музей-заповедник деревянного зодчества — Наш Урал и весь мир
- Афиша
- Уральское
Войти в систему
Добро пожаловать!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
Политика Конфиденциальности
Восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
Домой Достопримечательности Урала Переместиться во времени: музей-заповедник деревянного зодчества
В России тысячи деревень и сел, о которых не знает никто, кроме местных жителей. Село Нижняя Синячиха в Свердловской области могло бы остаться одним из таких непримечательных мест, если бы не инициатива одного человека — Ивана Даниловича Самойлова, который хотел сохранить историю народного искусства.
«Встретимся в семнадцатом веке», «Жду вас в восемнадцатом веке», «А сейчас мы отправимся в девятнадцатый век» — подобные фразы для сотрудников музея-заповедника в Нижней Синячихе – обычное дело, ведь на территории заповедника собрано более десятка объектов деревянного зодчества, и все они из разных веков.
Свою деятельность Иван Данилович начал с реставрации заброшенного Спасо-Преображенского храма. На протяжении десяти лет он проводил там почти все свободное время, а помогали в строительстве единомышленники-пенсионеры. Теперь церковь имеет статус музея – в нем расположилась коллекция уральской народной росписи, икон и священных писаний, которые собирал Иван Данилович. Коллекционер умел договариваться – выпрашивал и выкупал у местных жителей интересные экспонаты, а если те не соглашались, все равно находил подход. Так, например, плащаницу Успения Пресвятой Богородицы он получил в благодарность от монашки, для которой несколько лет привозил дрова на зиму.
Коллекция Ивана Самойлова в Спасо-Преображенском храмеПостоялый двор снаружиНа коллекции и реставрации храма Иван Данилович не остановился. Из разных отдаленных деревень Свердловской области он перевез в Нижнюю Синячиху несколько часовен, крестьянских усадеб и сделал реконструкцию двухэтажного постоялого двора.
Так и появился музей-заповедник под открытым небом площадью 60 гектаров.Перешагнув порог деревянной избы, вы почувствуйте запах сосны и загляните в гости к одной из крестьянских семей. Высокие пороги, низкие потолки, узкие дверные проемы – все для того, чтобы сохранять тепло. Пространство в доме разделено на две половины – мужскую и женскую. Об этом, и о многих других особенностях быта расскажут на экскурсии.
Изба XIX века внутриПереместиться во времени на два, на три и даже на четыре века назад может любой желающий. Недавно это сделали туристы с разными видами инвалидности — участники проекта «Особый тур». Крестьянские избы собраны в музее в первозданном виде. К ним нельзя пристроить пандусы или убрать высокие пороги, поэтому сложнее всего было тем, кто передвигается на инвалидной коляске. Но даже в этом случае машина времени сработала благодаря помощи сотрудников.
Иван Данилович Самойлов хотел сохранить историю, и у него это получилось! Во время экскурсии вы не раз услышите его имя. Сотрудники с благодарностью вспоминают основателя музея и очень увлеченно рассказывают его историю!
Дорога из Екатеринбурга до Нижней Синячихи на личном автомобиле занимает около двух часов. Музей-заповедник можно посетить по единому входному билету или купить билеты на отдельные экспозиции. А также, музей предлагает широкий перечень тематических экскурсий. Подробную информацию можно найти на официальном сайте музея.
Проект «Особый тур» направлен на организацию инклюзивных экскурсий в Свердловской области, учитывающих интересы и потребности людей, имеющих различные формы инвалидности. Реализуется АНО «Особые люди» при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда «Линия добра «Линлайн».
Интересно? Расскажи друзьям!
- ТЕГИ
- Достопримечательности Урала
- Маршрут выходного дня
КУПИТЬ НАШИ КНИГИ ОБ УРАЛЕ
Рассылка нашего урала
Ваш адрес электронной почты
На этот адрес будет приходить рассылка
Еженедельная рассылкаНовые статьи и достопримечательности Урала по пятницам Рассылку событий и маршрутов по Уралу Интересные события и маршруты по Уралу на выходные и не толькоНажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Спасибо за подписку
Музей-заповедник деревянного зодчества.
Средний Урал. Нижняя СинячихаСело Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка. В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко.
Памяти удивительного человека Ивана Даниловича Самойлоав посвящается…
С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.
Я запомнила его светлым человеком с очень милой, почти детской улыбкой, добрыми светящимися глазами. Давно вынашивала мысль написать о деле всей его жизни — Музее деревянного зодчества под открытым небом.
Согласно книге Режевские сокровища, И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.
Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. При этом он в прямом смысле слова рисковал жизнью. Ведь за подобное в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но судьба к Ивану Даниловичу Самойлову оказалась благосклонна.В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания — образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества.
Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!
Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.
Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.
Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.
Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.
Часовня Вознесения (слева) постройку этой часовни датируют началом 19 века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.
Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.Часовня Александра Невского (справа). Эта часовня-ротонда 19 века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.
В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.
Очень интересный, запоминающийся объект музея-заповедника. На территории усадьбы, за оградой (вход в которую свободный), стоят несколько строений. Прежде всего, сама изба XVII века — редчайший для Урала экспонат).
Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. Кстати, этот экспонат является составным, избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка.
Но все же наибольшее восхищение вызывает стоящая в огороде за домом баня.
Баня срублена всего лишь из трех бревен, да каких!!! Этим деревьям было, наверное, под полтысячи лет. Топилась баня «по-черному». Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района.
Также интересна лежащая у забора огромная колода. Ее использовали для кормления лошадей. Колода вырублена из ствола огромного дерева. Чтобы обхватить его ствол, понадобилось бы несколько человек.
В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.
Постройку привезли из деревни Вогулка Алапаевского района.
Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Этот дом уже более похож на современные деревенские дома. Он привезен из канувшей в лету деревни Камельской Алапаевского района.
Фасад дома украшен деревянной резьбой. Внутри усадьбы воссоздана обстановка, какая была в ней в XIX веке. Комната в доме (белая горница) украшена красивейшей росписью, выполненной в 1897 году.
Колодцы
В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действовавший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом.
С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной. Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.
Кузница и якорь
Рядом со сторожевой башней расположена кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден на реке Реж недалеко от села Арамашево.
Вблизи — Нижнесинячихинский пруд, дамба и плотина. Поскольку пруд небольшой, плотина довольно скромная. Переходим по дамбе на другой берег. На нем расположено еще три здания-экспоната музея.
Здание заводоуправления
Каменное одноэтажное здание вблизи пруда — то немногое, что осталось от Нижнесинячихинского железоделательного завода.
В здании заводоуправления самая интересная на территории всего музея-заповедника выставка, посвященная Ивану Даниловичу Самойлову. Здесь вы увидете его фотографии — от юности до последних его дней, документы, связанные с ним, странички из дневника и много чего еще интересного.
Также в этом здании размещены выставки картин алапаевских художников и русского художественного текстиля и ручного ткачества.
Самойлов стал первым человеком, удостоившимся за свои великие заслуги звания Почетного гражданина Свердловской области.
7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало… Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни.
Горнозаводский Урал: музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе: kuba — LiveJournal
Одно из интереснейших для туриста мест Среднего Урала — музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства в Нижней Синячихе — своим появлением обязан одному человеку. Местный уроженец, инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов реставрацией памятников архитектруры увлекся еще в 1967 году, когда он занялся восстановлением великолепной Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе. Построенный на средства местных заводчиков Яковлевых в 1794-1823 гг, храм тогда пребывал в тяжелом состоянии. Усилиями Самойлова и местных мастеров его удалось привести в божеский вид — он и сейчас радует глаз посетителей музея. Внутри размещены коллекции церковного искусства (первый этаж) и народной домовой росписи Среднего Урала — уникального «уральского разбела». Это самая обширная в мире коллеция данного вида живописи, собранная также по инициативе И.Д. Самойлова (первый экспонат был куплен им еще в 1947 году) и безвозмездно переданная музею.
Музейная экспозиция в Нижней Синячихе разместилась в прекрасном месте — на берегу бывшего заводского пруда (когда-то здесь работал железоделательный завод Саввы Яковлева).
Рядом с музеем стоит бывшая купеческая лавка кон. XIX в.
Спасо-Преображенская церковь (1794-1823 гг)
Это великолепный пример уральского барокко. Скульптура св. Симеона Верхотурского (XIX в).
На первом этаже храма разместилась небольшая коллекция церковного искусства.
Св. Симеон Верхотурский и св. Николай (кон. XIX в). Икона Пресвятая Богородица Взысание погибших (кон. XIx в).
Георгий Побндоносец (кон. XIX в). Архангел Михаил и святые (XIX в).
Иконы-складни Иоанн Предтеча и Обретение иконы Богородицы (кон. XIX в) — такие часто использовали старообрядцы, которых на Урале было много.
Первые образцы уральской росписи встречают посетителя уже на лестнице на второй этаж.
Стена подполатного угла из д. Исакова (кон. XIX в).
Заборка чулана с дверью (1904-1910 гг) из д. Мезень. Голбцы из д. Черемисина (1899 г).
Очень характерные орнаменты из д. Катышки (кон. XIX в).
Стена белой горницы (1897 г) из Алапаевского района.
… с очень интересным фрагментом с паровозом.
Птицы — частый мотив уральской росписи. Особенно почему-то совы.
Но не только они.
Интерьер избы из д. Никонова Алапаевского района (1907 г).
И еще интерьер кон. XIX в оттуда же.
А вот львы в уральских росписях встречаются значительно реже, чем на Русском Севере.
Это фрагмент со стены подполатного угла из д. Катышка (кон. XIX в).
Еще одна расписная стена оттуда же — на этот раз с птицами. Здесь особенно хорошо видна техника «уральского разбела».
И снова деревня Катышка.
Со сменым львом.
Порой попадаются изображения людей.
И коней…
Люди иногда занимаются весьма странными вещами. Расписной берестяной короб.
Потолки белых горниц кон. XIX в из деревень Алапаевского района.
Целиком собранная т.н. «белая горница» из деревни Мезень (1910 г). Работа Евграфа и Павла Мальцевых.
Но только коллекцией И.Д. Самойлов не огранчился. В 1978 году после многих лет поисков, перевоза, реставрации памятников декревянного зодчества в Нижней Синячихе был открыт музей деревянного зодчества Среднего Урала. Сейчас он вмещает в себя три крестьянских усадьбы (XVII, XVIII и XIX вв), пять часовен, сторожевую башню Арамашевского острога, смотровую вышку, кузницу, пожарное депо и даже таможня 1802 года!
Слева сторожевая башня высотой 35 метров из пос. Красногвардейский Артемовского района. Справа — усадьба XVIII в, собранная из построек из разных сел области.
Сторожевая башня, с которой осуществлялось наблюдение на случай пожара, построена в 1924 году. Памятный знак на месте завода Саввы Яковлева, работавшего здесь в 1724-1834 гг.
Плотина Нижнесинячихинского пруда была построена еще при Яковлеве.
.
Напротив усадьбы — напогребница XVIII в из дер. Мугай Алапаевского района.
Напогребница с фасада.
Рядом — типичный деревянный колодец
Ворота в эту усадьбу имеют очень архаичный вид.
Изба XVII в с самцовой крышей. Крышу венчает конек на бревне-охлупне.
Интерьер избы очень лаконичен.
Печной короб и полати.
Амбар из деревни Попово (1874 г). Колодец-журавль.
Фрагмент стены с волоковым окном, какие были распространены в XVII веке.
Баня по-черному из дер. Городище высотой всего в три венца!
Рядом кузница XIX в и стан для подкоывания лошадей.
Интерьер кузницы.
Усадьба XVIII в слева из деревни Вогулка. Справа — усадьба XIX в из дер. Камельская.
Конек крыши избы и входные ворота со скромной резьбой.
В XVIII в помимо уличной планировки усадеб появляются также резные и расписные наличники.
Вход в избу XVIII в. Вход в подпол также расписан.
Расписной печной короб.
Интерьер избы XVIII в — здесь уже есть инетрьерная роспись.
Красный угол избы.
Крестьянский быт почти не менялся веками. Вот интерьер кухни (бабьего кута) XVIII в.
Усадьба XIX в из д. Камельская Алапаевского района.
Резной наличник усадьбы XIX в. Ворота также украшены резьбой.
И здесь тоже сова.
Ну и птица-сирин, конечно, тоже встречается.
Вход в избу XIX в из д. Камельская. Украшение ворот — работа по дереву иногда бывает еще и очень изящной.
В сенях усадьбы — небольшая выставка наличников.
В XIX в в крестьянских домах популярны становятся т.н. «белые горницы» — комнаты, где принимали гостей.
«Белая горница» и красный угол.
Помимо цветов основной мотив росписи — птицы.
Расписной печной короб.
Хозяйственный двор усадьбы XIX в.
Надо сказать, что за пределами Нижней Синячихи мы видели в Свердловской области только одну деревянную церковь (правда, очень аутентичную — в Невьянске на кладбище). Можно представить, что уже в 1970-1980-х годов Самойлов с соратниками буквально бежали наперегонки со временем, выхватывая почти из небытия то, на что хватало сил и средств.
Но и после ухода Ивана Даниловича из жизни в 2008 году дело его продолжается. Музей, получивший сейчас его имя, весьма популярен среди туристов и даже расширяется. Одно из недавних приобретений — здание таможни 1802 года постройки, обнаруженное в деревне Лучинкиной Тугулымского района. Таких таможен, выполнявших также роль постоялых дворов, было много вдоль Сибирского тракта, но до наших дней чудом сохранилась только эта. Воссоздать на новом месте ее удалось лишь частично — многие детали оказались утрачены. Тем не менее, это все равно уникальный памятник — такого ни в одном другом скансене мне не попадалось.
Часовня Зосимы и Савватия Соловецких (кон. XVIII в) — украшение музея.
Спасская часовня XIX в из с. Юрты (стояло на Бабиновской дороге) построена купцом, которого излечил местный знахарь. Колодец из деревни Савиной Алапаевского р-на нач. XX в.
Вознесенская часовня нач. XIX в из деревни Карповой Верхотурского района была спасена И.Д. Самойловым буквально на краю гибели.
Внутри часовни выставка работ прикладного искусства.
Это хороший пример деревянного классицизма. Наличники тоже сдержанные, но благородные. Часовня Зосимы и Савватия Соловецких.
Часовня Зосимы и Савватия Соловецких из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района построена в кон. XVIII в потомками первых поселенцев деревни — старообрядцев, бежавших после разгрома оплота старообрядчества на Соловецких островах.
Красивая деревянная резьба крыльца.
Колокольня часовни Зосимы и Савватия и ее наличник.
Внутри выставка деревянных инструментов. Швейки XIX в.
Резные льномялки.
Часовня Ильи Пророка из с. Исаково Алапаевского района (XVIII в) выглядит очень по-северному.
часовню отличает красивое резное крыльцо.
Ветряная мельница 1916 г из д. Мочищенск Гаринского района.
Мельница с фасада. Наличник часовни Александра Невского (XVIII в).
На скале на другом берегу бывшего заводского пруда стоит часовня Александра Невского из дер. Останино, собранная в кон. XVIII в из остатков деревянной церкви.
Часовня поближе.
Нижняя Синячиха — это не только музей. Здесь встречаются и вполне аутентичные усадьбы местных жителей.
Пожарное депо XIX в из с. Катышка алапаевского района.
Рядом деревянный пожарный чан для воды. Башня Арамашевского острога воссоздает облик крепостного сооружения 1653 г.
Здание заводоуправления (1724 г) также принадлежит сейчас музею.
Внутри выставка текстиля XIX в.
Здание таможни 1802 года постройки из деревни Лучинкиной Тугулымского района.
Таможня собрана с ипользованием элементов оригинального здания. Не берусь оценить их процент в новом здании.
Интерьеры здесь все, конечно, новодельные.
Воссозданы сценки из жизни таможни или постоялого двора. Но есть и небольшая выставка с артефактами из раскопанного на этом месте капища древних угров.
Откройте для себя прелести русской жизни XIX века в Пермском крае
Пермь. Дом Токарева. 23 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Город Пермь, крупный промышленный и административный центр, расположенный на европейской стороне северного Урала, простирается на много миль вдоль высокого восточного берега реки Камы. Летом 1909 года русский фотограф и химик Сергей Прокудин-Горский посетил город в рамках первой из трех экспедиций на Уральские горы. Он снимал виды, начиная от красивой природы и заканчивая крупными фабриками.
Дом Токарева. Главный фасад, оконная деталь. 23 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Он также взял свою камеру на штативе на холмы к востоку от города, откуда он снял панорамные виды на центральный район, которые дают ощущение его городских кварталов. Одной из ярких черт панорам Прокудина-Горского является преобладание деревянных домов. На самом деле, большинство жилищ в провинциальных городах лесной сердцевины России строилось из дерева даже в 20 9 г.0013-й
век. Построенные из бревен на кирпичном фундаменте, дома в городах обычно обшивали дощатым сайдингом с декоративными деталями.Пермь. Панорамный вид на запад с Городских холмов. Справа: Торговая (ныне Советская) улица с Никольской церковью; св. Петропавловская улица с деревянными домами слева. В овраге: бревенчатые амбары и сараи у реки Егошика. Лето 1909 года
Сергей Прокудин-Горский
Первый мой приезд в Пермский край произошел через девять десятилетий после Прокудина-Горского, летом 1999.
Деревянный дом на кирпичном первом этаже, ул. Монастырская, 73. Бревенчатый дом с дощатым сайдингом и декоративными оконными рамами. 22 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Поселение Пермь возникло в начале 18 го века как часть похода Петра Великого на разработку рудных месторождений Уральских гор. Это сырье обеспечивало надежные источники основных металлов промышленного качества, необходимых прежде всего для армии. Благодаря близлежащим источникам медной руды, густым лесам и обильным запасам воды участок возле села Егошиха считался идеальным для крупного медеплавильного завода. Строительство главного Егошихинского завода началось 4 мая 1723 года, что и считается датой основания Перми. Название «Пермь», которое в средневековый период относилось к большой территории в Уральских горах, было официально принято в 1781 году после повеления Екатерины Великой, превратившей поселение в административный центр Урала.
Деревянный дом XIX века (сруб с дощатой обшивкой) на углу ул. Пушкина и Горького. 15 июня 2014 г.
Уильям Брамфилд
Благодаря своему выгодному расположению в бассейне реки Волги, Пермь в течение 19 9013 века превратилась в центр транспортировки соли и других полезных ископаемых, а также металлических руд и продукции металлических заводов по всему Западному Уралу Горы. Рост Перми на рубеже 20-х годов -го век отразился в видах Прокудина-Горского на центральный город с его изрыгающими дым трубами. Несмотря на радикальные изменения, произошедшие за столетие после его визита, несколько зданий, запечатленных на его фотографиях, сохранились до наших дней.
Деревянный дом XIX века (сруб с дощатой обшивкой на оштукатуренном кирпичном цокольном этаже) на углу улиц Островского и Ленина. Украшен стрит-артом. 15 июня 2014 г.
Уильям Брамфилд
Однако большая часть деревянных домов, видимых на панорамах Прокудина-Горского, исчезла под напором городской застройки, ростом цен на землю и сложностью ухода за деревянным материалом. К счастью, мне удалось задокументировать отдельные примеры деревянных домов в центре города, некоторые из которых украшены праздничными декоративными элементами, такими как резные наличники окон ( наличники ), характерные для конца 19 9013 и начала 20 9013 го. вв.
Пермь. Вид на запад с городских холмов. Деревянные дома различных размеров и конструкций. Крайний слева: Покровская (ныне улица Ленина) с церковью Рождества Богородицы. Лето 1909 года
Сергей Прокудин-Горский
Одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров является дом на ул. Пермской, 67, состоящий из основного сруба на кирпичном цоколе. В 1883 году владелица Александра Токарева подала прошение о расширении строения и перестройке передней части в богато украшенной манере, что соответствовало интересу русских к традиционным народным («народным») стилям во второй половине XIX в.век.
Деревянный дом XIX в., ул. Монастырская, 26. Бревенчатый сруб с дощатым сайдингом. Частый ремонт улицы затеняет кирпичный цокольный этаж. 23 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Из-за искусной резьбы и фрезеровки дом Токаревой получил название «теремок» («теремок-башня») — так называли аналогичные по декору постройки в Подмосковье. В документах 1911 года указано, что дом принадлежал Клавдии Токаревой.
В 1985 году «теремок» Токаревой был реконструирован под небольшой магазин. Сейчас он охраняется как зарегистрированная достопримечательность. Другие деревянные дома, которые я сфотографировал, скорее всего, исчезнут, если уже не исчезли.
Ощущение деревенской жизниДеревянный дом, ул. Монастырская, 26. Окно с декоративной окантовкой. 23 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Среди захватывающих видов Перми Прокудина-Горского есть окраинная деревня, известная как Разгуляй, название, которое можно вольно перевести как «расслабься» или «пусть идут хорошие времена» и часто ассоциировалось с кабаками. (В Москве был Разгуляйский район, названный в честь народного трактира.)
Деревянный дом, ул. Петропавловская улица. Бревенчатый дом с декоративной окантовкой. 23 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Когда в начале 19 9013 го века Пермь получила надлежащий градостроительный план, Разгуляйский район был исключен и таким образом сохранил захваченный Прокудиным-Горским вид благоустроенного беспорядка. Повсюду здесь мы видим деревянные дома, окруженные амбарами и сараями.
Следует подчеркнуть, что деревянные дома в русских городах были связаны с деревенской жизнью. Хотя большая часть этой среды также исчезла, Перми повезло, что поблизости есть музей под открытым небом, известный как Хохловка (произносится ХО-хловка), названный в честь живописной деревни неподалеку от небольшой реки Хохловки. Парк Хохловка, расположенный менее чем в часе езды к северу от Перми, является одним из тех особых путешествий в прошлое региона.
Пермь. Вид на северо-восток с городских холмов. Разгуляйский район с деревянными домами. На заднем плане: кладбище Егошика. Лето 1909 года
Сергей Прокудин-Горский
Архитектурные защитники и ученые начали планировать парк в 1969 году, а с одобрения Министерства культуры в 1971 году областные власти выделили красивый холмистый участок площадью около 40 га, спускающийся к западному берегу Камского водохранилища. . Хохловский парк открылся для посещения в 1980.
Хохловка. Бревенчатая церковь Рождества Богородицы (1694 г.), первоначально в деревне Тохтарево. 22 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
Просторный природный ландшафт состоит из скоплений бревенчатых построек, привезенных из разных уголков Пермской области. В их числе две церкви и колокольня, бревенчатые дома (два из которых с отреставрированными интерьерами), амбары, сельская пожарная часть и ветряная мельница с неповрежденным интерьером. Имеются также две бревенчатые церкви, построенные на рубеже 18–9 веков.0013-й век.
Бревенчатые дома в Хохловке отражают скромные размеры, типичные для этого региона. Примером может служить усадьба В. И. Игошева из села Грибаны. Расположенный на реке Телес (южный приток Камы), Грибаны были слишком малы, чтобы иметь собственную церковь, но плодородные речные земли обеспечивали достаточно безопасное существование крестьян-земледельцев в середине XIX века, когда этот дом ( изба ) построен.
Хохловка. Бревенчатый дом, построенный в конце 1919 века крестьянином Иваном Игошевым в селе Грибани. 22 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
В плане вытянутой избы Игошева два жилых помещения, в центре с тамбуром для надземного входа. Стены из рубленых сосновых бревен с нижним рядом из крупных бревен, уложенных на цоколь из полевого камня. Плотно изолированная дощатая крыша выходит далеко за пределы стен, чтобы защитить конструкцию от сильных снегопадов и дождливого лета. На окнах деревянные ставни. Главный элемент ярко обставленного интерьера – кирпичная печь.
Теремок Токарева в Перми намного больше, но его можно рассматривать как ностальгическое отражение традиционного дизайна, характерного для Хохловского парка. Это среда, которая была бы очень знакома Прокудину-Горскому.
Бревенчатый дом, построенный Иваном Игошевым в деревне Грибани. Интерьер, главная комната. 22 августа 1999 г.
Уильям Брамфилд
В начале 20 века русский фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал сложный процесс цветной фотографии. Между 1903 и 1916 он путешествовал по Российской Империи и сделал более 2000 фотографий в процессе, который включал три экспозиции на стеклянной пластине. В августе 1918 года он покинул Россию и в конце концов переселился во Францию, где воссоединился с большой частью своей коллекции стеклянных негативов, а также с 13 альбомами контактных отпечатков. После его смерти в Париже в 1944 году его наследники продали коллекцию Библиотеке Конгресса. В начале 21 века Библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой публики. На нескольких российских сайтах теперь есть версии сборника. В 1986 историк архитектуры и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брамфилд сфотографировал большинство мест, которые посещал Прокудин-Горский. В этой серии статей взгляды Прокудина-Горского на архитектурные памятники сопоставляются с фотографиями, сделанными Брумфилдом десятилетия спустя.
При использовании какого-либо контента Russia Beyond, частично или полностью, всегда указывайте активную гиперссылку на исходный материал.
Музеи
Музеи
В Свердловской области открыто более 800 областных государственных, муниципальных и частных музеев, в которых хранятся уникальные памятники истории и культуры, составляющие гордость региона.
Музей Бориса Ельцина
Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3
В Екатеринбурге расположен Музей Бориса Ельцина — новый проект, положивший начало систематическому изучению, сохранению и популяризации исторического наследия президентов России. Используя передовые технологии, Музей способен рассказать о жизни первого Президента России и вехах его политической биографии современным языком. Центральная экспозиция музея «Семь дней, которые изменили Россию» — объективное и беспристрастное исследование эпохи IX в.0 с. Он основан на оригинальных документах и материалах, повествующих о непростых временах рождения новой страны, о становлении современной России демократии. Музей расположен в Ельцин-центре – культурно-просветительской организации, открытой в 2015 году по проекту Архитектурного бюро BERNASKONI под руководством Бориса Бернаскони
Историко-мультимедийный парк «Россия – Моя история»
Екатеринбург, ул. Народной Воли, 49
Исторический парк «Россия — Моя история» — крупнейший выставочный комплекс в России. География его сайтов простирается по всей России и включает 21 город, среди которых и город Екатеринбург. Создатели парка — историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике — сделали все, чтобы история России из разряда черно-белого учебника перешла в яркое, увлекательное и в то же время объективное повествование, чтобы каждый посетитель мог почувствовать себя более причастным к событиям тысячелетней истории своей Родины. В историческом парке представлены все новейшие формы информационных носителей.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет знаменитый павильон каслинских чугунолитейных изделий, получивших Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Уральский филиал Государственный центр современного искусства
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а
Здание УГЦСИ построено в 1911 году по проекту архитектора Ивана Казимировича Янковского. Это было типичное здание земской школы, в которой до 1921 находилась женская гимназия. УЦСИ появился в Екатеринбурге в 1999 году и стал первой городской институцией в сфере современного искусства. На собственной площадке УЦСИ проводит выставки современного искусства, в рамках которых тесно сотрудничает с уральскими художниками, реализует образовательные программы в области современного искусства; резиденции и мастерские художников; а также крупные проекты — Уральская индустриальная биеннале современного искусства и Бажов-Фест.
Свердловский областной краеведческий музей имени Онисима Клара
г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 46
Свердловский областной краеведческий музей имени Онисима Клера — крупнейшее музейное объединение Урала. Его история восходит к 1870 году и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Сегодня Свердловский областной краеведческий музей объединяет 17 музеев, расположенных в Екатеринбурге и других городах Свердловской области.
Уральский историко-археологический музей
г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46
Уральский историко-археологический музей в составе Свердловского областного краеведческого музея имени Онисима Клера представляет самую большую в мире деревянную скульптуру Шигирского идола, возраст которой составляет около 11 000 лет.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Екатеринбург, проспект Ленина, 37
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства знакомит зрителей с драгоценными сокровищами Урала и уникальной выставкой «Изумрудная комната».
Художественный музей Эрнста Неизвестного
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14
Музей создан на основе произведений живописи (станковой) и графики (рисунков, станковых гравюр, книжной иллюстрации), мелкой скульптуры, ювелирных изделий, иллюстрированных книг и эксклюзивных фотографии, электронный архив и личные вещи художника. Основу коллекции составляют подлинники художника, в том числе переданные специально в дар музею, а также официальные тиражные издания и материалы из личного архива художника.
Невьянский государственный историко-архитектурный музей
Невьянск, Демидовых садов, 3, 3А
Сегодня это один из самых известных, крупных и посещаемых музеев региона. Экспозиция музея рассказывает об истории Невьянского края в конце XVII – начале XX веков. Во время экскурсий вы узнаете о заселении территории области русскими переселенцами и строительстве Невьянского завода — первенца уральской доменной металлургии, об эпохе демидовских заводчиков, когда Невьянск переживал свой пик процветания. В выставочном центре музея представлен выставочный проект «Иконописная мастерская», знакомящий с уникальным явлением культуры горного Урала — невьянской иконой.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Елизариевых, д. 28в
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств – единственный в стране специализированный музей гравюры и живописи, в котором представлены уникальные коллекции европейской печатной и оригинальной графики произведениями известных художников, таких как Дюрер, Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Калло, Лебрен, Пиранези, Буше, Давид, Гойя, Тулуз-Лотрек, Шагал и др.
Музей истории г. Екатеринбурга
Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 26
Музей истории Екатеринбурга — историко-культурный музей с региональными артефактами, традиционными и интерактивными экспонатами. Музей ведет свою историю с 1940 года. Музей активно работает с темами городского быта и городской культуры, начиная с XVIII века, времени основания города, и до настоящего времени. Простые сюжеты и обыденные предметы придают выставкам не героическое, а бытовое измерение, одновременно раскрывая историю города, передавая дух и смысл ушедших эпох.
Художественная галерея «Синара»
Екатеринбург, Верх-Исетский бульвар, 15/4
Художественная галерея «Синара» — ведущая частная галерея, расположенная в культурно-выставочном комплексе «Синара Центр» (бывшая Екатеринбургская галерея современного искусства), расположенная в одном из старейшие архитектурные ансамбли Екатеринбурга XIX века — в зданиях бывшей больницы Верх-Исетского завода, являющихся объектом культурного наследия. Они были спроектированы архитектором Михаилом Малаховым по заказу заводчанина Алексея Яковлева и построены в 1824. До 90-х годов прошлого века здесь располагались медицинские учреждения.
Художественная галерея «Синара» насчитывает более 1500 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов искусства уральских художников. Уникальная коллекция демонстрирует эволюцию художественных процессов на Урале с 1892 года до наших дней. Коллекция развивается и пополняется работами уральских авторов и предметами, созданными в русле новых экспериментальных художественных практик.
Ганина Яма
Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Кривоусова, д. 36, а/я 50
Ганина Яма — одно из самых популярных мест православного паломничества на Среднем Урале — Монастырь в честь Святых Царственных Мучеников в окрестностях Екатеринбурга. Он построен на месте шахты Ганина Яма, где, по данным Русской православной церкви, захоронен прах расстрелянных большевиками членов семьи последнего императора России Николая II.
Международный центр искусств «Главный проспект»
Екатеринбург, проспект Ленина, 8
Международный центр искусств «Главный проспект» — современное арт-пространство для проведения выставок, концертов, лекций и других культурных мероприятий. Сегодня на Главном проспекте представлены самые разные направления искусства — от изобразительного искусства до музыки и театра. Цель Международного центра искусств – диалог между различными культурными и научными направлениями, работа с историей нашего города и ее популяризация.
Вокруг НПЗ построено здание Международного центра искусств «Главный проспект» — памятник архитектуры, возведенный в 1916. Само здание фабрики отреставрировано и сегодня стало Международным центром искусств.
Нижне-Синячихинский музей-заповедник
Свердловская область, Алапаевский район, г. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20
Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного творчества им. старинное село Нижняя Синячиха, в котором представлены виды жилых и хозяйственных построек Урала, а также коллекция уральских народных росписей интерьера домов, ставней и других поделок. Музей основан по инициативе Ивана Самойлова, открыт 16 сентября 19 г.78.
В состав музейного комплекса входит более 20 различных зданий и сооружений, в том числе три крестьянских подворья XVII, XVIII и XIX веков, четыре часовни, башни острога и сторожевой башни, ветряная мельница, пожарная часть с сторожевой вышкой. В музее также представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX век), местные письменные иконы XVIII-XIX веков, рукописи и старопечатные книги 19век.
Верхотурский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник
Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Советская, д. 8
Верхотурский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник включает в себя объекты Верхотурского кремля, единственного на Урале. Нижняя Синячиха музей-заповедник деревянного зодчества и народного творчества имени Ивана Самойлова — музей под открытым небом, в котором реконструированы типичные элементы средней уральской деревни и картина крестьянского быта: крестьянские дома 17, 18 и 19 вв.века и другие памятники деревянного зодчества.
Металлургический Урал
Нижний Тагил, проспект Ленина, 1
Музей-заповедник «Металлургический Урал» в Нижнем Тагиле представляет все стороны металлургической цивилизации и могущественной металлургической империи, созданной Демидовыми в XVIII-XIX вв. регенерированные в советский период для адаптации к современным экономическим условиям. В состав музея-заповедника входят 9 музеев, в том числе единственный в России музей-завод и единственный в стране Музей истории подносного производства.
Экатеринбург — Экскурсии в российских городах
Незабываемые Россия поездка
Ученитесь, выберите и книжные поездки по адресу www.portbaikal.com
Телефон: +7 3952 48 87 87, +7 914 927 44 6666.
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
87, +7 914 927 44 6666. -mail: [email protected]Поиск
- Вы здесь:
- Главная
- Россия
- Экскурсии по городам России
- Экскурсии по Екатеринбургу
Отдых на заказ
Сделаем это вместе! Расскажите нам о своих мечтах, и мы предложим программу и рассчитаем стоимость.
Отправить заявку
Особенности туров по России
Собираетесь путешествовать по России? Узнайте больше о визе, валюте, погоде, транспорте и т. д.
Подробнее
Фотогалерея
О Екатеринбурге
Екатеринбург — один из крупных российских городов, расположенный в центральной части России, в 1667 км от Москвы. Административный центр Свердловской области. Расположенный на восточной стороне Уральского хребта, на реке Исеть, это главный промышленный и культурный центр Уральского федерального округа. Его население составляет 1 315 100 человек, что делает его четвертым по величине городом России после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
С 1924 по 1991 год город был известен как Свердловск в честь лидера большевиков Якова Свердлова.
Город основан в 1723 году Василием Татищевым как завод-крепость и назван в честь святой Екатерины, тезки жены царя Петра Великого императрицы Екатерины I (Екатерины). После русской революции, 17 июля 1918 года, царь Николай II, его жена Александра и их дети великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были казнены большевиками в Ипатьевском доме в этом городе. В 1977 Ипатьевский дом был разрушен по приказу Бориса Ельцина, впоследствии ставшего первым Президентом Российской Федерации.
В 1920-е годы Екатеринбург стал крупным промышленным центром России. Именно тогда был построен знаменитый Уралмаш, ставший крупнейшим заводом тяжелого машиностроения в Европе. Во время Великой Отечественной войны многие государственные технические учреждения и целые заводы были передислоцированы в Екатеринбург из пострадавших от войны районов (в основном из Москвы), причем многие из них остались в Екатеринбурге после победы.
Екатеринбург — четвертый по величине научный центр России. В Екатеринбурге 140 научно-исследовательских, проектных и проектных институтов и организаций, Уральский центр Российской академии наук, Уральский государственный университет, Политехнический, Горный, Архитектурный, Медицинский, Педагогический, Сельскохозяйственный и другие институты. Культурную жизнь города представляют его театры: Академический театр балета и оперы, Свердловский театр музыкальной комедии, Академический драматический театр, Театр юного зрителя. В Екатеринбурге более 30 музеев, среди которых: Краеведческий музей, Музей истории архитектуры и промышленной техники, Музей фотографии, Литературный музей, Минералогический музей и другие.
Рекомендуем посетить Екатеринбург, прогуляться по старинным улочкам города, совершить уникальную экскурсию на границу Европы и Азии, интересную экскурсию в сибирскую деревню деревянного зодчества и народного творчества Нижнюю Синячиху.
Екатеринбург Галерея
Экскурсии по Екатеринбургу
Обзорная экскурсия по Екатеринбургу, 2 часа
Екатеринбург — столица Уральского региона — один из самых крупных и благополучных городов России. Во время экскурсии по городу вы узнаете богатую историю Екатеринбурга и его достопримечательностей. Экскурсия начнется в центре города, где вы посетите Историческую площадь, плотину городского пруда, памятник В.Н. Татишеву и В.И. Генин – основатели Екатеринбурга, часовня Святой Екатерины. Затем вы посетите гору Вознесенскую, где находится дом купцов Расторгуевых-Харитоновых.
Подробнее…
Экскурсия на границу Европы и Азии, 3 часа
Екатеринбург расположен в 40 км от границы двух континентов Европы и Азии. Граница проходит через гору Березовую вплотную к городу Первоуральск. В августе 2004 года каменный монумент был установлен в точке пересечения Европы и Азии. Символами этого монумента являются 2 камня из 2-х частей света, один из которых был взят с самой крайней точки Европы – мыса Рок, а второй – с края азиатской части континента – мыса Дежнева.
Подробнее…
Последние дни семьи Романовых, Ганина яма, 3 – 4 часа
С Екатеринбургом связана одна из самых трагических страниц истории России. Здесь был расстрелян русский император Николай II и его семья. Во время экскурсии вы увидите дом инженера Ипатьева – это последнее место жизни царской семьи. Теперь там стоит великий Храм на Крови. Ганина Яма – место первых тайных захоронений Николая II и его родственников.
Подробнее…
Православные храмы Екатеринбурга, 3 часа
Во время этой экскурсии гид расскажет вам об истории религии на Урале, православных праздниках, обрядах, истории некоторых храмов и монастырей Екатеринбурга. Вы посетите Храм на Крови, недавно построенный на месте Ипатьевского дома, где была убита семья последнего российского императора Николая II, Вознесенскую церковь — старейшую церковь Екатеринбурга, Часовню Святой Екатерины (Святая Екатерина покровительствует шахты), построенная на месте первой в Екатеринбурге Иоанно-Предтеченской церкви.
Подробнее…
Нижняя Синячиха – Уральская деревня, 8 часов
Нижняя Синячиха – музей деревянного зодчества под открытым небом, представляющий уральскую деревню 17 – 19 веков.