Как прославился ротмистр российской армии барон Мюнхаузен – DW – 11.05.2020
Барон Мюнхгаузен, как мы его представляем (рисунок Гюстава Доре)Фото: Creative Commons
Культура
Ефим Шуман
11 мая 2020 г.
300 лет назад родился реальный барон Мюнхгаузен — немецкий дворянин, ротмистр российской армии. Действительно ли он сочинил все те необыкновенные истории, которые ему приписывают?
https://p.dw.com/p/3c01C
Реклама
Реальный барон Мюнхгаузен — Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (Hieronymus Carl Friedrich Freiherr von Münchhausen) — родился в родовитой и богатой брауншвейгской семье, где мужчины обычно становились кадровыми офицерами. Отец его был подполковником кавалерии. Он умер, когда его в будущем знаменитому сыну (одному из восьми детей) исполнилось четыре года. Иеронима воспитывала мать в родовом имении Боденвердер. В тринадцатилетнем возрасте мальчик стал пажем при дворе брауншвейгского принца Антона Ульриха, что на долгие годы определило его судьбу.
Мюнхгаузен верхом на ядре. Иллюстрация Гюстава ДореФото: picture-alliance/dpa/akg-imagesАнтона Ульриха позже женили на племяннице российской императрицы Анны Иоанновны, и он стал отцом императора Иоанна Антоновича (Ивана VI), который, правда, царствовал лишь формально в первый год своей жизни, а потом был свергнут дочерью Петра Первого Елизаветой. Но это произошло позже, а в 1737 году Мюнхгаузен отправился вместе с женихом Антоном Ульрихом в Россию и вместе с ним участвовал в русско-турецкой войне. Кстати, один из эпизодов этой войны — осада крепости Очаков — стал отправной точкой истории о том, как Мюнхгаузен летал на пушечном ядре.
После войны наш герой служил в кирасирском полку в Риге. Получил звание лейтенанта, позже ротмистра, командовал первой — элитной — ротой полка, воевал со шведами, женился на дочери остзейского помещика Якобине фон Дунтен (Jacobine von Dunten), с которой проживет больше сорока лет… В 1744 году почетный караул под командованием барона встречал в Риге отправлявшуюся в Санкт-Петербург невесту наследника русского престола, принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую — будущую императрицу Екатерину Вторую, и в своих записках она отметила стать и высокий рост кирасирского командира.
Родовое имение барона Мюнхгаузена в БоденвердереФото: picture-alliance/dpa/J. StratenschulteВ 1750 году ротмистр Мюнхгаузен оставил службу и вернулся в Германию, в свое родовое имение. Больше всего на свете любил охоту, лошадей и собак, а также «посиделки» с соседями-помещиками. Слава о его увлекательных рассказах о войнах, в которых он участвовал, и о том, что пережил в России, быстро разнеслась по округе. Но насколько эти рассказы соответствовали тем фантастическим историям, которыми стал позже знаменит Мюнхгаузен, неизвестно.
Беглый вор, увековечивший барона Мюнхгаузена
Как бы там ни было, но среди слушателей барона был, судя по всему, и библиотекарь ландграфа из Касселя Рудольф Эрих Распе (Rudolf Erich Raspe). Когда несколькими годами позже Распе попался на краже монет из собрания ландграфа (он продал их, чтобы расплатиться с долгами) и бежал в Англию, он, остро нуждаясь в деньгах, напечатал там по-английски несколько историй из жизни барона Мюнхгаузена, рассказанных как бы от его имени. Так их узнал весь мир.
Полет с утками. Иллюстрация к немецкому изданию «Приключений барона Мюнхгаузена»Фото: picture alliance/akg-imagesКстати, бежавший от должников и суда Распе был не первым, кто рассказал (или пересказал?) небылицы «барона-враля». Первые три истории опубликовал некий граф Рохус де Линар (Rochus Friedrich zu Lynar), брат которого был посланником в России, — в то самое время, когда и барон Мюнхгаухен жил в России. Но книга Распе с великолепными иллюстрациями Гюстава Доре сразу выдержала несколько изданий, была переведена на множество языков (к сегодняшнему дню — на пятьдесят)… И страшно омрачила остаток жизни Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена.
Впрочем, огорчало его не только это. После смерти супруги, с которой он не успел справить золотую свадьбу, барон женился на 19-летней дочке соседа-помещика. Он был больше, чем на 50 лет старше ее. Бернардина (так ее звали) тратила деньги направо и налево, кроме того, была, как уверял Мюнхгаузен, ему неверна, и он решил с ней развестись. По тем временам — непросто. Судебный процесс затянулся, барон почти разорился — и умер, страдая от супружеской неверности и репутации враля.
Реальный барон Мюнхгаузен. Портрет 1752 г.Фото: picture-alliance/dpa/Münchhausen-Museum BodenwerderПриключения в России
А его (якобы его!) рассказы вошли в историю, и имя барона Мюнхгаузена стало нарицательным. Между прочим, одна из книг о нем целиком посвящена приключениям барона в России. Именно оттуда — знаменитые истории о взбесившейся шубе, об утках, которых он приманил салом на бечевке и которые несли его над русскими селами, о въезде в Петербург на волке, запряженном в сани, и о том, как в буран, когда все было завалено снегом, Мюнхгаузен привязал свою лошадь к столбику, который, когда снег утром стаял, оказался шпилем церкви. Мюнхгаузен спас болтавшуюся на привязи над куполом церкви лошадь, перебив выстрелом из пистолета эту привязь. Лошадь благополучно упала вниз, и барон продолжил свой путь.
Какие из этих анекдотов действительно рассказывал барон Мюнхгаузен, а какие сочинили сами авторы книг, — сегодня, повторим, установить невозможно. Но одно не подлежит сомнению: образ Мюнхгаузена, нарисованный Доре и ставший хрестоматийным, — худого, нескладного, с бородкой-эспаньолкой и огромными, карикатурными, торчащими усами — совершенно не соответствует действительности. Кирасиров подбирали из физически особенно крепких, статных мужчин, а бороды и усы тогда брили. В музее Мюнхгаузена в его родном Боденвердере висит копия его портрета 1752 года. Можете сами сравнить, насколько он не похож на книжного персонажа.
Музей МюнхгаузенаФото: picture-alliance/dpa/J. StratenschulteМузей в Боденвердере расположился в одном из домов городка, потому что в главном здании родового имения барона сегодня находится ратуша. А знаменитый замок из советского фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (гораздо более импозантный, чем реальная усадьба барона) стоит совершенно в другом месте — в восточногерманском Вернигероде.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Барон Мюнхгаузен в жизни и в литературе
В мировой литературе есть немало героев, чьи имена стали для нас олицетворением разных человеческих качеств: Обломов — лени, Плюшкин — скаредности, Сальери — зависти, Атос — благородства, Яго — коварства, Дон Кихот — бескорыстного романтизма. Символом безудержного фантазёрства считается герой книги Рудольфа Эриха Рáспе «Приключения барона Мюнхгаузена».
арон Мюнхгаузен. Иллюстрация Гюстава Доре. 1862 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
Рапорт ротного командира барона Мюнхгаузена в полковую канцелярию за собственноручной подписью, написанный писарем в 1741 году. Фото: Wikimedia Commons/PD.
Дом барона Мюнхгаузена в Боденвердере, где он родился и вырос. Сейчас здесь располагается муниципалитет.
Амбар, восстановленный Обществом друзей Мюнхгаузена, — самое старое здание в имении барона. В нём находится музейная коллекция.
Охотничий павильон, где в кругу друзей и соседей барон Мюнхгаузен рассказывал о своих необыкновенных приключениях в России.
Памятник барону Мюнхгаузену работы А. Ю. Орлова, установленный в Москве…
…и в Боденвердере.
Г. Брукнер. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен в мундире кирасира. 1752 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
Барон Мюнхгаузен рассказывает истории. Старинная почтовая открытка. Автор Оскар Херфурт. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
‹
›
Открыть в полном размере
В отличие от подавляющего большинства литературных персонажей, выдуманных писателями, Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен существовал на самом деле. Он родился 11 мая 1720 года в маленьком городке Боденвердере по соседству с Ганновером. До сих пор сохранился дом, где он вырос и провёл последние годы жизни. Сейчас в нём располагается муниципалитет. Рядом есть музей, где собраны вещи и документы, имеющие отношение к реальному барону Мюнхгаузену. А неподалёку от музея установлена скульптура, изображающая одно из похождений барона, красочно описанное им самим: Мюнхгаузен за косицу парика вытаскивает из болота себя и свою лошадь. Надпись на памятнике гласит: «Дар фонда ”Диалог культур — единый мир”». Эта работа московского скульптора А. Ю. Орлова была подарена городу Боденвердеру в 2008 году, а немного раньше, в 2004-м, такой же памятник появился в Москве, рядом со станцией метро «Молодёжная».
Почему же русский скульптор задумал увековечить немецкого барона? Какое отношение Мюнхгаузен имеет к нашей стране? Да самое прямое. Подтверждение тому — первые строки знаменитой книги: «Я выехал из дома в Россию в середине зимы…» Именно с этого момента начинаются его невероятные приключения.
Но каким образом барон из Ганновера оказался так далеко от дома? Обратимся к истории.
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен принадлежал к очень древнему саксонскому роду, основателем которого считается рыцарь Хейно — в ХII веке он принимал участие в крестовом походе Фридриха Барбароссы* в Палестину. Почти все его потомки погибли в войнах. В живых остался только один — он не участвовал в сражениях, а жил в монастыре. Монах получил разрешение покинуть обитель, с него-то и началась новая ветвь рода, потомки которой носили фамилию Мюнхгаузен, что означает «Дом монаха». Вот почему на всех гербах, принадлежащих Мюнхгаузенам, изображён монах с посохом и мешочком с книгой.
Всего известно 1300 представителей рода Мюнхгаузенов, около пятидесяти из них — наши современники. Среди потомков монаха было немало выдающихся личностей, например министр ганноверского двора Герлах Адольф фон Мюнхгаузен (1688—1770), основатель Гёттингенского университета, и барон Александр фон Мюнхгаузен (1813—1886) — премьер-министр Ганновера.
Отец Карла Фридриха Иеронима — Отто фон Мюнхгаузен — успешно продвигался по военной службе, как было принято в то время, и дослужился до звания полковника. Он умер очень рано, когда Карлу Фридриху исполнилось всего четыре года. Наш герой, следуя семейной традиции, тоже готовился стать военным. В пятнадцать лет он поступил на службу пажом к владетельному герцогу Фердинанду Альбрехту II Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. А через два года Мюнхгаузен отправился в Россию, где стал пажом молодого герцога Антона Ульриха.
В это время императорский трон в России занимала Анна Иоанновна — дочь Ивана V, племянница Петра I. Детей у неё не было, и ей хотелось передать власть кому-то из близких родственников. Императрица решила выдать свою племянницу принцессу Анну Леопольдовну за европейского принца, чтобы дети от этого брака могли унаследовать российский престол. Выбор пал на служившего в России молодого герцога Антона Ульриха, который участвовал в походах против турок. Во время штурма крепости Очаков он оказался в гуще боя, конь под ним был убит, адъютант и двое пажей ранены и вскоре скончались. Надо было найти им замену. Мюнхгаузен не испугался, что его может ожидать такая же участь, какая выпала на долю его предшественников, и вызвался ехать на службу к Ульриху. Так барон получил место в его свите.
В то время, по традиции, заложенной ещё Петром I, в Россию приглашали на работу и на военную службу много иностранцев. Среди них больше всего было представителей Германии. Они честно служили новому отечеству, и многие сделали блестящую карьеру. Как, например, Генрих Иоганн Остерман — выдающийся дипломат, за год выучивший русский язык и полностью обрусевший. Он принял русское имя Андрей Иванович. О силе его влияния можно судить по присвоенному ему прозвищу — Оракул. Или Карл Вильгельм Генрих фон дер Остен-Дризен, на родовом гербе которого были высечены слова: «Для Отечества и за честь — Всё». Или граф Бурхард фон Миних, по проекту которого были возведены Иоанновский и Алексеевский равелины Петропавловской крепости. Бенкендорфы, Палены, Корфы, Ливены, Врангели… Их вклад в историю нашей страны трудно переоценить.
Мюнхгаузен приехал в Россию в 1737 году. Он был молод, полон надежд и уверенности, что судьба сложится удачно. Его стать и весьма привлекательная внешность тоже имели немаловажное значение для продвижения по службе. Карл совсем не походил на того барона, какого мы знаем по иллюстрациям Густава Доре, — худого, забавного старичка с лихо закрученными усами. У настоящего Мюнхгаузена вообще не было усов. Напротив, барон был всегда гладко выбрит и элегантно одет.
Как и задумала Анна Иоанновна, Антон Ульрих женился на Анне Леопольдовне. Молодые ждали наследника и с его появлением могли занять российский трон… Казалось, при данном раскладе для барона было бы самым разумным оставаться на службе у Антона Ульриха. Однако Мюнхгаузен принимает совершенно неожиданное, но, как оказалось впоследствии, спасительное решение — уйти на военную службу. Принц не сразу и неохотно отпустил столь видного пажа из своей свиты.
В декабре 1739 года Мюнхгаузен поступил на службу корнетом в Брауншвейгский кирасирский полк в Риге. А поскольку шефом полка числился принц Антон Ульрих, военная карьера барона пошла в гору. Уже через год он стал поручиком, командиром первой роты полка. Барон был хорошим офицером и, наверное, очень скоро продвинулся бы по службе дальше, получил бы хорошую пенсию и вернулся на родину доживать оставшиеся годы в почёте и довольстве.
Но тут случилось непредвиденное. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета — дочь Петра I — устроила государственный переворот и захватила власть. Сторонников Анны и Ульриха арестовали. Все они оказались в заточении в Рижском замке. Поручик Мюнхгаузен стал невольным стражником своих высоких покровителей. Опала не коснулась самого Мюнхгаузена, ведь он уже не числился в свите Ульриха. И всё-таки многие высшие чины во власти помнили, кто ему покровительствовал. Следующий чин ротмистра он получил лишь в 1750 году, последним из представленных к повышению.
К этому времени устроилась личная жизнь барона — он женился на прибалтийской немке Якобине фон Дунтен, дочери рижского судьи. Рига к тому времени уже вошла в состав Российской империи, так что женой Мюнхгаузена стала российская подданная. Этот брак ещё больше укрепил связь барона с Россией.
Получив чин ротмистра, барон взял годовой отпуск и отправился домой, в Германию, в своё родовое дворянское гнездо в городке Боденвердере «для исправления крайних и необходимых нужд», как было написано в прошении. Мюнхгаузен дважды продлевал отпуск, понимая, что нового звания ему не дождаться, и в конце концов в 1754 году его отчислили из состава полка за неявку.
После службы в России барон заскучал. В городке с населением всего 1200 человек отважному ротмистру некуда было приложить свои силы и энергию. Наверное, поэтому он построил в поместье охотничий павильон в модном тогда парковом стиле, чтобы принимать там друзей. Уже после смерти барона грот прозвали «павильоном лжи», потому что именно там хозяин рассказывал гостям небылицы о своей жизни в чужой стране.
Фантастические истории — о взбесившейся шубе, которая рвёт на клочки всё, что висит в гардеробе, в том числе и парадный мундир, о въезде в Петербург на волке, запряжённом в сани, о коне, разрезанном пополам в Очакове, о вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, и множество других — с интересом слушали соседи и заезжие гости. Они верили и не верили, но приходили снова и снова. Так к Мюнхгаузену пришла популярность.
Надо заметить, что к мировой славе барон вовсе не стремился. И не имел бы её, если бы на один из таких вечеров не забрёл Рудольф Эрих Распе, которого просто заворожили невероятные истории хозяина дома. А поскольку Распе сам был не чужд творчества — превосходный рассказчик, писатель, историк и археолог, автор одного из рыцарских романов «Хермин и Гунильда», — ему в голову пришла мысль собрать услышанные истории и издать их. Знал ли он, что первые записки, основанные на рассказах барона, уже выходили, сказать трудно. Впервые их напечатали в 1761 году в Ганновере под названием «Чудак». Три рассказа — о собаке с фонарём на хвосте, о простреленных шомполом куропатках и о гончей, ощенившейся на бегу в погоне за зайчихой, — вышедшие в свет без указания фамилии автора, позже были включены во все сборники. Через 20 лет, в 1781 году, в Берлине был напечатан «Путеводитель для весёлых людей», где 16 рассказов излагались уже от имени вполне узнаваемого «М-г-з-на». Но мировую известность барону принесла книга Распе, которую тот издал в 1785 году в Англии. Это был небольшой сборник рассказов под названием «Лживые или вымышленные истории».
Узнав о книге, Мюнхгаузен посчитал, что таким названием Распе публично представил его лжецом. Барон якобы пришёл в ярость и пригрозил заколоть наглеца, который опозорил его имя. Мюнхгаузену было совсем небезразлично, как его сочинения принимаются английской публикой. Дело в том, что в 1714 году королём Великобритании стал Георг — курфюрст Ганновера, и это, безусловно, способствовало культурно-экономическому развитию обеих стран. Ганноверская королевская династия была переименована в Виндзорскую только в ХХ веке из-за начавшейся Первой мировой войны, в которой Великобритания оказалась противником Германии.
К счастью для Распе, с Мюнхгаузеном он ни разу не встречался, а деньги и мировую славу книга ему принесла. Барон же получил титул «короля лжецов» и «вруна всех вралей». В 1786 году Г. А. Бюргер перевёл книгу Распе на немецкий язык.
Вымышленный барон Мюнхгаузен завоевал славу во всей Европе, а жизнь реального персонажа оказалась нелёгкой. В 1790 году умерла жена Мюнхгаузена Якобина. Спустя четыре года он снова женился на совсем молодой Бернардине фон Брун, которая оказалась легкомысленной и расточительной. Кончилось тем, что барон разорился и умер в бедности в 1797 году от апоплексического удара.
Подведём итог. Творцами приключений Мюнхгаузена стали три человека: сам барон, Рудольф Эрих Распе, напечатавший книгу в Англии, и Готфрид Август Бюргер, издавший сборник в Германии. Книги, изданные Распе и Бюргером, отличаются одна от другой. Каждый издатель что-то досочинил, заимствуя сюжеты из литературы, из народных баек и пуская в ход собственную фантазию. Но затеял всю эту историю житель немецкого городка Боденвердера, ротмистр русской службы Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен, которого теперь знает весь мир.
Комментарии к статье
* Фридрих I Барбаросса — король Германии (1152—1190), император Священной Римской империи (1155—1190), герцог Швабии (1147—1152).
Небылицы о бароне Мюнхгаузене
(Ниже приводится сообщение Тару Шпигель, специалиста по справочным материалам Европейского отдела. ) через некоторое время. Мюнхгаузен, вечный искатель приключений, пересекает мир, посещает Луну и проваливается сквозь ядро земли, чтобы оказаться на другой стороне. Он летает на спине орла, его проглатывает большая рыба, он носит лошадей под мышкой, катается на пушечных ядрах по воздуху, среди многих других выходок. Будучи офицером и джентльменом 18-го века, Мюнхгаузен не был чужд кровожадным боям и охоте. Во время этих подвигов происходят поразительные события, например, когда он попадает между крокодилом и львом и падает, а нападающий лев летит прямо в распростертую пасть крокодила, тем самым избавляя барона от обеих угроз.
«Удивительные приключения барона Мюнхгаузена». Иллюстрировано Уильямом Стрэнгом и Дж. Б. Кларком, с предисловием Томаса Секкомба. London: Lawrence and Bullen, 1895.
Имя Мюнхгаузен первоначально принадлежало реальному капитану немецкой армии Карлу Фридриху Иерониму, барону фон Мюнхгаузену (1720-97). Выйдя на пенсию, этот джентльмен развлекал своих друзей совершенно невозмутимыми историями о том, как он служил в русской армии, сражаясь с турками. Оригинальные приключения Мюнхгаузена, впервые опубликованные в конце 18 века, возможно, имели некоторую связь с известными историями фон Мюнхгаузена из реальной жизни. Однако со временем в новые издания добавлялось больше приключений, часто адаптированных из других литературных произведений.
Истории были переведены более чем на 40 языков и опубликованы в сотнях различных изданий, многие из которых адаптированы для детей. Различные художники иллюстрировали сказки барона, в первую очередь Гюстав Доре (1832-83), который создал архетипический персонаж Мюнхгаузена с завитым набок париком и орлиным носом.
«Шедевры произведений Гюстава Доре». С мемуарами Доре и описательной высокой печатью Эдмунда Олье. Введение Шарлотты Адамс. Нью-Йорк [и др.]: Cassell & Company, Limited, 1887. Бюст Мюнхгаузена.
На этой картине герб Мюнхгаузена изображает его различные приключения, а девиз гласит: «Во лжи — правда». Совершенно лживо, следуя басням Мюнхгаузена, Доре приписывает бюст барона знаменитому скульптору Канове (1757-1822), который в 1766 году был еще ребенком и никак не мог создать такое произведение.
Отец Мюнхгаузена тоже был настоящим авантюристом, если верить сыну. Во время путешествия из Англии в Нидерланды папа Мюнхгаузен поймал морского конька и покатался на нем по морскому дну. Мюнхгаузен-младший и сам был знаком с морем: его проглотило морское чудовище, и он улетел на Луну на корабле, движимом ужасным штормом.
«Шедевры произведений Гюстава Доре». С мемуарами Доре и описательной высокой печатью Эдмунда Олье. Введение Шарлотты Адамс. Нью-Йорк [и др.]: Cassell & Company, Limited, 1887. На первом изображении отец Мюнхгаузена путешествует по морю. Во втором корабль Мюнхгаузена летит на Луну.
«Шедевры произведений Гюстава Доре». С мемуарами Доре и описательной высокой печатью Эдмунда Олье. Введение Шарлотты Адамс. Нью-Йорк [и др.]: Cassell & Company, Limited, 1887. На первом изображении отец Мюнхгаузена путешествует по морю. Во втором корабль Мюнхгаузена летит на Луну.
Бесстрашный барон был, конечно, выдающимся наездником. Посещая Литву, он приручил непослушную лошадь, которой все боялись. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, он заставил животное прыгать по столу, не разбив ни одной посуды. В другой раз, попав в болото, Мюнхгаузен спас себя и лошадь, подняв их обоих за косичку.
«Приключения барона де Мюнхгаузена». Новый перевод Теофиля Готье сына; иллюстрации Гюстава Доре. Париж: Furne, Jouvet et cie, [ок. 1862]
«Приключения барона де Мюнхгаузена». Новый перевод Теофиля Готье сына; иллюстрации Гюстава Доре. Париж: Furne, Jouvet et cie, [ок. 1862]
Первый лунный побег барона состоялся потому, что ему нужно было забрать с Луны свой серебряный топорик. Недооценивая свою силу, он бросил предмет дальше, чем предполагалось. Подобно другому Джеку с бобовым стеблем, Мюнхгаузен использовал те же средства, чтобы взобраться на Луну. Он использовал веревку, сделанную из соломы, чтобы спуститься. Когда он соскользнул к концу этой слишком короткой веревки, он отрезал веревку над собой, привязал ее к концу, который все еще держал, и соскользнул вниз, используя этот уникальный метод.
«Des Freiherrn von Münchhausen Reisen und Abenteuer». Нач Г.А. Bürger für die Jugend bearb. Mit Vorwort фон Франца Хоффмана. 8 Bilder in Farbendruck nach Aquarellen фон В. Зиммлера. 4. Ауфл. Штутгарт, Дж. Хоффманн, 18–.
Во время другого приключения Мюнхгаузен нашел фрукты размером с галлон, наполненные виноподобным веществом. Поскольку ранее он случайно наткнулся на группу очень больших орлов и использовал одного из них в качестве транспорта, он смог унести немало прекрасного напитка на спине орла. Мюнхгаузен, однако, был вынужден подождать некоторое время, потому что птицы тоже попробовали крепкий напиток и, пошатываясь, нуждались в отдыхе, чтобы оправиться от воздействия вина.
Мартин, Джон. «Детский Мюнхгаузен». Бостон и Нью-Йорк: компания Houghton Mifflin, 1921.
Оппер. Фредерик Берр. Он избивает их всех на куски.
Фрагмент обложки «Puck». Нью-Йорк: Keppler & Schwarzmann, 1894.Возможно, самым невероятным подвигом барона является его неизменная привлекательность. Этот комический литературный персонаж так же узнаваем, как Фальстаф или Дон Кихот. Мало того, что его возмутительные приключения все еще печатаются, они также были представлены на сцене, на радио, в кино и на телевидении.
«Познакомьтесь с бароном». Постер к фильму. Нью-Йорк: Тукер Лито. Co., 1933. Актер Джек Перл выдает себя за настоящего барона Мюнхгаузена.
Барон Мюнхгаузен — Энциклопедия
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ |
МЮНХАУЗЕН, Барон. Это имя известно в истории литературы благодаря забавно-лживым рассказам, известным как «Приключения барона Мюнхгаузена». В 1785 году в Лондоне была издана небольшая шиллинговая книга в 49 страниц (как мы знаем из Critical Review за декабрь 1785 года) под названием Рассказ барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию. О существовании копии не известно, но второе издание (по-видимому, идентичное) было напечатано в Оксфорде в начале 1786 года. Издателем обоих этих изданий был некий Смит, который затем продал его другому книготорговцу по имени Кирсли, который издал в 1786 г. дополненное издание (дополнения к которому в 7-м издании были указаны не автором оригинала), с иллюстрациями под заглавием Gulliver Reviv’d: The Singular Travels, Campaigns, Voyages, and Sporting Adventures of Baron Munnikhouson, обычно произносится как Мюнхгаузен; как он рассказывает их за бутылкой в окружении своих друзей.
Четыре издания быстро увенчались успехом, и свободный немецкий перевод поэта Готфрида Августа Бюргера из пятого издания был напечатан в Геттингене в 1786 году. Седьмое английское издание (1793 г. ), которое является обычным текстом, имеет моральный подзаголовок. , Или Порок лжи должным образом разоблачен, и имел новые дополнения. В 1792 году появилось продолжение , посвященное Джеймсу Брюсу, африканскому путешественнику, чье путешествие для открытия Нила (1790) вызвало недоверие и насмешки. Время шло. на Мюнхгаузен стал популярнее и был переведен на многие языки. Были опубликованы продолжения и предоставлены новые иллюстрации (например, Т. Роулендсон, 1809 г.; А. Кроуквилл, 1859 г.; А. Круикшенк, 1869 г.; французский художник Ричард, 1878 г.; Гюстав Доре, 1862 г.; У. Странг и Дж. Б. Кларк, 189 г.).5). Тема барона Мюнхгаузена, «натягивающего лук»Первоначальный автор сначала был неизвестен, и до 1824 года его обычно отождествляли с Бюргером, который сделал немецкий перевод 1786 года. остальное, заявив, что настоящим автором был Рудольф Эрих Распе. Распе, по-видимому, познакомился в Геттингене с Иеронимом Карлом Фридрихом, барином фон Мюнхгаузеном, из Боденвердера в Ганновере. Этот фрайхерр фон Мюнхгаузен (1720-1797) состоял на русской службе и XIX в. Я служил против турок, и, уйдя в отставку в 1760 году, он жил в своих поместьях в Боденвердере и имел обыкновение развлекать себя и своих друзей и озадачивать мудрецов и тупиц, рассказывая о необычайных примерах своей доблести солдата и спортсмена. Его рассказы стали притчей во языцех в его кругу, и Распе, когда ему было трудно зарабатывать на жизнь в Лондоне, использовал это предложение для своей небольшой брошюры. Но его повествование во многом обязано и таким источникам, известным Распе, как книга Генриха Бебеля.0063 Facetiae bebelianae
(1508), Deliciae Academicae (1665) Дж. П. Ланге, раздел которого называется Mendacia ridicula, Castiglione Cortegiano (1528), Travels of the Louterbach, приписываемый Финкенриттеру4, в 16 веке и другие работы в этом роде. Распе можно считать ответственным только за ядро книги; дополнения были сделаны писаками книготорговцев из таких источников, как Vera historia Люциана, или Voyages imaginaires (1787), в то время как предложения были взяты из мемуаров барона де Тотта (англ.