Музей деревянного зодчества на урале: Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества — Ураловед

Деревенские музеи. Нижняя Синячиха / Деревянное зодчество Урала

Ещё музеи Урала и ещё народная архитектура

Оригинал

взят у cheger

Урал 2014: Уральская деревянная архитектура
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова / Записки несостоявшегося этнографа

В Свердловской области есть небольшое село — Нижняя Синячиха. Когда то здесь был довольно большой завод, сейчас от него остались только плотинка да пруд, как это водится на Урале. Знаменито это село своим музеем под открытым небом, который был создан силами практически одного человека: Ивана Даниловича Самойлова. Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.


По теме: Реставратор Самойлов из Синячихи

С моим везением, я попал в село именно в тот день, когда музей не работал, поэтому попасть внутрь домов мне не удалось, хотя внутри они меня не так уж и сильно интересовали, так как подобный быт был примерно одинаковым во всей Центральной России, и все это можно посмотреть в нас в музее на Щелковском хуторе. В этом музее меня интересовала больше всего именно деревянная архитектура, которой даже не в музеях на Урале сохранилось очень много, намного больше, чем в Средней России, во всяком случае, как мне показалось.


При въезде в село сразу бросается в глаза Спасо-Преображенский храм. Этот грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство его началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет — в 1823 году.

2.

Колодцы. В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действоваший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом. С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Часовня Вознесения. Дату постройки этой часовни датируют началом XIX века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.

Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.
Здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой — картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т.д.

3.

Усадьба крестьянина 19 века. Очень многие дома на Урале до сих пор состоят из двух строений, соединённых забором, а двор между ними замощен деревом, иногда даже с навесом.

4.


5.

Детали

6.


7.


8.

Усадьба крестьянина 18 века. Усадьба 18 века содержит все надворные постройки, необходимые для жизни людей в деревне: здесь, кроме избы и амбара, есть холодный и тёплый сараи, навесы, погреб с надъямником, баня «по-чёрному», колодец с «журавлём». Всё подворье обнесено мощной оградой (заплотом) — стеной из брёвен. Ворота под стать ограде: сделаны из вековых деревьев, наверху, как крыша, укреплено расколотое вдоль бревно.

9.


10.


11.


12.

Внутри избы, вдоль стен, тянутся лавки из массивных колотых плах, подобных половым, с врубленными в стены торцами. Над окнами устроены деревянные полки (полици, подловки). Справа в углу — глинобитная печь, на деревянном срубе — опечье. К печи примыкает голбец — деревянный пристрой, на котором спали, а его дверь вела в подполье (или подклет), где хранились съестные припасы. В середине избы висит зыбка (люлька, колыбель), подвешенная на тонкой берёзовой жёрдочке (очепе). Помимо этого в избе множество предметов домашнего пользования: жбаны, ушаты, квашня, сильница сделаны из дерева, туеса (бураки) из берёзовой коры (бересты)…

Напротив дома стоит амбар. Рядом с амбаром односкатный навес, под которым стоит телега на деревянном ходу, лежит соха.

Около огородных ворот находится колодец с «журавлём».

Возле колодца лежит сосновая колода, из которой кормили, поили домашний скот. Она привезена-из деревни Грязнуха. Под навесом, примыкающим к сеням избы, находятся орудия сельскохозяйственного труда, транспортные средства, другие предметы быта.

Рядом с навесом — пригон и конюшня (тёплый сарай) для скота.

В конце огорода стоит баня «по-чёрному», её сруб сложен в три венца из толстых брёвен-половинок.

13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.

Особо надо сказать про баню по-черному. Сама баня перевезена в музей из деревни Городище. «Чёрная» баня дольше всех построек старой деревни сохранялась в своём первозданном виде.

Как утилитарная постройка, баня имеет простую форму. Эго небольшая клеть из толстых сосновых брёвен-половинок, сложенная в три венца (толщина бревна 55 см!). Клеть покрыта двускатной кровлей, сверху — массивный охлупень (выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли). Клеть бани рублена «в обло» («облый» значит «круглый»): концы брёвен выпущены за пределы плоскости стены и при этом они оставлены круглыми. Этот вид связи называли ещё рубкой «в чашу».

Баня топилась по-чёрному: дым выходил через небольшое отверстие в верхней части бани. Оборудована баня каменкой и лавками. Внутри бани, в ближнем левом углу, у дверей — каменка — печь из камня, без трубы. Вдоль правой и задней стены тянутся лавки. Массивней бани я ещё никогда не видел.

20.


21.

Стелла, обозначающая место положение местного завода.

22.

Часовня Александра Невского. Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха. Эта часовня-ротонда XIX века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.

23.

Сторожевая башня. Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Неудивительно, что башня — самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота — 35 метров. Кстати, она стала первым экспонатом Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейского (Артемовский район). Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Жаль, что внутрь башни не пускают. А ведь с ее вершины, надо полагать, должен открываться неплохой вид.

24.

Башня Арамашевского острога. К башне, построенной в 1656 году, примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. И немудрено, ведь крепости и остроги на Урале ставили лишь в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли.
Итак, перед нами реконструированная башня Арамашевского острога. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж. В том месте в селе Арамашево, на котором ныне стоит каменная церковь. Про Арамашево я уже как то

рассказывал

.

25.

Пожарная. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием. На крыше здания — дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол.

В Нижней Синячихе придумали установить на дверях некоторых зданий решетки. В итоге не нужно постоянно следить за сохранностью экспонатов, а туристы могут сами все посмотреть. Так и здесь, в пожарке.

26.

За пожарной и колоколом стоит покосившийся от времени чан для воды. Из него пожарные брали воду. Кстати, он тоже полностью из дерева

27.

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. Согласно информационной табличке на часовне, она построена в далеком XVII веке «беглыми сподвижниками Степана Разина». Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой. Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.

В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея — огромный, красивейший макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. Кстати, этот деревянный храм И.Д. Самойлов также планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Увы, этому не было суждено сбыться. Летом 1972 года грандиозный храм сгорел из-за удара молнии. В итоге сейчас мы можем увидеть его лишь на макете.

28.

Кладбищенская часовня Ильи Пророка. На холме за плотиной расположено местное кладбище, у входа на которое — красивая деревянная часовня. Отличный пример русского деревянного зодчества. Датировка на табличке — XVIII век.

29.

Ветряная мельница. Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы). Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. Мало где в России увидишь настоящую ветряную мельницу, поэтому эта постройка пользуется заслуженным интересом среди туристов.

На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.

В планах у Ивана Даниловича Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху из села Арамашево водяную мельницу. Но, увы, здание мельницы было навсегда утрачено…

30.

Речка Реж

31.


32.

Ну и чтоб вы не подумали, что такие вот избы есть только в музеях — немного фотографий подобных домов, которые мне встречались во время поездки.

33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.

Использован

текст

портала «Наш Урал».

Tags: 18-19-ее века, 20-й век, архивы_источники_документы, архитектура и дизайн, биографии и личности, быт, вещи, города и сёла, деревня и село, екатеринбург, жильё и недвижимость, история, культура, музеи и выставки, наследие, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, путешествия и туризм, регионы, ретро и старина, российская империя, россия, русские и славяне, современность, традиции, урал, фольклор, фото и картинки, эпохи

Горнозаводский Урал: музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе: kuba — LiveJournal

Одно из интереснейших для туриста мест Среднего Урала — музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства в Нижней Синячихе — своим появлением обязан одному человеку. Местный уроженец, инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов реставрацией памятников архитектруры увлекся еще в 1967 году, когда он занялся восстановлением великолепной Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе. Построенный на средства местных заводчиков Яковлевых в 1794-1823 гг, храм тогда пребывал в тяжелом состоянии. Усилиями Самойлова и местных мастеров его удалось привести в божеский вид — он и сейчас радует глаз посетителей музея. Внутри размещены коллекции церковного искусства (первый этаж) и народной домовой росписи Среднего Урала — уникального «уральского разбела». Это самая обширная в мире коллеция данного вида живописи, собранная также по инициативе И.Д. Самойлова (первый экспонат был куплен им еще в 1947 году) и безвозмездно переданная музею.


Музейная экспозиция в Нижней Синячихе разместилась в прекрасном месте — на берегу бывшего заводского пруда (когда-то здесь работал железоделательный завод Саввы Яковлева).


Рядом с музеем стоит бывшая купеческая лавка кон. XIX в.


Спасо-Преображенская церковь (1794-1823 гг)


Это великолепный пример уральского барокко. Скульптура св. Симеона Верхотурского (XIX в).


На первом этаже храма разместилась небольшая коллекция церковного искусства.


Св. Симеон Верхотурский и св. Николай (кон. XIX в). Икона Пресвятая Богородица Взысание погибших (кон. XIx в).


Георгий Побндоносец (кон. XIX в). Архангел Михаил и святые (XIX в).


Иконы-складни Иоанн Предтеча и Обретение иконы Богородицы (кон. XIX в) — такие часто использовали старообрядцы, которых на Урале было много.


Первые образцы уральской росписи встречают посетителя уже на лестнице на второй этаж.


Стена подполатного угла из д. Исакова (кон. XIX в).


Заборка чулана с дверью (1904-1910 гг) из д. Мезень. Голбцы из д. Черемисина (1899 г).


Очень характерные орнаменты из д. Катышки (кон. XIX в).


Стена белой горницы (1897 г) из Алапаевского района.


. .. с очень интересным фрагментом с паровозом.


Птицы — частый мотив уральской росписи. Особенно почему-то совы.


Но не только они.


Интерьер избы из д. Никонова Алапаевского района (1907 г).


И еще интерьер кон. XIX в оттуда же.


А вот львы в уральских росписях встречаются значительно реже, чем на Русском Севере.


Это фрагмент со стены подполатного угла из д. Катышка (кон. XIX в).


Еще одна расписная стена оттуда же — на этот раз с птицами. Здесь особенно хорошо видна техника «уральского разбела».


И снова деревня Катышка.


Со сменым львом.


Порой попадаются изображения людей.


И коней…


Люди иногда занимаются весьма странными вещами. Расписной берестяной короб.


Потолки белых горниц кон. XIX в из деревень Алапаевского района.


Целиком собранная т.н. «белая горница» из деревни Мезень (1910 г). Работа Евграфа и Павла Мальцевых.

Но только коллекцией И. Д. Самойлов не огранчился. В 1978 году после многих лет поисков, перевоза, реставрации памятников декревянного зодчества в Нижней Синячихе был открыт музей деревянного зодчества Среднего Урала. Сейчас он вмещает в себя три крестьянских усадьбы (XVII, XVIII и XIX вв), пять часовен, сторожевую башню Арамашевского острога, смотровую вышку, кузницу, пожарное депо и даже таможня 1802 года!


Слева сторожевая башня высотой 35 метров из пос. Красногвардейский Артемовского района. Справа — усадьба XVIII в, собранная из построек из разных сел области.


Сторожевая башня, с которой осуществлялось наблюдение на случай пожара, построена в 1924 году. Памятный знак на месте завода Саввы Яковлева, работавшего здесь в 1724-1834 гг.


Плотина Нижнесинячихинского пруда была построена еще при Яковлеве.

.
Напротив усадьбы — напогребница XVIII в из дер. Мугай Алапаевского района.


Напогребница с фасада.


Рядом — типичный деревянный колодец


Ворота в эту усадьбу имеют очень архаичный вид.


Изба XVII в с самцовой крышей. Крышу венчает конек на бревне-охлупне.


Интерьер избы очень лаконичен.


Печной короб и полати.


Амбар из деревни Попово (1874 г). Колодец-журавль.


Фрагмент стены с волоковым окном, какие были распространены в XVII веке.


Баня по-черному из дер. Городище высотой всего в три венца!


Рядом кузница  XIX в и стан для подкоывания лошадей.


Интерьер кузницы.


Усадьба XVIII в слева из деревни Вогулка. Справа — усадьба XIX в из дер. Камельская.


Конек крыши избы и входные ворота со скромной резьбой.


В XVIII  в помимо уличной планировки усадеб появляются также резные и расписные наличники.


Вход в избу XVIII в. Вход в подпол также расписан.


Расписной печной короб.


Интерьер избы XVIII в — здесь уже есть инетрьерная роспись.


Красный угол избы.


Крестьянский быт почти не менялся веками. Вот интерьер кухни (бабьего кута) XVIII в.


Усадьба XIX в из д. Камельская Алапаевского района.


Резной наличник усадьбы XIX в. Ворота также украшены резьбой.


И здесь тоже сова.


Ну и птица-сирин, конечно, тоже встречается.


Вход в избу XIX в из д. Камельская. Украшение ворот — работа по дереву иногда бывает еще и очень изящной.


В сенях усадьбы — небольшая выставка наличников.


В XIX в в крестьянских домах популярны становятся т.н. «белые горницы» — комнаты, где принимали гостей.


«Белая горница» и красный угол.


Помимо цветов основной мотив росписи — птицы.


Расписной печной короб.


Хозяйственный двор усадьбы XIX в.

Надо сказать, что за пределами Нижней Синячихи мы видели в Свердловской области только одну деревянную церковь (правда, очень аутентичную — в Невьянске на кладбище). Можно представить, что уже в 1970-1980-х годов Самойлов с соратниками буквально бежали наперегонки со временем, выхватывая почти из небытия то, на что хватало сил и средств.

Но и после ухода Ивана Даниловича из жизни в 2008 году дело его продолжается. Музей, получивший сейчас его имя, весьма популярен среди туристов и даже расширяется. Одно из недавних приобретений — здание таможни 1802 года постройки, обнаруженное в деревне Лучинкиной Тугулымского района. Таких таможен, выполнявших также роль постоялых дворов, было много вдоль Сибирского тракта, но до наших дней чудом сохранилась только эта. Воссоздать на новом месте ее удалось лишь частично — многие детали оказались утрачены. Тем не менее, это все равно уникальный памятник — такого ни в одном другом скансене мне не попадалось.


Часовня Зосимы и Савватия Соловецких (кон. XVIII в) — украшение музея.


Спасская часовня XIX в из с. Юрты (стояло на Бабиновской дороге) построена купцом, которого излечил местный знахарь. Колодец из деревни Савиной Алапаевского р-на нач. XX в.


Вознесенская часовня нач. XIX в из деревни Карповой Верхотурского района была спасена И.Д. Самойловым буквально на краю гибели.


Внутри часовни выставка работ прикладного искусства.


Это хороший пример деревянного классицизма. Наличники тоже сдержанные, но благородные. Часовня Зосимы и Савватия Соловецких.


Часовня Зосимы и Савватия Соловецких из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района построена в кон. XVIII в потомками первых поселенцев деревни — старообрядцев, бежавших после разгрома оплота старообрядчества на Соловецких островах.


Красивая деревянная резьба крыльца.


Колокольня часовни Зосимы и Савватия и ее наличник.


Внутри выставка деревянных инструментов. Швейки XIX в.


Резные льномялки.


Часовня Ильи Пророка из с. Исаково Алапаевского района (XVIII в) выглядит очень по-северному.


часовню отличает красивое резное крыльцо.


Ветряная мельница 1916 г из д. Мочищенск Гаринского района.


Мельница с фасада. Наличник часовни Александра Невского (XVIII в).


На скале на другом берегу бывшего заводского пруда стоит часовня Александра Невского из дер. Останино, собранная в кон. XVIII в из остатков деревянной церкви.


Часовня поближе.


Нижняя Синячиха — это не только музей. Здесь встречаются и вполне аутентичные усадьбы местных жителей.


Пожарное депо XIX в из с. Катышка алапаевского района.


Рядом деревянный пожарный чан для воды. Башня Арамашевского острога воссоздает облик крепостного сооружения 1653 г.


Здание заводоуправления (1724 г) также принадлежит сейчас музею.


Внутри выставка текстиля XIX в.


Здание таможни 1802 года постройки из деревни Лучинкиной Тугулымского района.


Таможня собрана с ипользованием элементов оригинального здания. Не берусь оценить их процент в новом здании.


Интерьеры здесь все, конечно, новодельные.


Воссозданы сценки из жизни таможни или постоялого двора. Но есть и небольшая выставка с артефактами из раскопанного на этом месте капища древних угров.

Музей деревянного зодчества Витославлицы, Великий Новгород

  1. Дом
  2. Россия
  3. Великий Новгород
  4. Музей деревянного зодчества Витославлицы

Туристы в России обычно находят время, чтобы полюбоваться национальным репертуаром кремлей и дворцов, но жизнь простых людей протекала не в особняках, а в обычных домах и деревнях. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде — прекрасно воссозданная деревня с крестьянскими избами, часовнями и конюшнями, отражающая повседневную жизнь семьи в исторической России, жизнь, которая часто резко контрастировала с жизнью правящей элиты.

Настоящая деревня Витославлицы когда-то стояла возле Юрьева монастыря на озере Мячино, всего в нескольких километрах от Великого Новгорода. Первоначальное село было заселено более века, хотя сегодня от Витославлиц и многих церквей в его окрестностях сохранились лишь скудные остатки, за исключением Благовещенского монастыря. И все же этот исторический пейзаж, изобилующий озерами и протоками, привлек внимание Л.Е. Красноречев, выдающийся архитектор-реставратор, основавший музей-заповедник «Витославлицы» в 1964. Для завершения проекта исследователи начали активно собирать этнографический материал, а архитекторы работали над восстановлением исторических деревянных построек, которые свозились со всей Новгородской области.

Первым экспонатом Музея деревянного зодчества «Витославлицы» стала Успенская церковь из села Курицко. Отреставрированная церковь оказалась лишь началом одного из самых увлекательных музеев народной архитектуры во всей России. С тех пор была создана целая деревня с хижинами и мельницами, конюшнями и банями, амбарами и кузницами, а в 2013 году был добавлен настоящий скотный двор с конюшнями, козами и овцами. Сегодня архитектурный заказник занимает площадь 33,4 га и включает в себя 34 экспозиции, внесенных в список памятников исторического значения федерального значения.

Прогуливаясь по улочкам реалистично воссозданной деревни, вы как будто идете по русской народной сказке, отступая назад во времени, в более простую эпоху. В главной избе Музея деревянного зодчества «Витославлицы» вас встретит хозяйка и проведет экскурсию по скотному двору и сеновалу, по пути рассказав назначение каждого предмета. Зимой посетители могут покататься на санях и ледяных горках, а летом проверить равновесие на ходулях или поучаствовать в традиционных играх, таких как перетягивание каната. В течение всего года проводятся веселые разнообразные ремесленные мастер-классы, а иногда организуются интерактивные театрализованные экскурсии с колокольным звоном. Чтобы экскурсия получилась по-настоящему запоминающейся, примите участие в фольклорных гуляниях, которые проходят в музее «Витославлицы» на Рождество и Троицу.

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» — увлекательный музей, не уступающий лучшим дворцам по своему значению в сохранении исторической жизни русского крестьянства.

Музей деревянного зодчества «Обдорский острог» описание и фото — Россия — Урал: Салехард

Статьи » Путешествия » Музей деревянного зодчества «Обдорский острог» описание и фото — Россия — Урал: Салехард

Музей деревянного зодчества «Обдорский острог» описание и фото — Россия — Урал: Салехард.

Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Музей деревянного зодчества «Обдорский острог» в Салехарде — уникальный архитектурный комплекс, воспроизводящий облик фортификационного поста в Обдорском районе XVII века. Памятник русского деревянного зодчества считается одним из главных украшений исторического центра города.

Заложенный казаками березовского воеводы Н. Траханиотова, Обдорский острог положил начало современному Салехарду — одному из самых первых русских поселений, которое было основано на территории Сибири. Главной задачей тюрьмы был контроль за движением товаров в Мангазею. Тюрьма имела форму небольшого четырехугольника и была сделана из дерева. Всего было две смотровые башни и две сквозные башни. Внутри острога находились жилые и административные постройки, а также Васильевский храм, возведенный в 1602 г.

Во второй половине XVIII в. Обдорская застава стала постепенно терять свое значение военного оборонительного сооружения. В 1799 году находившийся здесь военный гарнизон был расформирован. В результате застава была преобразована в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии — село Обдорск. Через некоторое время тобольский губернатор А.М. Корнилов приказал снести башни и стены деревянного острога, сославшись на их «ветхость».

В 1992 году ученый-подвижник, доктор архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР А. Ополовников решил разработать проект восстановления крепости. В 1994 г. А. Ополовников воссоздал первую сторожевую башню Обдорского острога — Никольскую башню.

Сегодня «Обдорская тюрьма» в Салехарде – это целый музейный комплекс под открытым небом, который был открыт для посещения в сентябре 2006 года. Острог расположен на вершине холма, откуда открывается удивительный вид на окрестности города. Длинная лестница ведет к деревянным воротам музейного комплекса. Вся территория окружена высокими частоколами. Внутри отреставрированные здания, типичные для Русского Севера. Стены домов были сложены из бревен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта