серебра на столе. Поля иконы покрыты кованым серебром, а вершина иконы покрыта серебром в «свете», что означает, что оно загораживает часть фона, не имеющую визуальных элементов. Сыйский экземпляр.Следует отметить, что многочисленные кресты, вырезанные и расписанные в Соловецком монастыре в XVII в., имеют наверху изображение либо Троицы, либо Нерукотворного Лика (кат. 326).Можно предположить, что Тема Троицы стала актуальной для Соловецких островов с постройкой Анзерского Троицкого скита, в котором в 1621 г. была освящена первая деревянная Троицкая церковь, замененная в 1645 г. каменной, а в 1633 г. Троицкому скиту приказом была дарована самостоятельность. царской, сохранялась лишь до 1682 г., когда вновь вошла в состав Соловецкого монастыря.Возможно, за короткий период независимости в середине XVII века образ Троицы стал символом Анзерского Троицкого скита и икон а кресты с изображением делались для «раздачи» подвижникам.
Большинство «пядничных» икон в собраниях северных музеев восходит к ризнице монастыря и Троицкому собору. Многие из них украшены серебряным окладом, а другие явно имели такой оклад, но в какой-то момент потеряли его. В описи ризничной казны, составленной при архимандрите Фирсе в 1692 г., перечислены многие из этих икон, которые в то время хранились в многочастных киотах у колонн Преображенского собора, недалеко от архиерейского места[4]. архимандрит был официально поставлен в Соловецком монастыре лишь в 1651 г., можно предположить, что архиерейское место могло быть организовано во второй половине XVII в. Неудивительно, что многие «пядничные» иконы относятся к этому периоду; в 19XX в. большинство из них было перенесено в реконструированную ризницу и к святым мощам Троицкого собора.
Среди соловецких икон XVIII века есть несколько подписанных произведений, выполненных поморским художником Василием Чалковым. Он происходил из семьи иконописцев, живших в Сумском Посаде, и писали иконы отец иконописца Иван Чалков и два его брата. Василий Чалков начал учиться грамоте и рисованию в монастырской школе, но с января 1740 г. по сентябрь 1742 г. обучался «искусству иконописи» в Великом Устюге у местного художника Степана Соколова в качестве учителя. был командирован на зиму в Москву для усовершенствования своего мастерства.Существует более десяти подписанных икон этого художника, в том числе целая серия икон, созданных в 1772 году для Воскресенской церкви на острове Анзер, иконы «Преподобный Ирафа (1784 г.) и «Воскресение Лазаря» (179 г.).1).[5] Поскольку Василий Чалков был зачислен в солдаты в Соловецкий монастырь в детстве, на некоторых его иконах есть соответствующий текст: «Написано Соловецким солдатом Василием Чалковым». Иконы Чалкова напоминают небольшие светские картины, написанные на фоне детализированный пейзажный фон Фигуры святых выполнены в технике светотени, создавая приближенные к реальности объемные изображения
Коллекция соловецких икон в музеях Архангельской области действительно интересна, помогает исследователям получить комплексное представление о произведениях, происходящих из монастырской ризницы и Троицкого собора.В коллекции есть несколько подписанных икон XVII-XVIII вв., в которых четко указано, что они созданы в Соловецком монастыре, что само по себе очень важный фактор для исследования северная иконопись Большой иконографический интерес представляет группа икон с изображениями энтузиастов северной веры, а их серебряные оклады, нимбы и басмы являются признаком высокого уровня мастеров-серебряников монастыря. В целом эта коллекция является важным дополнением к сложившейся к настоящему времени у исследователей картине соловецкого иконописного наследия.
- Никольский В. П. Осмотр отдела христианских древностей Музея Соловецкого общества краеведения. Раздел 1. Иконки. Соловецкие острова, 1927; ВВ Скопин. Иконописцы Соловецких островов XVI-середины XVIII века // Древнерусское искусство. Москва, 1989. С. 285-309; Л.А.Шенникова. Исследование соловецких икон // Древнерусское искусство: Художественные памятники Русского Севера. Москва, 1989. С. 261-275; ТМ. Кольцова. Северные иконописцы. Архангельская, 1998: Хотеенкова И.А. Три житийные иконы XVI века преподобных Зосимы и Савватия из Соловецкого монастыря // Искусство христианского мира. Выпуск VI: Сборник статей. Москва, 2002. С. 154-174; О.А. Полякова. О соловецких иконах из собрания музея-заповедника Коломенское. // Искусство христианского мира. Выпуск VI: Сборник статей. Москва, 2003. С. 196-204.
- Т.М. Кольцова. Икона «Плоды страданий Христовых», 1689 г., из собрания Архангельского областного музея изобразительных искусств // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Севера России, посвященные памяти художника и реставратора Николая Васильевича Перцева: Сборник статей. Архангельск, 1992, с.103-115.
- Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф-88. л. 265 (изнаночная) — 266.
- Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт РАН. Сборник 2. Д. 144.
- Т.М. Кольцова. Чалковы, иконописцы Поморья // Народная культура Русского Севера: Сборник статей / Составитель Т.М. Кольцова. Архангельск, 1997. С. 183-192.
Иллюстрации
Тринити . Вторая половина XVII века
Русский Север. Поморие. Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступил в Северный краеведческий музей в 1923 г.
Доска одинарная, с двумя встречными селезёнками, с двойным вырезом посередине. Левкас (мел молотый), темпера. Серебро. Надпись, золочение (басма), гравировка (металлические украшения, покрывающие нимб). 32,5 на 27,3 см
Дыпич Впадина: Обитель Зосимы и Савватия, Голгофский Крест. № Вторая половина XVI в.
Поступил в Краеведческий музей Архангельской области до 1929 г. Доска одинарная, с разрезом посередине. Левкас (мел молотый), темпера, вермей. Медь, серебро. Надпись (басма, металлические украшения, покрывающие нимб). Металл. Работа молотком. 29 на 23 см
Нерукотворный Спас. Вторая половина 17 века.
Русский Север. Поморие. Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступил в Северный краеведческий музей в 1923. Одинарная доска, двойной вырез посередине, две встречные селезенки. Паволока (подложка для холста), левкас (меловая земля), темпера. Серебро. Надпись, золочение, гравировка. 33 на 27,5 см
Менология. ноября. XVI век
Происходит из часовни Рождества Христова острова Малая Муксалма Соловецкого архипелага. Доска трехсекционная, без центра выреза, с двумя встречными селезёнками. Паволока (холстовая подложка), левкас (меловая земля), темпера, вермей. 77 на 70 см
Преподобные Димитрий и Игнатий. Последняя треть XVII века.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Одинарная доска, двойной вырез посередине. Паволока (подложка для холста), левкас (меловая земля), темпера. Серебро. Надпись, золочение (басма), гравировка (металлические украшения, покрывающие нимб). 31 на 27 см
Никон, Патриарх Московский. Вторая половина 18 века
Холст, масло. 68,5 на 58 см
Псалтырь. 1791
Супрасл. Бумага, дерево, кожа, металл. Печать, ксилография, леттеринг
Navicula . 1916
Россия. Серебро, чеканка, литье, гравировка, золочение. 9,7 на 14,1 см; длина цепочки 36 см
Чаша . 1751
Москва. Серебро. Чеканка, литье, резьба, чеканка, золочение. 27 на 16,8 см
Labis (ложка для причастия). До 1741 г. Москва.
Серебро. Чеканка, резьба, золочение. 18 на 3,9 см
Спинка
Теги:
- Иконопись |
- Коллекция икон Соловецкого монастыря |
- Культура Русского Севера
Северная Фиваида: монашеские святые Русского Севера Серафима Розы
Давид
45 отзывов22 подписчика
16 декабря 2019 жизнь сегодня? Мы не должны обольщаться: жизнь пустынников Северной Фиваиды далеко превосходит нас в наше время беспримерной духовной пустоты. Во всякую эпоху монашеская жизнь ограничивается той жизнью, которая ведется в В то время, когда повседневная православная жизнь на Руси была и чрезвычайно трудной, и очень трезвой, монашество могло процветать, но в наше время, когда повседневная жизнь стала ненормально «комфортной» и мировоззрение даже лучших духовных и интеллектуальных деятелей шокирующе легкомысленна, чего еще можно ожидать, кроме той тепловатой «духовности с комфортом», которой смелые голоса из советской России и сейчас упрекают свободный Запад? На основе страданий и невзгод, которые являются повседневным уделом большинства людей, может выйти что-то духовное». (стр. 285)«Святое наследие», на которое о. Серафим говорит о «золотой цепи православной духовности, неразрывно дошедшей до нас из египетской пустыни» (Там же). Эта «духовность» содержится не столько в письме, сколько в примере «богоугодных жизней», записанных в «Северной Фиваиде».
Если и есть одно утверждение, которое могло бы обобщить всю книгу, то оно было бы таким: «На основе страданий и невзгод может родиться что-то духовное». Возьмем, к примеру, преподобного Никодима Кожазерского:
В Хозюгской пустыне преподобный Никодим построил себе маленькую келью, копал землю и сажал овощи, собирал коренья, ловил рыбу в реке и таким образом кормил себя трудом рук своих. Однако он ел рыбу только тогда, когда она начинала портиться, чтобы плоть его не слишком сладко наслаждалась земными вещами. Сначала монахи приносили ему молоко из монастыря, но вскоре святой отказался его принимать. Его время было занято строгим постом и воздержанием, почти непрестанным бдением (ибо он спал лишь немного, и то стоя), постоянной молитвой, часто со слезами, и каторжным трудом. В этой пустыне святой Никодим нашел то, чего так долго желало его сердце. «О, смиренный Никодим, — говорил он себе, — нашел ты себе безмолвное место для спасения. И так восстань духом в сие короткое время, хотя бы и в одиннадцатом часу, ибо вечер уже близился и грядет Праведный Судия со славою, чтобы воздать каждому по делам его». (прп. Никодим Кожаозерский. С. 255)Это было недалеко от Онеги, Россия, где дожди идут примерно 255 дней в году, а среднегодовая температура составляет около 34 градусов по Фаренгейту, а зимой опускается до 5-10 градусов по Фаренгейту.
В чем секрет жизни в этой жестокой среде? Клюква, естественно!
Один соловецкий монах — например, записанный в Соловецком патерике этого периода — ходил по острову по какому-то монастырскому делу; утомившись, он пожелал отдохнуть у крутого холма. Намереваясь лечь на землю, он перекрестился и произнес вслух Иисусову молитву. Внезапно с вершины холма, из расщелины, он услышал «Аминь». Не веря своим ушам, он произнес молитву во второй и в третий раз и снова услышал то же самое «Аминь». «Кто ты, человек или дух?» — удивленно спросил монах. «Я человек грешный, — ответил невидимый, — и плачу о своих грехах». — Как тебя зовут и как ты сюда попал? — Мое имя и то, как я сюда попал, одному богу известно. — Ты здесь один? «Возле меня живут два старца. Был и третий, но он отошел ко Господу, и мы его похоронили». — А на что ты живешь? «Вспомни, брат, слово Господне: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Он питает и согревает внутреннего человека. Вспомните, как в прежние времена святые мужчины и женщины жили в горах, пещерах и пещерах земли. Бог-Творец вскормил их, и не тот ли это Бог, Который есть сейчас? Если желаешь узнать, чем Владыка питает мое тленное тело, возьми это. С этими словами он бросил кусок чего-то, и монах взял и съел. Это был сушеный мох с клюквой. Хозяин кормит меня, — сказал пустынник. («Неизвестный отшельник», стр. 19.1-192)Из житий этой книги вырисовывается образ жизни:
Почти в каждом житии северных святых мы видим повторение одного и того же: когда один из богоизбранных монахов, пройдя через внешнее подвижничество в монастыря, созревает для безмолвной жизни, то, по благословению своего игумена или старца, уходит в лесную глубь и, как пловец, бросающийся в бескрайнее море, подвергает себя пучине опасностей и скорбей, которые связаны с уединенной жизнью в пустыне, что возможно только при полноте веры и полной отдаче себя Промыслу Божию. И там, пройдя школу внутреннего совершенствования, он против вступает в общение с людьми. Но при первой же возможности он снова стремится и жаждет продолжать свою безмолвную жизнь. (Святитель Корнилий Комельский, стр. 169.)Тяжелые условия этих диких мест сочетались с их красотой.
Через некоторое время святой Антоний удалился в другое уединенное место в трех милях от прежнего места. Это место было в горах и было окружено горами, как стенами; а в долине между этими горами было озеро, которое называлось Падун. У подножия этих гор стояла келья святого, а вокруг нее двенадцать берез, белых, как снег. На горах рос такой высокий лес, что снизу он, казалось, доходил до небес. Самое печальное было это место, так что тот, кто приходил посмотреть на эту пустыню, испытывал великое сокрушение, ибо один вид этого места мог вызвать у созерцателя нежное чувство. (Св. Антоний Сийский. С. 156)Душу этих русских сформировали обширные и призрачные леса, в которых они жили и умирали, но эти подвижники бежали в свои уединенные хижины не только для того, чтобы испытать природную красоту этих диких убежищ: это было в первую очередь видением Неба что они смаковали.
И вдруг он услышал великий голос: «Се, идет Господь и Родившая Его». Святитель быстро вышел на балкон своей кельи, и на него, как и на всю обитель, воссиял великий свет, ярче солнечных лучей. И святой, взглянув вверх, увидел Пресвятую Богородицу на основании храма Ее честного Покрова, на месте жертвенника, как Царицу, сидящую на престоле, держащую в Своих руках Господа нашего Иисуса Христа, как младенца. руки, а вокруг Нее множество Ангельских хоров стояло и сияло неизреченным сиянием. Когда святой увидел это дивное видение, он пал на землю и не мог смотреть на неизреченный свет, объятый страхом и ужасом. … И опять сказала ему Пресвятая Богородица: «Возлюбленный Мой, если кто хоть один кирпич принесет для построения Моей церкви во Имя Иисуса Христа, Сына Моего и Бога, не потеряет награды своей». И, сказав это, Она стала невидимой. (Св. Александр Свирский. С. 136)Примечательно, что многие, если не большинство, из этих лесных подвижников были воспитаны благочестивыми родителями, например: «Схимонах Нил Сорский (1801 — 1870) родился от набожных православных родителей. Отец его состоял в переписке с Блаженный Паисий Величковский, новый ревнитель святых отцов и монашеского «умного делания», ни в чем не уступал даже святому Нилу, и ученики старца Паисия часто бывали в его доме». (Прп. Нил Сорский. С. 105)
Святитель Павел Обнорский — еще один пример: «Родившись в благочестивой дворянской московской семье в 1317 году, святитель Павел еще с детства проявлял склонность к созерцательной жизни истинно православного Христианин. Он избегал шумных детских игр и сладкой пищи, постился, отдавал бедным все, что имел, даже одежду на спине, охотно посещал каждую церковную службу и целые ночи проводил в молитве». (Святитель Павел Обнорский, стр. 40).
Книга наполнена освежающе резкими осуждениями советской власти:
Лежащие в холодных водах Белого моря башни и разрушенные храмы Соловецкого монастыря и сегодня стоят, безмолвные свидетели пятивекового подвига и святые дела. Священный монастырь святых Савватия, Зосимы и Германа в самой северной Лавре русской Фиваиды .На глубине 131-164 фута «холодные воды» Белого моря постоянно остаются ниже точки замерзания, а средняя зимняя температура на Соловецких островах составляет около 10-14 градусов по Фаренгейту.Нынче монастырь «восстанавливается» как памятник истории, но, конечно, богоненавистнические Советы не допустят даже упоминания о самой сущности Соловков — о святости ее, воплощенной в ее жизни монашеских подвигах и миссионерском просвещении для северные кочевники. (Св. Савватий Соловецкий. С. 72)
Дисциплина такого климата соответствовала жизни его монахов. О святом Кирилле Белозерском говорили, что его ноги подобны «столпам непоколебимым», и он никогда не позволял себе сидеть в храме (святитель Кирилл Белозерский. С. 58). Преподобный Сергий, «трудолюбивый» (с. 25), не только расчищал лес и строил первые постройки своего монастыря, но в течение десятилетий неустанно «скошивал и перемалывал хлеб, пек хлеб и варил пищу, вырезал обувь и одежду и сшил их; воду из близлежащего родника почерпнул, в двух ведрах на плечах нес, и в каждую келью поставил воду». (Прп. Сергий Радонежский, стр. 22).
Это было бы достаточно трудно обычному человеку при хорошем сне и сытном питании, но преподобный Сергий «ночевал в молитве, без сна, питаясь только хлебом и водой, и то в малом количестве. праздный час. Пребывая таким образом в непрестанной молитве и трудах, он совершенно изнурил и утончил свою плоть, имея постоянное желание быть гражданином горнего Иерусалима». (Там же.).
Здесь, наконец, мы видим корень силы, одушевлявшей этих замечательных святых: молитву. Однако это была не просто форма молитвы. Прежде всего, это был исихазм, переданный на Русь из византийской традиции св. Григория Паламы. После его решительного отделения от западного христианского мира из-за переживания Бога и практики молитвы учение св. Григория стало определяющей характеристикой восточно-православной духовной жизни, сильно контрастируя с все более расходящимися духовными традициями католического Запада.
Нигде исихастская традиция св. Григория не подтверждается больше, чем плодами, которые он принес в России. Принятый рядом русских митрополитов, исихазм пришел в Россию через новое искусство и литературу, проникшие в XIV веке из Болгарской и Сербской православных церквей вместе с постоянным потоком паломничества между Россией и византийским Востоком. Результатом этого стало «восстановление внутренней деятельности (истинной православной духовной жизни), ослабевшей или почти забытой вследствие татарских нашествий». (Проф. Иван Михайлович Концевич, «Введение: Стяжание Святого Духа в Древней Руси», стр. 1).
С Северная Фиваида духовное наследие Паламы и египетских отцов-пустынников передается в Америку через монашеских святых Русского Севера. Духовная пустота современного американского общества, которую о. Серафима, было бы благодатной почвой для такого семени, однако легкомысленные, чрезмерные удобства и удовольствия современной жизни душит его рост. Возможно, однажды мы освободимся от материального изобилия, которое тормозит рост американской души, но до тех пор пусть каждый из нас сделает все возможное, чтобы применить на практике силу и добродетель Северной Фиваиды.