Монгольская на сайте строго запрещено – Чего нельзя делать в Монголии?

Содержание

Чего нельзя делать в Монголии?

12 ноября 2015 21124

В каждом обществе есть свои законы, правила поведения и просто поверья. Вот некоторые из тех, что важны в Монголии.

  • Чингисхан почитается как святой человек, поэтому любые шутки в его адрес категорически осуждаются.
  • Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.
  • Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши.
  • Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.
  • Присутствуя на шаманских обрядах (тайлаган), не следует касаться одежды шамана, бубна и тем более надевать что-либо из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Существует поверье, что предметы, связанные с магией, несут в себе определенное количество силы, и неизвестно, как она проявится. Категорически запрещается простому человеку произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга)!
  • Если ногу задели, то нужно коснуться руки рукой.
  • Нужно усвоить числительные вместе с вопросом «сколько стоит?». Потому что если вы все же смогли спросить, но не поняли сколько стоит на слух, то на универсальном переводчике — калькуляторе, вы увидишь цену в два или несколько раз больше. Правильно. Это скупой дважды платит, а ленивый — трижды и так далее.
  • И, кстати, если совсем монгольский никак не идет, в Улаанбаатаре можно говорить по-русски.
  • Не стоит думать, что контракт или договоренности решили все. Маргаш (завтра) это может быть полностью пересмотрено. Ну и что? Не страшно, на самом деле. И торговаться, в общем, можно даже в магазине. Не торгуешься — не уважают. Это закон.
  • В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.
  • Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти.  Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность.
  • При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.
  • Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».
  • Запрещалось купаться в реке. Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство.
  • Нельзя черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой.
  • Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого «монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».
  • Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер.
  • Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.
  • Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
  • Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
  • С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
  • При посещении буддийских дацанов, надо сначала обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Внутри храма двигаются по часовой стрелке и не входят в него в шортах. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать. Внутри храмовых стен, на монастырской земле, «невозможно убивать животных, сюда нельзя вносить водку и вино, здесь нельзя оставлять ночевать женщину, или же возможно только с разрешения начальника монастыря». Считается унизительным чтение священным книг с людьми непосвященными ради забавы, смеясь и выкрикивая на разные голоса. Духовным лицам запрещается прикосновение к драгоценностям. По этому правилу воспрещается вообще брать в руки драгоценности, а равно светские музыкальные инструменты, военное оружие, так как все это способствует развлечению духа.
  • Нельзя показывать ладони другому человеку. Считается, что линии на ладони отражают судьбу человека. Поэтому, монголы прячут свои ладони от других.
  • Запрещается убивать животное с детенышами.
  • Нельзя ставить юрту на месте, где раньше располагались чужие юрты.
  • Нельзя ступать ногой на золу. Монголы считают, что на золе оставляет свои следы душа умершего человека.
  • Запрещается дарить нож, острые предметы.
  • Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.
  • При затмении солнца, луны запрещается: есть, пить, спать и лежать.
  • Если прольется на землю вино или кумыс, то молния поразит лошадей. Если пролито много вина, молния наверняка попадет в дом. Преднамеренное пролитие вина или молока расценивалась монголами, как вредоносная магия против жилища и животных.
  • У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно, озираясь по сторонам. Нужно обязательно подать голос или покашлять. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений. Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем.
  • Не должно покрывать голову платьем, закладывать обе руки за шею или заплетать их сзади.
  • Нельзя приходить в гости с пустой посудой. Нужно обязательно в посуду что-нибудь положить, чтобы счастье из юрты не было унесено в пустой посуде.
  • Считается неприличным помогать хозяевам: передавать пищу, обслуживать гостей. Нельзя уйти, не попробовав угощение хозяев. Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку. На донышке пиалы не принято оставлять остатки чая и бросать в чашку остатки и объедки. При застолье гости не имеют права менять свои места.
  • Торопливость и стремительность у монголов не в почете – уважением пользуется человек медлительный и степенный. Не принято в беседе лезть с расспросами или рассказывать подробности о своей жизни.
  • Крайней степенью невоспитанности и жестоким оскорблением считается жест кукиш (дуля).
  • Когда дают угощение, не берут его одной рукой, в знак уважения принято брать угощение двумя руками.
  • Стоит отметить, что у монголов существует «обычай правой руки»: здесь принято все давать и брать только правой рукой. Поэтому, чтобы показать местным жителям свое уважение к дому хозяев, пользуйтесь данным правилом.
  • Проведение видео- и фотосъемки в местных храмах и монастырях строго запрещено. Нельзя фотографировать государственные  и военные учреждения, а также пограничные пункты.

asiarussia.ru

Монголы на Руси. Первый удар » Военное обозрение


Нашествие Батыя на Русь, миниатюра из Жития Евфросиньи Суздальской, XVII век


Испытав силы русских князей в сражении на Калке, монголы занялись более насущными делами.

1224-1236 гг. Затишье перед бурей



Главным направлением, на которое были брошены основные силы, стало Тангутское царство Си Ся. Боевые действия здесь велись уже в 1224 году, ещё до возвращения Чингисхана из похода на Хорезм, но основная кампания началась в 1226 году и стала последней для Чингисхана. К концу того года Тангутское государство было практически повержено, держалась лишь столица, которая была захвачена в августе 1227 года, вероятно, уже после смерти Чингиса. Смерть завоевателя привела к снижению активности монголов на всех фронтах: они были заняты выборами нового Великого хана, и, несмотря на то, что Чингисхан еще при жизни назначил своим преемником третьего сына Угэдэя, его избрание вовсе не было формальностью.

Лишь в 1229 году Угэдэй наконец был провозглашен Великим ханом (до той поры империей управлял младший сын Чингиса Толуй).

Возведение Угэдэя на престол, миниатюра из Свода летописей Рашид ад-Дина, XIV век



Серебряная монета с изображением хана Угэдэя, Монголия


С его избранием соседи сразу же ощутили усиление монгольского натиска. Три тумена были направлены в Закавказье на борьбу с Джелал ад-Дином. Субэдэй отправился мстить за свое поражение булгарам. А Бату-хан, который по воле Чингисхана должен был унаследовать власть в улусе Джучи, принял участие в войне с государством Цзинь, которая закончилась лишь в 1234 году. По её итогам он получил в управление провинцию Пиньянфу.

Таким образом, для русских княжеств ситуация в эти годы была в целом благоприятной: монголы словно забыли о них, давая время на подготовку к отражению нашествия. И булгары, чье государство пока ещё закрывало монголам путь на Русь, отчаянно сопротивлялись, держались до 1236 года.

Но обстановка в русских княжествах за эти годы не улучшилась, а ухудшилась. И если для битвы на Калке ещё удалось объединить силы нескольких больших княжеств, то в 1238 году, даже перед лицом откровенной и страшной угрозы, русские князья равнодушно смотрели на гибель соседей. А время, отведенное Руси для подготовки к новой встрече с монголами, истекало.

Накануне вторжения


Весной 1235 года в Талан-даба был собран великий курултай, на котором, в числе прочих, было принято и решение о походе на Запад против «арасютов и черкесютов» (русских и жителей Северного Кавказа) – «докуда доскачут копыта монгольских коней».

Эти земли, как и повелевал Чингисхан, должны были войти в состав улуса Джучи, наследником которого был окончательно утвержден Бату-хан.


Бату-хан на средневековом китайском рисунке XIV века


Согласно «завещанию» Чингисхана, улусу Джучи передавались четыре тысячи коренных монголов, которые должны были составить костяк войска. Впоследствии, многие из них станут основоположниками новых аристократических родов. Основная часть армии вторжения состояла из воинов уже покоренных народов, которые должны были направить в неё 10 % боеспособных мужчин (но было и немало добровольцев).

Действующие лица


Бату-хану в это время было около 28 лет (родился в 1209 году), он был одним из 40 сыновей Джучи, причем от второй жены, и не старшим. Но его мать, Уки-Хатун, была племянницей любимой жены Чингиса – Бортэ. Возможно, это обстоятельство и стало определяющим в решении Чингисхана именно его назначить наследником Джучи.

Бату-хан, средневековая персидская миниатюра


Фактическим главнокомандующим его армии стал опытный Субудэй: «барс с разрубленной лапой» – так называли его монголы. И вот здесь русским княжествам явно не повезло. Субудэй – пожалуй, лучший полководец Монголии, один из ближайших соратников Чингисхана, и его методы ведения войны всегда были чрезвычайно жестокими. Убийство русскими князьями монгольских послов перед битвой на Калке также не было им забыто, и симпатий к русским князьям и их подданным не добавляло.

Памятник Субэдэю в Туве, открыт 1 сентября 2017 г.


Следует сказать, что, в итоге, количество монголов в войске Бату-хана оказалось значительно больше четырех тысяч, так как в поход с ним отправились и другие знатные Чингизиды. Угэдэй отправил набираться боевого опыта своих сыновей – Гуюка и Кадана.
Угэдей-хан восседает с двумя своими сыновьями, Гуюком и Каданом. Миниатюра из персидского источника «История монголов», XV век
Также к Бату присоединились сын Чагатая Байдар и его внук Бури, сыновья Толуя Мункэ и Бюджек, и даже последний сын Чингиса Кюльхан, рождённый не Бортэ, а меркиткой Хулан.

Чагатай, второй сын Чингиса и Бортэ, хранитель Ясы. Современный памятник, Монголия



Толуй и его старшая жена Сорхохтани, мать ханов Мункэ, Хубилая, ильхана Хулагу, персидская миниатюра


Несмотря на строгий приказ родителей, прямо подчиняться Бату-хану другие Чингизиды считали ниже своего достоинства, и зачастую действовали независимо от него. То есть их скорее можно было назвать союзниками Батыя, чем его подчиненными.

В итоге Чингизиды переругались между собой, что имело далеко идущие последствия. «Сокровенное сказание монголов» («Юань Чао би ши») сообщает о жалобе, которую направил Бату-хан Великому хану Угэдэю.

На пиру, устроенном им перед возвращением из похода, он, как старший среди присутствующих Чингизидов, «застольную испил первым чашу». Это очень не понравилось Гуюку и Бури, которые покинули пир, оскорбив перед этим хозяина:

«И прочь они ушли с честного пира, и молвил тогда Бури, уходя:
«Равняться с нами возжелали
Бородатые старухи.
Их пяткой ткнуть бы,
А после и ступнею растоптать!»
«Поколотить бы, что ли, хорошенько старух, кои на пояс понавешали колчаны»! – ему Гуюг надменно вторил.
«И понавесить деревянные хвосты»! – присовокупил Аргасун, сын Элжигдэя.
Тогда мы молвили: «Коли пришли мы чужеземных ворогов повоевать, не должно ль нам крепить согласье меж собою полюбовно?! «
Но нет, не вняли разуму Гуюг и Бури и пир честной покинули, бранясь. Яви же, хан, теперь нам свою волю! »
Выслушав посланника Бата, Угэдэй-хан пришел в ярость».

Гуюк не забудет этого письма Бату-хана, и не простит ему гнева отца. Но об этом – чуть позже.

Начало похода


В 1236 году Волжская Булгария была окончательно покорена, и осенью 1237 года монгольское войско впервые вступило в пределы Русской земли.

«Брань благочестивых с нечестивым Батыем», средневековая русская миниатюра


Провозгласив своей целью «поход к последнему морю», «докуда доскачут копыта монгольских коней», Бату-хан двинул свои войска не на запад, а на север и северо-восток древнерусской державы.

Разгром княжеств Южной и Западной Руси легко можно объяснить дальнейшим походом монголов в Европу. К тому же, дружины именно этих русских земель сражались в 1223 году с туменами Субэдэя и Джэбе у реки Калки, а их князья несли прямую ответственность за убийство послов. Но зачем монголам было «делать крюк», заходя на земли северо-восточных княжеств? И обязательно ли было это делать?

Напомним, что леса средней полосы России для монголов и, вовлеченных в их поход, степняков других племен, были незнакомой и чуждой средой. И Чингизиды не пожелали великокняжеских престолов Москвы, Рязани или Владимира, ордынские ханы не послали своих детей или внуков править в Киев, Тверь и в Новгород. В следующий раз монголы придут на Русь лишь в 1252 году («Неврюева рать» на северо-восток, армии Куремсы, а потом Бурундая – на запад), да и то лишь потому, что приемный сын Бату-хана Александр Ярославич сообщил ему об антимонгольских замыслах брата Андрея и Даниила Галицкого. В дальнейшем ордынские ханы будут буквально втянуты в русские дела противоборствующими князьями, которые станут требовать от них быть арбитрами в их спорах, выпрашивать (и даже покупать) карательные армии всевозможных царевичей. Но до этого времени русские княжества дани монголам не платили, ограничиваясь разовыми подарками при посещении Орды, и потому некоторые исследователи говорят о повторном завоевании Руси в 1252-1257 г.г., или даже и вовсе считают это завоевание первым (рассматривая предыдущую военную кампанию как набег).

Бату-хану, действительно, очень скоро стало не до Руси: в 1246 году Великим ханом был избран его враг Гуюк, который в 1248 году даже собрался в поход против улуса двоюродного брата.


Гуюк-хан на празднике. Миниатюра из «Тарих-и-джехангуша» Джувейни


Батыя спасла лишь внезапная смерть Гуюка. До той поры Бату-хан был чрезвычайно милостив к русским князьям, относился к ним, скорее, как к союзникам в возможной войне, и дани не требовал. Исключением стала казнь черниговского князя Михаила, который, единственный из русских князей, отказался пройти традиционные обряды очищения и тем самым оскорбил хана. На Соборе 1547 года Михаил был причислен к лику святых, как мученик за веру.

Покров «Святой благоверный князь Михаил Черниговский», церковное шитье, 1660-ые годы


Ситуация изменилась лишь после избрания Великим ханом Мункэ, который, напротив, был другом Батыя, и потому историки, считающие «иго» вынужденным союзом Руси и Орды, оправдывают действия Александра Ярославича, говоря, что Андрей и Даниил Галицкий опоздали со своим выступлением.

Хан Мунке


Бату-хан теперь не опасался удара со стороны Каракорума, и потому новое вторжение монголов могло стать для Руси, поистине, катастрофичным. «Возглавив» его, Александр уберег русские земли от ещё более страшного разгрома и разорения.

Первым ордынским ханом, полностью подчинившим Русь, считают Берке, который был пятым по счету правителем улуса Джучи, и находился у власти с 1257 по 1266 г.г. Именно при нем на Русь пришли баскаки, и именно его правление и стало началом пресловутого «татаро-монгольского ига».


Таким телезрители увидели хана Берке в сериале «Золотая орда»


Но вернемся в 1237 год.

Обычно говорят, что Бату-хан не решился идти на Запад, имея на правом фланге неразбитые и враждебные княжества Северо-Востока. Однако северо-восточными и южными русскими княжествами правили разные ветви Мономашичей, враждовавшие между собой. Всем соседям это было прекрасно известно, и монголы об этом не могли не знать. О ситуации в русских княжествах им могли рассказать и волжские булгары, завоёванные ранее, и купцы, посещавшие Русь. Дальнейшие события показали, что, нанося удар по северо-восточным землям, монголы совершенно не опасались киевских, переяславских и галичских дружин.

Что касается Западного похода, то понятно, что выгоднее иметь на фланге если не дружественные, то нейтральные государства, и, учитывая сложные взаимоотношения русских Мономашичей, монголы могли надеяться, как минимум, на нейтралитет Владимира и Рязани. Если же они, действительно, хотели прежде разгромить потенциальных союзников южно-русских князей, то, следует признать, что эта цель в 1237-1238 г.г. не была достигнута. Да, удар был очень силен, потери русских были велики, но их армии не прекратили существование, место погибших князей заняли другие, из той же династии, невредимым остался богатый и сильный Новгород. Да и потери в живой силе не были слишком большими, так как монголы ещё не умели ловить людей, укрывшихся в лесах. Научатся лишь в 1293 году, когда им в этом будут активно помогать воины третьего сына Александра Невского Андрея (именно поэтому приведенная им Дюденева рать так запомнилась русским, а «Дюдюкой» в русских деревнях детей пугали ещё в XX веке).

У нового Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича в 1239 году оказалась большая и вполне боеспособная армия, с которой он совершил успешный поход на литовцев, а потом захватил город Каменец Черниговского княжества. Теоретически, могло бы стать даже хуже, потому что теперь у русских был повод ударить с тыла, чтобы отомстить. Но, как мы видим и знаем, ненависть между князьями оказалась сильнее ненависти к монголам.

Монголы у границ Рязанской земли


О нападении монголов на Рязанские земли сохранились противоположные сведения.

С одной стороны, рассказывается об отчаянном сопротивлении гордой Рязани и непреклонной позиции её князя, Юрия Ингваревича. Многие еще со школьных лет помнят его ответ Батыю: «Когда нас не будет, тогда возьмёте все».

С другой стороны, сообщается, что монголы, поначалу, готовы были удовольствоваться традиционной данью в виде «десятины во всем: в людях, в князьях, в конях, во всём десятое». И в «Повести о разорении Рязани Батыем», например, говорится, что совет рязанских, муромских и пронских князей принял решение вступить в переговоры с монголами.


«Повесть о разорении Рязани Батыем»


Юрий Ингваревич, действительно, отправил к Бату-хану своего сына Федора с богатыми дарами. Оправдывая этот поступок, историки говорили потом, что таким образом рязанский князь пытался выиграть время, так как одновременно запросил помощи от Владимира и Чернигова. Но при этом он пропустил монгольских послов к Великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, и прекрасно понимал, что тот может заключить соглашение за его спиной. Да и помощи Рязань так ни от кого и не получила. И, возможно, лишь закончившийся гибелью его сына инцидент на ханском пиру помешал Юрию Рязанскому заключить соглашение. Ведь русские летописи утверждают, что поначалу Бату-хан принял молодого князя весьма милостиво и даже обещал ему не идти на Рязанские земли. Такое было возможным лишь в одном случае: Рязань как минимум пока ещё не отказывалась заплатить требуемую дань.

Загадочная гибель рязанского посольства в ставке Бату-хана


Но дальше вдруг происходит убийство Фёдора Юрьевича и сопровождающих его «именитых людей» в ставке Батыя. А ведь к послам монголы относились с уважением, и повод для их убийства должен был быть очень серьезным.

Странное, просто чудовищное требование «жен и дочерей» рязанских послов, всё же, кажется литературным вымыслом, скрывающим истинный смысл данного происшествия. Ведь таких требований и к уже полностью покорным им русским князьям ордынские ханы никогда не предъявляли.

Даже если предположить, что кто-то из захмелевших монголов (тот же Гуюк или Бури), желающий прекращения переговоров и начала войны, вдруг выкрикнул на пиру такие слова, сознательно провоцируя послов, отказ гостей мог стать поводом для разрыва отношений, но не расправы над ними.

Возможно, в данном случае имело место трагическое непонимание традиций и обычаев впервые встретившихся представителей разных народов. Что-то в поведении Федора Юрьевича и его людей могло показаться монголам вызывающим и неподобающим, и спровоцировать конфликт.

Проще всего представить их отказ пройти через ритуал очищения огнем – обязательный при посещении юрты хана. Или – отказ поклониться изображению Чингисхана (об этой традиции сообщает, например, Плано Карпини). Для христиан такое идолопоклонство было неприемлемым, для монголов же это стало бы страшным оскорблением. То есть, Фёдор Юрьевич мог предвосхитить судьбу Михаила Черниговского.

Были и другие запреты, о которых русские просто не могли знать. «Яса» Чингисхана запрещала, например, наступать ногой на золу костра, потому что на ней оставляет следы душа умершего члена семьи или рода. Нельзя было лить вино или молоко на землю – это рассматривалось, как желание навредить с помощью магии жилищу или скоту хозяев. Запрещалось наступать на порог юрты и входить в юрту с оружием, либо с засученными рукавами, нельзя было мочиться, перед тем, как войти в юрту, самовольно садиться на северной стороне юрты и менять место, указанное хозяином. А любое угощение, поданное гостю, тот обязательно должен принимать двумя руками.

Напомним, это была первая встреча русских и монголов на таком уровне, и рассказать о тонкостях монгольского этикета рязанским послам было некому.

Падение Рязани


Дальнейшие события русскими летописями, видимо, передаются, верно. Рязанские послы погибли в ставке Бату-хана. Жена молодого князя Федора Евпраксия, в состоянии аффекта, вполне могла броситься с крыши с малолетним сыном на руках. Монголы пошли на Рязань. Пришедший из Чернигова «с малой дружиной» Евпатий Коловрат мог атаковать арьергардные части монголов между Коломной (последний город Рязанского княжества) и Москвой (первый город земли Суздальской).

В «Легенде о Коловрате», пожалуй, самом позорном историческом фильме за всю историю российского и советского кинематографа, Федор Юрьевич отважно сражается с монголами на глазах у похожего на трансвестита Бату-хана, а его свита, во главе с боярином Евпатием, смело бежит прочь, бросая охраняемую особу на произвол судьбы. А потом Коловрат, видимо, понимая, что за это князь Юрий Ингваревич, в лучшем случае, повесит его на ближайшей осине, несколько дней шляется по лесам, дожидаясь падения своего города. Но не будем о грустном, мы ведь знаем, что все было совсем не так.


Князь Федор Юрьевич Рязанский и Евпраксия перед Богоматерью



Евпатий Коловрат, памятник в Рязани



«Разорение Рязанской земли», Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI век. Российская национальная библиотека


Разбив вышедшие против них рязанские войска в пограничном сражении (в нём погибли три князя – муромский Давид Ингваревич, коломенский Глеб Ингваревич и пронский Всеволод Ингваревич), монголы захватили Пронск, Белгород-Рязанский, Дедославль, Ижеславец, а затем, после пятидневного штурма, овладели Рязанью. Вместе с горожанами погибла и семья Великого князя.

Дешалыт Е.И. Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 г. (диорама). Рязанский Кремль


Скоро падут Коломна (здесь погибнет сын Чингиса Кюльхан), Москва, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Торжок…

Всего во время этого похода будут взяты и разрушены 14 русских городов.


«Взятие и разорение монголо-татарами Москвы в 1238». Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI век. Российская национальная библиотека



«Взятие Суздаля Батыем». Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI век. Российская национальная библиотека


Мы не станем пересказывать историю походов Бату-хана на русские земли, она хорошо известна, попробуем рассмотреть два странных эпизода этого нашествия. Первый – разгром русских дружин Великого князя Владимирского на реке Сити. Второй – невероятная семинедельная оборона небольшого города Козельска.

И поговорим об этом в следующей статье.

topwar.ru

происхождение народа, где и как живут, фото

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции

Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма — монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище

Монголы — кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.

Еда

Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.

Одежда

Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.


Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

travelask.ru

Обычаи и традиции Монголов

Чем опасен оттопыренный мизинец, почему в юрту надо входить через Африку и что делать со шляпой? 10 запретов страны степей.

Монголы не навязывают свои правила приезжим, поэтому мало кто из туристов разбирается в тонкостях местного этикета. И напрасно, ведь многие невинные по российским меркам поступки здесь считаются дурным тоном. Вот самые главные «нельзя».

Давать деньги как попало

Смятые, испачканные, зажатые между пальцами, брошенные на стол, извлеченные из потайного кармана лифчика… В России деньги — это всегда деньги, ценные сами по себе. Для монголов деньги — это форма проявления уважения. В первую очередь к праотцу нации, великому Чингисхану, чей портрет венчает каждый тугрик. Во вторую — к человеку, кто эти тугрики получает. Поэтому, расплачиваясь за что-то в Монголии, важно помнить, что деньги нужно протягивать правой рукой, развернув купюру лицом Чингисхана вверх, макушкой Чингисхана — в сторону продавца. Для выражения пущего почтения можно подать купюру обеими руками на раскрытых ладонях.

Спрашивать гостя, будет ли он чай

«А может, чайку? Или покушать?» — эти вопросы считаются в Монголии неприличным. Гостя не спрашивают, ему сразу наливают чай и подают еду. И делают это до тех пор, пока тот не покажет, что хватит. Гостю, в свою очередь, важно не переоценить свои силы, ведь доедать ему придется все, что лежит на тарелке, независимо от того, нравится ему или нет. Недоеденная пища считается проявлением неуважения к тому, кто угощает, будь это хозяйка дома или одинокий пастух, только что потушивший козлятину в канистре с помощью паяльника. Монгольская кухня непредсказуема, поэтому иностранцам стоит быть точными в изъявлении своих пожеланий. Попросив чай с колбаской и не уточнив, где именно последняя должна находиться, можно получить кружку зеленого чая с плавающими в нем копченостями. Это не байка, а реальный опыт девушки из России.

Просить монгола снять шляпу

Русские учителя в школах Улан-Батора, бывает, возмущаются: какое неприличие, монгол-отец сидит на родительском собрании в головном уборе! Они еще не знают, что мужская шляпа в Монголии — олицетворение мужского достоинства. Поэтому в публичных местах ее не снимают, а в гостях и дома кладут только на возвышенные места, поближе к алтарю. Хозяину дома не понравится, если кто-то, кроме жены, прикоснется к его шляпе. Оскорбится он и за весь мужской род при виде иностранца, поместившего свою кепку на неподобающе низкую поверхность — стул или вообще на пол.

Подавать чай абы как

В Монголии начинают всегда чаем, даже если это настоящие мужские посиделки. При этом важно соблюдать тонкости чайной церемонии. По мнению монголов, как мы в России подаем друг другу чай, «так у нас собакам воду наливают». Кружка ни в коем случае не должна ставиться на стол перед гостем. Она передается из рук в руки, правой рукой. При этом левая рука может поддержать правую за локоть. Этот жест говорит о том, что гостю нечего скрывать и он не нанесет коварный удар слева.

Ходить в юрте против часовой стрелки

Юрта — это маленькая вселенная, существующая по своим незыблемым законам. Если представить ее в качестве Восточного полушария Земли, то вход в нее окажется на Южном полюсе, а алтарь — на Северном. В Европе поселятся мужчины, на Дальнем Востоке — женщины, а в Австралии поставят холодильник. Любого гостя независимо от пола усаживают в обители женщин. К своему месту ему следует идти по часовой стрелке, через Африку, огибая очаг слева. Входить в юрту положено, как и в храм, с правой ноги. При этом голова должна обогнать ногу на полшага.

Считать мух и пить чай с оттопыренным мизинцем

Молодые монголы русского языка практически не знают и могут неправильно истолковать восклицание «муха!». Дело в том, что русское слово «муха» созвучно монгольскому «плохо». То же самое значит жест, которым грешат некоторые любители чаепитий, — оттопыренный в сторону мизинец. Монголы чувствительны к грубости и, вероятно, обидятся на «неадекватность» русского туриста, откровенно демонстрирующего свое недовольство.

Обращать внимание на женщин, кормящих грудью на публике

«Однажды я видела девушку, которая прямо при ринпоче кормила грудью. Это никого не смутило, кроме меня», — делится русская студентка Буддийского университета в Улан-Баторе. Таких «бесстыдных» женщин очень много в общественных местах Монголии. Кормящая мать здесь — образ, лишенный сексуальных коннотаций, настолько естественный, как естественна потребность в еде и справлении нужды. В степи куда спрячешься? И куда денешься, если хочется послушать лекцию буддийского учителя тогда, когда пришла пора кормить ребенка?

Обращаться на ты к старшим

«Даже если собеседник старше тебя на два часа и он твой друг, обращайся к нему только на вы», — увещевала автора монголка средних лет на пути из Бурятии в Улан-Батор. Российская привычка «тыканья» как общения на равных в Монголии совершенно не прижилась. Здесь правит настоящий азиатский культ предков. Старшим уступают места, им первым подают кушанья, их ни в коем случае не хлопают по плечу в качестве прощания или приветствия.

Ходить без пояса в национальном костюме

Если для нас народный костюм — пережиток прошлого, то для монгола — праздничная одежда. Поэтому примерять его нужно добросовестно, то есть обязательно подпоясавшись. Халат нараспашку, без пояса, смотрится в глазах монгола вульгарно и неприлично.

Быть снобом

Снобизм — это то, из-за чего в Монголии начинаются драки. А ведь именно русские туристы, по мнению опрошенных нами монголов, грешат категоричностью и высокомерием. «Это невкусно, это неправильно», — слышат они от наших соотечественников. И, в свою очередь, советуют: «Если вы хотите кушать в этой стране, научитесь слушать, принимать и благодарить». А кроме того, в целях безопасности советуют избегать общения с нетрезвыми незнакомцами: фирменное монгольское миролюбие под воздействием винных паров уступает место жгучему желанию поставить сноба на место.

infoportalru.ru

Места на планете, которые строго запрещено посещать

Секреты — одна из главных частей нашей культуры. Секреты обязательно должны быть, потому что всегда есть опасность обмана, предательства, войн и т.д. Секреты помогают нам обеспечить нашу свободу и безопасность. Поэтому не удивительно, что самый важный секрет — это «государственная тайна».

15. Зона 51


Фото: h-cdn.com

Это одно из самых охраняемых мест на Земле. Фотографий зданий нет, но мы знаем, что там есть какие-то строения. Зона расположен посреди пустыни, а вокруг нее никого не живет. Однако, если вы приблизитесь слишком близко к объекту, волшебным образом появятся военные и заберут отснятые материалы, задержат вас, либо вежливо попросят покинуть этот район. Сделать фото с воздуха также невозможно, потому что любой объект над зоной будет немедленно сбит. Спутниковых снимков этого места тоже не найти, и никто ничего не знает о нем. Можно услышать предположения, что там прячут инопланетян, но, вероятнее всего, это лишь прикрытие. На самом деле в этой зоне проходят испытания самого современного оружия.

14. Форт Нокс


Фото: glitta.tv

Форт Нокс — это место, где США хранят все золото, которое у них есть. Он расположен в Кентукки, и является одним из самых крупных золотохранилищ в мире. Здесь и муха не пролетит!

13. Секретные хранилища Церкви мормонов


Фото: glitta.tv

Это хранилище на глубине 180 м под землей, находится в штате Юта. Оно называется Little Cottonwood Canyon и оснащено датчиками движения и датчиками тепла. Странно, что в США так много секретных и охраняемых мест. Почему у Церкви есть секретное хранилище? Зачем оно нужно?

12. Банк Федерального Резерва в Нью-Йорке


Фото: glitta.tv

Здесь находится более 25% мирового золота. Эти огромные хранилища расположены на уровне 2,5 м под землей, и их круглосуточно из укрытия охраняет снайпер. Совершить ограбление здесь практически невозможно.

11. Парковка Bold Lane


Фото: glitta.tv

Да, вы не ослышались. Это парковка, которая является одним из шести наиболее охраняемых мест в мире. Она предназначена для самых дорогих автомобилей, принадлежащих самым богатым людям мира. Находится парковка в Дербишире (Derbyshire), Англия.

10. И, конечно, Звездные Врата – гора Шайенн


Фото: Getty Images

Правительство США говорит, что внутри горы Шайенн ничего нет. Поэтому этот объект очень интересен для нас. Североамериканское Командование по Аэрокосмической Защите (The North American Aerospace Defense Command) использовало эту базу в качестве своей штаб-квартиры, и это самое безопасное место в том случае, если когда-либо случится ядерная война. Чтобы стало понятно: мы не уверены, что в этом бункере ничего нет.

9. Менит-Хилл, Соединенное Королевство


Фото: wordpress

Это одно из самых безопасных мест в Европе и, более того, это самое странное место в Европе из-за гигантских объектов, похожих на мячи для гольфа, разбросанных по всей территории Менит-Хилл (Menwith Hill). Это самая большая станция электронного мониторинга на планете.

8. Богемская роща


Фото: Pinimg.com

Это секретное место — клуб миллионеров. Комплекс занимает площадь в 11 кв. км и находится в Монте-Рио (Monte Rio), штат Калифорния. Его члены представляют собой элиту мира, и они собираются там, чтобы обсудить, кто что знает. Возможно даже мировое господство! Кстати, этот клуб закрыт для женщин.

7. Змеиный остров


Фото: worldtoptop

Это одно из самых смертоносных и наиболее закрытых мест на нашей планете. Остров находится недалеко от побережья Бразилии и здесь обитают не менее 4000 видов самых опасных змей мира. Считается, что их яд настолько токсичен, что может прожечь вашу кожу. На этот остров могут попасть только ученые.

6. Хранилище Coca Cola


Фото: lifebuzz

Здесь хранится рецепт для популярного напитка Coca-Cola. Это один из самых тщательно охраняемых секретов в мире.

5. Семенное хранилище в Свальбарде (Шпицбергене)


Фото: dainikbhaskar

Это специальное хранилище предназначено для хранения семян в случае глобальной экологической катастрофы. Оно находится в Шпицбергене (Spitsbergen), Норвегия.

4. Архивы Ватикана


Фото: thestar

 

Это одна из крупнейших в мире библиотек. Здесь содержатся несколько секретных документов, собранных Церковью (Майянские кодексы (Mayan codices), судебный процесс Галилео Галилея и т. д.)
3. Пещеры Ласко, Франция


Фото: pinimg

Эти пещеры расположены во Франции, и в них были обнаружены несколько доисторических пещерных картин. Пещеры были открыты для посещения вплоть до 1963 года. Однако, присутствие человека негативно отразилось на состоянии древних картин на стенах, поэтому теперь пещеры закрыты для публики.

2. Комната 39, Северная Корея


Фото: Fella.com

Комната 39 – это секретная организация, созданная для поиска и получения разными способами иностранной валюты для президента Северной Кореи Ким Чен Ына. Организация была создана в 1970 году, и некоторые говорят, что у нее есть 20 банковских счетов в Китае и Швейцарии, которые они используют для отмывания денег.

1. Межгорье, Россия


Фото: extrawebdev.com

Этот секретный ядерный ракетный комплекс в России охраняется двумя российскими батальонами. Это автоматическая база баллистических ракет, которая может быть активирована в случае ядерного удара или сейсмической активности.

+ бонус

Центр данных компании Google



Фото: wonderfulengineering.com

Это Зона 51 в области высоких технологий! Здесь хранятся данные со всего мира, и вы можете спать спокойно, потому что это место защищено даже лучше, чем настоящая Зона 51. Ваш пароль в Facebook находится в безопасности.

bugaga.ru

Что запрещено в Монголии? на портале Паблик Трэвел Курган

Что запрещено в Монголии?

Монголия известна большинству как малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. Но мало кто знает, что увеличение численности населения и развитие промышленности в послевоенный период привели к ускоренной урбанизации. Сегодня в городах Монголии живет 3/5 населения страны. Остальная часть отдает предпочтение кочевому образу жизни.

Монголия — большое государство в Центральной Азии. У этой страны есть всего две «соседки»: на севере — Россия, на юге, западе и востоке — Китай.

В Монголии проживает большое количество народностей, относящихся, в основном, к монгольской и тюркской языковым группам. В этой стране также встречаются русские и китайцы. Государственным языком считается монгольский, при этом используется кириллическая письменность.

Что запрещено в Монголии?

Государственной религией является тибетский буддизм, хотя приверженцев христианства в этой стране тоже немало. Также можно встретить мусульман и католиков.

Что запрещено в Монголии?

Монголия сегодня вызывает особый интерес у туристов даже несмотря на сравнительно небольшое количество исторически значимых построек. Главным богатством Монголии является нетронутая людьми уникальная природа, которая привлекает большое количество приверженцев экотуризма. Бескрайние просторы степей, безжизненные пустыни и солончаки, величественные горные районы, голубые озера и, конечно же, самобытное местное население — вот на что приезжают посмотреть люди со всего мира.

Гражданам РФ для посещения Монголии требуется виза.
Получить визу в Монголию можно в консульском отделе Посольства Монголии в Москве, Генеральных консульствах Монголии в городах Иркутске, Улан-Удэ, Кызыле.
Визы действительны в течение 30 дней с даты въезда в страну (и 3 месяца с даты выдачи) и могут быть продлены непосредственно в Монголии еще на 30 дней.

Что запрещено в Монголии?

В Монголию из России можно попасть прямым рейсом из Москвы на самолете, или, как альтернатива на поезде по маршруту Москва — Пекин, по Транс-Монгольской железной дороге. Среднее время в пути, при авиа перелете Москва — Улан Батор — 6 часов. Путешествовать по Монголии можно самостоятельно, а можно заказав заранее экскурсионный тур в нашем турагентстве.

Что запрещено в Монголии?

В случае завершения поездки и пересечения границы при возвращении назад туристам запрещено вывозить рыбу, мясо без соответствующего разрешения. Нельзя перевозить с собой опиум, а также иные наркотики, разного вида публикации и фото порнографического характера, радиоактивные вещества и взрывчатые предметы. Также не возможен вывоз без специального разрешения боеприпасов и оружия.

Что запрещено в Монголии?

 

Под пристальный таможенный контроль при вывозе подпадут различные драгоценные камни, золотые изделия и другие драгоценные металлы, старинные предметы либо изделия, отнесённые в стране к культурным и историческим ценностям. Во избежание проблем на таможне путешественникам следует покупать антиквариат не с рук, а в магазинах, которые имеют специальное разрешение на продажу. Чек обязательно должен быть с вами. Каждая вывозимая туристом вещь по цене не должна превысить 500 $.

При превышении данной суммы на таможне взыскивают пошлину, начиная с 10 % до 100 % (зависимо от вида предмета). Учитывайте, что таможенники самостоятельно определяют сумму данной пошлины. Поэтому постарайтесь вложиться в указанный лимит стоимости вещей. Тогда поездка станет менее затратной. Также запрещается вывозить иностранную и нацвалюту, которая будет превышать сумму, заявленную ранее при въезде в декларации.

Что запрещено в Монголии?

 

www.kurgan-travel.ru

Японцы о монгольском вторжении » Военное обозрение

Осенняя буря –
Каково-то придется сейчас
Тем пяти домишкам?..
Бусон


Современники о монголах. А было так, что в 1268, 1271 и 1274 гг. хан Хубилай (Кублай-хан), император Китая, раз за разом посылал в Японию своих посланцев с незавуалированным требованием: выплачивать ему дань! Отношение у японцев к Китаю было в то время подобно отношению младшего брата к старшему. И неудивительно, ведь все лучшее в Японии пришло туда именно из Китая – чай и письменность, военное искусство, законы и религия. Существовало мнение, что Китай – это великая страна, достойная всяческого уважения и восхищения. Сегодня неизвестно, какими словами и на каком языке посланцы Хубилая объяснялись с японцами, но несомненно, что иметь дело им пришлось не только с придворными императора, но и с самураями из бакуфу – этого нового и амбициозного военного правительства Японии. Но амбиции амбициями, но у бакуфу не было ни малейшего опыта в международной дипломатии, да и откуда бы он у него взялся? Кроме того, о событиях в Китае самураи из бакуфу знали лишь со слов буддистских монахов, бежавших с материка от монголов. Камакурский сёгунат относился к ним весьма благосклонно, некоторые из этих беглецов даже сделали в Японии очень даже приличную карьеру, но… был ли этот источник информации о монголах в достаточной степени объективным, или же он представлял собой рассказы о «дикарях верхом на мохнатых лошадках»? И что могли рассказать монахи-буддисты о военной силе монголов? Что ж, известно, что основатель японской школы нитирэн считал, что монгольское вторжение в Китай – это признак мирового упадка. То есть скорее всего и бакуфу считало именно так и потому недооценивало силы монголов.

Осень 1274 г. Такэнага Суэаки сражается с монголами в ходе их первого вторжения. Его конь ранен стрелами и пугается взрывов. Такая тактика была столь необычной для самураев, что их застали врасплох, но затем они все-таки научились как противостоять своему противнику. («Мёко сюрай экотоба», музей Кунайтё, Япония)

Начало первого вторжения


Аристократам при дворе императора в Киото было привычно подчиняться могущественному Китаю, по крайней мере они были готовы к этому морально. Поэтому они хотели согласиться на требования монголов и заплатить им дань, однако молодой регент Ходзё Токи-мунэ решил, что следует отказаться. Он обратился к самураям с призывом забыть распри и защитить страну от вторжения. Начали с того, что на севере острова Кюсю поставили сторожевые посты. Ну, а Хубилай решил, что просто так он этого своеволия не оставит и приказал корейцам построить 900 кораблей, поскольку посуху вторгнуться в Японию было невозможно. Приказано – сделано. Корабли были построены, и в октябре 1274 года монголы отправились воевать за море.

Самураи Такэнага Суэаки устремляются на врага. («Мёко сюрай экотоба», музей Кунайтё, Япония)

О том, что в это время в Японии начинается сезон тайфунов, они даже и не подозревали. Сначала они высадились на острове Цусима, лежавшем как раз на полпути между Кореей и Кюсю, а затем и на лежавшем неподалеку от побережья Японии острове Ики. В боях с захватчиками погибли два военачальника, Сё Сусэкуни и Тайрано Кагэтака, бывшие приближенными местного губернатора и отряды местных самураев.


Руины береговых укреплений в заливе Хаката на Кюсю. В древности их протяженность превышала 20 км. В одних местах укрепления возводили только из камня, в других пространство между двумя каменными стенами заполняли песком.

Затем монголы достигли залива Хаката на севере Кюсю и высадились там на берег. Там их встретили воины совершенно непривычного им вида. Причем битва началась с того, что из их рядов шеренги выехал молодой всадник, что-то громко им прокричал, непонятно зачем пустил громко засвистевшую стрелу (кабура или кабурая – «свистящая стрела» начала битвы) и в одиночку бросился на монголов. Естественно, что те тут же расстреляли его из луков, понятия не имея о том, что по самурайским правилам битву должен начать один воин, который объявлял врагам свое имя и заслуги своих предков и выпускал «свистящую стрелу». Возможно когда-то это был и монгольский обычай. Ведь японский язык относится к алтайской языковой группе. Но только было это уже так давно, что «новые монголы» о нем совсем забыли.


Изображение монгольских воинов из «Мёко сюрай экотоба» (оригинал). Как видите, из присутствующих на нем 17 воинов металлические доспехи из пластинок имеют лишь три человека. Остальные одеты в длиннополые «халаты» и островерхие войлочные шапки. Щиты ростовые, явно плетеные. И не все они всадники. Пехоты больше. Следовательно, многие из них корейцы, а монголов на конях не очень-то много.


Этот же рисунок с прорисовкой деталей.

«Слишком рациональные монголы»


По мнению самураев, монголы сражались, говоря нашим языком, «слишком уж рационально», что было недостойно славных воинов, имевших столь же славных предков. Самураи уже привыкли к соблюдению весьма строгих правил поведения воинов на поле боя, а тут?.. Монголы вступали в бой не по одному, а сразу многочисленными отрядами, никаких одиночных поединков не признавали, но также демонстрировали абсолютное презрение к смерти и убивали всех, кто вставал у них на пути. Самое ужасное, что они применяли взрывающиеся снаряды, взрывы который страшно пугали самурайских коней и вносили панику в их ряды.

Монгольский шлем с наушами из Музея монгольского вторжения в Генко, Япония. Вес 2 кг.

Самураи острова Кюсю понесли большие потери и отошли от берега к городу Дадзайфу, являвшемуся административным центром Кюсю, и здесь укрылись в древней крепости, ожидая подкреплений. Но и монгольским военачальникам победа далась столь высокой ценой, что они задумались. К тому же если монголы сражались традиционно отважно, то корейцы, которых также набрали в армию, старались всячески уклониться от боя, и было очевидно, что полагаться на них нельзя. Поэтому они решили не рисковать и, опасаясь ночной контратаки, вернулись на свои корабли. Ну, а ночью разразился сильнейший ливень, начался сильный шторм и закончилось все это тем, что когда на следующее утро разведчики-самураи вышли на берег, то в бухте они не обнаружили ни одного монгольского корабля. Считается, что завоеватели потеряли тогда 200 кораблей и 13500 воинов, то есть практически половину войска. Ну, а оставшиеся в живых… убрались подобру-поздорову обратно.


Монгольский шлем, аналогичного типа. (Исторический музей в Генко, Япония)

Попытка второго вторжения


К 1279 г. монголы овладели еще и Южным Китаем, так что у Хубилай-хана появилась целая армия и значительная часть флота династии Сун. В Японию было отправлено новое посольство с требованием покорности, однако японцы его перебили. Монголы такого никому не прощали, поэтому Хубилай-хан тут же приказал китайцам построить еще 600 кораблей и готовить армию к выступлению против Японии. Ожидавший нового вторжения Ходзё Токимунэ приказал построить вдоль берега северной части острова Кюсю защитную стену. Строили ее из земли и камней, причем высота ее составляла 2 м, а ширина фундамента не более 3. Понятно, что грозным такое укрепление назвать было нельзя. Но лучше такое препятствие против монгольской конницы, чем никакого – решили самураи и стену возвели.

На месте высадки монголов в Японии были найдены и вот такие железные стремена. (Исторический музей в Генко, Япония)

Бои на суше и на море


Новая экспедиция Хубилая была разделена на две армии: Восточную и Южную. Первая была посажена на 900 кораблей и состояла из 25 тысяч монгольских, корейских и китайских воинов и еще 15 тысяч матросов. В июле 1281 г. она отплыла из Восточной Кореи, в то время, как Южный флот, в четыре раза превосходящий по численности Восточный, шел навстречу с ним у острова Ики. Войска Восточной армии вновь высадились островах Цусима и Ики, но ее военачальники решили попытаться захватить Кюсю до подхода Южной армии. Войска монголов вновь начали высадку у северного мыса залива Хаката, но встретились с ожесточенным сопротивлением сил Отомо Ясуёри и Адати Моримунэ. Пришлось им встать на якорь неподалеку от берега. Тут-то они и подверглись атакам легких лодок, на которых к ним подплывали самураи и либо поджигали суда противника зажигательным стрелами, либо брали их на абордаж и… тоже поджигали. К тому же июль в Японии – это самый жаркий месяц и вдобавок – месяц дождей. Из-за жары, сырости и скученности людей на борту запасы продовольствия начали гнить. Это привело к болезням, от которых умерло около 3000 монголов, а боевой дух их упал.

Такэнага Суэаки действует на море. («Мёко сюрай экотоба», музей Кунайтё, Япония)

«Ветер духов приходит на помощь!»


Только в середине августа корабли с Южной армией вышли в море и тоже направились в сторону Кюсю. Но тут в ночь с 19 на 20 августа на корабли завоевателей опять напали легкие суда самураев и нанесли им потери. А 22 августа началось то, что сами японцы впоследствии назвали камикадзэ — «божественный ветер» (или «ветер духов») — тайфун, который разметал и потопил 4 тысячи кораблей и вызвал гибель 30 тысяч воинов. Фактически Южная армия после этого как боевая единица перестала существовать.

Правда, Восточный флот, который находился в это время в бухте Хирато, на этот раз практически не пострадал. Но тут военачальники армий вторжения начали спорить о том, стоит ли в таких условиях продолжать столь неудачно начавшуюся кампанию. Монголы из Восточной армии считали, что ее нужно продолжать, но уцелевшие китайцы, из которых состояла большая часть Южной армии, на это никак не соглашались. Затем один китайский военачальник просто сбежал на уцелевшем корабле в Китай, бросив своих воинов на произвол судьбы. И итоге было решено немедленно уходить от этих недобрых берегов. Таким образом множество воинов, оказавшихся на острове Такасима, лишись поддержки флота и… всякой надежды на возвращение домой. Вскоре все они, то есть и монголы, и корейцы, были перебиты, однако самураи пощадили китайцев.


Хубилай – император монгольской Юань (1215-1294 гг.)

40 лет напрасных мечтаний


Императору Хубилаю подобный исход задуманного им вторжения совсем не понравился, и он еще несколько раз пытался его повторить, но в этом ему помешали начавшиеся восстания китайцев и вьетнамцев. В Корее он даже вновь приказал собирать армию, но среди корейцев началось столь массовое дезертирство, так что от своих замыслов ему пришлось отказаться. Сорок лет Хубилай мечтал о захвате «золотых островов», но мечта его так мечтой и осталась

Документы рассказывают…


Информация о вторжении попала в документы многих храмов и в канцелярию бакуфу. И не просто попала, свитков, где рассказывается о геройских подвигах самураев, по его отображению множество. Дело в том, что в Японии было в обычае требовать от сюзерена, а в данном случае им как раз и выступало бакуфу, награды за доблесть. И самураи отправляли туда послания, где скрупулезно перечисляли все отрубленные ими головы и захваченные трофеи. Не отставали и монахи! Так, один настоятель монастыря написал о том, что молитвами его братии божество их храма с вершины его крыши метало молнии в китайский флот! Вот так появился и этот примечательный документ, дошедших до наших дней и получивший название «Свиток монгольского вторжения» — «Мёко сюрай экотоба». Он был изготовлен для самурая Такэнаки Суэаки, который ожидал, как и многие, от бакуфу Камакуры награды за участие в войне и потому приказал своему художнику отобразить его отвагу в деталях. Рисунок, сделанный скорее всего под надзором этого самурая, исторически очень достоверно изобразил и оружие, и доспехи того времени. В нем описываются оба эпизода этих значимых для Японии событий, но все равно он является важным историческим источником.

Использованная литература:
1. Мицуо Курэ. Самураи. Иллюстрированная история. Пер. с англ. У. Сапциной. М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Стивен Тернбулл. Самураи. Военная история Японии. Пер.с англ. П. Марков, О. Серебровская, М.: Эксмо, 2013.
3. Плано Карпини Дж. Дель. История Монгалов // Дж. Дель Плано Карпини. История Монгалов / Г. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997.
4. История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. Т. 1. С древнейших времён до 1968 г.
5. Stephen Turnbull. The Mongol Invasions of Japan 1274 and 1281(CAMPAIGN 217), Osprey, 2010.

Продолжение следует…

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *