Мумбаи трущобы: Трущобы Мумбаи, Индия

Содержание

Трущобы Мумбаи

Во время очередного трипа в Индию путешественница и писательница Анна Парвати по приглашению местных неделю провела в самых больших трущобах Азии бок о бок с неприкасаемыми и другими людьми из дискриминированных социальных и профессиональных слоев. О быте трущоб, а еще о том, все ли так плохо у самых дискриминированных жителей Индии, Анна рассказала 34travel.

Мне нравится исследовать места, о которых сложились негативные предубеждения. Уже при первом приближении они оказываются не тем, чем казались. Так, в Индии самыми пугающими считаются три города: Дели (весь колорит страны сразу обрушивается на бедную головушку неопытного путешественника, да и по кошельку может ударить), Варанаси (где «на улицах жгут трупы», ну, вы наверняка слышали) и Мумбаи (здесь располагаются самые большие в Азии трущобы). После того как я три раза была в Дели и месяц жила в Варанаси, очередь дошла до Бомбея. Там я сходила на трущобный тур и впечатлилась так, что даже вернулась обратно.

 

Самые большие трущобы Азии

Дхарави – название трущобного района в Мумбаи. На территории размером в два квадратных километра живет около миллиона индийцев, многие из которых – далиты. Этим словом в последние десятилетия в Индии принято называть неприкасаемых. В соответствии с кастовым распределением, неприкасаемые оскверняют своим присутствием других людей, поэтому вообще «выброшены» за пределы четырех каст. Сегодня практика неприкасаемости по конституции запрещена, но во многих регионах Индии из-за инертного мышления дискриминация продолжает существовать.

«Многие жители Дхарави не выходят за пределы трущоб неделями и месяцами, потому что в этом просто нет необходимости»

Заслышав о трущобах, мы, западные люди, думаем: фу, грязь, бедность, убожество! Но Дхарави существует по нескольким причинам. Во-первых, кастовая традиция, не имеющая юридической силы, но за века вросшая в сознание людей. Во-вторых, экономическая. Здесь функционируют десятки тысяч мелких производств: гончарные, пекарни, кожевеные и швейные мастерские, цеха по переработке различных отходов, металлов, пластика… Большинство людей устроены неофициально, условия труда откровенно тяжкие, опасные для жизни и здоровья.

Это позволяет Дхарави держать одни из самых низких в мире цен на производство (многие азиатские компании с удовольствием размещают здесь свои заказы), а также объясняет, почему в районе практически не найти мужчин старше 60-65 лет.

Далиты

В Дхарави люди, перерабатывающие мусор вручную, стоят дешевле машин. А те машины, что обеспечивает государство, с виду являются ровесниками независимости Индии. Здесь семьи остаются жить в темном трущобном жилье, но покупают красивый автомобиль или просто копят деньги на счету.

В этом «городе внутри города» худые работяги плавят свинец в котле, стоя перед ним в тонких брюках, майке и сланцах. Из спецодежды – старые рукавицы до середины предплечья.

Дети здесь приходят в переполненные классы государственных школ, а учителя могут появляться на своем рабочем месте, а могут и прогуливать. В Дхарави люди несут на себе такой груз ручного труда, семейных обязанностей и бытовых забот, что выглядят пожилыми уже в 45-50 лет, при этом так и не успев утратить детскую наивность и доброту.

Несмотря на все это, здесь можно найти многое: надежду, внутреннюю силу, мудрость.

Страшно?

Я жила в местной семье (хоть и ночевала в отдельной комнате в другом домике), ходила по трущобам чаще всего в компании с кем-то из местных (честно говоря, гулять особо некуда, в основном приходится смотреть под ноги), одевалась очень просто и ценные вещи носила с собой. В общем, следовала правилам безопасности, которые сформулировала для себя во время прошлых поездок по Индии.

Полицейская статистика по трущобам гораздо ниже, чем в остальных частях Мумбаи и в среднем по Индии. Это очень похоже на правду, потому что все кругом друг другу родственники, друзья детства или живут по соседству столько лет, что уже неотличимы от первых двух категорий. Все друг за другом присматривают. Ощущение, что живешь в гигантской коммунальной квартире, только еще тут находятся маленькие производства, мастерские, точки продаж. Все собрано в одном месте, включая темплы, мечети, храмы. Многие жители Дхарави не выходят за пределы трущоб неделями и месяцами, потому что в этом просто нет необходимости.

Как все устроено

Аренда жилой площади 12-15 квадратных метров стоит $ 100-150 в месяц – в зависимости от места и состояния жилья. На таком пространстве размещается до восьми человек. Я, например, жила в семье с роскошными бытовыми условиями: всего 5 человек на 30 метрах. На первом этаже – прихожая и душевая, на втором – кухня, она же гостиная и спальня для мужчин, на третьем – комнатка для умывания, женская спальня и одновременно «домашний кинозал». Индийских семей без телевизоров не существует.

Ела я вместе со всей семьей, состоящей из родителей, двух сыновей, дочери и еще частенько на огонек заходил кто-то из ближайших родственников или соседей. Очень простая индийская еда: рис вареный, рис жареный, несколько видов острой подливки с овощами, лепешки с маслом. Почти всегда на столе стояли местные «вкусняшки» – чипсы и другие хрустящие азиатские снеки. Несмотря на вредные жиры и обилие соли, азиаты обожают еду из пакетиков.

Воду здесь дают на два-три часа в день.

За это время набирается бочка, которой пользуются до следующей подачи. Чтобы помыться, нужно просто зачерпнуть воды ковшиком из сложенных рук. Жители маленьких комнаток выходят утром на свою улочку (строго говоря, эти 70-80 см – просто длинный проход между домами), включают кран, надевают на него шланг и моются, стоя прямо перед дверями соседей. Или самими соседями. Думаете, это может выглядеть неприлично? Нет, в это время все сами так же поливаются, моют посуду, стирают белье.

«Полицейская статистика по трущобам гораздо ниже, чем в остальных частях Мумбаи и в среднем по Индии»

Честно говоря, мыться можно хоть пять раз в день, радость это недолгая: снаружи все покрыто пылью и сажей. А начиная с обеда особенно активно включаются в дело горшочники: до позднего вечера та часть Дхарави, в которой я жила, накрыта густым зловонным дымом. Глаза слезятся, даже когда находишься в помещении, а ноздри чернеют так, что приходится промывать их пару раз за вечер, иначе над верхней губой тоже становится черно.

Санузлы в Дхарави общие: один туалет на несколько десятков семей (обычно возводятся в складчину и по чьей-либо инициативе, а так – есть обычные канавы), для тех, кто побогаче, – один туалет на 3-4 семьи.

Самое плохое время здесь начинается в сезон дождей: нечистот хватает и в сухой сезон, а в дождливый помои нередко затапливают полы жилищ, располагающихся на первых этажах.

Сommunity’s support

Двери в трущобах принято держать нараспашку. Здесь всегда очень эмоциональные разговоры, громкие шутки наперебой, объятия. Многие приглашают к себе в гости, а поскольку это обычно соседняя дверь или соседний переулок, то ссылаться на занятость неприлично. Вообще друг друга стараются развлекать, не оставлять в одиночестве, потому что, по индийской мерке, это повод для большой грусти. Компания молодых ребят так мне и заявили: ощущение сообщества, семьи, взаимопомощи – это же самое важное! В других странах люди такие недружелюбные, не хотят просто так пообщаться на улице, не принято ходить в гости без приглашения! Все огорождены стенками друг от друга, ну что это за жизнь!

Жители трущоб стараются все время быть вместе – к одиночеству здесь никто не привык, оно некомфортно. Индийцам вообще странно, что западный человек все время сидит один как сыч. Из этого они делают вывод: западные люди друг другом заброшены, разобщены. Правда? Отчасти – да. В Дхарави я осознала, что даже своих родителей или мужа не могу так развлекать и в таком плотном контакте находиться, как мои трущобные друзья развлекали меня (пытались развлечь, ибо – смотри выше: сыч).

«Индийских семей без телевизоров не существует»

Этот восточный образ жизни во многом, конечно, удобен – вокруг много примеров бытовой взаимопомощи, коллективного выживания в физическом, да и в эмоциональном плане. Ведь если в одиночестве смотреть на фанерную крышу своего дома – можно с ума сойти. А если пригласить соседку, да налить чайку, да уговорить вдвоем тарелочку индийских сладостей…  

В один из вечеров я была до слез расстроена по личному поводу. Скрывать это в таком тесном пространстве невозможно, так что я в общих чертах объяснила своим друзьям причины огорчения и собралась идти спать (то есть еще немного пореветь в одиночестве… девочка с рюкзаком в трущобах – все равно девочка!). На что мне было в категоричной форме сообщено: «Нет, Анна, никакого спать, пока ты не начнешь снова улыбаться! А чтобы это произошло побыстрее, мы немедленно едем кушать мороженое!» Пришлось согласиться. 10 минут спустя, рассекая на байке по ночному городу, я уже улыбалась и думала, что о таких забавных ситуациях можно будет рассказывать внукам.

Текст и фото – Анна Парвати

 

Трущобы Мумбаи

Чтобы не воспринимать Мумбай однобоко, через призму британского влияния, я отправилась в трущобы. Самые большие трущобы Азии.

Дхарави — территория, размером в 2 квадратных километра, где проживает около миллиона индусов, часть из которых — «далиты». Этим более политкорректным словом (хоть в переводе с санскрита оно и означает малоутешительное «сломанный») в последние десятилетия в Индии принято называть неприкасаемых и других представителей малоимущих сообществ южной Азии, чьи права веками попирались, а сами они занимались выполнением различной «грязной работы»: стирали белье, выделывали кожу, сортировали мусор, работали на производстве. Исторически, в соответствии с кастовыми убеждениями, неприкасаемые «оскверняют» своим присутствием представителей других каст, поэтому вообще оставлены за пределами четырех каст. Борьба за их права развернулась в Индии еще в 30-х годах 20 века, и сегодня практика неприкасаемости по конституции запрещена, а дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. Однако эволюция человеческого сознания неравномерна: в одних регионах Индии далиты формируют собственные политические партии, в других представитель более высокой касты не подаст им руки, а о карьере в банке или, скажем, местной газете человек с такими корнями может только мечтать. Получить одобрение на кредит — проблема. Пристроить ребенка в приличную школу, даже за деньги, — проблема. И дискриминация продолжает существовать, только в неявном виде.

Заслышав о трущобах, мы, западные люди, думаем: фу, грязь, бедность, убожество! Но Дхарави существует по нескольким причинам. Уже названная кастовая традиция, не имеющая в современном мире юридической силы, но за века вросшая в сознание людей. Далее — экономическая. Здесь функционируют десятки тысяч мелких производств! Кроме грязной и тяжелой работы, много швейных, кожевенных цехов, даже пекарни есть! Трудоустроены все неофициально — условия работы непереносимые. Правительство который год говорит о том, что трущобы надо снести и на их месте выстроить достойное жилье, но у меня стойкая уверенность, что политики имеют свою долю в этом гигантском бизнесе и прощаться с фантастически дешевой силой никто не будет. Не говоря уж о том, что вопрос расселения такого количества жителей — настоящая головная боль. Периодически частные компании, имеющие свои виды на Дхарави, предлагают выкуп площади под снос в обмен на подходящее по размерам и конечно, лучшее по уровню жилье за пределами Мумбая. Предложение считается весьма выгодным, но такого надо еще дождаться. Наконец, последняя причина существования Дхарави — ригидность мышления самого населения. Хотя здесь есть частные школы, но они платные и большинству не по карману, к тому же детей здесь растят поскорее — себе на подмогу. Они, как собачки под ногами или котята, крутятся под ногами, пока пробираешься по улочке. Я так много детей в жизни не видела, честное слово! За какую шторку ни заглянешь (двери в трущобах мало у кого есть, площади крошечные, а тряпки дешевые) — в среднем по 4-6 детей в каждой семье! «Ртов» столько, что некоторых уже в 10-12 лет можно увидеть помогающими родителям на производстве. В Индии обязательное базовое образование — это 12 классов и хотя бросить его можно, конечно, в любой момент, но сегодня даже здесь при существующих условиях существования многим понятно, что успешная учеба дает возможности для жизни другого уровня. Поэтому старания прикладываются с обеих сторон: родители стремятся заработать своим нелегким трудом детям на школу, а дети — оправдать вложения и, может быть, однажды покинуть Дхарави.

Конечно, мне легко рассуждать, лежа в гостиничном номере, в то время, как многие жители трущоб и родного города толком не видели: то ты еще маленький, а то ты уже большой и в цеху металлической пылью дышишь… Тут не до остатков колониальных прелестей портового города. Но факт остается фактом — низкий уровень образования, незнание каких-либо других реалий, кроме трущобных, а отсюда отсутствие в голове «файла» с информацией о возможных изменениях, улучшении жизни.
На государство вряд ли есть смысл полагаться. В книге «Rediscovering Dharavi» ее автор, женщина-адвокат индийского происхождения Кальпана Шарма, пишет про неравенство жителей разных районов Бомбея: «Инвестиции всегда найдутся, чтобы украсить уже хорошо обеспеченные части города. Но никогда нет денег, чтобы обеспечить даже самые элементарные услуги в бедных районах». В результате, многим туристам достаточно одного взгляда из иллюминатора самолета — трущобы подползают почти вплотную к взлетной полосе, — чтобы составить себе мнение об этом явлении.

А вот каковы реальные условия: аренда «жилья» площадью в 10-15 квадратных метров стоит около 150 долларов в месяц. В этой коробочке размещается вся семья. То есть до 10 человек уверенно. Воду дают на 2-3 часа в день. За это время набирается бочка, которой пользуются до следующей подачи. Электричество платное, то есть — уже знакомый вывод — не всеми используется, хотя толстыми свисающими к головам проводами прошит весь район. Санузлы общие: один туалет на несколько десятков семей (обычно возводятся в складчину и по чьей-либо инициативе, а так — есть обычные канавы). Чтобы помыться, нужно обратиться к набранной бочке и зачерпыванию воды методом ковшика. Самое плохое время здесь начинается в сезон дождей — сейчас под ногами просто «чавк-чавк», потому что нечистот хватает и в сухой сезон, а в дождливый помои затапливают полы жилищ.

В книге «Шантарам» герой описывает несколько лет своей жизни в Дхарави. Посмотрев на трущобы в реальности, я понимаю, что вымысла в этой части книги совсем немного. В том числе там есть описание того, как герой помогал справляться со вспышкой холеры и насколько это был тяжкое и опасное служение. Глядя на «нормальный» уровень (анти)санитарии в Дхарави, я представляю, что тут может быть во время эпидемии. Просто зона смерти.
Кстати, о ней. Стариков почти не видела — мужчины не доживают. Заходила в несколько цехов (почти подвалов) — металлообработка, окраска тканей, переработка пластика — все вручную, никаких перчаток, спецовок или масок, от химических запахов перехватывает дыхание, пыль в воздухе даже не висит, она просто «стоит».

Но — как бы печально это ни выглядело — каждый делает то, для чего пришел в этот мир, получая тот «груз», с которым должен научиться справляться… Видимо, такого мнения придерживаются и обитатели трущоб, потому что никакой озлобленности я не заметила, с точки зрения безопасности в утреннее и дневное время все в порядке, просто люди заняты своей нелегкой работой, да и к белым туристам понемногу привыкают (смельчаков пока не много, но есть!). Что касается этической составляющей посещения Дхарави, снимать здесь больше нельзя — жители трущоб негодуют, глядя на «шокирующие фото и видео», сделанные западными туристами: зачем выставлять их обиталище в таком свете, словно это какое-то поселение бомжей?!. . Вырванные из контекста жизни, да еще и интерпретированные сытым западным взглядом, фотографии «убогого быта» совершенно искажают суть происходящих здесь процессов. Поэтому иллюстрация к данному тексту старая, взята из интернета (Reuters/Danish Siddiqui).

И хотя изначально у меня не было идеи посещать трущобы, я рада, что увидела их своими глазами, почувствовала, что при всех социальных и культурных различиях люди одинаково хотят быть счастливыми. Как и везде, в рамках своего понимания, они делают для этого то, что считают нужным: работают, заводят семьи, готовят еду, смотрят телевизор, молятся богам… А что счастье каждый раз ускользает… Оно и в богатых домах так.

Я жил в трущобах Мумбаи 5 дней, и этот опыт открыл мне глаза

Около шести лет назад, во время моего первого визита в Индию, я провел 2 дня, гуляя по трущобам Мумбаи. Несмотря на то, что я довольно много узнал о жизни в трущобах, у меня не было возможности жить в трущобах, и поэтому у меня осталось больше вопросов, чем ответов.

Итак, когда я вернулся в Индию во второй раз, я решил вернуться в Мумбаи и провести пять дней, живя в Дхарави, одной из самых больших трущоб в мире.

Дополнительная информация: Instagram | Фейсбук | Youtube

Шесть лет назад я провел два дня, гуляя по трущобам Мумбаи, но у меня не было возможности там пожить, и у меня осталось больше вопросов, чем ответов

Итак, теперь, когда я вернулся в Индию во второй раз , я вернулся в Мумбаи

И решил провести пять дней, живя в Дхарави, одной из самых больших трущоб в мире

jpg»>

мне пришлось проводить так много времени с местными жителями, которые полностью изменили мое представление об их жизни

Этот опыт открыл мне глаза на то, о чем я даже не мог мечтать, потому что я провел так много времени с местными жителями, которые полностью изменили мой взгляд на их жизнь.

Было шокировано видеть огромные контрасты повсюду в городе. Но мне очень понравилось, как дружелюбны и приветливы все были. Кроме того, мне очень понравился тот факт, что в Мумбаи есть довольно много истории, которую было здорово исследовать.

У меня было очень искаженное представление о жителях трущоб. Я вырос, слушая истории о том, как они умирают на улицах, что никто не умеет читать и писать, дети вынуждены спать в окружении плотоядных крыс и так далее

boredpanda.com/living-in-mumbai-slums-jacob-laukaitis/?image_id=I-Spent-5-Days-Living-In-The-Slums-Of-Mumbai-And-It-Completely-Transformed-My-Outlook-On-Life-5ad839de89d82__880.jpg»>

Есть, конечно, масса проблем, которые необходимо решить, особенно когда речь идет о санитарии

Например, источники говорят, что в Дхарави в среднем на тысячу человек приходится 1 туалет

Кроме того, скот, как правило, живет в одном помещении с людьми, и это, в сочетании с отсутствием средств очистки источников воды, иногда приводит к распространению заразных болезней

boredpanda.com/living-in-mumbai-slums-jacob-laukaitis/?image_id=I-Just-Spent-5-Days-Living-In-The-Slums-Of-Mumbai-And-It-Completely-Transformed-My-Outlook-On-Life-5ad81771d0d52__880.jpg»>

Вернувшись, я, очевидно, начал ценить простую повседневную жизнь вещи больше … на некоторое время. Дело в человеческом мозге в том, что нам так легко забыть даже самые судьбоносные события и озарения и вернуться к своим старым привычкам. Но я определенно изменил свой взгляд на многие вещи, и с тех пор он остался со мной.

Однако люди здесь такие же, как и везде

У них есть свои мечты, цели, карьера, мысли и эмоции. Они ничем не отличаются от остальных из нас

jpg»>

Неважно, откуда мы. Мы все равны. Одни из нас рождаются с золотыми ложками во рту, другие нет. Но это не определяет нас

Нас отличает наше стремление к счастью, наше сострадание к другим и наша способность приспосабливаться к любым обстоятельствам, в которых мы находимся, и извлекать из них максимум пользы

Смотрите весь мой опыт в трущобах в видео ниже!

На данный момент я сделал небольшой перерыв в активных поездках в эти дни из-за всех ограничений на поездки, а также вернулся к своему онлайн-бизнесу на постоянной основе. Я по-прежнему посещаю 5-8 стран в год, но по большей части ничего такого экзотического. Хотя я не могу дождаться, чтобы вернуться в Азию как можно скорее, может быть, в следующем году!

10 важных фактов о трущобах Мумбаи — проект Боргена


В настоящее время каждый восьмой человек в мире живет в трущобах. По оценкам, в 2014 году 881 миллион городских жителей проживали в бедных неформальных поселениях в развивающихся странах. Эти цифры особенно высоки в Индии, где перепись 2011 года показала, что более 17 процентов городских индийских домохозяйств живут в трущобах. Мумбаи — один из самых густонаселенных городов Индии, и хотя это один из самых богатых и развитых регионов Индии, он также является домом для одной из самых больших трущоб в мире. В этой статье обсуждаются ключевые факты о трущобах Мумбаи.

Основные факты о трущобах Мумбаи

1. Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам определяет трущобы как неформальные поселения, в которых отсутствует одно или несколько из следующих пяти условий: доступ к чистой воде, доступ к улучшенным санитарным условиям, достаточная жилая площадь, не перенаселенная, прочное жилье и гарантированное владение.

2. Мумбаи, окруженный водой с трех сторон, с колониальной эпохи ведет постоянную борьбу за место для расширения. Давление усугубляется тем фактом, что растущие возможности трудоустройства в городе привели к постоянному притоку мигрантов из других районов Индии. Нехватка доступного жилья и постоянный рост цен на недвижимость в городе сделали официальное жилье недоступным для большинства этих мигрантов.

3. По оценкам, 6,5 миллиона человек, около 55 процентов всего населения Мумбаи, живут в трущобах.

4. В Мумбаи трущобы уведомляются или признаются правительством, если они были заселены на землях, принадлежащих государству или городу до 2000 года. не имеют права на доступ к городским услугам, таким как подключение к водоснабжению и канализации.

5. В большинстве домов в трущобах нет индивидуальных туалетов и кранов. Жителям приходится платить за пользование общественными туалетами, которые редко обслуживаются, и покупать воду по завышенным ценам у продавцов. Около 78 процентов общественных туалетов в трущобах Мумбаи не имеют водоснабжения, а 58 процентов не имеют электричества. Во многих домах в трущобах нет надлежащих дверей.

6. Дхарави, с населением около миллиона человек, является одним из самых больших районов трущоб не только в Мумбаи, но и во всей Азии. Хотя физические условия в этом районе ужасны, здесь процветает неформальная экономика с годовым оборотом, по некоторым оценкам, в один миллиард долларов.

7. Мумбайские трущобы занимают 12% общей географической площади и до четверти доступной площади под застройку в городе.

8. Встревоженное ростом числа трущоб и для того, чтобы освободить землю, правительство штата пыталось реабилитировать трущобы в Мумбаи с 1990-е. Управление по восстановлению трущоб позволяет частным строителям строить новые объекты в районах бывших трущоб, если они могут получить согласие нынешних жителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *