Мыс степана разина: Яндекс Карты — подробная карта мира

По тропам Степана Разина или путешествие в «саратовский Крым»

Скалистые берега, бескрайняя Волга и почти нетронутые человеком пейзажи. Красноармейский район Саратовской области — уникальное место с богатой историей и невероятно красивой природой. Как добраться до «саратовского Крыма»? Где искать клад Степана Разина? И почему именно здесь стоит провести свои выходные? Об этом и не только, читайте ниже, в путевых заметках из моего небольшого путешествия.

Всего двадцать четыре часа на сборы, почти бессонная ночь и вот,  наконец-то наступает долгожданная суббота. Встретившись в Саратове с остальной группой, мы погрузились в машины и бодро выдвинулись по трассе Р-228 в сторону Волгограда. Наш путь лежал к селу Белогорское, Красноармейского района. Именно в его окрестностях сосредоточились основные достопримечательности, о которых пойдет речь ниже. 120 км пути по вполне хорошей дороге должны были пролететь незаметно, если бы не ужасная пробка, в которой мы завязли в районе Синеньких. В итоге, мы варились в адском котле часа два, как выяснилось позже, из-за ремонта моста…

После того как пробка рассеялась, наш кортеж довольно быстро домчал до поворота на Белогорское. От трассы до села нам предстояло преодолеть примерно 12 км по грунтовой дороге. В целом, дорога была вполне сносной, если не считать периодически встречающиеся булыжники.

Доехав до Белогорского, было решено осмотреть село на следующий день, а в данный момент, незамедлительно отправиться к Утесу Степана Разина и побыстрее разбить лагерь, так как пробка существенно сбила наш график и день уже склонялся к вечеру…Чем дальше мы продвигались, тем живописнее становились пейзажи. На фото: один из членов нашей экспедиции не удержался и решил отстреливаться снимать прямо на ходу. На заднем фоне виднеется Утес Степана Разина и Дурман-гора.

Петляя по грунтовке вдоль Волги, мы по ошибке свернули чуть раньше, чем было нужно. Но вместо твою мать, куда мы приехали?!, нам удалось посмотреть одну из достопримечательностей – алебастровый завод. Точнее, печную трубу, которая от него осталась. Завод был построен в 1937 году.

Местная природа и живность не переставала радовать глаз.


Вернувшись на грунтовку, мы почти сразу же увидели самодельный указатель. Утес Степана Разина был уже совсем близко. Указатель нас не обманул и уже через 10 минут мы стояли на долгожданном утесе!

После недолгих споров, лагерь было решено разбить прямо на вершине утеса. Помимо живописного вида, в качестве бонуса мы получили беспрерывный ветер и как следствие, отсутствие комаров. Со стороны Саратова начали надвигаться тучи, поэтому с купанием и прогулками пришлось повременить. Первым делом нужно было поставить палатки и организовать костер.

Я довольно быстро разделался с палаткой, и, воспользовавшись свободным временем, решил осмотреть окрестности.

Наш лагерь расположился неподалеку от Дурман-горы, высота которой составляет 186 метров. Эта гора окутана огромным количеством легенд. По одной из них, где-то именно в ней разбойник Степан Разин спрятал награбленные сокровища. Но человек он был не глупый, и поэтому решил наложить на свои богатства проклятье чтоб никто не спер. Сказка бы оставалась сказкой, если бы не таинственные вещи, которые происходили со всеми кладоискателями. Все они испытывали ухудшение самочувствия, головокружение и слабость. Существуют даже реально задокументированные свидетельства «страшного проклятья». Так, в уже советский период, одному трактористу, который решил отдохнуть рядом с Дурман-горой, сквозь сон послышалось, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторялось.

Но, у этой загадки оказалось научное объяснение. Как выяснили ученые, на месте нынешней Дурман-горы когда-то располагался вулкан. Этим оправдывается повышенный уровень электромагнитного излучения, который и вызывал ухудшение самочувствия. На фото: процесс сооружения нашего лагеря на фоне той самой горы.


Между Дурман-горой и Утесом Степана Разина, на котором мы расположились, находится, так называемый – овраг тюрьма. По преданию, именно здесь волжский разбойник держал своих узников, до того момента пока за них не давали выкуп. Но опять-таки, как гласит предание, до выкупа доживали немногие. Склоны у оврага и по сей день отвесные, взобраться или спуститься можно лишь по одной тропинке. Кстати по ней мы и спускались к пляжу, но об этом чуть позже.

С утеса открывается необыкновенный вид на Волгу. Её ширина в этих местах достигает 9 км, что позволяет линии горизонта практически полностью слиться с речной гладью. Ну чем не море?

Закончив с осмотром местных пейзажей, я со своим напарником отправился на пляж. Путь к пляжу лежал через тропинку, уходящую в «тюремный овраг». Сам по себе пляж я сфотографировал на следующий день, поэтому о нем чуть позже. Наберитесь терпения. =)
После водных процедур мы вернулись в лагерь. Ужин был уже на подходе. Кстати, прямо на утесе кто-то соорудил деревянный столик и лавочки, спасибо создателю за сию роскошь — поужинать удалось не на корточках и пенёчках.

Вечер уже окончательно окутал обрывистый берег в своих объятьях. Вместе с вечером, нас стал окутывать и грозовой фронт. Ветер усилился настолько, что для съемки этого кадра на выдержке, пришлось наваливаться на штатив всем телом. Не сделав этого, мой фотоаппарат вполне мог испытать на себе скорость свободного падения с высоты 40 метров.

Погода всё продолжала ухудшаться. Уже будучи в палатке, мы застали сверкающие молнии, штормовой ветер и небольшой дождь. Все эти прелести погоды поочередно сопровождали наш крепкий сон, к слову сказать, он был действительно крепкий. Если будете останавливаться на Утесе Степана Разина – не поленитесь и хорошо привяжите палатку, особенно если она большая. Сильный ветер для этих мест обычное явление.

Примерно в час ночи я услышал, что дождь немного стих, поэтому решил поснимать ночные виды в свете Луны, которая была единственным источником света в этот момент. Вот, что из этого вышло.


Подъем был ранний, в 6 утра. Пожертвовать воскресным сном пришлось из-за наполеоновских планов на предстоящий день. В повестке дня было: посещение села Белогорское, поиск пещер старообрядцев, подъем на несколько гор, осмотр Даниловского оврага, посещение музея и самолета-обелиска на краю Волги, а так же спуск к заброшенному причалу. Ну и чтоб так сказать, показать масштабы, всё это планировалось обойти пешком, так как наши ленивые товарищи на машинах предпочли хорошенько выспаться и понежиться на пляже.

Утро порадовало солнечной и сухой погодой. Хотя, август уже давал о себе знать, и температура воздуха с утра вынудила нас немного утеплиться. Перед тем как пойти на пляж, я еще раз пощелкал уже знакомые вам виды.




По «тюремному оврагу», мы спустились на пляж, чтобы умыться и еще раз полюбоваться здешней красотой. Волга в этих местах совсем не похожа на ту, что мы привыкли видеть каждый день проезжая по мосту Саратов-Энгельс. Огромные волны разбиваются о прибрежные скалы, словно во время морского прибоя, а белые гребни, то и дело сменяют друг друга на бесконечном водяном полотне, уходящем до самого горизонта…

Делая этот кадр, я вспомнил замечательный фильм «Достучаться до небес» и знаменитый монолог – «каждый хоть раз в жизни должен увидеть море. Пойми, на небесах только и говорят, что о море…». Немного переиначив, я скажу, что каждый, хоть раз в жизни должен побывать на Утесе Степана Разина…  Ни одна фотография, никакие, даже самые красивые слова, не способны передать атмосферы и красоты этого места.

После пляжа, мы вернулись в лагерь. На фото: бог огня, котелка и ролтона – Владимир, во время приготовления завтрака.

Пока готовился завтрак, я поснимал с телеобъектива проходящие по Волге суда.


Собрав все вещи, необходимые для съемки и выживания в течение предстоящего дня, мы выдвинулись в сторону Белогорского. До села нам предстояло пройти примерно 6 км.

Мы шли по той же дороге, по которой вчера добирались до Утеса Степана Разина. Примерно на середине нашего пути, мы решили свернуть направо, в сторону обрывистого берега Волги. На фото: вдалеке виднеется гора – именно оттуда мы и притопали.

В целом, данное место тоже сойдет для выходного отдыха. Единственный минус – это отсутствие спуска к воде. О спусках к Волге, вообще отдельный разговор. Их тут не так много, но я уверяю, что прочитав этот пост до конца, вы будете осведомлены обо всех имеющихся здесь съездах к воде.

Наверное, давным-давно, Сенька Разин так же стоял на вершине утеса и осматривал проходящие рядом суда.


Вдали, виднелся тот самый самолет-обелиск, до которого мы сегодня тоже планировали добраться.

Спустя еще полчаса пути, мы дошли до Белогорского. На сегодняшний день, село вполне можно считать «сайлент хилом»: большинство домов заброшено или разрушено, среди жителей остались одни пенсионеры, да и вообще, постоянных жителей осталось то, всего около 40 человек…


Но Белогорское было таким не всегда. В начале 20-го века, в селе проживало свыше 2000 жителей. Однако коллективизация, а затем и гибель большей части  мужского населения на войне с фашистами, серьезно подорвали сельскую жизнь.  Затем были лихие 90-ые, во время которых, большинство сельчан уехало за заработком в город. Вот и остались в Белогорском одни старики.

Белогорское было основано на рубеже XVII-XVIII веков беглыми крестьянами. Так как, в те времена данная местность была богата на липу, то основным ремеслом стало плетение лаптей. Лапти приобретали бурлаки, которые тащили суда по Волге из Астрахани, Царицына и Камышина. Собственно, отсюда и первое название села – Лапоть.

Среди полузаброшенным крестьянских домиков, выделялось одно необычное деревянное здание. Архитектура, сразу выдавала в нем бывшую церковь. Этим зданием, оказалась Михаило-Архангельская церковь, построенная в 1865 году. В годы советской власти, в ходе борьбы с «опиумом для народа», колокольня и купол были снесены, а здание было переоборудовано под зернохранилище.

Прогуливаясь по Белогорскому, мы случайно повстречали местного жителя, который оказался основателем местного музея. Получив приглашение на экскурсию, мы с удовольствием согласились и направились к зданию бывшей школы, в котором и расположился музей.

Музей был основан силами местного энтузиаста, в прошлом, директора Белогорской школы — Парамоновым Петром Михайловичем. Именно он и  стал нашим экскурсоводом. Экспозиция распределена по пяти залам. Мы отправились в первый, посвященный односельчанину, дважды Герою Советского Союза — Н.М. Скоморохову.

Подробно расписывать биографию Скоморохова не буду, за меня это намного лучше сделает фотография одного из стендов музея. Скажу только одно, благодаря усилиям Петра Михайловича, имя Героя до сих пор не забыто. Петр Михайлович, вообще уникальный человек. В свои семьдесят плюс, его активности и чувству юмора можно только позавидовать.


Следующий зал, был обставлен предметами крестьянского быта самых различных времен. Большая часть экспонатов, была чудом спасена из заброшенных  Белогорских домов.

В этом же зале, представлены окаменелые останки различных организмов. Кстати говоря, подобной «органикой», до сих пор усеяна почти вся береговая линия в районе Утеса Степана Разина. Так что, прогуливаясь по пляжу, вполне можно найти себе пару тройку сувениров.

Коллекция монет. Некоторые дотируются аж 1735 годом!

А вот, стенд с историей села. Кому интересно, изображение кликабельно.

В музее представлено очень много фотографий и книг, если рассматривать все, то совершенно точно, здесь можно зависнуть на пару дней. Но, к сожалению, мы были ограничены по времени, поэтому отправились в третий зал. Со слов Петра Михайловича: «Следующая комната, будет особенно интересна девушкам и женщинам».


Кстати, вот так когда-то выглядела Михаило-Архангельская церковь в Белогорском.

Четвёртый зал, полностью посвящен музыкальной тематике. Большая часть экспонатов – наследие советской эпохи.

Последняя комната, является восстановленным учебным классом, в котором когда-то учился дважды Герой Советского Союза — Н.М. Скоморохов. Весьма антуражное место, в котором просто невозможно не сделать пару кадров на память.

Про музей и его основателя можно расписывать вечно, но лучше, как говорится, один раз увидеть. Поэтому, если будете в Белогорском, обязательно загляните в данный музей. Если Петра Михайловича не будет на месте, то спросите у любого из местных, вам обязательно подскажут, где его найти. Экскурсия бесплатная, но я думаю, что вы не сильно обеднеете, если отблагодарите этого добродушного человека. Тем более, что в Белогорском очень туго с деньгами… А мы, тем временем, отправились испить водицы из местного колодца. Козленочком до сих пор не стал, поэтому пить можно смело.

Далее, наш путь лежал к пристани, которая находится недалеко от Белогорского. Всего около 3 км в сторону Волги. На фото: Михаило-Архангельская церковь и бюст Скоморохова в сквере рядом с музеем.

Дорога к пристани была для нас настоящим мучением. Очень хотелось быстрее искупаться и пообедать, но солнце было явно не на нашей стороне и пекло изо всех сил.

Измученные и голодные, мы дотопали до спуска к Волге и сползли в прохладную воду. Причал на сегодняшний день заброшен и практически не  используется. Место для отдыха неплохое, особенно для тех, кто едет на один день. От Белогорского до причала на машине ехать всего 5-10 минут.

Вода из-за мела, окрашивается в приятный молочный цвет. Если отплыть от берега на метров 30, то вода приобретает обычную окраску, но появляются довольно большие волны. Дно представлено галькой и камнями самых различных размеров. Заходить не очень удобно, но со временем привыкаешь. Особенно когда температура уходит за отметку +30 градусов.

Отдохнув около часа, мы выдвинулись обратно, в сторону Белогорского. Теперь наш путь лежал к горам, с которых я планировал поснимать село и окрестности. Вот, что из этого вышло:

Михаило-Архангельская церковь.

Общий вид на Белогорское. Когда-то, село занимало все пространство между холмов и насчитывало свыше 560 дворов.

Вот такой вот вид. Вдалеке, виднеется Дурман-гора, где-то там, наши товарищи уже начинали собирать вещи и готовились в обратный путь.

А мы отправились в сторону Даниловского оврага, на поиски пещер старообрядцев. Где-то здесь, в лесных дебрях находятся четыре пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 м. По неподтвержденной информации, до обвалов эти пещеры были соединены в единую систему.

Мы бродили по непролазным джунглям примерно 2 часа, но по имеющимся координатам ничего не обнаружили. Возможно, плохо искали, а может разглядеть пещеры  в такой густой растительности — просто невозможно. Усталые и огорченные данным фактом, мы отправились обратно в село, где должны были встретиться с нашими спасителями на машинах.

Встретившись, мы все вместе отправились к самолету-обелиску на берегу Волги. Это была последняя точка нашего маршрута, после чего мы выдвинулись обратно в Саратов.

Если подводить итоги путешествия, то все вышло более чем удачно. Да, долго простояли в пробке в районе Синеньких и потеряли много времени, да не нашли пещеры, может и погода в первый день могла бы быть чуть получше. Но все это мелочи и лишь очередной повод вернуться сюда вновь. Ну, и в заключение: все маршруты и координаты.
Маршрут до Утеса Степана Разина и Дурман-Горы, там, где мы собственно и разбили наш лагерь: карта.

Схема из музея. Обратите внимание, на ней обозначены места съездов к Волге. 2 – пристань, у которой мы обедали и купались. 7-место лагеря. 6-алебастровый завод. В остальном, думаю и сами разберетесь.

Карта составленная мной. Кликабельно.

Если остались какие-то вопросы, то пишите в комментариях или мне в ВКонтакте. Лайки и репосты, как всегда приветствуются и поощряются новыми постами. До новых встреч 😉

Гора Степана Разина в Саратовской области

1


Утёс Степана Разина Саратов


2

Дурман гора Утес Степана Разина


3

Дурман гора Утес Степана Разина


4

Саратовская область мыс Степана Разина


5

Утёс Степана Разина Саратов


6

Утес Стеньки Разина


7

Утёс Степана Разина Саратов


8

Утес Степана Разина Саратовская область


9

Мыс Степана Разина


10

Дурман гора Утес Степана Разина


11



Саратов Волга Утес Степана Разина


12

Саратов Волга Утес Степана Разина


13

Дурман гора Утес Степана Разина


14

Белогорск Степана Разина Саратов


15

Утес Стеньки Разина Саратов


16

Экскурсия на Утес Степана Разина


17

Дурман гора Утес Степана Разина


18

Пещеры утёс Степана Разина Саратов


19

Утёс Степана Разина


20

Утёс Степана Разина Саратов


21


Утёс Степана Разина Саратов


22

Нижнекурмейский Утес


23

Утес Степана Разина Саратовская область


24

Остров Степана Разина на Дону


25

Достопримечательности Саратовской области. Утес Степана Разина


26

ЧАРДЫМСКОЕ Городище


27

Торы Саратовская область


28

Утёс Степана Разина Саратов


29

Курган Степана Разина


30

Дурман гора Саратовская область


31



Село Белогорское Красноармейского района Саратовской области


32

Утес Степана Разина пляж


33

Утесы России


34

Утёс Степана Разина


35

Саратовская область мыс Степана Разина


36

Дурман гора Саратовская область


37

Дурман гора Саратовская


38

Овраг Степана Разина


39

Белокузьминовка скалы


40

Прочноокоп Степана Разина


41


Горналь меловые горы


42

Пещера старовера Белогорское Саратовская область фото


43

Утёс Степана Разина


44


45

Стенька Разин | Казачий предводитель

Стенька Разин

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 1630 г. Россия
Умер:
16 июня 1671 г. Москва Россия

Смотреть все по теме →

Стенька Разин , псевдоним Степан Тимофеевич Разин , (род. ок. 1630, Зимовейская-на-Дону, Россия — умер 16 июня [6 июня по старому стилю] 1671, Москва ), руководитель крупного казачьего и крестьянского восстания на юго-восточной границе России (1670–71).

Родившийся в зажиточной семье донских казаков, Стенька Разин рос в обстановке напряженности, вызванной неспособностью беглых крепостных, постоянно бежавших из Польши и России в район донских казаков, найти землю и комфортно обустроиться в зажиточные казачьи общины.

В 1667 г. Разин стал главой (гетманом) небольшой группы безземельных пришельцев и авантюристов и основал новый казачий форпост на верхнем Дону, близ течения реки Волги. В течение следующих трех лет он совершал дерзкие набеги на русские и персидские поселения, захватив большую волжскую речную флотилию, перевозившую царские товары, захватив (1668 г.

) город Яик на реке Яик (ныне Урал), напав на море и разрушив мусульманские поселения Дербент, Баку и Рашт на Каспийском море в Персии, и разгромив флот, посланный против него персидским шахом (1669 г.).

Обретя большую славу и богатство, Разин вернулся на Дон и в 1670 году предпринял новый поход на царские города-крепости на Волге. Силой около 7000 казаков он захватил Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В обоих городах Разин и его люди устраивали пьяные оргии и зверски зверствовали над дворянами и военными; он также заменил органы местного самоуправления казачьими институтами самоуправления. Воодушевленный своим успехом, он решил продолжить свое продвижение вверх по Волге и по пути подстрекал крестьянство и городские низы присоединиться к его восстанию против дворянства и бюрократии (но не против царя). Он захватил Саратов и с силой, увеличившейся до 20 000 человек, двинулся к Симбирску, а его восстание распространилось по всему Поволжью, на земли, прилегающие к Дону и Донцу, и даже на некоторые центральные губернии Российского государства.

Встревоженный успехом Стеньки Разина, царь Алексей (годы правления 1645–1676 гг.) послал войско под командованием князя Юрия Барятинского на освобождение Симбирска. Войска князя, обученные западноевропейским военным приемам, нанесли решающее поражение в основном сырым, недисциплинированным и плохо оснащенным войскам Разина (октябрь 1670 г.). Разин бежал на Дон; но 24 апреля (14 апреля) 1671 г. он был схвачен лоялистскими казаками и выдан царским властям. Привезенный в Москву и замученный, Разин был казнен через четвертование на Красной площади. Царские войска сожгли деревни повстанцев и казнили их лидеров при подавлении восстания, а Астрахань, последний оплот повстанцев, сдалась в декабре 1671 г.

Восстание Разина объединило две разные силы, казаков и крестьян. Первые вдохновлялись тем, что можно назвать только анархистскими идеалами, вторые — ненавистью к крепостному праву, окончательно узаконенной в 1649 г. Хотя в восстании присутствовал элемент социального протеста, тон задавала анархическая стихия, цель которой был простой грабеж и разрушение. По этой причине большинство российских и советских историков склонны отводить Разину второстепенное место в своих повествованиях о русской истории. Однако в русском фольклоре Разин — народный герой, воплощение свободного человека, торжествующего и над обществом, и над природой. Его подвиги увековечены в многочисленных народных песнях и легендах.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться

След России в Африке

След России в Африке

17.12.2008

Само словосочетание «русская Африка» в отличие от «русской Америки» или «русского Лондона» звучит, мягко говоря, очень необычно. Тем не менее, наши соотечественники начали селиться на территории, которая тогда называлась Черным континентом, в конце XIX века. По сей день Южная Африка остается важным районом для русских эмигрантов.

История умалчивает о том, когда первые наши соотечественники поселились на юге Африки. Существует множество легенд. По одной из них, известные и влиятельные Илофы, род буров, имели русские корни. Предположительно, одним из ее пионеров был русский перебежчик, посланный Петром I для изучения кораблестроения в Нидерланды. По иронии судьбы он в конце концов оказался в Кейптауне, который тогда был известен как Капштадт. Теоретически определить происхождение русскоязычных фамилий не очень сложно, но это единственный веский аргумент в пользу этой версии.

Первым документальным свидетельством прибытия в Капскую колонию людей из России может быть запись в бортовом журнале шлюпа «Диана». В 1808 году первые русские корабли бросили якорь в гавани Кейптауна. В записи упоминается уроженец Риги, служивший сержантом в английском гарнизоне. В 1853 году Иван Гончаров, путешествуя на борту фрегата «Паллада», встретил в Кейптауне человека родом из Орловской губернии. В 1814 году этот человек попал в плен к французам, которые впоследствии увезли его в Африку. Позже он переехал в Капскую колонию, женился на чернокожей женщине и вырастил шестерых детей.

Однако эта история не очень правдоподобна, так как в 1814 году наполеоновская Франция потерпела поражение и союзники вошли в Париж. Французские корабли были в значительной степени обездвижены в портах.

Позже, в начале и середине 19 века, в Южную Африку поселились другие выходцы из России, в том числе дезертиры и беглые изгнанники. Однако все эти истории — не более чем единичные, неповторяющиеся случаи. По переписи 1875 года в Кейптауне проживало всего 82 русских. Массовая эмиграция из Российской империи на юг Африки началась только в 1880-х годах. Большинство из этих людей были евреями из украинских губерний. К 1914 году их число достигло 40 000 человек. Сегодня большинство южноафриканских евреев имеют русские корни.

Более массовая русская эмиграция в Южно-Африканский Союз действительно началась, что вполне ожидаемо после 1917 года. Большинство наших соотечественников ехали туда не только из России, но и из других европейских стран, из Маньчжурии и даже из Индии. Известный горный инженер Павел Назаров, в 1918 году приговоренный большевиками к расстрелу, сумел бежать в Китай, после чего перебрался в индийские владения Великобритании, а затем в Африку. Еще одним горным инженером, добившимся благополучия в ЮАР, был бывший петербургский профессор Павел Ковалев.

Среди других известных южноафриканских россиян, поселившихся до войны, был солист Казачьего хора Сергея Жарова Виктор Иванов, сменивший карьеру, чтобы стать известным художником и карикатуристом. Также были певица Женя Бельмас и Евгения Ладыженская, владелица модного дома и нескольких бутиков в Йоханнесбурге.

В межвоенный период русская диаспора в ЮАР оставалась немногочисленной и неорганизованной. Основной причиной стало резкое ужесточение иммиграционного законодательства в XIX в.30-х годов, что остановило приток наших соотечественников. Их количество снова начало расти как раз перед Второй мировой войной, когда многие хотели уехать как можно дальше от Европы и особенно от оккупированной японцами Маньчжурии. Однако общая ситуация существенно не изменилась, и за это время сообщалось, что в ЮАР проживало всего несколько сотен русских. Это была чуть ли не единственная страна, где не было объединений русских мигрантов и где не издавались русскоязычные газеты и журналы. Периодика из других стран доставлялась со значительным опозданием.

Несмотря на их малочисленность, советские власти не оставили без внимания русскую диаспору в ЮАР. В 1930-х годах была создана организация «Друзья Советского Союза», которая оказалась очень популярной среди местного рабочего класса, особенно чернокожих африканцев. Русские эмигранты предпочитали не иметь ничего общего с этим обществом, но после нападения Германии на Советский Союз многие из них пытались помочь своей родине. Уже в 1941 году они создали собственное общество по оказанию медицинской помощи, одежды и даже крови Советскому Союзу. Между началом 1942 июня 1944 года они собрали 700 000 фунтов пожертвований. Особенно активную роль в этом обществе играл Женя Бельмас. «Медицинская помощь России» стала первой общественной организацией, созданной русскими мигрантами в ЮАР.

В послевоенные годы количество русских в ЮАР значительно увеличилось. Очень много русских приехало с Дальнего Востока и Европы, особенно из стран советской зоны влияния. В основном это выходцы из второго поколения эмигрантов. Именно эта группа создала Русское общество — первое общеэмигрантское объединение в Южной Африке.

В эту группу входил ряд выдающихся ученых. Например, Элизабет Кандыба-Фокскрофт основала первую в стране кафедру славистики в Южно-Африканском университете, которую возглавляла в течение 20 лет. Кафедрой зоологии в крупнейшем университете страны – Университете Витватерсранда – долгие годы руководил Борис Балинский. В Намибии, бывшей в то время провинцией Южной Африки, работал археолог Николай Мосолов.

Во второй половине ХХ века среди русских мигрантов в ЮАР было немало успешных бизнесменов. Сестры Тумановы, приехавшие в 1951, основал компанию по производству косметики. В 1960-х владельцем крупнейшей в стране компании по продаже автомобилей был Константин Лапшин. Нина Швецова руководила компанией по производству асбеста. Ведущий представитель русской знати в Южной Африке Михаил Бибиков основал первую в стране школу собак-поводырей для слепых. В течение 20 лет после этого он возглавлял отдел рекламы и связей с общественностью южноафриканского подразделения IBM.

Эти и другие предприниматели оказали поддержку созданию Русского дома в 1968 в Йоханнесбурге. Русский дом был домом престарелых, в котором была небольшая часовня. Его опекуном стала Евгения Ладыженская; стены и иконостас часовни расписаны Виктором Ивановым.

К концу 1960-х годов русская община в ЮАР стала значительно ослабевать. В версии Южно-Африканской энциклопедии 1973 года он прямо назван «вымершим». В какой-то мере повторилась ситуация 1930-х годов, хотя вместо временного ужесточения иммиграционного законодательства основными факторами, породившими кризис, стали режим апартеида и вызванный им международный бойкот страны. Естественное сокращение русской общины не компенсировалось притоком «новой крови» извне. Стало сложнее поддерживать контакты с эмигрантами, проживающими в других странах, не говоря уже о самом Советском Союзе. В эти годы Советский Союз не имел дипломатических отношений с ЮАР, и въезд южноафриканских граждан в Советский Союз был строго запрещен. В свою очередь власти ЮАР с подозрением относились ко всем выходцам из России и Советского Союза. В результате многие дети иммигрантов пытались скрыть свое происхождение и стать «стопроцентными южноафриканцами».

В середине 1970-х у общины не было денег на оплату православного священника. В Америку уехал архимандрит Алексей Черный, который в 1959 году был назначен настоятелем всех приходов Русской Православной Церкви Заграницей в Экваториальной и Южной Африке. Остальную небольшую паству, в основном стариков, живших в Русском доме, обслуживали сербские и греческие священники.

Православная община ЮАР была восстановлена ​​только в 1988 году при активной поддержке Московского Патриархата. Именно в это время русское зарубежье в целом начало переживать возрождение. Правительство Ф. В. де Клерка, которого иногда называют «южноафриканским Горбачевым», приступило к демонтажу системы апартеида. Его реформы не только сняли последние ограничения на въезд в страну, но и предусматривали целенаправленную политику по привлечению иммигрантов.

Затем, в конце 1980-х, советские граждане получили право беспрепятственного выезда за границу. Южная Африка, которая со временем восстановила дипломатические отношения с Советским Союзом, стала принимать «новых иммигрантов» из Советского Союза, а затем и из России. Среди них было немало высококвалифицированных специалистов в различных отраслях, особенно в горнодобывающей. Те, кто занимался горнодобывающей промышленностью, стремились открыть собственный бизнес в Южной Африке. Южная Африка упростила процедуры в отношении новых предприятий и смягчила налоговый режим. Было много авантюристов всех мастей, которые были готовы пойти куда угодно, поскольку жизнь для них не могла стать хуже, чем в России после распада Советского Союза.

В настоящее время, по данным посольства ЮАР в Москве, в стране проживает 270 000 иммигрантов из России. Ежемесячно около 80 человек обращаются в посольство за видом на жительство. Многие из них едут туда работать, заключая контракты сроком на несколько лет, или просят жить у уже осевших и обосновавшихся там родственников. В то же время многие русские, как и белые в целом, уезжают из страны — в основном в Канаду, США, Австралию и Новую Зеландию. Основная причина — постоянный рост коррупции и преступности, с которыми не может справиться нынешнее правительство ЮАР. Для все большего числа наших соотечественников ЮАР становится страной временного, а не постоянного проживания (трудовые мигранты) или перевалочным пунктом на пути в более благополучные, по их мнению, страны.

Рубрика:

Статьи

Тема:

Диаспора

Новые публикации

Гордимся нашими людьми! Антон Макаренко, Воспитатель беспризорных детей 16.03.2023

Антон Макаренко, разработчик уникальной педагогической системы, широко известен во всем мире. «Педагогическая поэма» (известная также как «Дорога к жизни») — его самое выдающееся произведение. Он был переведен на 36 языков. Антон Макаренко так охарактеризовал главный принцип своей системы: «К человеку нужно относиться с как можно большим количеством требований и с как можно большим уважением к нему». Результат напрашивается сам собой: он воспитал более 3000 беспризорников и малолетних правонарушителей, и ни один из них не вернулся в тюрьму.

Ту-155 — первый созданный в СССР самолет на водородном топливе 12.03.2023

Зеленая повестка с каждым годом становится все более доминирующей. В погоне за снижением вредных выбросов автомобильные корпорации одна за другой переходят на электромобили и экологически чистое топливо. Одним из наиболее обсуждаемых и перспективных направлений является замена традиционного топлива водородом. Автомобили на водородных топливных элементах уже ездят по дорогам, а на очереди более консервативная и заботящаяся о безопасности авиация. Ведущие производители самолетов, такие как Boeing, уже сегодня экспериментируют с водородным топливом. Однако мало кто помнит, что первым самолетом на водородном топливе был советский Ту-155.

Гордимся нашими людьми! Казимир Малевич и его Черный квадрат 28.02.2023

«Черный квадрат» Малевича если и не самое известное произведение искусства в мире, то уж точно самое обсуждаемое. Художник воспринимал «Черный квадрат» не как обычную картину. Он расценил это как манифест и не только. «Я превратился в ноль форм и перешел за ноль к беспредметному искусству», — заключил он. Его современники восприняли это произведение как попытку создать не просто новое искусство, но новую религию.

Год спецоперации: Эффект СМО: Российское общество стало более сплоченным 28.02.2023

По мнению социологов, российское общество пережило несколько важных этапов осмысления и приспособления к ситуации с момента начала спецоперации. Эксперты также указали на некоторые другие важные моменты, такие как растущая легитимность всего истеблишмента, большее вовлечение гражданского населения в волонтерское движение и более высокий уровень социальной сплоченности в стране.

Русская Аргентина: память о родине, русских трефах и советских медалях 23.02.2023

В Аргентине проживает самая большая русская диаспора в Латинской Америке. Почему именно в этой стране? Кто эти люди и почему некоторые из них были отмечены советскими боевыми наградами Второй мировой войны?

Русская песня в Коста-Рике 19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *