Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Кунсткамера является первым российским государственным публичным музеем. Годом ее основания принято считать 1714 г., когда из Москвы в Санкт-Петербург были перевезены библиотека и коллекции Петра I. Изначально они были помещены в Летний дворец, затем в Кикины палаты, а в 1726 г. – в специально для музея построенное по проекту архитектора Маттарнови здание (Университетская наб., д. 3). Идея создания коллекции возникла у Петра I во время «великого посольства» в 1697–1698 гг., когда он познакомился с европейскими «кабинетами редкостей». В 1704 г. вышел ряд указов о сборе необыкновенных вещей и анатомических аномалий. Кунсткамера стала одним из первых учреждений созданной в 1724 году Санкт-Петербургской (Российской) академии наук. С этого момента Кунсткамера функционирует не только как музей, но и научное учреждение, в котором работали многие выдающиеся ученые. Собрание Кунсткамеры на протяжении XVIII–XIX в. постоянно пополнялось знаменитыми российскими путешественниками и мореплавателями, дипломатами, а также за счет дипломатических даров российским императорам. В различные регионы России направлялись специальные экспедиции для сбора коллекций. С момента основания Кунсткамеры стали также формироваться и этнографические фонды музея.
10 ноября 1879 г. Государственный совет по предложению директора Этнографического музея академика А. А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К. М. Бэра утвердил учреждение Музея антропологии и этнографии (МАЭ), который стал правопреемником Кунсткамеры. В 1903 г. ему было присвоено имя Петра Великого.
В 1933 г. был создан Институт антропологии, археологии и этнографии АН СССР (сегодня – Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН). С 1943 г. по 1992 г. МАЭ был ленинградской частью этого института. С 1992 г. музей вновь стал самостоятельным учреждением в составе Историко-филологического отделения РАН.
Сегодня фонды МАЭ насчитывают свыше 1,2 млн. единиц хранения; учреждение продолжает развиваться и как один из ведущих исследовательских центров РАН. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
В коллекцию, приуроченную к 305-летию создания Кунсткамеры и 140-летию учреждения Музея антропологии и этнографии, вошли исследования, путеводители, архивные документы, картографические и изобразительные материалы, раскрывающие историю музея – его основание, организацию работы, расширение штатов и новые поступления в коллекции.
При подготовке коллекции были использованы материалы из фондов Российского государственного исторического архива, Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Русского географического общества, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук, Открытого акционерного общества «Центр Национального Фильма», Детского музея открытки и частных собраний.
В Кунсткамере открылась новая экспозиция, посвященная народам России
2 ноября 2022
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 3,5 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 4,2 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 5,1 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 4,6 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 4,4 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 4,5 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 3,8 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 5,4 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 3,8 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 4,3 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 5,1 МБ
Выставка «Имперский зал: Многонародная Россия»
Загрузить фото 3,8 МБ
В Кунсткамере начала работу новая постоянная выставка «Имперский зал: Многонародная Россия». В открытии экспозиции приняли участие губернатор Александр Беглов и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.
«Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной. В этом ее сила и духовная мощь. Мы гордимся тем, что наши предки создали такое государство. Кунсткамера – старейший российский музей, основанный по велению императора Петра Великого. Закономерно, что именно здесь и именно сегодня открывается новая экспозиция, посвященная нашей многонациональной стране. Пётр Первый был собирателем земель, собирателем народов. Провозгласив страну империей, он говорил, что в ней могут все жить спокойно. Многонародие, многонациональность, многоконфессиональность – это наша национальная идея. Новая экспозиция – свидетельство того, что Россия сохранила культуру многих народов, их язык, их обычаи», – сказал Александр Беглов.
«Сегодня мы в петровской Кунсткамере открываем новую постоянную действующую экспозицию «Имперский зал: Многонародная Россия». Это очень символично. Потому что сегодня – 2 ноября 2022 года – ровно 301 год со дня провозглашения России империей. Имперская идея Петра – это идея единения народов России. Это идея достижения великих целей существования нашей страны. Это сильная, это единая, это современная Россия.
Вся жизнь Петра, вся его деятельность, все его подвиги, поступки, были посвящены только этой идее – создать из России мощную непоколебимую империю. И он достиг этой цели при своей жизни, выиграв Северную войну, обеспечив выход к морю России, одержав самую славную российскую военную победу в XVIII веке – победу в Полтавской битве. Империя – это армия, это флот, это промышленность, это наука. Наука – это, конечно же, Кунсткамера. И Кунсткамера – это часть имперской идеи Петра как единой многонародной России», — сказал Алексей Миллер.
