Музей-усадьба Лермонтова в Тарханах в этом году отметит двойной юбилей
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
01.10.2014 23:08
Рубрика:
Культура
Что за герои нашего времени едут к Лермонтову в Тарханы?
Анастасия Рогова
Гете говорил, что для того чтобы узнать поэта, необходимо посетить его родину. До Тархан, усадьбы, где прошли детские годы Михаила Лермонтова, от Москвы ехать десять часов на поезде. В XIX веке дорога на лошадях занимала более двух суток: именно столько времени проводил в пути Лермонтов, когда навещал бабушку Елизавету Алексеевну в ее провинциальном уединении.
«Фрельный барин»
Усадьба Тарханы встречает тишиной и идеальным порядком: ровные газоны, аккуратные прямые дорожки, отреставрированный «господский дом» и службы. Липовые аллеи, сохранившиеся со времен Елизаветы Алексеевны, Долгие пруды, которые завел дед поэта Михаил Васильевич Арсеньев, заново посаженные вишневый и яблочный сады. А ветер крутит лопасти мельницы — единственного в России действующего ветряка, сохранившегося с XIX века. Всё пространство усадьбы распахнуто, нет ни одного лишнего здания или клумбы, все в точности так, как было при Лермонтове. Даже дом тот же, хоть и пережил запустение после смерти Елизаветы Алексеевны, пожар в 1909 году и годы в качестве совхозного птичника.
Революция усадьбу пощадила: в 1917 году на местном сходе тарханские крестьяне постановили: «Дом, сад и экономические постройки оставить нетронутыми из чувства глубокой любви к поэту М.Ю. Лермонтову». Любовь была не к стихам — любили самого молодого барина: именно Миша упросил бабушку отменить телесные наказания крепостных. Бабушка своего Мишеньку обожала, отказать ему не смогла и отменила розги. Легенда или нет, но это предание упорно жило среди бывших крепостных и передавалось по наследству. После смерти поэта крепостные сокрушались и вспоминали: «Хороший барин был, фрельный». На местном тарханском диалекте — чистоплотный. А когда из Пятигорска прибыл свинцовый гроб с телом поэта, по собственной воле вышли встречать его далеко за границы усадьбы.
Два юбилея одной усадьбы
В этом году у Тархан двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Лермонтова и 75 лет самому музею: как музейный комплекс усадьба начала функционировать в 1939 году. Но свой нынешний, а точнее, прежний вид Тарханы приобретали за последние пятнадцать лет стараниями директора Тамары Мельниковой, которая отдала работе здесь сорок пять лет жизни.
— Здесь можно познакомиться с Лермонтовым не как с поэтом, а как с человеком, — рассказывает Мельникова. — Конечно, он имел дар Божий, но ведь чтобы этот дар реализовался, нужны были условия. И бабушка, Елизавета Алексеевна, здесь, вдали от обеих столиц, создала будущему поэту лучшие условия, дала образование, не хуже, чем получали дворянские дети в Москве и Санкт-Петербурге.
В господском доме нет ограничителей вокруг экспонатов, обстановка воссоздана по рисункам первого биографа Лермонтова — Александра Васильевича Висковатова. На столике раскрыт альбом матери поэта Марии Михайловны, в комоде хранится под стеклом платок бабушки…
У дома настолько жилая атмосфера, что дети сравнивают его со своими домами. Здесь можно не только услышать про XIX век, но и увидеть его, попробовать на вкус: в избе ключника проходят мастер-классы, в бальной зале можно стать участником настоящего бала XIX века или принять участие в «тарханской свадьбе» — старинном обряде, который очень нравился самому поэту. Можно прокатиться по грунтовой дороге в экипаже, созданном по рисунку Лермонтова, отведать меда с пасеки.
Усадьба и сегодня живет своим натуральным хозяйством — все 200 гектаров земли отведены под собственные нужды.
Знакомый и незнакомый
За 200 лет вокруг имени Лермонтова наросло немало слухов, мифов и нелепостей. Досталось не только поэту, но и его бабушке, деду, отцу. Исторических документов очень мало, например, сохранилось всего две церковные книги, где есть записи о Михаиле Лермонтове.
— Когда реставрировали Никольскую церковь, на чердаке нашли сваленные в кучу бумаги, — рассказывает научный сотрудник музея Елена Родина. — Думали, мусор, а оказалось — уникальные архивные, никому еще не известные документы. Слухов много, люди ведь любят верить сенсациям, а не правде. Мы стараемся показать Лермонтова таким, каким его помнили современники. Почти для всех посетителей это становится открытием, многих даже шокирует, насколько воображаемый ими образ поэта отличается от реального.
В свое время открыла для себя Лермонтова и сама Тамара Мельникова:
— Лермонтов для меня был одним из поэтов, а у нас их много. Но стоит вчитаться в него, внимательно к нему приглядеться — и он уже не оставит равнодушным, он зачаровывает, помогает жить.
«Уж я бы не простил этому Мартынову, — писал генерал Ермолов. — Будь я на Кавказе, я бы отправил его туда, где, вынув часы, можно считать, через сколько времени этого человека не будет в живых. Таких, как он, еще много будет. Таких, как Лермонтов, Россия дождется не скоро». «У России нет прошлого, — писал Лермонтов. — Она вся — в настоящем и будущем». Сегодня это знает каждый школьник.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №225(6497)
Музеи и памятникиПензенская областьСредняя Волга
Главное сегодня
Путин поздравил российских женщин с 8 Марта
Глава Энергодара Сеновоз: ВСУ нанесли удар зажигательными снарядами по набережной города
Омбудсмен Москалькова опубликовала список военнопленных, которых отказался забирать Киев
РИА Новости: Германия подтвердила данные об обыске судна в рамках дела о диверсии на «Северных потоках»
Economist: Поток западного оружия на Украину за три месяца превратился «из ручья в реку»
Reuters: Нефтяные сделки РФ и Индии подрывают многолетнее господство доллара в торговле
Адреса Петербурга | Усадьба «Тарханы» и село Лермонтово
- Текст: зам. глав. редактора; фоторедактор Лолита Крылова
- N 64/78
«Передвижные выставочные проекты, подготовленные крупнейшими отечественными музеями, получают сегодня особую значимость» — это слова из приветствия заместителя министра культуры России Аллы Маниловой к вернисажу передвижной выставки «М. Ю. Лермонтов: Петергоф, поэт, эпоха». Отмечавшийся недавно лермонтовский юбилей дал сотрудникам Государственного музея-заповедника повод представить, что чувствовал «юный отрок», гуляя по аллеям Нижнего парка и Александрии; как вместе с соучениками по Школе гвардейских подпрапорщиков брал штурмом петергофские каскады и посещал царские обеды, на которых бывала и влюблённая в своего внука бабушка поэта Е. А. Арсеньева. Бесценным вкладом в бытописание Петергофа стала юнкерская поэма Лермонтова «Петергофский праздник», посвящённая весьма фривольному описанию торжеств по случаю тезоименитства императрицы Александры Фёдоровны. Передвижная лермонтовская выставка из Петергофа отправилась по стране: в Липецк, Тамбов, Пензу… В том же направлении проложила маршрут фирменного адресовского автопробега заместитель главного редактора Журнала Учёта Вечных Ценностей, посетившая имение Арсеньевых «Тарханы» в Лермонтово под Пензой, где также создан государственный музей-заповедник.
- Поделиться:
- Читать позже:
Год основания четырёх важнейших ГМЗ под Петербургом — 1918-й — стал поворотным и для Тархан. После смерти бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой имение перешло к её младшему брату А. А. Столыпину, после чего за хозяйством тут следили только управляющие. В 1918-м очередной из них, Г. А. Игнатьев, узнав о грозящем ему как дворянину аресте, был вынужден бежать. Усадьба долгие годы оставалась беспризорной… Впоследствии не меньше времени ушло на её воссоздание как Лермонтовского заповедника.
В одном из предыдущих номеров журнала «Адреса Петербурга» мы вспомнили художественный фильм «Храни меня, мой талисман» 1986 года, снятый к юбилею А. С. Пушкина. Показалась захватывающей его идея: советские люди, попадая в Болдино, оказываются втянуты в драматическую историю пушкинского времени. Этот сюжет воскрес в памяти, когда минувшим летом представился случай в автопутешествии по России заглянуть в Тарханы, где прошло детство М. Ю. Лермонтова. Посещение Тархан совпало с 176-й годовщиной cо дня смерти поэта. На съезде с трассы, за гостиничным комплексом и колоритной мельницей, по левую руку открылось имение — собственно Тарханы, а по правую — красивое крепкое село Лермонтово, ухоженное и опрятное.
Об этом незакрывающемся окне в минувшую эпоху, о делах и планах Лермонтовского заповедника мы поговорили с его директором Тамарой Михайловной Мельниковой:
— Известно, что биография Лермонтова, во-первых, коротка. Во-вторых, ещё недавно она не была богата достоверными фактами. Александр Блок сказал, мол — «нищенская биография». Но со времени Блока лермонтоведение серьёзно продвинулось, линия судьбы поэта теперь изучена достаточно подробно. Хотя о творчестве его говорить сложно как и прежде, поскольку Лермонтов — безусловно, гений.
Сложно понять гения. И ни в коем случае нельзя подменять факты его биографии мифами, легендами, часто возникающими по воле злонамеренных людей. Снова вспомню Блока, говорившего, что литературоведы не очень балуют Лермонтова своими изысканиями. Не постигая его — додумывают, стремясь «присоседиться» к его славе. А ведь Лермонтов — загадка, какая даётся народу раз в тысячелетие. Создать такое наследие за 26 лет жизни, точнее — чуть больше, чем за десять относительно «взрослых» лет, это просто сверхъестественно и заслуживает защиты. Музейные работники, занимаясь хранением и просвещением, но в первую очередь — служа науке, обязаны всегда исходить из фактов. Нам очень часто приходится бороться с ложными или недоказанными версиями. Однако обращение к Лермонтову в художественной литературе, в кино, на театральных подмостках мы всегда приветствуем, потому что всякое упоминание о гении подталкивает к тому, чтобы найти верный ответ на его загадку. Жизнь нашего героя настолько интересна, полна событиями и приключениями, что можно написать и детективный, и любовный, и военный роман, а того, что он успел высказать, хватило бы на множество выдающихся ораторов.
— Это судьба не одних Тархан. Жизнь как будто испытывала нас, русских, на прочность в отношении к своим гениям. А в отношении к Лермонтову — особенно. Но в итоге во всех местах, где побывал Лермонтов, созданы его музеи. Увы, так можно сказать не о всяком великом человеке.
Если есть места, где могут храниться воспоминания, обязательно появляется возможность эту память материализовать: в Пятигорское, в Чечне, на Таманском полуострове, в Москве, в Петербурге, в Петергофе, и, безусловно, в Тарханах, где прошла половина жизни Лермонтова… После революции 1905 года усадьбу сожгли, имение было разорено, но отовсюду приезжали на могилу Лермонтова, говорили и писали, что музей необходим, и постепенно это стало реальностью.
Сначала восстановили господский дом. По частям, по документам. Серьёзная научная работа позволила возродить и все окрестные памятники. Неразрушенными оказались только церковь в селе и вторая — в усадьбе. Всё остальное собиралось по крохам, по мелочам, по крупицам. Одну подлинную вещь прислали из Грузии, другой музейный предмет был найден в Ельце — там жили родственники Лермонтова, и так далее. Процесс пополнения коллекции беспрерывный, он идёт до сих пор.
— Посетители Музея-заповедника в первую очередь интересуются историей места или судьбой Лермонтова? Чем посещение Тархан обогащает читателя его произведений?
— Большую часть людей, которые сюда приезжают, привлекает загадка Лермонтова, даже более родного для россиян, чем «наше всё» — Пушкин.
Его поэзия труднее поддаётся переводу, поскольку Лермонтов полнее использовал богатство русского языка. Поэтому иностранцам Лермонтов часто непонятен, а нам, наоборот, близок. Ещё у Лермонтова многое связано с Кавказом, так что кавказские народы до сих пор тоже почитают его своим и очень любят. Так называемые «траншеи» — место детских игр Михаила Юрьевича Лермонтова и вид на церковь Марии Египетской при усадьбе Церковь Марии Египетской рядом со зданием усадьбы.Юные посетители воспринимают Тарханы на эмоциональном уровне, обращаются в нашу «веру», в лермонтовский гений. Вернувшись домой, они рассказывают: «А знаете, что Лермонтов, оказывается… И это не правда, что…» На таком бытовом уровне молодёжь начинает воспринимать Лермонтова почти как своего сверстника. Мы в этом помогаем — устраиваем балы, театрализованные представления лермонтовского времени. Участвуют в них не аниматоры, а наши сотрудники, знатоки и профессионалы в изучении Лермонтова и Тархан.
— Есть ли сейчас у Тархан заветные планы, сверхзадача, которую вы бы хотели разрешить в музее?
— Сверхзадача замещает сиюминутную жизнь. Это не всегда хорошо. Надо жить здесь и сейчас, чтобы жизнь была полной дел, радостей, любви и всего остального. Долгое время я стремилась к тому, чтобы у музея была гостиница и столовая. Ведь не было даже актового и выставочного залов! Но это не сверхзадача — просто дело, которое требовалось выполнить. Теперь стремлюсь не внедрить, а, наоборот, победить в Тарханах «современные» технические средства, заполонившие всё вокруг нас.
С позволения некоторых музейных работников такие «гаджеты» проникают и в музей. Но, по моему мнению, неправильно посетителей, которые приходят рассмотреть реальные экспонаты, усаживать снова за экран. Они и так постоянно смотрят то в телевизор, то в компьютер, то на планшет, то на мобильник… В результате почти происходящее вокруг. Только музеи ещё дают людям такую возможность. Особенно — музеи-заповедники. В Тарханах мы стараемся создать эффект полного погружения, чтобы посетители поняли, какой была прежде жизнь и чем она по-своему прекрасна. В ней тоже не всё было хорошо и гладко, но рождались гении. Разумеется, я не против того, чтобы Государственный Эрмитаж представлял где-то копии произведений искусства. Но нельзя ведь сам Эрмитаж заменить этими копиями! Даже воздух Эрмитажа ценен! Или воздух Тархан — его тоже нельзя заменить. Все эти звуки леса, пение соловья, кукование кукушки…— Но всё-таки, есть конкретные вещи, которые вы хотите в музее восстановить или создать?
— Конечно, всегда бывают долгосрочные проекты. Например, пять лет лежала без движения документация на строительство гостиницы, пока я всё-таки не добилась, чтобы нам разрешили её построить и выделили наконец необходимые для этого деньги… А сейчас мне мечтается, чтобы перед новым зданием вырос большой парк, точнее — лесопарк. Это частично восстановит пейзаж и сделает более комфортной среду. Есть и ещё она мечта, совсем уж фантастическая. Главная дорога, которая ведёт от заповедника к трассе, примерно посередине спускается в овраг. В лермонтовское время село там и заканчивалось. А всё то, что за оврагом, было чистым полем, выходившем к тракту Пенза — Тамбов. Для того, чтобы восстановить этот исторический ландшафт, надо многое снести или перенести, что тоже непросто. Но ведь именно об этом пейзаже Лермонтов писал:
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Так что я осмелилась включить в концепцию развития Музея-заповедника восстановление фрагмента села лермонтовского времени. Какую-то часть этого плана нам удалось выполнить: сразу за музеем построены бревенчатые дома, воспроизводящие крестьянские избы. Там уже живут посетители музея. Не знаю, насколько у меня хватит сил, но воссоздание исторического образа села уже началось.
Интерьеры комнат первого и второго этажей барского дома в Тарханах
Интерьер церкви Михаила Архангела в Тарханах. Перед началом литургии. Служба на могиле М. Ю. Лермонтова в годовщину его гибелиФотографии Лолиты Крыловой.
Дом-музей М. Лермонтова (Гусар, Азербайджан): Адрес
Посмотреть все, чем можно заняться
Посмотреть все, чем можно заняться
Посмотреть все, чем можно заняться
Дом-музей М. Лермонтова
№5 из 5 чем заняться в Гусарах
Исторические музеи
Читать далее
Написать отзыв
О
Рекомендуемая продолжительность
1-2 часа
Предложите правки, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшите это объявление
Будьте первым, кто загрузит фото
Загрузить фото
Экскурсия в Губу и Шахдаг (Все включено)
Рекомендуем
100% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Экскурсии на целый день
от
$70,58
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Азербайджан за 9 дней
Автобусные туры
от0003
$ 1 350,00
за взрослый
QUBA и QUSAR TOUR
Автобусные туры
От
$ 130,00
на группу (до
3
)
- 33333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333 9003 9000. Индивидуальный тур на красивую природу
Туры на целый день
из
$230.77
за группу (до
3
)
Горный курорт Групповой тур
Шахдаг0003
Тур на полдень
от
$ 71,00
за взрослого (цена варьируется по размеру группы)
Shahdag Adventure Tour
Тур на полный день
от
$ 130.00
9000 9000 (цена на взрослые на 10003. размер группы)
Приключенческий тур Шахдаг Азербайджан
Туры на целый день
от
$60.00
взрослый
Лыжный тур 90-80003
Из
$ 96,42
за взрослый (цена варьируется по размеру группы)
Древние земли и уникальные традиции
Тур автобусов
Из
$ 385. 00
на взрослые (цена Вас по размеру группы)
9008 9003 385,00на взрослые (цена переменного
Куба, Габала и Шеки, по 2 дня в каждом городе, цена за 2 человека
Автобусные экскурсии
от
$990.00
на группу (до
2
03
Отзывов пока нет. Будьте первым, кто поделится своими мыслями!
Написать отзывЗагрузить фото
Что-то не так или неточно?
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшить объявление
М.Ю. Музей-усадьба Лермонтова в Тарханах
Адрес: Пензенская область, Белинский район, д. Лермонтово
Телефон: (8415-3) 3-56-01
Электронная почта: [email protected]
Веб-сайт: www.tarhany. ru
М. Ю. Музей-усадьба Лермонтова в Тарханах — уникальный музей национального значения. Михаил Лермонтов, поэт-романтик и писатель, был одним из ключевых персонажей так называемой Золотой эры русской литературы, его произведения оказали глубокое и неизгладимое влияние на более позднюю поэзию, и его произведения были основным продуктом школьной программы до сейчас. Бабушка Лермонтова по материнской линии Е. Арсеньева, ставшая опекуном М. Лермонтова (род. 1814) после смерти матери и семейной ссоры с отцом, имела имение в Тарханах, где мальчик провел детские и отроческие годы.
Атмосфера этого места — пышная сельская местность, величественный парк, зеленые поля в сочетании с типичным сельским бытом простых людей — произвела на молодого поэта глубокое впечатление. Бабушка баловала мальчика, и он получил лучшее образование, какое только могли позволить деньги. Он был одарен языками, хорошо читал, рисовал и очень хорошо играл на инструментах.
Он жил в имении бабушки, пока в 1827 году не переехал в школу, а затем в университет в Москву. После этого, уже будучи военным, он часто навещал бабушку. И именно сюда в 1842 году было привезено тело убитого на трагической дуэли поэта-бунтовщика: с позволения императора тело было перезахоронено в фамильном склепе в Тарханах.
Музей, посвященный жизни и творчеству выдающегося русского поэта, был открыт здесь в 1939 году. Музейный комплекс состоит из трех экспозиционных групп. В первую входят усадебный дом с воссозданной атмосферой первой половины XIX в. (аутентичная мебель, предметы, картины, предметы быта и личные вещи), церковь Марии Египетской и несколько хозяйственных построек. В парке с фруктовыми садами, тенистыми дубравами, ручьями и мостом есть просторное поле, где мальчик играл со своими друзьями.
Во вторую группу музейного комплекса входит фамильный склеп Арсеньевых и Лермонтовых. Могила поэта украшена черным мраморным камнем. Место захоронения отца поэта находится вне усыпальницы, рядом с часовней. Церковь, построенная в честь святого Михаила, покровителя поэта, также находится неподалеку.