Музей на Большой Пироговской временно закрыт на смену экспозиции – Музей Михаила Булгакова
ПРОЕКТЫ: | |||||||||||||||||
большая пироговская Музей на Большой Пироговской временно закрыт на смену экспозицииМузей М.А. Булгакова на Большой Пироговской, 35а закрыт на смену экспозиции. 3 декабря 2022 года в новом пространстве откроется выставка «Театральный человек. К 400-летию Мольера».
В коридоре звучат хроникальные записи — обрывки фраз из воспоминаний о Булгакове и его жизни на Большой Пироговской. В кабинете представлены пять специально сконструированных столов, приборов для чтения булгаковских текстов — пять тем, углов зрения. Также там хранятся подлинные предметы, принадлежавшие писателю, его родным и ближайшим друзьям. Еще одно выставочное пространство — комната, где размещались столовая и спальня. Экспозиция здесь строится вокруг письма правительству СССР, которое Булгаков написал в квартире на Большой Пироговской 28 марта 1930 года.
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ М.А. БУЛГАКОВА НА БОЛЬШОЙ ПИРОГОВСКОЙ
ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ С 30 АВГУСТА МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ТОЛЬКО ОНЛАЙН.
В рамках акции «Московская музейная неделя» вы можете посетить новую постоянную экспозицию на Большой Пироговской бесплатно в третье воскресенье каждого месяца, с 12:00 до 19:00, предварительно забронировав бесплатный билет. КАК ПОПАСТЬ В МУЗЕЙ МИХАИЛА БУЛГАКОВА НА БОЛЬШОЙ ПИРОГОВСКОЙ
ПРЕССА ОБ ОТКРЫТИИ МУЗЕЯ НА БОЛЬШОЙ ПИРОГОВСКОЙ
В доме на Большой Пироговской, где жил Михаил Булгаков, открывается музей, 27.12.2021, mos.ru
В Москве открылся новый музей Булгакова: бывшая диспетчерская. Стены “хорошей квартиры” помнят классика русской литературы, 27.12.2021, Московский Комсомолец
В Москве открыли новый музей Булгакова – «хорошую квартиру», 27.12.2021, Московский Комсомолец
В доме на Большой Пироговской, где жил Михаил Булгаков, открывается музей, 27.12.2021, Окей Город
В доме на Большой Пироговской, где жил Михаил Булгаков, открывается музей, 27.12.2021, Московские сезоны
В Москве появился еще один музей Булгакова, 28.12.2021, Культура
В доме на Большой Пироговской, где жил Михаил Булгаков, открывается музей В нём он начал писать «Мастера и Маргариту», 28. 12.2021, Kuda.Go
На Большой Пироговской открылось новое пространство музея Булгакова, 28.12.2021, The Village
В доме, где жил Михаил Булгаков, открылся музей, 28.12.2021, РИА Новости
В квартире Булгакова на Большой Пироговской появился новый музей, 29.12.2021, Журнал Театр
Музей Булгакова открыл новую экспозицию в доме на Большой Пироговской, 29.12.2021, SRSLY
В “пироговской дыре” открылась “хорошая” квартира Булгакова, 31.12.2021, Комсомольская Правда
“Личный подход”: Музей Булгакова, 17.01.2022, Москва FM
Три комнаты для Мастера, 28.01.2022, Trud.ru |
Экскурсии в Музей-Квартиру Булгакова в Москве в 2023 году🧭 цены от 350 руб. на декабрь—январь 2023 года.
Экскурсии в Музей-Квартиру Булгакова на Большой Садовой
Большое здание в стиле модерн по адресу Большая Садовая, д. 10 сегодня известно как Булгаковский дом. Именно здесь расположена «нехорошая квартира», в красках изображённая писателем в романе «Мастер и Маргарита».
Современный статус дом получил в 2007 году, когда первые коллекции музея были готовы к экспонированию. Что связывает писателя с этим адресом и какую историю прожило здание от доходного дома к одному из важнейших музеев г. Москва?
Дом Ильи Пигита: гостиница для интеллигенции
Здание построено в самом начале XX века в характерном для той эпохи стиле модерн. Спонсировал разработку и реализацию проекта московский богач-предприниматель Илья Пигит. Он хотел возвести здесь ещё один корпус для своей табачной фабрики, но постановлением правительства строительство промышленных зданий в центре столицы было запрещено. Тогда Пигит заказал проект доходного дома, чтобы сдавать квартиры внаём.
Большое здание с фонтаном стало украшением города. Парадный подъезд, современные просторные планировки квартир, сдержанная отделка фасадов с изящным орнаментальным декором привлекли внимание москвичей к новой постройке.
Вскоре дом стал излюбленным местом московской интеллигенции. Здесь снимали квартиры художники, писатели, поэты и меценаты. В начале 1920-х годов оно приютило и Михаила Булгакова, который в это время окончательно решил оставить врачебное дело и начать карьеру литератора.
Булгаковская история «нехорошей квартиры»
Впечатления для литературных эскизов не заставили начинающего писателя долго ждать. Квартира № 50, в которой поселился Михаил Афанасьевич, состояла из семи комнат по сторонам огромного коридора. Население её было самое разношёрстное.
Среди соседей Булгакова по лестничной клетке была Анна Пыляева — скандальная женщина преклонных лет, олицетворение атмосферы мрачной коммуналки. Она стала прототипом Аннушки, героини романа «Мастер и Маргарита».
Проживание в квартире оказывала тягостное влияние на Булгакова. В своих дневниках и письмах он не раз жаловался на гнетущую атмосферу постоянных раздоров между жителями. Тем не менее, творческое воображение позволяло ему сублимировать жизненный опыт в яркие художественные образы.
В период жизни на Б. Садовой писатель создал ряд произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы:
Роман «Белая гвардия» о судьбах интеллигенции в годы Гражданской войны;
Фантастические повести «Роковые яйца» и «Дьяволиада» о странностях общественного устройства 1920-х годов;
Ряд очерков и фельетонов.
Художественный образ
Определение «нехорошая квартира» закрепилось за этой коммуналкой после публикации романа «Мастер и Маргарита» в конце 1960-х годов. В романе Михаила Афанасьевича квартира обретает мистический ореол. В этом доме поселяется Воланд, а случайные посетители слышат за стенами переговоры странных голосов.
В 1980-х годах произведения М. А. Булгакова стали массово переиздавать. Литературоведы досконально изучили адреса Булгакова в Москве и установили прототипов основных персонажей «Мастера и Маргариты». Представители интеллигенции ратовали за открытие музея Булгакова по одному из значимых для писателя адресов. В 1990-е годы началась разработка плана и экспозиций музея.
Музей М. А. Булгакова
Над созданием музея в «нехорошей квартире» работали литературоведы, архитекторы и дизайнеры. Параллельно шло собрание личных вещей писателя и изучение материалов по его биографии. В одном месте нужно было разместить рассредоточенные по разным адресам личные вещи Булгакова, его рукописи и фотографии. Рассматривались разные проекты музея. Наконец, в 2007 году он открыл двери для посетителей.
Сегодня музей Булгакова включает следующие экспозиции:
Гардеробная — часть вещей писателя, символизирующих его неприкаянную жизнь;
-
Синий кабинет — собрание предметов Булгакова последних лет его жизни;
Комната Булгакова — библиотека писателя;
Кухня — эта экспозиция посвящена истории коммунального быта 1920-х годов;
Гостиная — арт-пространство в музее, где проводятся концерты. Отсюда начинаются экскурсии по музею Булгакова.
В музее также выделена отдельная комната, посвящённая истории дома до того, как сюда заселился писатель. Это выставка чертежей и архитектурной документации дома Пигита.
Особенности музея
Музей Булгакова в Москве включает более 3000 экспонатов. Это единственное учреждение в России, в котором так полно представлены подробности литературной деятельности Михаила Афанасьевича.
Музей создан таким образом, чтобы воссоздать биографию Булгакова в контексте меняющихся политических режимов и неоднократного переустройства социального быта в Москве.
Поэтому экскурсия в Булгаковский дом — это знакомство не только с характером его знаменитого жителя, но и погружение в историю столичной жизни XX века.
История музейных зданий. В гости к Михаилу Булгакову / Новости / Сайт Москвы
Культура
Фото Максима Денисова, Мос. ру
Мос.ру рассказывает историю доходного дома Пигит, который сегодня находится музей Михаила Булгакова, и кто там жил до и после писателя.ул. Большая Садовая, 10. Этот адрес теперь известен всем любителям русской литературы ХХ века: Сто лет назад здесь, в коммуналке № 50, жил Михаил Булгаков. Он увековечил свое первое московское жилище, описав его в Мастер и Маргарита и другие произведения. Ныне в нем находится музей его имени. Однако то, что здесь жил Булгаков, — это лишь часть богатой истории дома Пигитов.
Для состоятельных жителейВ начале 1900-х известный предприниматель Илья Пигит начал строить доходный дом на Большой Садовой. Первоначально он планировал открыть на этом месте табачную фабрику, но не получил разрешения. Здание спроектировано в стиле модерн по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Он разделил Пигит-Хаус, как его потом назвали, на два корпуса: пятиэтажный с парадным фасадом на Большую Садовую улицу и четырехэтажный, выходящий во двор. Над фасадом работал архитектор Антонин Мильков. Особняк был построен в 1902-1903.
Вскоре в дом въехал сам Илья Пигит. Он выбрал лучшую, 10-комнатную квартиру. Окна зала, столовой, гостиной и кабинета выходили на оживленную улицу. Пигит жил здесь до своей смерти в 1915 году.
Дом Пигита предназначался для состоятельных арендаторов. Николай Рябушинский, потомок одной из самых известных московских деловых династий, меценат, коллекционер, издатель литературно-художественного журнала «Золотое руно», арендовал «Студию 38». В журнале печатались произведения Александра Блока, Андрея Белого, и Валерий Брюсов с иллюстрациями Александра Бенуа и Леона Бакста. Он был выпущен в 1906-1909, и ради него Рябушинский даже продал свои акции хлопчатобумажного товарищества.
В доме Пигита были мастерские, и, наряду с обычными жильцами, в нем с самого начала жили художники. Петр Кончаловский переехал в Студию 38 в 1910 году. Два года спустя он снял квартиру 24, чтобы жить там с женой и двумя детьми. Именно туда художник ушел на войну в 1914 году, а по возвращении снова начал работать, но уже в новой мастерской № 40.
Мастерская была для Кончаловского не только местом работы, но и источником вдохновения. Он часто изображал его на своих картинах. Среди них «В студии». Семейный портрет, Модель у печи, Дети у рояля, Натюрморт. Самовар, Автопортрет с женой, Портрет пианиста Владимира Софроницкого за роялем.
После 1917 г.В 1918 г. доходная палата была национализирована и передана в ведение Моссовета. Здание было превращено в рабочую коммуну. Квартиры занимали работники московских типографий, слесари, портные, продавцы и многие другие.
Как и до революции, в советское время в доме Пигита продолжали работать художники. Например, мастерская № 38 была отдана известному театральному художнику Георгию Якулову, работавшему в то время в Камерном театре Александра Таирова. Это была большая комната с деревянной лестницей, ведущей на антресоль. Он тоже жил здесь, в квартире 8.
В мастерской Якулова почти всегда было весело — Наталья, жена художника, любила гостей. Сюда приезжали московские поэты, актеры, художники. Именно здесь Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году. Очевидцы той встречи позже вспоминали: Айседора провела пальцами по кудрям поэта и сказала по-русски с акцентом: «Золотая голова», она поцеловала его, позвала. ему ангел, и сразу черт.
Я красная: Московская жизнь Айседоры Дункан в фотографиях и воспоминаниях
Соседом Георгия Якулова был Багдасар Вартанов — сотрудник дома банкира, добрый и отзывчивый человек. Его внук Георгий вспоминал, что бесчисленные друзья Якулова постоянно стучались в дверь Вартановых по ошибке. Однажды терпение Багдасара лопнуло: увидев на пороге слепо пьяного Владимира Маяковского, он столкнул его с лестницы.
Булгаковская войнаВ 1921 году Михаил Булгаков приехал в Москву со своей первой женой Татьяной Лаппой. Медицина осталась позади: он приехал в российскую столицу с четкой целью сделать литературную карьеру. Он начал сотрудничать с московскими газетами, писал для них фельетоны.
Сначала молодая семья останавливалась на квартирах у родственников и знакомых, но потом муж одной из сестер Булгакова предложил снять его комнату в коммуналке 50 в доме Пигит, уезжая из города. Коммунальная квартира оказалась сущим адом. Соседи — их было 16 человек — всячески показывали, что новым жильцам здесь не рады. Михаил и Татьяна пытались выжить — у них была слишком уютная комната для жизни. Впрочем, и старые соседи не были дружелюбны друг к другу: клевета, драки и скандалы здесь были обычным делом.
«Они, конечно, легкомысленные… но ведь и им иногда сочувствуют… они обычные люди, вообще-то очень напоминают мне своих предшественников, только вот жильё их испортило», Через Воланда потом скажет Булгаков в своем романе Мастер и Маргарита.
Война с соседями продолжалась и после того, как он был прописан в доме сотрудником Главполитпросветкома Булгаков однажды в отчаянии написал в своем дневник: «Я точно не знаю, что делать с ублюдками, которые населяют эту квартиру. » Михаил нашел выход своему гневу — многих персонажей своих фельетонов, рассказов и романов он целиком срисовывал с соседей9.0003
В квартире было холодно и перебои с подачей воды. Михаил сказал сестре: «В марте перестали топить. Все окна в плесени». Но была и положительная сторона: здесь, в доме Пигита, писатель создал Белая гвардия , Дьяволица, и Роковые яйца .
Булгаков вышел из коммуналки в 1924 году. В его жизни началась совсем другая история. А квартиру 50 он вспомнил, когда взялся за роман «Мастер и Маргарита». В книге она стала «плохой квартирой», где остановился Воланд и его окружение. Здесь же проходил Сатанинский бал, или «камерный бал», как называла его третья жена Булгакова Елена, ставшая прообразом Маргариты. Позже, в 1935 году, Булгаков переписал эту сцену. Побывав в числе 500 гостей на приеме Уильяма Буллита в американском посольстве, он взял за основу свои новые впечатления.
Кстати, Сад Аквариум, расположенный по соседству с Домом Свиней, послужил образцом для Театра Эстрады. Сейчас это небольшой сквер возле Театра Моссовета и Сатиры, а во времена Булгакова это было место увеселительных мероприятий.
Музей БулгаковаКоммунальные квартиры начали расселять в 1960-х, а в середине 1980-х в доме их почти не осталось. В 1983 году в бывшую «плохую квартиру» въехало одно из управлений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР «Гипротехмонтаж». Узнав, кто здесь жил раньше, его сотрудница Наталья Романова решила устроить выставку Булгакова.
В 1990 году на фасаде дома наконец-то появилась мемориальная доска в честь писателя. Гипротехмонтаж съехал с квартиры. Мариетта Чудакова, написавшая первую научную биографию Булгакова, учредила фонд его имени и позаботилась о том, чтобы квартира была передана ему. Бывший дом Михаила, который он ненавидел, постепенно превратился в видное место для его поклонников. Здесь проходили концерты, выставки, литературные вечера.
В 2000 году в квартире исполнилось 60 лет роману Мастер и Маргарита. В 2004 году была открыта первая постоянная экспозиция. Он был посвящен столетию доходного дома Ильи Пигита.
Первый в стране Государственный музей М.А. Булгакова открыл свои двери в 2007 году. Сейчас здесь можно увидеть памятные вещи: фотографии, гравюры, мебель, в частности, очень полюбившийся писателю письменный стол-секретарь. Родственники друзей Елены Булгаковой передали многие вещи, оставшиеся в его другой московской квартире в Нащокинском переулке. По ним воссоздан кабинет Булгакова.
Скрепки Цветаевой, Пушкинское перо: что хранят литературные музеи столицы
С 2013 года в музее проходят булгаковские фестивали на Патриарших прудах. Так появился исследовательский отдел. Выставка об истории дома занимает маленькую комнату, где Наталья Романова, открывшая значение квартиры в 1983 году, начала свою просветительскую деятельность. Сегодня коллекция насчитывает более пяти тысяч предметов. М.А. Музей Булгакова занимает весь четвертый этаж дома.
Теги
музеи Михаил Булгаков Музей Булгакова Дом Свиней
Сферы
Культура
Все новости
Вслед за Мастером и его Маргаритой.
Москва глазами Михаила Булгакова.Михаил Булгаков (1928)
Прообразы главных героев и событий романа
Булгаков любил Фауста Гёте, и, выходя из семьи священников и профессоров богословия, знал
Воланд . В книге Воланд олицетворяет самого Дьявола в его путешествии в Москву. Хотя имя персонажа взято из Фауста и фигура его кажется нам скорее частью фольклора, друзья Булгакова, приглашенные автором при первом чтении 0011 Мастер и Маргарита были в ужасе — у них в голове была другая ассоциация, и она не имела ничего общего ни с Фаустом , ни с европейскими легендами.
Мариетта Чудакова, одна из крупнейших исследователей Булгакова, говорит, что в фигуре Воланда друзья Булгакова видели Иосифа Сталина. Они боялись, что эта книга могла быть издана такой, какая она есть, так как в Советском Союзе в 1930-е годы Сталина боялись все – это было время Большого террора и массовых репрессий, когда многие люди были взяты из родных мест. дома, чтобы никогда не вернуться.
У Сталина, имевшего, как и у Воланда в романе, свое окружение, были сложные отношения с Булгаковым. Хотя он лично запретил свое первое крупное произведение « Бег », так как оно, по его собственным словам, идеализировало фигуры белых генералов и эмиграции, он разрешил последующее произведение Булгакова « Дни Турбиных» (1926) , которое также об ужасах Гражданской войны с точки зрения тех, кто ее проиграл, — царских офицеров, — для публикации и постановки главным театром Москвы того времени — МХАТом. Сталин оказался большим поклонником этой пьесы — он посетил ее не менее 15 раз и лично защищал ее автора от нападок критики!
Через пару лет все перевернулось с ног на голову — Сталин изъял из репертуара театра все булгаковские пьесы незадолго до того, как их постановки должны были стать премьерными, и начал обвинительную кампанию против писателя.