Мозаика киевской софии: Мозаики и фрески Софии Киевской — Этносы — 26 ноября — 43522831420

Секреты «суровых» мозаик Софийского Собора


Много веков назад Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные фрески. Их справедливо считают самыми подлинными мозаиками XI столетия, потому что они никогда не подвергались переделке и их не дополняли реставраторы. Ведь эти изображения сделаны настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли.

Софийский Собор в Киеве. /Фото:my-kiev.com

История храма

Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого.

По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.

Над созданием Собора работали мастера из Византии. /Фото:os1.i.ua

Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.

Мозаика, которой нет аналогов в мире

Помимо колокола, отлитого по приказу Ивана Мазепы в 1705-м и называемом в народе «Мазепа», Триумфальной колокольни и других известных достопримечательностей, в Софийском Соборе есть невероятно красивые, завораживающие мозаичные иконы. Их, как и росписи на стенах и куполах, также готовили византийские мастера, приглашенные в Киев Ярославом Мудрым.

Софийская мозаика. /Фото:pravlife. org

Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.

В Софийском Соборе сохранились 2 тысячи фресок, изначально же их было не менее 5 тысяч. /Фото:sau.org.ua

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.

Поздний Македонский стиль предполагает лаконичность и строгость изображений святых. /Фото:pravlife.org

На этой фреске Иисус Христос изображен в повседневном одеянии. /Фото:pravlife.org

Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.

Мозаика киевского Собора — настоящий шедевр. /Фото:pravlife.org

О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.

Богатство оттенков мозаики поражает. /Фото:pravlife.org

Мозаика «Христос-Пантократор»

Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.

Одна из самых знаменитых мозаик Собора. /Фото:pravlife.org

Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.

Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.

Мозаика «Мария-Оранта»

Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.

Первое, на что падает взгляд при входе в Собор – это образ молящейся Богородицы. /Фото:posmotrim.by

Мозаичная Богородица, которую также называют Оранта (в переводе – «молящаяся»), изображена в момент ее молитвенного обращения к Богу: она стоит в возведёнными к небу руками (очень древний христианский жест) на помосте, украшенном драгоценными камнями.

Интересно, что этот мозаичный образ с давних пор называют «Нерушимая стена». Изначально это было связано с 12-м икосом акафиста Богородице, в котором есть слова: «Радуйся, царствия нерушимая стена», однако со временем в народе появилось более распространенное объяснение такому названию: мол, это означает, что храм Святой Софии и, в частности, находящийся в нем образ Богородицы невозможно разрушить. Принято считать, что пока это мозаичное изображение существует, будет стоять и древний Киев.

Считается, что пока эта мозаика остается в сохранности, Киеву ничего не грозит. /Фото:pravlife.org

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org

Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.

Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

Сорок мучеников

На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.

Один из образов мучеников, сохранившихся в первозданном виде. /Фото:pravlife.org

Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.

Реставратор очищает мозаику от пыли и копоти. /Фото:ukrinform.com

Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.

Текст: Анна Белова

В продолжение темы статья о том, Почему князь Ярослав Мудрый не любил славян и не щадил своих братьев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мозаики Софии Киевской « Иконописное отделение СПбДА

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют  византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.
В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).
Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.
Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.
Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.
История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.
Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

Источник: http://pravlife.org/content/mozaiki-sofii-kievskoy-vizantiyskiy-shedevr-v-serdce-rusi

    Софийский собор в Киеве

    Мозаики украшают алтарь и центральный купол.

    Купол центральный. Схема расположения мозаики:

    Канцелярия. Схема расположения мозаики:

    Эти изображения представляют главных персонажей христианской религии и расположены строго по «религиозной иерархии» и соответствуют иерархии феодального общества.

    Все сохранившиеся мозаики являются подлинными реликвиями 11 века. Однако некоторые мозаики с недостающими частями были заполнены масляной живописью в XIX веке.

    На вершине центрального купола в медальоне диаметром 4,1 метра установлена ​​монументальная поясная фигура Христа Пантократора в багряной ризе и синей мантии.

    Христос Пантократор. Центральный купол:

    Медальон обрамлен девятью кругами разного цвета, напоминающими радугу. Христос Пантократор окружен четырьмя архангелами: только один в синем облачении представляет собой еще мозаику, три других написаны маслом М. Врубелем в 1884 году.

    Архангелы. Подробности. Центральный купол:

    Двенадцать апостолов изображены в промежутках между окнами барабана, но в виде мозаики сохранилась только верхняя часть фигуры св. Павла. Четверо евангелистов изображены на подвесках, поддерживающих купол, но в первоначальном виде сохранилось только изображение святого Марка на юго-западной подвеске. Святой Марк сидит на стуле перед раскрытой книгой Евангелия с пером в правой руке и свитком в левой. Он носит серовато-белую мантию и бледно-фиолетовую мантию. Также используются зеленые, желтые и золотые мозаики, которые значительно улучшают общую цветовую гамму.

    Евангелист Марк. Деталь. Юго-западная подвеска:

    «Евангелист Иоанн». Деталь:

    На других мозаичных изображениях евангелистов сохранились лишь небольшие фрагменты. Среди них очень интересное изображение столика для письменных принадлежностей на юго-восточном парусе (часть песни «Евангелист Матфей»).

    «Евангелист Матфей». Деталь. столик:

    Севастийских мучеников в Софийском соборе в Киеве. Подробности. Мозаика.

    Пятнадцать мозаичных медальонов с изображением мучеников, все еще в хорошем состоянии, находятся на внутренней стороне арок северной и южной стен под центральным барабаном.

    На арочных колоннах перед алтарем мозаика изображает сцену Благовещения: слева Архангел Гавриил, справа Богородица.

    Благовещение. Колонна арки Архангела Гавриила перед алтарем:


    Благовещение. Детали:

    Благовещение. Дева Мария. Арочная колонна перед алтарем:


    Благовещение. Детали:

    Обе части композиции имеют красивую цветовую палитру. Габриэль облачен в белое одеяние с бледно-зеленым, малиновым и черным оттенками. Сияющий белый цвет подчеркнут его красные сандалии, посох и полосатые рукава. Мэри одета в темно-синее платье с золотом на рукавах и концах мантии с капюшоном. Красные туфли Богородицы и пряжа, которую она держит, контрастируют с ее темно-синим одеянием.

    Придел Софийского собора

    Деисус на арке над центральной апсидой состоит из трех медальонов с изображением Иисуса, Девы Марии и Иоанна Крестителя.

    Деисус. Арка над центральной апсидой:

    Деисус. Деталь. Иисус. Арка над центральной апсидой:

    Деисус. Деталь. Дева Мария. Арка над центральной апсидой:

    Деисус. Деталь. Джон Бартист. Арка над центральной апсидой:

    Дева Орана. Придел Софийского собора

    На раковине гигантская мозаика Богородицы Ораны, Мадонны в молитве. Он доминирует над всеми фресками внутри собора и имеет высоту около шести метров. Богородица стоит с воздетыми руками на широкой платформе, украшенной драгоценными камнями. Мария носит темно-синюю мантию и малиновую мантию, складки которой оторочены золотом. Ее туфли красные. Поразительный белый платок с бахромой накинут на красный пояс вокруг ее талии. Эта мозаика Девы Ораны полна величия, уникальной монументальности формы и богатого колорита.

    Дева Орана. Канцелярия:

    Евхаристия (Святое Причастие) в Софийском соборе

    Ниже Орана расположена широкая панорамная композиция Евхаристии — символическая сцена причащения апостолов Святых Таин.

    Ангелы с большими веерами стоят по обе стороны стола для причастия. Слева и справа от них дважды изображенная фигура Христа: слева он преломляет хлеб с учениками; справа он делит вино. Ученики подходят к нему с обеих сторон, одетые, как и ангелы, в светлые одежды; фигуры Христа облачены в ультрамариновую мантию, надетую поверх сиреневого одеяния, отороченного сверкающим золотом. Алый стол для причастия в центре делает всю композицию особенно впечатляющей.

    Евхаристия. Канцелярия:

    Евхаристия. Детали:

    Евхаристия. Деталь: Христос; Деталь: Ангел:

    Евхаристия. Детали:

    Евхаристия — одно из главных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом претворяются в Тело и Кровь Христа. Совершение Евхаристии составляет суть главного христианского богослужения — литургии. При Причащении верующие, причащаясь хлеба и вина, олицетворяющих «истинное Тело» и «Истинную Кровь» Спасителя, соединялись с Ним и становились залогом вечной жизни.

    Композиция «Евхаристия» включает в себя фигуру Иисуса Христа (часто ее пишут дважды) в центре композиции и Апостолов, приходящих к нему для Причастия. Апостолы во главе с Петром и Павлом. Христос стоит перед престолом и дает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы служат ему. В соборе образ «Евхаристия» традиционно помещается у алтаря в центральной апсиде. Для этого сюжета специально закреплено место, где совершается таинство литургии, потому что оно ясно объясняет, о чем идет богослужение.

    Изображение апостолов, причащающихся Святых Тайн, широко используется в X-XI веках. В Софийской «Евхаристии» представлена ​​обширная иконография этого предмета.

    Наиболее удачны цветовые сочетания в двукратно повторяющейся фигуре Христа, облаченного в пурпурную мантию с золотыми вставками и голубой плащ — его одежда контрастирует с золотым фоном.

    С обеих сторон подходят апостолы. Их трудно узнать из-за различий в канонической форме. Их образы невыразительны и лишены индивидуальной индивидуальности, что отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь регистром ниже. Трое апостолов слева в «Евхаристии» Софии чрезвычайно трудно атрибуции. Исследователи до сих пор не знают, кто они. Две фигуры, крайние справа, не сохранились — во время одной из реставраций в 19го века они были написаны красками. Предположительно, это апостолы Варфоломей и Фома.

    «Евхаристия» самая архаичная из всех мозаик Святой Софии. Фигуры апостолов пропорционально короче, с более крупными головами и скованностью в движениях, их позы и жесты однообразны.

    Диапазон отцов церкви. Мозаика в Софийском соборе в Киеве

    Мозаики нижнего ряда апсиды изображают Хребет Святых Отцов Церкви (в виде мозаики сохранилась только верхняя часть фигур). Изящное очертание формы, богатая и пестрая цветовая гамма, цельность и законченное совершенство композиции делают этот хребет одним из замечательных образцов древнерусского монументального искусства. Лицам придаются индивидуальные и психологические черты. Особенно выразительна голова Иоанна Златоуста (в правой части композиции).

    Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Канцелярия:

    Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Иоанн Златоуст. Канцелярия:

    Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Святой Василий Великий. 1 век. Канцелярия:


    Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Святой Лаврентий. Канцелярия:

    Отцы церковного хребта. Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Канцелярия:


    Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Св. Григорий Нисский. Канцелярия:


    Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Св. Григорий Богослов. Канцелярия:


    Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Святой Климент Папа. Канцелярия:


    Отцы церковного хребта. Фрагмент. Святой Епифаний. Канцелярия:


    Прочие масаики Софийского собора в Киеве

    Аарон. масаика 11 века. Канцелярия:

    Христос Священник:

    Апостол Павел:

    Все мозаики собора изображены на блестящем золотом фоне.

    Отличаются богатством, яркой окраской и чистыми тонами. В широкой гамме призматической мозаики преобладают темно-синий и грязно-белый цвета в сочетании с малиновым. Каждый цвет представлен огромным количеством оттенков и оттенков: 21 — синего, 34 — зеленого, 19 — розово-красного, 25 — различных оттенков золота и так далее. Это свидетельствует о высоком развитии стеклоделия в Древней Руси и техники изготовления тессер. Всего цветовая палитра мозаики включает 177 различных оттенков или оттенков. Тессеры были сделаны из стекла, окрашенного с помощью солей и добавок окисленного металла. Картину или мозаичное изображение наносили прямо на стену, заливая мозаику сырой штукатуркой. В среднем кубики были размером около одного кубического сантиметра. Однако в изображении лиц часто встречаются кубики меньшего размера, около 0,25 куб. см. Основание под мозаику состояло из трех слоев общей толщиной от 4 до 6 сантиметров. Помимо стеклянной мозаики, использовались также кубики из природного камня.

    Каждая мозаичная композиция была окружена надписями на греческом языке, поясняющими тему. Имена мозаичных мастеров неизвестны. Однако, изучая художественную особенность исполнения отдельных изображений и способы нанесения тессеры, мы можем определить вероятную группу мастеров, насчитывающую восемь человек, не считая их подмастерьев.

    В ходе реставрационных работ в Софийском соборе мозаики были очищены от скопившейся грязи и копоти и заново уложены в новую штукатурку в местах выпадения старых мозаик. Мозаика центрального купола и изогнутая поверхность главной апсиды гармонируют с фресковой росписью.

    Подробнее:
    — ФРЕСКИ >>>
    — ГРАФФИТИ >>>
    — Другие детали интерьера Софийского собора >>>

    Культурный символизм: почему объекты наследия в Украине, такие как Софийский собор, остаются угрозой для России

    Правительство Украины утверждает, что количество поврежденных сайтов намного больше. Россия отвергает эти обвинения. Украинские официальные лица обвиняют Россию в преднамеренном нанесении ударов по культурным объектам, половина из которых составляют церкви, монастыри, молитвенные дома, синагоги и мечети. Такой выбор был бы нарушением международного права.

    Как ученый, посвятивший более 30 лет изучению русской и украинской религии и культуры, я глубоко обеспокоен культурным разрушением этой войны, которая уже унесла тысячи жизней и превратила более 12 миллионов украинцев в беженцев.

    Важный памятник под угрозой — Софийский собор в Киеве. Построенная в 11 веке, церковь является одним из семи объектов Всемирного наследия Украины, признанных Организацией Объединенных Наций. Он представляет собой общую православную веру, которую разделяют многие россияне и украинцы.

    Святая София и византийская модель

    Софийский собор был построен при великом князе Ярославе Мудром, чей отец Владимир, также известный как Владимир, принял православие в 988 году.

    Согласно легенде в «Первой летописи» начала XII века Владимир выбрал православие за красоту его богослужений. Послы, которые он отправил в Константинополь, столицу Византийской империи, посетили знаменитую церковь Святой Премудрости, Святую Софию.

    Собор Святой Софии, построенный императором Юстинианом в шестом веке, посвящен Божественной Мудрости, которая в библейской «Книге Притчей» олицетворяется в образе женщины. Убежденный благоприятным отчетом своих посланников, Владимир решил креститься и обратить своих подданных.

    После смерти Владимира Ярослав пригласил византийских архитекторов и художников построить для Киева впечатляющий собор, подобный собору Святой Софии в Константинополе. Ярослав, который вел гражданскую войну, чтобы унаследовать своего отца, намеренно имитировал византийскую столицу, чтобы укрепить свою легитимность. Его новый собор Святой Софии даже получил свое название от императорской церкви в Константинополе.

    Христианская символика в соборе

    Святая София с 13 куполами и центральным куполом, возвышающимся на 95 футов, представляет собой внушительное сооружение, служившее свидетельством могущества и благочестия ее правителя. Искусная мозаика украшает святилище и купол. Портреты Ярослава и его семьи занимают видное место в княжеской галерее собора, где правитель посещал богослужения.

    Мозаика с изображением Девы Марии, Богородицы, стоит в апсиде над алтарем. Воздевая руки в молитве, Мария обрамлена греческой надписью из 46-го псалма: «Бог посреди Нее; Она не должна двигаться».

    Образы и язык заимствованы из Византии. Как в ней видели могущественную божественную защитницу Константинополя, так и теперь Мария защищает Киев. Высокий центральный купол украшен мозаичным изображением всемогущего образа Христа, известного как «Христос Пантократор», который смотрит со своего трона на своих поклонников.

    Искусствовед Елена Бек называет Святую Софию «самой грандиозной православной церковью, построенной в XI веке».

    Упадок и восстановление

    Софийский собор был освящен в 1049 году и завершен около 1062 года. По мере того, как могущество и значение Киева падало, храм страдал от внешних нападений и внутреннего запустения.

    В 1169 году северный князь Андрей Боголюбский из Владимира разграбил Киев – событие, которое глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний сравнил с нынешним русским вторжением. Нападения монголов в 1240, 1416 и 1482 годах еще больше повредили собор.

    Реставрационные работы в XVII веке в стиле барокко коренным образом изменили внешний вид собора. Наружные стены были оштукатурены и побелены. Церковь подверглась бомбардировке во время гражданской войны в России в 1918. При советской власти коммунисты разграбили его казну и секуляризировали здание, которое стало музеем. В 1940-х годах церковь снова пострадала от немецкой оккупации.

    Софийский собор является памятником восточнославянского культурного наследия, которое объединяет россиян и украинцев. Его необыкновенные византийские мозаики и фрески пережили почти тысячелетие.

    Сегодня, как и во время Второй мировой войны, в Украину вторглась иностранная армия, которая угрожает этому наследию. Хотя Россия заверила ООН, что ее вооруженные силы принимают «необходимые меры предосторожности» для предотвращения нанесения ущерба объектам всемирного наследия, таким как собор Святой Софии, война разрушительна и непредсказуема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *