Музей в питере с уродами как называется: режим работы 2022 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает

Информация о материале
Опубликовано: 01 апреля 2020
Просмотров: 5682

Преемник первого российского государственного публичного музея, один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, а также один из членов Российского исторического общества – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – открывает двери своих залов посетителям сайта.

Здесь размещен виртуальный 3D тур, сопровождённый не только текстовой информацией и аудиозаписями, но и видеороликами с комментариями представителей музея.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН), коллекционные фонды которого насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, – преемник Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.

Однако документа, в котором была бы зафиксирована эта дата, нет: вероятно, указа об основании Кунсткамеры не существовало. Учреждение музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии. Начало собиранию коллекций для будущего музея было положено ещё в 1704 году, когда Петром I был издан ряд соответствующих указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.).

Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру. Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Здание Кунсткамеры, возведенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Спустя десять лет, 28 января (8 февраля) 1724 года, по распоряжению Петра I указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека Академии наук стали первыми учреждениями Санкт-Петербургской (Российской) академии наук. Это стало поворотным моментом в судьбе Кунсткамеры: сосредоточение в стенах музея богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение высочайшего уровня. Тем не менее, музей был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением.

Важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии сыграли указы Петра I 1718 года, которыми предписывалось сдавать за плату в Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

В результате в течение более чем двух веков сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций. Кроме того, в состав коллекций вошли и собрания ряда известных европейских путешественников. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции, собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

О том, как формировались первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры, рассказывается отдельная экспозиция.

В 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 года по предложению директора Этнографического музея академика А. А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии. Соответствующее постановление Государственного Совета было выпущено 10 ноября 1879 года. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого – музей получил в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году.

Первые два столетия с момента основания Кунсткамеры были «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. За эти годы в два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, значительно вырос его бюджет. За 20 лет, с 1894-го по 1914 год, этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тысяч единиц хранения.

В 1933 году Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии Научно-исследовательского института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР).

В годы Второй мировой войны в связи с потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 году было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а музей стал ленинградской частью этого института.

Великая Отечественная война стала наиболее трагическим период во всей истории Петровской Кунсткамеры. В эти годы не стало почти половины сотрудников музея. Но остались воспоминания сотрудников, сумевших сохранить музейные ценности, с оружием в руках защищавших Отечество. В 2003 году музеем была издана книга «Из истории Кунсткамеры. 1941–1945» (СПб., 2003). Воспоминания сотрудников МАЭ в этой книге делятся на четыре раздела: «Слово тем, кто сохранял музей», «Слово тем, кто воевал», «Слово тем, кто работал», «Слово детям блокады». С материалами книги можно также ознакомиться на сайте музея.

Во время блокады Ленинграда здание музея стало домом для многих сотрудников. Цокольные помещения по Университетской набережной и Таможенному переулку в первые месяцы войны были приспособлены под бомбоубежища, а затем – под жильё для сотрудников. В специальном разделе на сайте Музея можно ознакомиться с тем, как был устроен «Блокадный дом», а также с «Блокадным дневником», который вел инженер Роберт Исаакович Каплан-Ингель (1884–1951) – уполномоченный дирекции по Институту этнографии АН СССР, в состав которого входил Музей антропологии и этнографии.

В 1992 году Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне – Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX веков.

Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На основании материалов сайта Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)
Российской академии наук (МАЭ РАН).

1 апреля 1828 года установлена первая колонна Исаакиевского собора

Меж двух столиц. Издательский проект «Моя страна Россия»

Виртуальный тур по Владычной (Грановитой) палате Новгородского кремля

  • Музеи
  • On-line экспозиции
  • Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
  • Кунсткамера

«Хотим объяснить, зачем Петру I были нужны уродцы»

Академия наук отмечает 295-летие со дня создания Кунсткамеры, первого российского государственного публичного музея и одновременно старейшего научного учреждения страны, превратившегося из «кабинета натуралий» в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, отнесенный указами президента России к особо ценным объектам культурного наследия.

– Юрий Кириллович, еще несколько лет назад в Кунсткамеру ходили смотреть в основном на уродцев, вам не обидно? Все-таки Музей антропологии и этнографии – это сотни тысяч разных экспонатов.


– Мы над этой проблемой работали. Экспозиция, посвященная истории Кунсткамеры, была неудачной, анатомические коллекции были представлены 10–12 случайными экспонатами. Сейчас мы поставили такую задачу – объяснить зрителям, для чего нужны были Петру I эти уродцы, для чего он купил огромную коллекцию в Голландии, по стоимости равную двум кораблям, и для чего издал несколько указов «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

– Вы недавно презентовали перевод на русский язык книги о создателе коллекции голландском анатоме и ученом Фредерике Рюйше. Благодаря книге понимаешь, что именно на таких вот анатомических препаратах люди того времени познавали анатомию и физиологию человека.

– В экспозиции «Ранние естественно-научные коллекции Кунсткамеры» мы пытались показать то, что называлось «кабинетом натуралий», как базовую коллекцию, которая стала основой научных исследований в России.
Потому что, когда Петр покупал коллекцию Рюйша, он думал о том, как организовать в России исследования по анатомии, физиологии. И даже небольшая часть этих первых купленных коллекций была разрушена, потому именно на этих экспонатах проводились исследования.

А в чем был смысл сбора коллекции уродцев? Петр I, как человек, много пообщавшийся с натуралистами в Европе, близко к сердцу воспринял модную в то время идею философа Френсиса Бекона, утверждавшего, что пределы нормы можно узнать, выяснив границы патологии. Просто надо понимать, на каком уровне была наука в то время. Открытия, которые делались и Рюйшем в том числе, – для нас сейчас абсолютно очевидные вещи. Все эти зародыши, различные органы в стеклянных сосудах создавались не потехи ради, а с просветительскими целями. Об этом мы и рассказываем на нашей новой экспозиции, для чего поместили анатомические коллекции в контекст научных знаний эпохи.

Кроме того, мы выставили их в барочном зале в старых шкафах Кунсткамеры XVIII века, стараясь воссоздать и эстетическую составляющую, – во времена Рюйша было целое искусство декорирования анатомических коллекций. Мы написали много текстов, сделали мультимедийные программы, то есть мы пытаемся тем, кто хочет не только глазеть, а таких все-таки больше, все это рассказать. Вместе с голландскими коллегами музей делает очень интересный проект – Виртуальный музей Рюйша на сайте музея. 30 ноября в Амстердаме прошла презентация нашего сайта и результатов совместной работы.

– Петр I задумывал Кунсткамеру по образцу европейских «кабинетов редкостей» с образовательной целью. За почти три столетия изменялся принцип работы?
– Петр I произнес, с моей точки зрения, гениальную фразу, говоря о музеях: «Я хочу, чтобы люди приходили и учились». А Кунсткамера вообще абсолютно уникальна как музей с самого начала. Во-первых, она входит в пятерку старейших музеев мира. Во-вторых, это первый в мире публичный музей, заботу о пополнении коллекции которого государство взяло на себя. Для этого отправлялись академические экспедиции – для изучения нашей огромной страны: на Кавказ, в Сибирь, Поволжье. .. В середине XIX века в течение 10 лет собирал коллекцию на Аляске исследователь Русской Америки Вознесенский. И столь ранних коллекций по культуре народов Аляски, как у нас, нет ни в одном музее мира! Если в США делается какая-то выставка, так или иначе связанная с культурой индейцев, к нам обращаются с просьбой об участии.
Сейчас совместно с Национальным парком эскимосов Аляски делаем полный каталог эскимосских коллекций и ведем переговоры по созданию такого же каталога коллекции алеутов Аляски. И знаете, что самое приятное? Приезжает хранитель Музея эскимосов Аляски и говорит: «Только на основании экспонатов вашего музея мы можем научить молодежь строить традиционные лодки, только у вас мы можем понять, как плелись традиционные корзины». У нас хранится материал того времени, когда эти народы еще не испытали европейского влияния. Поэтому мы делаем каталоги и собираемся их выставить на нашем интернет-сайте на русском и английском, для того чтобы они были достоянием в том числе и этих народов.

– Таким образом, фонды становятся доступными, потому что все, что есть, конечно, выставить невозможно…
– В нашей профессиональной среде это очень активно обсуждающаяся тема в связи с запросами на возвращение, на реституцию коллекций, а есть совершенно правильная идея – предоставление доступа к культурным ценностям народов, которые хранятся в музеях других стран. И я это ощущаю как одну из миссий нашего музея. Еще один проект, которым мы сейчас заняты, – это работа с фотографиями, у нас около 800 тысяч единиц хранения в фотоиллюстративном фонде, многие из них сделаны широко известными в истории мировой фотографии мастерами. Мы отсканировали более 70 тысяч шедевров из нашей коллекции, в начале следующего года они тоже будут доступны в интернете, можно будет искать фотографии по народам, по сюжетам, по территориям, по фамилиям авторов.

– Помимо денег это же еще и силы человеческие. Вы расширяетесь?
– Мы сокращаемся. Академия наук за последние годы сократила своих сотрудников больше чем на 20 процентов, мы добились, что для музеев РАН было сделано исключение, и музейный состав сотрудников сократили только на 7 процентов, тем не менее это очень болезненно.

– Некоторые ваши соседи – тоже академические структуры – завидуют: Кунсткамера богатая, постоянные очереди, чтобы туда попасть…
– Да, к нам в туристический сезон стоят очереди. Многие туристы, которые приезжают в город, планируют посещение музея, имя которого в русском языке стало нарицательным. Мы полностью перестроили работу нашего экскурсионного отдела вплоть до его названия – он теперь экскурсионно-образовательный. У нас появился детский центр, где есть возможность работать с детьми с особыми потребностями. Его сотрудницы играют с детьми, переодевают их в японские и китайские одежды, устраивают занятия на экспозициях… Мне очень нравится на это смотреть.

На грант МБРР мы сделали информационную систему для посетителей – в залах теперь стоят сенсорные мониторы, где есть энциклопедическая часть с аудио-, видео- и фотоиллюстрациями и электронный этикетаж. То есть о каждом экспонате можно почитать подробно и рассмотреть его с разных ракурсов так, как не всегда увидишь в витрине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *