Мумию принцессы Укока скоро начнут показывать посетителям (фото и видео) | Новости Горного Алтая
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений обследовали мумию «принцессы Укока», хранящуюся в Национальном музее имени Анохина. Ученые заявили о прекрасной сохранности объекта и разрешили музейным работникам снимать с саркофага покрывало на непродолжительное время, чтобы экспонат могли увидеть посетители.
Вопрос о том, чтобы показывать мумию древней женщины посетителям, поднимался уже давно, есть как сторонники этого, так и противники. Теперь, после тщательного обследования, ученые, которые в 1993 году участвовали в реставрации мумии сразу после того, как ее обнаружили археологи, дали добро на демонстрацию археологической находки.
«Мы получили новый перечень подробных рекомендаций, каким образом экспонировать мумию и как ухаживать за ней. Один из пунктов гласит, что саркофаг в экспозиции должен быть закрыт специальным светозащитным чехлом. Время экспозиции необходимо ограничить продолжительностью не более трех часов в день при соблюдении заданных параметров температуры, влажности, освещенности. Мы посмотрим, какая бывает насыщенность посетителями, и два дня в неделю сделаем специальный режим работы, о котором объявим дополнительно, укажем, с какого по какое время любой посетитель музея сможет ее увидеть», — рассказала журналистам на пресс-конференции директор музея Римма Еркинова.
Она отметила, что это произойдет, вероятно, в будущее новолуние по алтайскому календарю. «Все великие дела у алтайского народа принято делать в новолуние», — пояснила она.
Саркофаг, который сделал возможным хранение мумии в необходимых условиях, был сооружен два года назад, его делали по специальному заказу в Барнауле. Он представляет собой имитацию того саркофага, в котором женщина была погребена. Но сделан он не из дерева, а из стилизованного под него пластика и оснащен изготовленной в Германии системой микроклимата. Снаружи на нем, как и на оригинальном сооружении, прикреплены изображения в виде оленей.
«Когда мумию привезли из Новосибирска, она была закрыта светлой тканью, а сейчас мы придумали сделать покрывало, декорированное под ту шубу, которой она была накрыта. На нее была накинута настоящая сурковая меховая шуба с позолоченной аппликацией вокруг подола. Мы сделали материал, декорированный под эту шубу, то есть мы ее постепенно одеваем», — рассказал хранитель коллекции археологии музея Сергей Киреев.
После того, как саркофаг привезли в музей, его долго держали в помещении, где хранится мумия. Ученые должны были выяснить, «как поведет себя сооружение» в необходимых температурных и влажностных режимах. И лишь в октябре прошлого года мумию переложили в новый саркофаг. Теперь дважды в день специалисты отслеживают показатели температуры, влажности и освещенности в самом саркофаге, в нише, где он стоит, и в музейном зале. Обследовать мумию ученые всероссийского института, которых еще называют «мавзолейщиками», поскольку именно они занимаются мумией Владимира Ленина в Мавзолее на Красной площади, планируют не чаще раза в три-четыре года, а все необходимые профилактические работы раз в квартал проделывает прошедший специальное обучение Сергей Киреев.
«По традиции мы занимаемся вопросами сохранения биологических структур. Это одно из биологических направлений медицины. Главной целью нашего пребывания здесь было прежде всего удостовериться в сохранении музейного объекта, который здесь находится, оценить влияние продолжительности времени на сохранность биологических структур и сделать рекомендации по дальнейшему сохранению объекта. Мы провели данную работу, могу сказать, что мы удостоверились в абсолютной сохранности и структур мумии», — отметил ведущий научный сотрудник отдела специальных работ Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений, кандидат биологических наук Юрий Абрамов.
Он добавил, что условия, рекомендованные специалистами при осмотре в 2013 году, очень четко и хорошо соблюдаются, а сама мумия сохранилась в том же состоянии, в каком ее обнаружили более 20 лет назад.
Отвечая на вопрос журналистов, не изменила ли мумия за прошедшие годы цвет, ученые сообщили, что инструментальные измерения данного параметра не проводились, однако визуальный осмотр и условия хранения говорят об обратном. «На данном этапе сохранения и при соблюдении технологии хранения и первичных процедур по консервации не должно быть изменения цвета. В дальнейшем мы планируем применять инструментальные методы, чтобы иметь более объективные данные об изменениях или о стабилизации данного параметра», — отметил Абрамов.
Как в свою очередь отметил старший научный сотрудник отдела специальных работ этого же института Юрий Астахов, все прошедшее время мумия не экспонировалась а, как известно из технических и медицинских исследований, цвет не будет меняться, потому что нет расщепляющей силы света, которая действует на меланоциты (специализированные клетки кожи, вырабатывающие пигмент меланин), которые вырабатывают черный пигмент.
«Поэтому мы в рекомендациях и указываем, если приходят репортеры и снимают объект, чтобы снимали без вспышки. Чтобы с течением времени через сколько-то лет не происходило изменение цвета. И освещенность должна быть особой – рассеянный свет, который падает на этот саркофаг», — пояснил он.
Римма Еркинова также рассказала, что в прошлом году статус мумии изменился. Ранее она находилась в собственности Института археологии и этнографии СО РАН, а в июле прошлого года по приказу Минкультуры РФ была включена в состав музейного фонда РФ и является федеральной собственностью как музейный предмет. При этом ее передали в оперативное управление все тому же Институту археологии и этнографии.
«Недавно я была на приеме в Минкультуры России в департаменте культурного наследия, в отделе музеев. У нас был серьезный разговор о передаче на постоянное хранение не только мумии, но также погребальных предметов, среди которых шелковая кофточка, юбка, головной убор, конная упряжь, другие найденные в кургане предметы, всего около 45 наименований. Минкультуры РФ считает, что биологический объект «мумия» и все погребальные предметы являются одной неразделимой коллекцией», — пояснила директор музея.
Она добавила, что все предметы до сих пор хранятся в музее Новосибирска, и возвращать их на Алтай пока не собираются. «Министерство культуры Российской Федерации заинтересовано передать всю коллекцию нашему Национальному музею. Мы надеемся, что вся коллекция будет передана на хранение в музей», — сказала Еркинова.
{democracy:87}
Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04
На Алтае представили скульптурный портрет принцессы Укока
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
10.04.2022 19:39
Рубрика:
Общество
Никита Зайков (Новосибирск)
В национальном музее Республики Алтай появился новый экспонат — скульптурное воспроизведение внешности женщины, жившей в районе плато Укок около 2,5 тысячи лет назад. Как утверждают ученые, это первое изображение лица принцессы Укока, полностью соответствующее оригиналу. Мумия, признанная одной из самых значимых археологических находок XX века, была обнаружена в 1993 году при изучении первого кургана могильника Ак-Алаха-3.
БУ РА «Национальный музей имени А. В. Анохина»
По мнению археологов, женщина действительно занимала высокое положение среди своих современников, представителей пазырыкской культуры, относящейся к V-III векам до нашей эры. Попытки смоделировать внешний облик представительницы древнейшего палеосибирского антропологического типа предпринимались и раньше, однако имевшиеся до этого портреты и реконструкции не имеют ничего общего с той внешностью, которой в действительности обладала алтайская принцесса.
Бюст принцессы создан на основе 3D-модели, полученной при помощи трехмерного сканирования черепа мумии. Сканирование провели осенью прошлого года, подобный метод в отечественной археологии применяется сравнительно недавно. Окончательно же лицо женщины воссоздано стараниями научного сотрудника Института археологии и этнографии (ИАиЭ) СО РАН Дмитрия Позднякова на основе метода антропологической реконструкции и с соблюдением всех метрических и материаловедческих параметров. Полученное скульптурное изображение положит конец всем домыслам относительно внешности принцессы Укока.
