Балтийская коса / Регионы России / Независимая газета
Новый год в России живет одиннадцать часов. Именно столько часовых поясов отделяет самую восточную точку страны — чукотский Уэлен от самой западной — калининградского Балтийска. Через 10 часов после уэленцев праздник встречают в самой южной точке России — высокогорном дагестанском Куруше, хотя совсем недавно на карте тогда еще советской страны этой точкой была Кушка в Туркмении. В канун 2000 года во всех этих крайних точках России побывали наши корреспонденты. Они подметили удивительную особенность: насколько страна многолика, настолько однообразны ее трудности. И не потому, что нет в ней достатка и благополучия — все это придет, нужно лишь подождать. Причина в том, что мы не знаем друг друга, не можем вовремя что-то подсказать соседу по бескрайней державе, подставить локоть в трудную минуту. Мы просто далеко друг от друга живем. Возможно, предновогодние рассказы наших журналистов о жизни на российских окраинах помогут лучше узнать самих себя, понять, с чем мы идем в третье тысячелетие.
ЗАПАД Калининградской области — небольшой, почти правильной прямоугольной формы полуостров, вдающийся в Балтийское море. Он так и называется — Калининградский. В незапамятные времена, когда земли эти населяли племена язычников-прусов, полуостров был известен под звучащими загадочно и таинственно именами — Райномиями, Абалюс, Базилюс, Озирикта. Нередко причаливали к этим берегам корабли воинственных викингов — датские короли пытались распространить сюда свою власть. А в XIII веке Пруссия была покорена немцами — рыцарями Тевтонского ордена. С их приходом за полуостровом закрепилось название Земланд, восходящее к прусскому корню замя (земля, почва). Просуществовало это название вплоть до окончания немецкой главы в истории этого удивительного края — в 1945 году после разгрома нацистской Германии часть Восточной Пруссии вместе с Земландом отошла Советскому Союзу. Вскоре немецкие названия были заменены русскими.
Тонкими, слегка изогнутыми лентами протянулись от полуострова две длинные песчаные косы, отделяя от Балтики две лагуны.
На северо-восток, к литовскому побережью, убегает Куршская линия, истинное чудо природы, известное на весь мир своими неповторимыми ландшафтами и самыми высокими в Европе песчаными дюнами. Длина ее 98 км, а ширина колеблется от 350 до 4 тыс. м.Гораздо меньше известна младшая сестра Куршской косы — Балтийская, устремляющаяся от полуострова на юго-запад. Хоть и похожа она на Куршскую, но все здесь скромнее: длина ее 65 км, ширина — от 300 до 1800 м, да и дюны совсем не высоки. Коса поделена между двумя государствами: северная ее половина принадлежит России, южная — Польше. Наша, северная половина, называется Калининградским заливом, сюда впадает река Приголя, на берегах и островах которой раскинулся самый западный областной центр России. Российская половина косы, называемая Балтийской, хоть и расположена совсем недалеко от географического центра Европы, до сих пор почти что terra incognita. Именно здесь, на польской границе, и располагается крайняя западная точка России.
В разные времена в песчаном теле косы возникали и исчезали проливы, соединявшие море с лагуной. Нынешний единственный пролив, связывающий Калининградский залив с Балтийским морем, прорезает косу в северной ее части. На северном берегу пролива, на вытянутом мысу, прилегающем к Калининградскому полуострову, расположен самый западный город России — Балтийск.
Сейчас он — главная база западного Военно-морского флота страны, самые западные морские ворота России. Город, не похожий ни на какой другой. До начала 90-х годов Балтийск был закрыт не только для иностранцев, но и для советских граждан. Статус военно-морской базы ко многому обязывал. Атмосфера секретности пропитывала все вокруг. В 50 км отсюда — областной центр. Кроме шоссейной и железной дорог, Балтийск связан с Калининградом морским каналом, прорытым по дну залива и реки Приголи. Все суда, заходящие из Балтики в калининградский порт, обязательно проходят мимо Балтийска. Потому-то вплоть до последних лет калининградский порт тоже был закрытым. Балтийская коса (крайняя западная точка России) входит в состав Балтийского городского округа.
Прежде город назывался Пиллау. Название это происходит от древнепрусского «пилс», что значит «замок», «укрепление». В средние века на месте нынешнего города стояло несколько деревень, жители которых промышляли рыболовством, торговлей и сбором янтаря. В самом конце XV века волны прорвали косу, а в 1510 году пролив стал судоходным. Это и предопределило дальнейшую судьбу здешних рыбацких деревушек. Для защиты побережья и пролива от вражеских кораблей в XVI веке здесь строится первое оборонительное сооружение.
Во времена Петра I Пиллау еще не имел статуса города, однако это было опрятное и цветущее местечко. Прибывший сюда в 1718 году прусский король Фридрих-Вильгельм I был приятно удивлен жизнерадостным видом Пиллау и даже назвал его «мой маленький Амстердам».
Когда через несколько лет состоятельные горожане выступили с инициативой о придании Пиллау статуса города, король отреагировал на это благосклонно. 18 января 1725 года Пиллау получил городские права, а также печать и герб, изображающий серебряного осетра с короной на голове, плывущего по морским волнам. Жаль, но сейчас эта царская рыба в местных водах уже не встречается.
Во время Семилетней войны, летом 1757 года, русские решили создать здесь военно-морскую базу и построили набережную, названную Русской. Она существует до сих пор. Летом 1807 года Пиллау оккупировали наполеоновские войска. После их изгнания для города наступили счастливые времена. Военные раны постепенно были залечены, город бурно развивался, а в начале нашего века стал морским курортом. Накануне Второй мировой войны он насчитывал более 12 тысяч жителей.
В годы войны старинная крепость в очередной раз была модернизирована. В городе и его окрестностях соорудили большое количество долговременных огневых точек и прочих фортификационных сооружений, которые и сейчас в полуразрушенном состоянии производят сильное впечатление. Когда советские войска в ходе Восточно-Прусской операции к концу января 1945 года заблокировали эту провинцию, отрезав ее от остальной Германии, гавань Пиллау оставалась единственной возможностью для гражданского населения вырваться с осажденной территории.
9 апреля 1945 г. был взят Кенигсберг, столица Восточной Пруссии. Морская крепость Пиллау пала под натиском 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта в самом конце войны.
К вечеру 26 апреля были подавлены последние очаги сопротивления в самом городе. Однако часть немецкого гарнизона переправилась на Фришер-Нерунг (Балтийскую косу), где сопротивлялась вплоть до 9 мая. Неудивительно, что мало какой город Восточной Пруссии был так сильно разрушен во время войны, как Пиллау.После войны он стал называться Балтийском. С советских времен он был «закрытым», а военно-морская база жила по законам военного ведомства, находившегося в льготном положении. Здесь не было даже гражданской торговли. Военторг снабжался по своим фондам и лимитам, гораздо более высоким, чем в обычных городах. В то же время среди прочих советских военно-морских баз на Балтике закрытый Балтийск не котировался. Престижными были Рига, Таллин, польское Свиноуйсьце или Штральзунд в ГДР. Условия жизни там были несравненно лучше. Именно в эти города офицеры стремились попасть на службу, там же они хотели выйти в отставку и по возможности осесть. Остаться в Балтийске или Калининграде не желал почти никто.
Когда восемь лет назад молодой и энергичный Александр Николаевич Кузнецов был избран главой администрации Балтийска, наследство ему досталось тяжелое. К тому же город оказался в более худших стартовых условиях, чем другие города области. У него отобрали гарантии и льготы, которыми он пользовался. Лишившись фондов и лимитов, Балтийск не получил вместо них ничего.
Для развития городу позарез нужен гражданский порт. Как говорит мэр Кузнецов, «нам бы хоть один причал — и жизнь города сразу же продвинулась бы на порядок вперед». И хотя в распоряжении Балтфлота 11 км причалов, делиться с городом он не будет. Эту проблему нужно решать по-другому. Уже получено разрешение правительства на сооружение в восточной части Балтийска нового порта, получившего статус гражданского, под который выделено 60 га земли. Есть пункт пропуска, границы, таможня. Но пока ничего не оборудовано. Построить нормальный гражданский порт в Балтийске пока не на что. А ведь он приносил бы в бюджет города немалые доходы. Задача дня — найти инвесторов и доказать им необходимость строительства порта именно здесь, а в идеале — необходимость строительства еще и паромной переправы в Швецию, а также нефте- и газоперевалки. Один нефтяной терминал уже построен, по нему идут танкеры. В перспективе Балтийск может стать не только городом военных моряков, но и одним из туристических центров на западе России. Несмотря на регламентированный порядок посещения, в прошлом году здесь побывало 5 тысяч иностранных туристов.
В вопросах сосуществования военных и гражданских интересов Балтийску есть с кем обменяться опытом. Есть у него город-побратим со схожей судьбой — шведская Карлскруна, тоже развивавшаяся первоначально как военная база. У обоих городов много общего, но Карлскруна гораздо раньше, еще в 50-е годы, вышла из подчинения военных.
В смысле международных отношений Балтийск, пожалуй, самый важный город в области. Однако есть у него истинная ахиллесова пята — поселок Коса, входящий в состав города и лежащий на противоположном южном берегу пролива. Когда-то, еще при немцах, здесь была военно-морская база. После войны тут размещалась крупная авиационная часть Балтфлота. Рядом с ней возник поселок, жизнь в котором прежде текла вполне сносно — было где работать, все улицы освещались, переправы через пролив на материк действовали регулярно. Но несколько лет назад военные отсюда ушли. В воздухе запахло надеждами превратить Балтийскую косу в туристический рай по примеру соседей-поляков, благо природные факторы здесь исключительные. Некоторые наши деятели киноискусства лелеяли планы о создании здесь российского Голливуда. Но, как это часто бывает, отсутствие денег ставит на всех этих прожектах жирный крест.
Более того, 1200 жителей поселка Коса рискуют оказаться в положении островитян в прямом смысле слова. Еще недавно паромы и катера выполняли по 12 рейсов в сутки — возили людей на работу, детей в школу. Сейчас выделенные на переправу деньги закончились. Ни у Балтфлота, ни у администрации Балтийска на нее нет средств, а областная администрация, в чью компетенцию и входит решение подобного рода проблем, не реагирует. Пока что Балтфлот имеет возможность дважды в сутки бесплатно переправлять туда и обратно паромом бедолаг «косоваров». Но это не решение проблемы. Некоторые «островитяне поневоле» серьезно подумывают о том, чтобы всей Косой выйти из состава России и попроситься в состав Польши или той же Швеции. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Вот так и живет Балтийск — «западный рубеж России». Мэр Балтийска рассказал забавный случай о событиях почти 10-летней давности. Когда наш народ вел беспощадную борьбу с пьянством и алкоголизмом, а водка выдавалась в магазинах строго по талонам, было рассчитано, что за ней явятся 22 тысячи человек, а пришло целых 30 тысяч, то есть все официально зарегистрированное городское население. Причем пришли со всеми положенными документами. Известно, что история повторяется. Разница в том, что сегодня потребление алкоголя никем не ограничено.
Одним словом, Балтийску нужно определяться с будущим. Иначе тут вновь придется вводить талоны на водку. Только по совсем иной причине.
Калининград
Фотографии с V0735 (Балтийская коса (мыс Острый))
1. Сбор у Центрального парка. На фото Денис Васин и Андрей Батраков
2. Сбор у Центрального парка. На фото Денис Васин и Сергей Мезенов
3. Взморье. На фото Денис Васин
4. Пьём чай в магазине во Взморье
5. Кострово. На фото Сергей Мезенов
6. Приморск. На фото Андрей Батраков
7. Приморск. На фото Сергей Мезенов
8. Приехали в Балтийск. На фото Андрей Батраков
9. Денис Васин
10. Кафе в Балтийске. Денис Васин пьёт чай
11. Андрей Батраков и Денис Васин в Балтийске
12. На пароме
13. Андрей Батраков
14. Андрей Батраков и Сергей Мезенов на пароме
15. Корабль из Гданьска
16. Денис Васин и Сергей Мезенов на пароме
17. Вид с парома
18. Вид с парома
19. Вид с парома
20. Вид с парома
21. Вид с парома. Остров Насыпной
22. На взлётной полосе
23. Взлётная полоса
24. Балтийское Море
25. Обходим ракетную часть
26. Андрей Батраков загорает 😉
27. На берегу Калининградского залива
28. Балтийская коса и Калининградский залив
29. Андрей Батраков и лагерь браконьеров
30. Наше место
31. Луна
32. Денис Васин и Андрей Батраков
33. Лунный пейзаж
34. Разводим костёр
35. Котелок
36. Открываем вино
37. Денис Васин с бейджиком 🙂
38. Денис Васин готовит макароны с помидорами
39. Андрей Батраков пьёт вино
40. Сергей Мезенов пьёт вино
41. Сергей Мезенов пьёт глинтвейн
42. Коньячку не желаете? 🙂
43. Денис Васин и костёр
44. Рассвет над Калининградским заливом
45. Андрей Батраков и костёр
46. Наш лагерь
47. Андрей Батраков, Денис Васин, Сергей Мезенов
48. Андрей жонглирует мандаринами
49. Денис и Андрей на берегу Калининградского залива
50. Ещё один лагерь браконьеров
51. В лагере браконьеров
52. В лагере браконьеров
53. В лагере браконьеров
54. Герб браконьеров
55. Завтракаем макаронами с тушёнкой
56. Пошёл снег
57. Наш лагерь засыпает снегом
58. Андрей закаляется 🙂
59. Байк Дениса Васина
60. Транскосяная магистраль 🙂
61. Помойка, в которую мы выбросили мусор
62. Денис Васин
63. Денис Васин
64. На пляже
65. Форт
66. Прячемся от ветра в подземелье
67. Выход в море
68. Грязюка
69. Паром
70. На пароме
71. На пароме
72. Приморск. На фото Андрей Батраков
73. Взморье. Пьём чай
74. Калининград. Пр. Победы. На фото Сергей Мезенов, Андрей Батраков, Денис Васин
Куршская коса Литвы – достопримечательность ЮНЕСКО
Блог путешествий МИР
На перекрестке Европы и Азии
Фото: Кестутис Амброзайтис
By Mariana Noble
Куршская коса Литвы представляет собой узкую полосу песка протяженностью 60 миль, идущую от Клайпеды, единственного морского порта страны, на юг в российский эксклав Калининград. Сформировавшиеся более 5000 лет назад поросшие лесом дюны косы отделяют в основном пресноводный Куршский залив от Балтийского моря.
Куршская коса сочетает в себе природную красоту и своеобразную историю, что делает ее замечательной остановкой при любом посещении Балтийского региона.
Набережная в Ниде, в конце Куршской косы Литвы. Фото предоставлено: Кестутис АмброзайтисЗаселение и захоронение косы
Первыми жителями косы были люди каменного века, которые жили на земле легкомысленно. Но его более поздние поселенцы – западные балты, говорившие на латышском языке, – к XVI веку сумели оголить хрупкую косу деревьев. В течение 300 лет ветры и волны обрушивались на эту местность, похоронив четырнадцать деревень под надвигающимися дюнами. По мнению некоторых историков, в это время ухудшения состояния окружающей среды практика ловли и поедания ворон спасла население от голодной смерти.
Прогулка по Куршской косе в Литве. Фото предоставлено: Кестутис АмброзайтисОбъект всемирного наследия ЮНЕСКО
В 1825 году почтовый работник по имени Г. Д. Кувертас начал сажать деревья, чтобы помочь стабилизировать дюны вокруг Ниды в конце косы, и с тех пор текущий проект по лесовосстановлению помог защитить коса от разрушения. Куршская коса, объявленная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году, представляет собой странный ландшафт волнистых дюн; маленькие деревни; и леса из липы, вяза, березы и сосны.
Белый песок и синее море на Куршской косе в Литве. Фото предоставлено: Кестутис АмброзайтисВымершие парусные лодки
Коса, которая ценится как за свою культуру, так и за природную красоту, была домом для людей, которые до того, как Вторая мировая война уничтожила их, прославились своими оловянными флюгерами; их курены , или плоскодонные парусные лодки; и их krikštas , или резные деревянные надгробия.
Оригинальные деревянные курены сгнили после Второй мировой войны, когда изменились законы и стала легальной рыбалка на моторной лодке. Впервые упомянутые в XIV и XV веках, курены до этого времени использовались рыболовным флотом в пресноводном Куршском заливе.
Куршская коса, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото предоставлено Государственным департаментом туризма Литвы. Впервые упомянутые в 16 веке, указатели были вырезаны из цельного куска дерева и помещены рядом с центром могилы, чтобы души умерших могли использовать их, чтобы подняться в Судный день. Памятник на Куршской косе Литвы. Фото: Кестутис АмброзайтисОтличные возможности для наблюдения за птицами
Куршская коса также известна своими птицами. В Йодкранте, небольшом приморском поселке недалеко от Ниды, с XVII века гнездятся серые цапли. Около 500 пар цапель беспокойно сосуществуют с растущей колонией больших черных бакланов. Бакланы начали переселяться в начале 19 века и занимать большие гнезда из палочек, которые строят цапли. Пруссаки, управлявшие в то время Куршской косой, считали их вредителями и окончательно истребили. Несколько пар начали возвращаться в течение 1970-х годов, и сейчас бакланов насчитывается около 2000 пар.
Мыс Венте, расположенный на восточной стороне Куршского залива, представляет собой мыс, где с 1929 года орнитологический центр ведет подсчет и кольцевание птиц. осень. Водно-болотные угодья мирового значения охраняются Рамсарскими конвенциями.
Растительность на дюнах помогает стабилизировать Куршскую косу. Фото: Государственный департамент туризма ЛитвыПутешествие на Куршскую косу с МИР
МИР имеет более чем 30-летний опыт путешествий предлагает поддержку на месте, качество, которому можно доверять, а также гидов и туроператоров, которыми восхищаются клиенты.
Наш небольшой групповой тур Калининград и Прибалтика путешествует по сельским и городским центрам четырех разных стран: трех независимых прибалтийских стран – Литвы, Латвии и Эстонии – и Калининграда, эксклава России.
Или закажите индивидуальное индивидуальное путешествие с уникальным дизайном. МИР специализируется на индивидуальных, частных путешествиях, и мы будем рады воплотить ваши идеи и воплотить их в путешествие, созданное специально для вас. Путешествуйте, однако, где угодно и с кем угодно, полагаясь на нашу квалифицированную помощь. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о наших индивидуальных и частных поездках — каждая поездка разрабатывается вручную в соответствии с вашими интересами, датами и темпом.
Наши поездки
Показано 5 результатов
Истории для вдохновения
Вопросы?
Спросите у наших экспертов по путешествиям. Мы здесь, чтобы помочь.
Свяжитесь с нами
Тропа Балтийского взморья — Маршрут
Тропа Балтийского взморья — МаршрутRU ET LV LT DE RU
- Обзорная карта
- Литва
- Латвия
- Эстония
- GPX
Куршская коса
Национальный парк Куршская коса: самые высокие дюны в Северной Европе
Нида – Пярвалка – Юодкранте – Смилтине – Клайпеда: 59 км, 3 дня.
Национальный парк «Куршская коса» расположен на длинной песчаной полосе земли между водами Балтийского моря и Куршского залива. Песчаный пляж длиной почти 50 км тянется вдоль западной стороны дюн Куршской косы, береговая линия Куршского залива испещрена мелкими, заросшими тростником бухтами, а окружающая территория является важным местом для отдыха, кормления и гнездования птицы. На протяжении веков продуваемые ветром пески иногда погребали под собой усадьбы и деревни, расположенные на берегу моря. На дюнах были посажены сосновые насаждения в надежде остановить мигрирующие пески. В Смильтине находится популярный морской музей и дельфинарий.
Участок 64. Нида – Пярвалка.
Вдоль побережья Куршского залива
Тропа Балтийского взморья начинается в центре Ниды, у порта. В Ниде тропа петляет по тропе Куршского залива, откуда открывается прекрасный вид на бескрайние воды вплоть до острова Русне на восточном побережье Куршского залива. Нида имеет типичную для Куршской косы архитектуру — одноэтажные деревянные дома с черепичными или тростниковыми крышами и ставнями, выкрашенными в синий и белый цвета. От Ниды до мыса Бульвикис (незадолго до мыса находится заброшенная взлетно-посадочная полоса) Балтийский прибрежный туристический маршрут петляет по одноколейным лесным тропам вверх и вниз по поросшим соснами дюнам, изредка выходя на прибрежные луга со скудной растительностью. Вдоль тропы расположены места для отдыха и вышки для наблюдения за птицами. Следующий участок представляет собой уникальные открытые приморские луга, покрытые лишайниками и характерной для Куршской косы растительностью. Тропа Балтийского взморья проходит по прибрежной тропе в поселке Прейла. Затем он петляет по лесным тропам, ненадолго также следует по пешеходной / велосипедной полосе и прибрежным тропам, в конечном итоге достигая Первалки. Этот участок проходит через национальный парк Куршская коса.
Участок 65. Пярвалка – Юодкранте.
Вдоль самых величественных песчаных дюн Северной Европы
Выйдя из Пярвалки, Балтийский прибрежный пешеходный маршрут следует по пешеходной тропе, пересекает Куршскую косу в направлении восток-запад и достигает побережья Балтийского моря. Следующий участок протяженностью 13 км ведет по красивому песчаному пляжу, защищенному с востока высокими и крутыми песчаными дюнами. Он называется защитным гребнем дюн и был создан человеком, чтобы защитить внутренние районы от движения песка. Въезжая в Юодкранте, Тропа Балтийского взморья поворачивает на восток и снова пересекает Куршскую косу по лесистым и крутым дюнам, достигая побережья Куршского залива. Тропа Балтийского взморья ненадолго совпадает с тропой Горы ведьм. Затем он следует по прибрежной дорожке Юодкранте в порт. Этот участок проходит через национальный парк Куршская коса.
Участок 66. Юодкранте – Клайпеда.
Клайпеда — ворота Литвы к морю
Покинув прибрежную дорожку Юодкранте, Тропа Балтийского взморья пересекает Куршскую косу в направлении юго-восток-северо-запад и ведет по одноколейным лесным тропам, петляющим среди крутых, поросших соснами дюн. пока, в конце концов, не выйдет обратно на побережье Балтийского моря. Следующие 9 км Тропа Балтийского взморья следует вдоль береговой линии вдоль песчаных пляжей.