Музей заповедник усадьба мураново – Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В 1816 г. сельцо Мураново и сельцо Григорово были куплены женой генерал-майора Л.Н. Энгельгардта. Рисунков и планов Муранова той поры не сохранилось. Известно что дом Энгельгардта отличался крайней простотой. Недалеко в саду была персиковая оранжерея. С северной стороны сад был огражден стеной елей, защищавших его от холодных ветров. С 1816 по 1918 гг.  усадьбой  владели, сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами: Энгельгардты, Боратынские, Путята и Тютчевы. История этой усадьбы тесно связана с именами русских писателей художников, общественных деятелей.

В 1842 г. Е.А. Боратынский строит по своим чертежам и планам новый дом. Перед окнами дома с южной стороны был разбит цветник, а между цветником и прудом — луг, воспетый поэтом.  На противоположном берегу пруда была молодая березовая роща, за ней холмы, покрытые нивами и обрамленные лесом. Северный фасад дома обращен в парк. Прямо перед террасой – дорожка, ведущая к оранжерее с кустами роз.

Все владельцы усадьбы уделяли большое внимание саду, цветам. Е.И. Тютчева, внучка поэта, так описывает в своих дневниках усадьбу в весеннем цвету и летнем буйстве красок: «Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев».

В конце 70-х годов XIX века усадьба достигла своего наивысшего расцвета. На территории было множество хозяйственных построек: амбар, кучерская, большой каретный сарай, ледник, сторожка. Кроме персиковой оранжереи были также ананасовая теплица и цветочная оранжерея. Весьма типична для дворянской усадьбы XIX века липовая аллея, посаженная в 1880 г. В 1878 г. сыном поэта И.Ф. Тютчевым в западной части парка, над склоном оврага, сооружается домовая церковь из амбара, сохранившегося со времен Энгельгардта. А в 1879 г. он строит флигель для своей матери Эрнестины Федоровны, расположив его в северо-восточном углу усадьбы. Эрн.Ф. Тютчева писала брату о своей новой даче в Муранове: «Это прелестный деревянный дом на кирпичном фундаменте, оборудованный прекрасными печами, украшенный балконами и в самом деле очень комфортабельный». Здесь вдова работала над собранием наследия Ф.И. Тютчева. У флигеля росли жасмин и сирень. Часто посещали Эрнестину Федоровну ее внуки, для них был выстроен маленький домик в виде крестьянской избушки. За ним был кегельбан.

К 1907 г. полностью сформировался усадебный комплекс с четким делением на парковую и партерную половины с полукругом парадного двора, к которому подходил прямой проезд с дороги и с подъездом вокруг цветника перед южным фасадом Главного дома на задний двор, вокруг которого сосредоточились хозяйственные постройки. Дамба усадебного пруда связывала задний двор с конюшней и скотным двором на выгоне.

В 1920 г. по инициативе Н.И.Тютчева, внука поэта, открылся государственный музей, ставший по выражению поэта Максимилиана Волошина «живым сосредоточием лучшего, что осталось от вершин русской жизни XIX века» и «Все в Муранове — дом, парк и пейзаж составляет честь отечественному музейному делу и, несомненно, является одним из лучших европейских достижений в этой области. Погибни Мураново, нарушься этот изумительный ансамбль – вместе с ним утратится живой ключ к истокам русской философской поэзии, перестанет быть осязаема связь быта и пейзажа с лирикой Боратынского и Тютчева, исчезнет конкретная предпосылка к самым глубоким и отвлеченным достижениям мысли нашего вчера».

В приусадебном парке сохранились несколько деревьев, относящихся к периоду Боратынского, в частности лиственница европейская у северного фасада главного дома. Есть деревья 150-170 лет. К сожалению, за годы существования музея не было проведено ни одной реставрации усадебного парка. Сейчас у парка много проблем, но сотрудники делают все возможное для сохранения усадебного комплекса, приведения его в исторически соответствующий вид и улучшения его декоративности.

Это необыкновенно красивое и притягательное место. Холмистые поля, извилистая речка Талица с запрудой, лес напоминают типичные для средней полосы России пейзажи, запечатленные на полотнах Левитана, Нестерова и других русских художников. Среди подмосковных усадеб Мураново занимает особое место. Этот «дом поэтов», как его часто называют, воскрешает яркую картину русской общественной и литературной жизни XIX века.

muranovo-museum.ru

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Участник многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, он стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I. 

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.

 

 

 

Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьёй в летнее время. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» (начало 1830-х гг.) он с душевной теплотой и документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

В 1842 г. поэт по собственным чертежам и планам построил в Муранове новый дом для своей семьи – двухэтажный, деревянный, обложенный снаружи кирпичом. В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета Е.А. Боратынского. В этом кабинете поэт готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки» (в 1842 г. она вышла в свет).

 В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 г. от разрыва сердца.

В 1850 г. имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.

Для Путят Мураново всегда оставалось «страной поэта». Они бережно хранили мемории Боратынского, оставленные его вдовой в усадьбе. Главным образом, это предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием Евгения Абрамовича. Широкие литературные связи Н.В. Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали: Н.В. Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, Е.П. Ростопчина, С.А. Соболевский, С.Д. Полторацкий. Н.В. Путята и сам имел непосредственное отношение к литературе – он автор целого ряда литературных и исторических статей и заметок. Его семья много заботилась о процветании мурановской усадьбы, большое внимание уделялось хозяйству, саду и цветникам.

В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 — 1909), младшего сына поэта. С этой семьёй завершился усадебный период существования Муранова. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Ф.И. Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 г. сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Своего рода домашним музеем Мураново стало ещё при жизни в усадьбе её последних владельцев.

В 1879 году И.Ф. Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Фёдоровны флигель, куда она приезжала в летнее время. Здесь она готовила к печати посмертное собрание сочинений мужа, изданное в 1886 году. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева. После кончины И.С. Аксакова его вдова передала брату И.Ф. Тютчеву часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. В Муранове оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова (1796-1871), который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В  Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца. После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей значительного наследия поэтов Ф.И. Тютчева и Е.А. Боратынского, а также лиц их родственного окружения. В настоящее время он являет собой редкий пример неразорённого родового гнезда, в котором семейные культурные традиции не прерывались и в музейный период.

В 1918 году О.Н. Тютчева, последняя владелица усадьбы, и её сын Н.И. Тютчев (1876 — 1949) приняли решение о передаче Муранова государству. В октябре 1918 года Регистрационная комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса выдала О.Н. Тютчевой охранную грамоту на усадьбу. Одновременно Василию Евгеньевичу Пигарёву (мужу внучки поэта Екатерины Ивановны) был выдан Мандат, по которому он назначался хранителем дома Тютчевых при сельце Мураново Дмитровского уезда. Усадьба была объявлена музеем по декрету Народного Коммисариата по Просвещению от 13 декабря 1919 года (предполагалось, что это будет бытовой музей 1840-х гг. XIX века). Музей-усадьба «Мураново» имени поэта Ф.И. Тютчева был открыто 13 августа 1920 года. Первым его заведующим был назначен К.И. Барташевич, но его обязанности фактически исполнял внук поэта Н.И. Тютчев. В 1921 году в штате музея числилось 6 человек, вскоре это число сократилось до 4-х человек. Постановлением Совнаркома от 20 августа 1922 г. «Мураново» было утверждено в сети учреждений Главнауки как музей-усадьба. С 9 февраля 1924 года его пожизненным хранителем и заведующим назначается Н.И. Тютчев, инициатор создания музея.В 1930-х гг. в штате музея официально появилась должность научного сотрудника, на которую был зачислен правнук поэта Тютчева К.В. Пигарёв. С самого начала существования музея интенсивную научную работу ведут сам Н.И. Тютчев и на добровольных началах его сёстры Е.И. Пигарёва и С.И. Тютчева, в частности, переводя и изучая обширный Мурановский архив.

К материалам музея постоянно обращаются известные литературоведы Г.И. Чулков, С.Н. Дурылин, Д. Благой и многие другие видные учёные того времени; несколько позже к ним присоединяются и зарубежные исследователи. Так Мурановский музей становится источниковедческой базой для изучения жизни и творчества Тютчева и Боратынского. После смерти Н.И. Тютчева (1949 г.) директором музея стал К.В. Пигарёв, остававшийся на этом посту до 1980 г. Доктор филологических наук, он был известен как ведущий исследователь жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Николай Иванович Тютчев пополнил мурановские собрания предметами из своей московской коллекции фарфора, стекла и других замечательных произведений искусства, которые безвозмездно были переданы им в музей. Немало ценнейших семейных реликвий было передано в дар музею и К.В. Пигарёвым. 

 

muranovo-museum.ru

Музей-заповедник «Усадьба «МУРАНОВО», Московская область, Пушкинский район: deadokey — LiveJournal

В наступившем году любителям русской литературы будет преподнесён подарок от коллектива Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
1 августа, в день рождения музея и (так было задумано основателем музея, Николаем Ивановичем Тютчевым) в день празднования обретения мощей  Преподобного Серафима Саровского, для посетителей откроется экспозиция в комнатах второго этажа главного усадебного дома.

Помимо гостевых комнат — Аксаковской и Гоголевской, спальни Ольги Николаевны Тютчевой, последней владелицы дома, перед посетителями предстанет вновь воссозданный кабинет основателя музея. Впервые наши современники познакомятся с его коллекцией фарфора.  Николай Иванович Тютчев, внук поэта, — коллекционер, знаток русского искусства, один из лидеров отечественного музейного дела 1920-х – 1940-х годов.

Музейщикам удалось максимально точно восстановить его кабинет – таким,  каким он был после реконструкции дома в 1908 году. Воссоздать интерьер кабинета помогла сохранившаяся фотография 1915 года, фотографии 1920-х годов, в том числе и сделанные старшим братом Николая Ивановича, Фёдором Ивановичем, замечательным фотографом-любителем. После него осталось много снимков, запечатлевших усадебный дом, парк и парковые постройки. Да и сам Николай Иванович детально описывал родовое гнездо, словно предчувствуя к нему долгий интерес.

Уже в музейные годы в Муранове подолгу жил художник Михаил Нестеров. В этом доме Михаил Васильевич написал замечательные портреты Николая Ивановича Тютчева и его сестры Софьи Ивановны.
Не обошла новая экспозиция и внучек поэта Тютчева – Екатерину и Софью, фрейлин Его императорского двора.
Словом, здесь никого не забыли. И попытались в доме создать такую атмосферу, словно хозяева пять минут назад вышли отсюда — и вот-вот вернутся.
Я немного опережаю события и предлагаю Вам аудиогид по усадьбе Мураново, созданный
вместе с сотрудниками музея. Особые благодарности при создании аудиогида хочу выразить Морозовой Надежде Георгиевне (зам. по науке), Пацюкову Владимиру Владимировичу (заведующий фондовым отд.), Шапариной Евгении Владимировне (зам. по развитию). Вы можете прогуляться по усадьбе, изучить предварительно историю всех построек, послушать рассказы про самые интересные экспонаты музея и посмотреть полную коллекцию архивных фотографий усадьбы, которой так знаменит музей.

2. Главный дом усадьбы построен в 1842 году на месте старого барского дома (вероятно, не на месте старого дома, Энгельгардтовский, похоже, стоял немного в стороне) выдающимся русским поэтом Евгением Абрамовичем Боратынским. Оригинальный конструктивный и архитектурный замыслы поэта, соединившего в облике здания черты замка и английского коттеджа, позволили этому памятнику культурного наследия занять особое место в истории русской архитектуры и усадебной культуры. Дом деревянный, но основная его часть и башня обложены кирпичом. Между деревянной и кирпичной стенами – зазор: получается дом-термос.  А в архитектуру, помимо «коттеджа» и «башни», введена русская срубная часть..

 

В 1816 году усадьба Мураново была куплена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Он был участником многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, и стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.

 
3. Кабинет Н.И. Тютчева, реконструированный по фотографии 1915 года.
Ее интерьер составляет в основном ампирная мебель русской работы. В Мураново мебель в основном привезли из имения Е.Ф. Тютчевой Варварино Владимирской губернии.
Варварино на карте усадеб Владимирской области здесь.
 

4. Пейзаж «Закат». Написан в 1871 году Иваном Константиновичем Айвазовским, принадлежал Николаю Ивановичу Тютчеву (внуку поэта), был приобретен для его художественной коллекции. Известный маринист Айвазовский изредка обращался к «сухопутной» тематике, поэтому пейзаж представляет собой редкость в корпусе произведений художника.

 

В 1826 году поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 году его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.

 

5. Кабинет Н.И. Тютчева В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В этом кабинете он готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки», вышедшую в свет в 1842 году.

 

6. Часы.

 

Впервые Боратынский посетил усадьбу в 1826 году, и начиная с 1828 года он почти ежегодно стал жить здесь с семьёй в летнее время.

 

7. Спальня. В этой небольшой полутемной комнате находится кровать, на которой 15 июля 1873 года скончался Ф.И. Тютчев.

 

8. Обстановка комнаты вместе с кроватью была привезена в Мураново из Царского Села, где прошли последние месяцы жизни поэта.

 

9. В комнате находятся портреты самых близких поэту людей. Среди них – фотографии младшей дочери Марии и сына Дмитрия, а на акварели И. Крихубера изображен Н.И. Тютчев, старший брат поэта, всякий раз спешивший ему на помощь в трудные минуты жизни. Все трое умерли незадолго до кончины самого Федора Ивановича.

В 1842 году Боратынский разобрал старый дом Энгельгардтов и по собственным чертежам и планам построил новый дом для своей семьи.  Дом весь деревянный, но парадные комнаты имеют высокие потолки, дверные и оконные проёмы, соответственно, она нуждается в большей теплозащите и поэтому эта часть дома обложена кирпичом. В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В этом кабинете он готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки», вышедшую в свет в 1842 году.

 

10. Библиотека – одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Здесь хранится основная часть мемориального фонда, который сложился благодаря стараниям не одного поколения обитателей усадьбы и их родственников.
Украшением библиотеки являются тяжелые фолианты знаменитой французской Энциклопедии, составленной деятелями эпохи Просвещения Д. Дидро и Ж.Д’Аламбером.

 

11. В библиотеке хранится множество книг (общее количество 8 000 томов), виды литературы (кроме художественной) – справочная, научная, хозяйственная, детская, периодические издания. Имеются здесь и особо редкие экземпляры. Это, например, первое издание сатир А.Д. Кантемира (1762 г.), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), несколько первых посмертных собраний сочинений Пушкина, а также первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и других писателей.
Наряду с классической литературой в библиотеке встречается немало русских и переводных романов и повестей. Таковы, например, «Абейлард и Элоиза, или Драгоценное собрание писем сих нещастных любовников» (1816 г.), «Две невесты, или Любовь, верность и терпение» Августа Лафонтена (1818 г.), «Юлия, или Подземелье Мадзини» Анны Радклиф (1819 г.) и многие другие.

 

12. Часы в библиотеке.

 

В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 году от разрыва сердца.

 
13. Столовая. Архитектурному интерьеру этой комнаты придают особый характер белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты.
Между колоннами – напольные часы фирмы Уард в футляре красного дерева. Такие часы, славящиеся особой точностью, во множестве были выписаны из Англии при Екатерине II.
 

14. Английский фаянс 19 века.

 

В 1850 году имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.

 

15. Этот сервиз был заказан Карлом фон Пфеффелем в Париже и подарен сестре Эрнестине фон Дернберг, урождённой Пфеффель, по случаю ее бракосочетания в 1839 году с Фёдором Тютчевым. Сервиз расписан художниками знаменитой парижской живописной мастерской Фейе.

 

16. Ваза в столовой.

 

17. Большая Гостиная – самая обширная и торжественная комната дома. Благодаря эркерам с высокими дверями-окнами, выходящими на северный и южный балконы, она объединяет внутреннее пространство дома с окрестными пейзажем.
Главная парадная комната дома наполнена предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVIII – XIX века.

 

Здесь бывали: Н.В. Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, Е.П. Ростопчина, С.А. Соболевский, С.Д. Полторацкий. Н.В. Путята и сам имел непосредственное отношение к литературе – он автор целого ряда литературных и исторических статей и заметок.

 

18. Украшением гостиной является большая бронзовая люстра со скульптурной группой мифологического содержания, а также французские канделябры и часы, украшающие камин.
Интересны и такие экспонаты, как ломберный столик наборного дерева конца XVIII в. и удобные кресла-«корытца» устойчивой формы, созданные в России в начале XIX века. Привлекают внимание круглый стол, декорированный итальянской мозаикой и массивный диван – «крапо» (1840-е гг.). Прекрасны изделия из фарфора известных русских и зарубежных производств XVII-XIX веков.
Активную роль в создании художественного облика Большой Гостиной играет семейная портретная галерея.

 

19. Часы в большой гостиной.

 

20. В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский.
В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов».

 

В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 — 1909), младшего сына поэта. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Федора Ивановича Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 году сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии.

 

21. В 1873 году, после смерти Фёдора Ивановича Тютчева, его сын Иван Фёдорович перевёз в Мураново библиотеку, архив и личные вещи поэта. Был сюда перевезён и его письменный стол – массивный, двухтумбовый, со столешницей, крытой тёмно-зелёным коленкором. На столе – сделанный из латуни многопредметный письменный прибор: подставка для чернильниц и перьев, стаканчики для карандашей и ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница, колокольчик.

 

22. По чертежам самого поэта был изготовлен местными крестьянами стол-бюро Е.А. Боратынского. На нем – дорожный несессер, бювар, печать и другие мелкие вещи, принадлежавшие хозяину кабинета.

 

23. На стене кабинета привлекает внимание живописный портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, жены поэта «женщины замечательной красоты и ума», по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. Другой немецкий художник Ф. Ленбах является автором портрета брата Эрнестин

deadokey.livejournal.com

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

 

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

— Как началось ваше увлечение кухней 19 века?

— Это были плановые научные работы, которые всегда распределяются в музеях. Несмотря на мою привязанность к лич­ности Е.А. Боратынского, получилось так, что мне досталась кухня 19 века. И это очень интересно. Возьмите нашу клас­сику — как вкусно пишут Боратынский (поэма «Пиры»), Толстой, Гоголь, Салты­ков-Щедрин, Лесков, Аксаков.

— То есть основные источники изуче­ния кухни 19 века — это классическая русская литература?

— Классики — это для души, для эмоцио­нальной составляющей. Прежде всего это работа в архивах, связанных с владельца­ми усадьбы Мураново: Энгельгардтами, Боратынскими, Путятами и Тютчевыми. Это письма, расходные книги, межевые книги. Какая рыба водилась в реке, какая дичь — в лесу, какие ягоды, грибы росли -это всё мы находим в межевых и расход­ных книгах.

— Как появился проект «Званый обед», который уже становится брендом усадьбы Мураново?

— Изначально была научная работа «Культура дворянской усадьбы 19 века. Кухня». Эта работа стала частью моей жизни, потому что я очень люблю готовить и угощать. Потом получилось так, что некоторые музеи перешли на автономное управление, и жизнь продиктовала свои условия, внесла коррективы. В итоге на основе своей работы я разработала коммерческий проект, который уже три года с особым успехом проходит у нас в усадьбе. Это шестичасовые программы, куда включены экскурсии и обед, в тече­ние которого мы соблюдаем подачу блюд и напитков.

ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?

— Число участников званого обеда ограничено?

— Это зависит от эпохи, которую вы вы­брали. Мы предлагаем три вида обедов. По своим привязанностям,технологиям приготовления и манере подачи блюд 19 век в усадьбе «делится» на три части, которые соответствуют нашим владель­цам. Первая часть — нулевые — 40-е гг — это Энгельгардт и Боратынский. Потом Путята. Затем — Тютчевы. В программе первой части подается 18 блюд, и она рассчитана на 5-15 человек.

Когда мы представляем середину 19 века, то придерживаемся правила, о котором писал Боратынский: Я не люблю хвастливые обеды, Где сто обжор, не ведая беседы, Жуют и спят. К чему такой содом? Хотите ли, чтоб ум, воображенье Привел обед в счастливое броженье, Чтоб дух играл с играющим вином, Как знатоки Эллады завещали? Старайтеся, чтоб гости за столом, Не менее Харит своим числом, Числа Камен у вас не превышали. То есть за столом должно быть не меньше трех, но не больше девяти человек.

(В античной мифологии три Хариты (Грации) олицетворяют женскую красоту, девять Камен (Муз) — богини поэзии, ис­кусств и наук. — Прим. ред.)

Самый знатный гурман того времени Со­логуб в пятом томе своих воспоминаний писал: «Десятым бы за стол не посадил родного отца»…

— Для кого доступны ваши званые обе­ды в усадьбе?

— Для всех желающих. Просто желающих в последнее время очень много, поэтому места надо бронировать минимум за де­сять дней.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Музей «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» является неповтори­мым образцом среднепоместной дворянской усадьбы XIX века. Ста­ринное имение расположено в 50 км от Москвы по Ярославской желез­ной дороге. Здесь некоторое время жил поэт ЕЛ. Боратынский со своей семьёй. По его чертежам и планам в Муранове был построен дом, кото­рый сохранился до нашего времени. Также в Муранове жила семья поэта Ф.И. Тютчева, семейные реликвии и рукописи которого были перевезены после его смерти в усадьбу. Таким образом, Мураново стало основным местом хранения наследия великого русского поэта.

Сегодня музейный комплекс «Мура­ново» объединяет в себе несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучер­скую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного. Побывав в Мурано­ве, вы увидите все эти достопримеча­тельности, а посетив усадебный дом, сможете погрузиться в атмосферу жизни русской усадьбы XIX века.

О РАЗГОННЫХ ПИРО­ГАХ И ВИНЕГРЕДЕ

— Поделитесь курьезными открытиями во время исследования кухни 19 века.

— Их очень много. На Руси было не при­нято говорить «До свидания, гости, вы хозяевам надоели». Поэтому появился ритуал — вынос разгонного пирога (иногда пряника). Его резали на столько частей, сколько присутствовало людей, и когда каждому давали кусочек пирога, гость понимал, что ему остается четверть часа -или с собой кусочек взять, или с чаем быстро доесть.

Были и другие традиции. Потемкин научил своего попугая прогонять гостей. Одна графиня (к сожалению, в архивах фамилия её не указана) завела другой не­стандартный ритуал: у нее была вставная челюсть, и когда она считала, что встреча с гостями подошла к концу, то перед ней ставили трехъярусную фруктовницу, и она вынимала челюсть, укладывала её на верхний ряд фруктовницы — таким обра­зом все понимали, что пора расходиться.

Но большинство открытий много радостей не принесло. Больше разоча­рований — потому что стало понятно, что русская кухня была интереснее, богаче, полезнее.

Я не могу включить в программу званых обедов многие блюда, так как большин­ство специй забыто и даже утрачено. Практически мы сейчас используем, может быть, 20 процентов того, что было. Кухня была очень интересная, разно­образная. В крестьянской кухне ели то, что мы сейчас едим чаще только по праздникам. Например, у нас есть винегрет, а тогда был и винегреД. Когда Лев Энгельгардт писал про винегреД, то я сначала посчитала это орфогра­фической ошибкой (когда он приезжал с семьей в Казань, то полностью рас­писывал обед и ужин). Но оказалось, что это мясное блюдо. Винегреды подавали с тремя основными заправками — с от­варной телятиной, с раковыми шейками и с килечкой пряного посола. Добавляли и маслины, и олиоки, и яблоки, и специ­альную заливку, и каперсы и много-много пряностей.

ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ?

— А вы стараетесь опробовать на соб­ственном опыте рецепты 19 века?

— Без опыта нельзя. Раньше не было слова «рецепт» — были правила, а в прави­ле — перечень ингредиентов и технология приготовления (варка, томление, печево). А уже соотношение ингредиентов каждый повар подбирал сам. Перечитайте Гиля­ровского: за самыми вкусными блинчика­ми — в Охотный ряд, за хорошей дичи­ной — в Замоскворечье к Пальму, самый вкусный хлеб и булочки — у Филиппова. И это не потому, что они были монополи­стами, просто они нашли золотое соче­тание ингредиентов. И раньше за повара очень держались.

— Вы для своих домашних готовите блюда 19 века?

— Конечно, например, блюдо из книги с автографом Сергея Аксакова — котлеты из свинины с пшеном и майораном. Для многих своих гостей я открыла печеный корень сельдерея. Вспомните историю Российского государства — картофельные бунты в начале 19 века. В то время кар­тошку заменял корень сельдерея — очень много из него супов, похлебок. Еще совершенно с другой стороны открылись для меня репа и перловка. Из перловки получается очень вкусная похлебка с крепленым красным вином. Репа — это отдельная история. Большой популярностью у нас пользуется реповый суп с уткой. Очень приятная по вкусу и по­слевкусию репа, фаршированная речною рыбою, десерты из репы и просто заяц с репой.

Беседовала Ольга СЕРОКУРОВА

 Программа «Званный обед в усадьбе» действует сейчас в пробном режиме. Заказать программу можно по телефону — 89060646979 (Марина Геннадьевна)

 

muranovo-museum.ru

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева»

Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева – уникальный памятник русской дворянской культуры XIX – нач. XX вв. и замечательное явление музейного дела 1920-1930-х гг.

В прошлом Мураново было среднепоместной дворянской усадьбой, в которой с 1816 по 1919 гг. жили находившиеся между собой в родстве семейства Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых. Каждое из этих замечательных семейств было по-своему причастно к литературной и общественной жизни России того времени.

Главной достопримечательностью усадьбы является сохранившийся до наших дней дом, построенный в 1842 г. по собственным чертежам поэта Е.А. Боратынского. В нем постепенно сложился комплекс литературных, историко-бытовых меморий: высокохудожественных произведений искусства, в частности, русской и европейской живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, старинных книг и ценнейших архивных материалов. В Муранове хранится историко-культурное наследие Ф.И. Тютчева, Е.А. Боратынского, подлинные предметы, связанные с другими владельцами усадьбы и лицами их родственного окружения.

Музей был открыт после смерти последней хозяйки Муранова О.Н. Тютчевой в 1920 г. С 1924 г. его возглавил родной внук поэта Николай Иванович Тютчев. В начале 1920-х годов он создал в усадебном доме экспозицию из вещей, находившихся здесь при его владельцах и привезенных из имений ближайших родственников Ф.И. Тютчева, дополнив основное семейное собрание редкими образцами фарфора, стекла, живописи из своей коллекции. По словам М. Волошина, это «изумительный ансамбль, который делает честь русскому музейному делу и является одним из лучших европейских достижений в этой области». С 1949 по 1980 гг. директором был правнук поэта, ведущий исследователь жизни и творчества Тютчева Кирилл Васильевич Пигарев.

На территории усадебного парка сохранилось еще несколько мемориальных построек: каменная церковь Спаса Нерукотворного (домовой храм семьи Путят-Тютчевых, построен в 1878 г.), флигель вдовы поэта Э.Ф. Тютчевой и относящаяся к нему кухня – 1879 г., а также детский домик (конец 1870-х гг.) и гладилка (существовала к 1880 г.).

www.culture.ru

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Участник многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, он стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.

Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьёй в летнее время. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» (начало 1830-х гг.) он с душевной теплотой и документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

В 1842 г. поэт по собственным чертежам и планам построил в Муранове новый дом для своей семьи – двухэтажный, деревянный, обложенный снаружи кирпичом. В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета Е.А. Боратынского. В этом кабинете поэт готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки» (в 1842 г. она вышла в свет).


В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 г. от разрыва сердца.

В 1850 г. имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.

Для Путят Мураново всегда оставалось «страной поэта». Они бережно хранили мемории Боратынского, оставленные его вдовой в усадьбе. Главным образом, это предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием Евгения Абрамовича. Широкие литературные связи Н.В. Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали: Н.В. Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, Е.П. Ростопчина, С.А. Соболевский, С.Д. Полторацкий. Н.В. Путята и сам имел непосредственное отношение к литературе – он автор целого ряда литературных и исторических статей и заметок. Его семья много заботилась о процветании мурановской усадьбы, большое внимание уделялось хозяйству, саду и цветникам.

В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 — 1909), младшего сына поэта. С этой семьёй завершился усадебный период существования Муранова. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Ф.И. Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 г. сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Своего рода домашним музеем Мураново стало ещё при жизни в усадьбе её последних владельцев.

В 1879 году И.Ф. Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Фёдоровны флигель, куда она приезжала в летнее время. Здесь она готовила к печати посмертное собрание сочинений мужа, изданное в 1886 году. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева. После кончины И.С. Аксакова его вдова передала брату И.Ф. Тютчеву часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. В Муранове оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова (1796-1871), который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В  Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца. После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей значительного наследия поэтов Ф.И. Тютчева и Е.А. Боратынского, а также лиц их родственного окружения. В настоящее время он являет собой редкий пример неразорённого родового гнезда, в котором семейные культурные традиции не прерывались и в музейный период.

В 1918 году О.Н. Тютчева, последняя владелица усадьбы, и её сын Н.И. Тютчев (1876 — 1949) приняли решение о передаче Муранова государству. В октябре 1918 года Регистрационная комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса выдала О.Н. Тютчевой охранную грамоту на усадьбу. Одновременно Василию Евгеньевичу Пигарёву (мужу внучки поэта Екатерины Ивановны) был выдан Мандат, по которому он назначался хранителем дома Тютчевых при сельце Мураново Дмитровского уезда.

Усадьба была объявлена музеем по декрету Народного Коммисариата по Просвещению от 13 декабря 1919 года (предполагалось, что это будет бытовой музей 1840-х гг. XIX века). Музей-усадьба «Мураново» имени поэта Ф.И. Тютчева был открыто 13 августа 1920 года. Первым его заведующим был назначен К.И. Барташевич, но его обязанности фактически исполнял внук поэта Н.И. Тютчев. В 1921 году в штате музея числилось 6 человек, вскоре это число сократилось до 4-х человек.

Постановлением Совнаркома от 20 августа 1922 г. «Мураново» было утверждено в сети учреждений Главнауки как музей-усадьба. С 9 февраля 1924 года его пожизненным хранителем и заведующим назначается Н.И. Тютчев, инициатор создания музея.В 1930-х гг. в штате музея официально появилась должность научного сотрудника, на которую был зачислен правнук поэта Тютчева К.В. Пигарёв. С самого начала существования музея интенсивную научную работу ведут сам Н.И. Тютчев и на добровольных началах его сёстры Е.И. Пигарёва и С.И. Тютчева, в частности, переводя и изучая обширный Мурановский архив.


К материалам музея постоянно обращаются известные литературоведы Г.И. Чулков, С.Н. Дурылин, Д. Благой и многие другие видные учёные того времени; несколько позже к ним присоединяются и зарубежные исследователи. Так Мурановский музей становится источниковедческой базой для изучения жизни и творчества Тютчева и Боратынского.

После смерти Н.И. Тютчева (1949 г.) директором музея стал К.В. Пигарёв, остававшийся на этом посту до 1980 г. Доктор филологических наук, он был известен как ведущий исследователь жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Николай Иванович Тютчев пополнил мурановские собрания предметами из своей московской коллекции фарфора, стекла и других замечательных произведений искусства, которые безвозмездно были переданы им в музей. Немало ценнейших семейных реликвий было передано в дар музею и К.В. Пигарёвым.


 

muranovo-museum.ru

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

Праздник сенокоса – крестьянский календарный праздник. Отмечался он обыкновенно в конце июля, когда сено было уже не только скошено, но и смётано в стожки. Почему музейный мурановский праздник получил именно такое название?

Дело в том, что основная часть праздничных мероприятий традиционно проходит на том самом лугу, который воспел в своих стихотворениях поэт и устроитель мурановского дома Е.А.Боратынский. Кроме того, этот луг запечатлён на акварели генерала от инфантерии и художника-любителя Дмитрия Путяты, брата владельца усадьбы Николая Путяты. На акварели изображён покос травы на усадебном лугу. Эта акварель давно уже  стала своеобразной визитной карточкой праздника «Сенокос в Муранове».

ПРОГРАММА И УЧАСТНИКИ

19 июля

  Интерактивная поляна

 13.00 — выступление и мастер-классы Школы исторического танца при Российском Православном университете

15.30 – игры и танцы с народным фольклорно-этнографическим ансамблем «Веретейка» г. Фрязино

16:30 — выступление фольклорного ансамбля «Трилистник» г. Серпухов

17.00 – игры и танцы с этнографическим ансамблем «Калиновый садок» Орловская обл., с. Ильинское и фольклорным ансамблем «Веснянка» г. Пушкино

18.00 – совместный концерт участников фестиваля

19.00  — открытая репетиция участников фестиваля

 

20 июля

Интерактивная поляна

 12.30 – выступление фольклорного ансамбля «Веснянка» г. Пушкино

14.00 — молебен и освящение луга. Сенокос

15.00 — совместные выступления участников фестиваля. Танцы и игры на    Барском лугу

16.00 – общий хоровод участников и гостей праздника

 

На Барском лугу с 11.00:

— Мастер-классы художников (гончарное искусство, плетение венков, роспись по дереву, изготовление кукол-закруток и кукол из травы)

— Выставки-продажи изделий предприятий народных художественных промыслов (Павловопосадская платочная мануфактура, «Промыслы Вербилок», «Хохломская роспись»)

— Выставки-продажи изделий народных художников

— Катание на лошадях

— Знакомство с русской крестьянской кухней XIX – начала XX века.

 

19 и 20 июля в усадьбе с 11.00:

— Мастер-классы по игре в русский крокет

— Мастер-классы по плетению венков

— Мастер классы по изготовлению игрушек из травы

— Мастер-классы по изготовлению солдатиков

 

Контактные телефоны:

8(496)531-87-37; 8(496)531-81-80 (Ольга Валерьевна)

8 — 968-504-30-97 (Евгения Владимировна)

muranovo-museum.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о