Мурмурация птиц что это такое википедия: Ученые объяснили загадку мурмурации птиц — Naked Science

Что такое мурмурация? | Природа | Общество

Мария Чунихина, 

Евгений Коблик

Примерное время чтения: 4 минуты

5008

Категория:  Явления

Житель Краснодарского края запечатлел на видео «тучу из скворцов». Десятки птиц образовали настоящее подвижное облако, которое слаженно перемещалось по небу. Такой феномен ученые называют мурмурацией (от лат. murmuratio — «бормотание, жужжание»). АиФ.ru выяснил у эксперта, зачем птицы устраивают такие «воздушные танцы».

Фото: Shutterstock.com

Сколько птиц может объединить мурмурация и что это такое?

Мурмурация — это не до конца изученный процесс, который можно наблюдать только у некоторых видов стайных птиц. Помимо скворцов, в Африке мурмурацию устраивают ткачики (семейство отряда воробьиных. — прим.авт.), которые держатся миллионными стаями, рассказал кандидат биологических наук, орнитолог, старший научный сотрудник Зоологического музея МГУ им. М. В. Ломоносова Евгений Коблик. Таким образом, во время мурмурации стая может объединить от сотни до миллиона птиц и двигаться по небу замысловатыми фигурами.

«Представьте, что тысячи птиц одновременно меняют направление своего полета. Возникают удивительные фигуры в воздухе, состоящие из тысяч точек. То они собираются в какие-то шары, то вытягиваются лентами. Причем в одной и той же стае часть птиц может лететь вниз, а другая — продолжать лететь по горизонтали. Это завораживающие зрелище», — отметил эксперт.

Обычно такие «фигуры высшего пилотажа» птицы показывают на закате. Их движение в небе немного напоминает перемещение косяков рыб под водой, которые также синхронно показывают сложные фигуры.

Зачем птицы это делают?

Есть два объяснения этому явлению. Согласно первой версии, мурмурация — это процесс обучения полету молодых птиц.

«Предполагается, что так взрослые скворцы учат молодых полету. Но та синхронность, с которой они это делают, не позволяет нам принять эту версию до конца. Неопытные птицы выбивались бы из стаи. А здесь очевидно, что пернатые связаны между собой какими-то невидимыми биополями и биотоками, поэтому все синхронно. Обучение молодежи так не происходит. И почему тогда другие виды птиц не учат летать молодежь таким способом?» — подчеркнул Коблик.

Вторая версия, по мнению ученого-орнитолога, более правдоподобна: птицы пытаются себя обезопасить.

«Мурмурация — это некая защита от хищников. Когда стая резко начинает менять направление, то пернатые хищники (ястребы или соколы), которые охотятся на скворцов, теряют ориентацию и не знают, кого хватать. Но и тут есть вопросы. Когда косяки рыб в воде меняют направление, то те же дельфины или акулы спокойно выхватывают рыбешек из косяка», — объяснил эксперт.

Однако у Евгения Коблика есть собственная версия объяснения мурмурации. По словам ученого, «воздушные танцы» примерно 1,5-2 тысяч скворцов ему удалось увидеть в январе 2014 года в Израиле.

В течение получаса российский орнитолог наблюдал за птицами. В итоге у него создалось впечатление, что они просто играют.

«Мы недооцениваем некоторых птиц и зверей. Нам кажется, что они только и делают, что спят, ищут корм и брачных партнеров. Больше у них нет никаких дел и эмоций. На самом деле многие высокоразвитые животные с развитым мозгом получают удовольствие от обычных игр. Достаточно посмотреть на наших ворон, на игры выдр, которые тратят на охоту не так уж и много времени. В остальное время они резвятся друг с другом. Может, в мурмурации нет какого-то утилитарного смысла: повысить скорость полета, быстроту реакции или чего-то еще. Просто это элемент игры, и птицам он не чужд. Мне кажется, что они получают удовольствие от таких полетов. Есть даже такой научный термин для животных: комфортное поведение. Думаю, что, говоря о мурмурации, мы имеем дело с элементами комфортного поведения», — считает Евгений Коблик.

Правда, что во время мурмурации скворцы поют?

Нет, это неправда. В период мурмурации скворцы общаются между собой короткими щебечущими криками. Поют они обычно по вечерам, когда садятся на ветки перед ночевкой, подытожил эксперт.

мурмурацияптицы

Следующий материал

Новости СМИ2

Правила координации действий . Простые правила

В период с ноября по февраль, как только на Рим опускаются вечерние сумерки, туристы толпами собираются на вокзале Термини. На главный вокзал Вечного города их гонит вовсе не стремление поспеть на междугородний поезд до Флоренции, а желание своими глазами увидеть, как затейливо кружат в воздухе стаи скворцов. Люди часто наделяют пернатых «фирменными» эпитетами, например говорят, что зяблики очаровательны, а вороны зловещи и сулят недоброе. Стаи скворцов называют танцующими облаками, а их способность исполнять эти удивительные «танцы» — мурмурацией[173]. Английский поэт Сэмюэл Тэйлор Кольридж описал мурмурацию скворцов, за которой наблюдал из экипажа, уносившего его в Лондон, и говорил, что этот образ навечно остался в его сердце:

«Скворцы в широком привольном полете проплывают мимо, словно дымка, вуаль или расплывчатое облако, влекомое вдаль помимо своей воли, сейчас оно округло, а в следующий миг перетекает в дугу, а теперь принимает сферическую форму, — вот это уже правильный шар, но в следующий миг он плавно растягивается в продолговатый эллипс, вот его середина провисает — и эллипс перетекает в тор, словно в воздухе зависло колесо автомобиля, а вот из тора прорастает вогнутое полукружье — и оно то разрежается, словно на выдохе, то со вдохом сгущается, в иные моменты мерцает проблесками и полощется в воздухе, нечто дымное и эфемерное, но вдруг оно уплощается, густеет и наливается чернотой!»[174]

Если поэты могли передать впечатления от мурмурации на бумаге, то ученые ломали головы в поисках причины такого стайного поведения. Английский натуралист Эдмунд Селус, в 1901 году опубликовавший свои наблюдения за поведением птиц, всю оставшуюся жизнь преданно служил орнитологии. Его особенно интересовало, как птицы, собравшись в стаю, координируют свое поведение[175]. После тридцати лет наблюдений Селус издал книгу, где предложил свое объяснение того, как сотням тысяч птиц удается держать в полете сомкнутый упорядоченный строй и совершенно синхронно совершать на лету резкие рывки и маневры[176]. Он отбросил как вздорное предположение о том, что поведением всей стаи в одиночку дирижирует птица-вожак. Вместо этого заявил, что птицы могут синхронизировать свои действия посредством «передачи мыслей» — используя некую форму птичьей телепатии, позволяющей им мгновенно доносить до других членов стаи ментальные импульсы.

Проще простого было бы забраковать «птичью телепатию» как завиральную идею эксцентричного англичанина, засидевшегося в одиночестве на болотных кочках. Однако Селус, хоть и вел жизнь затворника, глупцом не был. Он окончил Кембридж, занимался адвокатской практикой и выступал в суде, опубликовал двадцать книг о природе и добился признания как пионер этологии (науки о поведении животных в их естественной среде обитания). Его телепатическая теория — совсем не глупость, а свидетельство того, что природа стайного поведения птиц осталась непостижимой даже для такого преданного и внимательного наблюдателя, как Селус. (Напишите в поисковой строке на YouTube словосочетание «мурмурация скворцов», и вы сможете получить представление об этой действительно таинственной способности маленьких птах синхронизировать полет гигантской стаи.) Коллеги-орнитологи открестились от Селусовой теории «передачи мыслей», но лучшего объяснения этого явления, как ни старались, не предложили. На протяжении полувека с момента выхода в свет книги Селуса вопрос о том, как скворцам удается выписывать в небе причудливые фигуры, так и оставался открытым.

А потом ответ неожиданно нашелся, и предложил его не блуждающий по лугам и лесам чудаковатый орнитолог, а технарь до мозга костей — инженер-программист из компьютерной лаборатории. Крейг Рейнольдс защитился в МТИ на степени бакалавра и магистра, посвятив обе диссертации проблемам компьютерной анимации, и продолжал вести научные исследования там же, в МТИ. Работая над созданием пакета графических программ, Рейнольдс задался вопросом: как можно смоделировать скоординированное поведение живых существ в природе, например птичьей стаи? Он спроектировал компьютерную модель птичьей стаи и назвал ее Boids. Эта модель базируется на трех простых правилах, которые Рейнольдс составил, наблюдая за повадками и поведением окрестных пташек[177]. Три его правила птичьей навигации выглядели так: 1) избегай столкновения с другими птицами; 2) устремляйся в том же направлении, что и твои ближайшие соседи; 3) держись поблизости от ближайшего соседа. Как оказалось, эти три правила и есть все, что требовалось его boids, чтобы координировать свои перемещения относительно друг друга и воспроизводить удивительно согласованное стайное поведение, очень схожее с поведением настоящих птиц. Специалисты по биологии поведения исследовали действенность выведенных Рейнольдсом правил в условиях дикой природы и заключили, что они позволяют объяснить коллективное поведение массового скопления особей самых разных видов, в том числе пресноводных рыб гамбузий в косяках, скворцов в стаях и пешеходов, которые на оживленных улицах самоорганизуются в более или менее упорядоченные потоки[178].

Правила стайного (стадного) поведения — это пример правил координации действий, которые управляют взаимоотношениями между особями в толпе себе подобных. Механизм правил координации действия заключается в том, что они четко указывают каждому, как себя вести в отношении других. Скворцы во время мурмурации «знают», что должны избегать столкновения с соседними особями, и, если потребуется, могут совершить резкий рывок или уклониться в сторону в полной уверенности, что не врежутся в соседей и что те, в свою очередь, не врежутся в них. По большому счету, правила координации действий имеют смысл только в социальном контексте. Ведь птица, летящая сама по себе, не может держаться вблизи соседей из-за их отсутствия.

Коллектив способен добиваться целей, которые не под силу отдельным его членам, действуй они в одиночку. Хищник может запросто выхватить птицу из беспорядочного скопления летящих птиц. Но когда пернатые летят организованной стаей, риск быть схваченными у отдельных особей минимизируется за счет того, что они координируют свое движение с другими участниками стаи, упреждая действия нападающего[179].

В то же время коллективное поведение может дать определенные выгоды и хищникам. Одна особь саранчи — безобидный пустяк, но стая перелетной саранчи создает стихийное бедствие, можно сказать, библейского масштаба. Даже в наши дни саранча угрожает существованию каждого десятого жителя планеты[180]. Стаи саранчи иногда насчитывают миллионы особей, в полете они образуют черную тучу протяженностью несколько километров, способны перемещаться на расстояния, сравнимые с размерами континентов, при этом уничтожают все сельскохозяйственные посадки, встречающиеся на пути. Тем не менее большую часть жизни особи саранчи проводят в одиночестве, избегая контактов с сородичами, и лишь время от времени сбиваются в адские полчища. Разница между саранчой-одиночкой и саранчой в стае столь велика и масштабна, что одно время биологи классифицировали их как два отдельных вида[181]. Пусковой механизм, заставляющий саранчу трансформироваться из одной формы в другую, долго оставался загадкой.

Со временем выяснилось, что, когда в питании стайной формы саранчи становится мало белка, часть особей начинает охотиться на сородичей, которые, естественно, стремятся удалиться от опасности. При движении такой стаи работает два простых правила: 1) удирай от сородича, который преследует тебя сзади, и 2) старайся сожрать впереди летящего сородича, если он подпустил тебя слишком близко. Особи, не следующие этим правилам, будут съедены. Но когда каждая из миллионов особей индивидуально следует этим правилам, коллективно они образуют устойчивую протяженную структуру наподобие гигантской прожорливой анаконды, которая проедает в сельскохозяйственных угодьях длинные и широченные пролысины.

Коллективное поведение формируется, когда индивиды начинают следовать правилам координации действий. Птицы перелетают стаями, антилопы гну мигрируют всем сообществом, рыбы плавают косяками, а саранча сбивается в кровожадный рой. Но люди обладают разумом, они умнее птиц и прочей стайной фауны и потому способны порождать менее предсказуемые и более современные формы стайного поведения. Возьмем, например, импровизационную комедию — жанр театрального искусства, который уходит корнями в расположенный поблизости от Чикагского университета бар «Компас». В 1955 году компания молодых актеров-комиков начала разыгрывать в баре комедийные сценки на предложенные посетителями сюжеты[182]. Потом артисты объединились в театральную труппу импровизационной комедии, названную The Second City («Второй город»), — из нее впоследствии вышли многие прославленные комики, чьи имена могли бы войти в справочник «Кто есть кто в комедии»: Тина Фей, Майк Майерс, Билл Мюррей, Джильда Рэднер, Стив Кэрелл, Стивен Кольбер, Эми Полер. Самобытный жанр театральной импровизации, который открыла и освоила труппа The Second City, вдохновил продюсеров на создание целого ряда телевизионных шоу, занявших важное место в жизни американской публики: это и вечернее музыкально-юмористическое субботнее шоу NBC Saturday Night Live («Субботним вечером в прямом эфире»), и шоу импровизационной комедии на канале ABC Whose Line Is It Anyway? («Так чья же сейчас реплика?»), и Curb Your Enthusiasm («Умерь свой энтузиазм») на канале HBO, и бессчетное множество кинофильмов.

В отличие от стендап-комиков, в одиночку и с разным успехом испытывающих судьбу на подмостках, импровизация представляет собой коллективные усилия труппы; потому одному ее участнику трудно завоевать симпатии публики, если того же не добьются все остальные. Мало что вызывает такой же страх, как необходимость выходить на сцену в компании актеров (возможно, малознакомых) и разыгрывать придумываемые на ходу репризы, которые должны быть остроумными и смешными настолько, чтобы зрители хохотали до изнеможения. Импровизаторы, действуя единой командой, должны вплетать в канву представления неожиданные повороты, делать отсылки к разыгранным ранее сюжетам и ткать из разрозненных тем единое полотно гладкого повествования. Более того, актерам надо в реальном времени, то есть прямо здесь и сейчас, согласовывать свою игру с игрой партнеров, не имея никакого сценария, где говорилось бы, что делать дальше, без репетиций, в ходе которых можно было бы устранить сюжетные неувязки или нелепости, и даже без режиссера, который управлял бы сценическим действом. И все это — перед живой аудиторией, нередко настроенной довольно враждебно. Задумавшись о том, сколько всего требуется для импровизированного представления, начинаешь подозревать, что импровизация может получиться исключительно по волшебству.

За шестьдесят лет существования сообщества комедийной импровизации его участники много экспериментировали с бесчисленными формами и видами реприз, браковали те, что проваливались у публики, а приемы, имевшие успех, анализировали и записывали в свод неписаных эмпирических правил, позволяющих координировать игру актеров на сцене. Пускай каждый актер обладал своими индивидуальными особенностями и яркими гранями, всем сообществом они путем проб и ошибок выработали ряд правил координации действий[183]. Наиболее известное из них — «Двигать сюжет, отталкиваясь от того, что сказано прямо перед этим, с помощью простенькой связки “Да, и…”». Другое правило гласит: «Не рассказывай анекдотов», поскольку они часто не вплетаются в уже имеющуюся сюжетную канву и привносят искусственное оживление в органичное развитие ситуации. Правило играть на партнеров, чтобы дать им возможность полностью проявить себя, подчеркивает значимость взаимопомощи. Ведь в импровизации примадонны способны добиться лишь того, что все члены труппы, включая их самих, будут выглядеть посредственностями. Потому примадонн в импровизациях не бывает, и каждый актер помогает себе, помогая своим партнерам.

Правила координации позволяют слаженно действовать не только таким коллективам, как труппа импровизационного театра, джазовый оркестр или баскетбольная команда, где участники, решая свои задачи, находятся в поле зрения друг друга. Эти правила полезны также в ситуациях, в которых согласованные действия должны осуществляться в разных временных и пространственных отрезках, когда никто из участников не может видеть общей картины. Тогда правила координации действий выполняются на основе лишь локальной информации. Во время мурмурации ни один скворец не видит всю стаю целиком, зато видит с полдюжины летящих рядом соседей и, сообразуясь с ними, следует стайным правилам. Правила координации действий хороши и тем, что позволяют адаптироваться к локальным условиям, не жертвуя коллективными интересами. Так, следуя правилам, стаи скворцов могут приспособиться к встречающимся неожиданностям (например, к попавшейся на пути высоковольтной линии), а затем быстро восстановить строй.

Боевые действия — именно та сфера, в которой требуется сочетать местные и общие правила. Скоординированность действий — залог победы, однако общая картина нередко плохо просматривается, поскольку ее заволакивает, выражаясь словами Клаузевица, «туман войны». Для обеспечения координации на поле боя Наполеон, как рассказывали, отдал своим войскам постоянно действующий приказ-инструкцию: «Маршировать в ту сторону, откуда доносится орудийная канонада». Это простое правило позволяло его генералам координировать действия своих войск, не видя общей картины сражения. Генералы и солдаты могли подстроить это правило под особенности местной обстановки — скажем, испортившуюся погоду, брешь в обороне противника или его упорное, вопреки ожиданиям, сопротивление. Одновременно правило гарантировало, что войска подтянутся туда, где они особенно нужны и их действия дадут наибольший эффект. В этой ситуации детально расписанные диспозиции вряд ли сработали бы, ибо не позволили бы приспособляться к изменчивым обстоятельствам. Если представить другую крайность — что Наполеон разрешил бы своим генералам действовать по собственной инициативе, — никакой согласованности в действиях войск не получилось бы, и сражение грозило бы распасться на разрозненные очаговые стычки с противником.

Простые правила координации действий помогают организовать согласованное коллективное поведение многих субъектов: людей, животных или целых государств и народов. Правила задают общую схему, показывающую, как действовать каждому участнику и как — остальным, чтобы решить коллективную задачу, например выиграть сражение или безопасно долететь до места зимовья. Однако правила координации действий ничего не говорят о том, когда выполнять нужные действия, и потому мы сейчас обратимся к процессному правилу третьего типа — правилу выбора времени.

Что такое скворцовый ропот и почему он образуется?

Зима приносит с собой одно из настоящих зрелищ природы: бормотание скворцов. Но что они собой представляют и почему образуются эти гипнотические сборища?

Что такое ропот скворцов?

Мурмурации — это огромные группы скворцов, которые кружатся, кружатся, пикируют и кружатся по небу в красивых облаках, меняющих форму.

Незадолго до заката небольшие группы скворцов из одной местности собираются вместе над общим местом для ночлега. Группа становится все больше, двигаясь в унисон в воздушном танце, отбрасывая великолепные формы на фоне угасающего дневного света.

Берти Грегори/2020VISION

Почему образуются бормотания скворцов?

Скворцы известны как «частичные мигранты»: птицы, которые мигрируют в одних местах, но не в других. Наши собственные скворцы, как правило, остаются на месте, в то время как скворцы из более холодных стран Восточной Европы направляются к нашим берегам, увеличивая нашу численность осенью и зимой, образуя очень внушительные стаи.

Ученые считают, что количество бормотаний обеспечивает безопасность; защита от хищников, таких как сапсаны, которых привлекает огромное количество птиц. Ведь выделить одного скворца из кружащейся группы из сотен, а то и тысяч, бывает непросто! Эксперты до сих пор не совсем уверены, как каждый скворец знает, в какую сторону поворачивать, не натыкаясь на других.

Мурмурации всегда образуются над общим местом ночевки птиц. Когда количество скворцов достигает своего пика, а последние лучи дневного света начинают угасать, негласный сигнал, кажется, приказывает группе устремиться к земле одним последним размашистым движением и успокаивающим свистом крыльев. Насестом может быть что угодно, от тростниковой заросли до приморского пирса, где группа может собраться вместе, чтобы согреться и поболтать о лучших кормовых угодьях.

Дэвид Типлинг/2020VISION

Дэнни Грин/2020VISION

Гай Эдвардс/2020VISION

Дэнни Грин/2020VISION

Гай Эдвардс/2020VISION

Марк Хэмблин/2020VISION

Когда лучше всего видеть скворца?

Эти эффектные скворцы формируются осенью и зимой. Большинство мигрирующих скворцов обычно прилетают сюда к концу ноября/началу декабря, что делает это лучшим временем для наблюдения за мурмурацией в ее пике. Оденьтесь потеплее и не забудьте прибыть до заката, чтобы посмотреть большое событие от начала до конца.

Бормотание скворцов в Ланкашире и Мерсисайде

Если вы не знаете, где можно увидеть бормотание скворцов, хорошая новость заключается в том, что они могут появиться практически где угодно, даже над городскими центрами. Некоторые из лучших мест в Ланкашире и Мерсисайде:

  • Заповедник Брокхолс, Престон
  • Северный пирс, Блэкпул
  • Лант Медоуз, Сефтон
  • RSPB Лейтон Мосс, Сильвердейл

Вы когда-нибудь видели бормотание скворцов? Мы будем рады видеть ваши фотографии в социальных сетях. Вы можете присылать нам свои снимки на Facebook и Twitter или отмечать нас на своих фотографиях в Instagram.

Разновидность

Скворец

Скворец — знакомый посетитель сада, у которого красивые пурпурно-зеленые отливы черных перьев. Он славится своей зимней…

Зимняя дикая природа

Некоторые говорят, что зима безжизненна. Это что угодно, только не это. Множество птиц, которые всю весну и лето дрались друг с другом, теперь собираются вместе в…

Поддержите нас

От пожертвования до членства — вы можете помочь сохранить дикость нашего региона.

  • Птицы
  • Зима

Связанные сообщения в блоге

Блог

Увлекательные факты о стрижах и о том, как им помочь

Насколько хорошо вы знаете британских стрижей? Вот несколько интересных фактов о наших пикирующих летних посетителях.

Блог

Итоги февральского фотоконкурса

Штормы Дадли и Юнис не помешали вам сделать несколько блестящих снимков «Зимних птиц» в феврале.

Блог

Шесть лучших подснежников в Ланкашире и Мерсисайде

Подснежники — один из самых знаковых признаков весны, проглядывающий сквозь мороз и снег с января по март, чтобы заверить нас в новой жизни…

Мурмурация скворца | Стаи скворцов и ночлег

Кто они такие?

По сути, это массовый воздушный трюк — тысячи птиц одновременно парят и ныряют. Это совершенно захватывает дух.

Мы думаем, что скворцы делают это по многим причинам. Объединение в группы обеспечивает безопасность в больших количествах — хищникам, таким как сапсаны, трудно нацелиться на одну птицу посреди гипнотизирующей стаи из тысяч.

Они также собираются, чтобы согреться ночью и обменяться информацией, например, о хороших местах кормления.

Они собираются вокруг своего места для ночлега и выполняют трюки на колесах, прежде чем устроиться на ночлег.

Где их можно увидеть?

Осенние насесты обычно начинают формироваться в ноябре, хотя это зависит от места, и некоторые могут начать формироваться уже в сентябре.

С течением недель все больше и больше птиц собираются вместе, а количество скворцов на насесте в некоторых местах может достигать 100 000 особей.

Ранний вечер, перед закатом, — лучшее время, чтобы увидеть их по всей Великобритании. Вам не нужно никакого специального оборудования, так как все это видно, просто взглянув в небо.

В основном они выбирают для ночлега места, защищенные от суровой погоды и хищников, такие как леса, но также используются тростниковые заросли, скалы, здания и промышленные сооружения. Однако в дневное время они устраиваются на открытых местах, таких как верхушки деревьев, где птицы имеют хорошую круговую видимость.

Некоторые из наших заповедников представляют собой прекрасные места для наблюдения за бормотанием. Другие популярные места, где можно увидеть скворцов, включают Гретна-Грин в Дамфрисе и Галлоуэе и Брайтон-Пирс в Сассексе. Веб-сайт Starlings in the UK также может быть полезен для того, чтобы узнать, где в последнее время происходили бормотания.

 

 

Дополнительная литература
  • RSPB Conwy
  • РСПБ Дандженесс
  • RSPB Эксминстерские болота
  • РСПБ Фэрберн Ингс
  • РСПБ Фрэмптон Марш
  • RSPB Лейтон Мосс
  • РСПБ Марасион Марш
  • РСПБ Мерсехед
  • РСПБ Минсмер
  • RSPB Водно-болотные угодья Ньюпорта
  • RSPB Портмор Лох
  • РСПБ Солтхольм
  • РСПБ Сент-Эйданс

Мурмурации в действии

Не верьте нам на слово, посмотрите это потрясающее видео бормотания скворца.

Нет в наличии.

Не дайте себя обмануть

Несмотря на невероятный размер стай, количество скворцов сейчас составляет лишь малую часть того, что было раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *