Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова
«Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50
Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».
Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:
«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал.
СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«ДНЕВНИК БУЛГАКОВА»
Фото: Маргарита Басалаева, Максим Денисов
Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.
«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М.
Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: „бедная чайка…“
А за правой играют на балалайке.
ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»
Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:
«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки…. Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».
Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».
В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:
«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из „Гугенотов“, золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…
Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный „No 13“), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: „Рабкоммуна“. Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.
В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»
Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:
«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.
В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ
фото: Иван Пушкин
Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:
«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: «Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой
Семеновной.
— Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел?
— Так точно, горел.
— Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается.
— Именно для ночей оно и предназначено.
— Счетчик-то общий. Всем накладно.
— У меня темно от пяти до двенадцати вечера.
— Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим.
— Я печатаю червонцы.
— Как?
— Червонцы печатаю фальшивые.
— Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны.
— Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий.
— Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать.
— Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок.
Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».
Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА»
фото: Маргарита Басалаева
В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:
«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем.
Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь „неизвестно какими делами“, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей. — „Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка“, — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст „заявку“ в правление, чтобы меня выселили: „Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные“. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».
Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ»
фото: Иван Пушкин
Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:
«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».
Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.
ПРОЕКТЫ: Электронная выставка «Путешествия Булгакова»М. А. Булгаков любил путешествовать. Ему нравился Кавказ, он ездил в Крым, бывал в родном Киеве и Ленинграде, но мечтал о путешествии по Европе, которое, по его мнению, должен совершить каждый писатель. По впечатлениям от этой поездки он планировал написать книгу. Однако ни разу в жизни ему не позволили покинуть пределы Советского Союза. Выставка рассказывает о путешествиях, которые Булгаков совершил и о которых только мечтал, а также об их преломлении в произведениях писателя. >>> 415 Электронная выставка «Дневник Булгакова»Новая выставка на платформе «Музейная Москва онлайн» расскажет о первых годах Михаила Булгакова в Москве на материале дневника писателя. 1 871 Москва Михаила БулгаковаПервый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве. 9 422 ДОМ НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙВ 2015 году в Музее М. А. Булгакова прошла выставка «Дом на Большой Садовой», посвященная более чем вековой истории дома Пигита и его жильцов — знаменитых и не очень, художников и самогонщиков, пролетариев, врачей, писателей и инженеров. >>> 22 442 Мы продолжаем исследование по истории дома №10по Большой СадовойМы запустили еще один проект рамках нашего исследования по истории дома на Большой Садовой, 10. Теперь совместно с Большим Музеем мы будем рассказывать о жителях дома, публиковать фотогалереи, создавать виртуальные выставки. Но самое важное – мы будем рассказывать новые истории. >>> 3 207 | |||
Выставка «Булгаков и Пушкин»Выставка посвящена истории создания пьесы «Александр Пушкин» и затрагивает несколько сюжетов — трактовку Булгаковым последних дней жизни поэта, разногласия с соавтором пьесы Викентием Вересаевым и трудный путь пьесы на сцену. >>>
Выставка «Литературная Москва Михаила Булгакова»Выставка посвящена писательским кружкам, где бывал и выступал Булгаков в первой половине двадцатых годов, газетам и журналам, в которых он печатался и, главное, коллегам-писателям, окружавшим его в это время. >>>
Презентация комикса «Мастер и Маргарита»Презентация первого издания на русском языке книги комиксов по роману «Мастер и Маргарита» Аскольда Акишина и Миши Заславского в рамках книжного фестиваля «Красная площадь». Презентация приурочена к выставке «Комикс „Мастер и Маргарита“. Михаил Булгаков в „бумажном кино“» в Музее М. А. Булгакова, где впервые представлены уникальные архивные материалы. >>>
Презентация второго тома справочника «М. А. Булгаков: аннотированный библиографический указатель»В книгу, подготовленную специалистами отдела научной библиографии РГБИ, включены сведения об отечественных и зарубежных публикациях текстов Михаила Булгакова, информация о публикациях документального наследия писателя в СССР и за рубежом, а также описания книг и статей, посвященных его творчеству. Хронологические рамки собранного массива источников — 1941–1985 гг. >>>
| Официальные документыО музееМузей М. А. Булгакова (ГБУК г. Москвы) — первый и единственный государственный мемориальный музей Булгакова в России, учрежденный в 2007 году в пространстве легендарной квартиры №50 в доме 10 на Большой Садовой. История музея26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей М. А. Булгакова. Фонд имени М. А. БулгаковаВ 1990 году, в преддверии столетия со дня рождения М. А. Булгакова, по инициативе ряда творческих союзов, деятелей культуры и искусства был учреждён Фонд им. М. А. Булгакова в статусе общественной организации. Председателем Фонда была избрана Мариэтта Омаровна Чудакова. В 1994 году мемориальная квартира писателя, находившаяся в аварийном состоянии, была официально передана Фонду им. М. А. Булгакова под руководством М. О. Чудаковой. >>> «Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». >>> Воспоминания родных и друзей Булгакова о квартире №50Для Михаила Афанасьевича Булгакова период жизни с 1921 по 1924 года, проведенные на Большой Садовой, был целой вехой биографии. Это было самое настоящее испытание на выживание: голод, безработица, отсутствие денег и невыносимый быт коммунальной квартиры. И вместе с тем это время дало писателю ярких, живых, не выдуманных героев для его будущих произведений. >>> |
«Нехорошая квартира» – Музей-квартира Булгакова в Москве: фото, адрес, часы работы, цены
Фото музея М.А. Булгакова
Московский Государственный музей им. Булгакова – первый и пока что единственный в России мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству русского писателя М.А. Булгакова. Экспозиция уникальна, прежде всего, благодаря царящей в ней атмосфере магии, волшебства и тайн, которая одновременно зачаровывает и затягивает.
«Нехорошая квартира» – относительно молодой музей, учрежденный Правительством г. Москвы 26 марта 2007 года по адресу ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 50 – первому месту проживания писателя в Москве. Название «Нехорошая» квартира получила после выхода в мир книги «Мастер и Маргарита»: седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира». По сюжету именно здесь, в квартире №50, частично проходило действие романа – Великий бал у Сатаны (Гл. 23).
Осенью 1921 г., прибыв в столицу, тридцатилетний писатель вместе со своей супругой поселился в коммунальной квартире на Большой Садовой, заняв в ней одну небольшую комнату. Именно здесь до переезда в 1924 г. Михаил Афанасьевич писал свои московские произведения – «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Зойкина квартира», «Псалом» – труды, обессмертившее дом и его жильцов. Музей им. М.А. Булгакова – место, в котором посетители погрузятся в среду того периода жизни писателя, когда он жил и писал свои произведения в Москве.
Гардероб
Экспозиция начинается с гардероба, места, в котором посетитель сразу же попадает в таинственное прошлое квартиры. Здесь собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по свету.
В гардеробе собрана коллекция вешалок, крючков и полок разного времени. Самая главная вешалка – из квартиры писателя – сразу же бросается в глаза, поскольку висит выше всех других, под самым потолком. Когда-то на ней висели шляпы и плащи самого Булгакова.
Синий Кабинет
На основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя, в стенах музея был воссоздан образ последнего рабочего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире по адресу Нащокинский переулок, 3/5. В комнате собрана часть мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.
Здесь представлено издание романа «Золотой осел» (11 книг), автором которого является древнеримский писатель II в. н. э. Ампулей. Это единственный античный роман на латинском языке, который полностью дошел до нашего времени. По-видимому, Булгаков с этим произведением был отлично знаком, поскольку в романе «Мастер и Маргарита» иногда появляются сюжеты, которые схожи с сюжетной линией «Золотого осла».
В углу Синего кабинета размещен принадлежавший супруге Булгакова гардероб.
Следующий экспонат кабинета – радиоприемник. Трудно предположить, что Булгаковы слушали какие-либо официальные трансляции, но любовь к классическим музыкальным произведениям, наверное, заставляла периодически включать приемник.
Секретер, размещенный в кабинете, ранее находился в Нащокинской квартире Булгакова. Имеет большое количество секретных, потайных полостей и отделений. Судя по фотографиям, именно за этим секретарем трудился писатель в 1930-х гг., а если это действительно так, то получается, что на его поверхности, покрытой красноватой кожей, работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита».
На находившемся в кабинете фортепьяно любила играть вторая жена писателя — Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.
Здесь же находится шкаф-бюро «монашка», находившийся в квартире в Нащокинском переулке, где стоял в гостиной и ласково назывался семьей Булгаковых «пузатиком».
История дома Пигит
Первым владельцем дома, в котором проживал М. Булгаков, был известный московский предприниматель и общественный деятель, владелец табачной фабрики Пигит Илья Давидович. После революции дом пришлось продать, но его название «Дом Пигит» так и осталось неизменным.
В комнате, где представлена экспозиция «История дома Пигит», собраны воспоминания о ранее роскошных интерьерах дома. Выставлены здесь чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина – это всего лишь скромная попытка сохранить историю дома №10.
В начале ХХ века чугунные батареи с фигурными ножками обозначили новый уровень технического развития и комфорта в доме Пигит – здесь работала центральная система отопления. Низкие батареи ставились под окнами, высокие – на лестничной клетке и в углах комнат.
Представленные в Музее лепные розетки и карнизы из гипса – уникальны. В прошлом они украшали интерьеры квартир Ильи Пигита. К примеру, отдельные комнаты квартиры №5, размещенной на третьем этаже, были оформлены в стиле модерн, барокко, часть комнат была оформлена классицистическим декором.
Зал квартиры №5 украшали роскошные обои с теснением и орнамент в стиле модерн. Они отлично сочетались с расписной лепниной и деревянными панелями. Наклеены обои были на газете «Русская правда» от 1904 г. с многочисленной рекламой и хроникой русско-японской войны.
Комната Булгакова
Комната Булгакова – уникальное место, где писатель провел невероятно плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Вид из окна – единственное, что не изменилось с тех времен, когда за столом ночами напролет сидел Михаил Афанасьевич и работал над «Днями Турбиных» и «Белой гвардией». Потом этот вид из окна, ночную атмосферу дома и двора писатель опишет в произведениях «Тайному другу» и «Театральном романе».
Любовь к чтению у Булгакова была воспитана с самого детства. Книги были слабостью писателя, потому он и покупал их при любой возможности. В экспозиции представлены собрания русских и зарубежных классиков, словари и энциклопедии.
Обживая комнату в коммунальной квартире №50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.
Машинопись пьесы Булгакова «Мольер» с автографом писателя – один из самых ценных экспонатов музея.
Находящееся в комнате псише заменяло супруге писателя Елене Булгаковой бюро, где в ящиках хранились документы, а на его боковых тумбах стояли, как и сегодня, синие вазочки.
Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком. Считается, что такой же стол был у профессора Преображенского, еще у одного булгаковского персонажа.
Кухня
Квинтэссенцией духа «Нехорошей квартиры» является коммунальная кухня. В этом месте шипели примусы и сушилось белье, в печке сгорал пигитовский паркет, устраивались пения под гармонику, происходили соседские скандалы. Кухня была самым пеклом квартиры №50, она стала для Булгакова неиссякаемым источником образов и впечатлений, ведь именно здесь разговаривали и шумели будущие персонажи «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Самогонного озера», «Дьяволиады», «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Интересный кухонный экспонат – увеличенная копия фотокарточки одной из соседок писателя по коммунальной квартире, сплетницы и скандалистки Аннушки-Чумы, постоянного персонажа «Мастера и Маргариты» и «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Большой трехстворчатый буфет в 1930-е гг. находился в Нащокинской квартире Булгакова.
Одним из старейших экспонатов-старожилов музея, находившегося на кухне, является никелированная пожарная каска.
Кухня коммунальной квартиры 1920-30-х гг. просто немыслима без такого чрезвычайно важного и незаменимого предмета, как примус.
Гостиная
Квартира №50 не всегда была «нехорошей». В 1904 г. на левом крыле дома №10 было открыто общежитие, в котором проживали слушательницы Московских высших курсов Герье. В связи с этим, было попарно соединено квартиры, к примеру, №41 и №50, в результате чего получился длинный коридор с комнатами направо и налево. Скорее всего, Гостиная, которая находится в конце коридора, была местом, где курсистки могли позаниматься и отдохнуть. Среди старой дореволюционной мебели, старинных фотографий, гравюр, фортепьяно XIX века и сейчас проходят спектакли и концерты.
Здесь же размещен журнальный столик, который принадлежал дяде Булгакова Н.М. Покровскому. Данный предмет интерьера был одним из самых распространенных типов журнальных столиков, бытовавших в кон. XIX – нач. XX ст.
Фаянсовая супница когда-то была частью одного большого сервиза «Пионерия». Несмотря на то, что ее формы выглядят вполне «буржуазно», на ней изображены задумчивые пионер и пионерка, натюрморты с барабаном и горном.
Швейная машинка «Zinger» – самая надежная из швейных машин, изготовлявшихся в Европе и Америке в кон. XIX – нач. XX ст., принадлежала известному столичному врачу-венерологу, дяде писателя Н.М. Покровскому.
Белый зал
Белый зал – выставочное пространство, в котором часто проходят разнообразные временные выставки, проводятся семинары, лекции и концерты.
Коридор
В Музее Булгакова – длинный, хорошо обустроенный коридор, по обе стороны которого размещены комнаты.
Благодаря фотографиям квартиры писателя в Нащокинском переулке, известно наверняка, что именно этот столик стоял в прихожей у Булгаковых.
Два овальных окна вызывают у посетителей недоумение и множество фантастических догадок. Однако, на самом деле все довольно просто – напротив находились туалеты, также с окнами, и это было возможностью сэкономить электричество и дополнительно осветить санузел. Такой системой пользовались в жилых домах до 1960-х гг.
В коридоре находится стойка для зонтов и тростей, которая принадлежала семье Булгаковых, когда они проживали в квартире в Нащокинском переулке.
Редакция
Открывшаяся в Музее в 2010 г. временная выставка редакции газеты «Гудок», в которой в 1920-е гг. трудился Булгаков, стала постоянной экспозицией. В комнате представлена мебель, архивные документы, журналы, газеты и фотографии.
Также можно сходить на экскурсии:
Музей-квартира Булгакова в Москве — «Нехорошая квартира»
Музей-квартира Булгакова был образован относительно недавно — в 2007 году.
Он расположен в квартире № 50 в доме на Большой Садовой улице, 10, где прошло несколько лет жизни знаменитого писателя, и где с начала 90-х годов прошлого века до основания музея находился Фонд им. Булгакова.
Здесь Булгаков создавал свои первые произведения, образ этой квартиры надолго остался в его памяти и преследовал его многие годы.
Это отражается в его романах, самым известным из которых является, конечно же, «Мастер и Маргарита».
Именно в «нехорошей квартире» № 50, окутанной мистической атмосферой, частично происходят действия этого произведения.
Концепция музея-квартиры Булгакова
Фонды музея-квартиры Булгакова созданы на основе подаренных родственниками и знакомыми писателя коллекций, в которые входят предметы быта и мебели, принадлежавшие ему самому, рукописи, документы, пластинки, фотографии, картины и книги.
Стены подъезда дома, где расположен музей, полностью исписаны и разрисованы поклонниками творчества писателя.
Здесь и цитаты из его произведений, и рисунки, изображающие его персонажи.
В самой квартире воссоздана атмосфера, в которой жил и творил Булгаков.
Музей Булгакова — Нехорошая квартира
Музей-квартира Булгакова в Москве состоит из восьми выставочных залов, в которых представлены интереснейшие экспозиции, позволяющие окунуться в булгаковскую эпоху и открыть для себя что-то новое о личности автора и его литературных героях.
Среди них особенно привлекают внимание комната Булгакова, «Коммунальная кухня», «Синий кабинет», который воссоздает обстановку последнего жилища Булгакова в Нащокинском переулке, «Редакция газеты «Гудок», в которой работал писатель.
Посетители музея «Нехорошая квартира» имеют возможность воспользоваться услугами экскурсовода, который своим интересным и увлекательным рассказом о самом доме и его жителях, великом писателе и периоде его жизни в этой квартире поможет более полно прочувствовать местную обстановку, окунуться в ее атмосферу и получить массу незабываемых впечатлений.
Кроме того, помещение музея Булгакова «Нехорошая квартира» используется как сценическое пространство, где проводятся спектакли, поставленные театром «КомедиантЪ», проходят концерты и поэтические чтения, семинары-дискуссии по творческому наследию автора, научные конференции и фотовыставки.
Адрес «Нехорошей квартиры»: Москва, Большая Садовая, 10, кв. 50 (ближайшие станции метро — Маяковская и Тверская). Музей работает все дни, кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца с 12 до 19.00 (в четверг с 17 до 21 часа).
Музей-квартира Булгакова расположена на 4 (!) этаже следующего подъезда. На первом этаже подъезда у арки — частный центр культуры «Булгаковский дом».
Посмотрите видео музеи Булгакова «Булгаковский дом» и «Нехорошая квартира»:
фото, адрес, виртуальный тур, как добраться, часы работы, история
Музей был открыт в 2007 году. До присвоения статуса музея в квартире №50 находился Фонд им. Булгакова. Дом сыграл важную роль в жизни писателя: здесь он создал свои первые произведения. Подробная информация внутри 3Д Тура по Нехорошей Квартире .
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО
Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.
Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 5982
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва УЛ. БОЛЬШАЯ САДОВАЯ, ДОМ 10, 6-Й ПОДЪЕЗД, КВАРТИРА 50
Фотогалерея
Музей М. Булгакова в Москве – «Нехорошая квартира»
Музей был открыт в 2007 году. До присвоения статуса музея в квартире №50 находился Фонд им. Булгакова. Дом сыграл важную роль в жизни писателя: здесь он создал свои первые произведения.
Объект является первым и на сегодня единственным официальным государственным музеем, посвящённым творчеству и жизни М.А. Булгакова. По этой причине «нехорошая квартира» имеет огромное значение для поклонников писателя со всего мира.
В музее представлена коллекция, включающая предметы обихода, мебель и рукописи, принадлежавшие писателю. К посещению открыты 8 выставочных залов, в которых находятся постоянные экспозиции «Синий кабинет», «Коммунальная кухня» и другие.
Музей принимает туристов и служит площадкой для проведения концертов, спектаклей. Адрес: г.Москва, ул. Большая Садовая, 10.
Поклонникам творчества М.Булгакова стоит посетить и Патриаршие пруды – место, с которого начинается повествование в романе «Мастер и Маргарита». В объект, чья история восходит к XVII веку, входят пруд, сквер и жилой микрорайон. В 2003 году была проведена его реставрация, а в 2015 году – реконструкция в рамках программы «Моя улица». Сегодня это одно из популярнейших мест для отдыха у воды.
Экскурсии в музей М. Булгакова в Москве – «Нехорошая квартира»
Возврат к списку
На главную — Чем заняться — МУЗЕИ, ПАРКИ, ШОПИНГ, ЭКСКУРСИИ
Музей Булгакова, нехорошая квартира, Патриаршие пруды, Москва
В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект. Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича. С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.
Триумфальная площадь, Москва
Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.
Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.
Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.
Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».
Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.
Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.
Нехорошая квартира
Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.
Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.
Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.
Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова
Дом-музей Булгакова
Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.
Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.
А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.
Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.
Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.
Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.
Комната Михаила Булгакова
Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.
В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.
Патриаршие пруды
Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.
Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».
Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.
Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.
Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!
Музей-театр «Булгаковский дом» — билеты на спектакли, афиша и схема проезда
В связи с Указом Президента Российской Федерации о продлении режима повышенной готовности в период с 11 по 30 апреля 2020 года все спектакли и экскурсии театра, запланированные на этот период, отменяются. По предварительной договоренности приобретенные билеты можно будет перенести на последующие даты экскурсий и спектаклей. По вопросам возврата стоимости купленных билетов обращайтесь по адресу [email protected]Купить билеты в музей-театр «Булгаковский дом».
«Булгаковский дом» сложно однозначно отнести к музеям или театрам. Это очень необычное, не укладывающееся в стандартные рамки место, пропитанное любовью к творчеству М.А. Булгакова. Роль экскурсоводов здесь исполняют актеры и сценаристы. Репертуар постоянно обновляется, но есть и «классические» программы, например ночная автобусная экскурсия «Дьявол в Москве». В качестве постоянной экспозиции представлена интерактивная выставка, где на десятках мониторов оживают слайды из жизни писателя.
После посещения музея обязательно сходите в кафе буфет «302-бис», где Берлиоз предложит вам кофе и пирожные. «Оно маленькое, но очень уютное», — указано на официальном сайте «Булгаковского дома».
В 2012 году музей посетил большой фанат творчества Булгакова Дэниел Рэдклифф — исполнитель роли Гарри Поттера. «Как здесь здорово! Я ничего подобного не видел, меня как будто затягивает в мир Булгакова. Даже хочется плакать. Знаете, мое детство прошло в «магии», и у меня выработался вкус к реализму. Но, читая Булгакова, я даже проникся к Дьяволу симпатией. И вообще о многом задумался», — признался в интервью Первому каналу самый известный в мире киноволшебник.
А еще здесь живет огромный черный кот Бегемот. В любом случае лучше увидеть «Булгаковский дом» своими глазами, ведь любые «спойлеры» лишь испортят впечатление.
Несколько минут ходьбы от станции метро «Маяковская»: мимо Театра сатиры и Театра им. Моссовета, в арку и налево, 1-й этаж.
Государственный музей Михаила Булгакова (Москва) — 2021 Все, что нужно знать перед поездкой | Туры и билеты (с фотографиями)
На Большой Садовой улице, части Садового кольца, внешней кольцевой дороги вокруг центра Москвы, в № 10 находится бывший многоквартирный жилой дом в стиле русского модерна, который был сдан в аренду в советское время. был превращен в Коммуналку, квартал коммунальных квартир. Здесь, в квартире № 50 на 4 этаже, с 1921 по 1924 год жил русский писатель-сатирик Михаил Булгаков, приехавший сюда из Киева.За два года до этого я посетил Булгаковский музей на красивой киевской улице Андреевский спуск, в доме, где писатель, первоначально врач, останавливался до своего 30-летнего переезда в Москву. В московской квартире, где он жил с Первой своей женой он написал роман «Белые гвардейцы», который играет в Киеве, но здесь же у него появились первые идеи для своего шедевра «Мастер и Маргарита». К тому же его квартира играет важную роль в этой книге. Вместо дома № 10 он присвоил ему номер «Дом № 302-бис», теперь это название уютного кафе у музея..
Квартира находится во дворе, где сейчас — рядом друг с другом — театр Булгакова, уже упомянутое кафе и два музея Булгакова. Старый музей в двух комнатах на первом этаже возник по частной инициативе. Сейчас это в основном культурный центр, откуда организуются различные мероприятия, связанные с Булгаковым. Здесь все подписано только на русском языке. Спустя три года, в 2007 году, на этот раз по инициативе правительства, в квартире № 50 на 4 этаже открылся музей. Вход в нее находится на несколько метров ниже.
Вся лестница в квартиру покрыта граффити болгаковских болельщиков, которые собирались здесь еще до открытия музея. Поднявшись (нет лифта), нужно заплатить входной билет в размере 150 рублей. Внутри первых двух комнат показаны отрывки из писем, в основном между Максимом Горьким и Михаилом Булгаковым. Есть несколько переводов на английский. В остальных комнатах есть письменные столы с пишущей машинкой Bulgakows Olympia, гостиная, кухня.
Посещение здесь рекомендуется только тем, кто читал Булгакова, особенно его главное произведение «Мастер и Маргарита». Чтобы добраться сюда, ближайшая станция метро тоже самая красивая из всех в Москве: Маяковская. А еще здесь стоит пройти мимо близлежащих Патриарших прудов, красивого места для отдыха, которое тоже есть в шедевре Булгакова. Насколько популярен писатель до сих пор в Москве, видно по зданиям, названным его именем, и я даже видел бар, который назывался «Мастер и Маргарита».
Государственный музей М.
А.Булгакова «Плохая квартира» (по «Мастеру и Маргарите»)Если вы поклонник творчества Михаила Афанасьевича, то вам будет интересно побывать на Большой Садовой, дом № 50, шестой подъезд, четвертый этаж. Именно здесь сто лет назад жил и творил великий писатель. И теперь в его просторной квартире находится дом-музей, и каждый сможет ближе познакомиться с особенностями быта, привычками и характером Булгакова.
Где находится: Большая Садовая, 10, кв. 50, ст. Маяковская, Пушкинская, Тверская
м.Время работы: пятница-воскресенье — 12.00-19.00, вторник-среда — 12-19.00, четверг — 12.00-21.00, понедельник — выходной
Стоимость билетов — 300 рублей за все
Предполагается, что именно эта квартира стала прообразом монастыря Степы Лиходеева, и здесь разворачивались основные события романа. Уже по пути к пресловутому дому под номером 50 гостей встретили во дворе, прямо за аркой, памятником.Скульптура изображает долговязого Коровьева и толстого бегемота с примусом в лапах. Поднимаясь по лестнице на четвертый этаж, посетители могут полюбоваться творчеством поклонников культового романа: стены украшены изображениями Маргариты на метле, бегемота, пытающегося ворваться в трамвай, и наиболее яркими цитатами из романа. Роман.
Сама экспозиция музея представляет собой типичный интерьер московской квартиры начала ХХ века: общая кухня из коммунальной квартиры, длинный коридор со скрипящим паркетом и решетками у стен, спальня и личный кабинет Михаила Булгакова. сам, в котором хранились его личные вещи.
Создателям музея удалось очень точно передать необходимую атмосферу и дух нетленного творчества Булгакова. Например, на столе в одной из комнат стоит допотопный телефон, который явно с похмелья звонил в эстрадный театр Стапе Лиходееву. А вот и забытая прямо на стуле бутылка с остатками коньяка … Атмосфера «плохой квартиры» завораживает и затягивает, гуляя по коридору и комнатам, кажется, что кошка вот-вот мяукнет и беги из спальни на кухню, будет хриплый смех одноглазого Коровьева и звонкий голос Воланда, приглашающий на дегустацию вин, а заодно и на полуночный бал сатаны.
Ах да, а главное — в квартире и сегодня есть постоянный житель. Этот внушительный черный кот встречает посетителей надменным видом и высоко поднятым хвостом. Он не даст себя погладить, но будет сопровождать его на протяжении всей экскурсии.
Кстати, после посещения «Плохой квартиры» будет прогулка на Патриаршие пруды. Там, на берегу, в тени лип, вы найдете забавный дорожный знак: «С посторонними нельзя разговаривать!».Очерченный и перечеркнутый красным треугольник изображает узнаваемые силуэты трех главных героев романа — волшебника Воланда, его помощника Коровьева и кота Бегемота. История умалчивает, кто стал создателем этого предупреждающего знака и установил его на Патриархе. Но он есть, он вызывает улыбку, и муниципальные власти просто не решаются его убрать.
Музей Булгакова в Киеве (Музей Михаила Булгакова)
Музей им. Булгакова Киев (Украина) — Выставка, время работы, Адрес, телефоны, официальный сайт.
Музей Булгакова в Киеве Находится на одной из самых интересных и красивых улиц украинской столицы — Андреевском спуске. Дом № 13 строился более 100 лет. Семья Михаила Булгакова здесь с 1906 по 1919 год. Интересно, что многие киевляне называют это здание не иначе, как Дом турбин. Дело в том, что украинский писатель Виктор Некрасов опубликовал в 1967 году в журнале «Новый мир» очерк под названием
«Дом турбин».С этого момента местные жители и гости Киева интересуются этим памятником, постепенно превращая его в историческое место.
Музей Булгакова в Киеве расположен на одной из самых интересных улиц красивой столицы Украины — на Андреевском Вознесенском. Дом № 13 строился более 100 лет.
Сегодня все посетители Булгаковского музея в Киеве становятся прекрасным миром, в котором живут две семьи: писатель и литературный роман «Белая гвардия».Кстати, название турбины было очень близко Михаилу Опанасовичу. Это прозвище Девственность использовала его бабушка.
Музей Булгакова в Киеве открыт в 1991 году. Основан на коллекции Анатолия Кончаковского — директора музея. Он много лет собирал только выставки и в итоге нашел их достойными применения.
Примечательно, что было очень сложно воссоздать ситуацию начала века 20 Я не музей Булгакова Киев.Семья занимала дом № 13 на втором этаже — целых семь комнат. Однако после того, как родственники недавнего писателя были вынуждены покинуть квартиру, там поселились совсем другие люди. Часть комнат перестроили в зоны общего пользования и, ясно, было большое количество различных перегородок. Предварительная планировка была практически разрушена, правда, кроме мебели.
Снять квартиру, Булгаковский переулок 720 рублей в год — очень приличные деньги по тем временам.
Однако рестораторам все же удалось вернуть квартире первоначальный вид. Сохранилось много важных деталей, что угодно: набивная плитка, паркет, дверные ручки, лестницы. Родственники писателя доставили в Киевский музей Булгакова личные вещи Михаила Опанасовича: книги, фотографии, автографы и многое другое. Всего в музее хранится более 2500 предметов, из которых около 500 принадлежали семье писателя.
Киев тяжело давил на Булгакова. Именно в этом городе он получил медицинское образование и познакомился со своей первой женой Татьяной. В доме № 13 он не только жил, но и водил больных.
Именно в этом доме автор поместил героев своего романа «Белая гвардия» — семейный турбин. Зайдя в музей, вы сразу же погружаетесь в реальный и вымышленный миры, наблюдая за вещами Булгакова и Турбины. Любопытно, что все экспозиции музея Булгакова в Киеве, посвященные художественной продукции, выкрашены в белый цвет, чтобы посетители не запутались.
Мемориальный дом-музей М.А. Булгакова
Экспозиция музея построена на единстве двух миров в пространстве одной квартиры: мира реального, биографического, связанного с семьей Булгаковых, и мира воображаемого, буквального, связанного с романом Булгакова «Белый». охранники ».Автор научно-художественной концепции К.Питоэтова, художник-лауреат Государственной премии Украины им. Т.Шевченко — А.Крыжопольский. Общее бытование реальных предметов и вымысла, построенное на использовании булгаковских вещей мемориала и их буквальных обозначений, позволило людям найти новые формы музейной истории, обращенной к жизненному и художественному опыту посетителя, его ассоциативному мышлению. Свое предназначение музей видит шире, чем просто рассказ о жизни и творчестве Булгакова, который во время своего пребывания в Киеве еще не был писателем.Экспозиция показывает среду, в которой воспитывался будущий писатель. И поэтому широко раскрываются темы жизни Киева конца XIX — начала XX века, образования и воспитания, медицины, религии и театральной жизни города.Буквально-мемориальная экспозиция состоит из следующих залов:
Гостиная , как семейный альбом, рассказывает нам историю семьи Булгаковых-Покровских, с родителями, братьями и сестрами Михаила. Оригинальные предметы и фотографии знакомят нас с родственниками, друзьями дома, семейным священником, доктором, людьми, которые заботились о брошенной семье после ранней смерти отца.В длинной цепочке событий и лиц появляются прототипы персонажей и событий «белогвардейцев».
Медицинский кабинет доктора Булгакова и доктора Турбина. Здесь преобладает наука. Здесь представлена жизнь Киевского университета начала ХХ века. Есть фотографии профессоров, однокурсников Булгакова. Многое находит смысл в «Записках молодого врача» и других его произведениях.
Комната Елены в 1918-1919 годах занимала сестра Булгакова Варвара с мужем.Основная тема этого зала — история семейной иконы. В романе «Белая гвардия» героиня клянчит жизнь умирающему брату перед иконой.
Комната Николки. В этой конкретной комнате проживал сам Михаил Опанасович до своей свадьбы (1913 г.). Здесь всегда зажигается мемориальный фонарь под зеленой крышкой, как предчувствие судьбы его будущего писателя.
Кабинет, , где поселился Турбин Лариосык, двоюродный брат из Житомира, — это Булгаков мечтал о библиотеке, не меньше, чем о кабинете писателя.Сейчас здесь «живут» редкие издания книг Булгакова, журналы, газеты, автографы.
В столовой Булгакова и Турбина хранятся главные символы Дома — кремовые шторы, печь «Саардам», бой часов. Сюда в теплую уютную столовую врывается из спальни Алексея зимняя буря, обернувшаяся дьявольскими событиями братоубийственной войны, и бескрайнее небо с вечными звездами.
Музей Михаила Булгакова. Странная квартира.
Россия / Москва / Москва / Большая Садовая улица Мир / Россия / Москва / Москва , 3 км от центра (Москва) World / Russia / Moscow City / Northernлитературный музей , исторический дом-музей
Некогда роскошный арендный дом, построенный на деньги миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат», был приспособлен для первой после революции рабочей коммуны. Дом, в котором помнили Айседору Дункан и Сергея Есенина, Алису Коонен и Андрея Белого, Василия Сурикова и Федора Шаляпина, фантастов и футуристов, участников творческой группы «Бриллиантовый валет» и всю московскую богему, наполнился пролетариат в первые послереволюционные годы. Сохранились мастерские художников Петра Кончаловского и Георгия Якулова, находившиеся во дворе дома № 10, и творческая жизнь в них продолжала слабо пульсировать. То, что происходило в других квартирах, Булгаков ярко описал в рассказах «№ 13 — Дом Эльпит Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро» и, наконец, в романе «Мастер и Маргарита».Коммунальная квартира № 50, в которой Михаил Булгаков с женой жили в 1921 — 1924 годах, стала прообразом той «Странной квартиры», где поселился Воланд со своей спальней и где находится таинственная лестница, ведущая к другому измерению. Прошли годы, и лестница подъезда № 6 стала завораживающим местом: с 1970-х годов сюда приходят посидеть на тех ступенях, где Аннушка нашла подкову, вспомнить любимые отрывки из романа, петь и мечтать. Лестница стала одним из неофициальных культурных центров на карте Москвы 1980-90-х годов.На чердаке была организована «Академия хиппи», а стены входа были увешаны рисунками, цитатами из произведений Булгакова, признаниями в любви Булгакову и его персонажам. Все эти годы дверь квартиры № 50 была закрыта для поклонников писателя: здесь располагалось конструкторское бюро. Но в 90-е годы здесь был основан Булгаковский фонд, а затем с апреля 2007 года — единственный в России официальный Булгаковский музей.
Сейчас «Странная квартира» возродилась, и здесь бродят не только тени литературных персонажей и бывших арендаторов.Он открыт для всех, кто хочет оказаться внутри Романа, узнать больше о Булгакове и его эпохе, пообщаться с единомышленниками.
Постепенно на основе собраний племянниц Булгакова Е.А. Булгакова создавалась постоянная экспозиция. Земская и В. Светлаева, а также В.Ф. Собрание Дименко.
Культурные мероприятия в «Странной квартире»: спектакли театра «КомедиантЪ», джазовые концерты первой половины ХХ века и концерты классической музыки, выставки и тематические семинары: культурологические семинары связаны с клубом «Новая Москва», литературные -философский — с работой Булгаковского дискуссионного клуба и традиционными встречами Рок-кабаре Алексея Дидурова.
Ближайшие города:
Координаты: 55 ° 46’1 «N 37 ° 35’38» E
Описание музея Михаила Булгакова и фотографии — Россия — Москва: Москва
Описание музея Михаила Булгакова и фотографии — Россия — Москва: Москва.Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
Булгаковский музей — государственный музей, единственный в России. Музей посвящен жизни и творчеству писателя.
Мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова создан в марте 2007 года по решению Правительства Москвы. Музей решено было открыть по первому московскому адресу писателя — Большой Садовой улице, 10, к. 50.Булгаков с женой Татьяной жили по этому адресу с 1921 по 1924 год, занимая комнату в коммунальной квартире. Именно в этой квартире Булгаков по ночам писал свои произведения. Образ этой квартиры стал неотъемлемой частью творчества писателя.
В 1990 году был создан Фонд Михаила Булгакова. Его главной целью было открытие музея писателя в квартире № 2. 50. «Плохая квартира» становится настоящим музеем, где сохраняется неповторимая атмосфера места. Музей открыт для посетителей и является местом паломничества поклонников творчества Булгакова.
В музее соприкоснулись разные эпохи: «советский период» и «дооктябрьская жизнь в России». Авторам экспозиции удалось передать чувство ностальгии по той «дооктябрьской» жизни, которая пронизывает книги Булгакова. Многогранность творчества писателя волшебным образом объединяет эти эпохи.
Экспозиция музея организована за счет подаренных Москве коллекций племянниц Булгакова. В 2010 году экспозиция музея пополнилась вещами Булгакова из его последней квартиры в Нащокинском переулке.
Экспозиция состоит из восьми залов. Действуют постоянные выставки: «Первый кабинет Булгакова», «Синий кабинет», «Гостиная», «Коммунальная кухня», «Плохая лестница», «Свиной дом» и др.
Также рекомендуем ознакомиться с описанием и фотографиями фонтанов «Адам» и «Ева» — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф
Тема: Описание и фото музея Михаила Булгакова — Россия — Москва: Москва .
Посещение музея Булгакова | Туры в МосквуТуры в Москву
Михаил Булгаков — советский русский писатель и драматург, действовавший в начале 20 века.Роман «Мастер и Маргарита» принес ему мировую известность. Эта книга считается одним из шедевров 20 века.
Булгаков родился в Киеве в 1891 году, в то время входившем в состав Российской империи. Получив медицинское образование, он был волонтером Красного Креста во время Первой мировой войны и был призван в Украинскую народную армию в начале Гражданской войны в России. Булгаков жил и работал в Советском Союзе, но никогда не поддерживал советскую власть.
Во время революции большая часть его семьи воевала на стороне белых, а после прихода к власти большевиков эмигрировала во Францию.Булгакову было отказано в разрешении на выезд, больной тифом. Это оказалось его самым большим несчастьем, так как он больше никогда не видел свою семью.
Как и у многих творческих людей той эпохи, у него была очень тяжелая жизнь в Советском Союзе. Большинству его пьес было отказано в разрешении на постановку. В отчаянии он написал письмо Сталину, прося разрешения покинуть страну. Сталин ответил, что советский писатель мог либо жить в Советском Союзе, либо вообще не жить. Подразумевалось, что если Булгаков попытается уйти, его убьют.
Его роман «Мастер и Маргарита» был запрещен к прочтению в Советском Союзе и опубликован только в 1967 году, через 26 лет после смерти писателя.
Дом № 10 на Большой Садовой, где Булгаков жил в коммуналке, теперь его мемориальный музей. Атмосфера «Неприятной квартиры», которую назвал автор, вдохновила на создание множества рассказов, в том числе «Мастера и Маргариты». Нынешние обитатели дома №10 были против создания музея в квартире, но поклонники Булгакова победили.Теперь все желающие могут насладиться посещением этого особенного, загадочного места и путешествовать как бы во времена Булгакова по Москве на трамвае периода 302-бис.
Экскурсия длится 1,5 часа (15 минут в музее и 1 час езды на трамвае)
.