Шушенское (музей-заповедник)
Музей-заповедник «Шу́шенское» — комплекс под открытым небом, сохранившаяся и частично реконструированная центральная часть сибирского села конца XIX — начала ХХ веков. Территория музея превышает 16 гектаров, включает в себя мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина», архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» с усадьбами — аналогами деревянного зодчества Енисейской губернии конца XIX века, парковую зону. В мемориальной части экспозиции представлено 29 домов. Из них 23 — подлинные, построенные в конце XIX столетия. В домах и на усадьбах воссозданы условия жизни сибиряков, отражены основные занятия крестьян, показаны подсобные промыслы и ремёсла. В двух домах, где квартировал в годы ссылкиВ. И. Ленин, сохраняется мемориальная обстановка. В усадьбах архитектурно-этнографического комплекса «Новая деревня» реализуется музейная программа «Погружение в жизнь и быт сибирских крестьян конца XIX — начала ХХ веков», которая позволяет посетителям глубоко окунуться в архитектурно-пространственную среду и атмосферу крестьянской усадьбы, увидеть изнутри жизнь крестьянской семьи, поучаствовать в конкретных бытовых ситуациях и процессах.
Почтовая марка СССР 1955 года, репродукция картины В. Басова «В. И. Ленин среди крестьян села Шушенского», созданной в 1953 году (ЦФА [АО «Марка»] № 1810)
История создания
История музея в Шушенском берёт начало в 1924 году, когда возникло намерение увековечить память о пребывании в этом сибирском селе в конце XIX века В. И. Ленина как политического ссыльного. По решению жителей Шушенского был выкуплен дом крестьянки П. О. Петровой, где Ленин провел большую часть срока ссылки, в 1928 году выкупили и первую квартиру — дом крестьянина А. Д. Зырянова. Вначале здесь размещались сельский Совет и изба-читальня, затем было решено в этих домах создать ленинский музей. Он открылся в доме П. О. Петровой 7 ноября 1930 года.
С 1 января 1939 года был передан в ведение Красноярского крайкома ВКП(б) и вошёл в систему Центрального музея В. И. Ленина.
21 января 1940 года была открыта экспозиция и в доме А. Д. Зырянова1.
В связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина 24 апреля 1968 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 275 «О мерах по развитию и благоустройству п. Шушенского и других памятных мест, связанных с пребыванием В. И. Ленина в сибирской ссылке». Во исполнение этого постановления в Шушенском был создан (методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки) современный поселок городского типа и музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина». Основой создания мемориала явился Дом-музей В. И. Ленина, а также сохранившаяся в значительной степени архитектурно-пространственная среда центральной части Шушенского конца XIX — начала XX веков.
Музей-заповедник был торжественно открыт 12 апреля 1970 года, он стал одним из идеологических центров Красноярского края и его яркой достопримечательностью.
Филиал в селе Ермаковское был открыт 19 апреля 1970 года и просуществовал до 2005 года. В него входили: дом, в котором жил ссыльный П.Н. Лепешинский и где в августе 1899 года проходило совещание ссыльных Минусинского уезда под руководством В. И. Ульянова (Ленина), и дом, в котором жил А. А. Ванеев и где состоялось принятие «Протеста российских социал-демократов».
В 1988 году музей посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв, после чего с января 1990 года музей-заповедник перешёл на баланс Центрального комитета партии.
В связи с произошедшими в стране политическими изменениями с января 1992 года музей-заповедник был передан на бюджет Красноярского краевого управления культуры.
С 1993 года музей-заповедник существует в новом качестве. Коллегией краевого комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края была утверждена концепция его дальнейшего развития. Этому способствовали произошедшие в стране политические и экономические перемены. Из идеологического учреждения, каким он был со времени создания, музей преобразован в учреждение культуры с разнообразными формами работы и переименован в Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».
Министерством культуры Красноярского края в отношении музея-заповедника были приняты решения, которые расширили его функции и виды деятельности.
В 1998 году музей принял в свои фонды коллекцию бывшей народной картинной галереи им. И.В. Рехлова, насчитывающую более 1600 живописных и около 19000 графических работ. Коллекция составила третью часть основного фонда музея.
В 2011 году на сопредельной с музеем территории была введёна в строй «Новая деревня» (6 крестьянских усадеб конца XIX – начала XX веков, 34 постройки), с условиями для проживания, что позволило реализовать программы погружения в жизнь и быт крестьянской семьи конца XIX — начала XX веков, внедрить новую модель музейной коммуникации, создать дополнительные условия для развития туризма.
В 2011 году принято решение о восстановлении существовавшего до 2005 года филиала музея-заповедника в с. Ермаковское.
В 2011 году после реорганизации ГУК «Музей Ивана Ярыгина» (село СизаяШушенского района) стал филиалом музея-заповедника «Шушенское».
С 2012 года на территории новой деревни (5,3 га) продолжается формирование ландшафтного парка семейного отдыха с малыми архитектурными формами, что делает музей более привлекательным для местного населения и посетителей музея.
Краевое Государственное Бюджетное Учреждение Культуры Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» является правопреемником музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И.Ленина», в соответствии с его Уставом.
Музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина», дом крестьянина-середняка с усадьбой в с. Ермаковском, в соответствии с Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. «Об утверждении перечня объектов федерального исторического наследия (общероссийского значения), отнесён к памятникам федерального значения.
Музейный комплекс занимает территорию 16,4 га., экспозиционная площадь составляет – 157 417 м2. Фонды музея насчитывают на 01.01.2018 г. 107 681 единиц хранения, из них: 64 991 ед. хр. — основной фонд; 42 690 ед. хр. – научно-вспомогательный.
Специализация музея-заповедника – история, этнография, краеведение, крестьянская архитектура, художественное искусство и народное творчество, организация досуга посетителей и туристов.
В 2012 году музей-заповедник «Шушенское» отнесён к особо ценным объектам культурного наследия Красноярского края.
С 2011 г. является членом Международного Союза музеев (ИКОМ), с 2014 г. – членом Союза музеев России.
Деятельность
Основной и научно-вспомогательный фонд музея-заповедника «Шушенское» насчитывает свыше 108 тыс. единиц хранения. Он состоит более чем из 40 различных коллекций: мемориальные предметы, книги XIX — начала XX веков, средства передвижения, мебель, одежда, посуда, самовары, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа, нумизматика, графика, живопись, орудия земледелия, скотоводства, охотничьего промысла, пчеловодства, рыболовства, ткачества, обработки дерева, кузнечного и сапожного ремесел и др.
Обзорная экскурсия по музею знакомит с хозяйствами богатых и бедных сельских жителей, включает посещение волостного правления с тюрьмой, торговой лавки и кабака. Предлагает музей многочисленные тематические экскурсии, демонстрацию старинных ремесел, услуги крестьянской кухни. Для детей проводятся музейно-образовательные программы «Живая старина», «Как жили наши предки», «История культуры края». Проводятся фольклорно-развлекательные программы, включающие выступления творческих коллективов музея-заповедника: кукольного театра «Сундучок», этнографического театра и фольклорного ансамбля «Плетень». Оборудованы игровые площадки.
Большой популярностью пользуются межрегиональные народные гуляния «Широкая Масленица» и «Троица в деревне», собирающие десятки тысяч почитателей народных традиций. Музей ежегодно принимает гостей и участников Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «МИР Сибири».
На территории музея-заповедника работают мастерские: гончарная, бондарная, художественной обработки дерева, народного костюма.
Выставочный зал музея-заповедника предлагает документально-иллюстративные, этнографические, художественные экспозиции из собственных фондов и передвижные выставки из других музеев России.
Возможность перенестись на сто лет назад, пожить в крестьянской избе, пользуясь старинными предметами быта, освоить традиционные ремесла предоставляет архитектурно-этнографический комплекс музея-заповедника «Новая деревня». На прилегающей к музею территории разбит музейный парк для семейного отдыха.
Примечания
- Открытие второго дома-музея в селе Шушенском // Бурят-Монгольская Правда, № 021 (6950), 27 января 1940 года, стр.2
Шушенский район: Музей-заповедник «Шушенское»
Музей-заповедник «Шушенское» считается одним из лучших этнографических музеев мира. Уникальный комплекс под открытым небом сохранил первозданный облик сибирской деревни.
Территория музея превышает 16 гектаров, включает в себя мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина», архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» с усадьбами — аналогами деревянного зодчества Енисейской губернии конца XIX века, парковую зону.
В мемориальной части экспозиции представлено 29 домов. Из них 23 — подлинные, построенные в конце XIX столетия. В домах и на усадьбах воссозданы условия жизни сибиряков, отражены основные занятия крестьян, показаны подсобные промыслы и ремёсла.
В двух домах, где квартировал в годы ссылки В. И. Ленин, сохраняется мемориальная обстановка.
В усадьбах архитектурно-этнографического комплекса «Новая деревня» реализуется музейная программа «Погружение в жизнь и быт сибирских крестьян конца XIX — начала ХХ веков», которая позволяет посетителям глубоко окунуться в архитектурно-пространственную среду и атмосферу крестьянской усадьбы, увидеть изнутри жизнь крестьянской семьи, поучаствовать в конкретных бытовых ситуациях и процессах.
Основной и научно-вспомогательный фонд музея-заповедника «Шушенское» насчитывает свыше 108 тыс. единиц хранения. Он состоит более чем из 40 различных коллекций: мемориальные предметы, книги XIX — начала XX веков, средства передвижения, мебель, одежда, посуда, самовары, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа, нумизматика, графика, живопись, орудия земледелия, скотоводства, охотничьего промысла, пчеловодства, рыболовства, ткачества, обработки дерева, кузнечного и сапожного ремесел и др.
Обзорная экскурсия по музею знакомит с хозяйствами богатых и бедных сельских жителей, включает посещение волостного правления с тюрьмой, торговой лавки и кабака. Предлагает музей многочисленные тематические экскурсии, демонстрацию старинных ремесел, услуги крестьянской кухни. Для детей проводятся музейно-образовательные программы «Живая старина», «Как жили наши предки», «История культуры края». Проводятся фольклорно-развлекательные программы, включающие выступления творческих коллективов музея-заповедника: кукольного театра «Сундучок», этнографического театра и фольклорного ансамбля «Плетень». Оборудованы игровые площадки.
Музей-заповедник «Шушенское» — Шушенское.инфо
Государственное учреждение культуры историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» – уникальный музейный комплекс под открытым небом, широко известный в России и за ее пределами. Сейчас это крупное государственное хранилище исторических, архитектурно-этнографических и природных памятников, научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение.
НАШ АДРЕС:
662713, Красноярский край, п. Шушенское, ул. Новая, 1.
Телефон: +7 (39139) 3-20-74, 3-71-98.
История музея
Свое начало история музея в Шушенском берет в 1925 году, когда было принято решение увековечить память о пребывании в этом сибирском селе в конце XIX века В.И. Ленина как политического ссыльного. По решению жителей Шушенского были выкуплен дома крестьянина Зырянова и крестьянки Петровой, где проживал В. И. Ленин, в них была воссоздана мемориальная обстановка. Поначалу экспозиция была небольшой и поток посетителей был невелик, но, когда музей официально вошел в систему Центрального музея В.И. Ленина, многое изменилось: заметно поднялся уровень работы музея, появились постоянные подготовленные кадры, расширилась экспозиция, разнообразнее стали формы работы (лекции, выставки), значительно возрос поток посетителей, в том числе и иностранных.
В 1970 году к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина музей был преобразован в мемориальный музей-заповедник “Сибирская ссылка В. И. Ленина”. Теперь в него вошла также сохранившаяся архитектурно-пространственная среда центральной части Шушенского конца XIX – начала ХХ века. Впервые в стране в экспозицию мемориального музея был включен значительный историко-бытовой раздел, представляющий фрагмент сибирской деревни во всей полноте ее хозяйственной жизни – всего 29 усадеб с почти 200 постройками разного типа на площади 6,6 га. В состав музея-заповедника также вошли памятные места в окрестностях Шушенского и филиал в селе Ермаковское. В 1970 году музей-заповедник был включен во Всесоюзный туристский маршрут.
Со временем стало ясно, что название “Сибирская ссылка В. И. Ленина” стало узким для музея-заповедника, и был поставлен вопрос о переименовании музея в историко-этнографический музей-заповедник “Шушенское”.
Музей сегодня
Сейчас историко-этнографический музей заповедник «Шушенское» кроме большой обзорной экскурсии предлагает и различные тематические экскурсии – например, “Сибирская ссылка В. И. Ленина”, “Гончарное искусство” и другие (всего 64). Посетителей историко-этнографического музея-заповедника “Шушенское” знакомят с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры; в сельскую лавку со смешанными товарами; в волостное правление с тюремным помещением; в кузницу; питейное заведение (кабак).
Весной на приусадебных участках высеваются сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся крестьянами в конце XIX века. Создаются постоянные и сменные выставки из собственных фондов, фондов других музеев. Среди них выставки: “Русская икона”, “Волшебная глина”, “У самовара”, “Одежда сибирских крестьян”, “Мебель крестьянского дома”, “Орудия земледелия конца XIX – начала ХХ века”, “Металл. XIX век”, “Промыслы сибирских крестьян” и другие.
В музее работают гончарная мастерская, мастерская резьбы по дереву, создается бондарная мастерская. Во время театрализованных экскурсий и музейных праздников они демонстрируют свое умение и готовые изделия, делятся секретами мастерства. В музее создан Детский музейный центр, где в творческих мастерских дети знакомятся с традиционными старинными народными ремеслами: гончарным, ткачеством, вышивкой, изготовлением кукол и т. д. Традицией стала организация на территории музея-заповедника массовых гуляний, приуроченных к народным праздникам: “Масленица”, “Троица”, «Сельская ярмарка ремесел» и другие.
Развлечения
По предварительным заявкам проводятся и фольклорно-развлекательные программы. В новогодние праздничные дни – это “Рождественские встречи с русской стариной”, “Зимние святки», летом – “Сибирские посиделки” с традиционными народными играми и забавами, тематическая программа «К нам на чай» и другие. В программах принимают участие художественные коллективы музея-заповедника – фольклорный театр, кукольный театр “Сундучок” и фольклорный ансамбль “Плетень”. Также в музее проводят старинный свадебный обряд. Коллектив музея-заповедника работает не только с местными жителями и гостями поселка, но и выезжает с выставками, беседами, концертными программами ансамбля в другие районы Красноярского края, Хакасии, Тувы.
В настоящее время историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» стал одной из наиболее важных и привлекательных достопримечательностей Шушенского. Сейчас музейные объекты занимают общую площадь около 16 гектаров. При музее построен архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» – современный «музей-отель». Комплекс состоит из 6 усадеб, построенных в стиле XIX века. Здесь организуются программы «Погружение в жизнь и быт сибирских крестьян конца XIX – начала XX века», в которые входят: экскурсии по музею и «Новой деревне», ночлег в крестьянском доме, сибирская кухня, мастер-класс по освоению ремесел, фотографирование в народных костюмах, русская баня, катание на лошадях и др.
Этнографический комплекс «Новая деревня»
В «Новой деревне» есть все необходимое для полноценного отдыха гостей – баня-сауна с бильярдом и комнатой отдыха; кафе, стилизованное под городскую ресторацию прошлого века; детская игровая площадка, охраняемая автостоянка, кабельное телевидение, система видеонаблюдения и пожарной охраны. Несмотря на то, что вы будете проживать в обстановке XIX века, в домах для ночлега есть все современные удобства и бытовая техника. «Новая деревня» предлагает услуги по организации корпоративных и частных мероприятий, делового, конгрессного и событийного туризма и может принять одновременно до 30 человек.
Также при музее открыт «Парк семейного отдыха» с развлечениями для взрослых и детей, работает сувенирная лавка.
Подробную информацию можно получить по электронной почте или посетив официальный сайт.
Фото: Ю.Моргунов
Музей-заповедник «Шушенское» как центр развития рекреации и туризма в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»
58
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
3. Аганбегян А. Кризис: беда и шанс для России. — М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2009. — С. 121.
4. Сайт «Деловой России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deloros.ru/main.php?mid=19&doc=20557.
МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИК «ШУШЕНСКОЕ»
КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
© Селиваненко А.М.*
Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета,
г. Красноярск
В статье рассматривается современный опыт сохранения одного из крупнейших исторических комплексов деревянного зодчества Сибири -историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», созданный в 1970 году. Развитие туризма на базе музея-заповедника «Шушенское» является одним из основных направлений сохранения и использования культурного наследия.
Ключевые слова сохранение, музей-заповедник Шушенское, туризм.
Красноярский край относится к числу сибирских регионов Российской Федерации (РФ) с наиболее высоким потенциалом культурного наследия. Среди культурно-исторических объектов Красноярского края ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые благодаря рекреационной привлекательности способны удовлетворить потребности экскурсионно-познавательного отдыха и туризма. Согласно Программе реализации основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, на государственной охране состоит 3220 объектов культурного наследия, из которых 271 — памятники истории и культуры федерального значения, 847 — регионального, из оставшихся 2102 объектов большую часть составляют памятники археологии. В Красноярском крае 345 архитектурных и градостроительных, 421 исторических, 1067 археологических, 20 искусствоведческих памятников. Наибольшее количество объектов сосредоточены в городах края: Ачинске, Красноярске, Канске, Мину-синке и Енисейске (424 объекта, или 55,3 % от общего количества памятни-
Аспирант.
Региональная экономика
59
ков архитектуры, градостроительства и истории). Эти города включены в «Список исторических поселений РФ». Кроме них в этот список входят села Ермаковское, Тассево, поселок Шушенское [1].
В настоящее время предполагается открыть туристические историкопознавательные маршруты в Курагинском, Кежемском и Шарыпов-ском районах [2].
Культурный потенциал региона, выраженный в его историческом наследии, на сегодняшний день становится фактором привлечения туристских потоков, а наличие уникальных исторических объектов предопределяет успешное развитие туристско-рекреационного направления в регионе.
Несмотря на то, что в Красноярском крае 3220 объектов культурного наследия, этот потенциал используется незначительно. И тому были как объективные, так и субъективные конкретно исторические причины.
До распада СССР в 1991 г. Красноярский край был закрытым регионом для иностранных туристов, за исключением Хакаской автономной области, г. Минусинска, с.Шушенское.
В связи с тем, что в настоящее время ставится задача сделать культурное наследие Красноярского края достоянием отечественной и мировой общественности в данной статье ставится задача обобщить опыт историкоэтнографического музея-заповедника «Шушенское» по удовлетворению потребностей экскурсионно-познавательного отдыха и туризма.
История музея «Шушенское» начинается с 1920-х гг., когда в честь пребывания в ссылке председателя СНК РСФСР В.И. Ленина в конце XIX века был открыт мемориальный комплекс из двух домов.
С момента его основания он приобрел широкую известность. Однако музей вскоре перестал удовлетворять возросшим интересам посетителей. Поэтому было принято решение о расширении экспозиции [3]. Известно, что в конце XIX века на территории двух смежных кварталов села стояло 36 изб и около 100 надворных хозяйственных построек.
В истории музея в Шушенском можно выделить 4 этапа [4]:
Первый этап (1930-1938 гг.). Музей продолжал традиции избы-читальни. Квалифицированных музейных работников не было, поэтому экспозиция не расширялась, и форма работа была однообразной. Количество посетителей за этот период составило 37,4 тыс. человек.
Второй этап (1939-1969 гг.). Музей вошел в систему Центрального музея В.И. Ленина, переведен в ведение Красноярского крайкома ВКП (б). Появились квалифицированные кадры, расширилась экспозиция, стали проводиться разнообразные лекции, конференции, выставки.
Главной задачей дирекции музея стала обеспечить охрану мест и домов, где жил в ссылке В.И. Ленин, восстановить бытовую обстановку жизни Ленина и Крупской, перестроить документальную экспозицию на основе вышедшего в свет в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП (б)», превратить музей в очаг пропаганды марксизма-ленинизма.
60
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Возникнув как идеологическое учреждение, Дом-музей оставался таковым на протяжении всей своей истории до 1990 г. (с 1970 г. в составе музея-заповедника). В этот период существенно возросла посещаемость.
Третий этап (1970-1993 гг). В 1970 г к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в Шушенском методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки были созданы современный поселок городского типа и мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина».
Основой для создания такого заповедника стали уже существовавшие Дом-музей В.И. Ленина, а также сохранившиеся в значительной степени архитектурно-пространственная среда центральной части села Шушенское конца XIX — начала ХХ в.
Перед авторами проекта — специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината, НИИ культуры РСФСР и ряда ведущих музеев страны стояла задача исторически достоверно воссоздать центральную часть старинного сибирского села Шушенского, прилегающую к мемориальным ленинским домам. Главным архитектором был Б.В. Гнедовский.
Чтобы представить себе объем работы, достаточно вспомнить несколько цифр. В конце XIX века на территории двух смежных кварталов села стояло 36 изб и около 100 надворных хозяйственных построек. К началу реконструкции музея в 1968 году здесь сохранялось 20 изб и всего 20 надворных построек. Полностью исчезли характерные приметы прежнего сибирского села, на смену которым пришло современное благоустройство.
Предстояло восстановить утраченный разнообразный комплекс жилых, хозяйственных и административных зданий последних лет XIX века. Данные об их облике собирались по крупицам: упоминания о них искали в архивных документах, расспрашивали старожилов, призвали на помощь археологов. Часть на первый взгляд, казалось бы, безвозвратно утраченных сооружений удалось отыскать в самом Шушенском или окрестных селах, куда они были когда-то перевезены. Облик других удалось восстановить по старым фотографиям, обнаруженным в архивах. Для восполнения утраченных зданий на поиск по ближним и дальним селам Минусинской котловины вышли экспедиции архитекторов и историков, которые обнаружили много находок. Благодаря этому на территорию музея свезли несколько десятков старых построек, восполнивших утраты [3].
Если для первых этапов, до 1970 г., была характерна преимущественная ориентация на раскрытое истории пребывания в Шушенском В.И. Ленина, то после 1970 г. главной темой музея постепенно становится не только ссылка Ленина, но и вообще проблема политической ссылки периода борьбы с царским самодержавием на протяжении всего XIX века, т.е. в течение всего периода, когда Шушенское было местом отбывания наказания революционеров.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1968 г. № 275 «О мерах по развитию и благоустройству поселка Шушенского и
Региональная экономика
61
других памятных мест, связанных с пребыванием В.И. Ленина в сибирской ссылке» послужило мощным импульсом хозяйственного развития района и поселка.
Музей-заповедник вошел в систему международного и отечественного туризма. Посещаемость музея превысила 200 тысяч человек в год, что составляло 25 % всех посетителей музеев Красноярского края. В 1987 году — максимальный рекорд посетителей — 275 тыс. чел. За эти годы (1970-1993 гг.) музейзаповедник посетило более 5 миллионов человек.
В 1990-е года в связи с тем, что изменилась парадигма общественного и государственного развития была приостановлена деятельность КПСС, идеология и вожди которой подверглись уничтожительной критики, перед мемориальным музеем-заповедником «Сибирская ссылка В.И. Ленина» стала задача о его сохранении и привлечения туристов.
Четвертый этап начался с 31 марта 1993 г., когда коллегией краевого комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края была утверждена концепция дальнейшего развития музея-заповедника «Шушенское», разработанная творческой группой сотрудников музея-заповедника под руководством Н.А. Никишина из Российского института культурологии Министерства культуры и Российской академии наук. Посетителей историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» знакомят с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры, в сельскую лавку со смешанными товарами, в волостное правление с тюремным помещением, в питейное заведение (кабак). Весной на приусадебных участках высеваются сельско-хозяйственные культуры, выращивавшиеся крестьянами в конце XIX века. Дома, где прежде размещалась документально-иллюстративная экспозиция, используются для постоянных и сменных выставок из собственных фондов, фондов других музеев (Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М.Мартьянова, Хакасского республиканского краеведческого музея, Красноярского краевого краеведческого музея). Среди них выставки: «Русская икона», «Из грязи, да в князи», «Одежда сибирских крестьян», «Мебель крестьянского дома», «Орудия земледелия конца XIX — начала XX вв.», «Металл. XIX век», «Время генерала А.И. Лебедя». Создаются и документально-иллюстративные выставки: «Великая или ошибочная», «Шушенская волость в документах Минусинского архива VIII-XIX вв.», «История Шушенского», которая будет открыта к 260-летию Шушенского и другие.
Изучение и возрождение традиционных ремесел и промыслов, старинных умений и навыков сибиряков становится перспективным направлением музея-заповедника.
Особую гордость музея составляют фонды изобразительного искусства и прикладного творчества из бывшей народной картинной галереи
62
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
имени И.В. Рехлова (17 тыс. ед. хр.), где представлено творчество более тысячи художников мира, в том числе более пятидесяти — Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.
В 2003 г. насчитывалось свыше 74 тыс. единиц хранения: преимущественно памятники материальной и духовной культуры сибиряков рубежа XIX-ХХ вв.; произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, сувениры Шушенской фабрики. Музей неоднократно становился победителем международной Красноярской музейной биеннале, участником международной выставки в г. Штутгардте (Германия) «Сибирь не так холодна» в 2000 г., лауреатом республиканского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», победителем краевого профессионального конкурса «Вдохновение», награжден Дипломом Законодательного собрания Красноярского края.
Более того, историко-этнографический музей «Шушенское» становится экомузеем, целью которого является развитие культуры конкретного места, музея времени, пространства и действия [5]. Особенностью такого музея является создание новых структур, таких как мастерские, клубы, фольклорные и этнографические коллективы, детский музейный центр с мастер-классами по обучению ремеслам и т.д. Действительно, музейный фольклорный ансамбль «Плетень», этнографический и кукольный театры, мастерские: бондарная, резьбы и росписи по дереву, пошиву народного костюма, действующие «Крестьянская кухня» и «Кузница», Детский музейный центр с мастерклассами, этнографической площадкой и семейным клубом «Уклад» оказались востребованными для посетителей музея. Большой популярностью также пользуются сувениры, изготовленные в вышеуказанных мастерских.
Большими региональными праздниками стали народные гулянья «Прощай, Масленица», «Троица в деревне», с ярмарками ремесел и разнообразными забавами для детей и взрослых, в которых принимают участие 15 тыс. человек.
Успешно реализуются региональные проекты «День музея на селе», «Здравствуй, глубинка», «Проводы в армию».
Международный фестиваль мировой этнической музыки «Саянское кольцо» с мастер-классами, праздником ремесел стал брендом для региона и края.
Также у гостей музея вызывают интерес многочасовые фольклорноразвлекательные программы «Сибирские посиделки», «Зимние святки», «Рождественские встречи с сибирской стариной», «К нам на чай», «Крестьянская кухня» и другие.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» с современным туристическим комплексом успешно реализует краевые и республиканские научно-практические конференции и семинары, краеведческие и этнографические экспедиции. Его партнерами и заказчиками являются Администрация Красноярского края, учреждения образования и культуры
Региональная экономика
63
Красноярского края и Республики Хакасия, туристические организации Абакана, Красноярска, Москвы, Минусинска.
В 2011 году на территории музея-заповедника был открыт архитектурно -этнографический комплекс «Новая деревня» с природно-ландшафтным парком. Комплекс включает 6 крестьянских усадеб с надворными постройками и хозяйственными помещениями (аналоги памятников деревянного зодчества Приангарья и юга Красноярского края конца XIX — начала XX вв.). «Новая деревня» с комфортными условиями для временного размещения туристов открывает новые возможности для знакомства с историческими, культурными и природными памятниками Южной Сибири.
Договоры о сотрудничестве более чем с 50 партнерами и турфирмами позволяют музею ежегодно принимать около 240 тыс. человек из 47 стран мира.
Ежегодно объем платных услуг в музее увеличивается на 15-20 %, посещаемость — на 10-15 %, прирост фондов — на 10-12 %. В музее проводится более 5 тысяч экскурсий, более 500 массовых мероприятий.
По мнению директора музея Г. А. Бугаевой, музей располагает достаточным культурным и кадровым потенциалом для приема туристов. Но проблема заключается в том, что необходим комплексный подход и общая концепция в туристическом освоении территории [6].
Памятники истории и культуры должны полноценно участвовать в современной социально-экономической жизни. Добиться этого можно, в том числе и за счёт грамотно организованных туристических центров и площадок. Их создание находится в плоскости многих законов и иных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края, основными из которых являются Градостроительный и Земельный кодексы, Закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и т.д.
По мнению Е.В.Перетягиной, государственная поддержка развития туризма возможна лишь в случае, если город или поселок получит статус «туристического центра России» [7]. Пос. Шушенское удовлетворяет необходимым требованиям, а именно:
1. Наличие бренда. Музей-заповедник «Шушенское» — единственный в крае мемориальный комплекс под открытым небом.
2. Наличие в градорегулирующих документах (Генеральном плане пос. Шушенское и схеме территориального планирования Красноярского края) разработанных утверждённых схем туристических маршрутов и туристических площадок, обеспечивающих сохранение уникальных мест.
3. Наличие региональной образовательной базы для подготовки квалифицированных специалистов, обеспечивающих все этапы создания туристических площадок, от изучения и реставрации объектов культурного наследия до подготовки экскурсоводов.
64
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
4. Осознание властью историко-культурного и природного резерва региона и его полноценного включения в жизнь путём активизации деятельности по организации историко-культурных рекреационных зон.
Анализ социально-экономической эффективности показал, что при увеличении туристских потоков увеличится занятость населения, будет развито малое предпринимательство, улучшится социальная обстановка в поселке. Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства региона, а также строительство гостиниц и прочих объектов инфраструктуры регионального туризма.
Таким образом, природное и культурное наследие пос. Шушенское создает благоприятные условия для развития в Красноярском крае центра рекреации и туризма различной тематической направленности. Возможна реализация ряда культурно-рекреационных маршрутов, историко-краеведческих туров, археологических, этнографических, военно-исторических, историко-биографических, а также религиозных туров экскурсионной направленности.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п «Об утверждении Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы».
2. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Проблемы создания новых музеев под открытым небом в Сибири как хранителей традиции деревянного зодчества (на примере г. Кодинска Красноярского края) / А.Ю. Майничева, Е.И. Глухих // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 387. -С. 98-104.
3. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею / Б.В. Гнедовский, Э.Д. Добровольская. — М.: Искусство, 1980. — 192 с.
4. Степанов А.В. Музей-заповедник «Шушенское» — этапы развития / А.В. Степанов // Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004 гг.) / [отв. за вып. Л.Н. Ермолаева; науч. ред. В.Л. Воробьев]. — Минусинск: [б. и.], 2005. — Вып. 3. — С. 14-18.
5. Бугаева Г.А. К вопросу о музее в Шушенском / Г. А. Бугаева // Сборник материалов научно-практических конференций (2008-2009 гг.) / гл. ред. А.В. Степанов [и др.]. — Шушенское: [б. и.], 2009. — С. 7-10.
6. Бугаева Г.А. Влияние краевого учреждения культуры на формирование культурной политики региона: [музей-заповедник в селе Шушенское (Красноярский край)] / Г.А. Бугаева // Культурное наследие и стратегии регионального развития: материалы Сибирского музейного форума, Красноярск, Россия, 20-21 февраля 2009 / М-во культуры Краснояр. края, Краснояр. краев. краеведч. музей, Союз музеев России.
7. Перетягина Е.В. Объекты историко-культурного наследия как ресурс развития туристического бизнеса в историческом городе / Е.В. Перетягина // Вестник ТГАСУ — 2008. — № 3. — С. 117-122.
Музей в Шушенском и Ленин: usolt — LiveJournal
Прошедшим летом по приглашению РусГидро удалось посмотреть на Саяно-Шушенскую ГЭС (см. записи по тэгу СШГЭС) и, когда выдались несколько свободных часов, вместо обеда и отдыха, бросил все, снял такси и поехал в легендарное Шушенское, где Ленин в свое время отбывал ссылку, и в связи с близостью которого крупнейшую ГЭС в Саянах назвали в том числе и Шушенской.
Ныне поселок городского типа находится действительно в изрядном отдалении от крупных городов и когда еще туда доберешься.
Ленина сослали в Шушенское в 1897 г. и в общей сложности он пробыл здесь 3 года. Добираться тогда до Шушенского возможно было сильно на перекладных, сначала поездом, от станции нужно было добраться до реки, а затем, дождавшись сезона, по реке Большая Шушь добраться до пункта назначения. Выбираться нелегче. Неудивительно, что в такой глуши заскучаешь, из развлечений, судя по всему только коньки да охота. В Шушенское к Ленину приехала жена — Надежда Крупская, причем приехала со своей матерью, как писали в одной книге рассказов о Ленине: «Владмир Ильич так обрадовался, что сразу же ушел надолго на охоту»
За три года Ленин и Крупская пожили в двух домах в Шушенском
После смерти Ленина в 1924 г. сначала в одном доме решено было устроить клуб-читальню, затем для общественности открыли и второй дом, а к столетию «вождя мирового пролетариата» в 1970 г. подумали и решили полностью сохранить дожившую до этого времени часть Шушенского, а знаковые постройки восстановить. В результате, получилась эдакая этнодеревня, куда в советское время толпами возили туристов и школьников, а сейчас, конечно, же интерес угас, при этом сейчас упор идет даже не на Ленина, а на именно этнодеревню, фестивали фольклора и показ крестьянского уклада конца 19 — начала 20 вв. Даже на официальном сайте про Ленина уже ни слова.
Давайте уже пойдем прогуляемся:
Зайдем в первый дом, где Ленин поселился по прибытию в ссылку и прожил год.
Дом зажиточного крестьянина. Гостиная:
Широко ходила легенда про то, что в ссылку Ленин приехал с роялем (!), на что экскурсоводы, конечно, смеются и разводят руками: «Отродясь никаких роялей здесь не было, в наше-то время привезти его в сего большая проблема, а уж сто с лишним лет назад так и вообще это представлялось делом почти невозможным»
Кабинет:
Поражает то, что деревня стоит будто на каком-то пустыре, деревьев толком нет. Но, судя по старым фото, также было и при Ленине, в воспоминаниях отдельно отмечено, что Владимира Ильича неприятно поразила голая местность, посреди которой и стояло село
Восстановлен быт, вот, напирмер, колодец
А вот и второй дом, где жил Ленин в последующие два года ссылки
На лужайке у дома стоит «памятник работы московского скульптора Томского» (он же автор памятника бравому писателю Гоголю на Гоголевском)
Подойдем к дому поближе
Здесь жилище зажиточной крестьянки побогаче будет и подороже для аренды. Даже колонны есть, все как у барина:
Свой большой двор
Раскидистая ель, правда, появилась позже
Гостиная:
Комната девки-прислуги:
Кабинет:
Он же спальня в другом углу:
Забавно, что спали Ленин и Крупская именно так, на раздельных кроватях. Обстановка восстанавливалась еще при жизни Надежды Константиновны, поэтому, надо думать, восстановлено более-менее точно. Кстати, обвенчались (да, именно обвенчалисьв местной церкви) Ленин с Крупской здесь же, в Шушенском в 1898 г.
На стене висит ружье, охота — одно из немногих развлечений в тогдашней страшной глуши (да и сейчас дорога неближняя)
И тут же немецкие коньки:
Строго говоря, коньки не ленинские, а точная копия
И тут же копия зимней верхней одежды:
Что еще посмотреть в Шушенском? Да, в общем-то не самая интересная этнодеревня. А с учетом дороги и вообще, в тех же Костроме и Великом Новгороде гораздо интересней
Ну вот местная администрация:
А вот дореволюционное областное СИЗО за частоколом (восстановлено к 1970 г.)
Нехитрый интерьер камеры
Сельпо:
«Изба бедняка»:
Отдельно радуют дотошно восстановленные дуги, чтобы счищать грязь с обуви
И снова общий вид:
Считайте, как сами побывали. Даль несусветная, несколько часов на машине от Абакана. Специально ехать никакого смысла, но если прям рядом будете в тех краях, в радиусе 100 км, то можно и заскочить!
Пионерский салют!
Посвящается всем рожденным в СССР, неизменно учившим про Шушенское, но так до туда и не доехавшим.
Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения в р. п. Шушенское
Национальный парк «Шушенский бор» находится на юге Красноярского края — на землях Шушенского района. Состоит из двух различных по площади и ландшафтам природных участков: Перовского, представляющего собой лесостепную зону, и Горного, находящегося в горной системе Западного Саяна.
Особенностью музея-заповедника является то, что он создан на основе двух поселений – Ермаковское и Шушенское. Село Ермаковское было специальным поселением для ссыльных в годы Российской империи. Ссыльные оказали положительное влияние на развитие культуры и экономики, просвещения и распространение грамотности этого села, они и были первыми учителями сибирских детей. В Шушенском же проводил свою сибирскую ссылку В. И. Ленин. В последствии, село Шушенское и район строились и развивались преимущественно, как памятник вождю пролетарской революции. Как памятник истории и природы, получил статус мемориального лесопарка Музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И. Ленина».
В 1993 году музей был переименован в «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».
В настоящее время Национальный парк относится к наиболее значимой категории особо охраняемых природных территорий федерального значения и является природоохранным, эколого-просветительским и научно- исследовательским учреждением. Его территория включает в себя комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для развития регулируемого туризма. Состояние объектов культурного наследия представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.
Задача сохранения объекта культурного наследия федерального значения — достопримечательного места «Мемориальный музей «Сибирская ссылка В.И. Ленина» представлена следующими основными принципами:
• Восстановление и максимальное сохранение историко-культурного потенциала окружающей градостроительной и ландшафтной среды;
• Дифференциация прилегающих территорий по степени ценности;
• Определение регламентов, режимов охраны и использования территорий;
• Определение регламентов для нового строительства с целью сохранения целостного восприятия объекта культурного наследия в его среде;
• Соблюдение гармоничного сочетания исторической и современной застройки в условиях реконструкции и нового строительства;
т
На протяжении нескольких десятилетий Шушенский район является одним из рекреационных центров Сибири, известных в нашей стране и за рубежом. А наличие и доступность разнообразных историко-культурных и природных объектов делает эту территорию уникальной.
Основными задачами проектного решения является сохранение и восстановление индивидуального облика исторического посёлка, выявление и охрана всех имеющихся в исторической части Шушенского историко- культурных ценностей, установление режимов нового строительства и регенерации среды, которые сохраняют историческую застройку, ландшафт, индивидуальный облик села и способствуют гармоничному формированию и функциональному развитию общественного центра с музеем-заповедником.
Проектное решение основывается на детальном анализе ландшафта, при составлении историко-культурного опорного плана и схемы ландшафтного анализа территории посёлка, на материалах натурного обследования.
Экскурсии в Шушенский музей
1. Страницы истории с. Шушенское
История поселка богата и интересна. Предметы, фотографии, документы музейной экспозиции помогут перелистать наиболее яркие страницы истории Шушенского. Викторина и фильм закрепят знания ребят по истории своей малой Родины.
2. Политическая ссылка в Шушенской волости
На протяжении всего XIX века глухое сибирское село Шушенское было местом политической ссылки: от участников восстания декабристов в Петербурге 1825 года до пролетарского этапа в революционном движении. Фотографии, уникальные документы экспозиции помогут расширить знания ребят об этом периоде российской истории.
3. Сибирская ссылка В.И. Ленина
Экскурсия знакомит с условиями проживания В.И. Ленина в период сибирской ссылки. Она основана на подлинных предметах, воспоминаниях местных крестьян, родных и близких В.И. Ленина.
4. России верные сыны
Документально-художественная композиция посвящена Отечественной войне 1812 года, участниками которой были крестьяне села Шушенского. Основана на фотографиях, архивных документах, литературных источниках.
5. Шушенцы — защитники Отечества
Экскурсия о героизме и мужестве жителей села Шушенское — участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. О тех, кто вернулся домой с Победой и о погибших на полях сражений.
Экскурсия проходит в музее Боевой Славы (ул. Пионерская, 8).
6. Волостной крестьянский суд
Экскурсия проводится в одном из самых интересных объектов музея — волостном правлении, она знакомит со структурой волостного крестьянского суда. Проходит в форме ролевой игры, участники которой становятся судьями, истцами, ответчиками, свидетелями по судебным делам в конце XIX века.
7. Архитектура крестьянских строений Минусинского округа и Приангарья
Экскурсия знакомит с архитектурно-этнографическим комплексом «Новая деревня»: с усадьбой «гнездом» и домом охотника-ангарца. Она позволяет погрузиться в жизнь и быт сибирских крестьян конца XIX — начала XX веков, подробно рассмотреть предметы быта, попробовать в работе некоторые орудия труда.
8. Особенности архитектуры с. Шушенского конца XIX – начала XX веков
Во время экскурсии предоставляется возможность побывать в домах, возраст которых около 200 лет, познакомиться с секретами их постройки, а также с особенностями деревянного зодчества конца XIX — начала XX веков.
9. Таинственные узоры в архитектуре крестьянских строений конца XIX века
Экскурсия на примере старинных домов показывает, как крестьяне украшали свои жилища. Загадки, пословицы, легенды дополняют рассказ экскурсовода и помогают разобраться в символах, узорах, видах резьбы деревянных строений.
10. Что нам стоит дом построить
Экскурсия . проходит в «Детской заимке» архитектурно-этнографического комплекса «Новая деревня». Мастер-плотник Кузьма Иванович увлекательно рассказывает о заготовке и обработке бревен, о секретах строительства, показывает старинные инструменты. В конце экскурсии дети из строительных заготовок собирают макет крестьянского дома.
11. Интерьер крестьянского дома
Экскурсия проходит в одном из крестьянских домов, знакомит с внутренним убранством: русской печью, полатями, красным углом, старинной мебелью и аксессуарами, модными в конце XIX века.
12. Русская икона
Экскурсия дает возможность познакомиться со старинными иконами, узнать, кого изображали иконописцы, какова роль православной иконы в обрядовой культуре сибирских крестьян.
13. Роль православной церкви в жизни крестьян. История Шушенской церкви
Экскурсия рассказывает об истории Шушенской церкви. Она основана на подлинных документах и предметах православного культа из коллекции музея-заповедника «Шушенское»
14. Обряд крещения
Почему крещение для православного человека считалось вторым рождением? Кто мог быть крестным отцом и матерью? Как выбирали имя ребенка? Об этом и многом другом можно узнать, побывав на тематической экскурсии, сопровождающейся видеороликом «Крещение младенца в церкви».
15. Свадебный обряд в Сибири
Экскурсия знакомит с ритуалами свадебного обряда и свадебным фольклором, позволяет побывать в роли жениха и невесты, рассмотреть приданое молодых, услышать свадебные песни, приговоры и причеты.
16. Семейная жизнь сибирских крестьян
Какая семья пользовалась в деревне всеобщим уважением? Почему крестьянские семьи были прочными, а дети — дружными и работящими? На чем держался авторитет главы семейства? На эти и другие вопросы дает ответ тематическая экскурсия.
17. Традиции в крестьянской сибирской семье в конце XIX — начале XX веков
Экскурсия знакомит с духовными основами христианского брака, взаимоотношениями в семье, с особенностями и правилами воспитания детей в конце XIX века.
18. Детишек воспитать — не курочек пересчитать
Экскурсия проходит в форме моноспектакля. Перевоплотившись в молодую крестьянскую маму, экскурсовод рассказывает о воспитании дочери, о том, каким женским занятиям ее нужно научить, какие качества характера воспитать, как подготовить к замужеству и рождению будущих детей. Рассказ сопровождается колыбельными песнями, потешками, приговорами, частушками.
19. На уроке в приходской школе
Экскурсия проходит в форме урока в крестьянской школе конца XIX века. Дети знакомятся с буквами славянского алфавита, читают слова, пишут в тетрадях гусиными перьями. В заключение помогают крестьянскому мальчику выполнить домашнее задание.
20. Рассказы моей бабушки
Экскурсия знакомит с творчеством сказителя из Шушенского И.И. Исаева. В фондах музея-заповедника «Шушенское» бережно хранятся его произведения народной прозы и сделанные своими руками деревянные игрушки. Особое место
в его творчестве занимают рассказы о древних верованиях и суевериях русского народа.
21. Что за чудо эти сказки
Экскурсия проходит в форме викторины. В старинном крестьянском доме, где находятся предметы, упоминаемые в русских народных сказках, дети, разбитые на команды, отвечают на вопросы по сказочной тематике.
Команду победителей ждет приз.
22. Делу время, а потехе час
На экскурсии можно узнать о том, как жила крестьянская община, как крестьяне работали, отдыхали и почему для них были так важны «помочи» и «побратимство». Зачем собирались на «посиделки» и как проходили молодежные «вечерки»?
23. Что есть в печи, все на стол мечи
Почему мы говорим: «Наелся досыта»? Что ели сибиряки в будни и в праздники? Какова технология приготовления пищи в русской печи? Почему на свадьбу пекли «курник», на Пасху — куличи, а на Масленицу -блины? На все эти вопросы можно получить ответ во время «застольной» экскурсии.
24. Не ленись с плужком, будешь с пирожком
Экскурсия знакомит с одним из основных занятий сибирских крестьян — земледелием, со старинными орудиями и особенностями обработки земли.
25. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
Экскурсия с элементами театрализации и демонстрацией того, как запрягают лошадь. Проходит в форме конной прогулки по улицам старинного села.
26. Охотничий промысел в Саянах
Экскурсия знакомит с особенностями охотничьего промысла, с дикими животными и птицами, которые водились в окрестностях села Шушенского.
27. Рыболовный промысел на Енисее
Экскурсия знакомит со старинными орудиями рыбной ловли, технологией их изготовления и с разнообразием обитателей рек и озер Шушенской волости.
28. Скотину водить, не разинув рот ходить
Экскурсия знакомит с одним из основных занятий сибирских крестьян — скотоводством. На ней можно узнать, каких домашних животных держали крестьяне в своем хозяйстве, как ухаживали за скотом, какие продукты животноводства были популярны в конце XIX столетия.
29. Мед есть — в улей лезть
Экскурсия проходит в доме зажиточного крестьянина-пчеловода. Рассказывает об особенностях пчеловодства в конце XIX века, знакомит с предметами этого доходного промысла.
30. Кузнец — всем мастерам отец
Экскурсия знакомит с кузнечным ремеслом, которое всегда было окружено тайными секретами и чаще всего передавалось от отца к сыну. Проходит в кузнице, где есть подлинные предметы конца XIX века.
31. Все бондаря, да не всякого благодарят
Экскурсия проходит в мастерской музея, знакомит с секретами бондарного ремесла в конце XIX века, с инструментами бондаря и различными видами бондарной посуды.
32. Не боги горшки обжигают
Экскурсия проходит в мастерской музея, знакомит с технологией изготовления глиняной посуды в конце XIX века. Работа гончара, превращающего кусок глины в изящное изделие, выглядит настоящим волшебством и неизменно вызывает восторг присутствующих при этом.
33. Сапожное ремесло
Экскурсия знакомит с технологией сапожного ремесла, инструментами мастера и обувью, которую носили шушенские крестьяне в конце XIX века.
34. Пряла, ткала, весь дом одевала
Экскурсия знакомит с технологией обработки льна, с работой старинного ткацкого станка и с изделиями из домотканых тканей. Позволяет попробовать себя в роли ткачихи.
35. И стар и мал без одежки пропал
Что надевали наши предки в праздники и будни? Почему мы говорим «распоясался» или «своя рубашка ближе к телу»? Об этом рассказывает экскурсия о старинной крестьянской одежде. Она знакомит с коллекцией костюмов различных российских губерний конца XIX века.
36. Символика украшений
Экскурсия знакомит с тайнами орнаментов и узоров, изображенных на предметах конца XIX — начала XX веков. Коллекции одежды, полотенец, изделий из дерева проиллюстрируют рассказ экскурсовода, помогут разобраться в семантике старинного декора.
37. Торгово-промышленные заведения Шушенского
Как развивалось торговое дело в Сибири и на юге Енисейской губернии? Кто представлял сибирское купечество? Об этом и многом другом можно узнать, посетив старинную купеческую лавку с товарами и общественное питейное заведение.
38. Торговые люди Шушенского
Экскурсия проходит в домах, где жили торговые люди с. Шушенского — С.Я. Петров, Э.Д. Урбан. Она знакомит с особенностями купеческого быта, с судьбами известных шушенских торговцев.
39. Старинные меры
Экскурсия знакомит со старинными способами измерения длины, веса, объема, которые использовались в торговле конца XIX века.
40. Духи дома, поля, леса
Во время экскурсии можно побывать в старинном крестьянском доме, «познакомиться» с домовым, заглянуть в его сундучок, получить представление о разных духах, которые, по мнению крестьян, жили в доме, в бане, в поле и в лесу.
41. У всякой знахарки свои припарки
Экскурсия рассказывает о лекарственных растениях, о старинных рецептах, о методах лечения, применяемых в народной медицине, знакомит с коллекцией медицинских инструментов конца XIX века.
42. Баня парит, баня правит, баня все поправит
Во время экскурсии можно побывать в старинной бане, услышать многочисленные легенды об ее хозяине — баннике, узнать, из каких лекарственных растений и деревьев изготавливали веники.
43. Календарный праздник «Зимние святки»
Экскурсия проходит в форме яркого театрализованного представления, участниками которого являются посетители. Они играют, разучивают колядки, наряжаются в маски, принимают участие в святочных гаданиях.
Раздел II. Образовательные программы
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Вхожу в мир прекрасного
Цикл лекций знакомит с коллекцией изобразительного искусства музея-заповедника. Лекционный материал сопровождается электронными презентациями и демонстрацией картин из фондов музея-заповедника.
1. Музей-заповедник «Шушенское» и его коллекция изобразительного искусства
Лекция кратко знакомит с музеем, его историей и современностью, с жизнью и деятельностью сибирского коллекционера И.В. Рехлова и его художественным наследием.
2. Коллекция живописи и графики красноярских художников
Лекция знакомит с многочисленными музейными коллекциями крас ноярских художников начала XX — XXI веков.
3. Цикл лекций
- В.И. Мешков. «Я видел Север и зимой, и летом»
- Н.П. Лой. «За 69-ой параллелью»
- Т.В. Ряннель. «Тойво» — значит «надежда»
- «Живая живопись Б. Ряузова»
- «Солнечный художник Андрей Поздеев»
Лекции знакомят с биографиями и творчеством самых известных красноярских художников, в произведениях которых воспевалась сибирская природа, отражались наиболее яркие явления XX века — освоение Заполярья, гигантские стройки Красноярского края.
4. Портрет в коллекции живописи музея
Лекция знакомит с видами и жанрами изобразительного искусства. Раскрывает жанр портрета через произведения, написанные в середине XX века и имеющие художественную и историческую ценность.
5. Работы хакасских художников
Лекция знакомит с авторскими коллекциями хакасских живописцев и графиков: В.П. Бутанаева, Г.А. Серебрякова, Д.П. Черепанова и В.Ф. Капелько.
6. Иллюстрации советских художников к народным и литератур
ным сказкам
Лекция знакомит с историей развития детской книжной иллюстрации, дает возможность вспомнить сказки, встретиться с любимыми персонажами.
7. Иллюстрации к произведениям русских и советских писателей
Лекция даёт представление об иллюстрации как виде графического искусства, об истории её возникновения, знакомит с иллюстрациями известных художников XX века к произведениям русских и советских писателей.*
8. «Лениниана» в художественном собрании музея
Лекция дает представление о художественной «Лениниане», знакомит с работами Н.Н. Жукова, П.В. Васильева, А.В. Моравова, И.И. Тютико-ва и других известных авторов, иллюстрировавших различные страницы биографии В.И. Ленина, в том числе период сибирской ссылки.
9. Художественная летопись войны
Лекция знакомит с событиями Великой Отечественной войны через фронтовые зарисовки и портреты солдат, созданные военными художниками.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ
Кладовая игрушек
Программа знакомит с традиционной крестьянской куклой-оберегом, с процессом её изготовления. Занятия проходят в форме мастер-класса, во время которого дети делают кукол.
С добром в наш дом
Программа включает в себя цикл занятий, которые проходят в виде театрализованных экскурсий. Во время экскурсии «Здравствуйте, гости дорогие!» дети знакомятся с этикетом поведения в гостях, за столом, становятся участниками застолья, дегустируют кашу, приготовленную по старинным рецептам.
На коне через века
Программа разработана для кадетов Шушенской малой казачьей академии «Лютич». Проходит она в виде мастер-классов, где ребят учат верховой езде, уходу за лошадьми, знакомят с традициями и особенностями службы Енисейского казачества.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ
Юный экскурсовод
Курс профессионального обучения для учащихся 8-10 классов на базе Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». В процессе обучения школьники расширят кругозор в области исторического краеведения, музейного дела, экскурсоведения, овладеют навыками составления маршрутов и текстов экскурсии, приобретут основные навыки профессии экскурсовода
Раздел III. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Кукольный театр «Сундучок»
В репертуаре театра спектакли: «Гуси-Лебеди», «Утенок Дорофей», «Волшебная дудочка», «Храбрая Алёнка», «Как у наших у ворот».
В период новогодних каникул разыгрывается старинное представление — «Рождественский вертеп».
Для детей до 10 лет. Продолжительность спектакля 30 минут. По предварительной записи. Состав группы до 40 человек.
Мы за чаем не скучаем
Веселое представление с играми, загадками, сказками и выступлением кукольного театра. Дети узнают о чае и чайных традициях, отведают чай на травах и блины по старинному рецепту в крестьянском доме.
Для детей до 10 лет. Продолжительность программы 1 час. По предварительной записи. Состав группы до 25 человек.
Рождественская елка в музее
Программа подарит участникам праздничное настроение, сказочную атмосферу рождественской елки. Вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой они отправятся на поиск мифологического персонажа Коляды, их ждет представление «Рождественский вертеп».
Для детей до 10 лет. Продолжительность программы 1 час. По предварительной записи. Состав группы до 20 человек. Программа проводится с 20 по 29 декабря.
Старинные игры и потехи
Развлекательная игровая программа, где юные участники смогут проявить свою ловкость, сноровку и актерский талант. Они увидят также сцену из популярного в XIX веке кукольного представления «Комедия с Петрушкой».
Для детей до 10 лет. Продолжительность программы 1 час. По предварительной записи. Программа проводится с мая по август.
Зимние святки
Фольклорно-развлекательная программа с христианскими рождественскими обрядами, гаданием на судьбу, ряжеными, забавными сценками из народной жизни, старинным представлением «Смерть царя Ирода» по мотивам библейских сюжетов, молодежными поцелуйными играми.
Для детей от 12 лет. Продолжительность программы 1 час. По предварительной записи. Состав группы до 20 человек. Программа проводится в декабре и январе.
К нам на чай
Театрализованная программа с веселыми шутками и прибаутками, ароматным чаем на сибирских травах и блинами.
В задушевной беседе участники узнают о традициях русского чаепития. Их ждут старинные игры, сценки из народной жизни, кукольное представление.
Для детей от 12 лет. Продолжительность программы 1 час.
По предварительной записи.
Ай да Иван Купала!
Яркое и веселое представление знакомит детей со старинным праздником «Иван Купала». Вместе с Бабой-ягой, Лешим и Кикиморой они играют в забавные игры и разыскивают волшебный цветок папоротника. Кульминацией программы является веселый хоровод вокруг костра, как это и было принято в старину.
Для детей от 6 до 9 лет. Продолжительность программы 50 минут. По предварительной записи.
Здравствуй, Масленица!
Театрализованная развлекательная программа, участников которой ждет яркое веселое представление со скоморохами, Бабой-ягой, Стариком-годовиком. В форме увлекательной игры они познакомятся со старинным обычаем проводов зимы и встречи весны, проявят ловкость и сноровку, разыскивая украденную Масленицу, отведают чай с блинами в крестьянском доме.
Для детей до 10 лет. Продолжительность программы 40 минут. По предварительной записи. Программа проводится в масленичную неделю.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
Цикл тематических экскурсий «История и культура края»
Основное содержание уроков-экскурсий — это знакомство с историей заселения и освоения русскими территорий Минусинской котловины в первой половине XVIII века, а также с основными занятиями, бытом, религиозными воззрениями и обрядовой культурой русского населения Сибири конца XIX — начала XX веков. Особое внимание уделяется истории села Шушенского и Шушенской волости.
Наш адрес:
п. Шушенское, ул. Новая, 1
www.shush.ru
Мы работаем без выходных
с 9-оо до 17-00,
в летнее время с 10-00 до 19-00.
Запись на экскурсии и программы по телефону: 8(39139) 3 20 74
Россия Туризм 6691068 03 11 2021 Сотрудник музея в русском национальном костюме работает на
Россия Туризм 6691068 03 11 2021 Сотрудник музея в русском национальном костюме работает наJavascript отключен! Пожалуйста, активируйте Javascript, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.
дата фото:
03.11.2021
Формат изображения:
4070×2636 пикселей
Описание изображения:
Россия Туризм 6691068 03.11.2021 Сотрудница музея в русском национальном костюме работает в Шушенском государственном историко-этнографическом музее-заповеднике, Красноярский край, Россия. Шушенское вошло в историю как место сибирской ссылки Владимира Ленина. Уникальный музей-заповедник, созданный в 1924 году, представляет собой центральную часть сибирской деревни конца 19 — начала 20 веков.В домах, где жил Ленин, сохранена мемориальная обстановка, а на подворьях воссозданы условия быта сибирских крестьян. Илья Наймушин / Sputnik Красноярский край Россия ПУБЛИКАЦИЯxINxGERxSUIxAUTxONLY Copyright: xIlyaxNaymushinx
Изображение предоставлено:
ИМАГО / СНА
Выберите лицензию на изображение:
быстрая покупка добавить в корзинуПоказать фотографии из похожих категорий
Показать фото с похожими ключевыми словами
29 января (10 февраля) | Царское правительство издает приказ о высылке Ленина в Восточная Сибирь под полицейским надзором на три года. |
13 (25) февраля | Ленину сообщают о приговоре к ссылке на Восток Сибирь. |
14 (26) февраля | Ленин освобожден из-под стражи и разрешен оставаться в св.Санкт-Петербург до вечера 17 февраля (1 марта). |
14-17 февраля (26 февраля-марта) 1) | Ленин встречается в Петербурге с другим освобожденные «старые» члены «Союза борьбы» перед отправкой в ссылку и с «молодыми» членами. В встреча «старых» и «молодых» членов Лиги Ленин жестко критикует направление «экономизма», т. начинают появляться среди «молодых» членов. |
17 февраля (1 марта) | Ленин выезжает из Санкт-Петербурга.Петербург для ссылки в Сибирь через Москва. |
18-22 февраля (2-6 марта) | По пути в ссылку делается привал В Москве, где Ленин имеет разрешение остаться на некоторое время с матерью. Он остается два дней дольше, чем разрешено полицией. |
22 февраля (6 марта) | Ленин уезжает из Москвы в Сибирь, где ему предстоит жить в изгнание. |
4 (16) марта | Ленин прибывает в Красноярск. |
9 марта-30 апреля (21 марта-мая) 12) | Находясь в Красноярске, Ленин изучает вопросы, связанные с экономического развития России, используя для этого книги в личная библиотека местного купца Г. В. Юдина. |
апрель-июль | Ленинская Характеристика экономического Романтизм выходит в Новое Слово , выпуски 7-10. |
30 апреля (12 мая) | Ленин выезжает из Красноярска через Минусинск в пос. Шушенское, куда он был сослан. |
6 (18) мая | Ленин прибывает в Минусинск. |
8 (20) мая | Ленин прибывает в село Шушенское, Минусинск обл., Енисейская губ. |
Лето и осень | Ленин пишет свою брошюру Новый фабричный закон осень и приложение к ней. |
27-28 сентября (9-10 октября) | Ленин едет в Минусинск, где делает знакомство со ссыльными членами «Народной воли» и «Народного Право организаций. |
29 сентября — 4 октября (октябрь 11-16) | Из Минусинска Ленин прибывает в с. Тесинское, где он проводит пять дней среди ссыльных социал-демократов. |
Ноябрь | Ленин выезжает из села Шушенское и приезжает в Минусинск «без разрешения.» |
Второе полугодие 1897 | Ленин пишет брошюру Задачи русского социал-демократов и статьи «Кустарная перепись 1894-95 годов в Пермской губернии и общие проблемы «ремесла». Промышленность», «Жемчужины народнического прожектерства» и «Наследие, от которого мы отказываемся.» |
1897 | — Находясь в ссылке, Ленин поддерживает связь с
руководящие органы рабочего движения в России и при
Освобождение рабочей группы за границей, а также соответствует
социал-демократы в других местах ссылки; он продолжает подготовку
за его книгу Развитие капитализма в России . — Ленин дает юридическую консультацию крестьянам Шушенского. деревни и окрестностей и пользуется большим авторитетом среди их. |
Координаты | ИмяИсторияШушенское (Шуш) основано в 1744 году русскими казаками. Впервые постоянные поселенцы в Шуше отмечены пограничной картой Красноярского и Кузнецкого уездов, составленной в 1745-1746 гг., на которой изображена деревня из четырех дворов, жители которой «пришли сюда сами», т. е. урегулированы произвольно.Это были выходцы из служилых енисейских казачьих родов — Иван Кропивин, Василий Плишкин, а также Дмитрий Конев и крестьянин Савва Бутаков. Основание поселка на реке Шушь было вызвано очень выгодным положением этого места, где проходила дорога от Абаканского до Саянского острога, которая также связывала шахты с Лугазским заводом (ныне район поселка Знаменка). Во второй половине 18 века Шуш уже разросся в крупный поселок с населением около 250-300 человек. В 1791 году с помощью крестьян окрестных деревень была построена Петропавловская церковь из камня и, соответственно, Шушенское приобрело статус села. После реформы 1822 г. Шушенское стало волостным селом, где находились пересыльный острог, резиденция смотрителя казенных слобод, хлебные «лавки» (хранилища), торговые лавки, питейное заведение. Декабристы, инженер-полковник Петр Иванович Фаленберг и лейтенант Александр Филиппович Фролов служили в ссылке в Шушенском.В 1860 г. М. В. Петрашевский находился в ссылке в Шушенском, а Ф. М. Достоевский был членом его «кружка». Поселок известен тем, что в 1897 году сюда был сослан В.И.Ленин, который пробыл в ссылке три года. Население
ЭкономВ селе есть птицефабрика.Развивается туристическая инфраструктура. КультураВ Шушенском действует Шушенский историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (бывшая «Сибирская ссылка Ленина»). Функционирует районный центр культуры (РДК), оснащенный современным световым и звуковым оборудованием. С 1970 года действует Шушенская народная картинная галерея, созданная на основе коллекции И.В. Рехлов. 24 декабря 2010 года установлен памятник императору Николаю II, представляющий собой бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте (скульптор К.М. Зинич), был открыт у входа в ООО «Шушенская марка». В поселке можно посетить Шалаш Ленина (одно из самых популярных туристических мест). С 2003 года (за исключением 2006 года) в Шушенском проводится ежегодный международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». С 1995 года организован национальный парк «Шушенский бор», состоящий из Перовского лесничества (находится в окрестностях поселка) и Горного лесничества (район хребта Борус, Западный Саян, рядом с Саяно-Шушенской ГЭС). ).На территории заповедника есть стоянка первобытного человека. Родился в Шушенском
Написать отзыв о статье «Шушенское»Примечания (редактировать)ссылки
Литература
Отрывок, характеризующий Шушенское— Как ваше здоровье сейчас? — сказала княжна Марья, сама удивляясь тому, что говорила.« Это, батенька, надо спросить у доктора,» сказал он и, видимо делая еще одно усилие быть нежным, сказал одним ртом (видно было, что он не думал, что говорил): « Merci, chere amie , d’etre место проведения.[Спасибо, дорогой друг, что пришел.] Княжна Марья пожала ему руку. Он слегка вздрогнул от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что сказать. Она поняла, что с ним произошло за два дня. В его словах, в его тоне, особенно в этом взгляде — холодном, почти враждебном взгляде — было страшное для живого человека отчуждение от всего земного. Он, по-видимому, с трудом понимал теперь все живое; но в то же время чувствовалось, что он не понимал живых не потому, что был лишен способности понимать, а потому, что понимал что-то другое, то, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его в все. — Да, вот так странная судьба нас свела! — сказал он, нарушая молчание и указывая на Наташу. — Она продолжает преследовать меня. Княжна Марья слушала и не понимала, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он сказать это с той, которую он любил и которая любила его! Если бы он думал жить, то сказал бы это менее холодно-оскорбительным тоном. Если бы он не знал, что умрет, то как бы ему не было жалко ее, как он мог сказать это при ней! Объяснение этому могло быть только одно, это то, что ему было все равно, и все-таки потому, что ему открылось что-то другое, самое важное. Разговор был холодным, бессвязным и постоянно прерывался. «Мари проехала через Рязань, — сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она зовет его сестру Марией. И Наташа, когда он ее так назвал, в первый раз сама это заметила. — Ну и что? — он сказал. — Ей сказали, что Москва вся сгорела, совсем, что как бы… Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он явно пытался слушать, но не мог. – Да сгорел, говорят, – сказал он. — Это очень жаль, — и он стал смотреть вперед, рассеянно раздвигая пальцами усы. — Вы знакомы с графом Николаем, Мари? — сказал вдруг князь Андрей, видимо желая им угодить. — Он писал здесь, что вы ему очень понравились, — продолжал он просто, спокойно, видимо, не в силах понять всего того сложного значения, какое имели его слова для живых людей. «Если бы ты тоже полюбила его, было бы очень хорошо…чтобы вы женились, — прибавил он несколько побыстрее, как бы обрадовавшись словам, которые он давно искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее другого значения, кроме того, что доказывали, как ужасно далеко он был теперь от всего живого. — Что уж говорить обо мне! — сказала она спокойно и посмотрела на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали. — Андрэ, ты хочешь… — сказала вдруг княжна Марья дрожащим голосом, — ты хочешь видеть Николушку? Он все время думал о тебе. Князь Андрей в первый раз слегка улыбнулся, но княжна Марья, так хорошо знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была не улыбка радости, не нежности к сыну, а тихая, кроткая насмешка над тем, что употребляла княжна Марья , по ее мнению, последнее средство, чтобы привести его в чувство. — Да, Николушке я очень рад. Он здоров? Когда подвели Николушку к князю Андрею, который испуганно посмотрел на отца, но не заплакал, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что ему сказать. Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плачет о том, что Николушка останется без отца.Большим усилием над собой он пытался вернуться к жизни и перешел на их точку зрения. Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он почти не умел читать, ничего не знал. Много он прошел после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опыт; тогда все эти после приобретенных способностей, он не мог лучше, глубже понять весь смысл сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он понял ее теперь.Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, которая шла за ним, застенчиво посмотрел на нее задумчивыми красивыми глазами; его приподнятая, румяная верхняя губа дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал. |