На выставке используются новейшие музейные технологии и современные интерактивные средства. Она состоит из двух тематических блоков: «Открываемая Россия (парад народов)» и «Императорские дары». В основе первого блока – костюмы народов Сибири, Севера, Дальнего Востока, Средней Азии, Поволжья, Олонецкой губернии XIX века. Также на выставке представлены миниатюрные скульптуры императорского фарфорового завода «Народности России», созданные на основе костюмов Кунсткамеры к 300-летию дома Романовых. Второй блок — подарки разных народов императорской семье, переданные в Кунсткамеру. Среди них одежда, оружие и украшения.
Экспозиция создана при финансовой поддержке ПАО «Газпром» в рамках мероприятий, посвященных 350-летию со дня рождения Петра I.
«Газпром» – стратегической партнер Петербурга, в том числе и в сфере культуры. При поддержке компании в городе реализуется множество культурных проектов, среди которых фестиваль «Друзья Петербурга», выставки «30 картин из жизни Петра Великого» на Марсовом поле и «Петровский пленэр» в Петропавловской крепости, создание и установка памятника «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты», ярмарка искусства «1703».
*
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Вспоминая знаменитый дом из восковых фигур в Сент-Питерсберг-Бич • St Pete Catalyst
Когда Роб Стэмбо был мальчиком, его работа заключалась в том, чтобы подметать семейный бизнес каждую ночь, как только последний клиент уходил и гудела вывеска с подсветкой. выключен.
Тед Стамбо
В начале 1960-х отец Стамбо, Тед, был генеральным директором Лондонского музея восковых фигур, одной из первых туристических достопримечательностей на пляже Санкт-Петербурга. Так что юный Роб и четверо его братьев и сестер по очереди вели метлу по холодным мозаичным коридорам музея и старались не смотреть на реалистичные фигуры, уставившиеся на него остекленевшими глазами из оконных витрин.
«Когда ты там, ты просто не хочешь обращать внимание на эти вещи», — вспоминает 70-летний Стамбо. «Ты просто держишь голову опущенной, ходишь туда-сюда.
«Но мой папа был шутником. Он пробрался в одну из сцен. И у него была эта способность знать подходящий момент, чтобы протянуть руку и схватить тебя… и о, мой Бог».
Риэлтор по профессии, Тед Стамбо был членом городской комиссии Сент-Пит-Бич и даже занимал пост мэра. Он был первым президентом Торговой палаты Сент-Пит-Бич. Он не был уроженцем, но жил в городе с пятилетнего возраста и видел, как город вырос из заброшенного сообщества магазинов наживки и лачуг с морепродуктами вдоль бульвара Галф в дом для семейных мотелей, высококлассных отелей… и туристы.
Лондонский музей восковых фигур — «Из Жозефины ТЮССО в Англии», — гласил знак, который невозможно пропустить, — копия знаменитого лондонского Биг-Бена — открылся по адресу 5500 Gulf Blvd. на второй день марта 1963 года. Тед Стамбо приветствовал своих гостей, и он все еще был там, все еще разыгрывал своих детей и внуков, пока музей не испустил дух 25 лет спустя.
Прабабушкой Жозефины Тюссо была Мария «Мадам» Тюссо, французская художница, создавшая передвижную коллекцию восковых фигур в Англии в начале 19 века.-й -й век. Имя Тюссо стало синонимом реалистичных восковых фигур, а потомки Мари перенесли это ремесло в современную эпоху, расширившись как франшиза через океан в Канаду и, что неизбежно, в Соединенные Штаты.
Т. Алек Ригби
Стамбо, риелтор, выступил посредником в сделке с недвижимостью (примерно один акр между главной улицей и заливом Бока-Сьега) для канадского предпринимателя Т. Алека Ригби, которому принадлежали франчайзинговые права как на музеи Тюссо, так и на музей Рипли «Верьте или верьте». Нет, это общенациональная череда «странных чудаков», которые выставляют напоказ странное и причудливое. Настоящий 20 -й век П.Т. Барнума, Ригби признал Стамбо бесценным активом из-за его связей с местной политикой и общественными проблемами, а также попутчика с таким же врожденным чувством создания рекламы.
День открытия аттракциона площадью 8000 квадратных футов был большой новостью. Посетители проходили мимо тщательно поставленных картин с восковыми фигурами — сначала их было 88, заявленная стоимость каждой — 1000 долларов — с историческими личностями, литературными персонажами и тускло освещенной «Комнатой ужасов» с ужасными сценами пыток и казней. (в том числе «электрический стул», который гудел, шипел и загорался кроваво-красным цветом, когда выключатель был отключен). Комната, вызывающая клаустрофобию, также включала в себя менее кошмарные персонажи из кинофильмов, такие как Человек-волк, Джекил и Хайд, а также версию монстра Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа.
Как и ожидалось, Комната Ужасов была любимым местом Теда Стэмбо, где он тайком разыгрывал своих детей.
Джон Ф. Кеннеди и его первая леди Джеки заняли главное место у входа в картине Белого дома с другим героем того времени, астронавтом Джоном Гленном.
(На предварительном просмотре VIP за день до открытия кто-то заметил, что волосы миссис Кеннеди были «неправильными» и на самом деле напоминали волосы Альберта Эйнштейна. Вечером прибыл парикмахер, чтобы переделать прическу Восковой Джеки в прическу соответствующий начес).
После убийства Джона Кеннеди позже в том же году, новый президент Линдон Джонсон и его жена Леди Берд были добавлены. В спешке была создана «памятная» сцена Кеннеди. А в 1964 году компания Тюссо прислала «новую», особенно причудливую историческую картину — убийство убийцы Ли Харви Освальда Джеком Руби, за которым наблюдал перепуганный полицейский. Это был не звездный час Тюссо: Освальд, как писал много лет спустя критик, выглядел так, словно вот-вот ворвется в рутину песни и танца.
Роб Стэмбо вспоминает, что, несмотря на свою шутливую сторону, «мой отец был шутником. Он делал все эти сумасшедшие вещи, чтобы получить рекламу. Когда «Битлз» были на пике популярности, он купил четыре авиабилета для восковых фигур и доставил их из Нью-Йорка в Тампу. Затем он арендовал кабриолет и возил их по городу — 9-й.0039 St. Pete Times позвонил ему и сказал: «Тед, ты снова за этим? Все в городе взволнованы, потому что думают, что видели «Битлз», разъезжающих по городу в кабриолете». Улицы Санкт-Петербурга. «Он двигался быстро и помолился несколько раз, — вспоминает его сын.
Посетители смотрели на W.C. Филдса и Джин Харлоу, Уолта Диснея, Шекспира и Марка Твена, Наполеона, Александра Македонского и Генриха VIII, бара, полного похотливых пиратов и их девок, Юлия Цезаря, наблюдающего, как Клеопатра с обнаженной грудью принимает ванну с пеной («Мы всегда надеялись пузыри спадут», — смеется Роб), собравшиеся лидеры союзников и стран Оси времен Второй мировой войны и мрачное смертное ложе Авраама Линкольна, где грудь президента почти незаметно двигалась вверх и вниз, когда он делал последние вдохи.
Линкольн и посетители. Фото: Florida Memory
Одна из самых малоподвижных достопримечательностей Санкт-Петербурга, «музей восковых фигур когда-то приносил много денег», — добавляет Роб. «Особенно в дождливые дни отели были бы переполнены, и у нас все было бы хорошо. Может быть, 1000 человек в день». На пике популярности было представлено около 125 фигурок.
Точное время немного неясно, но в какой-то момент Санкт-Петербургский музей — скорее всего, когда Ригби стал полноправным владельцем организации Рипли в 1969 — отказался от имени Жозефины Тюссо в качестве тезки и официально стал Лондонским музеем восковых фигур Луи Тюссо. Луи, умерший в 1938 году, был еще одним правнуком, получившим образование скульптора в организации мадам Тюссо в Великобритании.
Несмотря на то, что он владел Лондонским музеем восковых фигур, Тед Стэмбо стал руководителем Рипли, путешествуя по миру, заключая сделки и приобретая новые экспонаты от имени ищущего острых ощущений Т. Алека Ригби.
Сын Роб тем временем получил степень в области гостиничного и ресторанного менеджмента в Университете штата Флорида. Когда Walt Disney World открылся 19 октябряВ 71 год он руководил отделом еды и напитков Polynesian Resort.
Комната ужасов (это Мария-Антуанетта слева, ожидающая своей очереди на гильотину).
Появление Диснея ознаменовало начало конца для «придорожных» аттракционов Флориды; как могли статуи давно умерших исторических личностей с восковыми лицами конкурировать с аниматрониками и аттракционами?
В 1978 году Ригби заключил с Тедом Стамбо, своим старым другом и ценным партнером, «любимую сделку» на участок земли на бульваре Галф. Однако, если это еще не было предрешено — близлежащий морской парк «Акватариум» недавно закрылся из-за отсутствия бизнеса, — становилось ясно, что туризм меняется радикальным образом. Мир становился меньше. Ригби выбирался, пока добираться было хорошо.
Однако Стамбо был полон решимости сохранить свой любимый музей восковых фигур. Он убедил своего сына покинуть Дисней и взять на себя управление заброшенным рестораном, примыкающим к музею. Роб Стамбо принял вызов и отремонтировал пустой стейк-хаус, придав своему новому заведению тему «Старой Флориды» и назвав его в честь покойного Сайласа Дента, местной легенды, который жил в одиночестве на Кэббидж-Ки, недалеко от Тьерра-Верде. Сайлас Дент, крупный мужчина с длинной седой бородой, играл Санта-Клауса для детей Стамбо — он переплывал залив на лодке — на рождественских вечеринках в мэрии.
В 1980-х годах трехэтажный дом Сайласа Дента имел огромный успех. Посещаемость музея восковых фигур, тем временем, резко упала.
«Если человек собирается приехать во Флориду, он собирается отправиться в Мышиную страну», — ворчал Тед Стамбо в местной газете в 1985 году, объясняя далее, что Лондонский музей восковых фигур меняется со временем, добавляя фигуры нынешних знаменитостей. как Майкл Джексон, Мадонна и Рэмбо, расширяя сувенирный магазин и добавляя часовой фотосчетчик.
Чтобы освободить место, некоторые менее узнаваемые восковые фигуры были переодеты и «переделаны». Ли Харви Освальд, Джек Руби и перепуганный полицейский, например, оказались бы в трех разных картинах «Комнаты ужасов».
Конец наступил в 1989 году. Стамбо неохотно закрыл музей восковых фигур, сровнял его с землей и построил на оставшейся территории торговый центр. Он умер в 1993 году.
«Мой папа был моим лучшим другом, — говорит Роб. «Хотелось бы, чтобы у меня было столько же способностей, сколько у него. Его зрение было просто потрясающим. Он говорил о чем-то, а я думал: «О чем он говорит?» И черт возьми, если это не оказывалось правдой».
Сайлас Дент сгорел в 1996 году; вместо того, чтобы перестраивать, Стамбо продал его и открыл меньшую и более компактную версию в задней части дома. В 2018 году он продал это заведение под названием «Стейк-хаус Сайласа» компании Caddy’s. Они арендуют землю на земле, которая раньше принадлежала семье Стамбо.
Все восковые фигуры были проданы в другие аттракционы много лет назад, хотя вдова Стэна Мюзиала купила восковую фигуру великого бейсболиста. Сегодня место Лондонского музея восковых фигур представляет собой асфальтированную парковку рядом с магазином футболок.
Но у Рона Стамбо тысячи бесценных воспоминаний. Наряду с коробками старых фотографий, пластиковыми сувенирами и туристическими брошюрами.
«Некоторые из них я вложил в Сайласа», — вспоминает он. «Это было похоже на музей со всеми вещами, которые у меня были. Рогатка со штампом музея восковых фигур!
«У меня есть гараж на четыре машины, в который нельзя поставить машину. Полно вещей. Понемногу я снова забираю свой гараж, теперь, когда я наполовину на пенсии».
Вид на бульвар Галф, 5055, после того, как он стал «Лондонским музеем восковых фигур Луи Тюссо». Видно слева, любезно предоставлено компанией Ripley: «Эта выдающаяся модель величественной королевы Марии выставлена в Лондонском музее восковых фигур, Сент-Питерсберг-Бич, Флорида. Модель отправилась из Торонто на Всемирную выставку в Нью-Йорке. На строительство ушло 38 000 часов из 12 000 кусков дерева, 22 фута в длину, 31 дюйм в ширину и с командой из трех человек» (описание со старинной открытки).
Лучшие музеи для посещения в Санкт-Петербурге, Россия
Искусство повсюду во втором по величине городе России, одном из величайших культурных центров мира.
Санкт-Петербург – город искусства. Имперская столица Петра Великого в настоящее время является бесспорным культурным центром России, домом для всемирно известного балета, театра и многого другого. Для изобразительного искусства это беспрецедентно. Из длинного списка музеев Санкт-Петербурга (или Питера, как его называют россияне) вот пять, которые вы точно не должны пропустить.
Государственный Русский музей
Чтобы погрузиться в искусство этой страны, отправляйтесь в обширный Государственный Русский музей, где хранится самая большая в мире коллекция русских произведений: более 400 000 экспонатов, охватывающих период с 10 по 21 века. Открытый в 1898 году царем Николаем II в память о своем отце, Александре III, музей был первым в мире музеем русского искусства. Его постоянная коллекция включает в себя основные произведения Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Александра Иванова и Василия Кандинского, и это лишь некоторые из них.
Музейный комплекс площадью 40 га в центре города; главный музей расположен в желтокаменном неоклассическом Михайловском дворце. Есть также Михайловский замок и Мраморный, Строгановский и Летний дворцы, а также три сада, в том числе Летний сад, большая гордость и радость Петра I. Филиалом музея является первый петербургский «дворец» Петра Великого — трехкомнатная изба, построенная в 1703 году и ныне находящаяся за Невой на Петроградском острове.
Эрмитаж
Бесспорной жемчужиной музеев России, а не только Санкт-Петербурга, является Эрмитаж, огромный комплекс, который считается вторым по величине музеем в мире. Красота начинается с самих зданий: шесть сооружений вдоль Невы, над которыми возвышается барочный бело-голубой Зимний дворец, похожий на творение ювелира. Она была закончена в 1764 году, в том же году, когда Екатерина Великая основала Эрмитаж с коллекцией картин, купленных ею у берлинского купца.
Сегодня музей насчитывает более трех миллионов произведений искусства и культурных артефактов. Есть картины Рафаэля, Рембрандта, Ван Гога, Тициана, Рубенса и Пикассо; скульптура Микеланджело; галереи древних доспехов и оружия; Рубиново-красный будуар императрицы Марии Александровны; Частная библиотека царя Николая II и многое, многое другое.
Музей Эрарта
Посетителя музея Эрарта окружает интерактивная художественная выставка.
Фотография Джеффа ХеймсатаПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Новичок на музейной сцене Санкт-Петербурга — умный Музей современного искусства Эрарта, расположенный в неоклассическом сталинском здании, где когда-то располагался Научно-исследовательский институт синтетического каучука Советского Союза. Эрарта («Эра» и «Арта» или «Эра искусства») открылась в 2010 году с целью донести современное искусство до как можно большего числа людей.
В дополнение к более чем 2800 произведениям искусства в постоянной коллекции Эрарта также создает собственные творческие проекты. Один по имени U-Space , посетитель приватно погружается в камеры, предназначенные для пробуждения определенных эмоций или чувств. Другой, Театр без актеров , представляет собой пьесу, в которой картины являются персонажами. В Эрарте также проходят концерты, кинопоказы, лекции и живые театральные представления.
С шоппингом здесь тоже все в порядке: помимо обычного сувенирного магазина, здесь есть галерея с оригинальными работами, специализированный книжный магазин и Erarta Home, где есть предметы домашнего декора и авторские репродукции. Есть даже услуга по дизайну интерьера, Erarta Design, на случай, если вы захотите улучшить свою игру дома.
Музей Фаберже
Музей Фаберже содержит не только знаменитые императорские пасхальные яйца, но и картины, прекрасный фарфор и другие произведения искусства.
Фотография Джеффа ХеймсатаПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В 1885 году царь Александр III попросил петербургского ювелира Петра Карла Фаберже разработать пасхальный сюрприз для его жены, императрицы Марии Федоровны. Творение Фаберже, большое яйцо, которое открывалось, чтобы обнаружить внутри золотые сюрпризы, очаровало императрицу и побудило царя каждый год заказывать новое, традицию, которую продолжил его сын, царь Николай II. Яйца Фаберже с каждым годом становились все более изысканными, украшенными драгоценными камнями и богато украшенными узорами.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Левый :Яйцо «Петушок»
Правый :Яйцо «Ландыши»
Фотографии Джесс Мандиа
В музее Фаберже хранится коллекция из 15 знаменитых яиц ювелира. , в том числе девять, сделанных для королевской семьи. Яйцо «Ландыши», изготовленное в 189 г.8 — чудо в стиле модерн из жемчуга, бриллиантов и розовой эмали; портреты Николя и двух его дочерей всплывают при повороте жемчужной булавки. Ярко-синее яйцо «Петушок», изготовленное в 1900 году, имеет циферблат и спрятанную птицу, которая появляется при нажатии кнопки, чтобы кукарекать и хлопать крыльями. В музее также хранится около 4000 предметов русского искусства, все они размещены в здании, которое само по себе является шедевром: неоклассическом Шуваловском дворце, построенном в конце 18 века вдоль реки Фонтанки.
Музей семьи Самойловых
Доцент стоит в дверях Музея семьи Самойловых.
Фотография Джеффа ХеймсатаПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Если вы насытились картинами маслом и украшенными драгоценными камнями яйцами, отправляйтесь в Музей семьи Самойловых, чтобы познакомиться с петербургским театральным искусством. Этот уникальный музей находится в квартире — собственно, музей и есть квартира — на втором этаже здания недалеко от Невского проспекта, где сейчас располагается отель «Коринтия».