Мощи саввы сторожевского в звенигороде: Мощи преподобного Саввы Сторожевского. Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

Мощи преподобного Саввы Сторожевского. Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

16 декабря

22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.

Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского Чудотворца.

Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти.  1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас… все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…».

Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы.

Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку. 

Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества. 

Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими. 

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.

М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.     

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.

Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.

Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих. 

После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь. 

По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.

При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.

И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.

Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.

По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями.

Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».

Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.

«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».

По материалам работы Инги Брандт.

Намоленное место близ Звенигорода: Саввино-Сторожевский монастырь.

Янв 27 2022

Друзья, сегодня я расскажу об удивительном месте близ Звенигорода, который ежегодно, в любой сезон, посещает большое количество паломников и туристов. Это Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Ставропигиальный означает, что монастырь подчиняется непосредственно Патриарху. Этот статус монастырь получил в 1995 году.

В 2007 году был открыт памятник Преподобному Савве на территории монастыря.

Монастырь основан в конце XIV века, располагается на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку всего в двух километрах от города Звенигорода Московской области.

Одновременно с Саввино-Сторожевским монастырем можно посетить

Скит Преподобного Саввы Сторожевского, который находится в 20-минутной пешей доступности (примерно 1,5 км от монастыря).

Вокруг монастыря благоустроенная и красивая территория.

Если вы добираетесь до монастыря на машине, то проезжайте чуть дальше главных ворот (там стоит шлагбаум и парковки нет), дальше увидите парковку, а еще чуть дальше (по направлению к Скиту) еще одну парковку, а в самом конце у Скита Преподобного Саввы третью парковку.

Между монастырем, Скитом и парковками расстояние небольшое, а для пешеходов сделаны удобные дорожки, по которым гулять и наслаждаться красотой этого места.

Осмотр можно начать либо с монастыря, смотровой площадки и колодца Преподобного Саввы Сторожевского, который находится близ стен обители, затем направиться в Скит и купальню, или, наоборот, начать с купальни и Скита, затем идти в монастырь.

Саввино-Сторожевский монастырь имеет небольшую по площади территорию, но богатую историю. Монастырь основал в 1398 году ученик Сергия Радонежского Преподобный Савва по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Обитель неоднократно подвергалась вражеским разрушениям, но постепенно восстанавливалась.

В советское время на территории размещался санаторий, а затем музей. Только в 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для всех верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь, а в честь 600-летнего юбилея обители в 1998 году реликвия была возвращена в стены Сторожевского монастыря. Мощи преподобного Саввы торжественно перевез в Звенигород Святейший Патриарх Алексий II.

Сохранившийся фундамент древнего храма.

В настоящее время здесь живут несколько десятков монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека, монастырь курирует детский приют для ребятишек, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Ежедневно ведутся Богослужения, а с расписанием можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.

Ангел, как в Оптиной Пустыни.

Внешний вид всех кто посещает монастырь должен быть соответствующим: мужчины в брюках, женщины в юбках, с покрытой головой и плечами.

Перед входом в монастырь можно посмотреть и сфотографировать подробную карту.

Для всех желающих работает паломническая служба, можно заказать экскурсию по нескольким маршрутам. Экскурсовод расскажет об архитектурном ансамбле монастыря, по возможности разрешит подняться на звонницу и покажет Скит Преподобного Саввы.

На территории монастыря работает несколько трапезных, в которых можно перекусить, а также приобрести монастырскую продукцию. Есть молочка, выпечка на любой вкус и крепкий квас (его лучше сразу не пить тем, кто за рулем).

Цены на продукты в чайной: масло сливочное 600 р. за 1 кг.

Сметана 30% — 190 р. за 0,5 кг.

Творог обезжиренный — 175 р. за 0,5 кг.

Постные пирожные  77 р. и 85 р.

Кекс большой 385 р.

При желании можно остановиться на проживание в гостинице «Сторожа». Монастырь находится в таком удивительном месте, что уезжать не хочется. Поэтому наличие в этом месте гостиницы за умеренную плату весьма хорошо. Рядом с гостиницей установлен памятник Преподобному Савве.

Саввино-Сторожевский монастырь окружен белеными крепостными стенами с несколькими башнями: Усовой, Житной, Красной со Святыми вратами, Провиантской (на первом этаже продают свежую выпечку и сладости), Северо-Восточной и Юго-Восточной. Протяженность стен 760 м., высота 8–9 м., ширина — около 3 м. Есть три ряда бойниц. По настенной галерее, как в Новоиерусалимском монастыре, свободно ходить, к сожалению, нельзя. Лишь только часть галереи боевого хода доступна при экскурсионном осмотре.

Внутри Провиантской башни.

Центральную часть территории монастыря занимают: Собор Рождества Богородицы, Троицкая церковь, Казанский трапезный храм и Преображенская церковь со звонницей. Также есть церковная лавка, медпункт, келейный корпус, братское здание, звонница, Царицыны палаты и Дворец царя Алексея Михайловича.

Собор Рождества Богородицы.

Царицыны палаты. В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

Дворец царя Алексея Михайловича Романова.

Ассиметричная звонница. На звонницу ведет широкая лестница с парадным крыльцом, являющаяся одновременно входом в большую трапезную палату.

Нижняя часть языка.

Троицкая церковь, Преображенская церковь и звонница.

Сохранившийся фундамент надвратной церкви. Ходить по этому месту запрещено.

Для оплаты треб в церковной лавке лучше иметь при себе наличные деньги. Если их нет, то можно оплатить по номеру телефона, но интернет не всегда стабильный, поэтому могут возникнуть трудности.

На территории монастыря можно набрать святой воды.

Мощи Преподобного Саввы находятся в соборе Рождества Богородицы. Там же можно увидеть иконы Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского. Перед мощами Преподобного ведутся церковные богослужения, после завершения которых все могут приложиться и попросить о помощи святого.

Внутри храмов фотографировать не благословляется, а жаль. Очень красивая роспись по стенам, чудесные старинные иконы. Чувствуется намоленность святого места. А певчие поют просто изумительно!

Помимо главной святыни монастыря — мощей Преподобного Саввы, еще есть крест-мощевик с частицами камня Гроба Господня и камня Голгофы, мощей Максима Грека, Филарета Московского, блаженной Матроны и других святых, а также ковчег-мощевик с частицами мощей Серафима Саровского.

Монастырь и его окрестности весьма живописны, а это всегда привлекает творческих людей. Здесь писал картины Левитан, снимались эпизоды к кинофильмам Тарковского, Наумова, Алова.

После осмотра монастыря можно отправиться к колодцу Преподобного Саввы Сторожевского, а по пути остановиться на смотровой площадке, которая находится сразу за крепостными стенами справа от Святых врат.

 

От смотровой площадки до колодца буквально пару минут ходьбы. К нему ведут продолжительные ступеньки, будьте осторожны при спуске в зимнее время года. Рядом с колодцем находится рыбное хозяйство монастыря, но вход туда запрещен.

По пути к колодцу.

Снизу открывается прекрасный вид на монастырь и окрестности.

В колодце очень вкусная вода! Обязательно наберите ее с собой (также воду из святого источника можно будет набрать в Скиту). Перед тем как пить водичку прочтите тропарь прп. Савве.

Колодец был ископан Преподобным Саввой в 1400 году, а впоследствии открылся святой источник.

Здесь утоляют жажду, а вот окунуться можно в освященной купели, которая находится в Скиту.

Заблудиться невозможно, любой человек подскажет дорогу до Скита или ближайшего указателя к нему.

Для посетителей созданы прекрасные условия для того, чтобы все могли посетить это святое место. Помимо купели здесь есть чайная. Можно расположиться внутри и снаружи. Есть туалет, стоянка для машин, площадка для детей, скамейки для отдыха, церковная лавка.

В чайной огромный ассортимент!

Купель со святым источником отлично оборудована. Есть просторные раздевалки (отдельно для мужчин и женщин), а спуск в воду удобный (с перилами, ступеньками и прозрачной водой). Дно видно и погружаться в такую воду немного легче, чем в ту, где дна не видно. Вода круглый год держится в пределах +4+6 °С. Обычно желающих окунаться немного, особенно в холодное время года.

Какая красота! Купель внутри.

Но сколько чудес исцелений уже здесь произошло у тех, кто с верой отважился окунуться в святом источнике!

Здесь также можно набрать водички с собой. Местные жители специально приезжают за водичкой регулярно.

Отдохнуть после купания и согреться можно в чайной.

Чайная у Скита.

Обязательно посетите пещеру прп. Саввы, где он молился. Она находится рядом с купальней.

Рядом с пещерой прп. Саввы.

Лучше зайти в пещеру перед купанием, если собираетесь окунаться в святом источнике. Очередей нет, а внутри можно поставить свечку перед иконой Преподобного Саввы.

Вход в пещеру.

Недаром Саввино-Сторожевский монастырь считается одним из самых лучших для посещения мест в Московской области! Обязательно рекомендую всем! Это удивительная обитель, которая никого не оставит равнодушным. Дни памяти Преподобного Саввы Сторожевского: 16 декабря — преставление, 1 февраля — обретение мощей, 10 августа – второе обретение мощей. Преподобне отче Савво, моли Бога о нас!

Имя

Email

By Ирина Яровая • Россия • 2 • Tags: Звенигород, Московская область, Россия

Фестиваль «Зимняя сказка» рядом с парком «Патриот»: отзывы, впечатления, рекомендации. Парк птиц «Воробьи», или полноценный зоопарк в Калужской области.

Савва Сторожевский, звенигородский чудотворец, прп.

Преподобный Савва Сторожевский Звенигородский в ранней юности оставил мир и принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского, учеником и сподвижником которого он был.

Святой Савва любил уединение и избегал общения с людьми. Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божиим. Он был образцом простоты и смирения и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в монастыре преподобного Сергия был духовником всей братии, почтенный и весьма ученый старец».

Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем, Савва стал его игуменом, по благословению преподобного Сергия. Сохраняя простой образ своего аскетического образа жизни, он питался растениями, носил грубую одежду и спал на земле.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, с уходом ее игумена Никона в пустыню, попросила святого Савву быть игуменом обители. Здесь он «по силе своих сил пас вверенную ему паству, помогая молитвами своего духовного отца, преподобного Сергия». По преданию, большой колодец за стенами Лавры был построен, когда он был игуменом.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестник преподобного Сергия, с большой любовью и уважением относился к святому Савве. Он избрал святого Савву своим духовным отцом и умолял его прийти и благословить всех своих домочадцев. Святитель надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолял его остаться и основать новую обитель «в отечестве своем, близ Звенигорода, на месте, называемом Сторожи».

Святой Савва принял просьбу князя Юрия Димитриевича и, со слезами молясь перед иконой Божией Матери, умолил Ее о защите пустынного места. На Сторожевой горе он построил небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом маленькую келью для себя. Здесь в 139 году9 преподобный основал монастырь, с любовью принимавший всех, кто искал жизни в безмолвии и уединении.

Святой Савва много потрудился в устроении своего монастыря. Он выкопал у подножия холма колодец, из которого на своих плечах носил воду; он обнес монастырь деревянным частоколом, а в ложбине над ним выкопал келью, где мог пребывать в уединении.

В 1399 году святой Савва благословил своего духовного сына князя Юрия на поход и предсказал победу над врагом. Молитвами святого старца войска князя одержали скорую победу. Стараниями святого Саввы взамен деревянной была построена и каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Преподобный Савва скончался в преклонном возрасте 3 декабря 1406 года. Он назначил своим преемником своего ученика, которого также звали Сава.

Почитание угодника Божия местными жителями началось сразу после его смерти. Чудодейственная целебная сила, исходившая из могилы преподобного, и его многочисленные явления убеждали всех, что игумен Савва «воистину есть незаходящее солнце божественного света, все озаряющее своими чудотворными лучами». В грамоте 1539 года святой Савва назван чудотворцем. Царь Алексей Михайлович питал к нему особое почитание, неоднократно ходя в монастырь святого Саввы пешком. Предание сохранило до нас замечательный рассказ о том, как святой Савва однажды спас его от свирепого медведя.

Житие преподобного Саввы, составленное в XVI веке, повествует о том, как в конце XV века (1480-1490) святой явился Дионисию, четвертому игумену монастыря Святого Саввы, и сказал ему: «Дионисий ! Проснись и нарисуй мою икону». Когда Дионисий спросил, кто он такой, он ответил: «Я Сава, основатель этого места».

Дионисий лично не знал святого, поэтому призвал старца Аввакума, знавшего святого Савву в юности, надеясь убедиться в истинности сна. Он описал внешний вид святого, и Аввакум уверил его, что святой выглядел именно таким, каким игумен видел его во сне. Тогда Дионисий выполнил повеление и написал икону святого Саввы.

День памяти святого Саввы установлен на Московском соборе 1547 года. Нетленные мощи святого обретены 19 января 1652 года.

Источник:

https://oca.org/saints/lives/2016/ 03.12.103466-преподобный-сава-игумен-звенигородский-ученик-венера

Швейцария Московская область

Юлия Савельева

Неизвестный

На этой неделе Cornerstone приглашает вас на однодневную экскурсию в архитектурное сокровище Подмосковья. Звенигород, расположенный в 63 км к западу от Москвы, может похвастаться знаменитым монастырем, красивыми церквями и великолепной холмистой местностью. Если вам нужно отдохнуть от шума и стресса столицы, сядьте на электричку или пригородный поезд на Белорусском вокзале и приготовьтесь к угощению.

Звенигород был основан в XII веке на обрывах над Москвой-рекой и вскоре стал неотъемлемой частью молодого Московского государства. Город защищал Московию сначала от Золотой Орды, а затем от литовских и польских захватчиков.

С 1328 по 1492 год Звенигород был центром самостоятельного княжества, хотя местные князья жили в Москве (как и сегодня многие областные воеводы). Первое письменное упоминание о Звенигороде появилось в 1339 году в завещании Ивана Калиты, князя Московского и Владимирского.

Золотой век Звенигорода пришелся на время правления князя Юрия Звенигородского, с 1389 по 1434 годы. В это время началось строительство городских белокаменных церквей. Очередной строительный бум город пережил при царе Алексее Михайловиче Романове (1645-76). Алексей любил бывать в Звенигороде и был частым гостем в близлежащем Саввино-Сторожевском монастыре.

Звенигород может похвастаться одним из лучших памятников ранней московской архитектуры. Внутри цитадели (известной в народе как городок), земляного укрепления, возвышающегося на 46 метров над Москвой-рекой, стоит впечатляющий Успенский собор, построенный в 1399 году. Собор сохранился большей частью в первозданном виде. : прямоугольные стены с одним куполом и тремя апсидами на восточной стороне. Небольшая колокольня перед собором датируется 1840-ми годами.

Комплекс Саввино-Сторожевского монастыря в современном виде сформировался в середине XVII века. Как и цитадель в 1,5 километрах, он изначально служил оборонительным пунктом. В начале 17 века литовские войска трижды подряд осаждали город, разграбив монастырь. В 1652 году монастырь приобрел известность, когда его основатель, монах Савва Сторожевский, был причислен к лику святых. Мощи преподобного Саввы были положены в монастырском соборе Рождества Богородицы. Во время стрелецкого бунта 1682 года в монастыре укрылась царица Наталья Кириловна вместе с дочерью Софьей и сыновьями, будущими Иваном V и Петром Великим.

Собор Рождества Богородицы, построенный в 1405 году, является самой древней постройкой монастыря. Его основная структура похожа на Успенский собор в цитадели, хотя его отделка гораздо более роскошна. Иконы на алтарной преграде написаны Андреем Рублевым, основателем Московской школы живописи. Три из этих икон — так называемый Звенигородский чин, в том числе иконы апостола Павла, Спасителя и Архангела Михаила — сейчас находятся в московской Третьяковской галерее. Фрески на стенах и сводах церкви были написаны в середине XVII века царской мастерской под руководством Степана Рязанцева. Иконостас также был расписан в XVII веке.

При царе Алексее Михайловиче внешняя каменная стена Саввино-Сторожевского монастыря была построена в 1650-х годах, как и церковь Троицы у северного входа. Эта церковь сильно изменилась за эти годы. Трапезная монастыря построена в 1652-54 гг. Он состоял из трех уровней: погреб для хранения вина и продуктов; первый этаж с кухней и помещением для прислуги; и второй этаж, где находится сама трапезная и монастырская сокровищница. Однако в 1806 году верхний этаж рухнул, оставив одноэтажное здание, которое стоит сегодня. Самая последняя церковь монастыря, Спасо-Преображенская, датируется 169 годом.3.

Царский дворец был построен в то же время на месте бывших монашеских деревянных келий. Первоначально в этом большом одноэтажном здании было одиннадцать анфиладов, в которых размещалась царская свита численностью около 100 человек во время его визитов в Звенигород. Летописи отмечают, что на стенах висели портреты всех русских царей и великих князей, в том числе и Ивана Грозного. В 1742 году дворец сгорел. После реконструкции в 1775 году здесь была устроена семинария.

После переноса имперской столицы на север, в Санкт-Петербург в XVIII веке, Звенигород превратился в тихий провинциальный городок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *