Монастыри и Храмы Крыма | Паломничество и отдых в Крыму
Севастополь
Этот старинный храм сохранился со времен генуэзского владычества. Споры о дате его постройки ведутся до сих пор. В 1861 г. под слоем штукатурки была найдена каменная плита с надписью: «1357 в день сентября, начата эта постройка во время управления…
Севастополь
На Ласпинском перевале – самой высокой точке шоссе Севастополь-Ялта, на мощной скале, носящей имя известного писателя и инженера-путейца Н. Гарина-Михайловского (его изыскания положены в основу проекта этой трассы), устроена смотровая площадка,…
Севастополь
В 890 г. греческие моряки были чудесным образом спасены от неминуемой гибели св. великомучеником Георгием. Когда по его молитве утихла морская буря, греки, видевшие его молящимся на скале, основали небольшой монастырь В XIX веке — это базовый.
Севастополь
19 января 1995 г. на Сапун-горе был заложен храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941-1942 гг. и при освобождении города в 1944 г. Новый храм освятили 7 апреля 1995 г. во имя святого великомученика Георгия…
Севастополь
В Крымскую войну 1854-55 гг. за 11 месяцев осады Севастополя русские войска потеряли 83 с половиной тыс. человек. В честь защитников города на народные пожертвования на Братском кладбище выстроили храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор А.А…
Бахчисарайский район
В обрыве скалы Чилтеркая находится еще один пещерный монастырь – Чилтер-Мармара. «Чилтер» (Челтер) переводится с тюркского как «решетка». Деревянные лестнички и галереи, соединявшие в древности пещерные помещения, напоминали ажурную решетку, отсюда…
Бахчисарайский район
В долине реки Бельбек стоит Сюйреньская крепость.
От неё сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведённые примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых…Бахчисарай
Храм Феодоровской Божьей Матери был построен в 1913 г. в честь образа, которым благословляли на царство первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Впоследствии по традиции иностранные принцессы, которых брали в жены русские императоры и…
Евпатория
На евпаторийской набережной, рядом с причалом яхт-клуба, стоит Свято-Ильинская церковь – памятник архитектуры. Формы ее строги, сдержанны и благородны. Храм был построен в 1911-1918 гг. городским архитектором А.Л. Генрихом для греческой общины. Его…
Евпатория
На расстоянии 20 км от Сак расположен город Евпатория. Это древний город, его возраст 2500 лет. В конце VI в. до н.э. на месте таврских поселений на берегу Каламитского залива греки построили город Керкинитиду, который стал со временем крупным. ..
Бахчисарайский Успенский мужской монастырь: mikhailtula — LiveJournal
Бахчисарайский Успенский мужской монастырьАдрес: 98404, Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Басенко 57
Телефон: (06554) 4-74-74, моб.(050)360-77-37
Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.
Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII — начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели — монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.
Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.
Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
Отсюда в 1778 г. по призыву свт. Игнатия Мариупольского совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.
В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).
В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита.
Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью.
С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.
В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет.
Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.
Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.
Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери.
Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека.
Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка.
Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.
Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий.
В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.
В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.
В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.
Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном.
Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное. Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан.
С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.
В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.
Описание взято из http://drevo-info. ru/articles/4261.html
Святогорск Достопримечательности | Святогорская Лавра Пещерный монастырь
Первое письменное упоминание о Святой Горе относится к 1526 году. Этот год считается датой основания Святогорского пещерного монастыря, выступавшего важным оборонительным и наблюдательным пунктом на границе с Крымским ханством.
Основным источником дохода Святогорского пещерного монастыря была переправа через реку Северский Донец. В XVI веке переправа по записке германского посла Сигизмунда Герберштейна называлась «Великая переправа» и была единственной переправой на реке. Поэтому ею пользовались не только охотники, звероловы, солевары и даже послы иностранных государств, а дорога к ней называлась «Посольской дорогой».
В 60-х годах XVII века переправу переводят в только что построенный Маяцкий городок, но вместо этого правительство выплачивает монастырю ежегодную компенсацию.
Пещерные сооружения, относящиеся к первому периоду жизни Святогорского пещерного монастыря, сохранившиеся до нашего времени: пещерная часовня, пещерная церковь Иоанна Предтечи, церковь Николая Чудотворца на меловой скале, подземная церковь святых Антония и Феодосия, кельи внутри меловых скал.
Доказательством того, что Никольская церковь в древности была пещерной церковью, является до сих пор сохранившийся ее придел, высеченный в меловой скале. С Никольской церковью связана самая популярная легенда Святогорского пещерного монастыря о тайном строительстве храма. При строительстве Никольской церкви меловую стену утром взорвали и возвестили народу о чудесном явлении. Также можно было услышать легенды об убийстве монахами строителей Никольской церкви, чтобы сохранить тайну ее строительства.
История с убийством строителей скорее всего вымысел, но строительство церквей в старину действительно уносило много жизней. Всему виной была несовершенная технология покрытия золотых куполов. Теперь если это делается путем наклеивания золотой фольги на специально подготовленную поверхность, то ранее медная пластина была покрыта амальгамой — специальным сплавом золота и ртути. Сплав тем и хорош, что при комнатной температуре имеет густоту сметаны и при этом легко наносится кистью. Затем пластину обжигали в печи, ртуть испарялась, а золото припаивалось к подложке. Но у амальгамы есть один недостаток: в ее состав входит ртуть — ядовитый металл.
В конце XVII века монахи заложили первые наземные сооружения: в 1679 году была построена церковь в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году — новый каменный Успенский собор.
О первоначальной истории подземной церкви Святых Антония и Феодосия почти ничего не известно, кроме того, что в XVIII веке она была утеряна. Приобретение церкви произошло лишь в 1845 году, когда свою позицию высказал один долгожитель, в юности слышавший легенду о подземной церкви. Активное участие в расчистке и расширении самого храма принимал святой Иоанн Пустынник.
Иоанн Пустынник
После смерти жены в 1839 году Иоанн Пустынник (Иван Крюков) поступил в Глинскую пустынь под руководством игумена Филарета. Через 7 лет он был рукоположен в мантию с именем Иоанникий. С возобновлением Святогорского пещерного монастыря в 1844 году Иоанникий перешел жить в восстановленный монастырь.
Работая в пещерах на их расчистке, Иоанникию приглянулась одна из келий, в которой в 1850 году и решили жить. Через два года он был пострижен в монашество с именем Иоанн. Келья была очень маленькая и не выше сводов человеческого роста, свет падал через узкое отверстие в меловой скале. Атмосфера кельи была резко холодной и влажной, но только через 5 лет в его келье была устроена печь. Сырость была такая, что одежда не могла долго служить.
Иоанн Отшельник прожил в пещерной келье 17 лет. За это время он обрел понимание причины и следствия, основной структуры всего сущего, очистил свою душу и разум от мирской жизни. За неделю до кончины по воле игумена очень больной старец был перевезен в госпиталь Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался.
Советский период
События 1917 года и приход новой советской власти стали трагедией для Святогорского пещерного монастыря — его разграбление началось 19 января18.
Весной 1919 года в монастыре располагалась колония петербургских детей, где воспитание велось в духе коммунизма.
С образованием в 1922 г. на территории Святогорского пещерного монастыря санатории — пещеры и пещерные храмы также подверглись разрушительной силе новой власти.Стоящий на скале красивейший Спасо-Преображенский собор разобрали на стройматериалы для строительства жилых корпусов санатория, а на Лысой горе возле монастыря поставили 22-метровый памятник большевику Артему. Огромная бетонная статуя революционера работы Ивана Кавалеридзе.
Изначально планировалась установка бюста большевика Артема на который был рассчитан эстимейт 9 000 советских рублей. Из них на материалы для строительства выделено 4 советских рубля и оплата скульптору — 5 000 советских рублей. Иван Кавалеридзе, когда ему предложили работу по созданию монумента, сразу предложил поставить на горе не бюст, а гигантский монумент.
Правительственные чиновники отметили, что не дадут ни копейки сверх установленного лимита, — но скульптора это не остановило. Он был так очарован идеей строительства памятника.
В подземной церкви свв. Антония и Феодосия была устроена овощехранилища, просуществовавшая до 1986 года, а в церкви св. Алексия в 30-е годы властями был открыт музей антирелигиозной пропаганды. Со временем существования этого музея связана интересная история. В 1932 году один человек во время экскурсии по несуществующему Святогорскому пещерному монастырю забрался вместе с проводником на высокую гору и остановился передохнуть на одном из этажей, как вдруг его взору открылась икона Царской Семьи Российской Империи.
Император Николай II изображен в порфирово-коронационном одеянии в окружении всей семьи. Над головами всех — нимбы святых. Это была очень хорошая работа, безукоризненно выполненная хорошим художником. Глядя на икону, никто не скажет, что это — святотатство. Работник культуры стал объяснять: «Это Царь, простой человек и грешник, но считалось, что он Бог, и при старом строе перед этой иконой поклонялись». Услышав это, мужчина ответил: «Я был здесь до 1917, а иконы там не было», и это заставило экскурсовода забеспокоиться. Нет сомнения, что эта икона столь большого поклонника творчества была создана почитателем Царской Семьи Российской Империи и служила отнюдь не целям советских идеологов.Независимая Украина
После распада Советского Союза в 1992 году был вновь открыт Святогорский пещерный монастырь, получивший название Святогорская Лавра Печерский монастырь.Первый монастырь был передан Собор Успения Пресвятой Богородицы разграблен и осквернен: 70 лет в нем располагался Дворец культуры, позволивший себе устроить в алтарях — сцену, гримёрную и ванные комнаты. Во время реставрационных работ (1995-2000) из собора вывезено около 40 вагонов мусора (2 600 тонн).
Возрождены монастырские богослужения и пение, восстановлены храмы и открыт через 70 лет Успенский собор. Проводятся экскурсии в меловые пещеры и пещерные храмы Святогорской Лавры.
Вы можете посетить Украину Святогорск Достопримечательности | Святогорская Лавра Пещерный монастырь с Украиной Тур Восточное кольцо
Достопримечательности Севастополя — информация, фото, на карте
Севастополь основан в XVIII веке. Однако Херсонес Таврический (Херсонес), который сегодня находится в пределах Севастополя, имеет гораздо более древнюю историю. В V веке до нашей эры племена тавров соседствовали с греками, построившими крепость Херсонес. Во II веке Херсонес был развитым полисом с римским гарнизоном. Область входила в состав Византийской империи, а русские появились здесь в конце 10 века (в летописях того времени город назывался Корсунь). Херсонес считается колыбелью русского христианства: именно здесь князь Владимир принял православие перед свадьбой с Анной, сестрой византийского императора. За столетие до этого греки основали первый христианский пещерный храм на месте чудесного явления иконы Георгия Победоносца. Сейчас это мужской Балаклавский Георгиевский монастырь. Свято-Владимирский собор был открыт в 189 году.1 поднимается в Херсонесе на месте крестившегося князя Владимира. После уничтожения Золотой Орды Херсонес пришел в упадок и был предан забвению, пока случайно не был обнаружен при раскопках в 1827 году.
История генуэзской крепости Чембало восходит к XIV-XV векам. Его полуразрушенная трехъярусная башня — подземелье — является символом и украшением Балаклавы — одного из четырех районов современного Севастополя. В конце XV века его захватили турки, и Крымское ханство подчинилось Османской империи. После русско-турецкой войны 1768 — 1774 годов ханство обрело независимость, а в 1783 году вошло в состав Российской империи. Датой основания Севастополя считается 14 июня 1783 года. Именно тогда в Севастополе началось строительство первых жилых домов, в том числе дома командира Севастопольской эскадры Томаса Маккензи, часовни Николая Чудотворца и пристани. на месте современной Графской пристани.
Развитие города остановлено из-за Крымской войны, объявленной Турцией России. В 1853–1856 годах Севастополь стал ареной кровопролитных сражений русской армии против объединенных сил Турции, Англии, Франции и Сардинии. Здесь нес военную службу молодой граф Лев Толстой, а основоположник русской военно-полевой хирургии Николай Пирогов внедрял передовые методы лечения раненых. Памятник адмиралу Нахимову, сжегшему турецкий флот в Синопской гавани, стоит сегодня на площади его имени. В память об этой битве названа и Синопская лестница, одна из самых красивых в Севастополе. Поднявшись на нее, можно отправиться к Владимирскому собору, который еще называют Адмиралтейским, так как здесь похоронены герои Севастополя: адмиралы Нахимов, Лазарев, Истомин и Корнилов. Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» «рассказывает» о событиях того времени. Момент битвы при Малакове запечатлен на гигантском полотне длиной 115 и высотой 14 метров.
Но, пожалуй, самым известным и ярким памятником Севастополя является Памятник затонувшим кораблям. Он был установлен в 1905 году прямо в море: колонна на гранитной скале, увенчанная бронзовым орлом. Они решили таким образом сохранить память о потоплении своих семи военных кораблей 11 сентября 1854 года, чтобы заблокировать вход английского и французского флота в Севастопольскую бухту. Оборона Севастополя длилась 349 дней, после чего русские войска были вынуждены покинуть город. По Парижскому мирному договору 1856 года Россия отказалась от протектората над княжествами Молдовы и Сербии, вернула Турции свои крепости Карс и Ардаган и получила Севастополь, Балаклаву, Керчь-Ени-Кале и все, что ранее было захвачено союзными войсками. До 1871 года Россия не могла иметь флота на Черном море. И это на годы задержало возрождение Севастополя, лежавшего в руинах после войны. В 1875 г. железная дорога соединила Севастополь с Москвой и Петербургом. В начале XX века Севастополь начал набирать популярность как курорт. Но этому помешали революционные потрясения 1905, а затем 1917 года.
Трагическая история блокады Севастополя повторилась в 1942 году, когда город был оккупирован фашистскими войсками. Мемориал Героической обороны Севастополя 1941—1942 годов с Вечным огнем на площади Нахимова посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Город был освобожден дорогой ценой в ходе ожесточенных боев за Сапун-гору на юго-востоке Севастополя. На этой горе до сих пор можно увидеть окопы и землянки. Частью мемориала является Диорама «Штурм Сапун-горы 7, 19 мая».44». Посещение мемориального музея «35-я береговая батарея» оставляет сильное впечатление. Это отреставрированный комплекс фортов и подземных казематов центра противопожарной защиты Севастополя. Это был последний бастион оборонявшихся советских войск в 1942 году. Здесь можно спуститься на глубину 25 метров и пройти через казематы, где располагались электростанция, койки, кухня и медсанчасть.
После войны Севастополь вошел в список городов, которые решили восстановить в первую очередь. В период с 19С 60 по 1970 год город активно расширялся. Чуть раньше этого времени в 1957 году город Балаклава в 15 минутах езды присоединился к Севастополю. Хотя он стал районом Севастополя, его закрыли для свободного въезда. Чтобы попасть туда, нужен был специальный пропуск. Причиной секретности стала уникальная Балаклавская бухта в форме латинской буквы S. Со стороны моря ее не видно ни под каким углом! В этой бухте на горе Таврос в 1950-х годах был построен завод для обслуживания и ремонта подводных лодок. А сами лодки базировались в водах бухты. Сверхсекретный объект, способный выдержать удар атомной бомбы, был превращен в музей в конце 19 года.90-е. Теперь войти в него может любой желающий.
В Севастополе невозможно не попробовать рыбу и морепродукты. Они, безусловно, являются главным украшением местной кухни. Самая известная здесь кефаль или барабулька известна с древности. Стоит обратить внимание на камбалу и кефаль, отведать креветок и жульена из рапана или мидий. В начале сентября в Севастополе проходит гастрономический фестиваль «Мидийный экспресс», на котором повара предлагают свои вариации блюд из мидий, проводят мастер-классы и дегустации.
Любителям мясных блюд обязательно отведайте распространенные в Крыму блюда татарской кухни. Самый популярный фаст-фуд — чебуреки с бараниной, говядиной или сыром. Еще один древний народ Крыма караимы славятся пирогами «чир-чир» с мясной или овощной начинкой. Традиционный для южных и восточных народов суп лагман готовят здесь из баранины с овощами и лапшой. В конце трапезы стоит отведать чай из ароматных крымских трав с вареньем из айвы, кизила или лепестков роз. Сладкую тему поддерживает музей мармелада в экопарке «Лукоморье». С 2010 года здесь проводят не только мастер-классы и дегустации, но и рассказывают о старинных технологиях производства сладостей.
Главные городские праздники в городе у моря, безусловно, связаны с морем и флотом. Самые массовые гуляния проходят в Севастополе в День Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля. В этот день с Приморского бульвара можно увидеть парад боевых кораблей Черноморского флота. День Победы 9 мая отмечается торжественными шествиями и салютом. Накануне праздника проходит реконфигурация штурма Сапун-горы, где собирается до 10 тысяч зрителей. В начале сентября проходит масштабный Крымский военно-исторический фестиваль, в рамках которого клубы воспроизводят сражения разных эпох от античности до «холодной войны». В начале июня город принимает парусную регату и фестиваль «Белые ночи в Севастополе». В августе в Балаклавской долине проходит музыкальный фестиваль под открытым небом «Золотая Балка». Культурная жизнь города не замирает даже в холодное время года. В ноябре Севастополь становится одной из площадок Крымского международного джазового фестиваля. Героическая история Севастополя, музеи, напоминающие о местных сражениях, древние памятники и уникальная Балаклава с музеем подводных лодок в горе и генуэзскими башнями делают этот город на берегу Черного моря точкой притяжения на крымской земле.
Проложить маршрут
Чтобы добраться до Севастополя, необходимо вылететь из Москвы в международный аэропорт Симферополя.