Мыс желания на карте: Яндекс Карты — подробная карта мира

Мыс Желания | это… Что такое Мыс Желания?

Координаты: 76°57′16.08″ с. ш. 68°34′54.41″ в. д. / 76.954467° с. ш. 68.581781° в. д. (G) (O)76.954467, 68.581781

Расположение мыса Желания.

Мыс Желания — мыс на Северном острове архипелага Новая Земля, вблизи его крайней северной оконечности. Назван Виллемом Баренцем в 1596 году[1]. Около мыса находится полярная станция «Мыс Желания» (с 1931), во время Великой Отечественной войны станция на мысе подвергалась обстрелу немецкими подлодками[2].

Содержание

  • 1 Природа и география
  • 2 История названия
  • 3 Объекты
  • 4 Примечания

Природа и география

Мыс представляет собой обрывистый утёс[1] высотой до 28 м[3], который соединён с берегом низким перешейком. С северо-запада и юго-востока мыс Желания издали кажется островом. Поверхность мыса представляет собой плато[4][5]. Он сложен из светло-серого песчаника, подвергающегося сильному выветриванию[4]. Перешеек состоит из песчаника с примесью глины, крупного песка и гравия. У мыса встречаются камни, а к востоку-северо-востоку от него расположено несколько скалистых островков[3]. Глубины в районе мыса очень неравномерные. От мыса Желания принято проводить границу между Баренцевым и Карским морями.

История названия

На карте голландской экспедиции Виллема Баренца 1596 года название мыса — Желанный. В форме «мыс Желания» оно закрепилось в результате неточного перевода этого названия на русский язык. Исконное поморское название мыса — Доходы[6], то есть место, до которого поморские зверопромышленники доходили по западному берегу Новой Земли. За этим мысом начиналось Карское море, неблагоприятное для промысла из-за ледовитости.[7]

Объекты

  • На Мысе Желания установлен маяк Желания.
  • Полярная станция «Мыс Желания» расположена на перешейке, соединяющим мыс Желания с берегом. Постройки станции и радиомачты приметны с юго-востока.
  • В 2009 году в финском городке Lappeenranta трое братьев взяли в руки по губной гармошке и стиральной доске и стали петь баллады о море, назвавшись творческим коллективом «Мыс Желания»(Desire Cape) [8]

Примечания

  1. 1 2 Мыс Желания — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Заполярные базы Кригсмарине
  3. 1 2 Лист карты T-42-XXV,XXVI,XXVII,XXVIII полярн. ст. Мыс Желания. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1971 г.
  4. 1 2 Метеорологические наблюдения на мысе Желания (остров Новая Земля)
  5. Фотография мыса Желания с моря
  6. Доходы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т.
    и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь. / отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: Русские словари, 1998. — С. 153. — 503 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89216-029-7
  8. Страница коллектива на myspace.com

Мыс Желания — Двина 29

В 2016 году самые серьезные погодные аномалии были зафиксированы в районе Баренцева и Карского морей. Об этом объявил Гидрометцентр России. Температура в этой части Арктики превышала средние значения на 4–8 градусов и даже больше.

Карское и Баренцево моря очень разные. Карское почти весь год покрыто льдами – Новая Земля как барьер закрывает в него доступ тепла с Атлантики. На долю Карского моря приходится 55 процентов общего стока морей российской Арктики, оно относительно неглубокое. Баренцево море глубже, теплее, в нем много рыбы, и летом оно практически свободно ото льда. Хотя сейчас в Карском море льда тоже стало меньше. Даже цвет воды в морях отличается: в Карском она слегка желтоватая.

Секреты названия

Северную границу между двумя арктическими морями проводят по мысу Желания. Это не самая северная точка Новой Земли, но знаковая. Поморы называли этот мыс Доходы, то есть место, до которого поморские зверопромышленники доходили по западному берегу Новой Земли. За этим мысом начиналось Карское море, неблагоприятное для промысла из-за мощных льдов. И еще один смысл названия – будут доходы, если промысел пройдет удачно.

А мыс Желания – это неправильный перевод наименования, данного голландским мореплавателем Виллемом Баренцем, который проплывал здесь во время своей третьей экспедиции на Новую Землю в 1596 году. Он назвал его Hoeck der Begeerte – мыс Желанный, которого хотели достичь. Если посмотреть на современные голландские карты, то на них мыс называется Kaap Zjelania, то есть слово «мыс» по-голландски, а вот какой он – калька с русского.

География с геологией

Мыс представляет собой обрывистый утес высотой до 28 м, который соединен с берегом низким перешейком. Эти три десятка почти вертикальных метров используют в основном моевки. У них здесь небольшой птичий базарчик. Трудно сказать, что громче: крики моевок или шум ветра. Из-за сильных порывов на самой стрелке мыса стоять страшновато. А еще на обрыве гнездятся чистики – красивые черные птицы с ярко-красными лапами.

Мыс сложен из светло-серого песчаника, который подвержен сильному выветриванию. Перешеек состоит из песчаника с примесью глины, крупного песка и гравия. Поверхность его плоская и покрыта камнями, среди которых островками пробиваются ярко-малиновые камнеломки. В море у мыса встречаются камни-рифы, а к северо-востоку от него расположено несколько скалистых островков. Глубины в районе мыса очень неравномерные.

Современность и история

На мысе Желания расположен опорный пункт Национального парка «Русская Арктика». База функционирует в период летнего сезона – примерно с июля до конца сентября – начала октября. Здесь живут и работают сотрудники национального парка, а также научные специалисты различного профиля, которые проводят исследования на мысе Желания и близлежащей территории. Для обеспечения опорного пункта электричеством используется система альтернативной энергетики – солнечные панели и ветрогенераторы, что позволяет экономить большое количество топлива и не загрязнять окружающую среду.

Опорный пункт располагается в здании зеленого цвета с большим ангаром. Это реконструированное помещение – одно из сооружений бывшей советской гидрометеорологической полярной станции, основанной в 1931 году. Станция была закрыта в 1997-м, но ее строения сохранились до сих пор.

Постройки в Арктике, когда их покидает человек, часто занимают новые хозяева.

В качестве укрытий их используют белые медведи. Как рассказывали, в бывшем жилом доме на мысе Желания поселился мишка: заходил через окно – так ему было удобнее, спал на двуспальной кровати.

Поэтому все помещения в конце сезона стараются тщательно закрыть. И любое изменение выглядит подозрительно – чувствуешь себя партизаном в тылу врага. Вот, например, в радиодоме оказалась открыта дверь, хотя в конце предыдущего полевого сезона ее забили щитом. Но тот, кто это натворил, к моменту появления людей уже ушел.

Вокруг станции сохранилась система оборонительных сооружений времен Великой Отечественной войны. В августе 1942-го немецкая подлодка подошла к метеостанции на мысе Желания и открыла огонь. Были разрушены метеодом, библиотека, сгорели данные метеонаблюдений за предыдущие годы. Но полярникам удалось спастись, и они построили целую сеть оборонительных сооружений – несколько десятков объектов.

Полярная станция

Основная часть зданий была построена уже после войны. Традиционно советская полярная станция – это небольшой поселок с жилыми домами, одним или несколькими зданиями, в которых размещаются радиорубка и метеорологический кабинет, баня, дизельная (механка), складские помещения, иногда гараж, сарай для скота и собачьи будки. Инфраструктура метеостанции «Мыс Желания» была типичной. На территории полярной станции могло одновременно проживать и работать до 30 человек. Здесь был даже своеобразный клуб. Помещение называли камбуз, но кроме столовой в нем находились библиотека и комната отдыха, которая использовалась и как кинозал. В фильмотеке было больше двухсот фильмов, а книги со штампами до сих пор можно полистать. Медведи на них не покушаются.

Сейчас особое внимание привлекают два огромных металлических цилиндра. Это ЦУБы – цилиндрические унифицированные блоки, которые использовались и как жилые дома, и как производственные помещения. Их еще называли дома-бочки. В этих огромных трубах нет углов, которые в мороз промерзают в первую очередь, поэтому их активно использовали на Крайнем Севере. Рассчитаны они были на температуру до –65 градусов и ветер до 60 м/с. После того как станция была покинута, в них осталось большое количество мусора. Сейчас оба ЦУБа очищены и их вполне можно использовать для проживания. А еще такие металлические дома не горят. Пожары не были редким явлением на полярных станциях, причем в любых странах, у которых есть станции в высоких широтах.

С 1991 по 1996 год на станции «Мыс Желания» произошло шесть пожаров. В 1994-м сгорел «Белый дом» – так здесь называли дом начальника станции. Здание отапливалось автономно при помощи системы АФ-65. Автоматическая форсунка предназначена для распыления и сжигания дизельного, печного топлива или керосина и для автоматического управления этими процессами. Топливо подается и зажигается от свечи. Иногда получалось так, что топливо подавалось, а свеча не срабатывала. И, когда топлива скапливалось слишком много, оно вспыхивало сильно. Если в этот момент никто ситуацию не контролировал, пожар был неизбежен.

Последним на станции было возгорание, уничтожившее дизель-генераторную станцию 18 марта 1996 года. В начале апреля полярников эвакуировали вертолетом с Диксона. Станция была законсервирована, а фактически закрыта 1 января 1997-го.

Памятный знак в честь Виллема Баренца

Самый северный маяк

На мысе Желания установлен маяк – самый северный в Архангельской области, один из самых северных в России и в мире. Он расположен на возвышенной ровной площадке на самой оконечности мыса, в 80 м от берега. Маяк здесь находится с 30-х годов прошлого века. Это конструкция в виде усеченной пирамиды из бревен и деревянных брусьев, соединенных между собой металлическими скобами. В основании уложены 12 квадратных бетонных плит. На фонарную площадку ведет деревянная лестница из трех маршей, расположенная внутри маяка. Общая высота маяка 13 м. С 1997 по 2015 год маяк не функционировал. Но два года назад на нем установили новое светомаячное оборудование и солнечные батареи. Фотоэлементы фиксируют уровень освещенности, и при уменьшении его до определенного предела свет включается автоматически.

Путь из Баренцева моря в Карское северным маршрутом короче, чем южным через Карские ворота между Новой Землей и островом Вайгач. Севернее Новой Земли обычно идут суда на Дудинку и в Обскую губу. И маяк делает проход транспорта более безопасным.

Магелланов пролив: все, что вам нужно знать

Где находится Магелланов пролив? Магелланов пролив (также называемый Магеллановым проливом или Эстреко-де-Магалланес)  – важный естественный морской канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны между южной оконечностью Южной Америки и островом Огненная Земля. Он почти полностью находится в территориальных водах Чили. Магелланов пролив Карта:  Что такое Магелланов пролив? Магелланов пролив — извилистый судоходный канал длиной около 350 миль и шириной от 2 до 20 миль в самом узком и самом широком местах. Фьорды и каналы славятся своей природной красотой ледниковых и горных пейзажей, а пролив часто сравнивают с Внутренним проходом Аляски. Он также является домом для нескольких островов.

Крупный порт — Пунта-Аренас, расположенный на полуострове Брансуик на юге Чили. Известно, что в проливе непредсказуемая погода, особенно внезапные смены ветра, нарушающие состояние моря и проходящие корабли. Кто открыл Магелланов пролив? Магелланов пролив назван в честь Фердинанда Магеллана, первого европейца, прошедшего через пролив в 1520 году. Магеллан был португальским мореплавателем, который плыл под испанским флагом в попытке найти западный путь к островам Пряностей (острова Малуку). . Земли к северу от пролива были названы «Землей Патагонов» (Патагония), а к югу — «Землей дыма» (Огненная Земля).

Прохождение Магеллана через пролив было непростым из-за его сложности (с множеством фьордов и тупиков) и туманного климата. Его флоту потребовалось тридцать восемь дней, чтобы завершить переход. Хотя Магеллан был убит на Филиппинах несколько месяцев спустя, один из его капитанов завершил свою экспедицию, тем самым совершив первое кругосветное плавание. Почему Магелланов пролив важен? Несмотря на сложные проходы и холодный климат, Магелланов пролив был важным маршрутом для паровых и парусных судов, курсирующих между Атлантическим и Тихим океанами, вплоть до завершения строительства Панамского канала в 1914 году, что сократило этот проход на тысячи миль. Пролив считался более безопасным путем, чем пролив Дрейка, отделяющий мыс Горн (южную оконечность Южной Америки) от Антарктиды.

Зачем посещать Магелланов пролив? Значение Магелланова пролива как международного маршрута плавания уменьшилось после создания Панамского канала. Сегодня через пролив ежегодно проходит около 1500 судов. Корабли, огибающие Южную Америку из Атлантического или Тихого океанов, продолжают движение через пролив. Он предлагает внутренний проход, защищенный от крупных океанских штормов. Однако основное возрождение пролива произошло благодаря туризму.

Комфортабельный круиз по Магелланову проливу теперь позволяет путешественникам ощутить природную красоту, дикую природу и тишину пролива. Ежегодно через пролив проходит около 50 круизов. Эти многодневные круизы делают остановки на живописных островах, ледниках, водопадах и в лесах. Посетители могут наблюдать за морскими слонами, горбатыми китами и магеллановыми пингвинами.

На чилийской стороне пролива Пунта-Аренас является основным пунктом отправления для посетителей, направляющихся в национальный парк Торрес-дель-Пайне или в Антарктиду по воздуху. На юге Аргентины основным портом является Ушуайя, который также служит отправной точкой для круизов в Антарктиду.

Фердинанд Магеллан

Фернан де Магальяйнс, d. 1521 (Фердинанд Магеллан)

Экспедиция (1519–1522): Пять кораблей ( Тринидад , Сан-Антонио , Консепсьон , Виктория , Сантьяго ), 237 мужчин
Плата (от короля Испании Карла I): Чтобы добраться до островов пряностей через Южную Америку и получить исключительные европейские права на специи
Достижения: Первое кругосветное плавание, открытие Магелланова пролива, Марианских и Филиппинских островов


Наследие имени Магеллана: Магелланов пролив, Магеллановы облака (галактики)

[Нажмите на изображения ниже, чтобы увидеть версии с высоким разрешением.]

Портрет Фернан Магеллана. Из «Академии наук и искусств » Исаака Булларта, посвященной состязаниям и историческим похвалам иллюстрирующих людей. . . avec leurs pourtraitstyrez sur des originaux au naturel. . . (Брюссель, 1695 г.). [Отдел редких книг]

Чтобы выразить подобающее недоверие и благоговение по поводу кругосветного плавания экспедиции Фердинанда Магеллана, подумайте вот о чем: священное пересечение Атлантического океана Христофором Колумбом заняло тридцать шесть дней; Переход Магеллана через Тихий океан занял девяносто восемь дней. День за днем, нет земли. Стоячая вода для питья. Крысы, опилки и кожу есть. Но это опережает поистине уникальное путешествие, с которого началось стремление Европы к Тихому океану.
Португальский дворянин и мореплаватель, Магеллан трижды обращался за поддержкой к своему королю Мануэлю I в исследовательской экспедиции в поисках нового водного пути к Островам Пряностей. Он приобрел опыт и продемонстрировал лояльность, сыграв решающую роль в восьмилетней (1505–1513 гг. ) экспедиции короля, пытавшейся создать постоянное португальское присутствие в Индии и завоевать Малакку (сегодняшняя Малакка, Малайзия), за которой последовали военные службу в Марокко, где был тяжело ранен в рукопашном бою. Он растратил большую часть своего личного состояния на службе короне. По разным причинам, в основном личным, король Мануэль дал отпор Магеллану, но позволил офицеру предложить свои услуги в другом месте. Это был сентябрь 1517 года.
К концу октября Магеллан был в Севилье, став гражданином Испании. Время было выбрано удачно, поскольку Карл I, новый испанский король Кастилии, Арагона и Леона, также был новичком в Испании, прибыв из Фландрии годом ранее. Восемнадцатилетний монарх был спортивным, энергичным и жаждущим славы и славы, но чтобы стать Карлом V, императором Священной Римской империи, ему потребуются огромные суммы денег, чтобы заплатить избирателям. Следовательно, знакомство Магеллана с секретными навигационными знаниями Португалии — ничего не публиковалось в Португалии между 1500 и 1550 годами об открытиях ее мореплавателей — и перспективы богатств в Индии составляли редкое и привлекательное сочетание. Отправляясь на запад, как намеревался Магеллан, Испания также уважала принципы Тордесильясского договора (149 г.4), что дало Португалии права на всю новую территорию, обнаруженную к востоку от линии, проведенной в 370 лье к западу от островов Зеленого Мыса. (Дополнительную информацию об этом договоре см. во вставке «Демаркационные линии» в разделе «Острова пряностей».)

В частности, проект, предложенный Магелланом (и его сторонниками), заключался в том, чтобы найти коммерческий путь к островам Пряностей, плывя на запад вокруг Южной Америки, поскольку Магеллан уверенно выразил некоторые знания о существовании там возможного пролива или прохода. Он утверждал, что на путешествие и возвращение в Испанию уйдет всего два года. Условия его соглашения с королем Карлом от 22 марта 1518 года включали получение монополии на открытый путь на десять лет и пятую часть богатств, добытых в плавании. Магеллан также стал капитаном, что дало ему абсолютную власть на море.

Правительство предоставило пять кораблей, относительно небольших, но маневренных и мореходных — зловеще черных от смолы, покрывшей их корпуса и все открытые части, — с экипажем, артиллерией и припасами на два года. Большая часть затрат была привлечена за счет кредитов от немецкого банковского дома по ставке 14 процентов.

Браун, Георг, 1540 или 41–1622 гг., и Франц Хогенберг, ум. 1590? «Севилья» (1588). Карта на меди, раскрашенная, 33 × 48 см. Из тома 4 книги Брауна и Хогенберга « Civitates orbis terrarum ». . . (Кёльн, 1572–1618). [Коллекция исторических карт]

Где началось и закончилось первое кругосветное плавание. Санта-Мария-де-ла-Виктория, церковь, где Магеллан принес присягу на верность Испании и получил официальное благословение (также куда выжившие вернулись, чтобы поблагодарить), находилась в районе моряков под названием Триана, на южном берегу реки Гвадалквивир.

.

На следующий день после прибытия в Севилью восемнадцать выживших европейцев, одетые только в рваные рубашки и бриджи, покаялись. . . . Ходя босиком, со свечой в руках, каждый путешественник медленно шел маршем, еще привыкая к необычному ощущению твердой, незыблемой земли под ногами. Элькано [капитан] вел изможденных паломников по узким извилистым улочкам Севильи к храму Санта-Мария-де-ла-Виктория, где они преклоняли колени, чтобы помолиться перед статуей Пресвятой Богородицы с младенцем. Они вернулись в Севилью скорее грешниками и кающимися, чем победителями. Их путешествие началось как шекспировская драма, наполненная смыслом и страстью, с героическим Магелланом в главной роли, но три года унесли ужасные потери, и путешествие заканчивалось пьесой Сэмюэля Беккета. Выжившие были контужены, нерешительны и наказаны всем, что они видели и пережили.

[Лоуренс Бергрин, За краем света (2004), с. 392]

Молуккская армада, как ее называли, вышла из Севильи 10 августа 1519 года, поплыла по реке Гвадалквивир к побережью в Санлукар-де-Баррамеда, где они ждали Магеллана, который остался, чтобы разобраться с последней минутой приготовления. Корабли наконец вошли в Атлантику 20 сентября. Большинство экипажа были испанцами, но были также португальцы, итальянцы, греки и французы. Среди них были шурин Магеллана Дуарте Барбоса, наемный слуга Магеллана Энрике Малаккский и Антонио Пигафетта, венецианский ученый, который был назначен сверхштатным сотрудником и получил роль официального летописца экспедиции. Флот ненадолго остановился на Канарских островах за провизией; позже Магеллан узнал, что его поставщики обманули его, исказив количество и качество поставляемых ими товаров.

Он приказал флоту идти на юг вдоль побережья Африки, чтобы избежать и обогнать два флота, которые были посланы португальским королем, чтобы перехватить экспедицию и арестовать капитана-генерала за его измену. После нескольких недель штормов, за которыми последовала депрессия, корабли Магеллана достигли Сьерра-Леоне, затем направились на запад и пересекли Атлантику, встав на якорь в Рио-де-Жанейро 13 декабря 1519 года. Индийские женщины были встревожены казнью Магелланом моряка, изнасиловавшего юнгу. После этого команда стала все больше обижаться на своего лидера.
Флот прижался к побережью Южной Америки, неуклонно направляясь на юг — плавая только днем ​​и вставая на якорь ночью — в поисках пролива, который приведет их к островам Пряностей. Рио-де-ла-Плата давал надежду, но оказался слишком мелководным. Когда южное полушарие медленно вступило в зиму, флот основал поселение в Пуэрто-Сан-Хулиан в Патагонии (Аргентина) на 49°20′ южной широты, где они столкнулись с высокими индейцами теуэльче. Описание этих людей Пигафеттой породило миф о патагонских гигантах. (Подробнее см. вставку «Патагонские гиганты» в разделе «Магелланов пролив».)
Магеллан сократил пайки и попытался занять людей, но разногласия, особенно среди испанских капитанов и экипажа, вскоре вылились в полуночный мятеж 2 апреля. Но благодаря уловкам и некоторой удаче Магеллан быстро захватил контроль. Луис де Мендоса, капитан Victoria , погиб в бою; Гаспар де Кесада, капитан Concepción , был казнен — их трупы были извлечены, четвертованы и выставлены на всеобщее обозрение. (Позже двое других заговорщиков, Хуан де Картахена, капитан Сан-Антонио и священник по имени Падре Санчес де ла Рейна остались на берегу, когда флот ушел. Экипаж пережил долгий путь в морозную погоду обратно по суше.

Изображение Victoria с карты Авраама Ортелиуса «Maris Pacifici». . ». (Антверпен, 1595). [Коллекция исторических карт]

Я перевел латинский текст под кораблем с некоторой поэтической вольностью:

Я первым обогнул мир на парусах,
Несу тебя, Магеллан, вождь, через новый пролив.
Поэтому меня по праву называют Викторией [Победой].
С парусами вместо крыльев и славой своей наградой я сражался с морем.

Второй по величине из пяти кораблей Молуккской армады Фердинанда Магеллана, Victoria был испанским карраком или nao (корабль). Он был назван в честь церкви Санта-Мария-де-ла-Виктория-де-Триана (Севилья, Испания), где Магеллан, португальский генерал-капитан, принес присягу на верность девятнадцатилетнему испанскому королю Карлу I перед отплытием в августе 1519 года. Точные размеры корабля неизвестны, но он весил восемьдесят пять тонн и перевозил сорок четыре человека.
Виктория одна вернулась в Испанию в сентябре 1522 года, неся в своем трюме двадцать шесть тонн гвоздики, что более чем вдвое превышало стоимость всей экспедиции Магеллана. Из первоначального списка из пяти кораблей из 237 человек выжило всего 18 человек.
После плавания разбитое судно было отремонтировано и продано купцу. Еще в 1570 году Victoria все еще бороздил Атлантику в качестве рабочей лошадки для испанского завоевания Америки, когда он был потерян со всеми руками на борту по пути в Севилью с Антильских островов.

Спустя, казалось, бесконечные пять месяцев, оставшиеся четыре корабля армады снялись с якоря 24 августа 1520 года. Ненастная погода помешала их продвижению, но 21 октября (день памяти св. Урсулы Одиннадцати тысяч дев), Около 52° ю. Навигация по его 350 милям окажется морским кошмаром из-за высоких приливов (до двадцати четырех футов), сильных ветров и течений.
Магеллан методично продвигался в эту Never Never Land. Увидев ночью далекие огни, указывающие на населенные пункты, он назвал этот район Огненной Землей, Землей Огня. После тридцати восьми дней преодоления проливов, бухт и питаемых ледниками фьордов, мимо огромных заснеженных гор и суровых вечнозеленых берегов, переживая свирепую ивиру и бунт другого корабля — Сан-Антонио , самого большого в Флот с большим количеством провизии тайно направился обратно в Испанию — Магеллан достиг части своей цели: Тихий океан. Преодоление всех трудностей стало замечательным свидетельством его способностей штурмана и стратега, а также выдержки и мастерства его экипажей. Три корабля достигли мыса Желания 28 ноября 1520 года и вошли в океан, названный Магелланом 9. 0005 pacific за мягкость. Согласно историческим исследованиям погоды, Магеллан, вероятно, извлек выгоду из Эль-Ниньо, который обеспечил спокойный ветер через Тихий океан во время его перехода. (Обратите внимание, однако, что позже, после выхода из Магелланова пролива, сэр Фрэнсис Дрейк столкнулся с очень сильным западным ветром, который загнал его далеко на юг и восток, в то, что впоследствии стало известно как пролив Дрейка.)
Прозвучали некоторые предостережения, ибо припасы были на исходе и их неизбежно ждала большая опасность. Тем не менее, все понимали, что путешествие бесполезно, если они не достигнут Островов пряностей, которые, как они предполагали, должны были находиться недалеко от них. Конечно, никто не догадывался, что впереди самые большие водные просторы на планете. И курс Магеллана, сначала на север вдоль западного побережья Южной Америки, а затем на запад, к несчастью, обошел практически все двадцать пять тысяч островов океана. На самом деле, во время транстихоокеанского перехода они увидели сушу лишь однажды — бесплодные атоллы островов Туамоту, которые Магеллан назвал Островами Разочарования, — прежде чем достичь Гуама на Ладронах («Острова воров», сегодняшние Марианские острова) 6 марта 1521 года. после девяноста восьми дней в океане.
Пигафетта провел большую часть этого времени с Полом, их пленным патагонским великаном, изучая его язык и обращая его в христианство незадолго до его смерти. Смертельно явилась цинга и унесла с собой около тридцати мужчин, которым пришлось есть печенье, кишащее червями, пить гнилостную желтую воду, вымачивать (размягчать), а затем жевать верхние покрытия парусов из воловьей кожи, есть опилки с досок, и торговать крысами. Офицерам повезло лучше по неизвестным им причинам: у них был запас консервированной айвы, сильного противоцинготного средства. Магеллан был в отчаянии и депрессии, сбитый с толку расстоянием и количеством времени, которое они провели в плавании.
Они приблизились к Гуаму с большим облегчением, но с осторожностью, бросив якорь в большой бирюзовой лагуне (сегодняшний залив Уматак). Более высокие и сильные коренные жители, чаморро, окружили флот на своих проа (многокорпусных парусных каноэ), быстро сели на флагман и начали красть все, что могли. Начались ссоры, стреляли из орудий, стреляли стрелы, но бой стих, когда Магеллан приказал своим людям остановиться — вскоре голодающему экипажу раздавали еду, и происходила некоторая торговля. Однако, когда капитанский скиф был украден, Магеллан на следующий день отправил на берег рейдовый отряд: многие дома были сожжены, а семеро туземцев убиты. Был создан шаблон для первых встреч европейцев с тихоокеанскими народами.
Гуам не был Островами Пряностей, и поэтому флот двинулся к еще неизвестным точкам, достигнув острова Хомонхом на краю Филиппинского архипелага 16 марта. Слуга Магеллана, Энрике, который был с ним со времен Малакки, смог связаться с жителями близлежащего острова, чей филиппинский лидер Раджа Коламбу относился к Магеллану как к королевской семье. Желая произвести впечатление, Магеллан продемонстрировал вооружение испанцев и предложил усмирить врагов короля. Коламбу предложил пилотам привести их на более крупный и впечатляющий остров Себу, которым правил союзник Раджа Хумабон. Туда флот прибыл 7 апреля.
Хумабон и Магеллан быстро сдружились как кровные братья. Как только Хумабон и его королева крестились как христиане, их подданные последовали их примеру. Отдавалась дань уважения Магеллану, предлагалась верность Испании — это казалось слишком совершенным. Воодушевленный этими событиями и своей уверенностью, Магеллан потребовал от соседних островов подчинения Хумабону и обращения их жителей в христианство. (Он превышал инструкции, данные ему королем Карлом.)
Один из двух вождей Мактана, Лапу Лапу, отказался и вызвал Магеллана на бой. Преисполненный решимости продемонстрировать мощь испанских бронированных воинов и вопреки совету своих людей вступить в ненужную битву, Магеллан отплыл на Мактан в субботу, 27 апреля 1521 года. Прибрежные воды были мелкими, что вынуждало корабли хорошо ставить якоря. офшор. Людям пришлось пробираться через два арбалетных пролета воды высотой по бедро, чтобы добраться до берега. В «Битве при Мактане» сорок девять европейских мушкетеров и арбалетчиков противостояли трем отрядам мактанских бойцов, насчитывавшим более тысячи человек, вооруженных стрелами, бамбуковыми копьями с железными наконечниками и закаленными кольями. Еще больше разжигая гнев островитян, Магеллан приказал сжечь близлежащие дома. Бой длился около часа и завершился, как описывает его Пигафетта, смертью Магеллана:

Увидев [Магеллан ранен в руку], все те люди бросились на него, и один из них с большим дротиком . . . вонзил его ему в ногу, в результате чего он упал лицом вниз. На это все сразу бросились на него с копьями из железа и бамбука и с этими дротиками, так что они убили наше зеркало, наш свет, наше утешение и нашего истинного проводника. [том. 1, с. 88]

Это был недостойный конец, в открытом море, в воде по колено. Его изрубленные части тела были сохранены Мактанцами как памятник; ни одна броня не была восстановлена.

Смерть Магеллана на филиппинском острове Мактан. Из книги Левина Хульсиуса Sechster Theil, kurtze, warhafftige Relation vnnd Beschreibung der wunderbarsten vier Schiffahrten . . . (Франкфурт, 1626 г.). [Отдел редких книг]

Титульный лист издания Максимилиана.

Максимилиан из Трансильвании. De Moluccis insulis, itemq[ue] alijs pluribus mira[n]dis, quæ nouissima Castellanorum nauigatio sereniss. Императорис Кароли. V. auspicio suscepta, nuper inuenit / Maximiliani Transyluani ad reuerendiss. cardinalem Saltzburgensem epistola lectu perquam iucunda. Кельн, январь 1523 г. [Отдел редких книг]

Нет баннеров. Никаких заголовков. Никаких трансляций. Тем не менее, это, по сути, отчет «только что вышедший из печати»: как новость о кругосветном плавании Магеллана попала в печать почти пятьсот лет назад. Оно представлено в виде письма Максимилиана (Maximilianus Transylvanus), который был секретарем Карла V, императора Священной Римской империи (и короля Испании), за которым плавал Магеллан, к Маттеусу Лангу фон Велленбургу, кардиналу-архиепископу Зальцбург. Максимилиан взял интервью у выживших в плавании вскоре после корабля Магеллана 9.0005 Виктория вернулась в Испанию в сентябре 1522 года. Включая Хуана Себастьяна де Элькано (капитан), Франсиско Альбо и Эрнандо де Бустаманте, группа предстала перед испанским двором в Вальядолиде в октябре. Письмо Максимилиана датировано 24 октября 1522 года из Вальядолида. Так что это действительно рассказ из первых рук, полученный кем-то на месте происшествия. Кардинал Ланг, вероятно, подсказал эту идею Максимилиану — отсюда и письмо.

 

Если это был кульминационный момент кругосветного плавания экспедиции, оставалось завершить остальную часть миссии, и драма продолжилась. Энрике не был освобожден, как предписывала воля Магеллана; в отместку он замышлял с Хумабоном, и несколько европейцев были убиты на пиру. Неполные руки, мужчины решили сжечь Консепсьон . В конце концов, навигационные навыки Хуана Себастьяна де Элькано (ок. 1476–1526), ​​баскского торгового мореплавателя, привели Victoria и Trinidad к Тидоре на Молукках 8 ноября 1521 года. Быстрое достижение торговых соглашений с султаном Тидоре, который также недолюбливал португальские власти, экипажи начинили два корабля гвоздикой. Trinidad , нуждавшийся в ремонте, остался, а Victoria под командованием Элькано вылетел в Испанию 21 декабря.00:05 Тринидад безуспешно пытался пересечь Тихий океан на восток и был захвачен португальскими кораблями, искавшими Магеллана и его Молуккскую армаду; его груз, в том числе, возможно, личный бортовой журнал Магеллана, был конфискован, а его команда заключена в тюрьму на Тернате на несколько лет. Корабль там потерпел крушение во время шторма.)
6 сентября 1522 года Виктория с ужасной/призрачной командой из восемнадцати выживших достигла Санлукар-де-Баррамеда на побережье Испании и пришвартовалась в доках в районе Триана в Севилье четыре дня спустя, после отсутствия три года и расстояние, по словам Пигафетты, 14 460 лиг. Они совершили кругосветное плавание. Лодочный трюм гвоздики (381 мешок) стоил больше, чем стоимость первоначальной армады из пяти кораблей: в конце концов, плавание было прибыльным. Но недоброжелатели Магеллана прибыли первыми (помните, что Сан-Антонио повернул обратно в Магелланов пролив). Кроме того, подвергшийся критике и критике в отчетах Элькано и других Victoria Магеллан не получил должного признания за начатую им экспедицию. Ни одно из обещаний, данных ему королем Карлом и его наследниками, не было выполнено. Обе страны, Испания и Португалия, считали его предателем. Возможно, самая большая ирония заключается в том, что Карл, которому все еще не хватало денег, продал испанские права на Молуккские острова Португалии в 1529 году.Сарагосский договор. (Подробнее об этом договоре см. врезку «Демаркационные линии» в разделе «Острова пряностей».) Все, чего Магеллан добился своей экспедицией, было явно ненужным.
Для картографов, конечно, раскололся географический орешек — были раскрыты истинные размеры и масштабы планеты. Больше не нужно было никаких предположений или догадок. Был проход в Тихий океан, и обширный неизведанный океан теперь ждал преследования европейских исследователей.
Пигафетта желал, чтобы «слава столь доблестного и благородного капитана не угасла и не предалась забвению в наше время» [т. 1, с. 88]. Пережив кругосветку с неповрежденным журналом, этот верный и неутомимый летописец начал в этом убеждаться.

Шерер, Генрих, 1628–1704 гг. «Repræsentatio geographica itineris maritimi navis Victoriæ in qua ex personis CCXXXVII finita navigatione rediere tantum XVIII quæ solo indusio tectæ et face accensas manibus præferentes in basilica hispalensi se voto exsolverunt VII Sept. ann. MDXXII» (ок. 1700 г.). Карта на меди, раскрашенная, 23 см. в диам., на листе 23 × 36 см. Из Шерера Atlas novus (Мюнхен, 1702–1710 гг.). Ссылка: Ширли, Картографирование мира , 626. [Коллекция исторических карт]

Набожный иезуит, карты Шерера обычно содержат религиозный подтекст. Здесь, в северной полярной проекции мира, отслеживается и датируется кругосветное плавание Магеллана. Миф о Калифорнии как острове продолжается. Слева гравюра Victoria , единственного оставшегося корабля из армады Магеллана. Справа показаны немногие выжившие в путешествии, направляющиеся к церкви Санта-Мария-де-ла-Виктория в Севилье, куда они идут, чтобы поблагодарить за благополучное возвращение. Дата на картуше над сценой — 7 сентября 1522 года; количество мужчин составляет 18 из первоначальных 237.

Другие книги:

  • Пигафетта, Антонио. Путешествие Магеллана: рассказ о первом кругосветном плавании . Переведено и отредактировано Р. А. Скелтоном из рукописи из Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета. 2 тт. Нью-Хейвен, Коннектикут, 1969. [Отдел редких книг]
  • .

Это английский перевод (с факсимильным томом) французской версии утерянного оригинального журнала Пигафетты, Relazione del primo viaggio intorno al mondo (Отчет о первом кругосветном путешествии), датированный примерно 1525 годом и ныне принадлежащий Йельскому университету. Есть еще три сохранившиеся «копии» — две на французском и одна на итальянском, — и их происхождение и родство очень подробно описаны здесь, в работе Скелтона. Йельский манускрипт считается лучшим экземпляром, явно предназначенным для вручения дворянину; это также самая полная из трех французских копий. Купив его по каталогу английского дилера в 1953, Эдвин Дж. Бейнеке подарил его Йельской библиотеке Бейнеке в 1964 году. Он состоит из 103 листов пергамента (97 с текстом или картами), с текстом, написанным четким, тщательным гуманистическим шрифтом, двадцатью семью строками на странице и с иллюминированными инициалами и знаками абзаца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта