О городе Муроме
О городе Муроме, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
Муром – это город во Владимирской области, расположенный на высоком берегу Оки, прямо на рубеже с Нижегородской областью. Его расстояние от Москвы составляет 290 км, от Владимира – 135 км. Территория Мурома растянулась вдоль побережья Оки на целых 8 км (с севера на юг), а наиболее дальняя граница его центральной части находится на расстоянии 5 км от реки (с востока на запад). Ширину города пересекают магистральные железнодорожные пути, соединяющие Москву и Казань, а в направлении севера от них отошла железнодорожная ветка к городу Кирову. Муром является как крупным железнодорожным узлом Горьковской железной дороги, так и большим портом на реке, связывающим его с Москвой и Нижним Новгородом.
Название города пошло от угро-финского племени мурома, родственного мордве, жившего здесь в VI-VII столетиях. Само слово «муром» переводится на русский как «возвышенность у воды», соответственно название племени обозначало «люди, живущие на возвышенности у воды».
Флаг Мурома – это голубо полотнище, на котором изображена часть герба этого города – три калача. Герб же, в свою очередь, изображает Владимирский герб (лев на красном фоне) и три калача, которыми славится Муром.
Муром находится во второй климатической зоне, климат здесь умеренно-континентальный с холодной зимой, кратковременной весной, облачной и зачастую дождливой осенью и умеренно теплым летом. Зимой на территории города наблюдается превосходство южных и юго-западных ветров, а летом – северных и северо-западных. Из почв здесь преобладают лессовидные суглинки.
Муром является административным центром Муромского района Владимирской области, хотя сам в состав данного района не входит, а образует с 2006 года городской округ Муром.
Отдельные его части имеют свои народные названия, не являющиеся официальными. Территория, примыкающая к железнодорожной линии Москва – Казань, есть одним из старейших районов города, названным Казанкой. На северо-западе Мурома расположился частный сектор Собачаевка, к нему примыкает Африка, которая застроена типовыми многоэтажками (по одной из версий столь необычное название объясняется преобладающими здесь песчаными почвами, но может, имеется в виду достаточно хорошее отопление или удаленность местности от центра города). В северо-восточной части города находится Штап (это название образовано от слова штаб, так как в прошлом на этом месте были расположены земельные наделы штабских военнослужащих). На юге Мурома расположились микрорайоны Южный и Фанерный, а на берегу Оки – Карачарово и Аул.
Как и многие другие города бывшего Советского Союза, Муром тоже подвергался тотальному переименованию улиц. До советской власти большая их часть была названа как и храмы, находившиеся на них. Некоторые улицы носили неофициальные названия по фамилиям самых известных домовладельцев. После пожара 1805 года город начали отстраивать по регулярному плану, многие из новых улиц стали называться так же, как и прежние, пролегавшие примерно в тех же местах, где находились допожарные. Самыми старыми и известными из них являются: Первомайская (бывшая Никольская), Льва Толстого (Касимовская), Артема (Прудовая), Свердлова (Полевая), Плеханова (Троицкая), Красноармейская (Успенская) и некоторые другие.
В городе с прежних времен остались три площади: Крестьянина (бывшая Троицкая или Конная), 1100-летия города Мурома (Гостинодворская или Рождественская) и площадь Революции (в прошлом – Сенная или Дровяная). К их числу позже добавились Привокзальная площадь имени Гастелло и площадь Алексея Прокуророва. Есть два Бульвара – Цветочный и Тихомирова.
Муромцы – очень дружный народ, уважающий и хранящий свои традиции.
Именно они способствовали тому, чтобы не только у них, а и во всей России стали почитать дату 8 июля. С 2008 года все россияне тоже отмечают День семьи, который своими корнями уходит в восемь веков назад, когда Петр и Феврония Муромские (Давид и Ефросинья в крещении), после множества испытаний судьбы, находясь в совершенно разных местах, скончались в одно и то же время. А столицей этого праздника на протяжении уже нескольких лет является Муром, который в этот день посещает много гостей, в число которых вошел и президент России. Все, кто в этот день приезжает в Муром, в первую очередь устремляются в Свято-Троицкий женский монастырь, в стенах которого покоятся мощи святых покровителей семейного очага – благоверных князей Муромских Петра и Февронии.
Жители Мурома являются не только «законодателями» традиций. Они также живо интересуются всем, что происходит в современном мире и присоединяются к различным акциям. Вот уже семь лет подряд Муромский историко-художественный музей вместе с тремя тысячами музеев из 40 стран мира принимают участие в акции «Ночь музеев». Обычно это мероприятие проходит в мае, тогда на нескольких музейных площадках всю ночь вниманию посетителей представлены различные интерактивные программы, презентации, выставки и, конечно же, много музыки и развлечений.
История Мурома
История Мурома, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
История города Муром похожа на русскую былину. В ней переплелись реальные события и народные сказания, грозные цари и сказочные девы, сухие летописи и эпические герои.
А начиналось все в IX веке, когда поселение Муром впервые появилось в документах. Название города – финское. «Люди, живущие на горе у воды» — так переводится с финского слово «мурома».
Князь Владимир «Красно Солнышко» передал Муром в удел своему любимцу – сыну Глебу, впоследствии прославленному Православной Церковью в лике святых, как князь-мученик. История его правления необычна – Муром не желал принимать христианство, и православного князя в город просто-напросто не пустили. Пришлось ему поселиться за городом, где рядом со своими покоями боголюбивый Глеб выстроил храм, на месте которого позже возник монастырь.
Может быть оттого, что некогда правил Муромом князь-злодей Олег Святославович, неспроста прозванный в народе Гориславичем, а может оттого, что князь Ярослав Мудрый устроил здесь место для ссылки провинившихся бояр — город ассоциировался нашими предками с далеким, глухим и мрачным местом.
А кто не знает былинного героя Илью Муромца, победившего самого Соловья Разбойника и долгие годы защищавшего Русь от врагов-налетчиков? Богатырь, чудесным образом исцелившийся от недуга, приковавшего его к постели на долгие годы, — любимейший персонаж историй, передававшихся из уст в уста. Родиной Ильи считается село Карачарово, расположенное близ города. В селе и поныне проживают семьи, считаюшие себя потомками героя.
Каким же был на самом деле человек, послуживший источником столь чудных сказаний? Никто этого уже не узнает, но известно, что в далекой Киево-Печерской Лавре покоятся мощи некоего святого монаха Ильи Муромца, телосложение которого поистине богатырское.
Завораживающе печальна история местечка за Окой, известного как Царская горка или Царский курган. Рассказывают, что именно здесь стоял шатер Ивана Грозного, наблюдавшего за переправой через реку своего войска, идущего на Казань. По велению царя каждый воин набирал в свой шлем песок и высыпал в одну кучу.
После битвы возвращалось войско тем же путем, и вновь каждый воин набирал из кучи песок в шлем и разбрасывал вокруг. Но много воинов полегло в битве, потому и осталась в том памятном месте эта гора.
Муром и сейчас предстает перед нами в своей былинной красоте. И хоть и пострадало убранство города в годы лихолетья, когда разбивали колокола, взрывали соборы и рушили храмы, но пришло и другое время: Муром заблистал с новой силой, цприглашая нас окунуться в мир народных преданий и древних летописей.
Древние города России — Муром
Историю Мурома тесно связана с историей Рязани. Долгое время этот город был центром большого Муромо-Рязанского княжества и, находясь в приграничной полосе, чаще других подвергался жестоким опустошениям.
Основание города относится к древнейшему заселению берегов реки Оки финским племенем мурома. Память об этом народе осталась в названии города. Первое письменное упоминание о Муроме дает «Повесть временных лет».
Муром был крайним восточным форпостом Руси и располагался на перепутье торговых путей. Киевский князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу. Затем Муром переходит Ярославу Мудрому, а тот в 1054 году передает его сыну Святославу. Со временем город делается все более важным торговым центром. Став владением черниговских князей, он превращается в столицу
Жители Мурома долго придерживались язычества. Получив в 1097 году во владение Муром, внук Ярослава Мудрого князь Ярослав попытался обратить жителей края в христианскую веру. Опасаясь кровопролития, он послал к ним своего сына Михаила, а сам двинулся следом за войсками и священниками. В муроме Михаил был убит. Получив известие о гибели сына, Ярослав осадил город и через некоторое время взял его без боя. Заняв Муром , он крестил Муромцев в Оке и построил церковь Благовещения Богородицы.
В середине XII века из-за междоусобицы между Ярославичами княжество разделилось на два, и Мурому пришлось искать покровительства князей владимирских.
В 1237 году город был разгромлен Батыем. За полвека Муром трижды разорялся татарами. После разгрома 1293 года жители покинули это место и ушли за восемь верст, основав новое поселение. Лишь в середине XIV века город возродился к жизни после возвращения князя Юрия с боярами, купцами и посадскими людьми.
В 1392 году Василий I, сын Дмитрия Донского, присоединил Муром к Московскому княжеству. Имея выгодное местоположение по реке Оке, Муром оставался важным торговым городом. Сюда приезжали купцы из разных русских городов, греческие торговые гости из Тавриды. Болгары, жившие по берегам Волги и Камы, привозили сюда разнообразные товары с востока.
С потерей самостоятельности Рязанского княжества в начале XVI века Муром начинает играть особую роль в политике Московского государства. В годы царствования Ивана Грозного Муром становится важным стратегическим пунктом. Во время похода на Казань в 1552 году именно в Муроме царь устроил смотр своему войску. При осаде Казани Муромская рать мужеством и доблестью немало способствовала победе. Победа над Казанью была отмечена строительством трех храмов соборного типа.
Конец XVI века стал для города тяжелым временем. В результате моровой язвы в 1570 году и начавшегося после нее голода жизнь в Муроме надолго замерла. Население, гонимое голодом и пожарами, боясь введенной Иваном Грозным опричнины, рассеялось по окрестным деревням и селам. В Муроме на посаде к 1574 году оставалось всего 149 жителей в 111 домах.
В начале XVII века прибавились новые беды, связанные с нашествием поляков во времена Смуты. Город был разрушен и сожжен, дома разграблены.
Постепенно Муром возрождался вновь. Стратегически он не имел былого значения, но оставался важным торговым центром, который славился ремесленниками. К середине XVII века высокого уровня достигло здесь кузнечное ремесло. Известны были Муромские мастера своими замками, ключами, дверными ручками. Жители города славились своим умением выделывать кожи.
Особая гордость города Мурома — воинская слава. Недаром самый известный богатырь, защитник земли Русской Илья Муромец был родом из этих мест. Муромские ратники во все века отличались храбростью на полях сражений. Воины земли муромской стояли в рядах Дмитрия Донского на Куликовом поле, отличились при осаде Казани, в 1611-1612 годах освобождали Москву от поляков в ополчении Минина и Пожарского. Регулярный муромский 21-й пехотный полк появился в русской армии в 1727 году и просуществовал без малого два века. Во время Семилетней войны за особые заслуги полк был награжден двумя георгиевскими трубами. Дважды, в 1760 и 1813 годах, победным маршем полк входил в Берлин, а в 1814 году в Париж. Муромский полк участвовал почти во всех походах Суворова: храбро сражался под Кинбурном, штурмовал Очаков, переходил через Альпы. Во время Отечественной войны 1812 года полк в составе пехотной дивизии Коновницына прошел путь от Смоленска до Москвы. Позднее, на защиту Севастополя в 1855 году, воины полка получили восемь георгиевских крестов, а полк — георгиевские знамена. В первую мировую войну муромский полк дошел до Кенигсберга.
Город Муром — история
Муромская земля была заселена задолго до формирования Киевской Руси — на территории современного города в VI в. было поселение угро-финского племени муромы. Позднее здесь стали размещаться и славяне.
Город Муром вошел в состав государства Киевская Русь в X в., а после договора, заключенного в 1006 г. между киевским князем Владимиром Святославичем и волжскими булгарами, он стал главным торговым центром на реке Оке.
Из описей древнего кремля, сделанных в ХIII в., нам сегодня известно, что городская крепостная стена была возведена из леса, дубового в нижней ее части и соснового или елового в верхней. Для въезда в древний Муром использовались ворота с двух сторон «да третьи ворота водяные да тайник». Стена имела 11 башен, и 3 башни возвышались над воротами.
Кремль просуществовал до конца XVIII в. и был разобран по указанию императрицы Екатерины II, которая серьезно занималась переустройством древних русских городов. Напоминанием о том, что крепостная стена в городе существовала, может служить ее изображение на иконе ХVIII в.
По предположению историков, первое здание собора в Муромском кремле появилось в середине XII в. Исследователь В. Н. Добрынкин в работе «Муромский Богородицкий собор», опубликованной в 1915 г. во Владимире, написал: «Неназываемая по имени церковь в Муроме, которую создал кн. муромский Юрий Владимирович, умерший в 1174 г., вероятно, есть та церковь Рождества Богородицы, которая является ныне Муромским собором». Эта точка зрения оправдывается и находками следов строений XII в. во время реставрационных работ в храме в 1873 г. Возможно, собор был разрушен татаро-монголами в 1239 г. и восстановлен после победы царя Ивана Грозного над Казанским ханством.
Следующий активный созидательный период в жизни Мурома связан с управлением государством Иваном Грозным. Чаще всего эту эпоху историки описывают как время тяжелых испытаний для России. Но именно в этот период по всей стране велось большое строительство монастырей и , создавался укрепленный пояс по границам Московского государства, обустраивались уже существовавшие города и появлялись новые.
В «Житии Константина, Михаила и Феодора» рассказывается, что Иван Грозный дал обет построить в Муроме каменную церковь Благовещения вместо деревянной , если одержит победу над Казанью. И уже в 1553 г. для этой цели из Москвы была прислана артель каменщиков. Скорее всего, эти мастера построили в городе также храм Козьмы и Демьяна и Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре. К этому периоду специалисты относят и сооружение церквей Николо-зарядской и Николо-Можайской, перестроенных позднее.
Известный русский искусствовед И. Э. Грабарь писал: «Муромские мастера-муроли, воспитанные на московском «государевом деле», славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора. Муромские храмы по характеру своей «узорочности» могут составить особую группу. Из ряда вон выходящая «узорочность» разрушившегося храма Козьмы и Демьяна (XVI в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма».
Среди сохранившихся зданий XVI в. эта церковь и сегодня занимает особое место. Она отличается монументальными формами, четкими пропорциями и оригинальными архитектурными деталями и приемами. Историк А. А. Титов в 1901 г. в книге «Историческое обозрение города Мурома» излагает предание о том, что царь Иван Грозный жил в городе в устроенной для него палатке или шатре. Он простудился и некоторое время лежал больной, а оправившись от болезни, велел воздвигнуть на месте палатки каменный храм во имя Козьмы и Демьяна.
Иван Грозный действительно находился в Муроме в июле 1552 г, и наблюдал во время казанского похода за переправой русских войск через реку Оку.
Строительство храма Козьмы и Демьяна предположительно велось псковской строительной артелью во главе с известным архитектором Посником Яковлевым (у храма есть общие черты со знаменитым московским храмом Василия Блаженного). Святые Козьма и Демьян (написание в церковных книгах — «Косма и Дамиан») издревле почитались на Руси как покровители святости и нерушимости христианского брака, устроители супружеской жизни. В их житии есть история, когда они пришли на помощь женщине, над которой хотел надругаться незнакомец. Так что храм в Муроме, скорее всего, строился как символ покровительства женщине и семье.
От XVI в. дошел до наших дней Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, древнейшего комплекса на Муромской земле. Об этой обители впервые упоминает летопись под 1096 г., рассказывая, что во время ее осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха — князя Изяслава, которого похоронили в Спасском монастыре.
В других исторических источниках говорится, что монастырь стал строиться на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба, у которого была деревянная церковь Всемилостивого Спаса, и что первоначальное его название было «Спасский, что на бору».
Очень нарядно выглядит красно-белая высокая северо-западная башня Спасского монастыря, построенная в XIX в., когда обитель окружили каменной стеной.
О Благовещенском храме в исторических книгах говорится: «Благовещения Божьей Матери церковь, каменная, построена царем Иваном Четвертым в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом». Специалисты считают, что в своей архитектуре этот храм до сих пор сохранил черты XVI в. В 1797 г. в нем был установлен новый деревянный позолоченный иконостас, выполненный в барочных формах.
В начале XVII в. город подвергся разрушениям во время польско-литовского нашествия. Многие храмы были сожжены или разрушены. Только к середине столетия Муром смог преодолеть разруху. Особое развитие в этот период получили кожевенное производство, металлообработка, производство оружия. Муромские мастера стали известны по всей России. Один из них — Никита Давыдов — сделал для царского дома парадный шлем царя Федора Иоанновича (в 1621 г.) и «зерцала» для царя Алексея Михайловича. Эти вещи и сегодня хранятся в Оружейной палате в Москве. А в музее Мурома есть целая коллекция серебряных изделий, выполненных мастерами в XVII в.
В этот период муромские купцы разворачивают новое городское строительство. Одним из первых каменных храмов в XVII в. стала Троицкая церковь на месте одноименной деревянной. Сооружение этого храма положило начало строительству в Муроме новой группы построек, не похожих на более ранние. Фасады храма насыщены деталями, использованы изразцы зеленоватых и коричневых оттенков с изображением диковинных птиц, всадников, геометрического и растительного орнаментов. По периметру кокошников вставлены изразцовые круглые формы. Собор завершают пять глав на вытянутых вверх барабанах.
Спустя какое-то время патриарх Никон, проводя свои преобразования в строительной политике России, запретит возведение шатровых храмов и колоколен, но в Муроме останутся на века украсившие городской силуэт храм Казанской Божьей Матери и колокольня Троицкого монастыря, завершенные каменными шатрами.
Между городом и селом Карачаровым еще в 1930-е гг. сохранялась деревянная церковь Ильи Пророка XVII в. В народе ходила легенда, что конь Ильи Муромца подпрыгнул когда-то в Карачарове, а приземлился именно в этом месте. Здесь появился источник. Возле него вначале поставили часовню. А когда в XVI в. Илья Муромец был канонизирован, возвели церковь во имя Ильи Пророка.
На территории Троицкого монастыря сегодня можно увидеть деревянную церковь Сергия Радонежского начала XVIII в., перевезенную сюда из села Красное, Специалисты говорят, что церковь Ильи Пророка была близка по архитектуре этому сохранившемуся храму.
В окрестностях Кожевенной слободы в 1650-е гг. был выстроен прекрасный архитектурный ансамбль Воскресенского женского монастыря. На территории монастыря поднялись три каменные стройные церкви — Георгиевская, Воскресенская и Введенская, а рядом с ними — колокольня, ставшая композиционной осью всего ансамбля.
По описям XVII в., которые подтвердились и археологическими исследованиями, на территории Муромского кремля стояло 83 деревянных дома местных богатых людей. Единственным сохранившимся каменным гражданским зданием ХVII в. остался корпус настоятелей Спасского монастыря. Он был выстроен в 1687 г. в очень скромных архитектурных формах и являлся контрастом богато украшенным храмам той эпохи.
К концу XVII в. строительство в городе резко сокращается. В связи с военными действиями против отряда Степана Разина сократилась торговля, до начала XVIII в. ремесленники и торговцы жили тяжело. Затем снова наблюдался подъем экономики, что сразу дало толчок строительным работам. Три новых каменных здания украсили панорамы Мурома и в дальнейшем повлияли на формирование планировочной структуры города — церковь Николо-Набережная (1717), надвратная церковь Стефания (1716) и церковь Вознесения (1729).
Николо-Набережную церковь построили в Мережной слободе, где жили рыбаки. В ее архитектуре появились не известные до того времени Мурому элементы и приемы, знаменующие петровскую эпоху. В конце XVIII в. в храме был установлен резной позолоченный иконостас с работами местного художника А. И. Казанцева.
Во второй половине XVIII в., когда началась перестройка почти во всех городах России, землемер капитан-лейтенант Василий Пылаев провел геодезическую съемку территории Мурома и слобод с описанием строений. По его сведениям, в городе было 552 дома, 18 храмов каменных и 16 деревянных при населении 2 750 человек. Среди небольших предприятий числились солодовни, кожевенные, клеевые, кирпичные, полотняные фабрики. Большое развитие получили оптовая торговля хлебом, продажа леса, холстов, мануфактурных изделий. Славился Муром и большими рыбными базарами.
Генеральный план для Мурома был разработан известным в России архитектором Иваном Лемом в Петербургской комиссии по строениям. Радиально-кольцевая система не получила по этому плану дальнейшего развития, а сменилась системой регулярной. План утвердила Екатерина II в декабре 1788 г.
Сохранился небольшой ансамбль жилых домов от времени, когда застройка велась в классическом стиле. В первых этажах располагались чаще всего помещения для торговли. С большим мастерством были выполнены водосточные трубы, дымари, металлические ограждения и декоративные решетки.
По периметру Базарной площади, расположенной в центре города, в середине XVIII в. выстроили торговые ряды в стиле ампир, часть которых сохранилась до наших дней.
В это же время в Муроме открылось реальное училище, в котором учились будущий академик живописи И. С, Куликов и будущий известный ученый-геолог И. М. Губкин.
Когда в январе 1919 г. в городе был открыт для посетителей первый музей, заведующим художественным отделом в нем стал И. С. Куликов. В картинной галерее музея для горожан было выставлено более 100 работ западноевропейских и русских художников. В сентябре 1919 г. И, С. Куликов стал директором художественно-исторического музея. Свою коллекцию картин, одежды и предметов прикладного искусства художник подарил городу. Здесь хранятся красочная икона «Сказ о муромских святых Петре и Февронии», уникальные серебряные изделия XVII в., богатые женские украшения XVIII—XIX вв., акварельная работа неизвестного художника «Библиотека в Ватикане», акварель Соломона Корроди «Венеция», рисунок тушью И. Шишкина «Стадо в лесу», картина А. Саврасова «Лунная ночь» и др.
В начале XX в. в Муроме начался еще один этап интенсивного строительства, вызванный прокладкой железной дороги, связавшей городе Москвой и Нижним Новгородом. Движение открылось в 1912 г. На окраине Мурома был выстроен вокзал, угловые башни которого должны были напоминать о стенах и башнях Муромского кремля. Автором проекта этого здания считают академика архитектуры А. В. Щусева, бывшего одним из ведущих архитекторов на строительстве Московско-Казанской железной дороги. В связи с появлением железной дороги с западной стороны города сложился небольшой вначале поселок, превратившийся позднее в крупный жилой район.
История города » Муром24 — новостной портал города Мурома
Муром – один из древнейших городов Руси, ровесник русской государственности. Первое упоминание о городе относится к 862 году. Название города, как считается, происходит от названия финно-угорского племени мурома, что некогда жило на этих землях.Герб города состоит из двух частей – льва на задних лапах с крестом вверху (символ города Владимира) и изображение трех калачей внизу. Пожалованный в правление Екатерины Великой герб отразил принадлежность города к Владимирской губернии и характерный местный промысел.
Современный центр города – это площадь имени 1100-летия города у пересечения улиц Московской и Ленина. Последняя ранее называлась Рождественской, поскольку на ней стоял храм Рождества Христова. В советское время храм был снесен, а на его месте поставлен памятник В.И. Ленину. За памятником расположилось здание городской администрации. Выстроенное в стиле конструктивизма оно смотрится обособленно среди сохранившихся кварталов исторической застройки XIX века.
К сожалению, в Муроме не сохранилось старинных гражданских зданий, поскольку на рубеже XVIII– XIX веков с интервалом в несколько лет случились два крупных пожара, почти полностью уничтоживших деревянный город. Всю первую половину XIXвека город застраивался заново. В качестве основы был взят регулярный план города, полученный еще в правление Екатерины II. План предусматривал разделение города на кварталы одинаковой площади, образующиеся пересечением ровных прямых улиц, лежащих параллельно и перпендикулярно реке Оке. К сожалению, Муром не может похвастаться оригинальной гражданской архитектурой, так как застройка велась по образцовым проектам фасадов домов и выглядит вполне типично для провинциального русского города XIX века. Квартал исторической застройки сохраняется в начале улицы Московской.
В XIX веке в городе появляются технические новинки: городской голова А.В. Ермаков на собственные средства устраивает в Муроме водопровод. Водонапорная башня хорошо видна с площади 1100-летия города. Интересно, что пользование водопроводом было для жителей бесплатным – на этом особо настаивал Ермаков, передавая свое детище городу. Водопровод был не единственным благодеянием градоначальника. Его же попечением содержались больница, богадельня, приют для детей и театр. Недаром в Муроме даже возникла поговорка о незаурядном благодетеле: «Никто не таков, как Алексей Васильевич Ермаков». Близ водонапорной башни у кинотеатра «Октябрь» заложен камень в основание памятника этому замечательному гражданину.
С другой стороны площади расположились два монастыря – Троицкий женский (сер. XVII века) и близ него Благовещенский мужской (сер. XVI века). Обители стоят на древней земле – так называемом старом вышнем городище. Когда-то здесь находился княжеский двор князя Ярослава Святославича, получившего город в удел по решению Любечского княжеского съезда. Именно этому князю выпало стать крестителем муромской земли. О крещении города рассказывает литературное произведение середины XVIвека «Повесть о водворении христианства в Муроме». Согласно ей, князь Константин (под этим христианским именем святой почитается православной церковью) вместе с двумя сыновьями Михаилом и Федором, супругой Ириной, епископом Василием и дружиной подошел к городу. Во время переговоров с язычниками погиб сын Константина Михаил, но князь не стал мстить жителям города и вошел в него миром. Когда же язычники позже захотели расправиться с князем, тот вышел им навстречу безоружный, держа в руках только привезенную с собой икону Божьей Матери. Согласно «Повести» произошло чудо: от иконы начал исходить свет, увидев его, язычники уверовали и просили о крещении. Икона прославилась как Богоматерь Муромская, но, к сожалению, жителями города она была впоследствии утрачена. История потери чудотворного образа связана с именем святого Василия Рязанского. Некогда он был епископом в Муроме, но жители изгнали его из города по ложному обвинению в блуде. Святой спустился от своей кельи к реке Оке, расстелил на глади воды свою епископскою мантию, встал на нее с чудотворной иконой в руках и уплыл прочь от Мурома против течения Оки в старую Рязань, где продолжил служить епископом. Чудотворная икона была в Рязани утрачена и ныне в Муроме хранятся лишь поздние списки с нее. Изображения святого Василия Рязанского можно часто увидеть в муромских храмах на настенных росписях (Благовещенский собор), персональных иконах (Троицкий собор) и иконах Собор муромских святых.
Мощи князей-крестителей Константина, Михаила и Федора покоятся в соборе Благовещенского монастыря. Известно по документам, что обитель была основана при Иване Грозном царским повелением и долгое время содержалась из царской казны. Собор дошел до наших дней в перестроенном облике, после разорения города и монастыря паном Лисовским в серединеXVIIвека собор перестроили на средства купца Тарасия Цветнова, устроителя соседней Троицкой обители.
В Благовещенском соборе хранится и надгробный камень с могилы святых, почитаемый в городе как помогающий исцелению болеющих. Он стоит у стены в притворе собора слева от входа в придел Иоанна Богослова. Это второй придел храма, пристроенный к собору в XVIIвеке. Росписи внутри придела большей частью современные, как и иконостас, представляющий собой по сути один лишь местный чин иконостаса. В главном же приделе сохранился иконостас в барочном стиле 1797 года, а так же старинные иконы еще середины XVIвека: близ резного портала масштабная икона Страшный суд и рядом с нею образы Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Сохранить старое убранство храма удалось потому, что в советскую эпоху церковь не была закрыта (перерыв в служении был лишь на два года с 1940 по 1942 гг.) и являлась единственным действующим храмом города. Хотя сам монастырь был закрыт в 1921 году. В советское время в его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме начала XVIII века находился архив.
В Благовещенском монастыре почитаются не только мощи святых князей-крестителей, но и чудотворные иконы – образ XVII века Богоматери Иверской (справа от иконостаса в Благовещенском приделе) и образ Богоматери Козельщанской XIX века (слева от иконостаса в приделе Иоанна Богослова).
Главными святынями соседнего женского Троицкого монастыря почитаются мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии, покровителей христианского супружества и Виленский крест-мощевик, привезенный из Вильно одним из арзамасских дворян в XVIIвеке и переданный устроителю монастыря купцу Тарасию Цветнову. В связи с празднованием в день памяти святых Петра и Февронии 8 июля государственного праздника Дня семьи, любви и верности Муром и Троицкий женский монастырь ежегодно посещают тысячи верующих.
Архитектурно монастырский комплекс XVIIвека (Троицкий собор, колокольня и надвратная Казанская церковь) весьма схожи с постройками Благовещенской обители. Это не случайно –строительством Троицкого монастыря и восстановлением Благовещенского собора после разорения поляками занимался один человек – купец Тарасий Цветнов.
Если пройти от монастырей по улице Плеханова к реке Оке, можно выйти к храму Николы Набережного 1718 года. Здесь покоятся мощи святой Ульянии Лазаревской, местночтимой муромской святой, жившей в XVI веке. Под храмом бьет святой родник и устроена купальня для верующих.
От Никольской церкви хорошо видна Кремлевая гора, названная так потому, что на ней когда-то стоял городская деревянный кремль, с памятником богатырю Илье Муромцу (1999 г.). Эпическая родина богатыря – село Карачарово – ныне входит в состав города Мурома, добраться до него можно городскими автобусами 17-го маршрута или на такси. В селе сохраняется исторический ландшафт, особенности которого – высокие холмы, разделение реки Оки на два рукава в районе села – упоминаются в местных преданиях о богатыре, а также святой Ильинский источник, забивший по преданию от удара копыт богатырского коня Бурушки о землю.
От Кремлевой горы берет начало городская набережная, на которой стоит еще один памятник архитектуры XVI века – церковь лекарей-бессребреников Козьмы и Демьяна. По преданию, она поставлена на месте, где в 1552 году во время похода на Казанское ханство стоял шатер царя Ивана Грозного. До наших дней храм дошел в измененном облике. Его высокий каменный шатер не сохранился, ныне ведется восстановление храма попечением Троицкого женского монастыря.
Над Козьмодемьянской церковь стоит Смоленский храм XIXвека, называвшийся еще Новокозьмодемьянским. С набережной к церкви можно подняться по лестнице.
От Смоленского храма по улице Первомайской можно пройти до Спасо-Преображенского монастыря – одного из древнейших на северо-востоке Руси. Впервые в летописи эта обитель упоминается в 1096 году. Но старейшие постройки на территории монастыря относятся к середине XVI (Спасо-Преображенский собор) – XVII векам (Покровский храм, палаты настоятеля). Среди святынь обители – чудотворная икона афонского письма XIX века Богоматерь Скоропослушница, скульптурная реконструкция преподобного Ильи Муромского с частицей его мощей. В новое время Муром пополнился достопримечательностями. К 1100-летию города по образцу Большого театра было построено здание Дворца культуры. Напротив – площадь Победы с памятником неизвестному солдату и вечным огнем. Еще один монумент победы – паровоз бронепоезда «Илья Муромец», изготовленный в начале великой отечественной войны в Муроме – стоит на улице Владимирской рядом с парком имени 50-летия советской власти. На железнодорожном вокзале установлен бюст летчику Николаю Гастелло, совершившему огненный таран. Кстати, и само здание вокзала интересно. Построенное в 1912 году по проекту архитектора Алексея Щусева, здание стилизовано под богатырскую заставу и напоминает о славном прошлом древнего Мурома, бывшего почти шесть с половиной веков пограничным градом, крайним восточным форпостом Руси.
автор текста: Анна Горская, заместитель директора Муромского историко-художественного музея по научной и просветительской работе
«Древнерусский город Муром» обрёл статус объекта культурного наследия регионального значения
Постановлением Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области достопримечательное место «Древнерусский город Муром, IX-XIX вв. » включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Этому предшествовали длительные и тщательные исследования и историко-культурные экспертизы.
Результаты проведения археологических работ в Муроме в течение двух последних десятилетий свидетельствуют о невысокой степени разрушения города и колоссальном научном потенциале его культурного слоя. Территория имеет высокую степень сохранности исторической застройки, большую концентрацию объектов культурного наследия. Там хорошо сохранена историческая планировка и отсутствуют значимые трансформации позднейших периодов.
«Историки, краеведы, археологи и эксперты провели большую исследовательскую работу, подготовили исторические, архивные документы, тщательно обследовали здания, выявили наиболее ценные элементы в типовой застройке города. Благодаря активности и профессиональной работе Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области появилась уверенность в том, что мы сможем сохранить и уникальную градостроительных среду, и исторический ландшафт, и планировку прекрасного Мурома», – считает член президиума Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, почётный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.
«Муром сохранил главную свою особенность – исторический ландшафт с характерными географическими и природными условиями – холмами, долинами, береговой линией реки Оки с раскрывающимися панорамами на исторический центр. Эти природные элементы составляют естественное обрамление ансамблей и памятников архитектуры, и создают неповторимый образ исторической части города», – отмечает архитектор, историк Татьяна Козлова.
Для объекта «Древнерусский город Муром, IX-XIX вв.» утверждён предмет охраны, установлены его границы и понятные для применения требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах его территории.
Список городов России по численности населения
Численность населения в России
На нашем сайте вы найдете города России и иностранные города, сгруппированные в алфавитном порядке. Вы можете подробно с ними ознакомиться, а также увидеть их расположение на карте и прочитать про достопримечательности этих населенных пунктов. В соответствии с анализом предварительных данных Госкомстата общая численность населения России по состоянию на 2021 год составила 146 238 185 человек, а плотность населения — 8,54 чел./км² (по данным Росстата на 1 января 2021 года). По первому показателю Российская Федерация занимает 9-е место среди всех государств мира, а по второму — 181-е (180-е место занимает Боливия, а 182-е — Чад).
В десятку лидеров по численности населения кроме России входят также КНР (Китай) — 1-е место, Индия — 2-е место, США — 3 место, Индонезия — 4-е место, Пакистан — 5-е место, Бразилия — 6-е место, Нигерия — 7-е место, Бангладеш — 8-е место и Мексика — 10-е место.
Российские города по категориям:
Список городов России по численности населения
Ниже представлен список Топ-50 городов РФ по количеству жителей в них на основе данных 2020 года:
Список городов в порядке убывания:
|
|
На нашем сайте вы сможете найти информацию о городах России с населением более 40 тысяч человек. Здесь представлен рейтинг или, можно сказать, список 50 самых больших городов России по убыванию в соответствии с размером численности населения в них. Остальные города вы можете найти в специальном разделе. Все данные, указанные на сайте, взяты с Википедии, официальных сайтов соответствующих городов и официальной статистики Росстата, а именно: количество жителей в населенных пунктах РФ, национальный состав и т. д.
На сайте имеется удобная функция построения графиков, в которых показано население российских городов по возрастанию или убыванию жителей в нем за определенный период. Так же на сайте имеются интерактивные карты с точным описанием городов и их достопримечательностями и еще множество полезной информации о представленных на сайте населенных пунктах Российской Федерации. В будущем планируется выложить данные по числу мужчин и женщин в них и национальный состав.
Видеопрезентация России.
В этом видеоролике представлена презентация России.
Так же вы можете сравнить один российский город с другим, увидев его реальный рейтинг. Мы постарались их классифицировать и собрать более полную информацию о городах в РФ.
Демографическая ситуация в России глазами эксперта.
Леонид Леонидович Рыбаковский — профессор, главный научный сотрудник института социально-политических исследований РАН. Запись передачи «Утро России» на канале «Россия-1». Тема: Демография в Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения Росиии 2010 года.
Запись видеоролика об итогах всероссийской переписи Российской Федерации в 2010 году и демо
История древнего русского города Мурома
Владимир Чернышев
© Copyright 1998-2001: Владимир Чернышев, все права защищены
ИСТОРИЯ: Владимир Чернышев из Мурома, Россия предоставил FEEFHS для размещения на этом веб-сайте указатели фамилий купцов и дворянских фамилий для Муромской области России. Это результат десяти лет его архивных исследований как историка и специалиста по генеалогии.
Древний город Муром, впервые упоминаемый в летописях в 862 году, возник на месте поселения финно-угорского племени «Мурома».Здесь, на крутом берегу Оки, к концу X века прижились славяне. Глеб унаследовал Муром от своего отца, киевского великого князя Владимира, крестителя Руси.
В XII веке Муром стал центром великого Муромо-Рязанского княжества; но вскоре город попал под влияние владимиро-суздальских князей. После разрушения татар в 1239 году город пришел в запустение. Он был присоединен к Московскому княжеству в конце 14 века. Ничего из того древнего периода не сохранилось.Тем не менее, некоторые археологические находки, в особенности части белого камня, заставляют задуматься: а могли ли здесь (как и во Владимире, Боголюбово, Суздале) быть белокаменные храмы XII века?
Город 16-17 веков легко представить: на берегу реки Оки стоял Кремль с деревянными стенами, башнями и воротами. Правительство, тюрьма и другие крепостные сооружения располагались внутри Кремля. Кремль окружали рынок, 2 монастыря и 24 торговые улицы.Главные улицы уходили в Кремль и монастыри по дорогам на Владимир и Касимов.
В XVI веке, при Иване Грозном, в Муроме построили четыре каменных церкви: собор Рождества Богородицы (не сохранился) в Кремле, соборы Благовещенского монастыря и Спасского монастыря, шатровидный. Церковь Святых Космы и Дамиана на берегу Оки.
В 17 веке был построен Троицкий женский монастырь. В XVII веке Муром приобрел особую красоту и выразительность: резной камень, разноцветные изразцы, пятикупольные церкви, шатровые башни. Очертания каменных соборов взяты за образец для приходских деревянных церквей: Никольская церковь на Набережной (1717 г.), Вознесенская церковь (1729 г.), Церковь Рождества Христова (1851 г.) и Иоанно-Предтеченская церковь (1806 г.). ).
В 1778 году Муром получил статус уездного города Владимирской губернии. Город был перестроен по новому плану. Веерообразная сеть улиц превратилась в строгую прямоугольную сеть кварталов. Архитектурный ансамбль новых улиц формировался на протяжении ста лет.В него вошли Московская, Касимовская, Рождественская, Успенская и Сретенская улицы.
Наряду с древним ландшафтом, монастырями 16-17 веков и старинными церквями сохранились несколько построек в стиле ампир. Благоустройство города поддержали и спонсировали муромские купцы: Богдан Цветной в 17 веке; Ермаковы, Зворыкины и Киселевы в XIX веке.
Старые открытки передают красоту и очарование древнего Мурома: речной пейзаж, зеленые сады, купола и купола церквей, каменные кружева, украшения, колокольни. .. Сегодня это живая русская старина.
ВЛАДИМИР ЧЕРНЫШЕВ, 1980 г.р., уроженец МУРОМа, научный сотрудник Историко-художественного музея МУРОМ. Он свободно владеет русским и английским языками. Он приветствует серьезные запросы относительно профессиональных назначений исследовательским семьям, которые, как известно, жили в Муроме или его окрестностях, и обеспечивает перевод своих исследований на английский язык.
Почтовый адрес:
ВЛАДИМИР ЧЕРНЫШЕВ
РОССИЯ 602200
МУРОМ ВЛАДИМИРСКИЙ район
ул. Пролетарская, 50 — 141
История Мурома | Русмания
9 векПервое упоминание
Муром впервые упоминается в Первой летописи под номером 862 , что делает его одним из старейших городов России.В этом году Муром упоминается как управляемый Рюриком и варагами, но изначально был городом финно-угорского муромского племени, хотя не совсем ясно, названы ли люди в честь города или город в честь народа. Однако одна теория состоит в том, что Муром означает что-то вроде «город на высокогорье у воды».
11 век
Князь Глеб Муромский
Примерно 1013 великий князь Киевский Владимир Великий поставил своего сына Глеба первым князем Мурома.В 1015 Владимир Великий умер, и единокровный брат Глеба Святополк захватил престол, а также убил брата Глеба — князя Бориса Ростовского. Между тем Святополк сообщил Глебу в Муром, что их отец умирает и что Глеб должен приехать в Киев, чтобы увидеть его в последний раз. По пути в Киев Глеб узнал правду о том, что его отец мертв, а его брат убит Святополком. Когда Глеб молился за своего отца и убил брата, люди, посланные Святополком, ворвались в его лагерь, и Глеб был убит собственным поваром.Позднее Борис и Глеб были канонизированы как первые русские святые за то, что встретили свою смерть по-христиански, а Святополк вошел в историю как Сятополк Проклятый.
Муромская война
В 1096 Муром был вовлечен в битвы между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом. Ранее в том же году Владимир Мономах возглавил киевское войско, чтобы отбить Чернигов, который Олег захватил с помощью половцев. Олегу удалось бежать, и он присоединился к своим братьям Давыду в Смоленске.Затем двое братьев Святославичей двинулись на Муром, который был частью Черниговского княжества, но был захвачен сыном Владимира Мономаха Изяславом. В последующем сражении Изяслав был убит, а брат Святославичи захватил Муром, а затем Суздаль и Ростов, входившие в Переяславское княжество Мономаха. Война закончилась только тогда, когда другой сын Мономаха — князь Мстислав Новгородский (впоследствии великий князь Мстислав Великий) — вытеснил Святославичей из Переяславского княжества обратно в Муром.
На этом этапе Мономах согласился на мирные переговоры, и в следующем году состоялся Любечский съезд. Съезд пожаловал братьям Святославичи Черниговское княжество, а младший брат — Ярослав Святославич — был послан управлять Муромом. Ярослав оставался в Муроме до 1123 , когда он сам стал князем Черниговским после смерти своих старших братьев.
12 век
Муромское княжество
В г. 1127 г. князь Ярослав Святославич Черниговский был свергнут своим племянником Всеволодом Ольговичем, сыном покойного князя Черниговского Олега Святославича.Ярослав вернулся в свой старый город Муром и тем самым основал Муромское княжество. Ярославу, которого часто называют также именем Константин при крещении, приписывают то, что он принес христианство на муромские земли. Согласно житию Ярослава-Константина, Ярослав послал своего сына Михаила к муромским язычникам с миссией обратить их, но вместо этого они убили его. Позже язычники пошли к Ярославу с намерением убить, но когда Ярослав вышел с иконой, которую привез с собой из Киева, толпа чудесным образом изменила свое мнение и даже согласилась принять христианство.Впоследствии икона стала называться «Икона Муромская Богоматерь». Ярослав умер в Муроме в г., 1129 г. г. и вместе со своими сыновьями был канонизирован в г. 1547 г. г. как святые князья Константин (Константин), Михаил (Михаил) и Федор (Федор) Муромские.
Подразделение Муромского княжества
После смерти Ярослава Муромское княжество было разделено между тремя сыновьями Ярослава: Юрий (которого часто называют Федором) получил Муром, Святослав — Рязань и Ростислав — Пронск.Юрий умер в 1143 годах, и ему наследовал Святослав, которого, в свою очередь, сменил Ростислав, а Пронск унаследовал сын Святослава Владимир. Святослав тогда умер в г. 1145 г. г. и настала очередь Ростислава быть князем Муромским.
Ростислав участвовал в междоусобной войне г. 1146 — 1154 , приняв сторону князя Юрия Долгорукого Ростово-Суздальского. Набег Ростислава на Ростово-Суздальские земли был отомщен сыновьями Долгорукого Ростиславом и Андреем, осаждавшими Рязань.Ростислав Муромский и его сын князь Глеб Ростиславич Рязанский (который был поставлен князем Рязани в нарушение правил престолонаследия) покинули свои земли в 1147 годах, и Владимир Святославич (племянник Ростислава) стал князем Муромцем. Ростислав же смог вновь стать князем Муромским в 1149 и правил там до своей смерти в 1153 . После ухода Ростислава Владимир Святославич смог отбить Муром и Рязань и объединить княжества, объявив себя великим князем Рязани.Владимир Святославич умер в 1162 году, и ему наследовал как великий князь Рязанский Глеб Ростиславич, хотя Муромское княжество отделилось, и там князем стал сын Владимира Святославича Юрий Владимирович.
Отдельное Муромское княжество
Князь Муромский Юрий Владимирович стал твердым союзником великого князя Владимира Андрея Боголюбского и участвовал в походах Владимира против волжских булгар и других русских княжеств. Юрий умер в 1176 и ему наследовал его сын Владимир Юрьевич.Как и его отец, Владимир вступил в союз с Владимирским Великим княжеством, которым тогда правил великий князь Всеволод Большое Гнездо. Юрий даже объединился со Всеволодом Большое Гнездо против Рязани в 1186 .
13 век
Святой Илия Печерский и Илия Муромец
В 1204 монах по имени Илья, родом из Мурома, скончался в Киево-Печерской Лавре в Киеве. До пострига Илья был известен как Чоботок и считался великим воином, хотя этот Илья был прообразом легендарного русского рыцаря по имени Илья Муромец, который фигурирует во многих народных сказках.По преданиям, Муромец родился в Муроме и большую часть жизни провел прикованным к постели из-за тяжелой болезни. Когда ему было 33 года, его посетил мистик, который дал ему сверхчеловеческую силу. С этого момента Илья использовал свою новообретенную физическую доблесть для защиты России и ее народа. Преподобный Илия был канонизирован Православной Церковью в 1643 гг. Как Святой Илия Печерский (Илья Печерский). Когда его останки были исследованы в 1988 , было установлено, что он, должно быть, был сильным человеком и что у него было много боевых ранений и даже признаки болезни позвоночника.
Святители Петр и Феврония Муромские
Князь Владимир Юрьевич Муромский умер примерно в 1205 , ему наследовал его брат Давыд Юрьевич. Давыд также был союзником Всеволода Большого Гнезда, а затем его сыновей. Давыд и его жена Феврония были опознаны как святые Петр (Петр) и Феврония. По легенде, чувствуя, что его жизнь близится к концу, Давыд стал монахом и принял имя Петр. Его жена Феврония поступила так же и стала монахиней.Вскоре после этого пара скончалась в тот же день в 1228 . Через несколько дней умер и их сын Святослав. Супруги были канонизированы в 1547 и стали русскими покровителями семьи и брака.
Монголо-татарское нашествие
Юрий Давыдович сменил своего отца на посту князя Мурома в 1228 и постиг неудачная участь князя во время монголо-татарского нашествия. Юрий был закаленным воином, участвовал в походах против мордвина в 1229 и 1232 , и поэтому он пришел на помощь Рязани, когда монголо-татары вошли в княжество осенью 1237 .Юрий погиб вместе с рязанской армией. Юрию наследовал его сын Ярослав Юрьевич. Монголо-татары в конце концов достигли Мурома в 1239 , когда они разграбили город и прилегающие к нему земли. Последнее упоминание о Ярославе Юрьевиче относится к 1248 годам, когда его дочь вышла замуж за ростовского князя.
XIV и XV века
Учреждение в Москве
После монголо-татарского нашествия информация о Муроме и его князьях отсутствует примерно до 1351 , когда некий князь Юрий Ярославич упоминается как возродивший свою вотчину Муром, что предполагает, что он каким-то образом происходит от предыдущих муромских князей.Примерно в 1392 Великому князю Московскому Василию I удалось купить ярлык, чтобы управлять Муромским княжеством, тем самым включив его в состав Великого Московского княжества. С этого момента Муром терял независимость и становился все более провинциальным городом.
16 век
Иван Грозный в Муроме
В 1549 царь Иван Грозный (до того он был таким грозным) отправился в свой первый поход на покорение Казанского ханства и по пути прошел через Муром.Поход был неудачным и в 1552 Иван вернулся в Муром в другой поход. Он пробыл в Муроме неделю, где молился и пообещал построить церкви в Муроме, если одержит победу в своей кампании. Этой попыткой была завоевана Казань, и Иван выполнил свое обещание, приказав построить в городе несколько церквей. Это и Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря, и церковь Святых Космы и Дамиана.Иван же основал Благовещенский монастырь в 1553 .
17 век
В 1616 , в смутное время России, Муром был присоединен польско-литовской армией во главе с Александром Лисовским. Большая часть города была повреждена во время Смуты, включая его монастыри, но он медленно восстанавливался после восстановления мира и порядка. В оставшейся части 17 века Муром стал известен как торговый центр, связанный с кожевниками, сапожниками, кузнецами, ювелирами и портными.
18 век
В 1708 Муром вошел в состав Московской губернии, а в 1778 стал центром Муромской области в составе Владимирского наместничества (с 1796 — Владимирская губерния). Генплан города был принят Екатериной Великой в 1788 . Герб был создан для города в 1781 , на котором изображены «калах» буханки хлеба, имеющие декоративную форму (обычно круглую или плетеную) и употребляемые в особых случаях, например, на свадьбах или при приеме гостей.Калачский хлеб пекли в Муроме на протяжении веков, и город особенно прославился им, отсюда и решение включить его на герб.
XIX век
В 19 веке Муром оставался провинциальным городом с большим купеческим населением. После разрушительных пожаров 1792 и 1805 в Муроме были проведены масштабные восстановительные работы. Новые постройки 19 века включали торговые ряды и знаменитую городскую водонапорную башню.В — 1880 — годах начались работы по строительству железнодорожной линии Москва — Нижний Новгород и Казань, проходившей через Муром. Работы были завершены в 1912 и включали строительство моста через реку Оку и железнодорожной станции.
ХХ век
Революция и война
В 1918 Николай Сахаров, член Союза защиты Родины и свободы, возглавил антибольшевистское восстание в Муроме.Однако отсутствие поддержки восстания среди населения обрекло его на провал, и его участники были вынуждены бежать в Казань. Восстание поддержал Спасо-Преображенский монастырь, и вскоре после этого монастырь был закрыт большевиками. Та же участь постигла и многие другие монастыри и церкви, их мощи и иконы были переданы в Муромский историко-художественный музей, основанный в 1919 .
В 1929 г. г. Муром вошел в состав Нижегородской области (с 1936 — Горьковская область).Муром никогда не подвергался угрозе со стороны нацистов во время Второй мировой войны, но город действительно мобилизовал своих граждан, и его промышленность была направлена на военные нужды. В 1944 была образована Владимирская область, и Муром стал областным центром Муромской области в составе области.
Муром, Россия — Путеводитель
Благовещенский монастырь, Муром
Среди густых лесов и дубовых рощ, богатых лугов и проливных рек находится город Муром, Россия.Город расположен в 300 километрах от Москвы на холмистых берегах реки Оки и образует звено в Золотом кольце России, популярном туристическом маршруте, состоящем из колец живописных исторических городов.
Слово муром , означающее «возвышенность» или «вода в горах», было старым финским словом, от которого получило свое название финно-угорское муромское племя, жившее в этой местности до прихода славян. Благодаря своему названию город Муром до сих пор сохранил отпечаток своих исконных жителей.
Муром — один из древнейших городов России, он известен наследием национальных героев, древней архитектуры и религиозных поклонников. С этим уникальным городом связаны имена и деятельность более двадцати православных святых, чьи монастыри, иконы и чудотворцы давно известны на всю Россию. Эпический герой Илья Муромец, прославленный за его великую силу и любовь к родине, якобы родился в окрестностях Мурома. Его имя, отражающее его муромитские корни, теперь является синонимом силы русского духа.
Муром на страницах истории
Муром — исторический центр России, древний город, впервые упомянутый в рукописях в 862 году нашей эры, и один из немногих российских городов, сохранивших память о финно-угорских племенах, когда-то живших на его территории.
Еще в VI-VII веках у муромского племени было большое поселение на том самом месте, где сегодня расположен город Муром. Племя имело торговые отношения с соседними булгарами и славянами, где основными продуктами спроса были ценные меха соболя, лисы, куницы и белок, а также пчелиный воск и рыба.
Ремесленное производство у муромцев было развито слабо, и постепенно в поселении стали преобладать славянские ремесленники, а затем и дружинники. Таким образом, Муром превратился в славянский город. Первым князем Мурома считается Глеб Владимирович, пришедший к власти в начале 11 века.
К этому времени Муром идеально находился на перекрестке торговых путей между Россией и Болгарией. Город стал важным торговым центром и долгое время считался дальневосточным форпостом России.Торговля с булгарами, Рязанью и Черниговом процветала в Муроме при раннеславянском владычестве, в это время город также развивался в гончарном, кузнечном, косторезном и металлообрабатывающем ремеслах.
Муром не избежал нашествия монголо-татар на Русь. Из-за внутренних боев между русскими князьями в то время было некому защитить Муром от нападавших, которые сожгли город дотла в 1237 году. Его граждане впоследствии были порабощены и обложены налогами, и прошло более века, прежде чем Муром стал Муромом. перестроен в 1351 году.К концу 14 века он считался одним из самых восточных поселений Московского княжества.
Царь Иван Грозный, первый царь России, в 1552 году двинулся на Казань, чтобы захватить ее у Казанского ханства. Одна из его многочисленных армий прошла через Муром, который в июле того же года действовал как военный лагерь: солдаты наводнили город, разбивая лагерь на улицах под боевыми флагами и рубя деревья на берегах рек, чтобы использовать их для плотов и плугов.Сам Иван Грозный наблюдал из своей палатки, как армия переходила реку Оку, направляясь к лесу Сакан и дальше. В рядах этого доблестного войска был муромский отряд, отличившийся при осаде Казани.
Во время политических потрясений в России, известных как Смутное время, жители Мурома приняли активное участие в борьбе с иностранными захватчиками. В 1727 году в составе русской армии был сформирован Муромский 21-й пехотный полк, который просуществовал как отдельная дивизия в течение двух столетий.Этот доблестный полк сделал себе имя благодаря своим многочисленным достижениям: эскадрилья совершила свой первый подвиг в Семилетней войне против прусского короля Фридриха II и участвовала почти во всех итальянских и швейцарских кампаниях русского генерала Александра Суворова. Он победно вошел в Берлин в 1760 и 1813 годах и в Париж в 1815 году.
По мере того, как военные кампании России начали уменьшаться, жизнь в Муроме постепенно нормализовалась. Возродилась торговля, развились различные ремесла.Муромские рыбаки поставляли красную рыбу для царского стола, а ее рыбаки прославились на всю страну своим умением расслаивать рыбу. В то же время муромский калач, белый ремесленный хлеб, запеченный в плетеной форме, получил признание как один из лучших сортов хлеба в России, и эта честь ему принадлежит по сей день.
После отмены крепостного права в Муроме начало развиваться капиталистическое производство. Постепенно на смену производственным цехам пришли механизированные предприятия, в городе открылись льнопрядильные, механические и маслобойные заводы.
В 1845 году в Муроме появился первый пароход, а в 1858 году налажено регулярное пароходное сообщение с другими городами, расположенными на Оке. В 1880 г. была проложена железнодорожная линия Ковров — Муром. В 1920-х годах Муром был присоединен к Нижегородской области России, а в 1944 году был объявлен столицей Муромского района Владимирской области России.
Достопримечательности Мурома
Хотя Муром может не принимать туристов, к которым привыкли другие города Золотого кольца, такие как Суздаль или Владимир, тем не менее, он сам по себе замечательный город.
Спасо-Преображенский собор (Спасо-Преображенский собор) — старейшее архитектурное сооружение не только Мурома, но и всей территории Оки. Расположенный на южной окраине старого центра города, он был построен в 16 веке и отметил свое 900-летие в 1997 году.
В историческом Муроме сохранились торговые ряды XIX века, расположенные на берегу Оки, откуда открывается панорамный вид на древние Троицкий и Благовещенский монастыри.
Зачатие Благовещенского монастыря началось за несколько столетий до его строительства. Князь Константин, первым принесший христианство в Муром, был канонизирован в 1457 году и похоронен в городе вместе со своей женой и двумя детьми, что сделало Муром священным. В 1552 году царь Иван Грозный посетил Муром по пути в Казань, где, как считается, он поклялся основать монастырь в случае победы в своем походе. Казань была захвачена, а в Муроме был построен Благовещенский монастырь, архитектура которого очень напоминает архитектуру соседнего Свято-Троицкого женского монастыря.
Свято-Троицкий женский монастырь стоит на месте бывшего двора князя Юрия Ярославича. Княжеский двор прекратил свое существование в 17 веке, а в 1642–1643 годах был построен собор Святой Троицы. Вскоре после этого с разрешения патриарха был построен женский монастырь. В состав ансамбля входят церковь Казанской Божьей Матери и церковь Сергия Радонежского, привезенные на место из местного села. Здесь также находится колокольня, которая после завершения строительства в 1652 году была самым высоким сооружением города и, таким образом, служила проводником для кораблей и повозок.
Сегодня Троицкий монастырь служит местом паломничества, во многом благодаря реликвиям святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака, которые якобы обладают способностями излечивать бесплодие. В 2008 году перед Дворцом бракосочетания был установлен памятник Петру и Февронии.
Рядом с рекой Ока в Муроме находится несколько известных молитвенных домов. Николо-Набережная церковь была заложена в 1700-1714 годах на месте старой деревянной церкви.Скромная церковь Козьмы и Демьяна была построена более четырехсот лет назад в честь святых Козьмы и Демьяна, точная личность которых остается неизвестной. Воскресенский женский монастырь — еще один простой комплекс, построенный в середине 17 века, включает пятиглавую Воскресенскую церковь, одноглавую Введенскую церковь и колокольню.
Муромский историко-художественный музей, часто называемый «Малым Эрмитажем», расположен в бывшем доме купеческой семьи Зворыкиных. Он включает в себя выставку купеческой жизни и замечательную коллекцию старинных и современных работ известных местных художников.
Дом в Муроме, который считается местом, где родился эпический герой Илья Муромец, отмечен мемориальной доской. Памятник Муромцу, созданный известным скульптором В. М. Клыковым в 1999 году, изображает героя в шлеме и кольчугах, с поднятым мечом в правой руке и с крестом в левой руке. Статуя находится за Окским парком, популярным центром культуры и развлечений.
Муром Сегодня
Современный Муром сумел сохранить не только свое первоначальное название, но и исторический облик.Муром — старейший город Владимирской области (также известной как 33-й регион России), которому в 2012 году исполнилось 1150 лет.
Посетители этого уникального города заметят резкий контраст между историческими и современными районами Мурома. В чистом и ухоженном центре города все дышит современностью, от витрин магазинов до потока машин и спешащих по своим делам пешеходов. Однако прогуляйтесь по прибрежным районам, и вы почувствуете умиротворяющую и тихую атмосферу древнего города.Поистине великолепен участок старинных каменных особняков, скрытых под густыми кронами деревьев, провисшими калитками и своеобразными деревянными домиками с резными балдахинами.
Муром — не только один из старейших и крупнейших городов Владимирской области, но и крупный промышленный центр. В городе работает более тридцати предприятий, оснащенных по последнему слову техники, и продают товары, такие как Муромские капсюли для пистолетов и винтовок, известные далеко за пределами России.
В 2008 году в Муроме прошел первый Всероссийский День семьи, любви и верности, который теперь привлекает туристов со всего мира на свой ежегодный праздник 8 июля.
Еще один ежегодный праздник в Муроме — День города, отмечаемый Туристическим фестивалем «Богатырские забавы». Посетителей ждет театрализованная программа, концерты знаменитого муромского ансамбля, исторические реконструкции, конкурсы, русские развлечения и вкуснейшие местные блюда и деликатесы.
Туристов в Муром не разочаруют разнообразные сувениры, от уникальных копий древних булав, дубинок, мечей и шлемов до оригинальной посуды, кожаной обуви и изделий из тонкого льна, включая салфетки, полотенца и скатерти.
Добро пожаловать в Муром в России, древний город, сотканный из легенд и традиций!
Муром | Фэмилипедия | Фэндом
Муром (русский: Му́ром; древнескандинавский: Moramar ) — исторический город во Владимирской области, Россия, который раскинулся вдоль левого берега реки Оки. Население:
В IX веке город был самым восточным поселением восточных славян на земле финно-угров, называемых муромцами. Русская хроника упоминает о нем уже в 862 году.Таким образом, это один из старейших городов России. Около 900 г. это был важный торговый пост от Волги, Болгарии до Балтийского моря.
Между 1010 и 1393 годами он был столицей отдельного княжества, правителями которого были святой Глеб, убитый в 1015 году и канонизированный в 1071 году, святой князь Константин Блаженный и святые Петр и Феврония, герои оперы Римского-Корсакова. . Это был родной город самого прославленного героя восточнославянской эпопеи Ильи Муромца. В городе есть статуя, на которой изображен Илья, держащий рукоять меча в левой руке и крест в правой.
Среди других известных уроженцев — отец цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский (1863 г.) и отец телевидения Владимир Зворыкин (1889 г.).
30 июня 1961 года в Муроме произошли стихийные протесты и бунты против милиции и советских властей после смерти в милиции старшего мастера завода по имени Костиков. [1]
Три исторических аббатства украшают центр города
Церковь Николая Мокрого
Муром до сих пор сохраняет многие следы старины.Спасский монастырь, один из древнейших на Руси, впервые упоминается в 1096 году, когда Олег Черниговский осадил его и убил сына Владимира Мономаха Изяслава, который там похоронен. В 1552 году монастырь посетил Иван Грозный, построивший каменный собор, за которым последовали другие церкви.
Троицкий женский монастырь, где похоронены мощи свв. Петра и Феврония, прекрасный собор (1642–43 гг.), Казанская церковь (1652 г.), колокольня (1652 г.), деревянная церковь Святого Сергия и каменные стены.Массовые восстания в СССР: протест и восстание в постсталинские годы, Владимир А. Козлов, Элейн МакКларнанд Маккиннон [1]
Муром — zxc.wiki
Муром (русский Му́ром) — российский город с населением 116 075 человек (по состоянию на 14 октября 2010 г.) во Владимирской области, в 290 км к востоку от Москвы на железнодорожной линии Москва — Казань.
история
Город впервые упоминается в документе в 862 году и берет свое название от финно-угорского племени мурома, которое поселилось на территории нынешнего Мурома в VI веке.С X века город вошел в состав Киевской Руси и, благодаря своему расположению на Оке, быстро превратился в важный торговый центр. Тогда на берегу Оки был построен Кремль, окруженная деревянными стенами крепость с одиннадцатью башнями, простоявшая до конца XVIII века, а затем разобранная по указанию Екатерины Великой.
В 1097 году от Черниговского княжества отделилась самостоятельная Муромско-Рязанская княжество.В 1239 году, во время нашествия монголов на Русь, за городскими воротами появились войска Золотой Орды под командованием хана Батыя. В результате Муром был опустошен и сожжен.
Собор Троицкого монастыря в МуромеВ 1393 году Муром был включен в состав Великого княжества Московского после того, как великий князь Василий I Дмитриевич получил власть над Муромским княжеством от правителей Золотой Орды. При царе Иване Грозном здесь было построено несколько церквей, которые можно посетить и сегодня, в том числе Благовещенский собор 1553 года, построенный Иваном московскими строителями в память о победе его армии над Казанским ханством.К этому же периоду относится собор Косьмы и Дамиана, построенный псковскими строителями.
В начале 17 века Муром, как и многие другие города вокруг Владимира, сильно пострадал в результате польско-литовского нападения. Лишь в середине века город смог восстановить и отремонтировать поврежденные постройки. Возникло еще несколько монастырей и несколько промышленных предприятий, в том числе металлообрабатывающий, кожевенный и оружейный, мастера которых за долгие годы заслужили отличную репутацию в Российской Империи.Некоторые изделия Мюромерского оружейного завода, специально изготовленные для царей, по сей день экспонируются в арсенале Московского Кремля. В то же время, благодаря выходу на Волгу, Муром снова превратился в торговый центр. Измерения в конце 18 века насчитали в Муроме 552 здания, 18 каменных и 16 деревянных церквей с населением около 2750 человек.
В конце XVIII века Екатерина Великая разработала генеральный план застройки Мурома, получившего права города в ходе областной реформы 1778 года, предусматривавшей строительство зданий в классическом стиле.Некоторые из этих проектов были реализованы в последующие десятилетия и по сей день, наряду со средневековыми церковными зданиями, являются одними из самых известных зданий в городе, включая водонапорную башню и здание торговых рядов.
В 1912 году Муром пережил очередной бум с открытием железнодорожного сообщения Москва — Нижний Новгород. На этом маршруте Муром получил железнодорожную станцию со зданием приемной, стилистически связанным с не сохранившимся Муромским кремлем.Здание вокзала спроектировал архитектор Алексей Штусев, который также спроектировал несколько других известных в России вокзалов (в том числе Казанский вокзал в Москве).
Поскольку Муром избежал разрушений во время Второй мировой войны, сегодня это один из наиболее хорошо сохранившихся старых городов России. Во второй половине ХХ века город продолжал архитектурно развиваться; Одним из самых известных зданий этого времени является здание городского театра 1962 года, построенное на основе древнерусской архитектуры и поэтому хорошо дополняющее исторический ансамбль старого города Мурома.
Развитие населения
год | жителей |
---|---|
1897 | 13 271 |
1939 | 40 079 |
1959 | 71 567 |
1970 | 98 839 |
1979 | 114 270 |
1989 | 124,229 |
2002 | 126.901 |
2010 | 116.075 |
Примечание: данные переписи
Экономика и транспорт
Сегодня Муром имеет внутренний порт и железнодорожный узел, важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение, деревообрабатывающая и текстильная промышленность.
Экономика Мурома выигрывает от близости к Москве. Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение, радиотехника, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, а также текстильная промышленность в области ткачества.В настоящее время существует более 20 крупных приватизированных компаний в вышеупомянутых отраслях. В аграрном секторе основной упор делается на животноводство и растениеводство. Производимые товары также продаются в Европе и остальном мире.
Город хорошо связан с основными автомагистралями и железными дорогами в этом районе. В город легко добраться из Москвы поездом, автобусом или автомобилем. Внутренние и международные рейсы выполняются через аэропорты Москвы. Город соединен водными путями через реку Ока, приток Волги.
Достопримечательности в Муроме
- Церковь Космы и Дамиана (16 век)
- Благовещенский собор (1553)
- Троицкий монастырь (17 век)
- Воскресенский монастырь (1650-е)
- Вознесенская церковь (1729 г.)
- Здания в стиле классицизма 18-19 веков, включая водонапорную башню и торговый дом
- Памятник богатырю Илье Муромцу, который якобы родился под Муромом
- Сворыкин дом (1840 г.), ныне краеведческий музей
- Здание вокзала (1912 г.)
- Картинная галерея (1919)
Образование и культура
В Муроме есть Дворец культуры , построенный к 1100-летию города, дом народного творчества , три дома культуры, музей культуры и истории, три музыкальные школы, молодежная школа искусств , школа и несколько библиотеки и парки.
Помимо начальных школ, в Муроме есть педагогический колледж, медицинское училище, три профессионально-технических училища, радиотехнический центр и две детско-юношеские спортивные школы.
Дополнительные учебные заведения в Муроме:
- Муромский институт Владимирского государственного университета
- Муромский филиал Московского психолого-социального факультета
Городское побратимство
Муром имеет партнерские отношения со следующими городами:
- Чехия Мост, Чехия
- Беларусь Бобруйск, Беларусь
сыновья и дочери города
- Сергей Прокудин-Горский (1863–1944), пионер цветной фотографии
- Анатолий Рябинин (1874–1942), геолог и палеонтолог
- Иван Куликов (1875–1941), портретист и жанрист
- Дионизий (1876–1960), митрополит Польской православной церкви.
- Александр Шляпников (1885–1937), профсоюзный деятель и политик
- Владимир Зворыкин (1888–1982), русско-американский инженер, физик и изобретатель
- Коссо Элул (1920–1995), израильско-канадский скульптор
- Виктор Лозев (* 1959), футболист и тренер
- Сергей Щипов (* 1966), шахматист, журналист и писатель
- Сергей Караваев (* 1968), боксер
литература
- Зинаида Пастухова, Елена Пономарева: Древнерусские города .Русич-Верлаг, Смоленск 2006, ISBN 5-8138-0470-6, стр. 250-267
Ссылки на сайты
Индивидуальные доказательства
- ↑ a b Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Том 1. Численность и распределение населения. Таблицы 5, стр. 12-209; 11. С. 312–979 (скачать с сайта Федеральной службы государственной статистики РФ)
Карта — Муром — КАРТА [N] ВСЕ.COM
Россия, официально Российская Федерация, является трансконтинентальной страной в Восточной Европе и Северной Азии. На территории 17125200 км2 Россия с большим отрывом или значительным отрывом является самой большой страной в мире по площади, занимая более одной восьмой населенной суши Земли, и занимает девятое место по численности населения с населением около 146,77 миллиона человек, включая Крым. Около 77% населения проживает в западной, европейской части страны. Столица России Москва — один из крупнейших городов мира и второй по величине город Европы; другие крупные города включают Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Нижний Новгород.Россия охватывает всю Северную Азию и большую часть Восточной Европы, она охватывает одиннадцать часовых поясов и включает в себя широкий спектр сред и форм рельефа. С северо-запада на юго-восток Россия имеет сухопутные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей (обе с Калининградской областью), Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и Северной Кореей. Он граничит по морю с Японией по Охотскому морю и американским штатом Аляска через Берингов пролив.Однако Россия признает еще две граничащие с ней страны, Абхазию и Южную Осетию, которые признаны на международном уровне как части Грузии.Восточные славяне возникли как узнаваемая группа в Европе между 3 и 8 веками нашей эры. Средневековое государство Русь, основанное и управляемое элитой варяжских воинов и их потомками, возникло в IX веке. В 988 году он принял православное христианство из Византийской империи, положив начало синтезу византийской и славянской культур, который определил русскую культуру на следующее тысячелетие.Русь в конце концов распалась на ряд более мелких государств; большая часть земель русов была захвачена монгольским нашествием и в XIII веке стала притоком кочевой Золотой Орды. Великое княжество Московское постепенно воссоединило окружающие русские княжества и добилось независимости от Золотой Орды. К 18 веку страна значительно расширилась за счет завоеваний, аннексий и исследований и стала Российской империей, которая была третьей по величине империей в истории, простирающейся от Польши на западе до Аляски на востоке.
Россия_regions_map.p …
3008×1728
2000px-Россия_edcp_l …
2000×1079
Российская_Империя_Карта_1 …
8397×6048
1296px-Россия_Rail_M …
1296×729
Район — Страна
День семьи, любви и преданности
8 июля в России отмечается День семьи, любви и преданности — праздник традиционных семейных ценностей.Этот праздник приходится на день памяти православных святых Петра и Февронии.
История Февронии и Петра начинается в Муроме, во времена правления брата Петра Павла, в XII веке. По легенде, жену Павла ночью посетила черная змея, она же служанка дьявола. В гневе и страхе Павел попросил жену умилостивить чудовище на ночь, чтобы с ее помощью хитростью найти способ его уничтожить. Жена Павла ласково заговорила со змеей, которая ослабила бдительность и призналась, что ее можно убить: «рукой Петра и мечом Агрико».«После долгих поисков брат Пола Петр нашел меч Агрико, взял его в руки и убил змею. Но когда змей корчился от боли, он залил Петра своей злой кровью.
Тело Питера было покрыто болезненными, казалось бы, неизлечимыми язвами. Поиски лекарства привели его в Рязань, где он встретил дочь пчеловода Февронию, которая утверждала, что знает лекарство, и вызвалась лечить Петра, но только если он женится на ней. Петр не воспринял всерьез просьбу Февронии — как он, человек благородной крови, мог подумать о женитьбе на крестьянине? Тем не менее, он пообещал, что будет, если исцелится.
Феврония дала Петру кувшин закваски и велела ему помазать все его язвы, кроме одной, что Петр и сделал. На следующее утро Питер проснулся здоровым — за исключением одной невылеченной раны. Однако он отказался от своего обещания жениться на Февронии, вместо этого осыпая ее подарками, от которых она отказалась. Затем, когда Петр вернулся в город Муром, язвы стали размножаться, и он вернулся в Февронию. Она полностью его вылечила, и он взял ее в жены.
Много лет спустя Павел умер, и Петр стал править Муромом.Бояре не любили Февронию из-за ее крестьянской крови и сказали Петру: «Пусть возьмет золото и уедет из Мурома!» За обедом мужчины повторили ту же просьбу самой Февронии. Она согласилась, но попросила, чтобы ей разрешили забрать только ее супруга. Бояре это решение обрадовало, так как каждый из них хотел править Муромом.
Петр и Феврония уплыли по Оке. Но вскоре они увидели муромцев, приближающихся к выходящему на берег кораблю. Горожане умоляли супругов вернуться в город, охваченный раздором соперничающих бояр.Петр и Феврония вернулись, правив смиренно и справедливо, а затем приняли монашеский постриг.
Позже в своей монашеской жизни пара молилась, чтобы им позволили умереть одновременно и быть похороненными в одном гробу. Они оба умерли 25 июня, но, несмотря на их желание, их тела были помещены в отдельные гробы. Гроб, который они собирались разделить, поставили в углу церкви Богородицы. Затем, на следующее утро, их отдельные гробы были пусты, и они были обнаружены в единственном гробу.Люди, придерживаясь традиций, разделили тела. Но на следующее утро пару снова нашли бок о бок в общем гробу. Люди больше не осмеливались прикасаться к телам и в конце концов похоронили Петра и Февронию вместе.
Позднее православная церковь провозгласила молодоженов святыми, а 8 июля (25 июня по старому стилю) было провозглашено в России Днем святого Валентина, что отражает роль пары как образца вневременной любви. Говорят, что те, кто с верой придут навестить свои останки в Муроме, получат исцеление.