Бюст принцессы создан на основе 3D-модели, полученной при помощи сканирования черепа мумии
Отдельно, в мельчайших нюансах, были реконструированы парик и детали костюма. Эту работу взяла на себя художник-реставратор Елена Шумакова, принимавшая непосредственное участие в открытии и исследовании первого кургана могильника Ак-Алаха-3.
— Скульптурный портрет превзошел все ожидания, — подчеркнула главный научный сотрудник ИАиЭ СО РАН Наталья Полосьмак, почти тридцать лет назад открывшая непотревоженное замерзшее погребение. — Пазырыкцы очень разные по антропологическому составу, среди них были и монголоиды, и европеоиды. Ученые не создают художественный портрет, они воссоздают черты лица. На этом портрете не отражена ее жизнь, ее чувства, но мы видим лицо очень достойной волевой женщины. Теперь у пазырыкской женщины есть реальное лицо.
Российская газета — Федеральный выпуск: №77(8725)
ИсторияМузеи и памятникиРеспублика АлтайСибирьВ регионах
Главное сегодня
Медведев назвал слова Столтенберга про риск победы РФ проявлением ненависти и страха
Журналист Херш: США своими действиями сплотили российский народ вокруг Путина
FT: Шольц разочарован позицией союзников по поставкам танков Украине
Подача российского газа через Украину для Европы увеличилась на 9,5%
Ван И предупредил Бербок о риске инцидентов по типу подрыва «Северных потоков»
РИА Новости: В ЛНР ликвидировали украинскую женщину-снайпера
Эта 2500-летняя мумия была найдена покрытой загадочными татуировками и держащей сумку травы
Одной из самых противоречивых мумий всех времен является мумия принцессы Укока. Она была обнаружена похороненной в 1993 году вместе с пакетом травки. Также женщины украшались витиеватыми татуировками. Татуировка ясно говорит о том, что она была женщиной высокого статуса.
После этого исследователи провели более глубокое исследование, чтобы узнать больше о захороненной мумии. Фактически, МРТ-сканирование 2010 года показало, что ей было около двадцати пяти, когда она умерла от рака груди. Это значит, что лекарство, которое она носила с собой, было средством для облегчения боли?
Нам не терпится узнать больше об этой истории. И мы тоже знаем, что взволнованы. Итак, прокрутите вниз и углубитесь в детали.
Ее замысловатые татуировки включают мифических существ
Доктор Наталья Полосьмак, ученый, обнаруживший мумию, сказала: «По сравнению с татуировками, найденными археологами по всему миру, татуировки на мумиях пазырыкцев самые сложные и самые красивые».
Далее она добавила: «Татуировки использовались как средство идентификации личности — теперь, как паспорт, если хотите. Пазырыкцы также считали, что татуировки пригодятся в следующей жизни, облегчив людям одной семьи и культуры найти друг друга после смерти».
Вероятно, она умерла от рака груди, когда ей было около двадцати пяти лет
«Ее череп полностью сохранился, как и кости. ДНК, полученная из ее останков, интригует».
Она могла употреблять медицинскую марихуану
Она была похоронена с шестью оседланными и взнузданными лошадьми
Вместе с принцессой Укока были похоронены шесть лошадей, снабженных замысловатой сбруей и красочными войлочными седлами.
Таксидермист построил модель того, как она могла выглядеть до мумификации
Марсель Ниффенеггер провел несколько месяцев, реконструируя лицевые ткани мумии. «Эти две недели привели меня на грань безумия. Я тратил на эту часть не более двух-трех часов в день, потому что это было очень скучно, а боль в шее буквально заставляла меня заниматься чем-то другим», — сказал он.
Ее похоронили с драгоценностями и китайским шелком
По словам одного исследователя, «китайский шелк раньше находили только в «царских» погребениях пазырыкцев — он стоил дороже золота и был признаком истинного богатства. ”
Ее безбрачное захоронение показало, что она могла быть шаманкой
Археолог Вячеслав Молодин рассказал:
«Одно пазырыкское захоронение было довольно необычно. Обычно мужчин этой культуры хоронили вместе с женщинами. В этом случае ее отдельное захоронение могло означать ее безбрачие, характерное для служителей культа или шаманов, означало ее независимость и исключительность».
Присутствие высокостатусных лошадей в месте ее захоронения указывало на то, что она сама имела высокий статус, и исследователи говорят, что это указывает на целительницу.
«Оружия у нее не было зарыто ни при ней, ни на ней, а значит, она точно не была одной из знатных пазырыкских женщин-воительниц. Скорее всего, она обладала какими-то особыми знаниями и была целительницей или сказительницей. Изнутри мумия была наполнена травами и корнями».
Ее голова была обрита, и она носила парик из конского волоса
Археолог Наталья Полосьмак рассказала:
«Основой парика была войлочная «шапка», в которую были вшиты два слоя женских волос. Между слоями было черное эластичное вещество, которое помогало фиксировать и удерживать форму и объем парика….Швабра волос сверху была туго обмотана шерстяным шнуром, что помогало этой швабре стоять вертикально… Сверху на эту швабру надевали красный «накосник» (плетеное украшение из ниток), а поверх этой конструкции — бронзовую булавку с оленем, стоящим на сфере. Олень был сделан из дерева и покрыт золотой фольгой».
Сибирские шаманы считали, что при перемещении тела принцессы произошли стихийные бедствия
Народ Алтая хотел ее вернуть, что вызвало разногласия с Россией
Один хранитель местного музея сказал:
курганы. Там есть священные предметы. Алтайцы никогда не нарушают покой своих предков. Мы не должны больше проводить раскопки, пока не выработаем надлежащий морально-этический подход».
Сообщается, что алтайский вождь сказал: «Мы должны успокоить людей и похоронить алтайскую принцессу. У нас бывают подземные толчки два или три раза в неделю. Люди думают, что это будет продолжаться до тех пор, пока дух принцессы не упокоится с миром».
Чтобы почтить память усопших, в будущем нельзя проводить раскопки там, где была найдена принцесса
Она жила в железном веке Сибири
Вопросы об этнической принадлежности мумии вызвали споры
«Пазырыкцы принадлежали к другой этнической группе, никак не связанной с алтайцами. Генетические исследования показали, что пазырыки были частью самодийской семьи, с элементами ирано-кавказского субстрата», — отметил один ученый.
Поделиться этой статьей
Кашиш ВермаЧеловеческие останки на черном рынке вызвали вопросы об уважении к умершим
Провод SYFY
Эксклюзив для инсайдеров Syfy
Создайте бесплатный профиль, чтобы получить неограниченный доступ к эксклюзивным видео, лотереям и многому другому!
Зарегистрируйтесь бесплатно для просмотра
Автор Элизабет Рейн
Предоставлено: Роберто Мачадо Ноа/LightRocket через Getty Images
Около 2500 лет назад в ледяных дебрях Сибири умерла молодая скифская женщина. Она оставалась погребенной до тех пор, пока археологи не наткнулись на то, что в 19 веке считалось редкостью.93, перемещение мумии в музей для изучения и демонстрации. Это вызвало бурную полемику.
Вопрос о том, что должно происходить с древними костями и мумиями, никогда не имел однозначного ответа. Одни против научных исследований и демонстрации, а другие настаивают на том, чтобы выдать свои секреты. Тогда есть и обратный сценарий, при котором эти останки попадают на черный рынок. Недавно репортер LiveScience под прикрытием выдавал себя за коллекционера в группе Facebook, где мародер, укравший древний череп из Туниса, продавал его за 550 долларов. Расследование выявило сомнительную этичность черного рынка человеческих останков.
Какое отношение все это имеет к скифской мумии, которую неофициально называли «Принцесса Укок», хотя данные свидетельствуют о том, что она была скорее почитаемой рассказчицей, чем царственной особой? Это доказательство этических дилемм, связанных с человеческими останками вне могилы. Шепоты призраков начались, когда самолет, перевозивший мумию в научный институт в Новосибирске для изучения и сохранения, неожиданно попал в турбулентность. Принцесса Укок стала предметом споров о том, следует ли вернуть ее тело в могилу после исследования. После нескольких лет пребывания в Новосибирске ее перенесли в специальный мавзолей рядом с местом ее первоначального захоронения и выставили в стеклянном саркофаге.
Некоторым этого недостаточно. Несмотря на вклад исследования в часто загадочную историю различных скифских племен, прозвучали призывы вернуть принцессу Укок и ее погребальный инвентарь в место их вечного упокоения. В настоящее время Россия запретила археологам посещать район, где был раскопан ее курган.
«Мы очень расстроились, когда ввели этот запрет. Это означало свернуть этот исторический шаг вперед», — сказала в документальном фильме NOVA археолог Наталья Полосьмак, впервые обнаружившая мумифицированную принцессу Укок. «Это стыд.»
Если из-за законного научного исследования возникло такое напряжение, то что можно сказать о частях древних тел, которые продаются на Facebook и в других темных уголках Интернета как диковинки?
Награбленные черепа и человеческие останки продаются на черных рынках в Facebook https://t.co/7WMrsxUVCs pic.twitter.com/MgWipYU7Y6
— Live Science (@LiveScience) 2 июля 2020 г.
Facebook, Instagram и другие социальные сети активно закрывают группы продаж для коллекционеров, которые считают, что что-то вроде перуанского связанного черепа (черепа, которые были связаны при рождении, недавно были популярным предметом) является главным призом. Серия «Дискавери» Странности однажды показали энтузиаста смерти, который выставил руку египетской мумии на полке как жемчужину своей коллекции. Проблема с древними костями, в отличие от более современных образцов, заключается в том, что все, что насчитывает тысячи ушей, может раскрыть ранее неизвестные вещи о человечестве.
В отличие от современных образцов, которые часто имеют сомнительное происхождение (например, мертворожденный плод в формалине, который фактически продавался в Интернете), древние образцы имеют особую ценность. Некоторые археологи и антропологи считают, что мародеры и коллекционеры таких предметов лишают науку потенциальных открытий. Другие специалисты в той же области, такие как некоторые из тех, кто связан с принцессой Укок, убеждены, что даже обращение с этими останками в строго научных целях является неуважением, не говоря уже о выставлении в музее развернутой мумии или полностью сочлененного скелета.
В некоторых местах, таких как пещера Grotte de Cussac во Франции, даже ученым запрещено прикасаться к чему-либо. Элин М. Дж. Шотсманс, ведущий научный сотрудник в этом расследовании, ранее сообщила SYFY WIRE, что ограничения французского правительства не позволяют ее команде выяснить, как именно палеолитические люди, которые когда-то хоронили здесь своих мертвецов, проводили свои погребальные обряды. Она признала, что без раскопок они могли демистифицировать лишь так много. Об этих людях почти ничего не известно. Обоснование того, кто был там похоронен и почему, среди многих других вопросов, остаются без ответа, как и вопрос о том, действительно ли изучение и перезахоронение этичны.
В прошлом сами музеи были виновны в разграблении. Многие мумии и другие артефакты из древнего Египта были вывезены британцами и другими странами в 19 веке. Был один, который, наконец, совершил путешествие домой в Каирский музей из США несколько лет назад, но многие, несмотря на просьбы Министерства древностей Египта, так и не были возвращены. Кости скелета возрастом 9000 лет, также известного как Кенневикский человек, наконец-то были должным образом захоронены в 2016 году после многих лет использования для расследования происхождения человечества.
Другое дело, как обращаются с человеческими останками. Викторианские искатели острых ощущений разворачивали египетские мумии перед живой аудиторией, не обращая внимания на погребальные обычаи древних египтян, которые намеревались сохранить тело навечно, чтобы душа могла вернуться к нему и использовать его в загробной жизни.